Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ PDF Печать Email

 

а/ Прежде всего необходимо выбрать перевод, наиболее адекватный смыслу тех языков, на которых была написана Библия; при этом следует отдавать предпочтение переводам, сделанным большой группой ученых и опубликованным общеизвестными издательствами (а не тем, которые сделаны по инициативе какой-либо деноминации или группы людей со своими особыми интересами).

Необходимо соблюдать осторожность и не разрабатывать принципиальные вероучительные положения на основе только одного перевода. Опытные исследователи обращаются к греческим и еврейским текстам, которые дают им возможность рассмотреть различные прочтения материала, содержащегося в древних библейских рукописях.

б/ Необходимо составить конкретный план исследования, остерегаясь случайных и неоправданных подходов. Примерный план таков:

1/ последовательный анализ содержания от одной книги к другой;

2/ последовательный анализ стихов;

3/ поиск библейского решения какой-либо конкретной жизненной проблемы, библейского удовлетворения конкретной потребности и библейского ответа на конкретный вопрос;

4/ тематическое исследование (вера, любовь, второе пришествие и т.д.);

5/ лексический анализ;

6/ биографическое исследование.

в/ Необходимо выявить простой, наиболее очевидный смысл исследуемого библейского отрывка.

г/ Раскрыть, как в тех или иных текстах, отрывках и книгах представлены принципиальные, основополагающие темы Писания. Через все Писания проходят две основных, взаимосвязанных темы:

1/ личность и деяния Иисуса Христа;

2/ великая борьба, вбирающая в себя вопрос об авторитете Слова Божия, о грехопадении, о первом и втором пришествиях Христа, об оправдании божественного характера и закона и о восстановлении божественного плана устроения Вселенной.

Эти темы необходимо выявить из целостного изучения Писания, не налагая их на него заранее.

д/ Признать, что наилучшим истолкованием Библии является она сама и что смысл слов и отрывков лучше всего определяется путем добросовестного сравнения одного писания с другим.

ж/ Исследовать контекст рассматриваемого отрывка, соотнося его (отрывок) с предшествующими и последующими предложениями и абзацами. Пытаться соотнести идеи, содержащиеся в рассматриваемом отрывке, с ходом мысли всей библейской книги.

з/ По возможности выявить те исторические обстоятельства, при которых библейский писатель, наставленный Святым Духом, написал данный отрывок.

и/ Определить литературный жанр, используемый автором. Некоторые библейские материалы содержат притчи, пословицы, аллегории, псалмы и апокалиптические пророчества. Поскольку многие библейские писатели предпочитали поэтическую форму изложения, полезно обратиться к тому переводу Библии, в котором данный материал представлен в поэтическом стиле, так как отрывки, содержащие поэтические образы, нельзя истолковывать по тем правилам, какие характерны для толкования прозы.

к/ Признать, что рассматриваемый библейский текст может не подходить во всех подробностях под современные литературные категории. Необходимо остерегаться, чтобы при истолковании смысла библейского текста данные категории не оказывали чрезмерного влияния на результат истолкования. Человеку свойственно находить то, что он хочет найти, даже если автор и не имел это в виду.

л/ Чтобы правильно раскрыть смысл авторских слов, необходимо обратить внимание на грамматику и синтаксис текста. Надо изучать ключевые слова рассматриваемого отрывка, сравнивая их употребление в данном тексте с употреблением в других частях Библии ( и используя для этого алфавитные указатели слов (симфонии) и библейские словари).

м/ Параллельно исследованию библейского текста необходимо изучать историко-культурный контекст его написания. Данные археологии, антропологии и истории могут содействовать правильному пониманию смысла рассматриваемого текста.

н/ Адвентисты седьмого дня верят, что Бог вдохновил Елену Уайт на написание своих сочинений, и поэтому ее толкования тех или иных библейских отрывков являются богодухновенным руководством в их осмыслении (не исчерпывая при этом их значения и не упраздняя задач дальнейшего истолкования) (см., например, Evangelism, p 256; The Great Controversy, p 193, 595; Testimonies, vol. 5, p. 665, 682, 707, 708; Cousels to writers and Editors p 33-35).

о/ Проделав все, описанное выше, необходимо обратиться к различным комментариям и другим вспомогательным средствам (например, к исследованиям других ученых, чтобы рассмотреть иную точку зрения на анализируемый отрывок). Затем надо дать серьезную оценку другим взглядам с точки зрения Библии как единого целого.

п/ При истолковании пророчеств необходимо помнить, что:

1/ Согласно Библии Бог может предсказывать будущее (Ис.46:10).

2/ Пророчество имеет нравственную цель. Оно было написано не для того, чтобы просто удовлетворить чье-то любопытство относительно грядущих событий. Одна из целей пророчества состоит в том, чтобы укрепить веру (Иоан.14:29), а также способствовать благочестию и готовности встретить Христа в Его Втором пришествии (матф.24:44; Откр.22:7, 10,11).

3/ В большинстве пророчеств речь идет о Христе ( о Его Первом и Втором пришествиях), о церкви и о конце времени.

4/ Нормы истолкования пророчеств содержатся в самой Библии: она говорит о временном аспекте пророчеств и их историческом исполнении; новый Завет содержит конкретные исполнения ветхозаветных пророчеств о приходе Мессии, а Ветхий повествует о лицах и событиях, служивших Его прообразованием.

5/ В контексте Нового Завета некоторые ветхозаветные наименования обретают духовный смысл: например, Израиль означает церковь, Вавилон - религию богоотступничества и т.д.

6/ Существуют два основных вида пророческих писаний: неапокалиптические пророчества (например, пророчества Исайи и Иеремии) и пророчества апокалиптические (Даниила и Книги Откровения). Оба вида имеют свои отличительные особенности:

а/ Неапокалиптические прорчества обращены к народу Божию; апокалиптические более универсальны по своему замыслу.

б/ Неапокалиптические пророчества часто имеют конкретно-обусловленный характер: они говорят народу Божию о грядущем благословении за послушание и проклятии за непослушание; апокалиптические пророчества в первую очередь сосредоточены на верховной власти Бога и Его управлении историей.

в/ Неапокалиптические пророчества часто резко переходят от какого-либо конкретного потрясения к завершающему историю дню Господню; апокалиптические повествуют о ходе истории со времени, в котором живет пророк, до конца мира.

г/ В неапокалиптческих пророчествах, как правило, речь идет о больших отрезках времени (например, пророчество о четырехсотлетнем рабстве Израиля в Египте (Быт. 15:13) или о семидесятилетнем периоде вавилонского пленения (Мер.25:12). В апокалиптических пророчествах периоды, как правило, довольно короткие (например, десять дней (Откр.2:10) или сорок два месяца (Откр. 13:5), однако в действительности они символизируют более длительные отрезки реального времени.

7/ Апокалиптические пророчества в высшей степени символичны и должны истолковываться соответсвующим образом. В истолковании символов желательно использовать следующие приемы:

а/попытаться найти истолкование (явное или скрытое) в самом отрывке (см., например, Дан. 8:20-21; Откр. 1:20);

б/ попытаться найти возможное истолкование в других местах книги или в других сочинениях данного автора;

в/ используя библейский указатель (симфонию), изучить характер употребления рассматриваемых символов в других книгах Писания;

г/ исследовать древние литературные документы ближневосточного региона, так как они могут содействовать правильному осмыслению анализируемых символов (при этом, однако, необходимо помнить о том, что в контексте Библии их значение могло измениться).

8/ Нередко помощь в истолковании того или иного пророчества оказывает само построение книги (в качестве примера можно вспомнить о параллельных линиях в пророчествах Даниила).

р/ Иногда параллельные места содержат расхождения в деталях и акцентах (для примера можно сравнить притчу о злых виноградарях у Матфея, Марка и Луки (Матф. 21:33-34; Марк. 12:1-11; Лук. 20:9-18) или сопоставить события, изложенные в 4 Книге Царств и 2 Книге Паралипоменон (4Цар.18020; 2 Пар. 32) . Изучая такие отрывки, необходимо прежде всего убедиться, что параллельные места действительно повествуют об одном и том же событии. Притчи Иисуса, например, могут иметь под собой различные основания, соотноситься с разными слушателями и менять форму выражения.

Если в параллельных местах имеются какие-либо расхождения, необходимо помнить, что в целом библейская весть представляет собой синтез всех частей Библии. Каждая книга или писатель сообщают о том, что было угодно вложить в них Святому Духу. Каждый писатель вносит свой вклад в богатство и многообразие Писаний (The Great Controversy, p. 5-6). Читателю надо уловить своеобразие каждого писателя, в то же время признавая принципиальное единство божественного самооткровения.

Если создается впечатление, что параллельные места содержат явные расхождения или противоречия, необходимо попытаться отыскать их глубинную согласованность. Кроме того, надо помнить, что несоответствия могут возникнуть в результате незначительных погрешностей, допущенных переписчиками (Selected Message, book 1 p. 16) или в результате того, что различные авторы, наставляемые и вдохновляемые Святым Духом, по-своему отбирали и осмысляли материал, ориентируясь только на своих читателей и сообразуясь с окружающими их конкретными обстоятельствами (Ibid., p 21-22; The Great Controversy, p 6).

Иногда малые несоответствия невозможно согласовать во всех подробностях, которые никак не соотносятся с основной, четко выраженной вестью Писания. В таких случаях лучше воздержаться от вынесения оценки и позаботиться о получении более полной информации, которая позволит разъяснить кажущееся противоречие.

с/ Библия была написана с практической целью, то есть для того, чтобы раскрыть человечеству волю Бога. Однако для того, чтобы избежать неправильного истолкования некоторых изречений, надо помнить, что она была обращена к народам восточной культуры и сообразовывалась с их стилем мышления.

Некоторые библейские выражения (например, "Господь ожесточил сердце фараона" - Исх.9:12, "злой дух от Бога - 1 Цар. 16:15, "три дня и три ночи " Ионы в сравнении со смертью Христа - Матф. 12:40 обычно понимаются неверно, поскольку в современной ситуации истолковываются с иной точки зрения.

Для того, чтобы правильно их понять, надо хорошо знать культуру Ближнего Востока. Например, у евреев активное начало в совершении каких-либо действий может приписываться тому, кто на самом деле этих действий не совершал, но и не препятствовал их совершению. Поэтому библейские писатели обычно считают, что Бог активно действовал там, где мы сказали бы, что Он просто не препятствовал совершению каких-либо действий (например, тому, чтобы сердце у фараона ожесточилось).

Современного читателя смущает и божественное повеление о том, чтобы Израиль вступил в войну и уничтожил целые народы. Израиль изначально был организован как теократическое государство, в котором Божие управление непосредственно совершалось через земное правительство. Такое государство было единственным, его больше не существует и потому оно не может рассматриваться как непосредственный образец для христианской практики.

В Писаниях запечатлена жизнь и изречения тех персонажей, которые были приняты Богом, но которые не следовали духовным принципам Библии в целом (например, повествуется об их злоупотреблении вином, о многоженстве, разводах, рабовладении). Хотя мы не находим явного осуждения столь глубоко укоренившихся обычаев, это вовсе не значит,что Бог одобрял все то, что делали патриархи и Израиль: многое Он просто терпеливо сносил.

Это показал Иисус, говоря с фарисеями о разводе (Матф.19:4-6,8). Писания проникнуты духом возрождения. Бог терпеливо стремится к тому, чтобы вознести падшее человечество из глубин греха до высот небесного идеала. Следовательно, мы не можем считать образцовыми поступки тех библейских персонажей, которые были подвержены греху.

В Писаниях вся полнота божественного откровения открывается человеку постепенно. Например, Нагорная проповедь Иисуса углубляет и расширяет смысл некоторых ветхозаветных представлений. Сам Христос является окончательным откровением божественного характера человечеству (Евр.1:1-3).

Несмотря на то, что Библия от Книги Исход до Книги Откровение представляет собой всеобъемлющее единство, несмотря на то, что все Писание в равной мере богодухновенно, Богу было угодно открыть Себя человеку и через человека, сообразуясь с его духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями. Оставаясь неизменным, Бог постепенно открывает людям всю полноту Своего откровения соразмерно уровню их понимания (Иоан.16:12; The SDA Bible Commentary, vol 7, p 9454 Selected message, book 1,p. 21).

Любая библейская информация, каждое библейское изречение богодухновенны, однако не каждое изречение или информация являются нормой, определяющей жизнь современного христианина. Необходимо понять дух и букву Писания (1 Кор.10:6-13; The Desire of Ages, p. 150; Testimonies, vol.4 p. 10-12).

т/ И наконец постарайтесь использовать анализируемой текст непосредственно в вашей жизни. Спросите, какую весть и с какой целью Бог хочет сообщить через Писание. Каково значение данного текста лично для вас? Как можно его применить к той ситуации и обстоятельствам, в которых вы в данный момент находитесь? Поступая таким образом, помните, что, хотя многие библейские отрывки имеют конкретное значение, обусловленное эпохой их написания, они тем не менее содержат вневременные, вечные принципы, применимые к любой эпохе и культуре.