Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 24 апреля 2024
ГЛАВА 2 PDF Печать Email

 

1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. 4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя?

6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. 9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.

10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. 11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.

12 И, подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.

Комментарий ко 2-й главе

1 2:1 Спустя некоторое время, наступило время очередного небесного совета, на который вновь прибыл сатана; см. 1:6, 7.

2 2:3 Несмотря на коварство сатаны, Бог ведет борьбу справедливо и честно. Не имея возможности причинить зло Творцу, Люцифер посягает на Его творение. Но и здесь он не может сделать большего, чем то, что позволит Ему Господь.

Очевидно, что Бог имел силу остановить дьявола в самом начале, не допуская все то зло, которое он совершил, но в силу своей справедливости Господь не мог так поступить как по отношению к самому Люциферу, так и по отношению ко всем свидетелям возникшего конфликта.

3 2:6 Жизнь; еврейское слово нефеш может здесь иметь два значения - «душа» или «жизнь», равно как и некоторые другие, но в данном случае контекст свидетельствует в пользу значения «жизнь».

4 2:8 LXX добавляет: [вне селения] 6 2:9 LXX представляет этот стих в следующем виде: «По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего. Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово Богу и умри.» - Ничего подобного нет ни в одной из еврейских рукописей; имеются сомнения и относительно существования такого текста в древнейших греческих рукописях.

6 Таргум (древнееврейские пересказы или толкования библейских книг) на Книгу Иова называет жену Иова Диной. Существует также древняя раввинская традиция, утверждающая, что Иов был женат на Дине, дочери Иакова.

7 2:10 Иов не имеет в виду умственный недостаток, но нравственный или религиозный. Можно по-разному оценивать совет жены Иова - как пособницы дьявола или как измученной и исстрадавшейся женщины, которая, в сущности, разделила с Иовом те же страдания, кроме, разве что, его болезни. Явно одно - сатана использует ее как еще одну попытку сломить Иова, на этот раз через совет самого близкого ему человека.

8 Опять Иов говорит о Боге как об источнике зла (см. 1:21, 22).

Иов совершенно не допускает существование сатаны, потому он и приписывает происхождение зла Богу. Но именно по причине неведения эти слова не являются грехом. Иову еще много предстоит узнать о великом противостоянии добра и зла, а также о своей роли в этом. Дьявол же старается так представить все, чтобы люди обвиняли Бога в том, за что на самом деле ответственен он сам.

9 2:11 На самом деле в разговоре участвовали четверо, да и слушателей, возможно, было немало, однако только трое пришли из далеких мест; четвертый, Елиуй, был вузитянином, то есть жителем земли Уц (в другом произношении - Уз или Вуз). См 32:2.

10 Житель Фемана, области Едома. У Исава был внук Феман, сын Елифаза (Быт. 36:10, 11). Страна Феман в Священном Писании тесно связана с Едомом (см. Иер. 49:7 и др.).

11 Вилдад Савхеянин (евр. shuchi) считается потомком Шуаха, сына Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2). Но он также мог происходить из местности Shukhu, что на среднем Евфрате.

12 Софар Наамитянин (евр. Naamathi) мог происходить из города Наема (евр. Naamah), упоминаемого в Книге Исуса Навина 15:41.

13 2:13 Считается, что семь дней традиционно отводилось на оплакивание умершего (Быт. 50:10; 1 Цар. 31:13 и др.), и по причине ужасного состояния Иова его друзья скорбели по нем, как по умершем. С другой стороны, на востоке, и у евреев в частности, считается непочтительным высказывать соболезнование человеку прежде, чем он сам позволит заговорить об этом; потому друзья ждали до тех пор, пока Иов прервет свое молчание.