Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Здоровье Служение_здоровья ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ PDF Печать Email

 

В течение многих лет адвентистские работники в области санитарного просвещения пропагандировали принципы здорового образа жизни, которые Бог открыл в видениях Елене Уайт. Они были убеждены в значимости данного вопроса. Но в чем же состоит эта значимость? В 50-е годы, исследователи из Университета Лома Линда решили провести научное обследование среди своих собратьев-христиан, чтобы выяснить, насколько пропагандируемый образ жизни реально влияет на ее качество и продолжительность.

История данного исследования воистину изумляет. Сейчас, почти сорок лет спустя, после опубликования около 250 научных работ по этой теме, собранные данные свидетельствуют сами за себя. Да, адвентистский образ жизни действительно представляет собой значимое явление.

Собранные после трех лет наблюдений данные показывают, что разница в продолжительности жизни между адвентистами (жителями штата Калифорния) и представителями основного населения штата Калифорния составляет 6,7 лет в пользу первых. Более поздний анализ статистики смертности среди адвентистов продемонстрировал, что мужчины-адвентисты в среднем живут 81,9 лет или на 8,9 лет больше по сравнению со средним представителем мужского населения Калифорнии. Женщины-адвентисты живут в среднем 86 лет - на 7,5 лет больше, чем средняя женщина в Калифорнии.

При последующем анализе различных статистических выкладок и количества наблюдаемых привычек образа жизни показатели разницы в продолжительности жизни варьировались от 5 до 12 лет в зависимости от банка данных, используемого для анализа. Исследования, проводившиеся среди адвентистов в других странах, подтвердили эти открытия.

Исследования адвентистов седьмого дня в Голландии

    8,9 лет - разница для мужчин

3,7 лет - разница для женщин

[J. Mortality Pattern and Life Expectancy of Seventh-day Adventists in the Neverlands.- International Journal of Epidemiology, 12 (1983): 455-459.]

Исследования адвентистов седьмого дня в Норвегии

    4,2 года - разница для мужчин

1,9 лет - разница для женщин

[H. Waaler and P. F. Hjort, "Hoyere Levealder Hos Norske Adventister 1960-1977: Er budskap om livstil og helse?"Tedsskr Nor Laegeforen 101 (1981): 623-627. (English tranlation: "Low Mortality Among Norwegian Seventh-Day Adventists, 1960-1977: A Message on Lifestyle and Health")]

Исследования адвентистов седьмого дня в Польше

    9,5 лет - разница для мужчин

4,5 лет - разница для женщин

[Poland: W. Jedrychowski, B Tobiasz-Adamczyk, A. Olma, and P. Gradziliewiz, "Survival Rates Among Seventh-Day Adventists Compared With the General Population in Poland," Scandinavian Journal of Socialized Medicine, 13 (1985): 49-52.]

Когда информация об этих удивительных результатах исследований распространилась в научных кругах посредством многочисленных публикаций и презентацией материалов на научных конференциях, она оказала существенное влияние на коллег-ученых и представителей государственных организаций. После одной из подобных презентаций, проведенных д-ром Роландом Филипсом, руководителем Исследования здоровья адвентистов, один из присутствующих ученых заметил: "Кажется, самым надежным видом страхования, доступным сегодня человеку, является следование адвентистскому образу жизни".

В 1980 году Сидни Катц, представитель канадских медицинских кругов, провел анализ данных, свидетельствующих о преимуществах адвентистского образа жизни. Вот, что он говорит: "У меня есть некоторые рекомендации относительно того, как улучшить здоровье канадского населения, и в тоже самое время сэкономить миллиарды долларов, уходящие на медицинские расходы. Я считаю, что мы должны изучать образ жизни последователей церкви христиан --адвентистов седьмого дня, а затем искать пути того, как убедить общество хотя бы в некоторых областях подражать адвентистам".

Когда Конгресс США принимал Руководство по питанию для основного населения, члены Специального комитета Сената, занимавшиеся разработкой этого вопроса, использовали, кроме всего прочего, данные, собранные среди представителей адвентистского сообщества.

Д-р Оберлин из Гарвардского университета утверждает: "Такое увеличение продолжительности жизни является более впечатляющим и значительным, чем все то, что было достигнуто в этой стране за последние 60 лет благодаря последним достижениям медицинской науки, а также попыткам улучшить среду обитания человека".

Сейчас многие ученые при обсуждении результатов исследования адвентистов, характеризуя позитивное влияние адвентистского образа жизни, употребляют термин "адвентистское преимущество".

Хотя было обнаружено, что адвентисты живут дольше и превосходят другие группы в качестве жизни, следует отметить, что не все представители адвентистской церкви одинаково последовательно придерживаются основных принципов здоровья. В результате исследования, проведенного в 1990 году Исследовательской службой Университета Лома Линда, было выявлено, что многие адвентисты имели вредные для здоровья привычки, которые они желали изменить: такие, как, например, недостаток физической активности (69 процентов), употребление недостаточного количества воды (42 процента), неспособность справляться со стрессом (31 процент) и перекусывание между приемами пищи (29 процентов).

Около 56 процентов адвентистов считали, что обладают излишней массой тела, из них 8 процентов рассматривали свое состояние как ожирение. К сожалению, лишь 44 процента из числа тех, кто признавал наличие лишнего веса, сознательно пытался решить эту проблему.

Интересные открытия, следующие из результатов исследования здоровья адвентистов

В 1978 году д-р Роланд Филипс и д-р Франк Лэмон приводили следующие данные:

Смертность по причине сердечно-сосудистых заболеваний среди членов адвентистской церкви в Калифорнии была на 60 процентов ниже, чем у некурящих представителей основного населения этого штата.

Смертность по причине сердечно-сосудистых заболеваний среди адвентистов-мужчин, являвшихся вегетарианцами, приблизительно на 30 процентов меньше, чем среди мужчин- членов АСД , но невегетарианцев.

В случае с практически каждым рассматривавшимся заболеванием показатели среди адвентистов были предпочтительные таковых у представителей основного населения Калифорнии. Приводимая ниже таблица иллюстрирует данное утверждение в процентном соотношении.

Причина смерти

Представители основного населения (%)

Члены АСД (%)

бронхит и эмфизема

100

32

сердечно-сосудистые заболевания

100

55

диабет

100

55

все виды рака в совокупности

100

59

рак груди

100

72

рак кишечника

100

68

лейкемия

100

62

(From: Adventist Health Study pamphlet based on Adventist Mortality Study data, Loma Linda Unirvesity, School of Public Health, 1970.)

Эти цифры означают, например, что на каждые 100 человек основного населения в штате Калифорния, умерших от сердечно-сосудистых заболеваний, приходится лишь 55 представителей адвентистского сообщества, которое в данном случае является контрольной группой - то есть практически половина от этого количества.

Один из заголовков газеты Нью- Йорк Таймс за 11 ноября 1986 года гласил : "Адвентисты представляют собой золотую жилу с точки зрения исследования различных заболеваний". Статья ( автор И. Броди) строилась на беседе с д-ром Дэйвидом Сноуденом, являвшимся на тот момент руководителем Исследования здоровья адвентистов . Вот некоторые данные, которые приводились им в названной публикации:

Исследование здоровья адвентистов было первой научной работой, показавшей прямую взаимосвязь между употреблением мяса и развитием различных заболеваний. Чем больше человек являлся мясоедом и чем больше мяса он съедал в течение недели, тем большим был для него риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и диабета.

Употребление яиц, особенно в форме яичницы или омлета, а также и жареной пищи в целом, троекратно увеличивало шанс заболеть раком яичников.

Употребление продуктов животного происхождения в целом больше ассоциируется с повышенным риском появления рака простаты ; но, с другой стороны, не было обнаружено устойчивой взаимосвязи между таким рационом и раком груди у женщин.

Употребление кофе связано с умеренным увеличением риска смерти от рака толстой кишки и рака мочевого пузыря, а также более существенным риском смерти от сердечно-сосудистых заболеваний для мужчин.

Должный уровень физической активность, как показывает практика, является фактором, обеспечивающим защиту от сердечно-сосудистых заболеваний, особенно для бывших курильщиков и лиц, употребляющих мясную пищу. Но в тоже время данный фактор имеет лишь незначительное положительное влияние для вегетарианцев и некурящих людей. (Одно из объяснений таково: вегетарианцы и некурящие могут уже иметь настолько "чистые" кровеносные сосуды, что никакого видимого улучшения с точки зрения дальнейшего расширения сосуда в связи с фактором физической активности просто не может быть зафиксировано .)

Эпидемиологические исследования здоровья адвентистов

Д-р Гари Фрэзер, являющийся в настоящее время руководителем Исследования здоровья адвентистов, проводимого учеными из Университета Лома Линда, суммировал данное по предыдущим исследованиям среди адвентистов в своей статье в журнале "Scop" за июль-сентябрь 1991 года. Перепечатываем эту работу с разрешения д-ра Фрэзера ( несколькими абзацами).

(Заметьте: Во вступительном абзаце данной статьи автор упоминает о 206 своих опубликованных работах, посвященных исследованию здоровья членов АСД.)

Уже опубликованы 23 статьи в различных журналах, посвященные результатам исследования за период 1976-1982 гг., и еще несколько статей готовятся для печати. Готовится новое исследование. В 1-й половине 90-х годов были получены средства из Национального института здоровья для разработки анкеты для нового исследования, в рамках которого планировалось участие около 60 000 адвентистов. Главной задачей, стоявшей перед учеными в этот раз, являлась разработка метода, который позволил бы с максимальной точностью оценивать взаимосвязь привычек питания с общим состоянием здоровья человека ,а также их влиянием на развитие или профилактику заболеваний.

Текущая работа в этом направлении ориентированна на изучение прогностических факторов, касающихся предполагаемой продолжительности жизни. Уже установлено, отдельно для мужчин и женщин, что привычки в области здоровья (такие, как повседневный рацион питания, физическая активность, общий стаж курения, ожирение, использование гормона эстрогена ( у женщин) в постклимактерический период) в совокупности способны повлиять на продолжительность жизни, уменьшая или увеличивая ее в среднем на 12 лет.

Интересно, что если взять характеристики типичного члена АСД

(например, употребление мяса не более одного раза в неделю, занятия физическими упражнениями 1-2 раза в неделю, отсутствие привычки к курению, средний вес тела), то по сравнению со среднестатистическими показателями они дадут примерно 10 дополнительных лет жизни. Из этого можно сделать вывод, что для достижения сравнительного долголетия человеку не требуются экстремальные усилия.

Со статистической точки зрения 10 лет выглядят достаточно привлекательно. Эта цифра имеет большое значение и для конкретного человека, который обычно стремится увеличить продолжительность своей жизни на год-другой. А произведя определенные изменения в своих привычках, существенно улучшит этот результат.

Существует история о мальчике, который шел по берегу моря и, подбирая с песка морских звезд, бросал их обратно в воду. Издалека за ним наблюдал человек, который через некоторое время подошел к ребенку и спросил: "Зачем ты это делаешь? На берегу лежат тысячи морских звезд - тебе не удастся спасти всех".

"Да,"- сказал мальчик, - "Но то, что я делаю очень важно вот для этой, например".

Помогая другим людям использовать все те знания, которые они получили благодаря вести о здоровье, мы делаем нечто исключительно важное для них. И наша обязанность состоит в том, чтобы донести до них эту весть и тем самым предоставить возможность прожить более полноценную и долгую жизнь.

КАДР-ВСТАВКА ДЛЯ СТР. 311 ОРИГИНАЛА

  1. 1863 - Церковь принимает "весть о здоровье"
  2. 1866 - Создание первого адвентисткого лечебного заведения
  3. 1996 - Функционирует более 500 больниц и клиник в 196 странах

Девять миллионов членов адвентистской церкви - в числе самых здоровых людей на планете.

КАДР-ВСТАВКА ДЛЯ СТР. 305-310 ОРИГИНАЛА

Эпидемиологические исследования здоровья адвентистов

Автор: д-р Г. Фрэзер, профессор эпидемиологии Школы общественного здравоохранения, руководитель Исследования здоровья адвентистов и Центра по научным исследованиям

В настоящее время мы имеем результаты достаточно большого числа эпидемиологических исследований здоровья адвентистов, проводившихся в разное время в разных частях земного шара. Описания этих исследований были опубликованы в различных специальных журналах в таких странах, как Норвегия, Голландия, Дания, Япония, Австралия и Соединенные Штаты. В Центре по научным исследованиям Университета Лома Линда имеется 206 опубликованных научных работ, в которых рассматриваются различные аспекты здоровья адвентистов. Примерно половина всех этих работ принадлежит перу ученых из Университета Лома Линда. Любой читатель, желающий приобрести данный список, должен обратиться по почте по следующему адресу: Hanni Bennett, Research Associate, Adventist Health Studies, Center for Health Research, Nichol Hall, Loma Linda Unirvesity, Loma Linda, California 93250.

Исследование статистики смертности среди адвентистов

В начале 1950-х годов д-р Мэрвин Хардинг, декан Школы общественного здоровья, провел несколько исследований, направленных на изучение факторов риска различных заболеваний и преждевременной смертности среди членов адвентистской церкви. Он, в частности, сравнивал относительное содержание липидов в крови и другие факторы у адвентистов-вегетарианцев и адвентистов, не придерживавшихся растительной диеты. В 1958 году бывшие члены профессорско-преподавательского коллектива Университета д-р Ричард Уолден и д-р Фрэнк Лимон провели первое крупное эпидемиологическое исследование среди членов адвентистской церкви в Калифорнии.

Это исследование( теперь оно именуется Исследованием смертности среди адвентистов) было традиционным по методам и охватывало продолжительный период времени. В нем приняли участие около 25 тысяч адвентистских мужчин и женщин, проживавших в Калифорнии. Каждый из них должен был заполнить специальную анкету, указав там ряд демографических сведений, а также информацию о привычках в области здоровья -таких, как, например, питание или физическая активность. Интесивное исследование длилось с 1960 по 1965 гг., но неофициальное продолжение его имело место вплоть до 1985 года.

В процессе данного исследования документировались только случаи смерти субъектов исследования и поэтому оно имеет определенные слабые стороны с точки зрения определения факторов риска тех заболеваний, в которых значительная часть проявлений не связана со смертельным исходом. Однако, полученные результаты оказались ценными для сравнения статистики смертности среди адвентистов и неадвентистов, проживавших в Калифорнии. Это исследование было также удачным , потому что помогло оценить влияние различных привычек в области здоровья на показатели смертности по всем причинам и статистику долголетия.

Параллельно с данным исследованием под эгидой Американского онкологического общества проводилось исследование представителей основного населения, не являвшихся адвентистами. Методы, использованные для селекции субъектов в этих двух проектах, были во многом похожи; в обоих работах принимали участие добровольцы. Совпадали также образцы анкет, предложенные для заполнения субъектам обоих программ. Участники этих двух исследований принадлежали к числу достаточно образованных представителей общества, что было несколько более очевидно в случае с адвентистской группой.

Сравнение статистических показателей, касавшихся смертности у представителей этих двух групп, является достаточно поучительным. Главные различия, предположительно, касались питания, табакокурения, физической активности и, возможно, некоторых физиологических факторов (см. Табл. 1).

Вначале Ян Кузма, адьюнкт-професор общественного здравоохранения и профилактической медицины, а затем д-р Крис Линдстед, профессор эпидемиологии, изучали рамках этого исследования основные детерминанты смертности по всем причинам и средней продолжительности жизни среди мужчин в штате Калифорния .

Результаты, которые, кстати, совпадали с выводами аналогичных исследований в Норвегии, Дании и Польше, показали, что женщины-адвентисты живут в среднем на пять-восемь лет дольше, чем женщины, представляющие основное население.

Безусловно, табакокурение играет значительную роль, влияя на соответствующие показатели. Более поздние публикации из Исследования статистики смертности среди адвентистов показывают, что рацион питания, физическая активность и ожирение также вносят существенный вклад в конечное оформление статистических выкладок. Д-р Линдстед показал, что среди представителей практически всех возрастов вплоть до 85-90 лет большие шансы продолжительной жизни имеют те, кто находится в числе одной трети самых худых представителей населения, в то время как люди, находящиеся в остальных двух категориях, имеют повышенный (в прямой пропорции) риск преждевременной смерти.

Аналогичным образом, адвентисты, вовлеченные в ту или иную форму физической активности, имеют значительные преимущества с точки зрения предполагаемой продолжительности жизни, по сравнению с теми людьми, кто физически неактивен.

Возможно, самый большой интерес представляет наблюдение, что, если провести условное деление адвентистов на три группы, различающиеся по привычкам в области питания, то представители этих групп будут иметь значительно отличающиеся показатели смертности. Так, например, подгруппа адвентистов, употребляющих наибольшее количество красного мяса, жирной пищи, яиц, кофе, может быть противопоставлена другой подгруппе, представители которой ориентированы в питании на овощи и фрукты, или с той, где употребляется сравнительно небольшое количество любой пищи и тем самым обусловлено получение меньшего числа калорий с пищей. Интересен тот факт, что риск преждевременной смерти у представителей первой подгруппы (мясоеды) был почти в четыре раза выше, чем у тех, кто относился к двум другим группам, особенно при сравнении возрастной категории 30-50 лет, хотя эти отличия сохранялись и до 80-летнего возраста (см. Табл. 2).

Возникает вопрос, что означает такая разница в статистике смертности с точки зрения продолжительности жизни. Оказывается, это достаточно сложный вопрос, но некоторые показатели влияния могут быть почерпнуты из анализа ряда контрольных факторов. Подобный анализ позволяет увидеть, что например, относительно оптимальная масса тела способствует продлению жизни на три-четыре года ; достаточный уровень физической активности также означает четыре дополнительных года ; а рациональное питание, основанное на употреблении овощей и фруктов, прибавляет 4-5 лет.

Таким образом, некурящий адвентист с нормальной массой тела, чей рацион питания построен на овощах и фруктах и который ведет физически активный образ жизни, может рассчитывать на дополнительные 10-12 лет жизни, по сравнению с адвентистом, который обладает излишним весом, не занимается физическими упражнениями и регулярно употребляет мясные продукты и другую жирную пищу.

Эти результаты являются достаточно предварительными и, как подчеркивается ниже, мы ожидаем проведения дополнительных исследований по всем этим аспектам и получения новых, еще более достоверных и точных данных.

Исследование здоровья адвентистов

В 1974 году было начато Исследование здоровья адвентистов. Первоначально оно представляло из себя исследование в области раковых заболеваний и проводилось под руководством д-ра Роланда Филипса. В 1981 году автор данной статьи добавил к нему еще одно направление, касавшееся сердечно-сосудистых заболеваний, и в 1987 году, после смерти д-р Филипса, взял на себя руководство обоими направлениями проекта.

Чрезвычайно важный вклад в работу внесли также Пол Милс, профессор эпидемиологии и биостатистики, и Ларри Бисон, профессор эпидемиологии. В разные периоды времени содействие оказали д-р Мартин Страхан, д-р Джоан Сабате, Дэйвид Киссинджер, профессор эпидемиологии, специалист по программному обеспечению и д-р Дэйвид Сноуден. Д-р Сноуден участвовал также в аналитической работе и написании конечного отчета.

В это объемное комплексное исследование было вовлечено 34 198 адвентистов, жителей Калифорнии. Каждый из субъектов опроса заполнил две подробные анкеты, ответив на 350 различных вопросов. В период между 1976 и 1982 гг., каждый из участников ежегодно заполнял более короткую анкету, предоставляя информацию о имевших место случаях госпитализации. Врачи и ученые, проводившие исследование, затем обращались в соответствующие медицинские учреждения и изучали диагностические данные, отмеченные в медицинской карте, на предмет наличия у обследуемых пациентов сердечно-сосудистых заболеваний или рака. Таким образом, появилась возможность соотнести различные привычки в области здоровья с риском развития рака и сердечно-сосудистых заболеваний.

Результаты данного исследования в настоящее время публикуются в научных изданиях, а суммарный отчет относительно взаимосвязи между питанием и риском развития различных заболеваний, опубликован в последнем номере журнала "Scope".

Следует отметить, что цели и задачи Исследования здоровья адвентистов несколько отличались от таковых, поставленных в рамках Исследования статистики смертности среди адвентистов. В данном работе мы сравниваем две группы адвентистов, чей образ жизни в достаточной степени отличается один от другого. Успех нашего исследования во многом заключается именно в том, что среди неоднородной группы адвентистов обнаружились многочисленные вариации рационов питания и уровня физической активности.

В ходе исследования было обнаружено, что в случае с раковыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, легких и мочеполовой системы снижение риска обеспечивается за счет употребления большего количества фруктов и бобовых, а также ограничения потребления продуктов животного происхождения.

Интересным представляется тот факт, что мы не смогли обнаружить устойчивой взаимосвязи между питанием и риском возникновения рака груди, одного из самых распространенных видов рака у женщин.

В отношении сердечно-сосудистых заболеваний, мужчины, которые ели говядину три раза в неделю, имели на 60-70 процентов более высокий риск; для женщин с аналогичным уровнем потребления мяса повышение риска составляло 30 процентов.

Отмечалось также, что употребление в пищу хлеба из муки грубого помола влияло на 40- процентное уменьшение риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний с летальным и нелетальным исходом.

Относительный риск смерти для адвентистов :

а) Употребляющих мясные продукты в больших количествах;

б) Получающих меньшее количество калорий с пищей;

в) Употребляющих большее количество овощей и фруктов.

Наверное, одно из самых волнующих и совершенно новых открытий состояло в том, что частое употребление в пищу орехов (по крайней мере четыре раза в неделю) было связано с уменьшением приблизительно наполовину риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, по сравнению со случаем редкого или практического отсутствия орехов в рационе. Следует отметить, что все приводимые результаты, касающиеся рака и сердечно-сосудистых заболеваний, были стандартизированы с учетом большого количества сопутствующих вариаций и других релевантных традиционных факторов.

Мы также приводим данные о взаимосвязи между факторами, не относящимися к питанию, и риском появления рака и сердечно-сосудистых заболеваний, многие из которых значительно распространены среди представителей основного населения. Так, например, была задокументирована общая взаимосвязь между табакокурением и раком легких, раком мочевого пузыря и раком поджелудочной железы.

Только 1-2 процента основного населения сообщили о курении в настоящий момент, но около 23 процентов респондентов признали факт продолжительного курения в прошлом. Они также продолжают принадлежать к категории лиц с повышенным риском появления онкологических заболеваний.

Аналогичным образом, мы обнаружили, что табакокурение, особенно курение в текущий момент имело очевидную взаимосвязь с риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Гипертензия, отсутствие достаточного уровня физической активности, излишний вес и наличие диабета были связаны с повышением риска сердечно-сосудистых заболеваний примерно в таких же процентных соотношениях, что приводились во Фремингемском и других известных эпидемиологических исследованиях.

Риск заболевания раком груди находился во взаимосвязи с возрастом женщины при появлении первого менструального цикла и с возрастом при наступлении климактерического периода, а также с возрастом при рождении первого ребенка и историей раковых заболеваний у матери.

Эти открытия представляются достаточно важными, поскольку они опровергают аргументы тех, кто считает, что результаты исследования с участием адвентистов, являющихся особенной группой , не могут бы показательными для представителей основного населения. В действительности, однако, если брать сердечно-сосудистые заболевания и рак, нам удалось продемонстрировать данные, схожие с теми, что уже были собраны в результате других эпидемиологических исследований, в рамках которых изучались разнообразные группы населения. Таким образом, мы полагаем, что все наши статистические выкладки, полученные при изучении данной группы населения, почти наверняка применимы для неадвентистов.

Мы обнаружили, в частности, что такие факторы, как курение в прошлом или в текущий момент времени, были связаны с существенным увеличением риска возникновения лейкимии и миеломной болезни. Это достаточно новое открытие, которое привлекло к себе большой интерес специалистов.

Несмотря на то, что было обнаружено лишь 14 новых случаев рака почек в течение шестилетнего периода исследования, данные показывают, что лица, принимавшие лекарственные препараты от гипертензии, имели в четыре-пять раз больший риск заболевания данным видом рака. Это не новые данные и они могут быть обусловлены фактом приема мочегонного препарата тиазида. Ожидает своего завершения и анализ данных по раку шейки матки и раку яичников.

В будущем планируется публикация материалов, описывающих взаимосвязь риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний с различными психосоциальными факторами. В соответствии с этими материалами, такие факторы, как одинокое существование или неудовлетворенность повседневной деятельностью, влияют на значительное повышение риска преждевременной смерти по причине сердечно-сосудистых заболеваний. Достаточно интересным можно считать тот факт, что люди, сообщавшие о чрезмерно активном и даже суетном образе жизни (что свидетельствует об их определенном энтузиазме по отношению к повседневным занятиям ), имели существенно более низкий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний с летальным исходом и - возможно, это связано с вышесказанным - мы обнаружили, что у людей, принадлежащих к типу А, риск сердечно-сосудистых заболеваний был также понижен. За последнее десятилетие было проведено несколько исследований, в которые данное открытие соотносится с поведением людей, принадлежащих к типу А.

Дэйвид Эбби, профессор биостатистики, занимался подробным изучением той части субъектов Исследования здоровья адвентистов, которая проживала в задымленных смогом районах Калифорнии. Он приложил большое количество усилий, чтобы тщательно классифицировать степень влияния загрязняющих веществ из воздуха на различных субъектов исследования, а затем соотнес данный риск с различными заболеваниями.

Это своеобразное ответвление исследования охватывало приблизительно 6 тысяч адвентистов, которые проживали десять и более лет на одном месте (в 1976 году). В 1977 и 1987 гг была проведена дополнительная оценка респираторных симптомов.

В результате был обнаружена статистически значимая взаимосвязь между влиянием взвешенных частиц загрязненного воздуха и раковыми заболеваниями у женщин, а также развитием респираторных симптомов. Была отмечена особенно устойчивая взаимосвязь между озоном и раком органов дыхания.

Это ответвление исследования спонсировалось Советом по воздушным ресурсам штата Калифорния и Агенством по защите окружающей среды и в настоящее время его результаты используются в качестве эпидемиологических данных для подтверждения и коррекции существующих стандартов по воздушному загрязнению. Среди исследователей, трудившихся бок о бок с Дэйвидом Эбби нужно отметить врача-онколога Пола Миллса и специалистов в области статистики Флойда Петерсона и Лари Бисона. Последствия пассивного курения также рассматривались в рамках данного ответвления, при этом покрытие данной статьи расходов осуществлялось за счет средств, собранных от уплаты налогов табачными компаниями в Калифорнии.

В целом надо сказать, что эти эпидемиологические исследования здоровья адвентистов стали источником большого количества интересной информации, которую еще предстоит изучить ученым. Многочисленные публикации привлекли внимание представителей научных кругов и ссылки на них вы можете нередко встретить в различных печатных источниках. Мы считаем, что продолжать подобные исследования исключительно важно , так как некоторые характерные особенности, присущие адвентистам делают эту группу населения уникальным полигоном для изучения и анализа.

Прежде всего, имеет место значительное разнообразие в таком аспекте, как образ жизни и привычки. Во-вторых, нужно учитывать тот факт, что с адвентистами, проявляющими большой интерес к собственному здоровью, как правило, легче сотрудничать в рамках подобных исследований, в том числе когда речь идет о заполнении специальных анкет. В-третьих, по той же самой причине, адвентисты способны более точно и детально описать свои привычки в области здоровья, например, повседневный рацион питания. В связи с этим, Национальный институт здоровья и другие организации, оказывающие спонсорскую поддержку, внесли уже более 11 миллионов долларов на исследования здоровья адвентистов, проводившиеся в Лома Линде за последние 30 лет.

Будущее

Каковы наши планы на будущее? В настоящее время представляется вполне вероятным, что нам будут выделены значительные средства на проведение дальнейших исследований по оценке взаимосвязи между образом жизни и долголетием. При этом будут использоваться данные, полученные в ходе последнего Исследования адвентистокого здоровья, а также данные, относящиеся к более раннему Исследованию статистики смертности среди адвентистов.

Сейчас у нас имеется уникальная возможность вплотную подойти к пониманию причин болезни Альцгеймера (разновидность пресенильного слабоумия); поиск финансовой поддержки для проведения этого исследования ведется в настоящее время. В нашем распоряжении имеется также медицинская документация с подробным описанием привычек в области здоровья (начатая 16 лет назад) у лиц, принадлежащих к категории пожилого населения. Это, без преувеличения, уникальные ресурсы. Рассматривается возможность проведения исследования по такому заболеванию, как остеопороз, среди представителей данной возрастной группы.

В дополнение к этому, у нас есть планы провести длительное исследование привычек в области питания адвентистов, проживающих в штате Калифорния, сделав субъектами исследования около 50 тысяч человек. Главной целью будет при этом, поиск ответов на вопросы, которые остались неразрешенными при имеющихся данных. Так, например, у нас недостаточно данных относительно пищи, содержащей бета-каротин. Считается, что данное вещество может иметь важный профилактический антиканцерогенный эффект. Не имеется у нас также большого количества данных о соевых бобах и продуктах, содержащих сою, в то время, как сейчас они вызывают все больший интерес, так как считается, что они способны предотвращать некоторые виды раковых заболеваний.

Вопрос употребления в пищу орехов и влияние данного фактора на снижение риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний требует дополнительного изучения. Хотя у нас есть некоторые представления относительно возможных механизмов, необходимы более полные доказательства, а также нам бы хотелось выяснить, какие именно виды орехов наиболее эффективны в данной функции. Под руководством д-ра Джоан Сабате уже был проведен ряд исследований по оценке влияния регулярного порционного потребления грецких орехов (ежедневная энергетическая ценность каждой порции - 500 кал). Среди других наблюдавшихся эффектов отмечалось значительное снижение относительного содержания холестерина в крови.

При Университете Лома Линда в недавнем прошлом был организован Центр по исследованию здоровья, одной из целей которого является способствовать развитию эпидемиологических исследований, подобных описанным выше. Мы надеемся, что в случае успешного решения вопроса о получении субсидий, мы сможем продолжить наши исследования среди адвентистского населения по определению детерминантов,относящихся не только к раку, сердечно-сосудистым заболеваниям и долголетию, но и таким видам заболеваний, как диабет, болезнь Альцгеймера, ревматизм и остеопороз.

Список публикаций в области изучения здоровья адвентистов:

1. Beeson WL, Mills PK, Phillips RL, Andress M, Fraser GE. Chronic disiese among Seventh-day Adventists, low-risk group.

2. Mills PK, Beeson WL, Abbey DE, Fraser GE, Phillips RL. Dietary habits and past medical history as related to fatal pancreas cancer risk among Adventists.- Cancer 1988, 61:2578-85.

3. Snowdon DA, Kane RL, Beeson WL, Burke GL, Sprafka JM, Potter J, Iso H, Jacobs DR, Phillips RL. Is early natural menopause a biological marker of health and aging? -AJPH 1989;79:709-714.

4. Mills PK, Preston-Maartin S, Annegers JF, Beeson WL, Phillips RL, Fraser GE. Risk factors for tumors of the brain and cranial meninges in Seventh-day Adventists. -Neuroepidemiology 1989;8:266-275.

5. Mills PK, Beeson WL, Phillips RL, Fraser GE. Cohort sudy of diet, lifestyle and prostate cancer in Adventist men. - Cancer 1989, 64:598-604.

6. Mills PK, Beeson WL, Phillips RL, Fraser GE. Prospective study of exogenous hormone use and breast cancer in Seventh-day Adventists. -Cancer 1989, 64:591-607

7. Mills PK, Beeson WL, Phillips RL, Fraser GE. Dietary habits and breast cancer incidence among Seventh-day Adventists. -Cancer 1989, 64:582-590.

8. Fraser GE, Beeson WL, Phillips RL. Diet and lung cancer in California Seventh-day Adventists. - Am J Epidemiol 1991;133:683-693.

9. Fraser GE, Beeson WL, Phillips RL. Hypertension, antyhypertensive medication and risk of renal carcinoma in California Seventh-day Adventists. -Int J Epidemiol 19:832-837, 1990.

10. Mills PK, Beeson WL, Phillips RL, Fraser GE. Bladder cancer in low risk population. -Am J Epidemiol 1991;133:230-239.

11. Mills PK, Newell GR, Beeson WL, Fraser GE, Phillips RL. Cigarette smoking history and risk of leukemia and myeloma. -L Natl Cancer Inst 1990;82:1832-1836.

12. Fraser GE, Sabate J, Beeson WL, Strahan TM. A possible protective effect of nuts and whole weat bread on risk of coronary heart disease (submitted to Arch Int Med).

13. Fraser GE, Beeson WL, Phillips RL. The effect of traditional coronary risk factors on rates of incident coronary events. (submitted to Circulation).

14. Beeson WL, Fraser GE , Mills PK . Validation of record linkage to two California population-based tumor registries in cohort study. Proceedings of the 1989 public health conference on records and statistics. DHHS publication No. (PHS) 90-1214, 1990, pp. 196-201.

15. Mills PK, Beeson WL, Fraser GE, Phillips RL. Allergy and cancer: organ site-specific results from the Adventist Health Study (submitted to Am J Epidemiol).

16. Linsted, Kuzma JW, Azeredo RAO, Dietrich SJ: Dietary patterns and cardiovascular disease death: association with age at death and compression of mortality among Seventh-day Adventist males. (submitted to Am J Epidemiol).

17. Linsted, Tonstad S, Kuzma JW: Body mass index paterns and mortality among Seventh-day Adventist men. -Int J Obesity, 1991;15:397-406.

18. Abbey D, Moore J, Petersen F, Beeson WL. Estimating cumulative ambient concentrations of air pollutants: description and precision of methods used for an epidemiological study. Arch Env Health (in press).

19. Mills PK, Abbey D, Beeson WL, Petersen F. Ambient air pollution and cancer in California Seventh-day Adventists. Arch Env Health (in press).

20. Abbey D, Petersen F, Mills PK, Beeson WL. Long-term ambient concentrations of total suspended particles and ozone and incidence of respiratory symptoms in a non-smoking population (submitted to Arch Env Health).

Приложение А.

УЧЕНИЕ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ О ЗДОРОВОЙ И ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНИ

Мы призваны жить в праведности и быть людьми, чьи мысли, чувства и поступки находятся в гармонии с небесными началами. Для того, чтобы Дух Святой смог воссоздать нас в Боге, мы стремимся участвовать лишь в таких делах, которые принесут плод христоподобной чистоты, здоровья и радости в нашей жизни. Это означает в том числе, что и наш досуг и наше увеселительное времяпрепровождения должны отвечать самым высоким стандартам христианского вкуса и эстетики. Наша одежда должна быть простой, скромной, опрятной и не иметь броских украшений, но олицетворять духовность помыслов того, кому она принадлежит. Так как наше тело есть суть храм Духа Святого, мы должны проявлять о нем разумную заботу. Наряду с физически активным образом жизни и достаточным количеством ежедневного отдыха, мы должны стремится, по возможности, наиболее полно реализовывать принципы рационального питания, воздерживаясь при этом от нечистой пищи, о которой говорит Священное Писание. Поскольку употребление алкогольных напитков, табака и различного рода наркотиков вредит нашему организму, мы должны также воздерживаться и от них. Вместо этого нам надлежит усваивать и практиковать все то, что направляет и дисциплинирует наши мысли во Христе, который желает, чтобы мы пребывали в добре и праведности.

Христианское поведение

Христианское поведение, то есть образ жизни последователя Бога, является благодарным ответом человека на чудесный дар спасения Иисусом Христом. "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:1,2). Истинный христианин сознательно стремится развивать, совершенствовать и охранять от деградации свой умственный, физический и духовный потенциал, дабы посредством этого Создатель мог быть прославлен во всей полноте.

Вспомним одну из молитв Христа во время Его земной жизни : "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира" (Ин. 17:15,16). Каким образом может христианин одновременно пребывать в этом мире и вне его? Как и чем должен отличаться христианский образ жизни от образа жизни и поведения человека из мира?

Христианин должен вести совершенно иной образ жизни не для того, чтобы продемонстрировать свое отличие от других, но потому, что Господь призывает его жить в соответствии со Своими заповедями. Эта жизнь дает человеку возможность полностью раскрыть потенциал, заложенный в него, как в тварное существо, Богом-Творцом. Она обусловлена самой миссией христианина на этой земле - быть ее солью, быть ее светом. Какую ценность будет иметь соль, если в ней нет вкуса, или свет, неотличим от тьмы?

Во Христе мы находим совершенный пример. Находясь в этом мире, Он последовательно, всей своей жизнью воплощал Божьи начала существования, и никто не мог обличить его в неправде (Ин. 8:46).

Поведение человека и спасение

Пытаясь определить, какое поведение является приемлемым, мы должны избегать двух крайностей. Первая состоит в том, что мы часто воспринимаем правила и принципы надлежащей жизни в качестве главного инструмента, обеспечивающего спасение. Апостол Павел следующими словами характеризует это людское заблуждение: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Гал. 5:4).

Противоположной крайностью является убеждение, что, поскольку делами не дано спастись никому, они поэтому не важны и все, чтоб ни делал человек, не имеет большого значения. Павел высказывается и на этот счет: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу" (Гал. 5:13). Когда каждый христианин следует только зову своей совести, "мы лишаемся, того, о чем говорится в Послании к Галатам 6:1,2 и Евангелии от Матфея, глава 18. Церковь перестает быть телом Христовым, внутри которого живут взаимная любовь и забота, но превращается в собрание отдельных индивидов, каждый из которых идет своим путем, не желая брать на себе какую-либо ответственность за своих собратьев".1

Хотя наши поступки и наша духовность тесно взаимосвязаны между собой, мы никогда не сможем заработать себе спасение, полагаясь лишь на разумное и праведное поведение. Скорее, само христианское поведение является естественным плодом спасительной благодати и укоренено в том, что Христос уже сотворил для нас на Голгофе.

Храм Духа Святого

Не только церковь, но и каждый ее член в отдельности является храмом, предназначенного для того, чтобы быть обиталищем Святого Духа: "Не знаете ли, что тела ваши есть суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6:19).

Христиане, памятуя об этом, сознательно стремятся хранить свой разум и тело в чистоте. По этой причине церковь христиан-адвентистов седьмого дня вот уже на протяжении ста лет подчеркивает важность следования здоровому образу жизни 2. И такой подход окупается сполна: последние исследования показывают, что вероятность возникновения практически всех основных серьезных заболеваний у адвентистов седьмого дня ниже, чем у представителей остальных групп населения.3

Как христиан нас заботит и духовный и физический аспект жизни людей. Иисус, являющийся нашим примером, исцелял "всякую болезнь и всякую немощь в людях" (Мф. 4:23).

В Библии человек рассматривается как единое целое. "Любое деление на духовное и материальное представляется чуждым библейскому пониманию."4 Призыв Господа к целостному здоровью и благополучию касается как физического аспекта, так и духовного. Сьюзан Уэсли, мать основателя методистской церкви, мастерски описывает суть данного принципа: "Все, что ослабляет разум, притупляет совесть, затуманивает образ Божий, снижает контроль разума над телом - несет в себе вред , каким бы безобидным оно не казалось".5

Божьи законы, частью которых являются правила здорового образа жизни, не есть нечто произвольное, но созданы Творцом, чтобы дать нам возможность иметь совершенную радость в нашей жизни. Дьявол, враг человечества, жаждет лишить нас здоровья, радости и покоя, и в конце концов привести нас к полному уничтожению (См. Ин. 10:10).

Благословения, которые мы имеем от Бога для того, чтобы быть здоровыми

Обретение здоровья зависит от того, в какой степени простые, но действенные правила здоровой и счастливой жизни, дарованные Богом, будут реализованы в нашем повседневном опыте. Некоторые из них абсолютно очевидны и не вызывают сомнения у большинства людей. Другие, например, рациональное питание, многим принять несколько труднее. По этой причине, мы посвятим больше места обсуждению тех принципов, которые либо неправильно воспринимаются, либо оспариваются, либо вообще отвергаются.6

Благословение в виде физической активности. Регулярная физическая активность является тем простым способом, который обеспечивает человеку прилив сил и энергии, укрепление организма, сопротивляемость стрессам , оздоровление кожи, улучшение пищеварения, эффективный контроль за массой тела, повышение самооценки и уверенности в себе, а также уменьшение депрессивных тенденций снижение риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Физическая активность-это не просто один из возможных вариантов, она исключительно важна для поддержания оптимального здоровья - физического и умственного.7

От всякого труда есть прибыль, бездеятельность же и лень приносят только ущерб (Притч. 6:6-13; 14:23). Уже для первых людей Бог предусмотрел существование, полное трудов праведных - возделывать сад, пребывая на открытом воздухе (Быт. 2:5, 15; 3:19). Христос сам являл собой пример активной и деятельной жизни. Большую часть Своей жизни Он занимался физическим трудом, выполняя работу плотника, а во время Своего служения Он прошел по многим дорогам и тропам Палестины.8

Благословение в виде солнечного света. Свет является важным условием жизни (Быт. 1:3). Он необходим для процессов фотосинтеза, в результате которых образуются важные питательные вещества и энергия, используемые нашим организмом, а также высвобождается кислород, нужный нам для повседневного существования. Солнечный свет обеспечивает людям здоровье и исцеление от болезней.

Благословение в виде воды. Человеческий организм на 75 процентов состоит из воды, но эта жизненно важная жидкость постоянно теряется в процессе жизнедеятельности в результате потоотделения, дыхания и процессов выделения. Выпивая шесть-восемь стаканов чистой воды в день, мы способствуем поддержанию своего организма в здоровом состоянии. Еще одной важной функцией воды является обеспечение чистоты; она также дает возможность достигать столь нужного расслабления.

Благословение в виде чистого воздуха. Среда обитания, частью которой является загрязненный воздух, приводит к тому, что снабжение организма кислородом на клеточном уровне ухудшается. Это в свою очередь влияет на самочувствие и общее состояние человека, лишая его бодрости и живости. По этой причине представляется чрезвычайно важным ежедневно обеспечивать постоянный приток свежего воздуха в помещение, где находится человек.

Благословение в виде умеренной и трезвой жизни, свободной от наркотиков. Наркотики наводнили наше общество, поскольку они несут в себе возможность притупить боль, заглушить стресс и испытать состояние приятного возбуждения. Современный человек, в том числе и христианин, сегодня окружен соблазнительными призывными приглашениями прибегнуть к помощи разного рода наркотических, стимулирующих веществ. Даже многие с виду безобидные напитки содержат наркотические компоненты: кофе, чай, колы имеют в своем составе кофеин 9. Исследования показывают, что употребление даже более слабых и кажущихся безвредными наркотиков постепенно приводит к желанию попробовать более сильные наркотические препараты, изменяющие состояние сознания. Разумный христианин будет всегда воздерживаться от всего того, что вредно, а также с умеренностью использовать то, что полезно.

1. Табак. Табак в любой форме представляет собой медленный яд, оказывающий вредное влияние на физическое, умственное и нравственное здоровье человека. Поначалу его действие практически незаметно. Он возбуждает и почти парализует нервную систему, вызывая затуманивание сознания.

Курящий человек совершает отсроченное самоубийство, 10 нарушая шестую заповедь, которая гласит: "Не убивай" (Исх. 20:13).

2. Алкогольные напитки. Алкоголь-это один из самых распространенных наркотиков на нашей планете. Он оказал и продолжает оказывать свое пагубное влияние на миллионы людей по всей земле. Он наносит ущерб не только тем, кто употребляет его, но поражает общество в целом - разрушая семьи, вызывая преждевременную смерть в результате несчастных случаев и вгоняя людей в нищету.

Бог строит общение с человеком через разум, а алкогольные напитки, как известно, оказывают вредное, необратимое воздействие прежде всего на мозг. С увеличением концентрации алкоголя в организме, человек, находящийся в состоянии опьянения постепенно начинает теряет ориентацию во времени и пространстве, координацию движений, ясность мышления, ощущение боли, а затем может наступить коматозное состояние и смерть. Регулярное употребление алкогольных напитков в конце концов приводит к потере памяти и вызывает замедление умственного развития, включая познавательные способности человека.11

Повествования, содержащиеся в Священном Писании, в которых речь идет об алкогольных напитках, могут создать впечатление, что Бог одобряет их употребление. Однако, в Библии говорится и об участии представителей народа Божьего в таких видах общественных отношений, как многоженство, развод и рабство - а названные виды социальной практики, безусловно, не одобряются Богом. Интерпретируя такие тексты, полезно помнить, что Бог не обязательно поддерживает все то, что на что Он дает дозволение.

Иисус, отвечая на вопрос относительно того, почему Моисей разрешал разводы, да¨т пример подобного толкования. Он говорит: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводится с женами вашими, а сначала было не так" (Мф.19:8).12 Эдемский сад является божественным прообразом, до которого, в соответствии с евангелием, мы будем восстановлены. Употребление алкоголя, так же как и те виды общественной практики, которые упоминались выше, не было частью первоначальных намерений Бога.13

3. Другие виды наркотических веществ. Существует также множество других вредных наркотиков, посредством которых Дьявол старается разрушить человеческие жизни 14. Истинные христиане, несущие Христа в своем сердце, будут продолжать прославлять Бога, в том числе и поддерживая здоровым свое тело, которое есть Его владение, купленное дорогою ценою.

Благословение в виде отдыха. Достаточное количество ежедневного отдыха - это также один из важных компонентов обеспечивающих здоровье тела и разума. Христос говорит нам сегодня то же, что однажды было сказано Им утомленным ученикам: "Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного" (Мк. 6:31). Периоды отдыха позволяют обеспечить покой столь необходимый для общения с Богом: "Остановитесь и познайте, что Я Бог" (Пс. 45:11). Бог особо подчеркнул нашу потребность в отдыхе, отделив субботу в качестве дня отдыха и покоя (Исх. 20:10).

Отдых есть нечто большее, чем просто сон или прекращение обычной деятельности. Очень важно, каким образом мы будем организовывать свой досуг. Утомление не всегда является результатом стресса или продолжительного труда. Наш разум может переутомиться из-за постоянного нахождения в возбужденном состоянии, обусловленного в свою очередь воздействием средств массовой информации, болезнями или различного рода проблемами личного порядка. Отдых и релаксация - это восстановление в полном смысле слова. Он укрепляет, освежает и придает бодрость разуму и телу. Тем самым верующий человек готовится вернуться к исполнению своего христианского долга с еще большей энергией. Для того, чтобы жить полноценной и радостной жизнью, христианин должен участвовать лишь в таких формах отдыха и увеселения , которые способны укрепить его связь со Христом и улучшить его здоровье.

Писанием заповедано правило, призванное помочь христианам правильно строить свой отдых: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Ин. 2:15,16).

1. Кино, телевидение, радио и видео. Все эти средства информации содержат в себе громадный образовательный потенциал. Они "изменили всю окружающую обстановку нашего современного мира и сделали возможным легкий контакт с жизнью и деятельностью всего земного шара"15. Каждый христианин должен осознавать, что просмотр телевизионных программ, а также видеопродукции, в настоящее время оказывает более глубокое воздействие на отдельно взятого человека, нежели любой другой вид деятельности.

К сожалению, телевидение и видеофильмы несут далеко не самое позитивное и облагораживающее влияние в наши дома и семьи. Если не быть разборчивым и не иметь четкой и определенной позиции по этому вопросу, "они способны превратить наши дома в самые низкопробные бродячие шоу "16. Посвященный христианин всегда будет отвращать свой взор от кинофильмов и телевизионных программ, изобилующих актами насилия, чувственными сценами и пустыми репликами героев. Аудио - -видео ряд, сам по себе, не несет никакого зла. По тем же самым каналам, где изображается глубина человеческого падения, передается и проповедь благой вести спасения. Также мы можем увидеть немало действительно стоящих и информативных программ, расширяющих кругозор. Но люди могут использовать даже хорошие программы для того, чтобы избежать обязанностей и ответственности повседневной жизни. Христианин должен не только желать установить четкие принципы и руководствоваться ими при выборе программ для просмотра, но и обращать внимание на временные рамки этих просмотров, дабы следить за происходящим на экране не в ущерб другим важным аспектам социальной жизни. Если вы сами не в состоянии отличить, в данной области зерна от плевел, или вам не хватает силы воли, чтобы контролировать внешнее воздействие средств информации, вам лучше вообще отказаться от контакта с ними, чтобы не позволить им управлять вашей жизнью, засоряя ваш разум и поглощая значительное количество вашего времени (см : Мф. 5:29,30).

Что касается необходимости созерцательного восприятия Христа и общения с Ним, то здесь мы имеем важный библейский принцип, который гласит: "взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу" (2 Кор. 3:18). Созерцание ведет к изменению. Но христианам следует непрестанно помнить, что данный принцип верен и для обратного вида поступков. Фильмы, в которых демонстрируются грехи и преступления - убийства, прелюбодеяния, воровство и другие разлагающие душу поступки - вносят свой вклад в окончательное падение нравов и моральных устоев.

Совет, даваемый апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам (4:8), позволяет определять и отделять те формы свободного времяпрепровождения, которые могут иметь ценность: "Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте".

2. Чтение и музыка. Такие же высокие стандарты применимы для христианина и в данном случае. Музыка есть дар Бога человеку, призванный вдохновлять чистые и благородные помыслы. Хорошая музыка действительно взращивает в людях самые возвышенные чувства. Низкопробная , напротив, "разрушает душу и понижает нравственность и духовность". Последователи Христа, посему, должны отвергать любую мелодию "относящуюся по своей природе к джазу, року, и другим схожим музыкальным формам"17. Христианину не подобает также слушать песен, слова которых имеют непристойный смысл. (Рим. 13:11-14; 1Петр. 2:11)18.

В чтении потенциально заложено много полезного. Существует огромное количество добротной литературы, развивающей разум и расширяющей кругозор. В то же самое время, на нас обрушивается "нескончаемый поток некачественных и даже вредных книг, часто имеющих весьма привлекательную обертку, но по сути продолжающих оставаться опасными, оказывающими разлагающее действие. Истории, содержащие описания диких, безудержных поступков и страстей, являющие собой пример нравственной распущенности, будь то художественная литература или биографические очерки," не могут быть приемлемыми для христиан, поскольку они притупляют вкус ко всему, что благородно, честно, чисто и достославно, и мешают развитию человека на путях духовности"19.

3. Неприемлемые виды деятельности. В соотвествии с учением адвентистов, следует избегать азартных игр, игр в карты, посещения театров и участия в танцах (1 Ин 2:15-17). Нежелательно также участвовать в спортивных состязаниях, частью которых является насилие, или смотреть на них (Фил. 4:8). Любой вид деятельности, ослабляющий наши взаимоотношения с Богом и заставляющий нас отвлекаться от вечных ценностей, помогает Дьяволу брать наши души в свои оковы. Христианин должен стремиться так организовывать свой досуг, чтобы происходило всемерное укрепление и обновление физических, умственных и духовных сил.

Благословение в виде полезной и питательной пищи. Создатель предусмотрел уже для первых земных людей совершенный рацион питания: "Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу" (Быт. 1:29). После падения человека Бог добавил к этому рациону "полевую траву " (Быт. 3:18).

Сегодняшние проблемы в области здоровья связаны преимущественно с хроническими заболеваниями, которые, в свою очередь, напрямую зависят от образа жизни и привычек человек, в том числе и его повседневного питания. Рацион , который планировал для человека Бог, состоит из злаков, фруктов, орехов и овощей и позволяет обеспечить потребности организма во всех питательных веществах, необходимых для поддержания оптимального состояния здоровья.

1. Первоначальный рацион питания. Библия не запрещает употребление в пищу мяса чистых животных. Но первоначальный рацион питания, предусмотренный Богом для людей, не включал продуктов мясного происхождения. Во-первых, в то время убивать животных никто не собирался, а во-вторых , сбалансированная вегетарианская диета является наиболее полезной для здоровья - факт, которой подкреплен томами научных свидетельств20. Люди, употребляющие в пищу животные продукты, которые содержат патогенные вирусы и бактерии, подвергают реальной опасности собственное здоровье 21. По некоторым оценкам, ежегодно только в Соединенных Штатах миллионы людей в той или иной степени страдают от последствий пищевых отравлений мясными продуктами и особенно мясом птицы, поскольку пищевая инспекция далеко не всегда способна своевременно выявить наличие бактерий сальмонеллы и других микроорганизмов22. Некоторые специалисты считают, что "масштабы возможного бактериального заражения представляют собой гораздо большую опасность, чем различного рода добавки и консерванты, содержащиеся в пище" и ожидают роста числа заболеваний, вызванных этими бактериями23.

Исследования, проводившиеся в недавнем прошлом, показывают, что увеличение потребления мясных продуктов может вызвать повышение уровня заболевания атеросклерозом, раком, различного рода почечными расстройствами, остеопорозом, трихинеллезом, а также сказаться на снижении средней продолжительности жизни24.

Вегетарианское питание - является идеальным видом питания, которой был дан Богом еще в Эдемском саду. Но порою нам бывает трудно достигать идеала. Так или иначе, люди, желающие иметь оптимальное здоровье, будут из всех видов доступной им еды выбирать наилучшую, наиболее полезную где бы они ни находились и в каких бы условиях ни жили.

2. Чистая и нечистая пища. После потопа Бог разрешил к употреблению животную плоть. В то время, когда вся растительность была уничтожена, Бог дал Ною и его семейству разрешение есть мясную пищу, предупредив, однако, чтобы они не ели крови животного (Быт. 9:4).

В священном Писании также говорится, что Господь наставлял Ноя есть мясо лишь тех животных, которых Он отделил как чистых. Именно по той причине, что Ною и его семье нужны были чистые животные для питания и для принесения в жертву (Быт. 8:20), Бог дал им указание взять с собой в ковчег каждого чистого скота по семи пар, а из скота нечистого по одной паре (Быт. 7:2,3). В Библейских книгах Левит (11 глава) и Второзаконие (14 глава) содержится развернутое описание и классификация чистой и нечистой пищи25.

Нечистые животные даже по своей природе не могут быть отнесены к разряду наилучшей для человека пищи. Многие виды таких живых существ являются либо хищниками, либо стервятниками - начиная от льва и свиньи и заканчивая грифом и рыбой, обитающей на морском дне. Вследствие особенностей их питания, данные виды представляют для человека наибольший риск, так как могут быть переносчиками заболеваний.

Исследования показывают, что "в дополнение к умеренному количеству холестерина, обнаруживаемому у свиньи и моллюска, оба вида мясной пищи из этих животных содержат различного рода токсины, могущие вызвать у человека пищевое отравление "26.

Воздерживаясь от употребления нечистого , народ Божий демонстрирует в том числе и благодарность за свое искупление из этого разлагающегося, нечистого мира (Лев. 20:24-26; Втор. 14:2). Безусловно, нельзя даже вести речь о Божьем идеале и одновременно употреблять нечистую пищу, засоряя храм, в котором обитает Дух Святой.

В Новом Завете запретна определенные виды еды. Но некоторые полагают, что, поскольку об этих правилах питания упоминается где-то в Книге Левит, то их можно рассматривать исключительно, в качестве части древних ритуальных обычаев, и что они более не имеют значения для христиан. В действительности разделение на чистую и нечистую пищу уходит корнями еще во времена Ноя - т. е. оно имело место задолго до того, как появился древний Израиль. Являясь прежде всего принципами здоровья, эти правила и установления сохраняют свою актуальность и для людей, живущих сегодня27.

3. Регулярность, простота и сбалансированность. Изменения в рационе питания должны проводиться разумно и иметь последовательный, поступательный характер. В конце концов нам следует подойти к полному исключению из повседневного меню еды, содержащей большое количество жиров, а также блюд с высоким содержанием сахара.

Кроме этого, нам необходимо научится готовить как можно более простыми и естественными способами. А для того, чтобы обеспечить максимальную пользу для здоровья, регулярно питаться в определенное время. Изысканное, "богатое" питание не является самым здоровым. Использование большого количества специй и приправ может вызвать раздражение желудочно-кишечного тракта28, а постоянное их употребление приводит к целому ряду заболеваний и расстройств29.

Благословение в виде христианского внешнего вида. Бог, давший Адаму и Еве их первое одеяние, знает, что и сегодня нам нужно пристойно одеваться (Мф. 6:25-33). Свой выбор одежды мы должны основывать на принципах простоты, скромности, практичности, соответствия требованиям здоровья, а также привлекательности.

1. Простота. Христиане всегда призывали к максимальной простоте в одежде (равно как и во всех других областях нашей жизни), поскольку христианское свидетельствование обусловливает это. "То, как мы одеваемся, демонстрирует этому миру, кем мы являемся - это не есть некое правило закона, тянущееся с времен королевы Виктории, но выражение нашей любви к Иисусу"30.

2. Высокое нравственное целомудрие. Христианин не станет ронять свое достоинство выбором таких стилей одежды, которые являются "похотью плоти" (1Ин. 2:16). Поскольку в нем прежде всего живет желание служить ближнему, он будет одеваться скромно и вести себя подобающе, не стараясь акцентировать одеждой те части тела, которые вызывают сексуальное влечение у окружающих. Скромность во многом способствует нравствееному здоровью человека. Главной целью христианина является прославление Бога, а не самого себя.

3. Практичность и экономичность. Поскольку все имеющиеся у нас средства принадлежат Богу и лишь вверены в наше временное пользование, христианин будет стремиться придерживаться принципа экономии, избегая "украшения золотом и жемчугом" (1 Тим. 2:9). Но данный принцип не обязательно означает покупку самой дешевой одежды, которая только имеется в наличии. Очень часто вещи более высокого качества гораздо экономичнее и служат намного дольше.

4. Соответствие требованиям здоровья. На человека в его повседневной жизни оказывает существенное влияние не только питание . Христианину следует избегать таких вариантов одежды, которые недостаточно защищают организм от внешних температурных и других воздействий, способны вызвать заболевание и тем самым нанести ущерб здоровью.

5. Естественность и благородство. Христианин должен осознавать, какую опасность заключает в себе "гордость житейская" (1Ин. 2:16). Говоря о полевых лилиях, Христос утверждал, "что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Мф. 6:29). Таким образом Господь показал, что истинная красота, угодная небесам, основывается прежде всего на естественном благородстве, простоте, чистоте и природном изяществе. Мирские фасоны, имеющие преходящую ценность, не находят должной оценки пред очами Божьими (1 Тим. 2:9).

Христианине производят впечатление на неверующих людей не тем, что одеваются по моде и вообще в своем поведении всячески уподобляются миру , но тем, что раскрывают привлекательное отличие вечных духовных ценностей и устремлений. Апостол Петр говорил, что неверующие мужья могут "быть приобретаемы житием жен своих, когда они увидят чистое, богобоязненное житие." Вместо того, чтобы восхищаться и очаровываться внешними вещами, он советует верующим стремится, чтобы их украшением был "Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом" (1 Петр. 3:1-4). Писание учит, что:

а. Истинную красоту человека составляет характер. Апостолы Петр и Павел вели речь об основополагающем подходе христиан к выбору стиля одежды: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде..." (1 Петр. 3:3). "Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию" (1 Тим. 2:9,10).

б. Простота гармонически соответствует внутренним изменениям и духовному возрождению. Когда Иаков призвал членов своей семьи посвятить себя на служение Богу, он сказал : "бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши" (Быт. 35:2,4). И все то, что бросили его домашние, Иаков закопал под дубом31.

После отступничества народа израильского и его поклонения золотому тельцу, Бог повелел : "Снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами". В раскаянии евреи "сняли с себя украшения свои у горы Хорива" (Исх. 33:5,6). Апостол Павел четко указывает, что данное отступничество дано нам "как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор. 10:11).

в. Христианство обязывает нас к жертвенному существованию. В сегодняшнем мире многим не хватает даже обычной еды. В то же время насквозь материалистическое общество навязывает людям, в том числе современным христианам, в качестве ценностей сугубо материальные объекты : дорогую одежду, машины , украшения и роскошные дома. Простота христианского образа жизни разительно противоположна жадности, гордости и своеобразному языческому материализму общества двадцатого столетия, где все ориентировано на обладание материальными благами, а не на самого человека и его духовные потребности.

В соответствии с христианскими принципами и догмами (они изложены выше) мы убеждены, что христиане не должны стремиться к какому-либо внешнему украшательству. Мы считаем, что ношение колец, сережек, ожерелье, браслетов, броских заколок и запонок, а также любых других украшений, предназначенных для создания соответствующего эффекта, не является приемлемым и не сочетается с принципом простоты христианской одежды, о котором говорится в Писании32.

В Библии использование броской косметики также ассоциируется с язычеством и отступничеством (4 Цар. 9:30; Иер. 4:30). Мы же полагаем, что в отношении макияжа христиане тоже должны стремиться к простоте и естественности. Если нам под силу прославлять и возносить имя Спасителя нашими словами, внешним видом и поступками, мы будем словно магниты, притягивающие людей к Нему33.

Христианские принципы и стандарты

Во всех своих аспектах христианский образ жизни является благодарностью за спасение, дарованное через Иисуса Христа. Христианин всегда желает прославить Бога и жить так, как жил бы и поступал Иисус. Некоторые люди ошибочно видят в христианском образе жизни лишь перечень разнообразных запретов. Но куда вернее видеть в нем ряд позитивных принципов, действующих в рамках главного - принципа спасения. Иисус утверждал, что Он пришел, чтобы мы уже здесь, на земле, могли иметь жизнь и иметь ее с избытком. Каковы же принципы, которые ведут нас к полноценной жизни? Когда в жизнь человека входит Святой Дух , все в ней претерпевает решительное изменение (Ин. 3:8).Но влияние Святого Духа простирается гораздо дальше. Главным плодом Духа является любовь (Гал. 5:22,23). Самый сильный аргумент в пользу христианства - это проявления любви к ближнему со стороны христиан.

Живя по воле Христа. "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Флп. 2:5). При любых условиях, благоприятных или нет, мы должны стремиться понять волю Христа и жить в гармонии с ней (1 кор. 2:16).

Елена Уайт говорит о прекрасных результатах такой жизни, которая основывается на взаимоотношениях со Христом: "Истинное послушание идет из глубины сердца. Если вы позволите, Он так изменит ваши мысли и желания, так сольется с порывами вашего сердца и преобразит ум в соответствии со Своей волей, что ваше послушание Ему будет результатом ваших собственных устремлений. Человеческая воля, освященная и очищенная, найдет истинное упоение в исполнении Его служения. Когда мы познаем Бога во всей полноте, наша жизнь станет жизнью постоянного послушания. Через понимание Христа, через общение с Ним грех превращается в нечто, противоположное и вашей природе"34 .

Живя для славы и хвалы Господа. Бог так многое совершил для нас. Одним из путей, позволяющих нам показать свою благодарность, является воздание Ему хвалы.

В Книге Псалтирь подчеркивается именно этот аспект христианской жизни: "Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище. Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои" (Пс. 62:2-6).

Для христианина такое отношение помогает все остальные жизненные дела совершать соответствующим образом. Вознося взор свой на распятого Спасителя, искупившего нас от последствий греха, мы начинаем обретать желание делать только " благоугодное пред Ним" (1 Ин. 3:22; Эф. 5:10). Христиане живут, уже не для себя... но для умершего за них и воскресшего" (2 Кор. 5:15). Истинный христианин во всем, что он делает, о чем думает и что говорит, на первое место всегда помещает Бога. У него нет более других богов, кроме Искупителя (1 Кор. 10:31).

Живя, чтобы быть примером. Апостол Павел говорил: "не подавайте соблазна " (1 Кор. 10:32), а также: "сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян. 24:16). Если наш пример ведет других людей ко греху, мы становимся камнем преткновения для тех, за кого умер Христос. "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1 Ин. 2:6).

Живя ради служения ближнему. Главная причина, по которой христиане живут так, как они живут, заключается в их желании привести других людей ко спасению. Апостол Павел говорит: "Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись" (1 Кор. 10:33;см.также Мф. 20:28).

Требования и руководящие принципы

В связи с тем влиянием, которое оказывает образ жизни человека на его духовное состояние, мы как церковная организация выделили определенные стандарты образа жизни и минимальные требования, позволяющие становится членом церкви. Эти стандарты включают воздержание, от табакокурения,от употребления алкогольных напитков и наркотиков, вызывающих изменение состояния сознания, от нечистой пищи, а также подобающее христианину отношение к одежде и проведению своего досуга. Эти минимальные стандарты не вмещают всего того, что предусматривает Божий идеал. Это лишь первые шаги на пути христианского роста и формирования христианского опыта. Такие стандарты также обеспечивают основание, необходимое для объединения верующих людей в единое сообщество.

Формирование христианского поведения является последовательным процессом приближения ко Христу. Праведная жизнь является ежедневным подчинением своей воли Божьему контролю и ежедневное соотнесение своих мыслей и поступков с Его учением. Поскольку зрелость у разных людей наступает по- разному, важно, чтобы мы воздерживались от какого бы то ни было осуждения своих более слабых братьев и сестер (Рим. 14:1; 15:1).

Христиане, находящиеся в согласии со своим Спасителем, имеют только один идеал: делать все от них зависящее, чтобы прославить Небесного Отца, даровавшего им спасение. "Итак, едите ли, пьете ли вы или иное что делаете, все делайте во славу Божью" (1 Кор. 10:31).

Литература:

1. L. A. King, Legalism and Permissivness: An Inescapable Dilemma?.- The Christian Century, April 16, 1980, p. 436.

2. Damsteegt, Foundations of the Seventh-day Adventist Message and Mission, pp. 221-240; Damsteegt, Health Reforms and the Bible in Early Sabbatarian Adventism.- Adventist Heritage, Winter 1978, pp. 13-21.

3. Lewis R. Walton, Jo Ellen Walton, John Schaffenberg, How You Can Live Six Extra Years.- Santa Barbara, CA: Woodbridge Press, 1981, p. 4; D.C. Nieman and H. J. Stanton, The Adventist lifestyle - A Better Way to Live.- Vibrant Life, March/April 1988, pp. 14-18.

4. Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible.- Grand Rapids, MI Publishers, 1975, vol. 1, p. 884.

5. C.B. Haynes ,Church Standards. - Review and Herald,No5 Oct. 30, 1941, p. 7.

6. V. W. Foster, New Start! -Santa Barbara, CA: Woodbridge Press, 1988.

7. Kenneth H. Cooper, Aerobics program for Total Well Being.- New York: M. Evans, 1982; Phisycal Fitness Education Syllabus.- Loma Linda, CA: Department of Health Science, School of Health, Loma Linda University, 1976-1977; John Dignam, Walking into Shape.- Signs of the Times, July 1987, p. 16; B. E. Baldwin, Exercise.- Journal of Health and Healing 11, No. 4(1987): 20-23; Jeanne Wiessman, Phisycal Fitness.- Abundant Living Health Series, vol. 5 (Loma Linda, CA: School of Health, Loma Linda University, n.d.), p. 21,37,38,45; Dianne-Jo Moore, Walk Your Tensions Away.- Your Life and Health, No. 4 (1984): 12, 13.

8. John Schaffenberg, Adventist responsibility in Exercise (unpublished manuscript); White, Testimonies, vol. 3, p. 78; White, Temperance, Health reformer, April 1872, p. 122; Dignam, Walking into Shape, pp. 16, 17.

9. Robert O' Brien and Sibney Cohen, Caffeine.- Encyclopedia of drug Abuse (New York: Facts on File, 1984), pp. 50, 51; Marjorie V. Baldwin, Caffeine on Trial.- Life and Health, October 1973, pp. 10-13; E. D. Gorham, L. F. Garland, F. C. Garland, et aee, Coffee and Pancreatic Cancer in a Rural California County.- Western journal of Medicine, January 1988, pp. 48-53; B.K. Jacobson and D.S. Thelle, The Tromsssso Heart Study: Is Coffee Drinking an Indicator of a Lifystyle With High Risk for Ischemic Heart Disease?.- Acta Medica Scandinavica 222, No. 3 (1987) 215-221; J.D. Curb, D.M. Reed, J.A. Kautz and K. Yano, Coffee, caffeine and serum Cholesterol in Japanese Living in Hawaii.- American Journal of Epidemiology, April 1986, pp. 648-655. B. S. Victor, M. Lubetsky, and J. F. Greden, Somatic Manifestations of Caffeinism.- Journal of Clinical Psychiatry, May 1981, p. 186.-The Latest Caffeine Scoreboard.- FDA Consumer, March 1984, pp. 14-16; Bosley, Caffeine: Is It So Harmless?- Ministry, August 1986, p. 28; Winston J. Craig and Thuy T. Nguyen, Caffeine and Teobromine Levels in Cocoa and Carob Products.- Journal of Food Science, January- February, 1984, pp. 302-303, 305.

10. Smoking and Health: A Report of the Surgeon General (Washington D. C.; U.S. Department of Health, Education, and Welfare, 1979).

11. Galen C. Bosley, The Efects of Small Quantities of Alcohol.- Ministry, May 1986 pp. 24-27. L. A. Cala, B. Jones, P. Burns et al., Results of Computerized Tomography, Psycometric Testing and Dietary Studies in Social Drinkers, With Emphasis on Reversibility After Abstinence.- Medical Journal of Australia, Sept. 17, 1983, pp. 264-269. C. Bosley, Why a Health Message.- Adventist Review, July 30, 1987, p. 15. D.A. Parker, J.A. Brody and R. Schoenberg, Alcohol Use and Cognitive Loss Among Employed Men and Women.- American Journal of Public Health, May 1983, pp. 521-526. A. M. Edward, R. Wolfe, P. Moll and E. Harburg, Psycosomatic and Behavioral Factors Differentiating Past and Lifelong Abstainers.- American Journal of Public Health, January 1986, p. 69.

12. See : Chapter 15.

13.

14. Drug Enforcment Administration, Drug of Abuse, 3rd ed. (Washington, D.C.: United States Department of Justice, n. d.); Dan Sperling, "Drug Roundup," Adventist Review, Apr. 9, 1987, p. 12, 13.

15. SDA Church Manual, p. 147.

16. Ibid.

17. Ibid., p. 148. Tripper Gore, Raising PG Kids in an X-rated Society, (Naschville, TN: Abington Press, 1987).

18. Messages to Young People, p. 399, also p. 192. (See 2 Cor. 6:15-18; 1 John 2:15-17; James 4:4; 2 Tim. 2:19-22; Eph. 5:8-11; Col. 3:5-10).

19. Ibid., pp. 146, 147.

20. S. Havala, J. Dwyer, The Position of American Dietetic Assosiation: Vegeterian Diets - Yechnical Support Paper.- Journal of American Dietetic Association, March 1988, pp. 352-355; Terry D. Shultz, Winston J. Craig et al Vegetarianism and Health.- in Nutrition Update, vol. 2, 19865, pp. 131-141; U.D. Register and L. M. Sonnenberg, The Vegeterian Diet.- Journal of American Dietetic Association, March 1973, pp. 253-261.

21. Committee on the Scientific Basis of the Nation,s Meat and Poultry Inspection Program, Meat and Poultry Inspection (Washington D.C.: National Academy Press, 1985), p. 21-42; John A. Schaffenberg, Problems With Meat (Santa Barbara, CA: Woodbridge Press, 1979), pp. 32-35.

22. Committee on the Scientific Basis of the Nation,s Meat and Poultry Inspection Program, Meat and Poultry Inspection, p. 68-123; Robert M. Andrews, Meat Inpector: Eat at Own Risk.- Washington Post, July 23, 1986. Cf. White, Review and Herald (Washington D.C. Review and Herald, 1946), p. 384, 385.

23. Frank Young, Commisioner of the Food and Drug Administration and Saford Miller, Director of the FDA Center for Food Safety and Applied Nutrition, as Quoted by Carole Sugarman.Raising Fears Over Food Safety.- Washington Post, July 23, 1986. Cf. White, Councels on Diets and Foods (Washington D.C. Review and Herald, 1946), p. 384, 385.

24. Schaffenberg, Problems With Meat, pp. 12-58.

25. Shea, Clean and Uncleam Meats. (unpublished manuscript, Biblical Research Institute, General Conference of SDA).

26. Winston J. Craig, Pork and Shellfish - How Safe Are They?- Health and Healing 12, No. 1 (1988): 10-12.

27. Matt. 4:23; 1 Thess. 5:23; 1 Peter 1:15, 16.

28. Cf. M. A. Schnider et al., The Effect of Spice Ingestion on the Stomach.- American Journal of Gastroenterology 26 (1956): 722, Quoted in :-Physiological Effects of Spices and Condiments, (Loma Linda, CA: Department of Nutrition, School of Health, Loma Linda University); White, Councels on Diets and Foods, pp. 339-345.

29. Kenneth I. Burke and Ann Burke, How Nice is Spice?- Adventist review, Jan. 89, 1987, pp. 14-15; Department of Nutrition, Spices and Condiments; Marjorie V. Baldwin and Bernell E. Baldwin, Spices - Recipe for Trouble,- Wildwood Echoes, Winter 1978-79, pp. 8-11.

30. William G. Johnson, On Behalf of Simplicity.- Adventist review, March 20, 1986, p. 4.

31. The SDA Bible Commentary, vol. 1, p. 417.

32. Year-End Meeting actions of the North American division of Seventh-day Adventists (1986) pp. 23-25.

33. N. Shafer, R. W. Shafer, Potential Carcinogenic Effect of Hair Dyes.- New York State Journal of Medicine, March 1976, pp. 394-396; Samuel J. Taub, Cosmetic Allerges: What Goes on Under Your Makeup.- Eye, Ears, Nose, and Throat, April 1976, pp. 131, 132; S. J. Taub, Contaminated Cosmetics and Cause of Eye Infections.- Eye, Ears, Nose, and Throat, Feb. 1975. pp. 81, 82; Cf. White, Words to Cristian mothers.- Review and Herald, Oct. 17, 1871.

34. White, The Desire of Ages, p. 668.