Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 26 апреля 2024
Разбойник на кресте PDF Печать Email
 

Теперь давайте рассмотрим одно из главных возражений, когда-либо высказывавшихся против библейской доктрины о душе и состоянии умерших. В Библии есть несколько стихов, которым можно придать различный смысл. Их можно правильно понять только при рассмотрении во свете всей истины, то есть, сопоставив со всеми другими стихами по этому вопросу. Один из примеров этого - история разбойника на кресте. На первый взгляд кажется, будто бы Иисус говорил умирающему преступнику, что тот будет в раю в день своей смерти.

Согласно написанному, разбойник в последние минуты своей жизни просил Иисуса: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Луки 23:42,43).

Противоречит ли это другим рассмотренным нами стихам на эту тему? Это определенно звучит так, как будто Иисус и разбойник отправились в тот самый день в присутствие Божие. Давайте позволим другим текстам прояснить дело. На третий день после того, как Иисус говорил эти слова раскаявшемуся разбойнику, он встречается с Марией возле раскрытой гробницы. Когда она падает к Его ногам поклониться, Иисус говорит: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17).

Это заявление Иисуса приводит нас к головоломной загадке. Если к тому моменту Он еще не восшел на Небо, то как же тремя днями ранее Он мог заверить разбойника на кресте в том, что они вместе будут там в тот самый день? Заметьте, пожалуйста, что рай и престол Божий - это одно и то же место. Иоанн пишет, что дерево жизни расположено "Посреди рая Божия" (Откровение 2:7). Затем, в Откровении 22:2, он поясняет, что древо жизни обрамляет с обоих берегов реку воды жизни, которая, в свою очередь, течет от престола Божия. Этим определенно утверждается, что присутствие Божие находится в раю. Несомненно то, что если Иисус не восшел к Своему Отцу к моменту Своего воскресения, Он не мог сделать этого тремя днями раньше.

Тайна быстро проясняется, когда мы принимаем во внимание обстоятельства, в которых были произнесены слова, записанные у Луки в 23:43. Нам следует знать, что в оригинале рукописи Библии были написаны в виде непрерывной записи. Не существовало разделения на слова, предложения, стихи или главы. При переводе те, кто им занимался, разделили слова, расставили знаки пунктуации и разбили текст на стихи и главы. Труд этих людей не был богодухновенным, хотя они в целом и проделали огромную работу во исполнение поставленной задачи. По необходимости им часто приходилось расставлять запятые таким образом, что это отражалась на смысле переводимых слов. У Луки 23:43 они добавили запятую перед словом "ныне", из-за чего слова Иисуса стали звучать так: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". В этом случае запятую следовало бы поставить после слова "ныне", а не перед ним. Тогда предложение звучало бы так: "Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю". Это привело бы данный отрывок в совершенную гармонию с остальной частью Библии.

Иными словами, Иисус говорил разбойнику: "Я заверяю тебя сегодня, когда кажется, что Я никого спасти не могу, когда Мои собственные ученики покинули Меня, и Я умираю как приговоренный к смерти преступник, Я заверяю тебя сегодня, что ты будешь со Мною в раю".

Будет ли это вмешательством в священное повествование? Нет. Переводчики были вдохновлены Богом не более, чем мы с вами. Только авторы оригинала были "движимы Духом Святым". (2 Петра 1:21). Расположение запятой после слова "ныне" столь же правомерно, сколь и ее расположение перед этим словом. Единственная разница в том, что один способ дает полную гармонию с остальными писаниями, а другой - безнадежное противоречие. Не требуется никакого сверхъестественного чутья, чтобы решить, где правильно расположить запятую.

Имейте в виду, что разбойник просил только помянуть его, когда Христос придет в Свое царство. Он не просил ни о какой награде в тот день своей приближающейся смерти. Высказывающимся в том же духе мы находим и великого апостола язычников в тот момент, когда он предчувствует свой уход из этой жизни: "Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а ТЕПЕРЬ ГОТОВИТСЯ мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, В ДЕНЬ ОНЫЙ; и не только мне, но и всем, возлюбившим ЯВЛЕНИЕ ЕГО" (2 Тимофею 4:6-8).

Подобно тому, как восприимчивый разбойник и Божий помазанник Павел возлагали свою надежду вечной награды на Второе пришествие Христа, и мы также можем надеяться быть воспомянутыми в тот день. Буквально ли следует понимать слова Иисуса, записанные в Евангелии от Луки 16:19-31, или же это притча? По этому поводу состоялось множество дискуссий. Некоторые христиане склонны полагать, что в этой истории Иисус предоставил своим слушателям возможность заглянуть в мир загробной жизни. Другие, основываясь на множестве мест из Писания, которые противоречат нарисованной в этом отрывке картине рая и ада, считают, что Иисус преподал здесь совершенно иной урок. К несчастью, многие теперешние духовные наставники отделяют эту историю от ее подлинного контекста и используют как средство запугивания людей. Из-за страха перед адскими муками, какими они представлены в этом отрывке, действительно, происходили "обращения" к вере, однако их основе крайне недостает той силы, которая исходит только от искренней оценки характера Божьего и надлежащего разумения Писаний.

В начале нашего исследования постараемся яснее понять, что же, в действительности, представляет из себя притча, и после этого рассмотрим ситуацию, в связи с которой Иисус рассказал эту историю. Это, возможно, позволит нам лучше понять, какие уроки для нас содержатся в истории о богаче и Лазаре.

Словарь Random House College Dictionary определяет притчу как "короткий аллегорический рассказ, предназначенный для того, чтобы преподать какую-либо истину или урок нравственности". Полная симфония Крудена (Cruden's Complete Concordance) еще более развивает такое понимание, утверждая, что в Библии притчи использовались "в более общем смысле, чем где-либо еще". Мы знаем, что писатели Библии использовали в притчах как воображаемые ситуации, вроде той, где рассказывается, как деревья просят терновник царствовать над ними (Книга Судей 9:8-15), так и такие ситуации, которые могли бы произойти в реальной жизни. Однако какую бы форму не принимала притча, она была лишь средством преподать урок нравственности.

Иисус высоко ценил те возможности, которые даст использование притч для обучения людей. Он желал вызвать у них как можно более глубокие раздумья, и Он знал, что если Он будет говорить слишком прямым текстом, многие из Его слушателей быстро забудут сказанное. И не только это, но и то, что иные из слушателей, для которых некоторые из Его слов служили суровым упреком, могли бы быть столь разъярены прямым обличением, что попытались бы силой заставить Его замолчать. Следуя Своему принципу быть мудрым, как змей, и простым, как голубь, Иисус сказал Своим ученикам, напомнив им слова Исайи 6:9: "Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют" (От Луки 8:10). Симфония Крудена поясняет: "В Евангелиях наш Спаситель часто говорит к людям притчами. Он использовал их, чтобы скрыть истину от тех, кто не желал ее видеть. Те же, кто, действительно, к ней стремился, не находили покоя, пока им не открывался истинный смысл сказанного".

Сейчас подходящий момент выяснить, к кому обращался Иисус, произнося слова, записанные в Евангелии от Луки 16:19-31. С какой категорией людей Он имел здесь дело? Об этом нам говорит стих, предшествующий началу слов Христа: "Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним" (Стих 14). Иисус говорил, обращаясь к фарисеям, то есть, к той категории людей, о которых известно, что в любой из сцен, описанных в Евангелиях, они противились непредвзято относиться как к Нему, так и к тем истинам, которым Он учил. Мы можем быть уверены, что ни с кем из людей, которых учил Иисус, Ему не приходилось вести себя столь сдержанно, как с коварными фарисеями. Они постоянно стремились обмануть Его и уловить в свои сети, но Иисус вел Себя с ними мудро и правдиво. Наиболее безопасным способом общения с ними были притчи и аллегории. Луки 10:21 содержит свидетельство о том, что они не понимали многое из Его учения: "Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам". Марка 4:33,34 говорит нам о том, что уроки, которые преподавал Иисус, практически всегда были даны в форме иносказания: "И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все".

Теперь мы готовы рассмотреть саму притчу о богаче и Лазаре с тем чтобы понять, какое же поучение стремился передать через нее Иисус.

"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его" (От Луки 16:19-21).

Кого символизирует этот богач? Иудеи были благословлены без меры познанием Бога и Его плана спасения всего человечества. Им принадлежали "усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования" (К Римлянам 9:4). Только иудей мог бы молиться, обращаясь к Аврааму, как это делает богач в этой истории позднее. Ясно, что этот характер символизирует иудейскую нацию.

Лазарь, напротив, является представителем всех духовно обделенных народов - язычников, с которыми израильтяне были призваны делиться своим наследием. Иудеям хорошо были известны слова Исайи: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (Исаия 49:6).

К несчастью, иудеи вовсе не стремились поделиться своим духовным богатством с язычниками. Вместо этого они смотрели на них как на "псов", которые должны были удовлетворяться крошками духовной пищи, падающими с их господских столов. Эта метафора была широко известна. Иисус использовал ее ранее, испытывая веру женщины Хананеянки: "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". И она ответила Ему в тон: "Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их" (От Матфей 15:26,27).

Богатые познанием иудеи удерживали истину у себя и, поступая так, развращались. За несколько мгновений до произнесения притчи Иисус упрекнул фарисеев в их духовном самодовольстве: "Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (От Луки 16:15). Каков же был результат, этого ужасающего самодовольства?

"Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь-злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (От Луки 16:22-26).

Живя на земле, иудеи наслаждались духовными благами, не делая ничего для обогащения ими своих соседей. Но никакой иной награды им не причиталось. "Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете, Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (От Луки 6:24,25).

В противоположность им, нищие духом, которых в притче символизирует Лазарь, должны были наследовать Царство Небесное. Язычники, алчущие и жаждущие праведности, должны были насытится. "Псы" и грешники, столь презираемые самоправедными фарисеями, должны были раньше их попасть на Небеса: "Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (От Матфея 21:31).

В заключение притчи богач умоляет послать его братьям предостережение, дабы они не разделили его участь. Упрашивая Авраама поручить эту миссию Лазарю, он ссылается на то, что "если кто из мертвых придет к ним, покаются" (От Луки 16:30). Авраам отвечает: "Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Стих 31).

Здесь Иисус упрекает фарисеев в их пренебрежении к Писаниям, предрекая, что даже сверхъестественное явление не могло бы произвести изменение в сердцах тех, кто неизменно отвергал учение "Моисея и пророков". Произошедшее вскоре после этого воскресение Лазаря из мертвых подтвердило точность предсказания Иисуса. Этот человек был воскрешен из мертвых, однако братья "богача" не покаялись. В действительности, фарисеи даже составили план убить Лазаря после того, как он воскрес. Его жизнь уже сама по себе служила для них напоминанием об их собственном лицемерии.

Сегодня многие христиане считают, что рассказ о богаче и Лазаре - это историческое свидетельство о том, что буквально происходило с двумя людьми в загробной жизни. Основываясь на таком взгляде, некоторые учат, что те, кто подвергся наказанию огненным мучением в аду, не перестанут гореть там на протяжении всей вечности. Но так же, как и в случае притчи о деревьях и терновнике из Судей 9:8-15, в этой притче тоже возникают серьезные проблемы при буквальном истолковании ее деталей.

Можем ли мы верить в то, что все святые уже сейчас собраны на лоно (в пазуху) Авраама? Если да, то на чьем лоне покоится сам Авраам? И если между раем и адом, действительно, утверждена великая пропасть, как мог бы богач докричаться до Авраама? Или то, что, возможно, смущает в наибольшей степени: как могли бы святые наслаждаться благами рая, слыша вопли нечестивых, мучимых в аду?

Другая дилемма, возникающая в связи с буквальным истолкованием этой истории, может быть названа "тайной пустых могил". Если понимать притчу буквально, то очевидно, что никто из двух основных ее героев не мог долго пробыть в могиле - оба они должны были быть быстро унесены, каждый к надлежащему ему месту воздаяния. Очевидно, что их тела остались с ними, поскольку в тексте мы обнаруживаем, что богач поднимает глаза, что он желает, чтобы его язык был смочен каплей воды, принесенной на пальце Лазаря, покоящегося, как мы уже отмечали, за пазухой у Авраама. В последнее время было вскрыто немало могил с целью выяснить, отправляются ли тела умерших в рай или ад после погребения. Все они превращаются в прах, ожидая воскресения.

Из этих нескольких примеров мы начинаем убеждаться, что в этой притче Иисус вовсе не стремился пояснить аспекты физического существования в загробном мире. Вместо этого Он вел речь о неверности иудеев в отношении определенной им ответственности. Будучи распорядителями вверенной им особой вести истины, они совершенно не справились с заданием поделиться ею с язычниками, стремящимися ее услышать. В действительности, вся 16 глава Луки посвящена теме управительства.

Начиная с первого стиха, Иисус рассказывает еще одну притчу - притчу о распоряжении богатством, или имуществом: "Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его". Рассмотрев принципы, согласно которым человеку доверяются материальные ценности, Иисус перешел к вопросу о распоряжении сокровищем истины. Притчей об еще одном богаче Он наглядно пояснил, что они доказали свою неверность в отношении духовных богатств так же, как управитель первого богатого человека доказал ее в отношении богатств материальных.

Пытаться приспосабливать притчу о богаче и Лазаре для обоснования доктрины о вечных мучениях - значит опускать в ней то, что Иисус, собственно, намеревался этой притчей высказать. Вопрос об адских мучениях с безошибочной ясностью раскрывается Библией в великом множестве других мест. При этом Писание нигде не учит, что нечестивые будут продолжать переносить страдания в адском пламени на протяжении бесконечной череды веков. Наоборот, сказано, что они будут полностью истреблены. Иисус никогда бы не поставил под сомнение непротиворечивость Писаний, предлагая доктрину, которая бы противоречила их потрясающим свидетельствам по этому вопросу.

Истину об аде можно установить на основании анализа всего нескольких текстов, выбрав их из великого множества мест Библии, прямо раскрывающих этот вопрос. Однако прежде чем их рассмотреть, нам следует вспомнить, что "возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная" (К Римлянам 6:23). Для каждой души существуют лишь два исхода: принимающие Иисуса Христа и Его искупительную жертву будут жить вечно; не принимающие Иисуса погибнут. Если страданиям нечестивых не будет конца, то они наследуют, пусть и мучительную, но вечную жизнь. Но нам хорошо известно, что вечная жизнь доступна только тем, кто принимает Христа.

Рассмотрите следующие стихи Писания, говорящие о воздаянии нечестивым:

"Нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут" (Псалтирь 36:20).

"Вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей" (Малахии 4:1).

"И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф" (Малахии 4:3).

"Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (От Матфея 10:28).

"Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихни же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Петра 3:10).

"Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (Откровение 21:8).

Может быть привлечено и множество других текстов, но и этих достаточно, чтобы ясно показать, что конечной участью нечестивых будет смерть. Заметьте, что при описании полного истребления нечестивых Писание использует самые сильные из всех доступных выражений. Эти ясные слова никак не могут быть неверно истолкованы человеком, который искренне желает узнать истину. Для нечестивых уготован огонь, но это огонь настолько жаркий, что все, кто попадет в него, будут совершенно истреблены. Когда огонь закончит свое дело, он погаснет. Нигде в Библии вы не найдете учения об огне, горящем вечно, даже в притче о богаче и Лазаре. (Некоторые люди удивляются, что же тогда означают слова "во веки веков", использованные в Откровении 20:10. То же самое выражение в других местах Писания попросту означает столько, сколько будет жив человек (Исход 21:6,1 Царств27:12, Ионы 2:7). [Вспомните выражения "на моем веку" или "на мой век хватит", означающие ни что иное, как "на мою жизнь", "пока я жив". - Прим. перев.] Кроме того, в выражении "огонь вечный" слово "вечный" указывает скорее на последствия этого огня, нежели на его продолжительность, так же, как сказано и о сожжении Содома и Гоморры в Послании Иуды 7).

Было бы трагично упустить из виду истинное значение этой притчи, отделив ее от ситуации, в которой ее произнес Иисус. Давайте лучше усвоим преподанный в ней урок, применяя его в своей жизни. Делаем ли мы то, что в наших силах, передавая весть спасения окружающим? Обладаем ли мы искренней любовью к тем, кто вокруг нас, и приглашаем ли их разделить с нами духовное наследство? Если мы, подобно иудеям в древности, придерживаем наше сокровище, мы постепенно превращаемся в самоправедных и развращенных людей. И напротив, через активное, исполненное любви служение наши взаимоотношения со Христом, так же как и с окружающими, станут крепче и осмысленней.

Давайте не будем делать жуткие истории основой нашего христианского опыта. Вместо этого, будем помнить, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (От Иоанна 3:16).