Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 17 апреля 2024
Катарсис PDF Печать Email

 

В этой главе мы вновь обратимся к Нагорной проповеди Иисуса Христа, к шестой заповеди блаженств. Но прежде позвольте напомнить вопрос, однажды заданный Соломоном. Он поможет нам острее ощутить важность и глубину заповеди Христа, к которой мы обратимся ниже. Итак, Соломон вопрошает: "Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего"?" (Притч. 20:9).

Этот риторический вопрос, несомненно, подразумевает отрицательный ответ. Никто не может сказать: "Я очистил мое сердце, я чист от греха моего". Утвердиться в этой мысли нам помогают слова, записанные апостолом Иоанном: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1:8).

И вот примерно 900 лет спустя после Соломона и за несколько десятилетий до слов, произнесенных апостолом Иоанном, Иисус Христос говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8).

И даже не знай мы об упомянутом вопросе Соломона, эта заповедь Христа вызывает некоторое смущение. Прежде всего, своей неисполнимостью. Кто такие "чистые сердцем", и где они пребывают? Да разве могут такие вообще существовать? Возможно, здесь намек на неких бесплотных и бесполых монахов, живущих в каких-то недосягаемых для глаз простых смертных монастырях, в неведомых лесах, таинственных горах или на далеких островах? Не оттого ли порой кажется скучной Библия, что многое в ней недостижимо? Достижима ли эта заповедь Христа для обычных людей, живущих в "многоэтажках" современных мегаполисов, в "коммуналках" и "хрущевках", в квартирах и домах бесчисленных поселков, деревень?..

Однако здесь следует остановиться. Подобные рассуждения нельзя считать невинными. Потворствуя мысли о неосуществимости слов Иисуса Христа, мы, в конце концов, скатимся к отрицанию учительной и спасительной ценности Евангелия. А затем, спустя некоторое время, найдем себя у разбитого корыта жизни, лишенной Боговедения.

Итак, чистые сердцем - кто они? Кто эти люди, в жизни которых имеет место блаженство чистоты сердца?

Обратимся к Третьей книге Царств, главе 9. Соломон, будучи еще молодым человеком, восходит на царский трон по смерти своего отца Давида. При Соломоне древний Израиль достигнет расцвета. Своим благополучием и успехом Израиль будет во многом обязан удивительной мудрости своего царя. Но, увы, не все вспомнят об истоках этой мудрости. А начиналась она с осознания Соломоном собственной немощи и его настойчивых прошений к Богу о ниспослании мудрости свыше. Господь слышит молитву и дарует желанную мудрость. Но вот что интересно, отвечая на молитву нового израильского царя, Господь говорит ему: "Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня... И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду..."(3 Цар. 9:3-5).

Обратите внимание на эти слова: "Если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте". Что это за "чистота сердца и правота" Давида? Разве он не грешил? Разве сам Соломон не был живым напоминанием о падениях Давида? Ведь он был сыном Вирсавии...

Бог простил Давида. И все же Давид жестоко пострадал за свои грехи: смерть первенца от Вирсавии, последовавший затем разлад в собственной семье, смерть еще нескольких сыновей, беды дочерей, смуты в царстве и отпадение от Бога части народа, то есть тех, кто в грехах царя Давида усмотрел "зеленый свет" собственным беззакониям. Наконец, Бог отказывает царю в осуществлении той мечты, которой он жил много лет. Строительство храма. Давид был крайне этим огорчен.

И хотя ему пришлось много пережить за свои грехи, он все же не мог искупить их своими страданиями. Человек принципиально не способен искупить свои грехи собственными страданиями. Мысль, что своими страданиями мы якобы в состоянии искупить свои грехи, - просто языческое учение, фольклор. Христос учил другому. Искупить - означает, помимо прочего, прекратить действие последствий от совершенных беззаконий. Последствия грехов выходят из-под контроля согрешивших и начинают самостоятельную жизнь. Нам свойственно терять контроль над последствиями своих же грехов. Ведь грех сильнее нас, и страданиями мы не спасаем себя. Вот почему столь нужен Господь, имеющий власть над грехами всех и каждого. Только Бог силен положить конец и причинам, и следствиям греха. Господь есть Искупитель. И царь Давид смиряется перед своим Искупителем. Ведь только Богу Творцу под силу очистить человека и искупить его.

Почему же Господь не позволяет царю строить храм? Потому что Давид "пролил много крови и вел большие войны" (1 Пар. 22:8). Заметьте, что Давид "вел большие войны" патриотического и освободительного характера, против врагов-язычников, ради Израиля, за истинную веру! И солдаты Давида, вероятно, молились Богу перед каждым сражением, перед каждым кровопролитием. Но это оказалось неугодным Создателю. Патриотизмом и свободой, любовью к Отечеству и своему народу нельзя оправдать пролитие человеческой крови. Убийство остается убийством. И никакими прилагательными, добавленными к этому слову, невозможно изменить отношение Бога к кровопролитию. Оно неугодно Всевышнему. "Святые", пролившие кровь, не должны строить храмы.

В случае же с Давидом было еще одно отягчающее обстоятельство. Однажды он спровоцировал пролитие крови не врага-язычника, а ни в чем не повинного собственного воина, кстати, любившего своего царя. Речь идет об Урии, муже Вирсавии.

Так в чем же чистота сердца Давида? Вскоре после этого ужасного поступка по отношению к Урии Господь посылает к Давиду пророка Нафана. Пророк нелицеприятно, в глаза высказывает царю всю правду о содеянном. Как реагирует грешный царь? Он в отчаянии. Он не ищет даже малейших оправданий. Позже Давид записал свою молитву, свой зов к Богу в виде псалма. Этот необыкновенный псалом и поныне находится в Библии, начинаясь такими словами: "Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои..." (Пс. 50:1-3).

Эта молитва достойна многократного и частого чтения. Так редко кто молится. Вот еще несколько покаянных слов из нее: "Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50:5, 12).

Давид кается. Здесь не просто сожаление или страх перед последствиями. Здесь бездна горечи за нечистоту своего сердца, из которого изошло такое зло. В молитве Давида встретились его смерть и его новое рождение. Это катарсис - очищение, обретение чистоты, чистоты от греха. Ведь грех удаляет нас от Бога, разделяет с Ним, доставляет страдание, отравляет душу, мертвит тело. Покаяние же - воскрешает, и в нем Господь творит чистое сердце.

"Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, если не осознаем его пагубность; до тех пор, пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены. Многие не понимают истинной природы покаяния. Люди сожалеют о соделанном грехе и даже внешне изменяют свое поведение, поскольку боятся, что за их неверные поступки им придется страдать. Но это не есть покаяние в библейском смысле. Они оплакивают последствия греха, а не сам грех". Такой была печаль Исава, Валаама, Иуды, предавшего Христа и воскликнувшего: "Согрешил я, предав Кровь невинную" (Мф. 27:4). "Молитва Давида после его падения являет собой пример истинной печали о грехе... Давид понимал... порочность своей души, он чувствовал отвращение к своему греху... Он жаждал испытать радость святой жизни"009 .

Пример покаяния Давида во все времена и повсюду оказывал неизгладимое впечатление на вдумчивых людей, на богоискателей. Когда-то на Руси даже возникла мудрая и не лишенная покаянного духа пословица: "Давидски согрешаем, а не Давидски каемся".

Христос говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8).

Кто такие чистые сердцем? Давайте еще раз вслушаемся в покаяние Давида: "Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50:5, 12). Таким образом, заповедь Христа означает: нет на земле сердца чище, чем сердце кающегося грешника.

Этот вывод обретает практическое преломление. Вы обидели кого-то на работе? Кайтесь. Вы были несправедливы к супругу? Кайтесь. Вы поскупились на время и внимание к своим детям? Кайтесь. Вы забыли напрочь о своих родителях? Кайтесь. Вы были непорядочны со своими друзьями? Кайтесь. Вы поступили подло по отношению к своим врагам? Кайтесь. Вы были жестоки к чувствам своих ближних, дав вместо хлеба камень? Вы пренебрегали Богом, словно Его вовсе не существует? Кайтесь...

Нет на земле сердца чище, чем сердце кающегося грешника.

Еще будучи подростком, я услышал историю, которая мне почему-то запомнилась. Я даже не знаю, вымышлена она или действительно имела место. Судите сами. Два жулика ночью забрались в старый сельский храм. В кромешной тьме они ощупывали стены в поисках икон. Наконец, им показалось, что они их нашли, но те находились слишком высоко. Тогда один из воров нащупал какой-то выступ и взобрался на него, чтобы дотянуться до нужной высоты. Кое-как взгромоздившись, он начал отрывать икону от стены. Его напарник, поддерживая своего товарища за ноги, вдруг вскрикнул: "Ты знаешь, на что ты залез своими грязными ногами?"

"На что?" - прошипел от напряжения первый.

"Ты, кажется, на алтарь залез!"-раздалось снизу.

"Да ничего страшного", - ответил тот сверху, оторвав, наконец, икону и сдувая с нее пыль. А затем торжественно добавил: "Главное, чтоб сердце чистым было".

Возможно, кому-то из вас эта история показалась анекдотичной и надуманной. Тогда позвольте рассказать еще один совершенно реальный случай.

Недавно я встретил своего знакомого, с которым не виделся лет пять или больше. Я помню время, когда он принимал крещение. Умный, образованный, интеллигентный молодой человек. Мы разговорились. Он рассказал, что в его взглядах произошли серьезные перемены. Он много читал и, в конце концов, сменил свои прежние христианские представления на более правильные и адекватные. Мы говорили больше часа, и он поведал о том, что только теперь по-настоящему покаялся, покаялся за всю прошлую жизнь. И сейчас он соприкоснулся с настоящей верой и святостью, которыми дорожит. Поначалу трудно было усомниться в его искренности и серьезности. И все же меня шокировала одна особенность. Чем дольше мы говорили о жизни сегодняшней или вспоминали прошлое, тем чаще, к своему удивлению, я слышал из его уст самые скверные слова. А когда я взялся помочь ему нести тяжелую сумку, он, не стесняясь, предупредил: "Осторожно, там восемь бутылок классного вина". Он по-прежнему был открытым собеседником и умно рассуждал, но что-то в нем действительно сильно изменилось. Я побоялся спросить его, что именно, побоялся, потому что мне очень не хотелось услышать от него слова, похожие на эти: "Да ничего страшного, главное, чтоб сердце чистым было".

Господь Бог творит в нас по-настоящему чистое сердце, когда мы обретаем дух подлинного покаяния. Это необходимо, иначе встречи человека с Богом не происходит. Только чистые сердцем узрят Бога. Покаяние-это путь очищения и возвращения к Богу, к Отцу. И нет во всей Библии лучшей иллюстрации упомянутого пути, чем притча Иисуса о блудном сыне.

Младший сын решает покинуть отчий дом. Он просит еще живого отца отдать ему полагающуюся часть наследства. Видимо, молодого человека раздражает хорошее здоровье главы семейства, и дожидаться его кончины он больше не намерен. Но у отца хорошим оказалось не только здоровье, а еще и отношение к отпрыску, незамеченное последним. Отец огорчен, но не раздражен. Он отдает требуемую часть и не пускается в причитания о том, как он необходим своим детям. Он просто в этом уверен. Сын уходит. Проходит время, и блудный сын опускается на самое дно жизни. Дальше идти некуда. Ниже пасть нельзя. Это дно. Он живет среди свиней и завидует их сытой жизни. В какой-то момент он начал надеяться, что уже стал для свиней своим и может претендовать на их корм, но ошибся. Он не стал для них своим. А свиньи, как известно, не подпускают к кормушке чужих.

И вдруг в притче Иисуса наступает перелом. Блудный сын произносит монолог, который нельзя пересказывать. Его надо прочитать: "Придя же в себя, сказал: "сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Встал и пошел к отцу своему..."(Лк. 15:17-20).

Теперь он рад хорошему здоровью отца. Но важнее другое. Теперь он вспомнил о хорошем отношении к нему отца. Это и названо в притче "возвращением в себя". "Пришел в себя" - это значит "осознал нечто важное, пробудился, вспомнил". С духовной памяти начинается покаяние. И причина этой памяти - вовсе не напряженное усилие сына, а благородный поступок отца, оставившего в памяти сына так много хорошего. От сына ожидалось лишь одно - принять решение воспользоваться памятью, сознанием. В этом нет заслуги, в этом просто заключается выбор человека.

Так сын перестает быть блудным. Он мчится домой. Теперь он не блуждает, он знает путь, он его вспомнил. И с каждым шагом, по мере приближения к дому, в его сознании все сильнее нарастает лишь одно желание: только бы увидеть отца...

Нам прекрасно известно, что он обязательно увидит отца. Но почему в нас живет такая уверенность?

Причина кроется в Христовом утверждении: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". И читая далее эту притчу, мы убеждаемся, что сын действительно "узрел" отца. И так случится со всеми, кто чист сердцем. Сама встреча и переживания отца в связи с возвращением сына подтвердили, что сын пришел с чистым сердцем: "И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: "отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". А отец сказал рабам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". И начали веселиться" (Лк. 15:20-24).

Однако погодите, когда же у сына появилось это чистое сердце? И здесь нам открывается потрясающий момент притчи. Оказывается, стать обладателем чистого сердца возможно, даже живя среди свиней. Помните? Нет на земле сердца чище, чем сердце кающегося грешника.

Эта глава из Евангелия от Луки уникальна еще и тем, что состоит из трех притч. Все три притчи - ответ Христа на упрек фарисеев в том, что Он принимает грешников и охотно общается с ними. По их мнению, надо обращаться с ними построже, чтоб другим неповадно было...

В каждой из этих притч кто-то, подобно грешнику, теряется. В первой - овца, во второй - монета, в третьей - сын. Все потерянные, в конце концов, находятся. И, пожалуй, это единственная глава в Библии, где десять раз (!) употребляются слова "радость", "веселье", "ликование" (не считая одиннадцатого, когда слово "повеселиться" произносится злобным старшим сыном в явно негативном смысле). Три печальные потери и десятикратное упоминание о радости возвращения! Чистота человеческого сердца есть радость для Бога. Кающийся грешник покаянием своим радует все небо.

Соломон вопрошает: "Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего"?" (Притч. 20:9).

Христос пришел в этот мир, чтобы очистить наши с вами сердца. Распятие Христа не случайно называют искуплением. Иисус Своим распятием и воскресением прекращает главное следствие греха: неизбежность гибели вдали от Бога, неизбежность смерти в нечистоте. Теперь у нас есть выбор. Эту мысль особенно ярко выразил апостол Иоанн, вторя мудрому Соломону: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9).

Христос есть причина и цель чистоты человеческого сердца. Теперь нам ясно виден путь домой. И первый шаг на этом пути - покаяние. Из покаяния рождается исповедь. Через нее приходит к нам прощение свыше, и Кровь Иисуса Христа очищает сердца наши от всякого греха (см. 1 Ин. 1:7). В покаянии кроется исток чистоты сердца, которая достигнет совершенства по пришествии Христа. И все чистые сердцем узрят Бога во славе.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8).

8 сентября 2000

***

В минуту покаяния

Предстань с душой открытою

Перед очами Господа -

Небесного Отца.

Очистишься, омоешься

Слезами благодатными,

И снимешь тяжесть горькую,

И скорбь сотрешь с лица.

В минуту покаяния

Молись Ему, Великому,

О помощи, о крепости,

О здравии твоем:

Услышишь голос праведный,

Познаешь радость высшую

Прощения и близости

С единственным Творцом.

В минуту покаяния

Возвысишься над пагубой

Греха, унынья, лености,

Сомнений, суеты,

И до краев наполнишься

Святого Духа силою,

И приобщишься к вечности,

И станешь лучше ты.

И.А. Яворовская