Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Вторая глава послания Петра PDF Печать Email

 

В октябре 1999 года произошло замечательное событие. Был зарегистрирован шестимиллиардный житель планеты Земля. Итак, мы "разменяли" седьмой миллиард. Привыкшие видеть в числах нечто большее, чем только цифры, - особый, тайный смысл, - обратили внимание еще на одно событие. Согласно библейскому летоисчислению от сотворения человека прошло около 6000 лет. Отсюда следует, что вхождение в седьмое тысячелетие человечество отмечает седьмым миллиардом своей численности. Впрочем, это всего лишь совпадение.

И вот что удивительно. При таком количестве землян каждый человек чем-то да не похож на других. Но гораздо более удивительно другое. При всей непохожести всем нам присуще нечто общее. Есть два события или, скажем, два процесса, без которых человек просто не может существовать. И в этом мы все одинаковы. Я имею в виду рождение и рост. Событие рождения и процесс роста. И христианская жизнь - не исключение. В ней тоже обязательно присутствует и рождение, и рост. Именно этому, в значительной степени, и посвящена вторая глава Первого послания апостола Петра. Прочитаем начало этой главы. "Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь" (1 Петр. 2:1-3).

Перед нами два фактора: рождение и рост. Почему они есть в жизни абсолютно каждого человека? Да просто потому, что если бы не было рождения, то не было бы и человека. А если есть человек, то, следовательно, имело место и его рождение. Так же обстоит дело и с ростом. Если человек родился, то он обязательно растет. Если новорожденный перестал расти, значит, он умер. Кроме того, сила родившейся и растущей жизни столь велика, что даже после смерти человека не все его физиологические функции прекращают действовать сразу. Такова сила биологической жизни, которая выражает себя через рождение и рост. Взрослые люди тоже растут. Периодически обновляются почти все клетки тела. Рождение - это то начало, без которого нет жизни. А рост - это то продолжение, без которого начало теряет всякий смысл.

Вернемся к первым строкам второй главы послания апостола Петра. Глава эта посвящена не обсуждению проявлений биологической жизни, но истокам и проявлениям высокодуховной, христианской жизни. Здесь дано откровение о причине такой жизни, о тайне ее рождения, о ее славном росте и возвышенной цели. Первые три стиха представляют собой три части данной темы. Далее следует развитие сказанного в первых трех стихах. А в заключении главы - подведение итогов сказанному. Первый стих главы - это первая часть.

"Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие..."

Перед нами описание прошлой жизни обратившегося ко Христу человека. Прошлой не в том значении, как ее понимают кришнаиты, а в том лишь смысле, что протекает она до встречи с благовестием о Христе и, значит, с Самим Христом. И эту прошлую, старую жизнь Петр призывает отложить. Ибо она совсем и не жизнь. Разве можно назвать в полном смысле жизнью существование, пропитанное злобой, коварством, лицемерием, завистью и злословием? Увы, не все вполне сознают это. К сожалению, часто мы можем слышать, как пожилые или совсем молодые люди даже с неким наслаждением злословят. Когда вечером под своими окнами или от прохожих на улице слышишь ожесточенное злоречие, обрывки коварных низких рассуждений, то не хочется быть даже свидетелем такой жизни, не говоря уже об участии в ней.

Форма слова, использованная здесь апостолом в греческом оригинале, подчеркивает решительность действия. Отложите! Отвергните это! Не возвращайтесь к нему! А слово "злословие" в греческом тексте выражено очень ярко, наглядно: "каталалиа". Известно, что в греческом глагольная форма этого слова означала "сбегать вниз", "скатываться", "опускаться". И сегодня мы могли бы сказать: если человек вязнет в перечисленных апостолом пороках - он опускается куда-то, движется вниз. Движется не по направлению к жизни, а куда-то прочь от нее. "Но вы, - звучит обращение к нам, - войдите в настоящую жизнь. Родитесь в нее, "отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие"".

Второй стих данной главы представляет собой вторую часть поднятой апостолом темы. Начало новой жизни - рождение.

"Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение".

Каким образом происходит рождение, апостол здесь не сказал. Но ясно следующее. "Новорожденный" в данном случае - это тот младенец, которого кормят грудью. И это значит, что у такого ребенка только один источник питания. Точно так же сохранение жизни духовно родившегося во Христа человека целиком и полностью зависит от одного источника: "чистого словесного молока", то есть от Слова Божия, Священного Писания. В одном из русских переводов Нового Завета сказано так: "Как новорожденные младенцы, возжелайте духовного неповрежденного молока"014 .

Мы начинаем понимать, почему сохранение жизни зависит от одного источника, от Слова Божьего. Оно "не повреждено". В нем нет соринок; оно не разбавлено пустыми измышлениями и бесконечными предположениями; оно не утрачивает своих качеств, не "прокисает" с течением времени, как это происходит со многими человеческими учениями. Слово Господне насыщает и неизбежно приводит к росту.

В этом апостольском сравнении христианина с младенцем просматривается весьма поучительная параллель. Когда здоровый младенец голоден, он кричит, даже не может спать. В этом отношении младенцев отличает постоянство. Чего не всегда можно сказать о нас, христианах. Когда случаются какие-то серьезные неприятности, мы тоже, бывает, и сон теряем, и охотно, открывая Библию, молимся. Но во времена более-менее благополучные ищем ли мы столь же усердно пищи от Бога? Достаточно ли мы требовательны к себе? Это вопросы, относящиеся к личной духовной жизни. А вот вопросы - к нашей общей, церковной, жизни. Создается ли в нашей церковной среде атмосфера особенной ответственности за качество духовной пищи, которой мы делимся между собой?

Наверное, многим из нас доводилось бывать в самых разных церквях на различных богослужениях, когда слово священнослужителя, когда весь ход богослужения не насыщают душу. А церковь, собрание верующих, молчит. Не кормлены, а молчат. Если такое случится с голодным ребенком, значит, - о ужас! - он умер. Здоровые и живые христиане не молчат. Правда, они не кричат подобно младенцам, которым ведом крик лишь посредством голосовых связок. У зрелых христиан есть иное средство. Они обладают еще одним голосом. В этом качестве выступает личное деятельное участие в деле наполнения Церкви Божией хлебом духовным, полученным от Господа.

Давайте обратим внимание еще на одну деталь. Берет ли новорожденный младенец питание сам или ему его дают? Он делает это сам, но лишь после того, как мать даст ему. Держать в руках Библию или просматривать ее перед сном еще не значит получать "чистое словесное молоко". Можно жить рядом со Словом, можно читать его дома или слышать его на богослужении, но если оно прежде не будет нам подано, мы останемся "голодными" и "хилыми" христианами. "Взять" же Слово своим личным усилием, интеллектом, образованностью - невозможно. Кто-то сильнейший должен сначала подать его. И это есть великая миссия Духа Святого. Без Его просвещения слово, записанное на бумаге, не имеет силы ни для того, чтобы дать нам рождение, ни для того, чтобы обеспечить наш рост. И в этом открывается непреходящая зависимость верующего человека от Бога, зависимость от Подателя всех благ. От непонимания этого возникает трагическая ошибка некоторых христиан. Они думают, будто приобщились к Богу тем, что живут рядом с Его Словом, бывают в церкви. Но не отличают простых слов на бумаге от слов на той же бумаге, но оживотворенных Духом Божиим. Библейские слова лишь под таинственным действием Духа Божия сходят с бумажных страниц и, превращаясь в духовную пищу, наполняют душу. Так происходит "пересотворение" личности от Слова. Дух подает слово таким образом, что возможно брать его и вкушать. Только такое питание сообщает нам духовный рост. Упуская это из виду, можно оставаться духовно неразвитым, подобно тому, как отстает в развитии ребенок, который часто недоедает.

К этой теме апостол Петр еще вернется в своем Втором послании, когда скажет: "...Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" (2 Петр. 1:21). Не лишь о предсказании будущего говорил Петр, но о всяком слове библейских Писаний. Ибо изрекали его те, кого. Господь называл пророками. А апостолы записывали Слово, будучи движимы "духом пророчества" (Откр. 19:10).

Мы же теперь должны сказать следующее. Каждый раз, открывая Библию или приходя на богослужение, нам следует молиться. Молиться о том, чтобы во время чтения и слышания нам было подано свыше то самое, необходимое для нашего роста слово. Никакой опыт, никакое знание, никакое образование не помогут "принять" истинную пищу. Она дается Духом по благодати и, особенно, в ответ на прошение.

Вернемся к словам апостола Петра.

"Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение".

Питание имеет одну главную цель: дать силу для жизненно важного роста. Духовное же питание, согласно Писанию, дает силу для "роста во спасение". Рожденный обязательно растет. Конечно, при условии, что ему дают пищу и он ее принимает. Все живое, сотворенное Богом, обязательно растет. Если нет роста, значит, вступила в свои права смерть.

Вы слышали о том, что у умершего еще некоторое время растут волосы и ногти? Иногда нечто похожее случается в духовной жизни верующих. Христианин, переставший питаться, еще некоторое время по инерции растет. Как долго? Трудно сказать. Может быть, в течение дня или двух, а возможно, и дольше. И окружающим кажется, что он живой. Но когда вдруг случается шумное грехопадение (своего рода подобие биологической смерти), становится ясно: оказывается, этот человек очень давно не брал хлеба от Духа Святого.

Заметим при этом, что апостольское послание не пессимистично. От него веет радостью, надеждой. Вот Господь говорит нам: "Отложите прошлое, не возвращайтесь к нему. Освободитесь от всего, что влекло вас вниз. И приступите к новому началу". А какова же цель рождения и роста?

В 1990-м году я начал учебу в Заокской духовной академии. С того времени мне часто приходилось ездить поездом из Тулы в Ростов и обратно. За сутки в поезде о чем только не передумаешь. Вид из вагонного окна сродни увлекательной телевизионной программе. Проезжая по равнине Центральной России, можно увидеть такую картину. Вот идут рядом, параллельно две железнодорожные колеи. Сначала они выглядят одинаково. И вдруг вдоль рельс одной из них появляется трава и изменяется цвет шпал. Сорняки становятся все выше, появляется мусор. Дальше - больше. Наконец, ставшие коричневыми от ржавчины рельсы упираются в кучу земли. Вокруг высокий бурьян. То жухлый, то сочный - зависит от времени года. Здесь же обязательная свалка мусора - это от времени года не зависит. Рядом уныло бродит невесть откуда взявшийся облезлый пес. А из кучи земли торчат почерневшие от времени и дождей доски. Они напоминают: тут путь обрывается. Тупик!

А та, другая колея, постепенно отклоняясь, удаляется и описывает огромную петлю по равнине. Движущийся по ней поезд убегает в бесконечный путь. Кажется, что он движется прямо к багровому солнечному диску, повисшему над горизонтом. Так и хочется сказать: уходит в небо. Впечатляющее зрелище.

Что-то похожее происходит и с людьми. Одни растут для того, чтобы спустя время завершить свой путь тупиком могилы. Другие - растут во спасение. И это христианский рост.

"Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение..."

И вот перед нами третий стих второй главы апостольского послания. Это - третья часть, в которой открывается причина упомянутого выше явления. Здесь указана причина духовного рождения и роста: "Ибо вы вкусили, что благ Господь".

Тайна биологического рождения и поныне остается нераскрытой. Причина жизни и поныне неведома человечеству. А вот причина духовного рождения давно открыта.

"Благ Господь", - говорит апостол Петр.

"Как благ Господь!" - восклицает Давид в псалме (Пс. 33:9).

"Или ты не разумеешь, что благость Божия ведет тебя к покаянию?" - удивляется апостол Павел во 2-й главе Послания к римлянам (Рим. 2:4).

"Никто не благ, как только один Бог", - говорит Христос богатому юноше (Мф. 19:17).

А евангелист Лука так передает слова Нагорной проповеди Христа: "Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк. 6:35).

Вот где причина, тайна, исток духовного рождения человека. Того человека, который повстречал на жизненной дороге Господа Христа. Человека, которого на дороге, ведущей вниз, остановил голос Духа Святого, которого Он поднял и сообщил ему новое рождение. Причина и рождения, и роста - в благости Божией.

"Ибо вы вкусили, что благ Господь".

А как это "вкусить"? Интересно, что в библейской истории есть пример, когда "вкушение бога" было буквальным.

В книге Исход, в главе 32, читаем следующее. Моисей по повелению Божию взошел на гору, где в продолжение сорока дней был наставляем Богом. Однако, не дожидаясь возвращения Моисея, народ требует у Аарона дать им бога. Почему? Бог, выведший их из египетского рабства, есть Бог невидимый, пребывающий в тайне. Теперь и Моисей, взойдя на гору, исчез из поля зрения и стал невидим. Народ же, привыкший в Египте к видимости и осязаемости богов, потребовал у Аарона дать им бога. И не египетского бога просили они у Аарона. А своего, который вывел их из рабства. Только на этот раз пусть он будет видим.

И вот руками умельцев уже отлит красавец, золотой телец. При этом народу в сиянии золотого образа мерещится Бог истинный, который вывел их из Египта.

"И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" (Исх. 32:4).

Интересно, что в оригинальном тексте Библии здесь говорится: "вот Элохим твой, Израиль". Не египетскому идолу решили они поклоняться, но Богу, которого назвали Элохим Израиля. Элохим - это то имя Божие, с которого начинается Библия. "В начале сотворил Элохим небо и землю". И этим именем они назвали тельца. С этим именем на устах они обратились к идолу со словами благодарности и песнопениями! Аарон же, всмотревшись в слепую физиономию литого быка, что-то заметил и вдруг воскликнул: "Завтра праздник Господу" (Исх. 32:5).

Народ отозвался гулом одобрительных возгласов...

В данном месте текста имя "Господа" в оригинале уже иное - "Яхве". Это то имя, под которым Господь Бог открылся людям как их Творец. Например, известные слова второй главы книги Бытие: "И создал Господь Бог человека из праха земного". "Господь Бог" - это Яхве Элохим. Израильтяне обратились с истинным именем к культовому изображению Бога. И это было зло в очах Божиих.

В эти же минуты Всевышний говорит находящемуся на вершине горы Моисею: "Зло сделал народ, и последствия будут ужасными".

"Оставь Меня, - говорит Господь Моисею, - истреблю их" (Исх. 32:10). Однако Бог замедлил с исполнением грозных обещаний. Моисей же решил просить Господа о милости к тяжко согрешившему народу. И Вседержитель вскоре помилует всех, кто покаялся в содеянном. Но прежде народ должен был услышать обличающий голос пророка и узнать правду о своем идолопоклонстве. И вот Моисей в праведном гневе сходит с горы. Что же он предпринимает?

"И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым" (Исх. 32:20).

Это означало, что бог, которому решили поклоняться эти люди, теперь должен был попасть в их желудочно-кишечный тракт, пройти по нему и сделаться нечистотами. Оскорбление, глумление учинил Моисей над ложными религиозными чувствами многих людей. Моисей знал, как подействует эта процедура на воспаленное воображение верующих. Она вызовет отвращение и омерзение. Именно этого и намеревался добиться Моисей. Потому он и повелел таким образом "вкусить бога".

Эта история, на ваш взгляд, звучит отталкивающе? Вы знаете, порой кажется, что мы сегодня слишком чувствительны и тонкокожи, чтобы выслушивать слишком откровенные библейские истории. Наш чуткий нравственный и эстетический слух не приемлет многого. Странным образом это иногда мешает нам понять древние события и извлечь из них уроки.

Мы не станем сейчас упоминать о том, что после описанных событий произошло еще и большое кровопролитие, и много другого, неприглядного. Вернемся лучше к светлым словам святого апостола Петра.

К нам, христианам, обращены слова: "Ибо вы вкусили, что благ Господь".

Как же благость Божию вкусили те, которые родились и растут? Нет, не о грубом, вульгарном, унизительном языческом буквализме ведет речь Петр. С четвертого стиха и до конца второй главы апостол разъясняет те самые три части, которые содержатся в первых трех стихах. Как происходит вкушение благости Божией?

Петр отвечает: "Приступая к Нему..." (ст. 4). Приближаясь к Нему, к Богу Живому, верой вы и сами становитесь живыми. В благость Его погружаясь, в слово Его вникая, вы рождаетесь и начинаете расти. Как каменный дом растет, слушаясь рук строителей, так и вы растете, слушаясь слов Христовых. И это вполне можно отнести и к личности. Хотя эти стихи говорят о том, что строение возводится из многих личностей, как из камней - здание.

В 4-м, 5-м и 6-м стихах читаем о том, что Христос одновременно и камень, Богом избранный, драгоценный, и Он же - невидимый Домостроитель. Это усилиями Господа созидается храм в одном человеке, и Его же усилиями многие люди в храм объединяются.

Непокоряющиеся - не растут. Они лишь топчутся на месте и спотыкаются, постоянно "претыкаются". Потому и оставлены (ст. 8).

"Но вы - не такие, - воодушевляет нас апостол, - вы родились и растете" (см. ст. 9, 10).

Если до сих пор Петр пояснял, как растут обращенные ко Христу люди, то в 11 -м стихе он вновь повторяет предостережение из первого стиха. Помните?

Отложите, удаляйтесь всего, что против Слова Божия, что восстает против души и угрожает ей (см. ст. 11).

С 12-го стиха вновь дается описание тех, кто возрастает в вере. Здесь раскрывается смысл выраженного во 2-м стихе: каким образом рождение и рост дадут о себе знать?

Исчезнет злость по отношению к сильным мира сего (см. ст. 12-14). Ибо не без ведома Божия они сильны сегодня (см. ст. 17, 18). Ум обретет большую ясность, и доброта будет противостоять невежеству (см. ст. 15). Христиане постараются не злоупотреблять и своей свободой (см. ст. 16). А стесняющие обстоятельства окажутся не в силах заглушить рост тех, кто укрепляется благодатью Божией (см. ст. 19, 20).

И вот, наконец, с 21-го стиха Петр подводит итог своим разъяснениям того, что же это значит, "вкушать благость Божию". Ведь она есть причина и нового рождения, и вечного роста; такого роста, который не в силах остановить даже земная смерть. Рост этот пробивает толщу могил.

Христиане непременно столкнутся с трудностями. Но апостол ободряет нас: "Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Петр. 2:21).

Расти - это значит продвигаться вперед. Это значит - идти по следам Христа. Движущийся по чьим-то следам, идет, разумеется, позади. Идя за кем-то, плохо видишь, что происходит впереди. Видишь большей частью лишь того, кто идет перед тобой. И это может огорчать тех, кто желает наслаждаться видами, раскрывающимися впереди. Но подобное положение вещей радует тех, кто хочет наслаждаться отношениями с идущим впереди. Жизнь христианина - это сосредоточенность не на том, что впереди, а на Том, Кто впереди. И эта сосредоточенность на идущем впереди Христе есть вкушение благости Божией, это радостная возможность внимать Его Слову, жить им. И отсюда происходит тот самый рост.

Наша с вами жизнь - это не беззаботное путешествие. Наша жизнь - трудная и опасная тропа. Не случайно апостол Петр говорит, что Господь зовет нас "из тьмы в чудный Свой свет" (1 Петр. 2:9). Обратите внимание на слова: "из тьмы"! Любой водитель знает, что, когда наваливается ночная усталость и глаза смыкаются сами собой, когда уже нет сил следить за дорогой, но возможности остановиться нет, нужно постараться последовать за тем, кто движется впереди. Ничто другое не поможет. А вот красные огни впереди облегчат трудную дорогу, придав уверенность в пути. "Идите по следам Иисуса", - говорит апостол. Следуйте за светом, от Него исходящим.

"Он, - продолжает Петр, - не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Петр. 2:22). В Нем не было того, что нам следует отложить, отвергнуть: лести, зла, коварства, то есть греха.

"Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Петр. 2:23).

И вот теперь наступает момент, когда зазвучит великое слово о благости Божией. Ведь от нее и только от нее рождаются христиане: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие [не имея пастыря], но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших" (1 Петр. 2:24, 25).

Восхождение Христа на Голгофу многим показалось трагической ошибкой. И ученики, шедшие следом, остановились. Все! Конец! Путь обрывается. Тупик... Но Евангелие Иисуса Христа на этом не остановилось. "Ему надлежит расти", - пророчествовал некогда Иоанн Креститель (см. Ин. 3:30). Христос родился в этот мир для того, чтобы расти. И почерневшее древо римского креста не могло остановить этот рост. Господь воскрес! Вот благость Божия. Ранами Его мы исцелились. И это благость Божия. С Ним и мы воскресли. И это опять Божия благость. От Христа воскресшего мы рождаемся и растем. И это - благость Божия. От Христа Живого, Словом Своим животворящего, мы и рождаемся, и растем, и спасаемся.

В этом вся радость христианской веры. В благости Божией начинается и существует вся тайна христианского рождения и роста во спасение.

"Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь" (1 Петр. 2:1-3).

Июль 1996 -июль 1999

ПСАЛОМ 1

Блажен тот муж, который с юных лет

Сойти с пути греха себя неволит,

Не держит с развратителем совет,

Не делит с нечестивыми застолья.

Но мыслит благородно и блаженно

Лишь о законе Бога ночеденно.

Да будет тот, кто благодать обрел,

Возросшим, будто бы широкий ствол

При щедрых водах бурного потока.

Лист этого ствола не будет желт,

И не поникнет ветвь его до срока.

А нечестивцы будут, словно прах,

Развеяны на всех земных ветрах,

Средь праведных нет места для лукавых,

И на суде к ним помощь не придет,

Ибо Господь с заоблачных высот

Благословит путь праведных и правых,

А путь неправедного пресечет.

Н.И. Гребнев (1921-1988)