Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
О жизни христианской PDF Печать Email

 

Выбор

В этой главе мне хотелось бы поделиться размышлениями о нескольких причинах, вследствие которых, на мой взгляд, стоит принять адвентизм и оставаться в нем. Мы поразмышляем о том, почему желание современного человека стать и оставаться членом Тела Христова стоит выразить присоединением к Адвентистской Церкви.

Несомненно, что если не всем, то многим приходится однажды отвечать себе, да и не только себе, на вопросы о принятии формы и содержания вероисповедания. Ответы, приведенные ниже, не будут исчерпывающими, но, тем не менее, они представляются мне существенными.

В математике, точнее, в геометрии, существует метод "доказательства от противного". Разумеется, христианская проповедь ни в коей мере не сводится к доказательству теорем. Но мы начнем именно "от противного".

"Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом, потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар" (Быт. 10:8-10).

Для неискушенного читателя Библии это первое в священной истории упоминание слова и понятия "Вавилон" может показаться более чем лаконичным, разочаровывающе скупым. Ни слова о топографии Вавилона, его архитектуре, искусствах, экономике или об особенностях религии... Ничего подобного там нет. Есть только упорное троекратное повторение: "Сей начал быть силен на земле... был сильный... сильный".

Библейское слово, Слово Божье, обладает уникальной характеристикой: в нем нет ничего лишнего. Оно содержит только то, что следовало передать. Там упомянуто именно то, что может быть поучительным и что послужит духовному просвещению многих и многих поколений.

Каковы же предварительные выводы из этого краткого библейского сообщения?

Заметьте, во-первых, перед нами первое упоминание, первое употребление слова "царство" в священной истории. Здесь речь идет о царстве, во главе которого - Вавилон. Никаких других царств или не существует, или все они малозначимы. Вавилон же правит всем известным на данный момент миром. Во-вторых, в этом царстве есть только один ярко выраженный лидер. И этот ярко выраженный лидер - великий человек. В-третьих, главная и исключительная черта этого человека да и царства в целом обозначена триединым утверждением: "Сильный, сильный, сильный". Что еще известно нам о Вавилоне изначальном? Перевернем еще одну страницу Библии.

"Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Быт. 11:2-^4).

Почему же жители этого города решили строить упомянутую башню ни больше ни меньше как "до небес"? Переворачиваем страницу назад и в книге Бытие 9:11 читаем: "Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли". И все же почему было решено строить до небес? Очевидно, потому, что не поверили словам Бога. Игнорировали, позабыли обещания, данные Господом в завете. Бог, превосходящий по силе союзник завета, отвергнут. Ему открыто выказано недоверие. И в данном случае это сделано вовсе не словами, а действиями.

Строителей Вавилона отличают, таким образом, еще три характеристики, которые, по сути, развивают и углубляют предыдущие три. Во-первых, тех, кто строит в своей жизни Вавилон, отличает пренебрежение словом Божьим. Сказанное Господом не определяет ни решений, ни действий, ни поведения этих людей. Во-вторых, имеет место странное и навязчивое стремление достигнуть неба. Небом древние часто обозначали условно существующее место обитания Бога. "Высотою до небес" означает спастись самостоятельно, потеснив Бога на Его месте и добраться до неба, полагаясь исключительно на свои ум, расчет, власть, авторитет, силу. В-третьих, гордыня. "Сделаем себе имя". Здесь присутствует эгоистическое желание прославить свое имя, свои деяния. Самовозвеличение так увлекает!

Шли столетия. Цивилизации и царства сменяли друг друга своим чередом. Был Египет, появился израильский народ, ставший ветхозаветной Церковью Божьей. И вот почти в конце истории израильских царей мы неожиданно вновь слышим о Вавилоне. Мы видим этот город в удивительном ракурсе! Вдруг всплывают чрезвычайно интересные, просто потрясающие детали, характеризующие религию Вавилона.

Это описание находится в Четвертой книге Царств, главе 17. За бесконечные грехи, упорство и ожесточение в беззаконии, как отмечает летописец, Господь наконец-то отвергает израильский народ, и Самария неожиданно становится пленницей ассирийского царя: "И оставили все заповеди Господа, Бога своего... и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его. И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего" (4 Цар. 17:16-18).

Ассирийский царь овладел новой территорией и как расчетливый, хитрый политик делает то, что и подобает сделать такому человеку. Если мы, проведя параллели, обратимся к новейшей истории, то можем смело утверждать, что одним из самых способных учеников ассирийских царей был Иосиф Виссарионович Сталин. Он прекрасно понимал, что, овладев империей, нужно, прежде всего, переселить все народы. И сколько бы затем времени ни прошло, они всегда будут враждовать между собой. При этом они постоянно будут обвинять в своих бедах друг друга, они безостановочно будут вести территориальные споры, напрочь забыв о злодействах своего "гениального" императора.

Господь не остается безучастным к происходящим событиям. 17-я глава сообщает о том, что на ассирийцев, живущих теперь на территории Израиля, обрушивается беда: появляются несметные полчища львов, которые методично пожирают переселенцев. Дикие животные начали поедать новоселов с такой интенсивностью, что те возопили и обратились за помощью к ассирийскому царю, "отцу всех народов". И донесено было царю: "Народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли" (4 Цар. 17:26).

Ассирийский царь, судя по всему, человек в душе верующий, находит некоего израильского священника. Далее его действия описаны в стихах 27, 28: "И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли. И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа". Обратите внимание: "Учил их, как чтить Господа". Каков был результат подобной учебы? Об этом мы узнаем из 30-го стиха. "Научившись", или выслушав, как чтить Господа, "вавилоняне сделали Суккот-Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму". Объяснение располагается чуть ниже по тексту: "Между тем чтили и Господа... Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов..." (4 Цар. 17:32, 33).

В 34-м стихе Господь говорит, что главный грех, главная вина, за которую Израиль постигла беда, в том, что они "не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям, которые заповедал Господь". В 37-м стихе представлено уникальное сообщение, в котором подчеркивается, что они нарушали написанные Господом заповеди и обряды: "Уставы, и учреждения, и закон, и заповеди, которые Он [Господь] написал вам". В 41-м стихе настойчиво повторяется та же мысль: "Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили".

Итак, люди Вавилона-это, во-первых, те, кто чтит Господа, но не поступает по законам, Им написанным. Во-вторых, люди Вавилона - это те люди, которые чтут Господа и извлекают благословения, от Бога истинного исходящие. Львы все-таки перестали их пожирать. Они настолько чтили Господа, что Он ответил на их горестные моления. В-третьих, люди Вавилона умудряются параллельно с истинным служением практиковать служение "по обычаям земли". Суккот-Беноф - это имя богини, которая, хотя и считалась по своему авторитету чуть ниже Господа, но все же почиталась выше Его. Она как матерь живущих воспринималась более близкой, родной, а значит - любимой. Иными словами, вероисповедание Вавилона представляет собой религиозный синкретизм или своего рода "религиозный параллелизм". Вавилон успешно совмещает богооткровенные истины с ложными, но традиционными и привычными обычаями.

Шли годы. В Четвертой книге Царств, 20-й главе, мы читаем о событии и явлении чрезвычайно редком: появляется благочестивый руководитель Церкви, разумеется, ветхозаветной. Царь Езекия управляет Иудеей, не покоренной еще ассирийцами. Заболев, он обращается в молитве к своему Господу. Господь, услышав молитву, исцеляет царя. Известие о чудесном исцелении распространяется далеко за пределы Иерусалима. И вновь на арене повествования появляется Вавилон. Гонцы вавилонского царя Беродаха Баладана015 спешат по прибытии в Иерусалим поздравить царя Езекию. Польщенный вниманием, Езекия демонстрирует им все свои достижения, кроме веры в исцеляющую силу Бога Истинного и Живого. Это легкомыслие вызывает к жизни грозное пророчество, изреченное пророком Исайей: "И сказал Исайя Езекии: выслушай слово Господне: вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь" (4 Цар. 20:16, 17). Заметьте, Бог укоряет Езекию не за нарушение заповедей, как в случае с его предшественниками, а за недостаток или отсутствие свидетельства веры.

Прошли годы, и вот уже Иудея пленена Навуходоносором, очередным царем Вавилона. Вот он - краса царств, гордость халдеев, золотая голова. Наступает расцвет Вавилонской империи. Это время полной зрелости исторического Вавилона, когда его изначальные признаки, все как один налицо, достигают видимого совершенства. Впрочем, для нас они уже хорошо знакомы. Во-первых, это статус безраздельно доминирующего в мире царства или системы управления. Во-вторых, все управление сосредоточено в руках одного великого человека и производится по его воле. Единоначалие - обязательный признак. В-третьих, сила этой системы такова, что, кто бы ни занимал высшее кресло, - вавилоняне, персы или еще кто-либо, - изощренная, насильственная ликвидация неугодных является обыденным занятием этой религиозно-политической власти. Пророк Даниил упоминает три бытовавших тогда рецепта борьбы с инакомыслием и инаковерием. Первый - "изрубить в куски" (Дан. 3:29). Второй - "бросить в печь, раскаленную огнем" (Дан. 3:6). И третий - бросить в ров на съедение львам (Дан. 6:7).

Далее следуют еще три характеристики. Первая выражена одним словом - гордыня. Важнейшее тому условие - радость от обладания силой. В Книге пророка Даниила, главе 4, стихе 27 мы читаем следующие слова: "Царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" Второе - это пугающее постоянство в бесконечных попытках попирать слово Божье. И даже великий Навуходоносор, который, казалось бы, сам принял Бога Живого, признал Его верховную власть и начал почитать Господа, оказался совершенно бессилен изменить что-либо в этой "сатанинской" машине. Подталкиваемый сверхчеловеческими силами, Вавилон уже мчался по склону вниз, вытаптывая, пожирая или пытаясь пожрать всех, кто следует за Богом истинным. Вавилон всегда бесцеремонно попирал как писаное Слово Божье, так и свидетельство веры принявших его. Третья характеристика: мы слышим уже хорошо знакомый мотив великого строительства: "достигнуть неба", занять побольше места. Вообще, драматической иронией веет от столь присущего Вавилону духа гигантомании. Если башня - то такая, чтобы небо проткнуть. Если истукан в Междуречье - то таких фантастических размеров, чтоб виден был и в Заполярье. Сюда же можно отнести также те или иные циклопические архитектурные ансамбли, всенародные стройки и тому подобное... Вавилон, таким образом, - это не просто город, не только царство и даже не столько империя. Теперь это некий типологический образ мысли и действия, несущий скрытый колоссальный заряд богоборчества на все времена. Вероисповедание Вавилона представляет собой своего рода духовный винегрет. В нем грешное соседствует с праведным в дьявольски замешанной пропорции. В нем хватает места всем верующим. Вавилон - это интернациональное, "многоконфессиональное" и почти мирное общежитие, в котором почти всем верующим хватает места. Здесь нет пристанища только тем, кто стремится верно следовать Слову Божьему. Таковым приходится или ночевать в львином рве, или проводить время в огненной печи, или терпеть другие невзгоды, о чем подробно повествует Книга пророка Даниила.

Однако ничто не вечно под луной. Проходят годы, заканчивается период Ветхого Завета, и Вавилон как будто забывается, теряясь в судьбах истории. И вдруг, в Новом Завете, совершенно неожиданно мы вновь сталкиваемся с Вавилоном, который, подобно птице Феникс, поднимается из пепла. Середина первого столетия по Рождеству Христову. Примечательно также и то, из чьих уст мы слышим это столь важное упоминание о Вавилоне. Из уст самого апостола Петра. Он пишет письмо одной христианской общине, затерянной на просторах Римской империи, и заканчивает его словами: "Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь" (1 Петр. 5:12-14).

Церковь в Вавилоне? Нонсенс! Может быть, апостол Петр ошибается по причине своего преклонного возраста? Он слишком стар и не помнит, что Вавилона уже давно не существует! Передавать приветы от братьев и сестер из церкви города Вавилона просто невозможно. Нет, скорее, все обстоит иначе: виной возникшего непонимания служит проблема с нашей памятью. Апостол Петр уже не молод, но он дает пример удивительной духовной проницательности. Замечательно еще и то, что получатели письма прекрасно ориентируются в христианской символике, без труда понимая язык апостола. Они понимают все настолько хорошо, что их духовному наставнику нет нужды в дополнительных комментариях или разъяснениях. Очевидно следующее: с Вавилоном проводятся самые прямые и буквальные аналогии. Иными словами, несуществующий Вавилон - это существующий Рим, столица существующей Римской империи. Таким образом, Петр передает приветствия от христианской общины города Рима. Но апостолом движет не мелочное желание оскорбить словом "Вавилон" великий Рим, столицу тоталитарного, очень религиозного и враждебного христианству государства. Им движет последовательное понимание библейских пророчеств, полная ясность в применении данной символики.

Здесь уместно вспомнить пророчество Христа о Своем предателе, записанное в Евангелии от Матфея 26:24. Написано ли там: "горе тому Иуде, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы ему не родиться"? Конечно, нет. Там сказано: "горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается". Этим человеком мог стать любой из двенадцати, любой из семидесяти, любой из пятисот последователей Иисуса. Но место было только одно, и его занял только один человек, которого и звали Иуда. Пророчество о предателе - это вовсе не пророчество об Иуде. Пророчество о предателе - это пророчество о предателе, которым стал Иуда, это был его выбор. Пророчество о Вавилоне - это вовсе не пророчество о Риме. Пророчество о Вавилоне - это пророчество о Вавилоне, которым, по суждению апостола Петра, должен стать Рим.

Следовательно, только действие, уже совершенное неким лицом, дает право полного его отождествления с пророческими признаками. И на этом цепь ожиданий исполнения пророческих предсказаний полностью замыкается.

Когда же замкнется цепь пророческих предсказаний о Вавилоне, или, иными словами, когда и кто исполнит библейские предсказания о Вавилоне в последующие времена? На эту тему размышляет другой апостол Христа, Павел. Во Втором послании к фессалоникийцам 2:3-5 он предупреждает: "Да не обольстит вас никто никак". Далее в своем письме апостол с тревогой говорит о возникновении в Церкви досадных неприятностей. Кто-то начал сеять смуту, предсказывая, будто Христос вот-вот придет. Павел помогает верующим понять, что "...день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога". Апостол Павел ни разу не употребляет слова "Вавилон", но нам уже совершенно ясно, что речь идет именно о Вавилоне. Ведь налицо главнейшие три признака, которые красной нитью проходят через все Священное Писание. Единоличный лидер, гордыня, достигающая неба, и демонстрация силы, попирающей авторитет Бога.

И незадолго до пришествия Христа, как говорит Павел, незадолго до возвращения Господа в славе и величии на эту землю все эти признаки должны распуститься своим самым безобразным цветом. Первый из них - только один ярко выраженный лидер, человек греха, сын погибели. Не сатана, не какой-то мистический антихрист- но "человек греха" и "сын погибели". Ясно, что речь идет о могучей религиозной власти. И это пророчество всего-навсего о человеке, руководителе той самой системы, объятой жаждой первенства. Никого иного это пророчество и не подразумевает. И существует только одно место. Кто же займет его?

У меня в руках вырезка из газеты "Аргументы и факты", август 1996 года. Корреспондент беседует с его высокопреосвященством, апостольским нунцием, представителем святейшего престола в Российской Федерации, монсеньером Джоном Буковским. Представитель прессы спрашивает его высокопреосвященство о роли нунция в России. Тот отвечает: "Важным аспектом нашей работы является развитие добрых экуменических отношений с иными церквами в России, прежде всего с Русской православной церковью".

Корр.: "Под экуменизмом вы понимаете просто установление нормальных отношений между церквами или их полное объединение?"

Д.Б.: "Прежде всего, нормальные отношения".

- Вы считаете, они недостаточно нормальны?

- Они хорошие.

- То есть, нынешнее наше состояние уже можно считать экуменизмом?

- Да. Но наша конечная цель - полное единение в вере и любви.

- Будет ли это единение подразумевать единоначалие?

- Конечно.

- Чье?

- Наследника святого Петра.

- Папы?

- Да.

- А как вы думаете, скоро ли с этим согласится московская патриархия?

не пророк...

Какое странное словесное совпадение! В него просто трудно поверить.

Вторая характерная черта, упоминаемая апостолом Павлом, - попытка возвыситься собственными силами настолько, чтобы заместить авторитет Христа и при этом еще и некую святыню, названную апостолом. В моем архиве с вырезками из газет есть ксерокопия номера католического церковного вестника "Sentinel", что по-русски означает "страж". Это не "Утренний страж", хорошо знакомый адвентистам, но это тоже своего рода "Страж". И здесь на первой странице, в разделе "Пасторская страничка", читаем четвертый абзац сверху: "Вероятно, самое смелое, самое революционное изменение, которое Церковь когда-либо совершила, имело место в первом столетии. Святой день, день покоя, был перенесен с субботы на воскресенье. День Господень был назначен, исходя не из указаний, находящихся в Святом Писании, но исходя из осознания Церковью своей собственной силы. День воскрешения, день Пятидесятницы, имевший место пятьдесят дней спустя после воскрешения, выпали на первый день недели. Таким образом, этот день стал новым днем покоя". А далее следует очень интересный вывод: "Люди, которые думают, что Святое Писание должно быть единственным авторитетом, по логике вещей, должны стать адвентистами седьмого дня и соблюдать субботу как святой день покоя" .

Получается, что с процитированными словами должен согласиться и миллиард католиков. Ведь, следуя мысли католического священника, написавшего эту статью, ясно, что, если вы придерживаетесь логики в своих рассуждениях и называете Святое Писание единственным авторитетом христианской веры, высшим эталоном совести, то у вас просто нет выбора - вы обязаны стать адвентистами седьмого дня и соблюдать субботу как святой день покоя016 .

Получив по почте ксерокопию данной статьи, я сразу же попросил моего знакомого американца проверить содержащуюся в ней информацию. Он сообщил мне, что лично позвонил в офис издателей "Sentinel" и попросил подтвердить как написанное, так и его католическое происхождение. На это секретарь офиса ответила ему следующее: "С подобной же просьбой к нам позвонили уже из нескольких штатов США. Да, автор статьи - авторитетный католический священник. И это - католический взгляд".

Третий признак Вавилона вызывает немалое смущение. "Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога". Разумный человек никогда не пожелает усесться в храме, выдавая себя за Бога. Недалекий же - даже если и додумается до подобного, никогда не сможет осуществить задуманное. Так о чем же идет речь? Ответ на удивление прост. Мы уже знаем главные характеристики Вавилона, которые проходят через все Писание красной нитью, оставаясь неизменными: единоначалие, сила, гордыня. В нашем случае ответ заключается в одном слове: "гордыня". Гордыня ослепляет ум и творит "чудеса". Она дает рождение особому типу человека: религиозно гордому. Почему современные религиозные лидеры, как будто соревнуясь, как будто наперегонки пытаясь взобраться на небо, предпочитают называть себя святейшими? Господь Иисус Христос, проливший за человека Свою Кровь, возлюбивший человека до смерти и смерти крестной, прощающий людей каждый день за грехи, спасающий людей от грехов, исцеляющий души, воскресший Сам и влекущий в бессмертие уверовавших в Него, назван в Евангелии "всего-навсего" Святым. А современные руководители всевозможных церковных организаций любят именоваться "святейшими".

"...Превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею..." (2 Фее. 2:4).

В Евангелии Господь Иисус Христос назвал Истиной Себя. Кроме того, Священное Писание называет Истиной Бога Отца, Духа Святого и Слово Божье, которым и является Библия. Больше никто не удостоен столь великого звания. Нет нужды упоминать о том, что эта Истина абсолютно свята, и никакому человеку невозможно дополнить святость этой Святыни. Тема на этом явно исчерпана. Но приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как какой-нибудь человек, собираясь купить Библию, интересуется: "А она освященная?" Задумайтесь над этими словами. Подразумевается, что некий святейший человек должен освятить ни много ни мало Святое Слово Бога и Духа Святого, это Слово изъясняющего. Какая старая история...

Поднимая глаза на крест Господень, иной раз задумываешься: как далек был Спаситель, Святой Спаситель, раскинувший пронзенные руки на кресте, от людей, тянущих свои руки к рычагам большой, если не сказать мировой, власти! Какие разные руки, какие разные цели и какие разные идеалы...

Почему же стоит принять адвентизм? Начнем с того, что есть Святой Христос. А поскольку Он есть, всякого рода "высокопреосвященнейшие святейшие" религиозные деятели теряют значение. Почему стоит принять адвентизм? Потому что чем дальше находишься от губительной религиозной гордыни, тем ближе ко Христу. В христианской Церкви хотелось бы увидеть стремление к смирению и благочестию не вопреки, а в подобие Иисусу Христу. Почему стоит принять адвентизм? Потому что стоит остерегаться пренебрежения авторитетом Слова Божия. И никакая демонстрация конфессиональной силы не может соперничать с могуществом Слова Божия, которым миры сотворены (см. Евр. 11:3) и единственно от которого исходит освящение всех христиан, признающих себя грешниками (см. Ин. 17:17).

"Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6:12-17).

11 октября 1997

***

И шли века, и стены Рая пали,

И Сад его заглох и одичал,

И по ночам зверей уж не пугали

Блистания небесного Меча.

И человек вернулся к Раю, - всуе

Хотел забыть свой золотой он сон -

И сатана, злорадно торжествуя,

Воздвиг на месте Рая - Вавилон.

И.А, Бунин (1870-1953)

***

О радость красок!

Снова, снова

Лазурь сквозь яркий желтый сад

Горит так дивно и лилово,

Как будто ангелы глядят.

О радость радостей!

Нет, знаю,

Нет, верю,

Господи, что Ты

Вернешь к потерянному раю

Мои томленья и мечты.

И.А. Бунин (1870-1953)