Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Опасность стать отсеченным PDF Печать Email
 

Апостол Павел со страхом осознавал, что существует возможность быть в конце концов изгнанным из присутствия Божия, если не будет преодолена склонность плоти ко греху. "Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным," - говорил он. (1 Коринфянам 9:27). Это слово - "недостойным" - представляет немалый интерес. В оригинале стоит греческое слово "адокимос", в других местах имеющее смысл "нечестивец", "негодяй". Во 2 Коринфянам 13:5 Павел провозглашает, что Иисус Христос не может пребывать в сердце того, кто "не тот, чем он должен быть" (адокимос). В послании к Титу 1:16 он говорит о людях, которые гнусны и непокорны и "не способны ни к какому доброму делу" (адокимос). Нет сомнений, что Павел имел в виду то, что он может погибнуть, если позволит греху овладеть своей жизнью.

Павел говорит также и о том, что для возрожденных христиан существует возможность заслужить осуждение, если они недостойно участвуют в Вечере Господней: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе." (1 Коринфянам 11:29). Никто не может отрицать, что речь идет о посвященных христианах, принимающих символы своего искупления. Могут ли они принять осуждение и погибнуть? Павел говорит, что могут. Что есть осуждение? То же самое греческое слово "крима" стоит в 1 Тимофею 5:12: "Они подлежат осуждению (крима), потому что отвергли прежнюю веру." Насколько ясно здесь говорится о том, что верующие могут "отвергнуть прежнюю веру" и за это принять в итоге осуждение.

Много, много раз мне приходилось слышать объяснение учения о вечной безопасности, основанное на аналогии с сыновними отношениями: "Мой ребенок родился в моей семье и он всегда будет моим. Он не может быть не рожденным. Послушен он или нет, он всегда будет оставаться моим." Такого рода аргументы оставляют в стороне центральный вопрос. Вопрос не в том, может ли дитя быть "не рожденным", а в том, что, родившись, оно может заболеть и умереть. Ни один доктор не предостерегает родителей об опасности того, что ребенок может оказаться не рожденным, однако любой доктор даст им много рекомендаций о том, как обеспечить надлежащий уход и сохранить дитя от смерти. Истина состоит в том, что если ребенка не кормить, он умрет. Иисус говорит именно об этом, когда утверждает: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни." (От Иоанна 6:53). О чем Он здесь говорит? В 63 стихе Он поясняет: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь." Если тот, кто называет себя христианином, не живет Словом Божьим, он не может оставаться причастником духовной жизни, исходящей от Христа.

Достаточно ли твердо мы уяснили то, что для гарантии спасения необходимо постоянное послушание? Апостол Павел написал: "Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (К Римлянам 6:16). Когда человек решает оставить послушание Христу и взамен этого служить дьяволу, он больше не принадлежит Христу, но становится собственностью сатаны. "Кто делает правду, тот праведен... Кто делает грех, тот от диавола." (1 Иоанна 3:7,8).

Автор послания к Евреям приводит десятки особых предостережений об опасности отпасть от истины. 23 стихом 10-й главы открывается целый ряд неопровержимых аргументов, ниспровергающих представление "спасенный однажды спасен навсегда." Этот отрывок начинается такими словами: "Будем держаться исповедания упования неуклонно." После этого дается предостережение тем, кто может быть искушаем оставлять собрания верующих. Очевидно то, что это один из первых признаков соскальзывания вспять. Автор этого послания (а я думаю, что это был Павел) предупреждает, имея в виду, в том числе, и самого себя: "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?" (Стихи 26-29). Люди, описанные здесь, были освящены истиной, но затем впали в сознательное отступничество.

И, наконец, несколько последних стихов главы предостерегают не отвергать надежды. Прочитайте их внимательно! "Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное... Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души." (Стихи 35-39). Вряд ли возможно еще более убедительно выразить тот факт, что вечное спасение обретается на условии сохранения верности до конца. Если бы не существовало возможности оставить упование и возвратиться в погибель, то зачем было бы Павлу, этому слуге Божьему, произносить столь явное предостережение?

В 6 главе послания к Евреям мы находим другое поразительное утверждение: "Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему." (Стихи 4-6). Мне кажется, что было бы очень трудно более полно описать человека, который однажды был возрожден, но затем восстал против Бога, отверг Христа и презрел Святого Духа. Он сам сделал себя недосягаемым для милости Божьей. И потому до тех пор, пока такой человек продолжает распинать Христа своим непослушанием, для него не существует возможности спастись.