Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 23 апреля 2024
10. Время требует реформы. PDF Печать Email

10. Время требует реформы.

 

К. X. В.

В Центральной Африке, вблизи озера Виктория, в стране Бурунди, после выпадения обильных дождей образуется небольшой ручей. Этот ручей впадает в озеро Куога, очевидно, теряясь навсегда среди голубых лилий, зарослей тростника и островов, покрытых бурной растительностью, закрывающей береговую линию. Но фактически этот ручей не теряется. Он почти незаметно прокладывает свой путь дальше через густые джунгли и многие страны уже мощным, стремительным потоком.

Всё это лишь потому, что к этому ручью присоединяются многие маленькие ручейки. И по мере своего течения он становится всё больше и больше. В конце концов он превращается в могущественную реку Нил, длиной 4 150 миль, текущей на север до Средиземного моря. Миллионы людей пользуются благословением её вод, применяемых для орошения плодородных прибрежных земель.

В Северной Америке 155 лет тому назад произошло великое духовное возрождение - через проповеди Вильяма Миллера и его сотрудников. Освежающие ливни Святого Духа ниспадали с неба, пробуждая интерес к пророчествам Библии. Множество верующих из уже известных больших вероисповеданий были пробуждены провозглашением истины о скором пришествии Христа.

Но затем последовало великое разочарование 1844 года. Назначенный день пришествия Христа пришёл, но Иисус не явился. Никогда с тех пор, как надежда первых учеников была сильно потрясена при распятии Иисуса, христианская вера не получала такого страшного разочаровывающего удара. Что же должно последовать как итог разочарования? Должна ли эта смущенная разочарованная группа раствориться в церквах, из которых они вышли? Или этот маленький ручеёк искренних христиан должен усилиться, сформироваться в стройную организацию и, подобно могущественной реке, достичь до крайних пределов земли, чтобы удовлетворить миллионы жаждущих целительной воды спасения?

Как чудесны пути Божии! Именно из этих безутешных верующих, для которых человеческая мудрость и предсказывала лишь рассеяние и исчезновение, Бог воздвиг движение, описанное Иоанном в 14 главе Откровения. Движение, которому суждено было понести последнюю Божию весть предостережения всему миру. Мы, которые живём в 90-х годах, поражаемся контрастом: скромное начало адвентистского движения и современная объединённая, быстро возрастающая церковь АСД. Сто лет назад членство нашей церкви составляло 15 тысяч человек. Сегодня более, чем9 миллионов. Сто лет

назад церковь лишь начинала свои усилия, чтобы достичь "каждого племени, языка и народа" трёхангельской вестью. Сегодня церковь АСД совершает организованную работу в 220 странах, печатая весть на 183 языках и проповедуя её устно на 384 языках.

Поверхностные наблюдатели, особенно те, из Лаодикийской церкви, которые чувствуют себя "богатыми и ни в чём не имеющими нужды" Откр. 3.7. могут истолковывать рост церкви как доказательство её жизни и благосостояния. Безусловно, рост является доказательством жизни и наличия жизненных сил. Но церковь может возрастать в количестве и с человеческой точки зрения быть успешной и в то же время - шаг за шагом двигаться к отступлению и рассматриваться небом, как не имеющая успеха. Израиль, избранный древний народ Божий, во времена Соломона казался внешне процветающим, но Бог плакал, видя его отступление. Впоследствии народ, считавший себя особым защитником истины Божией, пригвоздил к кресту руки Того, Кто был "Путь, и истина, и жизнь". Очевидно, единственный путь, чтобы в точности определить успех или неудачу церкви, сравнить её с Божественным мерилом. Исполняет ли эта церковь свою миссию? Сохраняются ли её отличительные черты?

Современный адвентизм весьма нуждается в том, чтобы глубоко исследовать себя в свете своего поручения и целей, в сравнении с духом своих основателей. Несколько лет тому назад декан М. Келли написал книгу "Почему возрастают консервативные церкви?". В этой книге он заявляет, что многие выдающиеся церкви умирают, необязательно уменьшаясь в численности, но в смысле, что они более заинтересованы своим внешним образом, чем верностью теологии своих основателей, что они уменьшили требования к своим членам и желают сотрудничать с другими группами людей. "Каждая группа верующих считает себя истинной веры, а всех других - самозванцами. Если какая-либо вера начинает мыслить о себе, как равной или подобной многим другим, заслуживающим похвалы, она начинает терять свою привлекательность... Нелегко быть действенной религиозной организацией, и церкви умирают сегодня не потому, что они просто религиозны, но потому что они не религиозны вообще". Стр. 12.

Вне всякого сомнения, одной из величайших опасностей, угрожающих церквам, учреждениям и народам, является потеря поручения и пылкости, которая характеризовала их основателей.

Историк Эдвард Гиббон автор книги "История возвышения и падения Римской империи" писал о потомках основателей Рима: "Они держали в своих безжизненных руках богатства своих отцов, но не наследовали духа, который создал и облагородил это священное наследство. Они читали, прославляли, они копили, но их тоскующие души казались неспособными мыслить и действовать.

/Петер П. Витонски. Книга "Гиббон для современников". 242 стр./

Священная история поддерживает и подкрепляет этот взгляд фактами, доказывая, что движения изменяются, когда их основатели умирают. В следующих ярких выражениях представлена картина постепенного отступления Израиля: "Народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса... И восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю... Скоро они уклонялись от пути, которым ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним". Суд. 2.7-17.

Весьма важно иметь эту ссылку в мыслях, когда мы объективно и сочувственно взглянем на современную церковь АСД и сделаем вывод - встретит ли она свой вызов и исполнит ли свою миссию?

Наше время - особенное время. В 1844 году пришёл к концу самый великий пророческий период. С этого времени на небесах начался следственный суд. Сегодня в действии великий день примирения или судный день. Этот факт всегда должен занимать наше внимание. Он должен влиять на каждое наше слово, действие и решение. Об этом времени Е. Байт писала: "Мы живём в великий день искупления и нуждаемся в том, чтобы постоянно изучать святую работу Христа, которую ОН совершает для народа Божьего в настоящее время в небесном святилище. Мы должны научить наших детей понимать, что означает праобразный день примирения, что он был особым временем великого смирения и исповедания грехов перед Богом. Действительный день примирения или судный день должен иметь такой же характер". / СЦ. 5.520/

Несколько лет назад, когда Тунис, расположенный в северной части Африки, добивался своей независимости от Франции, в то время французские самолёты бомбили тунисские селения, убивали многих людей. Именно тогда министр внутренних дел Туниса запретил выступления французского ансамбля в Тунисе, объясняя следующим мотивом: "Теперь не время для развлечения". Это действие тунисского правительства иллюстрирует факт, что во время кризиса приемлемо приостановить деятельность, которая при нормальный обстоятельствах вполне допустима. Удерживаясь от некоторых занятий и даже коренным образом изменяя стиль жизни, во время, когда важные и решительные вопросы поставлены на карту, всем этим открывается, что мы понимаем серьёзность положения.

Римский император Нерон стал предметом едких насмешек, ибо "он во время пожара Рима играл на скрипке". Его критиковали за деятельность, которой он был занят в действительности. Нет ничего греховного в игре на скрипке, но из-за того, что эта деятельность была неприемлема при таких обстоятельствах. Город находился в огне, и император должен был отложить в сторону деятельность, которую можно исполнять при обычных спокойных обстоятельствах. Совершать в такое время обычные дела - было возмутительно, ибо открывало его эгоизм и бессмысленное равнодушие к страданию своего народа.

Этот смысл всегда важен для адвентистов седьмого дня. Те, которые осознают торжественность суда, будут жить по иному, чем все другие люди, даже чем другие христиане. Они устранят из своей жизни многие занятия, которые в другое время могли бы быть вполне приемлемы. Они откажутся от некоторых видов деятельности, даже если они, по существу, не греховны, факт, что ныне судный день побудит адвентистов наилучшим образом употреблять своё время, наилучшим образом применять свою энергию и силу. Расточать время, деньги и силы, которые можно употреблять для духовных целей таких, как изучение Библии или свидетельство другим об истине, к сожалению, могло встречаться в прошедшее время, но в настоящее, крайне последнее время, такие действия противоречат вере. Они могут свидетельствовать, что люди или не осознают торжественность времени суда, или вообще не верят в него.

Настоящее время является торжественным не просто из-за следственного суда, который происходит на небесах, но из-за близости второго пришествия Христа. Церковь АСД вышла из движения миллеритов, которое призывало мир приготовиться к встрече с Иисусом. Ошибка миллеритов заключалась в том, что они приняли событие, предсказанное в Дан. 8.14 за второе пришествие Христа на землю. Но они не ошибались, акцентируя своё внимание на втором пришествии. Сравнивая между собой места Св. Писания, они раскрыли, что Библия уделяет много внимания второму пришествию Христа и излагает множество знамений, чтобы показать, когда Его пришествие близко. Изучая пророчества, записанные в Ев. Матф. 24 гл. и Лук. 21 гл., они поняли, что знамение в солнце, луне и звёздах должны появиться непосредственно "после скорби дней тех". Мат. 24.29 англ. пер. Должны также последовать дополнительные знамения, такие как: войны, землетрясения, голод, увеличение беззакония, явление лжехристов и лжеапостолов, лжепророков. В таком контексте Иисус заявил: "Так когда вы увидите всё сие, знайте, что близко при дверях". Мат. 24.33

Посему, в десятилетиях, которые последовали после 1844 года, адвентисты седьмого дня постоянно и настойчиво проповедовали: "Иисус скоро придёт, будьте готовы!".

Трагически - прискорбно, конечно, что в последние десятилетия учения о втором пришествии, кажется, потеряло своё выдающееся положение в проповеди АСД. Встревоженный этим фактом, Фрэнсиз Д. Николь, бывший редактор "Рэвью энд Геральд" писал более, чем два десятилетия назад: "Если эта истина, как и какая, другая отличает адвентистский народ от первых адвентистов, необходимо сосредоточить подчёркивание на непосредственное пришествие Господа...".

"Пусть никто не пытается оспаривать это. Доказательства слишком ясны. Все нуждаются в том, чтобы с глубоким вниманием прочитывать пожелтевшие страницы "Рэвью' первых 50, 60 или 70 лет нашей истории и отметить там подчёркивание, неоднократное напоминание и громкое ударение на мысли о близости пришествия Господа. Сегодня мы склонны провозглашать это учение - абстрактно, отвлечённо, теоретически. Мы, конечно, утверждаем, что Господь несомненно придёт. Но что день Господень близок и очень поспешает. мы, кажется, не подчёркиваем столь много".

Р. энд Г. 27 марта 1958 года

Приводим более свежие высказывания одного читателя "Рэвью", который в частности сказал: "Я желаю искренно, от всей души поблагодарить за ваши статьи в колонке "От редактора" и посвященные близости конца и пришествия Господа. Без них я не мог бы знать, как должно, за исключением нашего личного изучения, ибо наши служители сохраняют полное молчание по этому вопросу... Мы - стадо, нуждающееся в духовной пище, чтобы быть пробуждёнными и готовыми не только к грядущим событиям, но к тем, которые уже постигли нас, а наши служители неделя за неделей проповедуют нам сентиментальные чувственные проповеди. Что случилось? Я не пожилой человек, не ворчливый старик, так не причисляйте меня к категории людей, тоскующий по старым, добрым временам, но почему это стало так модно, - никогда не упоминать о пришествии Господа? Мы любим наших служителей и желаем видеть триумф этого движения, но что мы можем предложить нашим неверующим друзьям и членам семьи? Мы должны сами вновь обрести уверенность относительно пришествия Господа от таких проповедников и писателей, как Билли Грэхем и, конечно, от нашего любимого журнала "Рэвью". Мы нуждаемся в пробуждении, ибо мир в огне, пробудите нас!".

Вполне возможно во всех наших церквах столь серьёзное положение, как представлено в письме этого брата, но не многие общины АСД удовлетворены той мерой внимания, которую наши служители уделяют второму Пришествию и нужде, чтобы приготовиться к этому последнему событию.

Весь наш мир преисполнен знамениями о близости пришествия Христа. Мы видим не только знамения, перечисленные в 24 гл. Матф., но и многие другие - это знамения в религиозном мире - возрождение не христианских религий, экуменическое движение, внимание всего мира, сосредоточенное на папстве. Это - знамения в социальном мире - разводы, прелюбодеяния и бесстыдная безнравственность. Никогда пророческое перо столь точно не описывало состояние мира, как в следующем видении: "Предо мной была представлена ужасная картина состояния мира. Повсюду царила безнравственность. Распущенность была показана как особый грех этого века. Никогда ещё пророк не поднимал свою обезображенную голову с такой наглой смелостью, как теперь. Люди, кажется, стали парализованными, а приверженцы добродетели и истинного благочестия почти лишились мужества, видя смелость пророка, его силу и широкое распространение. Мне было указано на Рим. 1.18-32 как на истинное описание состояния мира непосредственно перед вторым пришествием Христа". Дет. Пут. 440

Помимо всех этих вдохновенных предсказаний знамений нашего времени, на земле созревает такое кризисное положение, которое требует второго пришествия Христа. Пример - загрязнение атмосферы и водных источников. Демографический взрыв - резкое увеличение населения нашей планеты. Истощение естественных источников. Громадное увеличение ядерного оружия.

Поскольку в мире происходит так много волнующих событий и все они указывают на второе пришествие Христа, адвентисты седьмого дня иногда уделяют больше внимания событиям, чем своей Богом назначенной миссии. Но Бог не предписал остатку церкви лишь скрупулёзно фиксировать все знамения, отмечающие близость пришествия Христа. Он поручил нам совершить определённую работу - сотрудничать с Ним в провозглашении Евангелия и открыть всему миру Его характер. Иисус в общих чертах изложил свой первый аспект этой задачи в Мат. 28.19: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". А пророк Иоанн в 14 главе Откровения представил эту задачу в особых терминах. В видении он видел вечное Евангелие, которое необходимо понести "всякому колену, языку и народу". Откр. 14.6

Задача, данная остатку церкви, подобна задаче Иоанна Крестителя. Иоанн приготовил путь для первого пришествия Христа, АСД должны приготовить путь для Его второго пришествия.

Согласно вдохновенной записи, Иоанн проповедовал весть:

"Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное". Мат. 3.2. Бесспорно, обличая грех, который является "нарушением закона", он побуждал своих слушателей покаяться и оставить грех.

"Что является нашей задачей или миссией? Она такая же, какая была поручена Иоанну Крестителю". СЦ. 8.9. Иоанн был реформатором. Он призывал к коренному изменению образа жизни. Эти изменения были столь контрастными и коренными, что пр. Исаия образно предсказывал: "Долины должны заполниться, горы стать прямыми и неровные с выбоинами пути должны стать гладкими". Ис. 40.4. И Иоанн беспристрастно порицал и произносил суд относительно

сформировавшейся религии своего времени, относительно преобладающей повсюду культуры и социального состояния. Без убаюкивающих слов он называл грех своим именем, отказываясь смягчить своё свидетельство даже для безжалостного Ирода. Его прямота стоила ему жизни, но он был верен своему призванию Он выполнил свою миссию.

Подобно Иоанну Крестителю АСД должны быть реформаторами. Мы стоим отдельно от церквей Вавилона, не только осуждая отклонение церквей от воли Божией, но призывая народ выйти из этих церквей и присоединиться к церкви, "которая соблюдает заповеди Божий и имеет веру Иисуса". От. 14.12. Мы должны быть реформаторами, призывая людей соблюдать заповедь о субботе, как она изложена в законе Божием, мы должны быть реформаторами в пище, воспитывая сознание людей избрать пищу, которая будет содействовать здоровью. Мы должны быть реформаторами в одежде, научая людей избегать украшений, возбуждающих в них гордость и удаляться от рабского следования моде. Мы должны быть реформаторами в воспитании, советуя и внедряя систему воспитания, которая будет содействовать наивысшему развитию ума, тела, духа. Мы должны быть реформаторами в медицинском обслуживании, побуждая людей усваивать добрые привычки здоровья и применять естественные лечебные средства вместо химических, наркотических средств в любом возможном случае при лечении больных и болезней. Мы должны быть реформаторами в отношении развлечений, уча людей избирать увеселения, которые будут соответствовать принципам неба и не будут иметь ничего общего с разлагающими развлечениями мира.

Мы должны быть реформаторами в управлении нашим имуществом и средствами, советуя людям стать сотрудниками Богом через верную плату десятины и приношений, побуждая их ценить характер, основанный на самоотречении и жертве (жизнь Иоанна Крестителя в пустыне, простота пищи и одежды, всё это представляет принципы, которые сильно говорят ко всем реформаторам сегодня). Чтобы выполнить евангельское поручение, Бог вверил Своему народу обилие средств. Если мы, как верные управители, правильно употребим наши средства, вместо эгоистичного расплачивания их на самих себя, трёхангельская весть быстро будет провозглашена всему миру.

В последние годы некоторые руководители церкви стали различать среди АСД потерю интереса к иностранной миссии. Они замечают склонность тратить больше средств на проекты и учреждения на родине, на искусно сделанные церкви, на дорогостоящие церковные учреждения и конторы, на большие медицинские заведения, на роскошные со всеми удобствами школы. Если же эта склонность реальна, её необходимо устранить, ибо деньги нельзя употреблять дважды. Если они будут эгоистично истрачены для различных целей на родине, они не будут с пользой применены в дальних странах. Кроме того, дух эгоизма открывает отсутствие духа любви. В начале, когда Адам и Ева согрешили, их "силы были извращены и эгоизм занял место любви". ПХ. 17 стр.

Таким образом, если мы претендуем на положение народа Божьего сегодня, а сами эгоистичны, и не желаем впустить в наше сердце дух любви, который побудил Иисуса умереть на Голгофе, мы стоим лицом к лицу с Лаодикийской вестью и должны откликнуться на неё: "Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться". Откр. 3.18 Золото означает веру и любовь. Лаодикиянам необходимо осознать своё положение, свою виновность, раскаяться, исповедать свои грехи и допустить Духу Святому преобразовать свою жизнь.

Мы верим, что Бог откладывает пришествие Христа, ибо Его народ всё ещё не отражает Его образ и не выполнил свою задачу провозгласить Евангелие всему миру. Согласно высказываниям ап. Петра, Он всё ещё терпеливо ожидает "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию . 2 Пет. 3.9. Миллионы людей этого мира поклоняются ложным богам или имеют извращённое понятие об истинном Боге. Им должна быть представлена благоприятная возможность решить, за или против любящего Отца и Его Сына Иисуса.

Но пришествию Христа препятствует более, чем неоконченная задача в смысле евангелизации мира. Согласно Св. Писания Христос относительно Своей церкви имеет цель, которая также ещё не достигнута. Через Свою смерть на кресте Он отдал Себя за церковь, "чтобы освятить её, очистить банею водною, посредством Слова, чтобы представить её Себе славною церковью, не имеющую пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна." Еф. 5. 26-27. Христос ожидает времени, когда Его народ будет без пятна и без порока.

Чтобы достичь этой цели, Христос обещал богатый дар Святого Духа. Он сказал, что Дух Святой должен войти в жизнь Его последователей, являя этим Самого Христа. Иоанн. 14. 17-18. Эта сила должна очистить Его народ, даруя ему победу над грехом и искушениями. I Иоанн. 1. 9. 3-1-10.

Жертва Христа на Голгофе искупила человечество от наказания за грех, которое должен понести грешник. Но Святой Дух, через введение Христа в жизнь человека очищает душу от греха, восстанавливает Божественный образ и даёт возможность человеку жить в согласии с волей Божией, как она изложена в Его законе.

По этому вопросу Е. Байт говорит: "Святой Дух должен был стать возрождающей силой и без этого дара жертва Христа не имела бы никакого значения. Это Дух Святой осуществляет начатую работу искупления мира. Под влиянием Духа верующий человек становится причастником Божественного естества. Христос дал Святого Духа как Божественную силу, чтобы победить с помощью этой силы все унаследованные и приобретённые наклонности ко злу и чтобы отразить Свой характер в Своей церкви. В человечестве должен быть воспроизведён образ Самого Бога. Совершенство характера народа Божьего возвеличивает честь Бога и честь Христа". ЖВ. 671 стр.

В таком случае становится ясным, что одним из факторов, решающим вопрос, когда Иисус должен придти, является готовность или неготовность Его народа. Об этом ясно сказано в книге "Наглядные уроки Христа" стр. 69. "Христос со страстным желанием ожидает проявления Самого Себя в Своей церкви. Когда характер Христа в совершенстве отразится в Его народе, Он придёт, чтобы взять их к Себе как Свою собственность".

Бог, конечно, обладает наивысшим авторитетом, следовательно, только Он может и желает решить, когда положить конец истории человечества. Хотя Бог долготерпелив и по Своей милости откладывает день суда, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" 2 Пет. 3.9, всё же Он не будет беспредельно откладывать пришествие Христа. "Придёт же день Господень". 10 ст. Мат. 24. 42-51 и 25 гл. Христос ясно выразил, что Бог в конце концов скажет: "Совершилось". Тогда злые рабы будут подвергнуты одной участи с лицемерами, неразумные девы останутся без масла в своих светильниках, так и ленивые рабы "будут брошены но тьму внешнюю". Люди не имеют права решать, когда окончится время испытаний для этого мира, посему настойчивый совет Бога звучит: "Будьте готовы!".

Мат. 24.44 сравни Мат. 25. 10-19.

В свете всего этого я рассматриваю предстоящее время, как время великих возможностей для церкви АСД, чтобы понести трёхангельскую весть многим миллионам людей Земли. Я вижу церковь в опасности потерять своё продвижение и направить своё внимание на себя и внутренние нужды и замедлить окончание дела в других странах. Я вижу, что церковь нуждается в великом возрождении, которое изменит эгоизм на Божественную любовь в сердцах верующих, которые должны вполне отразить образ Иисуса. Крест навсегда устраняет обвинения сатаны, что Бог был тираном, не желавшим принести личные жертвы. Его преобразованный послушный народ навсегда отвергнет обвинения сатаны и его воинств, что Бог был несправедлив и что Он требовал невозможного, когда заповедал человеческой семье соблюдать Свой закон.

Что повлияет на церковь, чтобы пробудить её и дать ей возможность выполнить надежды и ожидания неба? Я не знаю. Возможно ПРЕСЛЕДОВАНИЕ. Но я верю: произойдёт нечто и эта церковь

восторжествует. Вместе с Е. Байт я могу сказать: " Я ободрился и получил великие благословения, когда осознал, что Бог Израиля всё ещё ведёт Свой народ и что Он будет с ним даже до конца...

Работа, лежащая перед нами, требует направления всех сил человеческого существа. Она требует опыта, сильной веры и постоянной бдительности. Времена и встречающиеся трудности будут наиболее разочаровывающими. Величие задачи будут устрашать нас. И всё же с помощью Божьей его слуги в конце концов одержат победу". ЖВ. 437-9