Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Главная Проповеди Сборник проповедей Проповеди СВЯТОСТЬ ВОСКРЕСЕНЬЯ: НА ЧЕМ ОНА ОСНОВАНА?
СВЯТОСТЬ ВОСКРЕСЕНЬЯ: НА ЧЕМ ОНА ОСНОВАНА? PDF Печать Email

СВЯТОСТЬ ВОСКРЕСЕНЬЯ: НА ЧЕМ ОНА ОСНОВАНА?

Одна из самых красивых молитв Давида записана в 42 Псалме, 3 стихе: "Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои."

Такое же непритворное прошение о разумении Божьего Слова должно быть в сердце каждого искреннего искателя истины. Готовность извлекать уроки и следовать полученному свету должна быть качеством характера тех, кто рассчитывает быть просвещенным Духом Святым. Для таких будут исполнены прекрасные обетования блаженства: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся." (Матфея 5:6).

Но нет нам никакой пользы в том, чтобы молиться об открытии истины, если у нас нет побуждения последовать ей, когда Господь отвечает на нашу молитву. Одним из самых величайших благ, которые Господь может излить на нас, является познание Его Слова. И самое самонадеянное поведение, какое только может проявить человек, - это молиться о постижении воли Божьей, а затем отказываться последовать ей, когда приходит ответ.

Многие люди виновны в том, что извращают учение Библии, приспосабливая его к своему бедному, хилому опыту, вместо того, чтобы приобрести славный опыт преобразований в соответствии с требованиями Библии. Существует только один критерий истины, и он - в Слове Божьем. Каждая религиозная идея, каждая читаемая нами книга и каждая произносимая проповедь должны поверяться на соответствие  безошибочному  эталону богодухновенных Писаний. Не играет никакой роли то, чему мы были научены, будучи детьми, или то, чего придерживается большинство, или то, что побуждают нас принимать за истину наши чувства. Все это - совершенно негодные критерии истины. В конечном итоге всегда следует искать ответ на вопрос: Что об этом говорит Слово Божье?.

Некоторые люди полагают, что если они искренни в том, во что они верят, Бог примет их и спасет их. Однако одной искренности недостаточно. Можно быть искренним и при этом искренне заблуждаться. Я вспоминаю, как ехал несколько лет назад за рулем своей машины, направляясь в Вест Палм Бич во Флориде. По крайней мере, я думал, что направляю ее туда. Была ночь, и я не видел в течение какого-то времени дорожных знаков. Неожиданно мои фары осветили указатель с надписью: "Белле Глейд, 14 миль". С болью в сердце я осознал, что двигаюсь в направлении, противоположном Вест Палм Бич. Я находился на неверном пути. Не было человека более искреннего, чем я в ту ночь, однако я искренне заблуждался.

Что же, я мог бы теперь продолжить вести машину в том же направлении, убеждая себя, что каким-то образом где-то впереди я все же отыщу Вест Палм Бич. Но вместо этого я развернул машину и вернулся к тому месту, где сделал неверный поворот, а затем поехал по правильной магистрали в сторону Вест Палм Бич. И это было единственным правильным решением.

 

Невосприимчивый разум и закон большинства

 

Слово Божье содержит много слов для тех, кто готов корректировать по нему свой путь. Наибольшее сожаление вызывают люди, разум которых закрыт для изменений. Они будут сопротивляться любому знанию, которое отличается от их привычных взглядов. Их взгляды сформированы и они не желают беспокоиться из-за каких-то новых фактов. Все это особенно верно, когда идет речь об отношении к вопросу о библейской субботе. Множество людей получили в наследство мнение о том, какой день должен еженедельно соблюдаться как день покоя, и они считают затруднительным для себя объективно отнестись к любой другой, отличной от их, точке зрения. Многие из них знают, что одна из Десяти заповедей предписывает соблюдение седьмого дня как дня покоя. Они также знают, что седьмой день - это наша календарная суббота. И тем не менее, они упорно продолжают следовать традиции соблюдения дня, отличного от того, который заповедал Бог. Они приходят на поклонение Богу в воскресенье, первый день недели, почитая день, для соблюдения которого нет никакого библейского основания.

Почему они так поступают? Большинство соблюдающих воскресенье просто согласились с религиозной практикой большинства людей того круга, в котором они выросли, предполагая что это правильно, поскольку этому следуют столь многие. Безопасное ли это предположение? Всегда ли в вопросах веры право большинство?

Библия отвечает на этот вопрос определенно отрицательно. Любой имеющийся в нашем распоряжении источник открывает нам, что, по меньшей мере, в религиозных вопросах большинство всегда заблуждалось. Сам Иисус сказал: "Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого." (Луки 17:26). Только восемь человек вошли в ковчег, чтобы спастись от потопа. Христос учил, что только сравнительно малое число людей будет спасено, когда наступит конец мира: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." (Матфея 7:13, 14).

Чистая правда то, что огромное большинство христиан сегодня, включая и многих известных евангелистов и богословов, соблюдают воскресенье вместо субботы. Но сам по себе этот факт не должен производить слишком большого впечатления. Напротив, взятый сам по себе, он должен, во свете слов Христа, служить сигналом для беспокойства. Истина никогда не была широко популярна. И составляющие сегодня большинство, так же как и составлявшие его в прошлом, не ищут истины в такой степени, в какой они ищут спокойной, легкой и удобной религии, позволяющей им жить так, как они хотят жить.

Какой же тогда проверке следует подвергнуть истину о заповеданном Богом дне покоя? Одной, и только одной - проверке Словом Божьим. К сожалению, миллионы никогда не исследовали самостоятельно Библию по этому вопросу. Сейчас я предлагаю испытать практику соблюдения    воскресенья, которой придерживается большинство с тем, чтобы выяснить, правильно это или нет. Если это находится в согласии с Библией, то тогда все мы должны признать это и послушно соблюдать каждое воскресенье. Если же такая практика не подтверждается Библией, то нам следует прилежно исследовать Слово Божье до тех пор, пока мы не выясним, соблюдение какого дня одобрил Господь.

Самый честный путь изучения этого вопроса из всех, которые мне известны, - это рассмотреть абсолютно все, что Библия говорит о первом дне недели. В Новом завете есть всего восемь текстов, в которых хоть как-то упоминается воскресенье, и, после внимательного их исследования, мы сможем быть уверены, что все факты для рассмотрения перед нашим взором. Если существует какое-либо библейское основание для соблюдения первого дня недели, то оно должно содержаться в одном из этих стихов.

Желаем ли мы оказаться перед лицом последствий такого рода исчерпывающих исследований? Ведь это тот момент, когда могут быть испытаны наши предубеждения! Готовы ли мы совершенно открыть наш разум для всего, что может открыть нам это объективное рассмотрение? Это не те вопросы, цель которых - поймать на удочку. Лично для меня нет разницы в том, какой из дней окажется истинным, библейским днем покоя. Если Библия укажет, я буду с радостью соблюдать понедельник, четверг, пятницу или воскресенье. Много лет назад я решил, что буду христианином, то есть, что я буду следовать Слову Божьему, не принимая в расчет мои чувства, к чему бы это не вело. Для меня нет разницы в том, какой день мне святить, ТОЛЬКО БЫ ЕГО СВЯТОСТЬ БЫЛА ЗАПОВЕДАНА В БИБЛИИ! Я надеюсь, что сейчас, когда мы начинаем рассмотрение каждого упоминания о первом дне недели в Библии, вы руководствуйтесь тем же подходом.

 

Воскресение Христа в первый день недели

 

Давайте начнем с первого Евангелия. Матфей пишет: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб." (Матфея 28:1). Здесь мы имеем некоторое, очень интересное доказательство того, что суббота (день покоя) никак не может быть первым днем недели. Согласно этому свидетельству, суббота заканчивалась, когда первый день недели начинался. Это два следующих один за другим дня. Никто не может, основываясь на Писаниях, честно называть первый день недели днем покоя. Это будет столь же запутывать дело, сколь и противоречить Библии.

Суть свидетельства Матфея состоит в том, что женщины пришли на рассвете дня, следующего за днем покоя, и обнаружили, что Иисус уже воскрес. Это совершенно согласуется со следующим Евангелием, которое, в свою очередь, добавляет некоторые детали. Обратите внимание, что Марк приравнивает рассвет с "восходом солнца". Он пишет: "По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?" (Марка 16:1-3).

Это параллельное Евангелие проясняет дело с еще одним распространенным заблуждением, возникшим по поводу слов Матфея: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели." Некоторые понимают это таким образом, будто событие это произошло вечером, после захода солнца в субботу. Поскольку отсчет дней у евреев предполагает конец дня покоя на закате солнца, они предполагают, что женщины пришли в тот момент, когда первый день недели входил в свои права в лучах заката.

Здесь мы можем оценить значение сопоставления текстов при исследовании Библии. Слова  Марка  лишают  возможности придерживаться той точки зрения, что женщины пришли в субботу вечером и нашли гробницу пустой. Те же самые женщины перечисляются им приходящими утром, на рассвете первого дня недели, и при этом они задаются вопросом: "Кто отвалит нам камень от двери гроба?" Ясно, что если бы они были там накануне вечером и обнаружили пустую гробницу, они бы знали, что камень уже отодвинут от входа. Таким образом, нам совершенно ясно, что слово "рассвет" у Матфея означает восход солнца ранним утром первого дня недели.

Третье упоминание первого дня недели в Новом завете можно найти в простом повествовательном предложении, записанном в 16 главе у Марка (стих 9): "Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов." Здесь не требуется особых пояснений, поскольку этот стих просто повторяет ту же историю воскресения Христа рано утром в первый день недели. То, что важно отметить, - это то, что ни в одном из текстов ничего не сказано о святости первого дня недели. Нет даже намека на то, что кто либо соблюдал этот день в честь воскресения.

 

Определение местоположения истинного дня покоя

 

Одно из наиболее полных словесных описаний событий, связанных с воскресением Христа, содержится в Евангелии от Луки. Здесь мы находим четвертое упоминание о первом дне недели. "[Иосиф из Аримафеи] пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота." (Луки 23:52-54).

Прежде, чем читать дальше, давайте внимательно изучим богодухновенное описание дня распятия. Огромное большинство христиан соглашается с тем, что эти события произошли в день, который мы теперь называем Страстной Пятницей. В некоторых переводах он еще назван "днем приготовления", поскольку для иудеев это был день особой подготовки к наступавшему дню покоя. И действительно, этот стих так прямо и утверждает: "И наступала суббота". Это означает, что день покоя следовал за пятницей.

Что еще произошло в день, когда Иисус умер? "Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди." (Стихи 55, 56).

Остаток дня в ту судьбоносную пятницу посвященные женщины провели, занимаясь покупкой благовоний и другими приготовлениями к тому, чтобы в воскресенье утром пойти к гробнице. Затем, поскольку с исчезновением последних лучей заката суббота входила в свои права, они "остались в покое по заповеди".

Это определяет тот святой день именно как еженедельную субботу (день покоя) Десяти заповедей, а не как праздник Пасхи или какую-либо другую годовую субботу, которые могли выпадать на любой из дней недели.

Стих, следующий сразу за этим, говорит о том, что делали женщины в день, последовавший за субботой: "В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба." (Луки 24:1, 2).

Прежде всего, заметьте, что женщины пришли сделать положенное в таких случаях дело в день воскресения. Именно этот первый день недели современные церкви называют Светлым Христовым воскресеньем. В том, что Иисус воскрес в темные часы того раннего утра, не может быть никаких сомнений. И нигде в евангельском изложении мы не находим свидетельств того, что женщины или кто-либо другой придавали какую-либо святость дню, в который произошло воскресение.

Свидетельства об этих насыщенных событиями днях, содержащиеся у Луки, доказывают, что местоположение истинного дня покоя вне всяких сомнений может быть точно определено. Он описывает последовательность событий в течение трех следующих один за другим дней - пятницы, субботы и воскресенья. Иисус умер в пятницу, и наступала суббота. Христиане сегодня называют эту пятницу Страстной. Следующий день был днем покоя "по заповеди". Поскольку заповедь ясно определяет, что "день седьмой -суббота Господу", мы понимаем, что тот день покоя был субботой.

Очень интересно отметить, что в день покоя Иисус отдыхал в гробнице, совершив труд искупления, точно так же, как он покоился в субботний день после совершения дела творения.

В день, последовавший за субботой, Иисус воскрес. Сегодня этот день называют днем пасхального воскресенья, а в Библии он определен как "первый день недели." [Неделя во всех странах Мира по-прежнему начинается с воскресенья и заканчивается субботой, тогда как в СССР порядок был изменен. - Прим. перев.] Во свете этих бесспорных исторических фактов, под которыми подписывается все христианство, никто не может оправдываться неведением о том, какой день является истинным днем покоя (субботой). Это день между Страстной пятницей и Светлым Христовым (пасхальным) Воскресеньем. Свидетельства Луки представляют собой настолько точный хронологический отчет об этих трех днях, что даже самый простой и необразованный человек в состоянии определить местоположение библейского седьмого дня в нашем современном календаре.

Теперь мы готовы рассмотреть пятое утверждение Нового завета, касающееся воскресенья. "В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. " (Иоанна 20:1). Описание воскресения у Иоанна содержит очень мало новой информации. Как и все другие евангелисты, он ничем не указывает на то, что этот первый день недели когда-либо считался святым, или кем-либо соблюдался как святой день. Таким образом, к настоящему моменту в нашем исследовании, существенной общей чертой всех евангельских повествований было полное отсутствие подобных доказательств.

 

"Из опасения от Иудеев"

 

В той же главе Иоанн вновь упоминает "первый день", и это часто было неверно истолковываемо как ссылка на богослужение в воскресенье. "В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам." (Иоанна 20:19).

Даже хотя это собрание за закрытыми дверьми и произошло в тот же день, что и воскресение, было ли оно особым празднованием в честь этого события? Обстоятельства говорят, что подобная ситуацию была бы невозможной. В стихе прямо сообщается, что они собрались там "из опасения от Иудеев". Напуганные ученики уже осознали, что гробница пуста, и они тут же стали ожидать, что их начнут обвинять в том, что они выкрали тело Иисуса. Они скучились вместе в запертой комнате, ища друг у друга защиты и ободрения.

Факты утверждают, что ученики не верили в воскресение своего Учителя из мертвых. Повествование Марка открывает нам, что они полностью отвергли свидетельство Марии и других учеников, принесших им весть о том, что они действительно видели Господа воскресшим. "Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили." (Марка 16:10-14).

Приняв в расчет эти слова, нам следует тихо не придать значения этому смущающему собранию, произошедшему воскресным днем в запертой комнате. Оно отнюдь не было проявлением безграничной радости по поводу воскресения, каким некоторые его представляют. В действительности, со стороны учеников не было даже признания того факта, что это чудо произошло. Они были подавлены, наполнены страхом и неверием. Когда Иисус явился пред ними, Он произнес слова горького упрека за отсутствие веры и отвержение ими свидетельства своих же собственных товарищей. Насколько же вводит в заблуждение превращение этого события в радостное праздничное богослужение в честь воскресения!

Таким образом, к этому моменту мы рассмотрели шесть из восьми ссылок Нового завета и не нашли даже намека на соблюдение воскресенья. Напротив, каждая из них обосновывает последовательное и полное опровержение всякой попытки признать первый день недели днем поклонения Богу, молитвы, отдыха или торжества в честь воскресения. Евангелия были написаны спустя несколько лет после того, как события стали известными, что дало Духу Святому достаточно времени для вдохновения авторов полным разумением фактов. Иисус сказал своим ученикам, что работа Святого Духа будет состоять в том, чтобы "наставить их на всякую истину". (Иоанна 16:13). Если бы соблюдение воскресенья хоть в какой-то мере было истиной, то для Духа Святого было бы вмененной Богом обязанностью открыть это Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Так сказал наш Господь.

Теперь обратимся к двум оставшимся упоминаниям. Если мы не найдем подтверждения в этих текстах, нам прийдется отказаться от дальнейших поисков, поскольку искать будет больше негде. Павел и Лука являются последними свидетелями, упоминающими первый день недели, и в обоих случаях сказанное ими было грубо искажено.

 

Никакого соблюдения воскресенья в Коринфе

 

В 16 главе своего первого послания к Коринфянам Павел пишет: "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду." (Стихи 1 и 2).

Пожалуйста, внимательно заметьте, что апостол сказал, а также чего он не говорил. Многие предположили, что речь идет о богослужении, во время которого по рукам пущена тарелка для сбора пожертвований. Но здесь не та ситуация. Павел обратился с особым призывом к церквям в Малой Азии ввиду того, что в Иерусалиме множество христиан тяжко страдали от недостатка пищи и предметов первой необходимости. Павел просит коринфскую церковь собрать продукты питания, одежду и прочее и сделать дома запас, сохраняя его до того момента, пока он не найдет человека, с которым все это можно будет отправить в Иерусалим. Выражение "отлагает у себя и сберегает" на греческом, то есть на языке оригинала, подразумевает откладывание запаса у себя дома. Даже защитники воскресения признают это.

В первый день недели никакого богослужения не происходило, В этот день должно было отобрать и запасти. Почему Павел предлагает сделать это дело в воскресенье, и что включает в себя исполнение его указания?

Прежде всего, предполагалось, чтобы письмо было прочитано церкви в субботу, когда все соберутся вместе на богослужение. Первую возможность совершить это дело предоставлял бы следующий день - первый день недели. Не забывайте, что в Иерусалиме был явный недостаток пищи, так что нужда ощущалась прежде всего не в деньгах. Как свидетельствует Лука в книге Деяний, подобные обстоятельства голода не были чем то необычным на Ближнем Востоке. (Деяний 11:28-30).

Обращение Павла к церкви в Риме дает нам ключ к пониманию особых нужд этих переносивших лишения христиан. "А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию. (Римлянам 15:25-28).

В этом красноречивом обращении апостол затрагивает деликатный вопрос. Христиане Рима находились в долгу, не проявляя достаточной благодарности к материнской иерусалимской церкви, пославшей к ним учителей с Благой вестью. Павел побуждает их вернуть "телесное", то есть материальное, в знак признательности за подаренные им духовные истины. Какого рода ответный дар подразумевает Павел? Весьма интересно, что он говорит о нем, используя выражение "доставив им сей плод усердия". Греческое слово, переведенное как "плод", является   универсальным   понятием, использовавшимся, когда имелся в виду буквальный плод. Оно также может иметь значение: "Плоды чьих-то трудов".

Все это проливает свет на то, почему Павел советует коринфским христианам выполнить свое дело в первый день недели, "чтобы не делать сборов, когда я приду". Такое дело, как сбор и откладывание про запас выращенного в саду или на поле было бы неуместным для субботы. В этих стихах воскресенье вновь предстает как день, пригодный для мирских дел. В них нет никакого указания на почитание его святым днем.

 

Самая длинная проповедь Павла

 

Обратимся к последнему тексту, в котором может содержаться подтверждение святости воскресенья. Лука в своей истории ранней церкви описывает полное драматизма прощальное собрание, бывшее у Павла с верующими в Троаде. Это свидетельство книги Деяний апостолов было грубо искажено теми, кто хватается за любую мельчайшую зацепку, стремясь оправдать свое непослушание Божьим заповедям. Поскольку это единственное место в Новом завете, где упоминается религиозное собрание, проходившее в первый день недели, нам следует исследовать его с особым вниманием и интересом.

Рассмотрение всего контекста обнаруживает, что это была ночная встреча. "А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной Павловой беседы один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком." (Деяний 20:6-13).

Есть некоторые очень необычные моменты, связанные с этим продолжавшимся всю ночь собранием в Троаде. Прежде всего, это должен был быть патетичный и напряженный момент, как в жизни говорившего, так и в жизни слушающих. В 25 стихе Павел объявил: "И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие."

Совершенно очевидно, что это прощальное собрание проводилось в темную часть первого дня недели. В комнате горели светильники, и Павел поучал до полуночи. Очень важно понимать, как Иудеи вели отсчет времени. Дни не отсчитывались согласно языческому римскому методу от полуночи до полуночи. Согласно Библии, день начинается вечером. Книга Бытие описывает дни творения именно таким образом: "И был вечер, и было утро: день один... И был вечер, и было утро: день второй" и так далее. Иначе говоря, день всегда начинается с вечера.

Этим объясняется то, почему суббота описана следующими словами: "Это для вас суббота покоя... от вечера до вечера празднуйте субботу вашу." (Левит 23:32). Когда же, согласно Библии, начинается вечер? "При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых." (Марка 1:32). Поскольку фарисеи учили, что не подобает заниматься исцелением в субботу, люди ожидали окончания дня покоя, чтобы принести своих больных к Иисусу. Так что они приносили их "при наступлении...вечера, когда заходило солнце". Моисей записал: "Заколай Пасху вечером при захождении солнца." (Второзаконие 16:6).

У Неемии мы находим еще одно описание начала субботы. "После сего, когда смеркалось у ворот Иерусалимских, перед субботою, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний." (Неемии 13:19). Этот стих определенно относит первые моменты субботы к захождению солнца, когда опускается темнота.

Теперь мы готовы приложить этот ясный библейский принцип к встрече с Павлом в Троаде в первый день недели. В соответствии с нашим способом отсчета дней, собрание должно было происходить субботним вечером. Суббота закончилась при заходе солнца, и наступил первый день недели. Павел, который провел там полных семь дней, так что он мог провести с ними в субботу, решил не отправляться с кораблем в тот вечер. Вместо этого, он продолжил общение с верующими в течение всей ночи, а воскресным утром прошел двадцать миль, пересекая полуостров с тем, чтобы присоединиться к кораблю в Ассе.

Помимо всего, корабль был заполнен спутниками Павла по его миссионерской работе, включая и Луку, который вел летопись наиболее важных моментов этого тщательно спланированного путешествия. Очень существенно то, что они бы не вышли в море до окончания дня покоя в субботу вечером. Управление веслами и парусами было бы столь же неподобающим для святого дня делом, как и двадцатимильное путешествие Павла через перешеек утром в воскресенье. Ни Павел, ни его спутники не позволили бы себе предаваться подобным мирским делам в святую субботу Господню.

 

Почему Евтих выпал из окна церкви

 

В переводе Библии, названном "Новая английская Библия" про это собрание прямо сказано, что оно происходило в субботу вечером. Главным событием в этой истории следует, как нам кажется, считать воскрешение к жизни Евтиха после того, как он выпал из окна. Неутомимый Павел, после служения словом всю субботу и всю последующую ночь, прошел двадцать миль утром в воскресенье, чтобы присоединиться к своим товарищам в Ассе. Они находились на корабле, который, после того, как суббота закончилась, обогнул за ночь полуостров. Длительное путешествие Павла пешком, которое он проделал наутро, было бы совершенно неприемлемым для святого дня.

Некоторые ставят знак равенства между преломлением хлеба и служением причастия (Вечери Господней), однако подобная точка зрения не согласуется с Писаниями. Лука уверяет нас, что первые христиане ежедневно преломляли хлеб. "И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца," (Деяний 2:46).

Точка зрения, утверждающая, что в той горнице Павел праздновал с верующими Вечерю Господню, не может быть подтверждена Библией. Выражение Луки скорее означает, что это была обычная трапеза, которую они разделили друг с другом. "Взойдя же и преломив хлеб и вкусив..." (Деяний 20:11). Здесь мы видим, что еда была связана с преломлением хлеба. Маловероятно, чтобы о служении причастия говорилось в такой форме. Но даже если это прощальное собрание и было воспоминанием о страданиях и смерти Христа, то и это не предоставляло бы оснований для соблюдение воскресенья. Мы нашли во второй главе книги Деяний, что хлеб преломлялся по домам каждый день. Нигде в Библии празднование Вечери Господней не привязано к определенному дню. Каждому, вне сомнения, очевидно, что собрание в Троаде не было обычным еженедельным богослужением. Значительность этой всенощной беседы заключается в чудесном воскрешении юноши Евтиха, а также в том, что Павел должен был никогда больше не увидеть их до самой своей смерти. Привязка этого события к определенному времени - субботнему вечеру - в любом случае не несет никакой духовной нагрузки. Лука, будучи тщательным историком, даже не упомянул ничего из содержания марафонской проповеди Павла, верно воспроизведя при этом чудо воскрешения молодого человека. Очевидно, что Луке важно было отобразить то, КАК Евтих выпал из окна, а не то, в какой ДЕНЬ это произошло.

К этому моменту мы закончили рассмотрение каждого из восьми мест Нового завета, где упоминается первый день недели. Ни один из них не дал нам даже отдаленного подтверждения того, что этот день был когда-либо освящен Богом или праздновался человеком. Великая и непогрешимая Книга Божья, которой мы призваны испытывать всякое учение, открыла нам, что большинство следует традиции вместо истины. Миллионы обманом втянуты в слепую приверженность пустому языческому символу.

Мне вспоминается история одного российского царя, который, совершая однажды утром прогулку, забрел к дальней границе обширного придворцового участка. Там он увидел солдата, марширующего взад и вперед мимо пустынного угла парковой ограды. Он спросил явно стоящего на посту солдата, что он охраняет. Тот ответил, что просто выполняет приказ и что не знает, почему он приставлен к этому участку земли. Царь спросил офицера охраны о том, что делает солдат, но тот также не имел об этом представления. Вопрос был задан генералу, возглавлявшему дворцовую охрану, но и он не мог объяснить цель этого предписания. В конце концов, царь приказал поднять пыльные военные архивы, и тайна была раскрыта. Оказалось, что много лет назад мать-императрица посадила в углу придворцового участка несколько розовых кустов, тогда-то и был послан солдат для того, чтобы защитить нежные растения от опасности быть вытоптанными. Позднее приказ забыли отменить и вот, ежедневный ритуал выстаивания на часах продолжался много, много лет - солдаты маршировали с ружьями наперевес, охраняя пустое место, на котором когда-то росли кусты роз.

Сегодня миллионы искренних христиан с верой пытаются защитить святость воскресенья, не осознавая, что защищают пустое место. Первый день недели так же лишен святости, как и пустынный угол императорского участка. Иисус сказал: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится." (Матфея 15:13).

 

День, который они соблюдали

 

Теперь, когда мы исчерпали все возможные источники для подтверждения соблюдения воскресенья и не нашли в них для этого и малейших оснований, давайте обратимся к богодухновенному описанию истории этой ранней церкви. Если они не святили первый день недели, то какой же тогда день они соблюдали? Книга Деяний апостолов формирует стойкое представление о соблюдении ими седьмого дня - субботы. В одном из случаев язычники просили апостола Павла провести специально для них богослужение в субботу: "При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие." (Деяний 13:42, 44).

Эти динамичные стихи содержат очень интересные моменты, подтверждающие соблюдение субботы Павлом и его братьями во Христе. После проповеди в синагоге, куда язычники не допускались, Павел был осажден просьбами язычников проповедовать им "о том же в следующую субботу". Многие предъявляли аргумент, состоящий в том, что Павел проповедовал по субботам только в синагогах, где он имел готовую аудиторию, состоявшую из иудеев. Это ложные посылки. В данном случае Павел назначил время в следующую субботу для служения язычникам и, согласно 43 стиху, многие из слышавших его в тот день были "чтителями Бога". Это значит, что они были "обращенными" в христианство, и Павел с Варнавою "убеждали их пребывать в благодати Божией." Как интересно то, что об их субботнем богослужении говорится в контексте пребывания в благодати Божией! Современные критики соблюдения субботы пытаются навесить чтущим святой день ярлык законников, чуждых благодати Божией. Не так считают авторы Библии, постоянно связывающие послушание с истинным спасением по благодати.

В 16 главе Деяний содержится определенное доказательство того, что Павел соблюдал субботу даже тогда, когда не было ни синагоги, ни иудеев. Он совершал свое служение в одном из мест Греции, где было рассеяно очень немного иудеев и совсем не было синагоги. Что он делал в субботу? "В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами." (Деяний 16:13).

Даже когда не было никакого церковного здания, куда можно было бы зайти, апостолы разыскали место, где проходили собрания для служения Богу - место для молитвы у реки, - и проповедовали собравшимся там. [Английский перевод Деяний 16:13, а также уточненный русский, говорят несколько иначе, чем синодальный: "А в день субботний вышли мы за ворота к реке, где, как мы думали, было место для молитвы, и сев, разговаривали с собравшимися там женщинами". - Прим. перев.] Воистину, никто, следя за этим необычным богослужением на свежем воздухе, не сможет упустить из виду сугубую посвященность Павла в послушании заповеди о субботе. Предположим на минуту, что эти македонские события в служении Павла произошли не в субботу, а в воскресенье. Нет никакого сомнения, что они тут же были бы представлены как абсолютно полное доказательство святости первого дня недели, и нам пришлось бы согласиться. Какой, однако, можно представить аргумент против того, что в этом стихе Павел подает пример соблюдения субботы?

И вновь мы читаем об обыкновении Павла в следующих текстах: "Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний." (Деяний 17:2). "Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов." (Деяний 18:4).

В заключение, представим собственное свидетельство великого апостола о том, что он ни разу в своей жизни не соблюдал воскресенья. Незадолго до своей смерти Павел сделал такое выразительное заявление, адресованное иудейским лидерам: "Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян." (Деяний 28:17).

Задумайтесь на минуту! Если бы Павел когда-либо осознанно нарушил субботу или же святил какой-либо другой день, он не мог бы честно заявить, что не сделал ничего против иудейских обычаев. Силой этого ясного заявления, сделанного человеком безупречной честности, мы завершаем наши поиски в Библии текстов, подтверждающих святость воскресенья. Их в ней просто нет. Если бы мы смогли найти их, то, несомненно, наши религиозные обязанности было бы намного легче исполнить. Мы бы нашли поддержку и пример большинства великих религиозных учреждений земли, как католических, так и протестантских.

Однако, мы ищем не самый популярный путь и не самый удобный путь, мы ищем библейский путь. И мы его нашли. Со всей честностью нам следует признать, что преобладающий обычай соблюдения дня, отличного от заповеданного в великом, написанном Божьим перстом, законе, противоречит тому Слову, которым все мы, в конечном итоге, будем судимы. Каким бы значительным ни казалось мнение большинства, оно не может упразднить веского свидетельства, подтвержденного простым "Так говорит Господь". Наше понимание этого вопроса должно быть основано на Библии и только на Библии.

Слово Божье объявляет: "День седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела". (Исход 20:10). До тех пор, пока мы не найдем в Библии каких-либо указаний на то, что Бог отменил тот моральный закон, который Он провозгласил миру с трубным звуком, явившим Его силу и величие, мы будем принимать Десять заповедей как по-прежнему уместные и обязывающие к их исполнению. Бог сказал то, что имел в виду, и имел в виду то, что сказал.

Некоторые доказывают, что Бог освобождает нас от четвертой заповеди, поскольку невозможно соблюдать седьмой день в индустриальном, рождающем конкуренцию обществе, в котором мы вынуждены зарабатывать себе на жизнь. Несомненно, верно то, что сатана так манипулирует экономической жизнью людей, что соблюдающие субботу оказываются в заметно менее выгодном положении, однако Бог ни от кого никогда не требовал невозможного. Не существует никакой причины, которая бы оправдывала нарушение какой-либо из Божьих заповедей.

Вы можете сказать: "Но мой работодатель требует от меня работы по субботам, и я не могу позволить моей семье голодать." Разрешение этого противоречия давно предложено нашим Господом в нагорной проповеди: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам." (Матфея 6:33). Предыдущий стих относит к "этому всему" такие вещи, как пища, одежда или работа. Иисус попросту говорит нам, что в тех случаях, когда возникает конфликт между послушанием Ему и послушанием воле нашего работодателя, нам следует выбирать Его. Материальные соображения никогда не следует делать более важными, чем исполнение воли Божией.

В любом случае Бог приветствует веру тех христиан, которые решились соблюдать субботу, как бы это ни отразилось на их работе. Во множестве случаев Бог совершает чудеса, особым образом устраивая для соблюдающих субботу возможность продолжать работу. В некоторых случаях Он допускает для Своих детей испытание потерей работы, а затем дает им лучшее место в ответ на проявленную веру. "Это все" обязательно "прикладывается", если мы доверяем Ему и послушны, несмотря ни на какие обстоятельства.

Подлинный секрет соблюдения субботы Господней состоит в том, чтобы иметь Господина субботы в наших сердцах! Любовь, и только она, побуждает детей Божиих скорее избирать смерть, чем непослушание одной из Его заповедей. Иисус сказал: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди." (Иоанна 14:15). Апостол Иоанн определил любовь следующими словами: "Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его". (1 Иоанна 5:3).

Это не в такой степени является вопросом дня поклонения, в какой является вопросом отношения к Богу - либо послушания через любовь, либо непослушания при отсутствии любви. Заметьте это себе и никогда не забывайте! Соблюдение дня покоя, даже в освященный Богом седьмой день, тщетно, если оно не движимо сердцем, наполненным любовью и посвящением Богу. Без любви соблюдение закона становится механическим и убогим, но с любовью оно становится радостью и отрадой. Сделайте такого рода отношения любви основой Вашего соблюдения субботы, и она станет самым радостным днем недели на весь остаток Вашей жизни!