Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
О любви PDF Печать Email

 

«Но что же такое любовь? - Это жизнь, это дух, свет луча: без нее все - смерть при самой жизни, мрак при самом зрении. Любовь есть высшая и единая действительность, вне которой все - призраки, обманывающие зрение, формы без содержания, пустота в кажущихся границах. Как огонь есть вместе и свет и теплота, так и любовь есть осуществившийся, явленный разум, осуществившаяся, явленная истина. Ею все держится, и весь мир - ее явление. В природе она разлита, как электричество: в духе является разумною мыслью, в самой себе носящею силою своего проявления в благом действии. И потому человек, полный ею, сильнее Самсона: с мучениками первых времен христианской церкви бестрепетно шел к диким зверям и, объятый пожирающим пламенем, пел гимны Богу живому и бессмертному, он из рыбаря становился ловцом человеков. Любовь столь сильна, что творит непостижимое, торжествует над вечно неизменными условиями пространства и времени, над бессилием плоти, младенцу дает львиную силу. Сам Бог есть любовь и источник любви, из которого все исходит и в который все возвращается. «Возлюбленные! Станем любить друг друга, ибо любовь от Бога, и всякий, кто любит, рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. - Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем», - говорит св. апостол Иоанн (перв. посл., гл. IV, ст. 7,8 и 16). И потому всякая власть и всякая сила только в любви. И потому слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем»

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 69-70.

«Братья, любовь - учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить может, и злодей полюбит».

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 14. Братья Карамазовы. С. 290.

“О милая моя подруга! – О милый друг, твой дух скорбит, и мне скорбно стало... Мы душой стремимся друг к другу, но оболочка разделяет. Мы стремимся к нравственному, духовному миру, оболочка увлекла нас за собою. Кто же дух от тела разрешит? – Христос. В Нем Едином весь духовный мир, единый, истинный и вечный. Но где же Он? В груди твоей. Нетленной плотию Своей Он приобщил тебя духовной, беспредельной сущности Своей – миру духовному; нетленной кровию Своей Он приобщил тебя вечной любви, т.е. жизни Творца. В ней единой – истина, спокойствие и благо. Она все прощает, примиряет и к лучшему концу приводит, всему учит и все исправляет. В Христе она явилась миру; в Нем Едином ты найдешь ее. Полюби ее, о мой милый друг, в глубоком уединении сердца, и она неизъяснимо тебя утешит… Ты любовью соединилась с миром физическим, временным; Христом ты должна соединиться с миром духовным, вечным, и, соединив в себе два мира, всей душою подчинить себя любовию вечности. Мы должны любовью подчинить Христу физический мир и в нем, как в духовном мире, подчинить себя вечной любви: Богу, ради Бога, по любви Христа».

Рылеев К. Письмо к жене. В кн.: Искание Бога. Сборник. М., 1913. С. 26-27.

«Учение Евангелия содержит простую веру, а именно веру в Бога и почитание Его или, что-то же самое, послушание Его закону. Весь же закон Его только в одном: любить ближнего. И поэтому никто не может сомневаться в том, что любить ближнего как самого себя значит подчиняться закону и быть счастливым в исполнении закона, и, наоборот, презирать и ненавидеть своего ближнего - это значит впасть в возмущение и упорство».

Спиноза. Б. В альманахе: Христианские чтения. М., 1989. С. 97.

«Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и в грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя - увы, почти всяк из нас».

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 14. Братья Карамазовы. С. 289.

«Я по-прежнему думаю, что лучшее средство познать Бога - это много любить. Люби друга, какого-нибудь человека, ту или иную вещь, все равно - ты будешь на верном пути и из этой любви вынесешь знание... Но надо любить истинной и глубокой внутренней преданностью, решимостью и умом, неизменно пытаясь лучше, глубже, полнее узнать предмет любви. Таков путь к Богу - к несокрушимой вере».

Винсент Ван Гог. Цит. по книге: Перрюшо Анри. Жизнь Ван Гога. М., 1973. С. 61.

«Любовь дает лишь себя и берет лишь от себя.

Любовь ничем не владеет и не хочет, чтобы кто-нибудь владел ею,

Ибо любовь довольствуется любовью.

Если ты любишь, не говори: «Бог в моем сердце»,

скажи лучше: «Я в сердце Божием».

И не думай, что ты можешь править путями любви, ибо если любовь сочтет тебя достойным, она будет направлять твой путь».

Джебран Халиль Джебран. Избранное. Ленинград. 1986. С. 348.

«Сегодня вечером я взволнована, чувствую поднятие духа, потребность духовной жизни и раскаяние за то, что последнее время мысли мои были такие эгоистические и нехорошие. То добродушие и любовь, которые я бессознательно на всех изливала за последнее время, совсем не такие, какими они должны быть. Любовь должна быть сознательная, ее надо каждую минуту жизни помнить и любить не потому, что в данную минуту это весело и что вокруг только люди, которых нельзя не любить, а любить надо всех и самых нелюбимых, потому что это одно дает полное счастье, и с одним этим правилом можно прожить жизнь».

Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. М., 1987. С. 193.

«В общем гораздо безопаснее размышлять о любви Бога к нам, чем о нашей любви к Нему. Никто не в состояние постоянно испытывать благочестивые чувства. А главное, что Богу нужны прежде всего не чувства. Христианская любовь и к Богу, и к человеку - это волевой акт; стараясь следовать Его воле, мы исполняем Его заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего». Он Сам даст нам чувство любви, если захочет. Мы не можем искусственно вызвать его в себе или требовать, как чего-то должного. Но самое главное - помнить, что наши чувства появляются и исчезают; тогда как Его любовь к нам неизменна. Она не исчезает из-за наших грехов или безразличия и непоколебима в своей решимости исцелить нас от этих грехов. Чего бы это нам ни стоило и чего бы это не стоило Ему».

Льюис К. Просто христианство. Чикаго. 1990. С. 133-134.

«— Ваше несчастье в том, м-р Вандергуд, что вы слишком любите людей...

— Возлюби ближнего...

— Ну и пусть ближние любят друг друга, учите их этому, внушайте, приказывайте, но зачем это вам? Когда слишком любят, то не замечают недостатков любимого предмета, и еще хуже: их охотно возводят в достоинства. Как же вы будете исправлять людей, делать их счастливыми, не зная их недостатков, пороки принимая за добродетели? Когда любят, то и жалеют, а жалость убивает силу. Видите, я вполне откровенен с вами, м-р Вандергуд, и еще раз скажу: любовь—это бессилие. Любовь вытащит у вас деньги из кармана и потратит их... на румяна! Предоставьте тем, кто на низу, любить друг друга, требуйте от них этого, но вы, вознесенный так высоко, одаренный таким могуществом!..

— Но что же мне делать, ваше преосвященство? Я теряюсь. С детства, и именно в церкви, мне твердили о необходимости любви, я поверил, и вот...

Кардинал задумался. Как и смех, задумчивость приходила к нему внезапно и сразу делала его квадратное лицо немым, скорбно-унылым и немного наивно-торжественным. Выпятив вперед и склеив свои тонкие губы, опершись подбородком на ладонь, он неподвижно уставил на меня свои острые запавшие глаза, и в них была печаль. Он словно ждал окончания моей фразы и, не дождавшись, вздохнул и замигал глазами.

— Детство, да...— пробормотал он, все так же печально моргая,— дети, да. Но ведь теперь вы не дитя? Забудьте, вот и все. Чудесный дар забвения, знаете?»

Андреев Л. Избранное. (Дневник сатаны). Лениздат. 1984. С. 371-372.