Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
(Ин.12:20-32) PDF Печать Email

ЧАС ХРИСТОВ И НАШ: СЛУЖЕНИЕ, СМЕРТЬ, ЖИЗНЬ

 

(Ин.12:20-32)


В среду, 9 сентября, будучи на торжественном богослужении, посвященном началу нового учебного года, вы слышали обращенное к вам слово из 12 главы Евангелия от Иоанна. Если вы были внимательны, то должны помнить, что среди прочего тогда говорилось о последних днях из жизни Спасителя Иисуса Христа.

 

·       о триумфальном въезде Иисуса в город Иерусалим;

·       о том, что фарисеи в целом отвергли Его;

·       наконец, о коротком, но чрезвычайно важном эпизоде Его встречи с некоторыми греками, пришедшими на поклонение Богу в пасхальные дни.

 

Сейчас хотелось бы продолжить чтение этого же Евангелия, о тех же греках и их просьбе. Приглашаю вас открыть Ин.12:30-32. При чтении этого отрывка особое внимание обратим на ответ Иисуса и на то, что произошло дальше.

 

·       Что же значили слова Христа?

·       Какую весть они несут нам сегодня?

·       Итак,Ин.12:20-32....

 

Да, среди огромного множества прибывших в Иерусалим на поклонение Богу паломников оказались и «некоторые греки». Пришли ли они из Греции или какого-то греческого города в Палестине, не совсем ясно. Однако известно, что они были людьми богобоязненными, почитавшими иудейские праздники.

 

·       Они слышали от очевидцев с какой властью Христос изгнал торговцев из храма;

·       они видели, с каким ликованием люди приветствовали Его накануне;

·       более того, им стало известно и о том, что Иисус некоторое время назад воскресил Лазаря.

 

Поэтому неудивительно то, что они пожелали ближе познакомиться с Этим Человеком, слухами о Котором полнился весь Иерусалим. Но, испытывая неуверенность и смущение, вызванные опасением того, что Иисус может и не принять их (ведь они не были чистокровными иудеями) они обращаются к Филиппу, у которого как и у Андрея было греческое имя, хотя сами они были иудеями. Филипп был осторожным человеком, он помнил повеление Христа «на путь к язычникам не ходите.., а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева», поэтому заручается поддержкой Андрея, и они вместе, подойдя к своему Учителю, излагают Ему просьбу греков: «хотим видеть Иисуса».

 

Конечно, обращаясь с такой просьбой к ученикам, греки не интересовались тем, какого роста был Иисус, во что Он был одет или какими манерами Он обладал. Явно то, что они хотели

 

·       ближе познакомиться с Иисусом;

·       задать Ему интересующие их вопросы;

·       узнать, в чем секрет Его популярности;

·       понять, что было главным в Его учении;

·       голосом греков взывало все человечество: «хотим видеть Иисуса».

 

Самым интересным является то, как  Господь Иисус отвечает на их просьбу: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому».

 

·       Вы хотите познакомиться со Мной? - пришел час...

·       вы желаете о чем-то  спросить Меня? - пришел час...

·       вы горите желанием узнать о Моем учении? - пришел час...

·       ваши души ищут чего-то настоящего в жизни? - пришел час...

 

Как вы могли убедиться, в строгом смысле слова Иисус не отвечает на их просьбу. Но, отвечая, Он говорит больше, чем Его просят сказать. Отвечая грекам, Иисус Христос вносит ясность относительно той ситуации, в которой оказались не только греки, но и вообще все язычники. В то время, как отвержение Христа иудеями становилось все более злобным и даже фатальным, большой интерес к Его личности проявляют язычники. Более того, именно сейчас, когда ко Христу со своей просьбой пришли язычники, в служении Христа, вообще во всей Его миссии наступил поворотный, критический момент. Евангелист Иоанн совершенно недвусмысленно подчеркивает это в своем Евангелии. Вот как он это делает.

 

·       начало служения Христа, брак в Кане Галилейской, просьба матери, ответ Иисуса: «Еще не пришел час Мой» 2:4;

·       беседа Христа с Самарянкой, обсуждается вопрос о поклонении Богу, слова Иисуса: «придет час.., когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» 4:23;

·       праздник Кущей, Христос учит в Иерусалимском храме, иудеи ищут убить Его, но, как отмечает евангелист, «никто не наложил на Него рук, потому что еще не пришел час Его» 7:30;

·       Иисус вновь в храме, происходит нелицеприятный разговор с иудеями, и опять евангелист говорит: «и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» 8:20.

 

Как вы могли заметить, говоря о часе Христа, Иоанн как и его Учитель, относит его к будущему времени. Но теперь, когда на встречу со Христом пришли язычники, Он говорит: «Пришел, [уже!] пришел час прославиться Сыну Человеческому». С этого момента и далее в Евангелии от Иоанна о часе Христа говорится как о настоящей реальности.

 

·       верхняя горница, Иисус с учениками: «Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его...» 13:1;

·       первосвященническая молитва Иисуса, самые первые ее слова: «Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» 17:1.

 

Что же значат слова «пришел час прославиться Сыну Человеческому»? Христос отвечает на этот вопрос притчей о пшеничном зерне: «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Каждый крестьянин согласится с правотой слов Иисуса Христа: умирание одной жизни обеспечивает прорастание другой. Смерть Христа становится жизнью человечества.

 

Об этом легко говорить, об этом приятно петь, но почти невозможно самому, добровольно на это решиться. Не без колебания Иисус шел к принятию окончательного решения стать тем зерном, которое вот-вот должно было умереть в земле. Не без борьбы он решался идти на крест. И пока греки ожидали ответа на свою просьбу, смертельная агония объяла все Его существо - 27 «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего? Но на сей час Я и пришел». То же самое Иисус выразит вновь, когда произнесет в Гефсиманском саду: «Душа Моя скорбит смертельно». Да, агонию Гефсимании Иисус начал испытывать уже здесь, во дворе храма.

 

Когда Иисус взмолился «Душа Моя скорбит смертельно», фактически Он цитировал 6 псалом. Этот псалом является ничем иным, как воплем о милости Божьей, который сорвался с уст безымянного страдальца: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены. И душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?» Доколе?  После этих слов псалмопевец говорит: «Услышал Господь голос плача моего. Услышал Господь моление мое» (6:3,4, 9,10). Услышан был и Иисус, но большая разница между Ним и псалмопевцем состоит в том, что Иисус, хотя и был услышан Отцом, не был избавлен Им. Пшеничное зерно, брошенное в землю, должно было умереть: «Тогда пришел с неба глас: и прославил, и прославлю».

 

Вот уже в третий раз небо нарушало свое молчание.

 

1.      Впервые это произошло при крещении Иисуса, когда голос с неба засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»;

2.      Во второй раз это произошло на горе Преображения;

3.      И теперь это происходит во дворе храма: «и прославил, и прославлю».

 

Но как в первом и втором, так и в третьем случае, голос с неба говорил одно: цена славы измеряется кровью Того, Кто на нее претендует. Ни меньше, ни больше. «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода».

 

«Пришел час прославиться Сыну Человеческому».

 

Во время межплеменной войны на Руси в конце 12 века  на Муромскую область напали враги. Но войско под командованием Михаила Муромского, князя этой области,  разбило неприятелей. Однако некоторым из них все же удалось скрыться а занять оборону в городище.

 

Воины муромского князя засели в лесу, окружив городище. Князь решил ждать, чтобы голод и отчаяние заставили жителей сдаться.

 

Но еще раньше он уверовал в Христа, он поверил Евангелию, и теперь для него стало совершенно ясно, что эти люди, которые считают его непримиримым врагом, вовсе не являются его врагами. Он не мог допустить, чтобы они погибли от голодной смерти. Он знал, что ради каждого из них Христос стал человеком и претерпел крест.

 

И тогда он предложил им мир во имя Христа и сделал это без всяких условий, просто Бога ради. Но жители, защищавшие городище, не могли этому поверить: Евангелие было для них сказка, причем неизвестная. В предложении князя они увидели военную хитрость и потому решили подстраховаться: они примут предложение князя, но на одном условии: что он отдаст им заложником одного из своих сыновей.

 

А сыновей у него было двое: 9 и 13 лет. Что делать? С одной стороны предложение, которое он сделал врагам, он сделал во имя Христа, по убеждению; с другой - отдай он одного из своих сыновей, он может никогда его больше не увидеть.

 

Жизнеописатель говорит нам, как ночью князь ходит по своему срубу, не в силах принять окончательное решение: отдать сына - и которого? - или отказаться от своей христианской совести? Один из детей проснулся, младший, тоже Михаил. Посмотрел, последил за отцом  и стал допытываться: с чего это он так волнуется, если враги окружены и победа у него в руках? И добился наконец ответа - отец ему все объяснил.