Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Ин 12 23-26 Победитель должен умереть PDF Печать Email

“Победитель должен умереть”

               

Вступление.

Не так давно мне на глаза попалась статья, опубликованная в одном  из старых номеров журнала «Ровесник», с громким названием: «Проигравший должен умереть».  В ней  говорилось о «кровавом спорте», современных гладиаторских боях, которые ежегодно устраиваются на правах спортивных состязаний в восьмиугольной огражденной  сеткой арене, напоминающей вольер. Мастера всего мира в день соревнований съезжаются сюда, чтобы сражаться за главный приз - 50 000 $. «Правила очень просты, - объясняет один из организаторов, - выводите двух бойцов  на ринг, сулите им денег и смотрите, что получится». Знаменитый восьмиугольник - это место, где человеческое зверство выступает во всех своих ипостасях на глазах беснующихся зрителей. Нередко происходит так, что один из участников игр погибает. Это воспринимают, как должное, потому что «проигравший должен быть готов умереть» - считает  разбушевавшаяся  публика. Организаторов этого так называемого шоу  ничуть не смущает подобный оборот. Бои приносят такой доход, что на мнение пропагандистов гуманности и критиков можно внимания не обращать. И печально не только то, что бои в «восьмиугольнике» сегодня проводятся на вполне законных правах, но и то, что, каждый из участников, выходя на арену и обещая не иметь претензий в случае летального исхода, ставит на карту две жизни. Свою собственную и жизнь своего соперника. Последняя, кстати, весит очень не много, когда на другой чаше весов перспектива вожделенной   награды.   Таков лик нашего мира на сегодняшний день. Мира, где каждый из нас вынужден отвоевывать себе место под солнцем, мира, где нет места проигравшему, потому что таковой должен умереть.

 

Ин. 12:23-26

т.23. Едва ли  какое-нибудь другое место в Новом Завете, как это, может потрясти того, кто слышит его впервые. Оно начинается легко доступными словами, но оканчивается рядом  изречений, которые трудно было понять сразу. «Пришел час, - начинает Иисус, - прославиться Сыну Человеческому». Было  видно, что нарастает какой-то кризис, и время этого пришло. За несколько дней до этого ввиду приближения Пасхи, Иисус пришел в Вифанию. Он был личностью, вызывавшей столько споров, что Ему сложно было находиться вблизи Иерусалима тайно.  Тем более там присутствовал накануне воскрешенный Им Лазарь. Узнав об этом, многие из иудеев уверовали в Иисуса. Однако, народный энтузиазм, вызванный  личностью Иисуса, мешал фарисеям осуществить свои планы. И они решают убить Лазаря, живого свидетеля божественной силы Иисуса, который, по их мнению, и создавал часть проблем вокруг этого Галилеянина. Между тем толпы народа были охвачены стихийными волнениями. Ведь на Пасху пришли тысячи паломников из Галилеи, которые уже были свидетелями многих чудес совершенных Иисусом прежде. Поэтому, когда на другой день после вечери Иисуса в Вифании стало известно, что Он едет в Иерусалим, народ, взяв в руки пальмовые ветви, вышел Его встречать. Пусть, думали они, раньше Он отказывался от роли политического Мессии, но может, теперь подходящее время для этого наступило. Вдобавок ко всему, в Иерусалим явились неустанные искатели истины - греки, видимо люди богобоязненные, и тоже пожелали видеть Иисуса.

Окрыленный тем, что даже язычники пришли послушать учителя, Филипп  рассказывает о  них Андрею,  а потом они вместе спешат рассказать об этом  Иисусу.

Словно отвечая на их мысли, Он говорит о славе Сына Человеческого, что пришло это время. Что же еще надо? Время пришло, может сегодня настанет этот долгожданный день, день воцарения Иисуса, а там и они… возможно, займут места в обществе гораздо выше прежнего. Да, в понятии иудеев мессия был непобедимым покорителем мира, посланником Бога Отца к избранному народу.   Поэтому, когда Иисус сказал: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому», (23т.) слушатели затаили дыхание. Но Иисус имел в виду совсем не то, что рисовало их воображение. Приближался час Его страданий и смерти. Пришло время, когда то, чего с трепетом ожидали небеса, должно было произойти. Возможно первое предложение, сказанное Им, могло обрадовать тех, кто его услышал. Но за ним последовал ряд изречений, которые ошеломили  и сбили  их с толку своей невероятностью, потому что говорили не о победе, а о жертве и смерти. Трудно понять Иисуса и отношение иудеев к Нему, пока не поймем, каким образом Он  перевернул их представления верх дном, заменив мечту о победе видением креста. И не мудрено, что они не понимали Его.  Но трагедия их заключалась в том, что они не пожелали понять этого.  Рядом с Ним стояли люди, Его ученики, но от Иисуса их отделяли годы. Годы, которые пройдут прежде, чем они  до конца осознают Его слова и поймут значение Его служения. Что же было в Его словах столь необычного, что отказывался понимать разум слушателей?

т.24 (чтение) Иисус говорит, что только со смертью приходит жизнь. Пшеничное зерно бесполезно и бесплодно до тех пор, пока его хранят в безопасном   месте.  Только когда оно будет брошено в почву и погребено там, оно принесет плод. Смерть является обязательным условием принесения плода. Понимая ожидания окруживших Его людей, Он открывает им правду. Без страдания и смерти Его служение на земле как Мессии теряет смысл. Он не сможет окончить спасение падшего человечества, этих людей, которые стоят сейчас рядом. И гармония во вселенной, нарушенная восстанием мятежной планеты, никогда не будет восстановлена. И сейчас перед  перспективой народного лидерства и земного воцарения, Иисус снова указывает  им на совершенно иной путь, путь страдания.  Если бы Он принял то, что предлагали люди, то навсегда остался бы один, как не принесшее плода зерно. Но, умирая для богатства, почитания, всеобщего признания, Он избирает другой путь. Здесь другие правила, прямо противоположные  тому, что предлагает человечеству земная мудрость. Это борьба, где победитель - должен умереть. И путем его смерти, приходит жизнь. Путем верности  до смерти родились и сохранились самые драгоценные сокровища человечества. Мир сегодня в неоплатном долгу перед Иисусом, Который  не щадя своих сил, посвятил себя людям.  Эта простая метафора должна была открыть значение Его смерти слушателям. Но слова Его на этом не заканчиваются.                                                                                                                     т.25 Он говорит: т. 25(чтение). Что хочет сказать Иисус этими словами? Другими словами, если вы любите себя, вы себе же вредите. Но чтобы принести пользу, нужно себя не просто не любить, а возненавидеть. Вы когда-нибудь задумывались, что происходило в сознании учеников в этот момент?  Ведь эти слова обращены, прежде всего, к ним, последователям Иисуса. Объяснив цель своей  миссии на земле в простой иллюстрации, Он   в 25 ст. излагает суть служения каждого, кто хочет последовать за Ним. Заметьте, что Иисус противопоставляет две категории возможных  последователей. 25т. (еще раз)

Ученики и люди стоящие рядом с Иисусом должны были понять, что в основе  первой группы приходящих лежит эгоизм и стремление к наживе. Жизнь подобного человека посвящена самому себе. Он ищет в жизни безопасности, покоя, комфорта, но, принимая решение лишь с точки зрения житейской мудрости и предусмотрительности, теряет все, ради чего стоит жить.  Живущий этим, напоминает  крота, который всю жизнь расширяет территориальные ходы, так никогда и не увидев солнечного света. В жизни можно вполне достичь того, что пожелало  сердце, а потом в последний момент осознать, что упущено самое важное. То, что Иисус отмечает слова «в мире сем» еще раз подчеркивает материальность целей любящего себя. Материальные ценности - это то, за чем человечество может гнаться всю жизнь, но никогда не сможет взять с собой. Это то, что не может восстановить разбитое сердце, или ободрить одинокую душу.

И то, к чему стремились собравшиеся, только погубило бы их, оставив за собой разбитые надежды и неосуществимые мечты. Это то, чего они сейчас не видят, потому что не понимают, что за этим следует. Но если они почувствуют  великую силу, явленную Богочеловеком на земле, их любовь к жизни, к миру материальных ценностей превратится в презрение. 25т.(2 часть) Только сила Божия способна открыть грешнику его жалкое состояние.

В пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» есть такая сцена. Юная царица Египта Клеопатра, покинув дворец, оказывается в пустыне у подножия знаменитого сфинкса. Там она встречает не менее знаменитого римского императора Юлия Цезаря, также отлучившегося от своего военного лагеря. Узнав, что он, великий Цезарь, живет в походной палатке и питается из солдатского котелка, избалованная роскошью девица искренне улыбается. Разве таков удел великих? В ответ грозный полководец лишь усмехнулся. Потому он и велик, что ему все равно где жить, чем питаться. Суета малодушных, его не волнует. У Цезаря есть цель - покорение мира, и он ее осуществляет смело, умело и вероломно.

Бог хочет поднять падшего человека выше мелкой возни, порожденной любовью к самому себе. Когда Божий дух позволяет  увидеть, как бы посторонним взглядом, собственную мелочность, желание удобства, готовность растоптать чужую жизнь ради своей выгоды, каждое действие, насквозь пропитанное эгоцентризмом, завистью, мелким мошенничеством, его прежняя любовь к себе -  вызывает презрительную ненависть. Такой человек не желает больше и дня оставаться в таком состоянии. Одежда себялюбия становится слишком тесной для него. В его жизни меняются все мирские стандарты и нормы. Он  исчисляет более не «Сколько я могу получить?» а  « Сколько я могу дать?» Не «что безопаснее сделать?», а «как поступить правильно?» Он не рассчитывает, «как бы сделать поменьше?», а «как сделать все возможное?».

Ученики и окружавшие Иисуса должны были осознать, что жизнь им дана не для того, чтобы беречь ее для себя, а для того, чтобы жертвовать ею для других; не для  того, чтобы экономно прожить ее, а для того, чтобы посвятить жизнь делу Христа и людям. И умирая для себя, отдав всего себя, они обретут то, что реальнее всего реального. Иисус говорит, что они обретут то, что пребывает вечно. Эту истину Иисус называет ненавистью к собственной жизни и обретением истинных ценностей.

                                                                                                                                                                                                                 

26т. (чтение ) Подводя итог вышесказанному, Христос указывает на путь,  последователей. Он говорит в 26т. что они должны пойти за ним через позор, презрение окружающих, мученическую смерть и обрести свободу. Они пройдут этап земной оценки ценностей и перейдут в другое измерение. Там ценности имеют другие очертания и характер. И там они обретут славу Небесного Отца.                                                                                                  

 

Обращение к слушателям.

Нам, изучающим сегодня эту истину, необходимо признать что, в Иерусалиме, две тысячи лет назад, окруженный ликующей толпой, стоял величайший Художник человеческих взаимоотношений, когда-либо известный миру. И рукой чуткого ваятеля, Он создавал в сознании людей тончайшие нити ощущения божественного, что создает истинное осознание и соприкосновение с Небесной истиной.  Сегодня эта работа еще не закончена.

Тяжело до конца осознать весь смысл этого простого сравнения и слов, которые за ним последовали. Но невольно задаешься вопросом: «А чем сегодня живу я в этом мире?» А чем сегодня живете вы?  К какой из двух категорий вы себя относите? Нам стоит подумать о том, как много потерял бы наш мир, если бы в нем не было людей, готовых забыть личную безопасность и эгоистическую наживу. Не происходит ли в нашей жизни так, что мы с вами проводим ее в погоне за мелочами и упускаем из виду крупные, главные вещи?

                А ведь часто бывает так, что, гонясь в жизни за  собственной выгодой, мы можем совершенно потерять из виду свое великое призвание и назначение. Мне приходит на память горькая эпитафия, написанная на одной могиле: «Он был рожден человеком, а умер лавочником». На место лавочника можно было бы поставить любое другое ремесло или профессию.   Существуют вещи, которые потеряны, если их хранить, и  сохранены, если их использовать. Таковы таланты человека и его способности. Поэтому следует неоднократно подумать, прежде чем решить, куда их растратить. Вы когда-нибудь думали на что уходит большая часть  вашего времени и какой след оставите в памяти  людей после себя? Сегодня можно увидеть немало людей, которые нарушают  божественные принципы, боясь потерять работу, положение. И ради нескольких лет существования на этой земле, мы теряем гораздо больше, чем  способны осознать.

Может наступить время, когда вы сможете спасти свою жизнь, отказавшись от своей веры, но если вы сделаете это, вы вовсе не спасете свою жизнь, а в действительности только потеряете ее. Верующий может умереть, но он умирает для жизни; человек же отказавшийся от своей веры ради спасения жизни, может жить, но он живет только для того, чтобы умереть. Человек, который рискует всем ради Христа, обретает жизнь, даже если кажется, что он потерял ее. Поистине великими людьми в истории были те, которые во всех своих деяниях меньше всего обращали внимание на свою безопасность.

Иллюстрация. Я вспоминаю жизнь одного из таких людей, которая была ярким  примером самоотречения. Этот человек жил в четвертом веке на Востоке. Его звали Телемах.  Он был ревностным  монахом. И однажды он решил покинуть людей, чтобы, живя в полной изоляции, в молитвах, размышлении и посте спасти свою душу. В своем одиночестве он  искал лишь общения с Богом. Но он почувствовал, что в его жизни что-то не так. И однажды, поднявшись с колен, он осознал, что, если хочет служить Богу, он должен служить людям, что не в пустыне подобает жить христианину, что города полны греха и там нужна помощь. Он решил покинуть пустыню и отправиться в Рим - крупнейший город того времени. Всю свою дорогу он жил милостыней. Христианство было в то время официальной религией Рима. Он прибыл в Рим, когда великий полководец Стилихон одержал крупную победу над готами  и в его честь был устроен триумф. Рим существенно отличался от прежнего -  теперь люди валили не в языческие, а в христианские храмы. По улицам шли процессии и празднования, а Стилихон ехал верхом по улицам города, а рядом с ним молодой император Гонорий. Но в Риме осталась еще арена, на которой проводились гладиаторские бои. Ныне христиан больше не бросали на съедение львам и диким зверям, но взятые в плен на войне должны были  по праздникам драться и умирать для потехи  народа под кровожадный рев римского плебса. Телемах пробрался к арене. В Колизее было восемьдесят тысяч зрителей. Заканчивались гонки колесниц. Пока гладиаторы готовились к бою, среди зрителей росло возбуждение и напряжение. Наконец, они вышли на арену с криками: «Привет Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!» Битва началась, и Телемах ужаснулся. Люди, ради которых умер Христос, убивают друг друга на потеху христианскому люду. Телемах вскочил на ограду арены и оказался среди  дерущихся гладиаторов; они  на момент остановились. Старика оттолкнули в сторону, он все еще был в одежде отшельника, но он снова смешался с дерущимися. Толпа начала швырять в него камни, она призывала гладиаторов убить его и убрать с арены. Начальник игр отдал приказ,  блеснул меч гладиатора, и кровь святого отшельника брызнула на утоптанный песок Римского Колизея.  И вдруг толпа замолчала. Ее поразило случившееся.  Отшельник, монах, посвятивший, себя Богу и  людям человек убит таким образом. Все вдруг разом осознали значение этого убийства. В тот день игры немедленно прервали и никогда больше  не возобновляли. Своей   смертью Телемах положил им конец. Своей смертью он достиг большего, чем мог когда-либо достичь, живя в уединенной  преданности в пустыне.

Призыв.  Мир совершенно не изменился с тех пор. К сожалению, нам  грозит сегодня  совершенно потерять идею служения. Но вы и я, мы можем возродить слова Иисуса своей жизнью, своим отношением к людям. На вас и на мне лежит ответственность представить миру альтернативные законы в жизни.  Они диаметрально противоположны тому, что окружает нас. И вовсе не обязательно сегодня умереть физически, чтобы показать это. Самоотреченное следование за Иисусом и верные приоритеты - это тот путь, где побеждающий должен умереть...  Умереть для самого себя и жить для других. А время всегда обнажает подлинные ценности и клеймит ложные.  Дешевые вещи не долговечны. Самое хорошее испытание - испытание вечностью, стремление посмотреть на вещи глазами Бога.  Взгляните реально на свою жизнь и подумайте, стоит ли она того чтоб ради нее лишиться вечности. Согласились бы вы прожить ее снова, в точности повторив все до дня?  А если нет, чего же она в действительности стоит? Поразмыслите над этим, и мне думается вы не пожелаете больше жить тем что уничтожает в нас образ Божий.

Молитва.  Наш Небесный Отец. Мы очень признательны Тебе за то, что Ты открываешь нам истинные ценности в жизни. Помоги нам сделать правильный выбор, служить людям  и явить им глубину твоей милости. Помоги  увидеть бессмысленность жизни без  Твоего присутствия в ней и отвергнув себя стать Твоими учениками. Аминь.

 

ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ

 

ГИПЕРБАТОН. Не так давно мне на глаза попалась статья, опубликованная в одном  из старых номеров журнала «Ровесник», с громким названием: «Проигравший должен умереть».                                                             СРАВНЕНИЕ. В ней  говорилось о «кровавом спорте», современных гладиаторских боях, которые ежегодно устраиваются на правах спортивных состязаний в восьмиугольной огражденной  сеткой арене, напоминающей вольер.                                                 ПРОСОПОПОЙЯ. Знаменитый восьмиугольник - это место, где человеческое зверство выступает во всех своих ипостасях на глазах беснующихся зрителей                                                                Последняя, кстати, весит очень не много, когда на другой чаше весов перспектива вожделенной   награды.                                                              

Таков лик нашего мира на сегодняшний день. 

ПРОСОПОПОЙЯ+ИНВЕРСИЯ  «Пришел час, - начинает Иисус, - прославиться Сыну Человеческому».                                                                                                                                                  Здесь другие правила, прямо противоположные  тому, что предлагает человечеству земная мудрость.                                                                                                        ПАРАНТЕСИС. За несколько дней до этого ввиду приближения Пасхи, Иисус пришел в Вифанию.                                                                                                                                                    Ученики и люди стоящие рядом с Иисусом должны были понять, что в основе  первой группы приходящих лежит эгоизм и стремление к наживе. Жизнь подобного человека посвящена самому себе                                                                                                                    ЭПИТЕТ. Окрыленный тем, что даже язычники пришли послушать учителя, Филипп  рассказывает о  них Андрею,  а потом они вместе спешат рассказать об этом  Иисусу.                                                                                                                             АЙТИОЛОГИЯ. Что же еще надо?                                                                        АНАДИПЛОСИС. Рядом с Ним стояли люди, Его ученики, но от Иисуса их отделяли годы. Годы, которые пройдут прежде, чем они  до конца осознают Его слова и поймут значение Его служения.                                                                                                                                           ПУЗМА. Что же было в Его словах столь необычного, что отказывался понимать разум слушателей?                                                   ЭПИНАЛЕПСИС. Иисус снова указывает  им на совершенно иной путь, путь страдания                                                                                                                                                                            ЭРОТЕСИС. Вы когда-нибудь задумывались, что происходило в сознании учеников в этот момент?                                                                                                                                     АСИНДЕТОН. Когда Божий дух позволяет  увидеть, как бы посторонним взглядом, собственную мелочность, желание удобства, готовность растоптать чужую жизнь ради своей выгоды, каждое действие, насквозь пропитанное эгоцентризмом, завистью, мелким мошенничеством, его прежняя любовь к себе -  вызывает презрительную ненависть.  АНТИТЕЗА. В его жизни меняются все мирские стандарты и нормы. Он  исчисляет более не «Сколько я могу получить?» а  « Сколько я могу дать?» Не «что безопаснее сделать?», а «как поступить правильно?» Он не рассчитывает, «как бы сделать поменьше?», а «как сделать все возможное?»                                                                                                                                                                       Существуют вещи, которые потеряны, если их хранить, и  сохранены, если их использовать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ЭРОТЕСИС. Разве таков удел великих?                                                                                          ЭПИТЕТ.  Нам, изучающим сегодня эту истину, необходимо признать что, в Иерусалиме, две с половиной тысячи лет назад, окруженный ликующей толпой, стоял величайший Художник человеческих                                                                                                                                     АЙТИОЛОГИЯ.  «А чем сегодня живу я в этом мире?»                                                         АНТИМЕТАБОЛА. Верующий может умереть, но он умирает для жизни; человек же отказавшийся от своей веры ради спасения жизни, может жить, но он живет только для того, чтобы умереть.                                                                                                                                              ГРАДАЦИЯ. Отшельник, монах, посвятивший, себя Богу и  людям человек убит таким образом.                                                                                                                                          АНАФОРА. Своей   смертью Телемах положил им конец. Своей смертью он достиг большего, чем мог когда-либо достичь, живя в уединенной  преданности в пустыне.