Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Ин 10 22-42 Трагедия неверия PDF Печать Email

 

Трагедия неверия


                У Ф.М. Достоевского в романе «Братья Карамазовы» есть интересный сюжет. Приезжая дама, помещица пришла к старцу Зосиме, чтобы поблагодарить за молитву, совершенную над ее больной дочерью. В беседе со старцем эта дама открывает тайники своей души и говорит о недуге, которым она страдает – неверии.  «Будущая жизнь, - говорит она, - это такая загадка! И никто-то, ведь никто на нее не отвечает. Мысль эта о будущей жизни до страдания волнует меня, до ужаса и испуга... Видите, я закрываю глаза и думаю: если все веруют, то откуда взялось это? А тут уверяют, что все это взялось сначала от страха над грозными явлениями природы, и что всего этого нет. Ну что, думаю, я всю жизнь верила, – умру, и вдруг ничего нет, и только вырастет лопух на могиле», как прочитала я у одного писателя. Это ужасно. Чем, чем возвратить веру? Чем же, чем это доказать? Ведь если я упущу и теперешний случай – то мне во всю жизнь никто не ответит. Чем доказать, чем убедиться? О, мне несчастье! Я стою и кругом вижу, что всем все равно.., а я одна только  переносить этого не могу. Это убийственно, убийственно!

                После этого длинного монолога, после этого откровения сомневающейся   души, из уст мудрого старца прозвучал ответ: «Без сомнения убийственно, но доказать тут нельзя ничего...»

                Неверие. Что может быть сложнее и запутаннее? Подумайте, почему одни люди с легкостью верят, а других не может убедить даже чудо? В чем проблема? Почему неверие нельзя опровергнуть, точно так же, как нельзя доказать веру?  В чем трагедия неверия?


            Отрывок, который вы только что слышали в записи, взят из Евангелия от Иоанна 10:22-42. Это удивительный отрывок. Он рассказывает о том, Кто такой Иисус, как люди принимают это откровение, и каковы последствия их выбора. Он и поможет нам увидеть, в чем же трагедия неверия.

 

Единство с Отцом

      1. Описание  обстоятельств

Сегодня студентам, готовящимся к проведению Евангельских компаний, не советуют начинать свои программы накануне или во время праздников. Потому что отклик людей на приглашение будет минимальным.

Но совсем иначе дело обстояло во времена Иисуса. В отличие от ХХ в. праздники были очень удобны для общественного служения. Когда вы читаете Евангелие от Иоанна, вы можете заметить, что самые важные истины при самом большом стечении народа были сказаны именно во время праздников или перед их непосредственным началом. Вспомните:  очищение храма и пророчество о смерти накануне Пасхи во 2 гл.; весть о суде и исцеление парализованного во время одного из праздников  в 5 гл.; насыщение 5000 человек и речь о хлебе жизни в 6 гл. перед Пасхой; известные слова Христа «Я – Свет жизни» из 8 гл., произнесенные во время празднования Кущей.

И 10 глава не исключение. Здесь мы встречаемся с праздником посвящения или Ханука. Этот праздник был установлен  в 164 г. до н.э. Тогда сирийские солдаты были изгнаны, принесение в жертву свиней и поклонение Зевсу прекращено, а Иерусалимский храм (после трехлетнего осквернения) был вновь посвящен Яхве. В дальнейшем старейшины решили отмечать это событие в течение 8 дней. Это были значимые дни для евреев.

Как известно Ханука праздновалась зимой. Тогда холодные ветры заставляли людей, приходивших в храм, искать укрытия. Притвор Соломонов  был очень удобным местом для этого. Там часто собирались со своими учениками раввины и размышляли о Торе. Там ходил и Иисус.

 

      2.  Вопрос Иудеев

24 ст. «Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо».

                Думаю всем вам известно, что человек взрослый может достаточно искусно скрывать свои эмоции перед людьми. Этого нельзя сказать о детях. Они более открыто выражают свои чувства. И если вы наблюдали за маленькими чадами 5-7 лет, то могли заметить, что иногда они пытаются скрыть свои переживания, но у них ничего не получается.

Также неумело, по-детски, пытались скрыть свое отношение к Иисусу иудеи, лидеры израильского народа. Внешне они пытались выглядеть спокойно, но в глубине души они были готовы убрать Его с дороги как можно скорее.  Посмотрите, они обступили, окружили Иисуса. А их вопрос, обратите на него внимание, (ст. 24) «Долго ли Тебе держать нас в недоумении (более точно «мучить»)? Если Ты Христос,   скажи нам прямо», ясно. Все это несет оттенок оппозиционного настроя иудейских вождей, их нетерпимости, враждебного отношения. Но почему? В дальнейшем отрывок дает ответ.

«Если Ты Христос, скажи прямо». Этот вопрос не возник случайно. Он был продиктован тем, что Иисус представил Себя как Пастыря и Пастыря Доброго. Для евреев это было очень важно, ведь они ожидали Мессию в соответствии с ВЗ пророчествами – Мессию,  через Которого Бог будет пасти Свой народ.

 И как сообщение относительно законопроекта о воскресном дне может взбудоражить нас, так, что мы начнем усердно готовиться к грядущим событиям, так и заявление Христа в то время привело людей в возбуждение. В их сознании воскресли Мессианские ожидания и чаяния, связанные с ними. (Поэтому и последовал вопрос).

                Но Иисус, заявив, что Он – Добрый Пастырь, хотел сказать больше, чем просто то, что Он – Мессия. Тем не менее, Его слушатели не поняли, а точнее не захотели понять этого. Они обратили внимание лишь на то, что питало их гордыню, что взращивало их самолюбие. «Ты ли Христос?» - вот что их беспокоило. И если бы Иисус сказал: «Да», ничего предосудительного в этом не было бы. Вполне возможно, Его с радостью бы приняли. Но не этот путь Он избрал.

                Многие из вас являются студентами и вам знакома такая ситуация:  преподаватель что-то объясняет, затем он обнаруживает, что его неправильно поняли. Он возвращается и повторяет, с некоторыми пояснениями, сказанное ранее.    

Иисус поступает также. Он не говорит, Христос Он или нет. Иудеи должны были уже давно это понять. Он возвращается к образу Пастыря и овец. Он  повторяет сказанное ранее и показывает то, что Он желал донести. Ведь проблема не столько в том, был Иисус Мессией или нет, сколько в том, каким Мессией Он был. Когда Иисус сказал: «Я – Пастырь Добрый», Он заявил, что Он – Бог, Который заботиться о Своем народе, печется о Своем стаде. Иисус отождествил Себя с Господом из ВЗ пророчеств, Который собирает Своих рассеянных овец.

     

    3.  Ответ Иисуса

                Иисус –  Мессия-Бог. И именно это Он подчеркивает в Своем ответе иудеям. Как Бог, Он вправе давать жизнь вечную. Подобно Отцу, Он обладает силой защищать Своих овец. Он действует как Бог. Но более того Он является Богом. «Я и Отец – одно» - ст. 30.

                Посмотрите сколь все ясно и определенно. Иудеи просили: «Скажи, Ты ли Христос?»  А Иисус заявил: «Я больше, чем вы думаете. «Я и Отец – одно». Я – Бог».

 

Обвинение в богохульстве

       1.  Реакция иудеев  

                Ст. 31-33. "Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом". Реакция иудеев показывает, что они поняли, что имел в виду Иисус. Но она же демонстрирует: они не поняли и не захотели признать то, Кем Он является.

                Иудеи обвиняли Его в богохульстве, в том, что Он делает Себя Богом, будучи человеком. Представьте, что кто-нибудь из вас сейчас встанет и скажет: «Я – Бог». Что вы подумаете об этом человеке? Как вы оцените Его действия?  Не скажете ли вы, что этот человек  слишком много на себя берет? «Что он себе позволяет?», «Да и, вообще, кто он такой, что называет себя Богом?». Думаю, возмущению не будет границ. И иудеи тоже исполнились негодования. Но в действительности, и в этом была ошибка израильских вождей, Иисус никем Себя не делал. Он просто-напросто был Богом. И единственное, Кем Он стал, так это человеком.

 

       2.  Защита от несправедливых нападок

                О, как были слепы вожди! Как глубоко они заблуждались! Они обвинили Иисуса в том, в чем Он не был повинен. Представьте, сказать Богу, что Он богохульствует, все равно, что подойти к ректору и сказать: «Да кто вы такой? Кто вам дал право распоряжаться в Академии?» По меньшей мере, это нелепо.  Иудеи превысили свои полномочия. Они слишком много на себя взяли.  Иисус осудил их за это и указал на их участь, сославшись на Пс. 81.

               

                Бог, вершащий суд над судьями, которые отступили от правды и не разумеют истины, - вот картина, изображенная в Пс. 81. Как это похоже на описанное в Ин. 10!

                Вожди народа, вместо того, чтобы заботиться о пастве, безжалостно ее расхищают, как воры, разбойники и волки. Вместо того, чтобы понять сказанное Иисусом, они пребывают в недоумении и спорят. Вместо того, чтобы признать Иисуса Богом, они обвиняют Его в богохульстве. Они делают все с точностью до наоборот. Но это не останется незамеченным. Иисус, будучи Богом, указывает на последствия их сознательного выбора. Да, «вы – боги», - сказано в древности. Израильские лидеры обладали огромной властью, возвышенным положением и большим авторитетом. Но из-за того, что они не принимают Христа, «они умрут, как человеки». Ибо так написано в 81 Псалме. Они лишаться всего, что сейчас в их руках. Они погибнут. И таково божественное воздаяние.

                Но вы можете спросить: «Почему иудеи не увидели в Иисусе Бога, почему они ложно Его обвинили, почему Он осудил их?».  

Может быть, Иисус не совсем ясно изъяснялся? Может быть, Его слова были не понятны, и трудно было уяснить, что Он имеет в виду?  Так?   - Нет.

                Но, может быть, тогда Он недостаточно свидетельств привел в пользу Своей божественности? Может быть, мало того, что Он превратил воду в вино и исцелил парализованного? Мало того, что Он накормил 5000 человек и возвратил зрение слепому от рождения? Может быть, мало и того, что, в конце концов, Он человека воскресил?  Вот если бы Он еще что-то сделал, еще более очевидно заявил о Себе...  Нет, свидетельств было достаточно.

               

                Так в чем же тайна отвержения Иисуса? Разве вам не интересно узнать? Да, это тайна, потому что она не поддается логическому объяснению.  Ведь проблема была не в том, что Иисус сказал что-то непонятное, все было очевидно. Проблема не в том, что не было убедительных доказательств. Были. Проблема была в их неверии.  "Я сказал вам,, и не вверите; - читаем мы  в ст. 25, 26 (1), - дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне; но вы не верите..."

 

                В древности очень часто по отношению к узникам применялись колоды. В них могли забить ноги, руки и голову вместе. В таком положении человек был полностью лишен возможности двигаться. Так вот неверие иудеев стало, своего рода, колодой, которая лишила их возможности понять слова и дела Иисуса, понять, Кем Он является. И что самое страшное, они сами добровольно засадили себя в нее.

 

Свидетельство многих

     

                С глубочайшей торжественностью  Иисус говорит:  "Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и продолжать знать (поверить), что Отец во Мне и Я в Нем" (ст. 37, 38). Но они не знали ни Отца, ни Его дела, ни дела Его Сына.  Как глубоко было неверие!  Единственное, что они могли – еще раз попытаться схватить Иисуса.

                И Иисус уходит. Уходит за Иордан. Там Он встречает тех, которые верят. Но не потому, что они увидели чудо или какое-то знамение. Не потому, что земля под ними разверзлась или небо свернулось как свиток.  Они верят лишь  на основе свидетельств Иоанна Крестителя, который к тому моменту уже почил. Они просто увидели, что все сказанное об Иисусе подлинно. Он, действительно, Бог.

                Иисус уходит. И Его уход весьма образен. Он уходит из Иерусалима. Это был последний праздник, последний официальный разговор с израильскими вождями перед Его распятием. Иисус уходит, потому что они сделали свой выбор. Он  уходит прочь от неверия, уходит оттуда, где для Него места нет.

               

                Посмотрите, какой яркий контраст: вера тех, за Иорданом и неверие тех, кто в Иерусалиме. Одним достаточно свидетельств, выраженных словами, они верят и обретают жизнь.  Другим  же нужна ясность, когда уже так много сказано и продемонстрировано. Но даже когда и это их желание удовлетворяется, они продолжают оставаться в неверии, и в своем упорстве погибают.

                Странно все же. Как случилось, что те, у которых меньше свидетельств, веруют, а кто получил больше доказательств, упорствует в неверии? Как? Единственный возможный ответ, который мы можем найти:  желание, стремление человека.  Одни всею душой хотят, стремятся верить, другие же, напротив, не желают сделать этого.

               

                Так было 2000 лет назад, так было столетие назад, так дело обстоит и сейчас. Ф.М. Достоевский выразил эту идею  так: «Неверующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить чуду, а если чудо станет перед ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт.  Верующий же, лишь единственно потому верит, что желает уверовать» [стр. 31 ].

                Неверие, подобно раковой опухоли с множеством метастаз, поразило израильских вождей, потому что они не захотели веровать. Они не пожелали стать овцами Христовыми, слышать Его голос, следовать за Ним. Они приняли решение не верить. Не верить в то, что Иисус – Бог, не верить Иисусу как Богу. И даже если бы с неба сошли ангелы, если бы Иисус явил свою славу и Сам Отец перед всеми засвидетельствовал о Сыне, то и тогда они не изменили своего решения. Человек костенеет. И в этом трагедия неверия.

 

                Для нас сегодня нет вопроса: «Иисус  - Бог или не Бог». Среди нас нет ариан. Вы и я прекрасно знаем, что, конечно же, Иисус – Бог. Это очевидно для нас, как 2х2=4. Но что это меняет в вашей и моей жизни? Не кажется ли вам, что и нас одолевает неверие, а имя Иисуса – лишь удобная ширма? Мы изучаем массу предметов и для большей авторитетности, каждому из них пытаемся  найти библейское обоснование. При этом не обращаем внимания на то, что грешим против Слова Божьего, относясь к нему потребительски. Но, подумайте, отличается ли то, что мы преподносим от того, что в мире? Как часто мы, «проповедуя», покупаем людей ручками, закладками, книжками. Прячем крест Христа за курсы по менеджменту и бух. Учету. И зачастую все наши методы – чистой воды психология. Мы даже Евангелие психологизировали – ведь так проще, легче и  интереснее. И, наблюдая это, складывается впечатление, что мы не верим в Иисуса, как Бога, не верим в силу Его креста, способную влечь людей. И чудеса Его не видим. Вот где трагедия.

                Но почему так происходит? Неужто Иисус - это одно из возможный имен, правда немного устаревшее? Неужто Его крест - это две скрещенные неотесанные доски? В чем проблема? Может быть Господь не совсем ясно о Себе сказал в Своем Слове? Нет. Но быть может, тогда, Бог слишком мало для нас сделал? Подумайте о том, что в вашей жизни даровано Господом? Или может быть мы страдаем неверием из-за недостатка знаний?

                Молодые люди, такие как вы и я, приезжают в Академию, становятся студентами. Они знают не много, но они знают точно, что - черное, а что – белое, они искренни и  они верят. Проходит 4 года учебы, и они выпускаются, говоря: «Меня одолевают сомнения. Я не знаю, чему верить». Чего не достает? Знаний?

Проблема не в том, что мы не имеем достаточно нужной нам информации, а в том, что мы не хотим верить. Мы учимся здесь и весь учебный. процесс построен на том, что нам доказывают. Мы привыкаем к этому. Но иногда мы подходим к вопросам, которые доказать невозможно. Тогда все аргументы кажутся нам не убедительными и не обоснованными. Мы не соглашаемся с тем, что не в силах этого понять, что нужно принять это на веру Как и иудеям, нам нужен ясный ответ, четкое доказательство, чтобы не осталось никакого сомнения. При этом, мы не оставляем места для веры. Вера, без возможности усомниться - не вера уже. Стремление все понять, даже то, что понять не возможно, и попытка все объяснить логически – есть проявление неверия,  нашего не желания верить. 

 

Но весь трагизм, как показывает Евангелие Иоанна 10 гл., заключается в том, что для тех, кто желает определенности во всем и определенности окончательной,  кто не желает что-то принять на веру, - всегда будет чуть-чуть не хватать свидетельств. Нужно будет хотя бы еще одно доказательство. Бог  не просто говорить против отсутствия веры, а против не желание человека верить. По этой причине Иисус не осудил несчастного отца, воззвавшего: "Верую, Господи, помоги моему неверию". Он стремился к вере. Но по этой же причине Иисус осудил иудеев, ибо они упорно не хотели верить. Упорство. Желающий усомниться всегда найдет для этого повод. И ничто не переубедит его в этом.  Печально, но такова природа страшного недуга, которым поражены мы все, такова природа неверия.


Заключение

               

Со дней Христа прошли века и ситуация изменилась. Но проблема веры и неверия, отраженная в Евангелии от Иоанна, остается по-прежнему.  Ведь Евангелие – это не три шага обретения уверенности в жизни. Это не четыре ступени прихода ко Христу и не пять принципов благочестивой жизни. Евангелие от Иоанна – это Евангелие Сына Божьего, Евангелие о вере в Него.  И со страниц этого Евангелия Иисус сейчас и здесь обращается к каждому из вас: «Верьте, чтобы узнать (поверить), что Отец во Мне и Я в Нем». Он не просто призывает к признанию факта. Он призывает к вере, которая выражается в единении с Ним;  вере, реализующей себя в действии, в следовании за Ним, в слышании Его голоса, обретении через Него жизни вечной.  Вера, если она не несет жизни, если она не побуждает нас следовать за Христом, если она не обостряет наш слух – не есть вера. Это неверие.

Иван Карамазов прекрасно понимал, что этот мир устроен Богом, он знал о том, что Иисус пришел в наш мир спасти человечество. Но это нисколько не помешало ему восстать против Бога. Исполнившись бунтарского духа, он сказал: "Не принимаю мира Божьего". Вот трагедия неверия.

                Да, Иисус – Мессия-Бог. Но как мы реагируем на это? Есть лишь два пути: вера или неверие, оправдание или осуждение, жизнь или смерть. Желаете ли вы верить? (Думаю, «да».) Пойдете ли вы путем упования на Бога или погрязните в болоте неверия, из-за коварной природы которого вас ничто не сможет спасти, -  зависит от вас. Ваш выбор сейчас, здесь – решение всей жизни. И если вы желаете сказать Богу: «Господи, я хочу верить»,  приглашаю вас помолиться.

 

Молитва: