Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Царство Божие. PDF Печать Email

Царство Божие.

От начала своей истории Израильский народ прибывал  в убеждении, что в особом смысле он был народом Божьим. Убеждение это было настолько твердым, что сама идея о земном царе казалась для многих оскорблением для Бога. После успешных военных походов Гидеона народ пришел к нему и просил быть их царем, положить начало царской династии. Но он ответил: “Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; но Господь да владеет вами”. (Суд. 8,23) Мы слышим ясное убеждение в том, что царственная власть принадлежит Богу и не может быть передана человеку. Когда народ пришел к Самуилу и просил дать им царя, Самуил был глубоко огорчен. Он обратился за советом к Богу и Господь сказал ему: “Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними” (1Цар. 8,7)

Мировая империя.

Осознавая себя избранным народом Божьим, израильский народ приходит к убеждению, что ему предначертано мировое господство. Многим народам свойственно оглядываться на успешные периоды в своей истории и вспоминать об этом времении, как о золотом веке. Для Израиля это было время Давида, и с тех пор они ожидали того дня, когда великий царь, потомок Давида, вновь воссядет на престоле и вернет им процветание и благополучие. Но время шло, и становилось ясно, что достичь былого величия собственными силами вряд ли удастся. Начало меняться и представление о средствах достижения политического господства. Если раньше все надежды возлагались на потомка Давида, то теперь они ожидали тот день, когда Господь Сам войдет в ход истории и вернет им славу сверхестественными силами.

Понимание Самого Христа.

Вот такое представление царило в умах людей в то время, когда Иисус начал свое служение. Он хорошо знал те настроения, которыми жили Его современники. С полной уверенностью можно говорить, что Иисус никогда не говорил о Царстве Божьем в смысле земного политического господства. Однако Он использовал выражение Царство Божие и называл Себя Сыном человеческим свидетельствуя тем самым, что Он был послан Богом, для того, чтобы положить начало Его  Царству.

Что же имел ввиду Иисус, когда Он говорил о Царстве Божьем. Нам важно уяснить от самого начала. Слово царство использовалось Христом как абстрактное понятие. Он не имел ввиду террриторию или какое-либо земное пространство. Как, например,  когда мы говорим о России или Украине. Но о состоянии сердца, ума   воли, где Бог есть Господин всего.

Прошлое, настоящее и будущее.

В учении Христа о царстве мы встречаемся с понятиями, которые на первый взгляд могут показаться противоречивыми.

а. Иногда Он говорит, что Царство существовало в прошлом.   В Луки 13,28

Он говорит об Аврааме, Исааке и Иакове и всех пророках, которых мы увидим в Царстве Божием.

б. Он говорит о Царстве как о настоящей реальности. В Луки 17,21: “царствие Божие внутри вас есть” или среди вас. 

В Луки 11,20 говоря о чудесах исцеления, Он утверждает: “ если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас  царствие Божие”.  Таки образом царстие здесь и сейчас.

в. Христос часто говорит о царстве Божием как о будущей реальности. В Ев. от Луки 12,32 Он говорит своим ученикам, что : “ Отец ваш благоволил вам дать царство”.

Как же царство может быть прошлым, настоящим и будущим в одно и тоже время?  Ответ мы можем найти в известной молитве “Отче наш” : “Да приидет царствие Твое.Да будет воля Твоя на земле как и на небе”. Таким образом, в определенном смысле, Царство Божие есть исполение воли Божией. Вот почему царство может быть в прошлом, настоящем и будущем. Исполняющий волю Божию получает право для входа в царство, но  окончательное и славное утверждение этого царства Христос ожидал в будущем.

Хотя полное утверждение царства Божия это событие будущего, оно начинается с присутствия Духа Христова  в нас,  здесь, на земле.  Вот почему для Иисуса царствие Небесное было столь важным. И вот почему его современники не могли понять Его. Когда они говорили о царстве, то по-прежнему держались старых националистических мечтаний о мировом владычестве и стремились сделать Христа царем земным. Но Он думал об исполнении воли Божией, о том, чтобы это  царствие было в их сердцах, а не на земных престолах.

Иисус открывает дальше смысл Своего царства во многих притчах. В Ев. Марка 4,26-29.Он сравнивает царство с медленным, но неустанным ростом. В росте зерна мы наблюдаем необходимые этапы: в начале зеленый росток, затем колсс и позже полное зерно в колосе. Не будет полного зерна, если не было хотя бы одной из этих стадий роста. Это естественный закон жизни. Невозможно выучить новый язык за ночь. Невозможно просто проснуться великим математиком, как никто не стал известным музыкантом во мгновение ока. Все приходит постепенно ( ведро чистой воды и капли марганцового раствора). Эта притча свидетельствует нам о том, что за всяким делом стоит Бог. Эта притча, которая указывает нам на наше место в жизни. В притче  нам сказано, что земля сама собой производит   рост. Человек не может дать рост. Ученый может  создать синтетическое зерно. Если его проанализировать, то можно найти все элементы природного зерна, но есть  одна небольшая разница:  оно не будет расти. Есть то, что взможно только Богу. Таким образом: царствие Божие строится не человеком, а созидается Богом.

Есть опасность и в извращении этой истины. К примеру Карл Барт - известный Европейский богослов нашего века, обращаясь ко всемирному совету Церквей в Амстердаме 1948 году говорил: “Нам необходимо осовободить себя от всякого соблазна мыслить категориями количества, статистики, очевидных знамений, от усилий достичь мирового христианского порядка…  . Мы не изменим мир к лучшему. Господь не вручил нам Свое господство. Спасение мира, которое Он уже совершил - не наше дело. И то что еще осталось - откровение спасения мира на новом небе и новой земле,  пусть это также будет не нашим, а его делом. Автор этих слов стремился подчеркнуть неспособность человека сделать что-либо и необходимость доверия Богу во вском деле. В этих  словах есть истина, но очевидно и заблуждение. Справедливо, что человек не может дать рост семени, но также справедливо, что человек может ухаживать за ним и создавать условия для доброго роста.  Действительно, человек не может положить начало для царства Божия, это сделает Господь; но мы не можем не видеть, что сегодня миллионы людей живут в таких условиях, где семя слова вряд ли имеет  благоприятные условия для роста. Я слышал о женщине,  жившей в маленькой и мрачной городской квартире, которую пригласили ее родственники, имевшие дом в деревне. Когда она увидела зеленую траву, синее небо, тихий пруд, то сказала задумчиво : “Насколько было бы легче быть доброй в таком месте”. Действительно, один лишь Господь может дать начало царству Своему, но это не освобождает нас от отвественности содействовать тем условиям, где семя слова Божия и действия Духа Божия будут иметь наилучшие возможности для труда. Наш христианский долг быть соработниками с Богом. 

А в завершении этой притчи мы слышим слово ободрения: процесс  может быть медленным, но добрый результат будет неизбежен. Невозможно остановить силу роста. Я часто с восхищением смотрю на нежные ростки пробивающиеся через толщу  асфальта. Я как-то бродил рядом с  полуразрушенным зданием сельской церкви, старожили этого села рассказывали, что новая власть одержимая идеей атеизма, подогнала к церкви несколько бульдозеров, чтобы покончить с религиозными предрассудками. Это был день праздника жатвы и в церкви осталось много снопов заваленных разрушенными стенами. Прошла осень и зима, пришла весна и в развалинах этой церкви взошли ростки пшеницы. Ни какие бульдозеры, ни какая сила всего идиологического государственного аппарата не могли остановить рост этих зерен, которые были с благодарностью принесены в Божью церковь.