Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
О духовном бодрствовании христианина PDF Печать Email

 

О духовном бодрствовании христианина


Как вы могли заметить, в объявлении напротив темы за вторник – О духовном бодрствовании христианина – нет ссылки ни на один библейский текст. Связано это с тем, что в своих рассуждениях мы будем отталкиваться гл. о. от опыта духовного подвижничества людей, о которых почти ничего не говорится в Св. Писании, если вообще что-то говорится. Но несмотря на это жизнь, обычаи, религия именно этих людей помогают нам понять, что есть духовное бодрствование.

 

Все началось в 1947 г., когда пастушок-бедуин случайно обнаружил древние еврейские и арамейские манускрипты в одной из пещер Мертвого моря в местечке, называемом Кумран.  Я сознательно ничего не буду говорить о том громадном значении, которое имело данное открытие для богословия, замечу лишь, что этот год стал водоразделом между докумранскими исследованиями НЗ и иудаизма и посткумранскими.

 

Что же можно узнать о жизни кумранской общины из найденных рукописей? Какая вообще связь между Заокской общиной и кумранской? Факты:

 

·       численность общины была примерно 200 человек;

 

·       это были люди, посвятившие свою жизнь стяжанию святости; называли они себя «людьми совершенной святости»;

 

·       «вместе ели, сообща молились, вместе советовались/обсуждали», живя так, чтобы «искать Бога всем сердцем и душой»;

 

·       они должны были в совершенстве исполнять каждое повеление Моисея и пророков, а также любить друг друга и делиться «знанием, силой и имуществом»;

 

·       ожидалось, что каждый член общины будет честен, кроток, справедлив, милосерд и скромен;

 

·       треть каждой ночи они проводили в бодрствовании, «читая Св. Писание, изучая Тору и благословляя друг друга»;

 

·       ожидание скорого конца века, восприятие себя как людей остатка, применение библейских пророчеств непосредственно к своей общине – все это отличало жизнь этих людей.

 

Время от времени на свои совещания собирался совет общины, состоявший из священников, старцев и других людей, каждый из которых был определенного ранга. Иногда совет совещался самостоятельно, иногда - вместе со всей общиной. В одном из документов говорится о трех священниках и 12 членах совета. Совет

 

·       рассматривал вопрос о принятии новых людей в общину;

 

·        обсуждал деловые вопросы;

 

·        решал вопросы о повышении или понижении в ранге того или иного члена общины в зависимости от поведения;

 

·       выслушивал обвинения против нарушителей Закона и определял, каким должно быть наказание.

 

 

Чтобы лучше понять мышление этих людей, давайте рассмотрим то, что считалось нарушением и какие наказания налагались на провинившихся. Итак, четыре самых страшных греха:

 

1.     Самым страшным грехом считалось, я цитирую, нарушение «одного слова из Закона Моисея, чего бы оно ни касалось». За это человека сразу и навсегда исключали из членов общины. Более того, никто из общины впредь не имел права общаться с исключенным.

 

2.     «Если какой-то человек произнес Досточтимое Имя, сделав то легкомысленно или в результате шока, или по какой-то иной причине, при чтении ли молитвенника, он должен быть исключен и впредь не возвращаться в общину»;

 

3.     Исключение за клевету на общину;

 

4.     Восстание против основ общинной жизни – исключение;

 

5.     Если человек был членом общины 10 лет, но потом шел против общины «в упрямстве сердца», исключался не только он, но и все его друзья и коллеги, которые могли проявить сочувствие к нему, поделиться с ним пищей  и деньгами.

 

В этих грехах невозможно было раскаяться, приговор и наказание были безапелляционными.


Теперь о других грехах, которые можно было исповедовать, а также о наказаниях за них:

 

·       ложь/утаивание того, какой собственностью на самом деле обладал человек – исключение на год от полноты жизни общины (сегодня мы назвали бы это что-то вроде замечания) и сокращение рациона питания на треть; в других документах – 6 месяцев исключение и сокращение рациона на половину;

 

·       неуважение к члену общины более высокого ранга, грубость и гнев по отношению к священнику, клевета и оскорбление – «замечание» на год;

 

·       за безразличие к судьбе другого, за глупые и пустые высказывания – 3 месяца «замечания»;

 

·       если человек уснул во время собрания общины – 30 дней «замечание»;

 

·       оставление собрания три раза без уважительной причины, если один человек вмешивался и перебивал разговор другого, жестикуляция левой рукой – все по 10 дней;

 

Теперь несколько слов о том, как кумранская община соблюдала субботу.

 

1.     Члены общины не только воздерживались от любого рода работы, начиная с захода солнца в пятницу, но вообще не вправе были что-либо говорить о работе, деньгах или какой-то материальной выгоде в этот день.

 

2.     Запрещалось пройти больше 472 м.;

 

3.     Запрещалось готовить;

 

4.     Запрещалось сорвать плод с дерева или поднять его с земли и съесть;

 

5.     Запрещалось делать замечание слуге, носить младенца, пользоваться благовониями и подметать пол в кухне;

 

6.     Запрещалось помощь животному освободиться от бремени, если роды пришлись на субботу, или вытащить его из ямы.

 

За нарушение субботнего покоя не предусматривалось, тем не менее, наказание смертью как того предписывала книга Чисел, и даже не исключался человек из общины. Нет, но 7 лет заточения.

 

Здесь вы вправе спросить: а зачем вы все это нам рассказываете? Что стоит за всем этим? Вы на что намекаете?

 

Первое, что хотелось бы сказать в этой связи: я не выступаю от имени администрации академии, и представленный короткий экскурс в историю не является предвозвестником введения новых карательных/суровых мер в отношении к оступившимся. Ни в коем случае! Все это говорится лишь для того, чтобы показать: без жесткой дисциплины ни о каком ученичестве не может быть и речи.


Все мы должны понять:

 

·       проповедь И. Крестителя никогда не была бы успешной без опыта пустынной жизни;

 

·       служение Иисуса Христа вообще было бы невозможно, не будь Он человеком молитвы и жесткой дисциплины;

 

·       Ап. Павел никогда не стал бы тем, кем он стал, не отличай его жесткая дисциплина;

 

·       ни в христианском искусстве, ни в христианском богословии, ни в христианской проповеди ничего дельного и настоящего не появилось без жесткой дисциплины создателей тех или иных шедевров духа;

 

·       каждая проповедь, которая проникает в ваше сердце и действительно что-то меняет в вашей жизни – плод дисциплины ее составителя;

 

·       не думайте, что вы когда-то чем-то благословите мир или хотя бы одного человека, не будучи людьми дисциплины.

 

Конечно, когда мы говорим о дисциплине, мы имеем в виду не справочник студента и не свод распоряжений по Духовной академии. Прежде всего мы ведем речь о дисциплине ума. Что это такое?

 

Не:

·       способность к логическому мышлению;

·       природная интеллектуальная одаренность;

·       даже не способность проницать в существо того или иного предмета.

 

Дисциплина ума – это способность обуздывать «эскадрон своих мыслей шальных», если использовать популярную песню Олега Газманова. Хотя бы в течение нескольких секунд попробуйте проанализировать ваши мысли и вы без труда убедитесь в том, какие они шальные. Не может быть и речи о дисциплине в труде, слове, поведении, в любом творчестве, если отсутствует дисциплина мысли.

 

Но здесь все мы должны совершенно ясно понять: никто и никакими справочниками и инструкциями не в состоянии дисциплинировать ваши мысли, кроме вас самих. Никто не может упорядочить строй вашей духовной жизни, кроме вас самих. Конечно, мы не говорим о дисциплине ради дисциплины. Все это – лишь средство для того, чтобы мы каждый день могли услышать ясный голос Божий. Бог никогда не фальшивит, фальшь начинается в нашем сознании, когда в нем скачут шальные скакуны. Не потому ли мы так часто не можем понять Его мысли и Его волю, что не способны обуздать наши мысли и нашу волю? О каком вообще ученичестве и духовной жизни можно вообще говорить, если отсутствует дисциплина ума?

 

Ну, хорошо, скажите вы, как же нам дисциплинировать свой ум?