Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 19 марта 2024
ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО PDF Печать Email

 

Матфея 17:14-21; Марка 9:14-27; Луки 9:37-42

Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом

Матфея 17 19-21

То, о чем тут говорится, случилось тотчас же после преображения Господа, и для того, чтобы отнестись вполне сознательно к вышеприведенным словам Христа и извлечь из них назидание себе, мы должны мысленно перенестись назад, в глубь веков, и вспомнить Моисея. Он ведь тоже, этот человек Божий, во время своего сорокадневного пребывания на Синае испытал на себе действие присутствия Божия- лицо его так "преобразилось", так необычайно сияло, когда он сошел с горы, что люди не могли вынести вида славы Господней, и Моисей должен был носить покрывало. И вот тут видна огромная разница между Моисеем и Христом. Христос на горе преобразился перед учениками Своими: "лицо Его сияло, как солнце, одежды же сделались белы, как снег"... Отблеск сияния этого оставался на Нем, по-видимому, и тогда, когда сошел Он вниз: в Нем было нечто такое, что изумило народ (Мк. 9:15); но не страх возбудил Он Своим видом, как тогда Моисей, а, наоборот, - народ устремился к Нему навстречу...

Слава закона устрашала, потому что святость и правосудие внушает страх грешникам, так что они бегут от лица Божия; великая же слава Христа привлекает сердца. Хотя Христос свят, праведен и Справедлив, но вместе с тем Он исполнен любви и милосердия... И грешники бегут к Нему, преклоняются перед Его благостью, не могут устоять перед Его любовью и отдаются Ему как Учителю и Господу.

В наше время есть много людей, тоже ослепленных ярким сиянием Закона Божия. Может быть, из читателей моих есть такие? Вы сознаете справедливость этого закона: совесть ваша обличает вас в нарушении его и не дает вам покоя. Но нравственной силы исполнить этот закон у вас не хватает: слишком он недосягаемо высок. Вы отлично понимаете, что требования его разумны и святы, но это нисколько не приближает вас к Богу. И, видя свое бессилие исполнить закон, вы впадаете в уныние: нет возможности отрешиться от греха! Нет силы спастись!

Бедный человек! Да отведи глаза свои от Моисея со всем его пугающим величием и устреми взор на Христа, за тебя пострадавшего... Он Сын Божий; Он больше Моисея. И Он на Себе понес гнев Божий, доказав этим правосудие Божие больше, чем Моисей, когда разбил скрижали Завета. Взгляни на Христа и, когда любовь Его привлечет тебя, бросься к Нему в объятия и будешь спасен.

Вдумаемся в огромную разницу между духом Моисея и духом Христа: сойдя с горы, Моисей прежде всего приступил к очищению стана; он действует мечом, разрушает золотого тельца, убивает всех идолослужителей... Но смотрите, что делает Христос, сойдя с горы: Он видит смятение в народе, смущение учеников, не смогших исцелить бесноватого... Но не гневное проклятие срывается с Его уст, а только упрек: "о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" И Он не разрушает, а благословляет, даруя исцеление и жизнь.

Там, на горе, сиял Он, как Бог. А сошел вниз, в эту толпу людей, ожидающих Его помощи, и стал близким каждому из них. Его внимание ко всякой нужде и жалость к каждому страдающему служат проводниками Его неизреченного могущества.

И так оно и в наши дни. "Христос вчера и сегодня и во веки тот же" (Евр. 13:8). Так же Он принимает грешников, как тогда, когда Его за это осуждали. Говорили: "Он принимает грешников и ест с ними"." "Он - друг мытарям и грешникам"... Иди к Нему! Склонись к Его ногам. Христос, преображенный и прославленный, - все тот же любящий Спаситель, готовый прощать.

Есть во всем этом и еще одно назидание для нас Зачем Христос уходил на гору? Очевидно, для молитвы. Именно в то время, как Он молился, а перед этим, несомненно, и постился, преобразился вид Его. Молитва и полученное Им от Отца при этом откровение дало Ему новую силу для продолжения Своего дела на земле. Теперь нам становятся понятными слова Его, произнесенные вслед за исцелением бесноватого. Ученики не могли изгнать злого духа из отрока, и Иисус объясняет им причину: у них, во-первых, мало веры, а, кроме того, "сей род изгоняется только молитвою и постом".

Тут - бес овладел человеком... А разве в наше время людьми не овладевают злые духи?

I. Перенесемся мысленно к этому случаю, о котором повествуют евангелисты. Апостолы не смогли изгнать духа, вселившегося в юношу... А между тем ведь раньше "бесы повиновались им", как они сами о том с радостью рассказывали Иисусу Христу. Почему же теперь постигла их неудача?

По-видимому, тут они напали на особенно сильного духа зла: ведь духи эти, как и грехи, бывают разные! Все люди грешны, но не в одинаковой степени; так и зло - всегда есть зло, но сила его различна Мы читаем такие слова: "Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя"...

Отрок, о котором идет речь, был, видимо, одержим одним из "злейших" духов... Я думаю, братья, что в нем видим мы изображение человека не только грешного поступками своими, но и такого, который руководится самыми низкими, самыми дурными побуждениями. К ужасу окружающих, он сознательно делает зло, совершает вопию-щие поступки, совершенно не считая их дурными. Каждый из нас, думаю, видел в своей жизни таких людей или слышал о них. Христос спросил отца юноши: "Как давно это сделалось с ним?" "С детства", - отвечал тот...

Юноша, которого привели к Иисусу, был одержим "духом немым и глухим"... Есть и в наше время такие люди, "глухие" ко всему духовному. И не то, что они не хотят слышать; нет они и интересуются, и слушают, и читают, и будто бы уважают веру Христову. Но все это не входит в глубину души их и не влияет на нее, а остается на поверхности, нисколько не изменяя жизни человека.

А люди, которыми владеет злой дух гордости и себялюбия! Кому из нас не приходилось с такими встречаться! При действительном уме, образовании и способностях невыносимо пренебрежительное отношение к окружающим... Грехов у них нет; упрекать себя не за что, Спасителя им не нужно... А между тем грешат они на каждом шагу. И, по-моему, легче обратиться к Богу горькому пьянице, чем такому самодовольному человеку...

И невольно возникает вопрос: как может допустить Бог, что человеком в такой мере овладевает зло? Зачем позволяет Он дьяволу толкать человека на грех?

Думаю, что, во-первых, для того чтобы показать реальность греха, человек воочию видит, как грех страшен и отвратителен, и что получается, если он не борется с ним. Потому что ведь бороться человек может, имея свободную волю выбрать зло или добро. А, во-вторых, факт существования греха являет нам реальность божественной милости, потому что, когда такой грешник обращается, это не может не поразить окружающих: "Уж если такое каменное сердце смягчилось под влиянием силы Божией, велика же должна быть эта сила!" Кроме того, тот факт, что, как мы видим, только одна сила Божия может заставить преступника обратиться к Богу, показывает нам нашу человеческую слабость: мы своим влиянием ничего поделать не могли! Только Бог Один может очистить жизнь от бездны греха, в котором лежит мир. И мы обращаемся к Богу с мольбой: "Господи! Простри руку Твою! Соверши это! И да будет за это Тебе слава!"

По всей вероятности, это прославление Бога и есть то главное, к чему, в конце концов, ведет существование греха на земле. Господь предоставляет духу зла идти своим путем: "Приготовляй почву, сей грех: Я же единым словом разрушу дело твое". Так было и в случае с тем несчастным, которого исцелил Христос. С детства владел им дух и мучил его... Никто не мог помочь - помог только Иисус!

II. Вообразим себе ту толпу, которую нашел Иисус, сойдя с горы после преображения Своего. Кроме простого народа, тут, наверное, были и представители интеллигенции - книжники: они ведь всегда следили за Иисусом и учениками Его. Когда апостолы не смогли исцелить юношу, они, вероятно, говорили: "Ну, конечно! Так оно и быть должно: вперед это можно было предсказать. Учитель ваш говорил, что дал вам власть изгонять бесов... Никакой власти у вас нет! Те, кого вам удалось исцелить, были вовсе не бесноватые, и помочь им было не трудно: это были просто нервные люди, которые поверили в вашу силу. А вот в этом случае, когда требуется действительно изгнать беса, вы ничего сделать не можете... Никакой силой Божией вы не обладаете"...

Несомненно, нечто вроде этого говорили окружающие смущенным апостолам...

А разве нам теперь не случается слышать таких речей? "Евангелие действует только на людей, которые и без того веруют; на неверующих или на таких, которые закоренели во зле, оно никакого влияния оказать не может. В чем же прославленная сила Великого Целителя?!"

А в толпе народа стоит огорченный отец больного. Может быть, он тоже укоряет апостолов. "Я привел его к вам, потому что верил в вашу силу. Говорили, что Учитель ваш изгоняет бесов. Только, верно, и это ложь: про вас говорили тоже самое. Я верил, что вы обладаете силой Божией. Оказывается - это неправда. А я так надеялся", - ропщет несчастный отец.

Такие есть и в наши дни. Отцы или матери, или близкие приводят неверующего, сбившегося с пути человека, в собрание верующих, надеясь, что сила Божия через слово проповедника и молитвы обратит его. Но результатов не видно, и они в отчаянии. Смущен и проповедник или пресвитер церкви. "Ведь в других случаях люди обращаются, изгоняются из них "бесы" всяких страстей. Слово наше и молитвы имеют силу. Почему же тут? Ведь Евангелие есть сила Божия ко спасению всякому верующему. Очевидно, этот человек обречен на осуждение. Это - единственное, что можно предположить". Так рассуждают неверующие

служители Божий или, лучше сказать, большинство служителей в минуты неудачи, разочарования и сомнения.

А вокруг главных действующих лиц этой сцены стоит толпа. Она и не за апостолов и не против: ждет, чем дело кончится. Удастся Иисусу исцелить больного - она поверит в то, что Он послан Богом; нет - значит Он обманщик.

Подобная же толпа есть и в наши дни. Она ни туда, ни сюда. Люди смотрят на других и ждут. "Вот, если такой-то обратится к Богу, и жизнь его изменится, тогда и я готов поверить в силу Божию".

Ну, а еще одно важное действующее лицо во всем этом - сам злой дух. Этот - торжествует, видя бессилие апостолов, как торжествует он и в наши дни, видя наше бессилие обратить грешника на путь правды, неверующего - к Богу. Много случаев представляется ему радоваться теперь. Но если бы Сам Господь прошел между нами в эту минуту, коснулся бы одного их тех "бесноватых", которых так много видим мы кругом, и сказал: "Я повелеваю тебе выйти из него, дух нечистый!" - мы тоже были бы свидетелями, что совершилось то, чего никогда сделать не в силах мы.

В нашей среде есть и такие, которые издеваются над верой; есть и огорченные родители; есть и сознающие свою немощь проповедники. Все мы немощны, и диавол торжествует.

III. Но вот Христос идет! Иисус спускается в долину, идет к собравшейся толпе, и сразу вся картина меняется. Люди устремляются Ему навстречу, рассказывают, в чем дело. Иисус сразу видит положение вещей. "Приведите его ко Мне", - говорит Он. К Нему подводят несчастного Он бьется на земле, испускает пену, скрежещет зубами. "Выйди из него, дух нечистый", - повелевает Христос. И чудо совершилось. Победа одержана; неверующие признают Христа пророком; насмешки умолкают; отец юноши радуется; больной исцелен.

Заметьте: когда Иисус приблизился к бесноватому, состояние его ухудшилось; присутствие Спасителя как бы усилило его страдания... Так слуга, которому предстоит потерять место, приносит всякий урон оставляемому им хозяйству. Часто как раз перед своим обращением люди становятся хуже, чем были до того; страсти их особенно разыгрываются: все злые силы как будто поднимаются на них, чтобы не пустить их ко Христу. Из евангельского повествования мы выносим такое впечатление, что бес хотел убить юношу, прежде чем выйти из него по повелению Христа.

Подобное этому случается при обращении закоренелых грешников. Убеждения их так чудовищны, работа сатаны в сердце их так ужасна, что вы готовы сомневаться в возможности их обращения. Вы говорите себе: "Этот человек сойдет с ума! Он так волнуется, так сопротивляется истине, что не выносит этих потрясений. Он совсем разбит душой и телом. Он умрет в грехе своем". Читатели! Все это - дело злого духа. Он терзает человека перед тем, как покинуть его.

Нет ли между вами в эту минуту тоже такого человека, которого мучит злой дух? Может быть, этот человек готов лишить себя жизни, видя бессилие свое бороться с ним? Остановись! Христос идет. Идет Спаситель наш к тебе! Он возьмет тебя за руку, поднимет тебя, и ты встанешь! Встанешь обновленный, выздоровевший'

Ты возразишь, может быть: "Ничего, кроме осуждения и смерти, не ждет меня впереди". О, нет! Раз у тебя есть уже мысль о том, что ты весь в грехах, значит, обличение Божие коснулось тебя. А если Бог обличает, то это не для того, чтобы умертвить. Не пашут землю, если не собираются ее засеять' Господь провел обличениями Своими глубокие борозды в твоей душе, и теперь посеет в ней зерна утешений. И ты принесешь плод во славу Его...

Заметим еще, что чудное видение на вершине горы закончилось тем, что Иисус остался "ОДИН"., Все исчезло, кроме Его Одного... Он Один сошел вниз в толпу, и Его присутствие уничтожило все затруднения. Так и в наши дни всесильная Его благодать все побеждает, и могущество Его особенно ярко обнаруживается вот в таких исключительных обстоятельствах, в таких безнадежных случаях, какой описан в Евангелии.

IV. Мы подошли к самой важной части повествования. Ученики спрашивают: "Почему мы не могли изгнать его?" Спросим и мы: почему мы так часто бессильны в подобных случаях? И Сам Христос отвечает так: "Причина - в неверии вашем".

Надо обратить особое внимание на то, что Иисус Христос сказал дальше: после слов "если вы будете иметь веру... ничего не будет невозможного для вас, - Он прибавил, - сей же род изгоняется только постом и молитвою". Что хотел Он этим сказать?

Я думаю, что Он хотел сказать, что в таких особенно трудных случаях обыкновенная проповедь Слова Божия не произведет на человека желанного действия; что обычная молитва окажется недостаточной. Тут нужна вера, из ряду вон выходящая, и должна быть молитва, особенно сильная, а чтобы молитва наша была сильнее и горячее, нужен пост.

Разные бывают виды молитвы: одни христиане приносят Богу всегда одни и те же приношения, в одних и тех же выражениях, и, может быть, от этого их молитва недостаточно горяча; другие, молясь, ждут внушения свыше и радуются, когда вдохновение на них находит. Но "Я покажу вам путь еще превосходнейший": есть души, которые бодрствуют в молитве, предстоят пред Богом, ищут лица Его и терпеливо ждут в молитвенном уединении, пока не получат того, чего жаждет их сердце.

Но при чем же пост? Зачем он? На примере Христа видим мы, что пост является дополнением продолжительной молитвы. Господь наш постился и молился подолгу, и то же заповедал ученикам своим, которые, как мы читаем, и исполняли это Его повеление (Деян. 13:3). Пост не есть религиозный обряд или нечто такое, что само по себе заслуживает похвалы или награды: это просто навык, несомненно, способствующий напряженности молитвы. К сожалению, пост многие понимают неправильно, искажая его идею; но те, которые совершенно отрицают его, лишаются многих благословений. Плоть наша страшно восстает против воздержания; это испытывают на себе многие дети Божий, и - постятся, чувствуя, что при этом молитва их становится живее. На основании личного опыта утверждают они, что никогда так не повышается молитвенное настроение души, как во время поста. Пост, правильно понятый, есть средство покорить свою плоть, которая постоянно борется против духа. Когда мы решаемся посвятить весь день молитве о каком-нибудь определенном предмете или готовясь к какому-нибудь важному и трудному делу, мы склонны испытывать чувство духовной притупленности. И в таких случаях воздержание от пищи очень помогает: молитва постепенно делается горячее и действительнее. Это испытано и подтверждается многими детьми Божиими.

Не все люди одинаково изнывают под бременем требований плоти: иным плоть не причиняет много беспокойства; другие же, наоборот, ни от чего плотского отказаться не могут, не страдая при этом. И в таком случае приходится нам желать освободиться от этого рабства, потому что тогда мы бываем похожи, скорее, на камни, погруженные на дно реки, чем на птиц небесных. Этим людям надо вспомнить слова Христа о посте и применить их к себе.

Бывают случаи, когда человек посвящает молитве весь день; пребывая все время в молитвенном борении, он неотступно ходатайствует пред Богом, забывая все окружающее. Когда его зовут, чтобы вкусить пищи, он не слышит, не отвечает: духом своим вознесся он к Богу, вполне освободясь от всех земных уз. И я уверен, что если такой человек будет молиться об обращении закоренелого грешника, то он сделается и орудием этого обращения. Многие души не приходят ко Христу, потому что, говоря языком человеческим, не было людей, которые бы за них достаточно горячо молились "Сей род изгоняется только молитвою и постом".

Когда, обладая истинной верой, мы молимся, грешник спасается великою силой Божией. Думаю, что среди читателей сейчас есть некоторые, у которых мелькает мысль: "Хорошо бы мне сделаться таким орудием Божиим!" О, брат мой! Быть орудием Божиим для спасения грешника - великое счастье. Но вспомним еще одни слова Христа: "Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного". Чего бы ни попросили, в том числе и спасения заблудшей души. Будем вот именно так, соединяясь вместе, горячо молить Господа об изгнании всевозможных "бесов", которые владеют душами человеческими, и, чтобы молитва наша была живее, будем подкреплять ее постом, помня слова Христа.

Да поможет нам всем Бог иметь спасающую веру! Да будет Ему слава во веки веков. Аминь!