Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 24 апреля 2024
Главная Семья, воспитание Характер 6 аспектов развития характера 3
6 аспектов развития характера 3 PDF Печать Email

Быть объектом ненависти

Одно из важных для родителей качеств, способствующих благополучному протеканию процесса интеграции, — это способность быть объектом ненависти. Такое убеждение мо­жет показаться странным, но дело в том, что ребенок не су­меет интегрировать свои хорошие и дурные эмоции, если вы не в состоянии стерпеть гнев, направленный на вас. Для процесса интеграции очень важен протест, а если вас пугает ярость подростка и вы, отступая, позволяете ему нарушить

166

Как воспитать замечательного ребенка

границу, интеграции не происходит. Созависимые родители воспитывают созависимых детей. Надо дать ребенку воз­можность ощутить гнев или разочарование.

С другой стороны, если на гнев вы отвечаете гневом, это также вызывает расщепление. Правильное решение — твер­до соблюдать предписанные правила, но не отказывать ре­бенку в сочувствии. "Да, ты злишься на меня. Конечно, ты в ярости от того, что не можешь пойти с ребятами. Но это не обсуждается. Очень жаль, что пришлось так тебя огорчить". Такого рода твердый, но без гнева ответ помешает ребенку вовлечь вас в "борьбу за власть" и тем самым избежать про­цесса принятия реальности и скорби. Держитесь твердо, предложите ребенку свое сочувствие и любовь — и процесс пойдет верным путем: от протеста подросток перейдет к скорби, а затем к приятию реальности. Но произойдет это только в том случае, если вы устоите.

Результат

Если все пойдет по плану, вам удастся закрепить в характе­ре ребенка те качества, которые будут служить ему на протя­жении всей жизни. Ваш ребенок разовьет в себе способность:

• быть самим собой,

• принимать неудачи и поражения,

• прощать и принимать прощение,

• мириться,

• встречать поражение лицом к лицу и извлекать из него урок,

• решать проблемы и двигаться к своей цели,

• наслаждаться жизнью, не заставляя себя быть "совер­шенством",

• любить реальных, далеких от совершенства людей,

• стремиться к идеалу даже тогда, когда он далек или когда на пути к нему настигает неудача.

6. Жизнь в несовершенном мире     167

Эти свойства характера помогут вашему ребенку прожить хорошую жизнь даже вдалеке от рая. Конечно, эта жизнь не будет совершенной, но она будет хорошей и удовлетвори­тельной. Ребенок станет стремиться к идеалу и никогда не досгигнет его, но извлечет удовольствие и полезный урок из самого процесса. И вы убедитесь, что справились со своей задачей и научили ребенка жить в реальном мире.

В следующей главе мы обсудим реалии этого мира.

170     Как воспитать замечательного ребенка

В гонках многое зависит от мелочей. Само состязание (его отслеживают с помощью компьютера) длится считан­ные секунды, и одна сотая секунды отделяет победителя от побежденных. Годами родители и дети изучают все тонкости изготовления деревянных моделей, чтобы улучшить свое время на доли секунды. Например, есть кое-какие способы уменьшить трение. Недавно я нашел в Интернете одиннад­цать сайтов, посвященных гонкам деревянных моделей. Там имеется много советов насчет того, как сделать свой автомо­биль быстрее. Уровень технической информации теперь на­столько высок, что приходится хорошенько постараться, чтобы не утратить вкус к изготовлению сложной модели. Наше "племя" пока что соблюдает золотую середину между двумя крайностями.

Один из мальчиков, Райан, превратился в настоящего эксперта по изготовлению деревянных моделей. Его отец Джим с каждым годом все больше и больше передоверяет Райану изготовление их гоночного автомобиля. Райан вы­играл уже три городских чемпионата подряд. В этом году не­сколько отцов вместе с сыновьями пришли к Джиму и по­просили его посоветовать, как усовершенствовать свои ма­шины к предстоящим гонкам. Джим сам предложил кое-что показать нам, но, когда мы явились со своими чертежами и инструментами, он кивнул сыну:

— Давай, Райан! Райан подошел к нам и начал спокойно обсуждать детали:

как придать обтекаемость корпусу, как полировать, на какой высоте разместить ось и колеса. Он приводил примеры и предлагал нам различные варианты. Просто потрясающе! Меня поразило, как он владеет предметом, я даже вспомнил, как двенадцатилетний Иисус беседовал с мудрецами в храме (см. Луки 2:46). Я последовал инструкциям, и, хотя мы с Рикки не выиграли, мы все же улучшили прошлогодний ре­зультат (да-да, не буду спорить, речь идет не только об удо­вольствии, но и о победе).

7. Развитие талантов и способностей

171

В десять дет Райан не только проник во все тонкости изго­товления гоночных моделей, но и стал способен учить взрос­лых в этой области. Конечно, вряд ли он посвятит всю свою жизнь этим гонкам, но он вполне готов к изучению л1юбого ремесла и несомненно окажется в нем одним из первый.

Ребенок должен трудиться

Совсем маленький ребенок уже работает. Труд — о/пин из важнейших аспектов нашего существования. Огромная часть времени и сил уже в детстве тратится на работу- В это понятие входят:

• профессиональная работа,

• повседневные дела (личная гигиена, выбор одежды, ведение бюджета, распределение времени, дом1ашнее хозяйство),

• школьные уроки,

• спортивные занятия,

• хобби,

• профессиональное обучение.

Бог предназначил человека не только для отношений и близости с другими людьми, но и для продуктивного труда. Мы должны делать что-то осмысленное в этом мире. Адаму и Еве было заповедано подчинять землю и править егю (см. Бытие 1:28), и мы через века унаследовали это призвашие.

В данной главе мы обсудим развитие характера в о бласти способностей и талантов, приобретение компетентности. Мы покажем вам, как помочь ребенку стать специалистом в той или иной области, хорошо работать и вносить значимый вклад в жизнь благодаря своим навыкам и способностям. Ребенок, обладающий подобными навыками, лучше функ­ционирует и во взрослой жизни, где многое зависит от" опыта и умения. Такой человек располагает большими возможно-

174    Как воспитать замечательного ребенка Любовь и одобрение — не одно и то же

Труд и мастерство относятся к сфере успеха, достижений, хорошего функционирования. По этой причине многих ро­дителей беспокоит, не появится ли у ребенка тревога по по­воду его успехов и не станет ли для него родительская лю­бовь обусловленной. Они не хотят, чтобы ребенок из кожи вон лез, стараясь заслужить любовь. Мы же знаем, сколько людей положили жизнь на то, чтобы заслужить любовь, но успех в работе не принес им личного счастья. Однако на са­мом деле подобные проблемы вызываются не тем, что чело­век осваивает какой-то навык или ремесло: навык и мастер­ство относятся к иной сфере жизни.

Не нужно привязывать любовь к внешним достижениям ребенка. Ребенок должен быть полностью, безоговорочно уверен в своих отношениях с родителями. В этом суть мило­сти — любви, которую не нужно каким-то образом "заслу­жить". Вы всегда будете на стороне своего ребенка, хорош он или плох, прилежен или ленив. Любовь и одобрение — не одно и то же.

Надо помочь ребенку заслужить одобрение, которое не­разрывно связано с его достижениями. Он заслужит это одо­брение, когда подтвердит свой статус взрослого человека. Навыки, умение, компетентность позволят ему войти в цар­ство взрослых. Он становится зрелым, исполняя свои обя­занности, делая домашнее задание, обучаясь какому-то ма­стерству. Это приносит ему уважение, чувство равенства со старшими, открывает перед ним большие возможности, чем перед другими, а в итоге обеспечивает ему хорошую карьеру и зарплату. "Старайся представить себя Богу достойным, де­лателем неукоризненным, верно преподающим слово исти­ны", — наставляет Библия (2 Тимофею 2:15).

Это хорошо и справедливо. Если мы лишим награды тех, кто прилежно трудится, или начнем раздавать эти награды тем, кто ничего не достиг, это причинит всем только вред. Не

7. Развитие талантов и способностей

175

забывайте — любовь и одобрение должны быть разделены. Скажите своему ребенку: "Я люблю тебя, и тебе не нужно "заслуживать" мою любовь. А вот с работой, которую мы тебе поручили, ты не справился".

Труд — вещь хорошая, важная и обязательная

Чтобы развить в ребенке компетентность, нужно прежде всего помочь ему "настроиться" на рабочий лад. Необходимо создать для него среду, в которой он мог бы инкорпориро­вать реальность: труд — вещь хорошая, важная и общеобяза­тельная. В раннем детстве он должен подружиться с работой и научиться видеть в ней столь же важную составляющую жизни, как и привязанность, друзья, удовольствия.

Бог уже помог вам в решении этой задачи. С самого мо­мента своего появления на свет ребенок начинает выполнять какие-то задания. Младенец, забавляющийся погремушкой, уже занят важным трудом, соответствующим данному пери­оду жизни: он обучается держать в руках различные предме­ты и управлять ими. Вы должны помочь ребенку сосредото­читься на его труде, структурировать этот опыт и еще глубже погрузиться в него. Если вы обнаруживаете, что ваш ребенок более склонен приобретать навыки катания на скейтборде, нежели выполнять домашнюю работу, вы должны вмешаться и помочь ему направить энергию в нужное русло.

Работа и профессия — важная часть жизни

Большинство моих знакомых-врачей выросли в семьях медицинских работников. Не знаю, подтверждает ли эту за­кономерность статистика, но сами врачи этого не оспарива­ют. Я спросил нескольких из них, почему они выбрали эту профессию, и все они ответили одно и то же: из-за вечерних разговоров. Папа или мама, или оба они рассуждали за ужи­ном о своей работе, и дети были очарованы этими рассказа-

176     Как воспитать замечательного ребенка

ми, где речь шла о хирургических операциях или о сложном исследовании, которое помогло установить диагноз, о том, как радовался пациент вновь обретенному здоровью. Для них это было самым интересным нескончаемым сериалом. Дети росли в семье, где старшие по-настоящему любили свою работу, хорошо справлялись с ней, помогали людям и испытывали от этого величайшее удовлетворение.

Не у всех родители — хирурги-кардиологи, но почти все родители делают что-то нужное и полезное. Ребенок должен видеть, как взрослые увлечены своей работой. Интересные стороны вашей работы должны постоянно всплывать в се­мейном разговоре. Изначально ребенок воспринимает рабо­ту как разлучницу — родители уходят куда-то, и это плохо. Передавайте ребенку свой интерес к работу, свою увлечен­ность и даже разочарования. Пусть он видит, что вы любите его, но и работа для вас важна. Возьмите ребенка с собой на предприятие. Выступите у него в классе с рассказом о своем труде. Пусть ребенок инкорпорирует эмоциональный образ человека, нашедшего свое место в жизни.

Ценности

Работа составляет часть вашей системы ценностей. Вы выбрали определенный путь в жизни, конкретную специаль­ность исходя из того, что вы считаете для себя главным. Преподаватель верит в ценность образования, деловой чело­век — в пользу своего товара или услуги. Работа входит в ва­шу систему ценностей, она становится частью вашей жиз­ненной миссии, придает смысл вашей жизни. Объясните ре­бенку, почему вы занимаетесь именно этой деятельностью, почему это нужно вам. Ребенок должен воспринять работу как важную составляющую цельной жизни.

7. Развитие талантов и способностей

177

Привычки

Вам нужно сообщить ребенку не только свою увлечен­ность работой, но и трудовую этику, и привычки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос пунктуальным, чтобы он всегда доводил дело до конца и следовал инструкциям, вы сами должны стать для него примером. Поступайте в соот­ветствии с тем, что вы проповедуете, ведь ребенок обращает больше внимания на ваши дела, чем на слова. Станьте для него образцом прилежного человека, хорошо исполняющего свое дело, умеющего поддерживать отношения, способного добиваться своего.

Требуйте того же и от своего ребенка. Выполнить зада­ние, сделать его тщательно и до конца и почти без родитель­ского надзора — вот что мы назовем хорошими рабочими на­выками. Если вы стоите за спиной и следите, как ваш ребе­нок отмывает ванну, работа становится для него чем-то чуж­дым, не своим. Хвалите ребенка, когда он сам справляется с заданием, и снижайте ценность работы, выполняемой под присмотром.

Отношение

Со времен грехопадения, с тех самых пор, как для Адама и Евы работа превратилась из радости в труд в поте лица (см. Бытие 3:17), с трудом неразрывно сопряжено недовольство. Не требуйте от ребенка, чтобы он распевал как жаворонок, когда он работает, требуйте, чтобы его протест был сдержан­ным и чтобы он сохранял уважение к вам. Пусть себе ворчит:

"Ох, как же мне не хочется сейчас заниматься газоном", но пусть пойдет и включит газонокосилку.

Для правильного отношения к работе ребенок должен осознавать ценность своего труда. Ваше собственное отно­шение к работе, похвала, понимание, что он сделал что-то полезное для своих близких, помогут ребенку развить и укре-

12-7215

178     Как воспитать замечательного ребенка

пить такое же отношение. Ребенок инкорпорирует его, и вме­сто зависимости от вашей похвалы в нем разовьется глубокое внутреннее удовлетворение от хорошо сделанной работы.

Работа как норма жизни

Дайте ребенку понять, что работа — это нормальное со­стояние человека, что ему придется трудиться большую часть своей жизни. Если родители живут лишь мечтой о выходных или каникулах, они рискуют добиться того, что для ребенка работа станет необходимым злом, а не делом его жизни.

Передача полномочий

Ребенок должен выполнять соответствующие его возра­сту обязанности. На каждом этапе поручайте ему посильную домашнюю работу: убрать комнату, сложить вещи, подме­сти, помочь на кухне. По мере того как ребенок растет, эти обязанности должны становиться более сложными. Сперва он подметает только крыльцо, а затем и весь двор, сначала только моет посуду, а став постарше, готовит. Ребенок дол­жен осознать, что семья — это единая команда, в которой каждый делает свое дело. Если кто-то из членов семьи не справляется со своими обязанностями, его следует наказать.

Работа и деньги

Мы бы не советовали платить ребенку за выполнение до­машних обязанностей. Все члены семьи должны что-то де­лать по дому, поскольку все заинтересованы в результатах этого домашнего труда. Вам самим будет неприятно, если вы попросите ребенка помочь вам убрать опавшие листья, а он тут же протянет руку за деньгами. И взрослую жизнь ему это отнюдь не облегчит. Помогите ребенку воспринять слова Иисуса: "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, го-

7. Развитие талантов и способностей

179

ворите: "мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать" (Луки 17:10).

Лучше выделить ребенку карманные деньги и выдавать их регулярно, не привязывая к выполнению домашних обязан­ностей. Это его деньги, он может потратить их на игрушки, лакомства или, став постарше, на одежду. Сами же вы пере­стаете покупать ребенку эти предметы, и пусть он видит: ес­ли он неправильно распорядится своими средствами, он просто не получит чего-то нужного. Существуют различные финансовые системы, которые помогут вам разобраться, сколько денег нужно ребенку в определенном возрасте. Вы можете купить эти брошюры в книжном магазине.

В карманные деньги должны входить и суммы для по­жертвований, и суммы, откладываемые в копилку. Потра­тить можно только остаток. Выдайте ребенку всю сумму и научите его класть десятину в одно место, а деньги, которые он намеревается скопить, — в другое. Таким образом он бу­дет подготовлен к тому, что во взрослой жизни он принесет домой не всю зарплату, а то, что останется после уплаты на­логов, а также поймет, что нельзя сразу тратить все, что ты зарабатываешь. А сколько взрослых до сих пор не усвоили эту простую истину!

Навык

В работе ценится не только участие, но и результат. Пока­жите ребенку, как важно иметь определенные навыки, доби­ваться своей цели. Многие родители опасаются требовать от ребенка конкретных результатов, и, конечно же, существует опасность перестараться и потребовать лишнего. Однако этот родительский страх часто связан с неспособностью от­делить любовь от одобрения, о чем мы уже говорили. К ре­бенку, уверенному в родительской любви, вполне можно предъявлять повышенные требования и применять как кнут, так и пряник, — лишь бы эта любовь была постоянной.

12-

180     Как воспитать замечательного ребенка

Ваш страх потребовать от ребен ка чересчур многого мо­жет привести к тому, что ребенок будет милым, любящим нежным "маменькиным сынком". Да, он добрый и ласко­вый, но он не хочет и не может работать, он не способен ни творить, ни решать проблемы. Какое будущее ожидает его, когда он покинет дом? Задумайтесь над этим и начните учить его труду прямо сейчас.

Занимаясь в колледже, я нанялся летом на фабрику по из­готовлению тележек для мороженого. Я помогал укладывать изолирующие прокладки внутрь тележки. Однажды из всей нашей команды только я вышел на работу, так что уклады­вать прокладки пришлось мне одному. Несколько часов я трудился изо всех сил в уверенности, что со всем отлично справлюсь, но, когда я покончил с первой тележкой, подо­шел менеджер, глянул внутрь и тут же извлек из тележки все, что я с таким трудом упаковал. Мне; было ведено начать все сначала. Мы обсудили, что я сделал не так (почти все), и со второй тележкой я справился гораздо лучше. Одних только добрых намерений и усилий недостаточно, нужен еще и на­вык, чтобы хорошо выполнить свою работу.

Творчество и решение проблем

Работа, по сути, сводится к творчеству и умению решать проблемы. Либо вы разрабатываете" бизнес-план, который позволит вам обойти конкурентов, л ибо ищете способ суще­ственно сэкономить на затратах. Давая ребенку домашние поручения, вы открываете перед ним эти две стороны любой деятельности. Используйте школьные задания, домашние обязанности, а потом и подработки, чтобы научить ребенка творческому подходу к работе и уменгию решать проблемы.

Мытье посуды не сводится к ополаскиванию тарелок по­сле хлопьев. Пусть ребенок поломае т себе голову над такой проблемой: как отмыть жирную ско»вороду, как с помощью воды, мыла и щетки, потратив немалго времени и труда, сде-

7. Развитие талантов и способностей

181

дать ее снова чистой и сияющей. Помогите ребенку соста­вить расписание домашних дел, которого он мог бы придер­живаться. Главное — чтобы ребенок не ограничивался вы­полнением вашего поручения "от сих до сих", не принимая на себя никакой ответственности.

Оценка

Очень полезно ставить ребенку отметку. Он должен при­выкнуть и к успеху, и к поражениям. Оценка поможет ему еще раз вернуться к проделанной работе и внести необходи­мые коррективы. Она поощряет ответственность, наказыва­ет лень. Каждому из нас предстоит получить от Бога оценку того, как мы прожили свою жизнь. "Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Коринфянам 5:10).

Не нужно устранять из детского опыта неудачи, это от­нюдь не подготовит ребенка к жизни в мире, где его ждет столько провалов. Научите его принимать неудачи и учиться на них.

Состязательность

Овладевая навыками, ребенок часто вступает в соревно­вание и даже в конфликт с другими детьми. Быть может, уче­ник за соседней партой читает быстрее, чем он, или кто-то из братьев превосходит его в беге. Состязание означает жела­ние превзойти других в мастерстве, победить противников. "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1 Коринфя­нам 9:24).

Соревнование — само по себе вещь хорошая, оно помога­ет ребенку приспособиться к реальности командной работы, наличию соперников и мотивированной цели. Помогите ре-

182

Как воспитать замечательного ребенка

бенку понять, как следует состязаться и добиваться успеха. И все же в первые годы жизни состязание не может занимать слишком много места. Оно должно нарастать постепенно, по мере того как взрослеет и становится более зрелым сам ребенок.

Нельзя переступать определенную черту в состязательно­сти. Надо научить ребенка смиряться с поражением и сохра­нять хорошие отношения с победившими соперниками. На баскетбольной площадке игроки высшей лиги — серьезные противники и каждый защищает свою территорию. Но за пределами площадки многие игроки "враждующих" команд — добрые друзья. Отношения надо ценить превыше сорев­нования.

Страх перед успехом и поражением

Весьма вероятно, что вашему ребенку придется преодоле­вать и страх перед успехом, и страх перед провалом. Эти про­блемы тесно связаны с его отношением к вам, родителям.

Разные причины вызывают страх перед успехом. Одни де­ти занижают свой потенциал, поскольку им кажется, что кто-то из родителей приревнует к их успеху и накажет их;

другие боятся насмешек сверстников; третьи считают, что в случае успеха к ним предъявят еще более высокие требова­ния, а потому предпочитают скрывать свои возможности;

четвертые сопротивляются родителям, слишком активно подталкивающим их или вложившим всю свою жизнь в их достижения. Если ваш ребенок страдает от какой-либо из этих проблем, вы должны поговорить с ним, помочь ему признаться в своем страхе, заверить его в своей любви и го­товности поддержать.

Тревога по поводу возможного провала — хорошая вещь, если она не переходит разумную меру. Она может мотивиро­вать человека, помочь ему сосредоточиться на своей задаче и исполнить ее хорошо и до конца. Проблемой является такое

7. Развитие талантов и способностей

183

тревожное состояние, которое снижает активность и пре­пятствует успеху. Иногда ребенок так боится контрольной, что просто не в состоянии ее дописать или расплачивается за свой страх головной болью. В других случаях ребенок пока­зывает плохие результаты в спорте.

Повышенный страх перед провалом могут вызывать раз­личные причины. Иногда оказывается, что ребенок боится, как бы ему не лишиться вашей любви или не навлечь на себя ваш гнев. Порой он воспринимает себя как "совсем плохо­го", совершенно не достойного любви. Если дело в этом, по­старайтесь излечить ребенка от страха и избавить его от тре­воги. Поговорите с ним, выясните, что его пугает. Заверьте его, что ваша любовь никак не обусловлена, что вы не будете на него сердиться, что вы тоже допускаете ошибки. Предо­ставьте ребенку время и возможность совершенствоваться.

Развитие талантов и способностей

Вы не ограничиваетесь тем, что помогаете детям интегри­ровать в свою жизнь работу, вы хотите также помочь им раз­вить те особые таланты, интересы, способности, которыми в виде потенциала одарил их Бог. Воспитание ребенка включает и эту задачу: помочь ему выявить в себе и развить те способно­сти, которые в будущем принесут ему радость и успех в жизни.

Выявление талантов

В душе вашего ребенка таятся определенные дары, кото­рые ждут своего часа, чтобы расцвести в виде талантов и спо­собностей. Бог уже сделал Свое дело, а теперь очередь за ва­ми. Ваша задача — предложить ребенку разнообразный опыт, чтобы вы оба смогли понять, что он любит, что ценит, к чему проявляет повышенные способности.

Мой отец — теперь он на пенсии — очень хорошо разби­рается в радиоэлектронике. Он занимался этим с детства, во

186

Как воспитать замечательного ребенка

ной области. У ребенка еще отсутствует инкорпорированная структура, которая заставила бы его упорствовать в достиже­нии цели. Требуется родительская структура, чтобы помочь ребенку составить расписание и придерживаться его, чтобы заниматься избранным делом до тех пор, пока эта структура не станет частью самого ребенка.

Некоторые родители склонны руководствоваться тем уровнем интереса, который проявляет сам ребенок. Им ка­жется: если ребенок заскучал, это значит, что ему пора за­няться чем-то другим. В ранние годы так оно и есть: до­школьник переключается с рисования на пение и, не допев, просит маму почитать сказку — он не может надолго сосре­доточить на чем-либо свое внимание. Однако, по мере того как ребенок растет, он должен учиться дисциплине, дово­дить до конца начатое дело. Мало кто из детей обращается к родителям с такой просьбой: "Мне уже надоело отдыхать. Дайте мне, пожалуйста, задачку на умножение!"

Вы должны взять на себя роль тренера. Помогите ребен­ку понять, что его преданность делу, вложенное в него вре­мя и энергия, практические навыки превращаются в высо­кий уровень компетентности в данной области. Ребенку понадобится длительный опыт. Не позволяйте ему бросать команду, дополнительные занятия или другой вид деятель­ности до конца учебного года, если только у него не воз­никли непреодолимые проблемы. Конечно, если ребенок ведет себя отвратительно и мешает всей команде, придется забрать его из секции. Но ни в коем случае не следует воз­награждать его избытком свободного времени и правом болтаться во дворе и смотреть телевизор. Время, раньше от­веденное на спорт, должно теперь приплюсоваться к работе по дому или в общине, к участию в другом виде деятельно­сти, который не вызывает у ребенка столь негативной реак­ции. Если же ребенок просто ноет — дескать, он устал и не хочет идти на занятия — надо ответить: "Да, милый. Ко­нечно, начать дело гораздо легче, чем довести его до конца.

7. Развитие талантов и способностей

187

Но ты записался в эту секцию и должен держаться — и ради себя, и ради команды".

Основные навыки

Параллельно становясь мастером в какой-либо избранной области, ребенок должен приобретать навыки и в тех обще­обязательных областях жизни, которые затрагивают всех взрослых людей: в учебе, решении проблем, общении, владе­нии языком, при соблюдении личной гигиены и заботы о здоровье, в ведении домашнего хозяйства. Нужно обращать внимание на равновесие и давать детям ясное представление о соотношении жизни и работы. Если ребенок проявляет та­лант в какой-то области, родители обязаны вложить допол­нительные средства и усилия для развития этой его способ­ности, но при этом нельзя пренебрегать и развитием фунда­ментальных, жизненно необходимых навыков. Сколько историй мы слышали о вундеркиндах, не справившихся во взрослом возрасте ни с работой, ни с личной жизнью.

Родители как "фон"

Вы должны правильно понять свою роль. Чтобы помочь ребенку овладеть необходимыми навыками, вы обязаны играть роль фона, создавать структуру, которая поможет ре­бенку самому ощутить свой рост. Вы не можете смешивать свои собственные достижения и задачи с целями и результа­тами своего ребенка.

• Не превращайтесь в показушных родителей, нуждаю­щихся в постоянных успехах ребенка, чтобы удовлет­ворить собственные потребности.

• Не контролируйте сами достижения ребенка. Прислу­шивайтесь к мнению специалистов — они помогут вам понять, чего вы можете ждать и требовать от ребенка.

188     Как воспитать замечательного ребенка

• Не заставляйте ребенка посвящать всю жизнь разви­тию своего таланта. У него должно быть много других хороших вещей в жизни, должны быть друзья. Сохра­няйте равновесие в жизни. Пусть ребенок остается нормальным.

• Не идеализируйте своего ребенка. Его эгоцентризм, притязания, лукавство и безответственность никуда не делись. Не позволяйте ему уходить от реальности, пре­доставляйте ему в каждом столкновении с реальностью милость и истину.

Помочь ребенку обнаружить и развить в себе таланты как в конкретной области, так и применительно к жизненным за­дачам в целом, — ваша великая цель. Вы должны постоянно представлять себе, каким станет ваш ребенок, когда повзрос­леет, как время, затраченное вами на воспитание, окупится, ибо вы подготовите человека к встрече с миром взрослых.

Возрастные задачи

Дети постоянно чем-то заняты. Бог вложил в них опреде­ленный план, следуя которому, они приучаются справляться с жизнью. В таблице приводятся основные вехи развития. Она поможет вам понять, какими соответствующими возра­сту задачами следует занять вашего ребенка.

Младенчество

Освоение основных навыков выживания

Физическое развитие

Ползание

Различение цветов, лиц и т.д.

Умение отличать день от ночи, режим дня

7. Развитие талантов и способностей

Установление контакта с матерью

189

Первые годы жизни

Освоение домашних правил и дисциплины Обучение языку и навыкам общения

Умение есть ложкой и вилкой, пользовать­ся туалетом

Знакомство с окружающим миром в игре

Дошкольные годы, младшая школа

Освоение основных школьных навыков — умение сидеть за партой, читать, писать и считать, соблюдать дисциплину в школе

Занятия спортом и искусством Выполнение домашних заданий

Умение сотрудничать с членами команды и состязаться с другими командами

Отрочество

Приобретение специальных знаний и про­буждение интереса к конкретной области знания — точным наукам, филологии, об­ществоведению и т.д.

Выявление и развитие талантов Зарабатывание карманных денег

Колледж

Способность жить самостоятельно

Овладение профессией в соответствии со своими интересами, системой ценностей и способностями

192

Как воспитать замечательного ребенка

Представьте себе, что вы слушаете, как дети обсуждают возможные последствия ослушания. Какую реплику вы хо­тели бы услышать из уст своего ребенка? Все шестеро отказа­лись от дурной затеи, но причины у них разные. Одни со­блюдают правила из страха перед наказанием или потому, что боятся попасться, навлечь на себя гнев родителей. У дру­гих причина более глубокая: они думают о том, что они сами почувствуют, если нарушат правило. Третьи представляют себе, как отразится их поведение на родителях. Есть ли меж­ду этими доводами какая-то разница? Все ли одинаково хо­роши? Существенно ли это различие?

Эти дети обсуждали какой-то поступок, делали свой вы­бор. Кто направлял детей в процессе принятия решения? Ведь родителей рядом не было — или они все же присут­ствовали?

Мы готовы утверждать, что в определенном смысле роди­тели участвовали в акте выбора. Не во плоти, разумеется, но в качестве "инкорпорированного родителя", помогающего пробуждению этики и принятию правильного решения. Бог создал человека таким образом, чтобы он мог внедрить в свое сознание советы, ценности, замечания родителей, ко­торые стали бы частью нашей души и направляли нас в жиз­ни. "Наставь юношу при начале пути его; он не уклонится от него, когда и состареет" (Притчи 22:6). В определенном смысле родители всегда "рядом", они остаются с ребенком, в ребенке. Наше воспитание становится частью той внутрен­ней системы, которая руководит ребенком в его поступках, — частью его совести.

Каким образом развивается совесть? Можно ли нанести ущерб ее развитию? Можно ли исправить этот ущерб? Суще­ствуют ли какие-то предпочтительные перед другими спосо­бы воспитать совесть? На чем нам следует сосредоточиться, когда мы думаем о моральном развитии ребенка?

Проблемам совести и этики будет посвящена данная глава.

8. Становление совести

193

Что такое совесть?

Задумывались ли вы над вопросом, что такое совесть? Большинство людей, наверное, и не размышляли об этом. Как-то я слышал такое определение: "Совесть — это та часть тебя, которая говорит тебе, что ты сделал что-то плохое, и за­ставляет тебя пожалеть об этом". Многие люди принимают подобное определение. Конечно, нам важно отличать добро от зла, и нам необходим этот внутренний голос, который возмущается, если мы нарушаем правила.

Но тем не менее дать определение понятию "совесть" очень непросто. И богословы, и психологи расходятся во мнениях, спорят о том, является ли совесть особой частью человеческой души или нет. Христианские богословы ди­скутируют о том, является совесть даром Божьим или некой заменой Бога. Немало разногласий и в вопросе о том, как действует совесть. Вы когда-нибудь задумывались, откуда вообще берется в нас умение различать добро и зло, какое чувство обязан испытывать человек, нарушающий опреде­ленную систему ценностей? Должен ли он чувствовать себя "плохо" — насколько плохо, как долго? Следует ли ему ис­пытывать чувство вины? Всегда ли требования нашей сове­сти справедливы? Возможно ли, чтобы наша совесть за­блуждалась? Как выяснить это?

Эти вопросы, возникающие в связи с понятием "совесть", выходят далеко за пределы "технических проблем" богосло­вов и психологов — они насущны для каждого родителя. Бог возложил на нас ответственность за развитие в детях этиче­ского чувства. Ребенку необходимо привить:

• умение различать добро и зло,

• систему ценностей, которой ребенок должен руковод­ствоваться,

• собственную внутреннюю способность принимать мо­ральное решение,

13-7215

194         Как воспитать замечательного ребенка

•     способность к самоисправлению,

•              должную внутреннюю реакцию на нарушение этих           правил,

•     желание поступать правильно.

Если во взрослую жизнь ваш ребенок вступает, вооружен­ный всеми этими способностями, значит, вы справились со своей задачей. Рассмотрим, каким образом мы внедряем в ребенка сознание добра и зла, что способствует этому про­цессу и что препятствует ему.