Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Читая труды Елены Уайт Сосредоточьтесь на главных вопросах
Сосредоточьтесь на главных вопросах PDF Печать Email


Человек может читать духовные материалы по меньшей мере двумя способами. Первый - постигать центральные темы, раскрытые или обозначенные автором, второй - исследовать новые и необычные вопросы. Первый способ можно назвать теологией центра, а второй - теологией окраин.

Читая труды Елены Уайт и Библию в течение ряда лет, я использовал второй способ. Не помышляя о последствиях, я начал собирать коллекцию библейских стихов и цитат Елены Уайт, казавшихся необычными и содержащими "новый свет", который еще никто не открывал и не подчеркивал. В этом процессе я часто искал наиболее однозначные высказывания на "новые и необычные" темы, меня заинтересовавшие, выдергивал их из контекста и составлял свои собственные компиляции. Вполне довольный этими открытиями, я поставил перед собой задачу навязать моим единоверцам "более глубокое понимание", которое я почерпнул из Библии и произведений Елены Уайт.

К сожалению, такой метод изучения очень часто создает богословие, которое не может быть признано даже Богом. Данный метод ведет к искажениям и акцентам, изначально не имевшим места в священных подлинниках. Такой метод побудил основателей одной из быстро растущих всемирных церквей крестить живых людей за умерших предков. Обратив внимание в 1 Кор. 15:29 на то, что некоторые коринфяне крестились для умерших, это современное движение сделало, по сути, неверную и давно утратившую значение концепцию главным догматом своей веры, хотя подобная практика противоречит самому смыслу крещения, как отклика веры, который следует за покаянием, о чем свидетельствует остальная часть Нового Завета. Об этой практике говорится только в одном месте Нового Завета и в том смысле, что она близка к магии и противоречит ясному учению Павла о спасении, записанному в других местах Писания. Слова апостола должны были служить предостережением. Всегда небезопасно брать текст, имеющий неясный смысл, и делать его основой учения.

Пятнадцатая глава Первого послания к Коринфянам рассматривает весьма важную тему христианской теологии - реальность телесного воскресения Христа и воскресения верующих в Него в конце времени. Эта важное учение составляет сущность Нового Завета. Однако некоторые христиане Коринфа сомневались в воскресении Христа и будущем воскресении святых. Людям, имевшим подобные сомнения, Павел ответил, что, если нет воскресения, их вера - воистину тщетная, и из всех людей они самые несчастные (запутавшиеся - англ, пер.; см. ст. 12-19).

Эта путаница привела к тому, что некоторые коринфские христиане стали креститься для мертвых. Из доводов, приведенных в пятнадцатой главе, явствует, что Павел не был сторонником крещения для мертвых. Он спрашивает коринфян, почему они делали это, если вообще не верят в воскресение тела. Павел просто указал, что они запутались, и предположил, что их собственная логика должна привести их к разумным выводам.

Мягко говоря, некоторые коринфяне запутались как в воскресении, так и в крещении. Однако в наше время нашлись люди, заявляющие, что они увидели новый свет в 1 Кор. 15:29, и использовали этот вырванный из контекста и трудный для понимания текст в качестве фундамента одной из своих основных доктрин. Если чтение сосредоточивает внимание человека на необычном и новом, то оно приводит к теологии окраин. А такая теология часто бывает далеко не библейской.

Пятнадцатую главу Первого послания к Коринфянам можно читать по-другому, а именно исследовать ее центральную тему, пронизывающую всю главу. Глава начинается так: Павел разъясняет читателям суть Евангелия, заключающуюся в том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых (ст. 1-4). Она заканчивается обетованием о воскресении в конце времени тех, кто принял Благую весть о смерти Христа и Его воскресении ради них (ст. 51 -56). Основной темой главы является воскресение, а не крещение для мертвых. Последняя тема является лишь иллюстрацией непоследовательности коринфян. Взять иллюстрацию и сделать ее доктриной - значит допустить ошибку. Однако, упомянутая выше церковь совершила именно это. Теология окраин в состоянии помочь человеку достичь "нового света", но такой свет в конце концов скорее станет похож на тьму, если его рассматривать в контексте основного и последовательного учения Библии.

Одна из трагедий многих ревностных читателей произведений Елены Уайт заключается в том, что они склонны сосредоточиваться на чтении, руководствуясь теологией окраин. В течение своей жизни г-жа Уайт решительно выступала против такого использования ее произведений. Она предупреждала читателей "остерегаться второстепенных вопросов, которые могут увести мысли от истины" (Советы авторам и редакторам, с. 47).

И вновь она советовала: "Мы должны очень осторожно принимать все, что носит название "новый свет". Мы должны остерегаться, чтобы под видом исследования новой истины сатана не отвратил наши мысли от Христа и особых истин для настоящего времени. Мне было показано, что сатана внушает людям сосредоточивать их мысли на неясных и несущественных вопросах, на том, что не до конца открыто или не имеет значения для спасения, но выдается за увлекательную тему, "истину для настоящего времени"" (там же, с. 49). "Ангелы сатаны, - писала она в другом случае, - изобретательны на зло, и они придумают то, что некоторые назовут новым светом, чем-то современным и замечательным. В действительности они учат неуместным вопросам" (Свидетельства для проповедников, с. 229).

Учения многих ревнителей люди принимают за "новый свет" из-за их несомненной искренности и тому факту, что многое из сказанного ими может быть действительно необходимо. Как определить, когда мы находимся в центре или, словно в поисках заблудившихся гусей, забредаем на край того, что действительно важно? Елена Уайт дает ответ на этот вопрос.

Весьма важное высказывание на данную тему мы находим в книге "Воспитание". "Библия, - пишет вестница Божья, - сама себя разъясняет. Для этого необходимо один текст сравнивать с другим. Научите своих слушателей видеть цельность Библии, ее взаимосвязанность. Помогите открыть центральную, величественную тему Библии - Божий первоначальный план для мира, возникновение великой борьбы и процесс искупления. Помогите понять природу двух принципов, борющихся за превосходство, научите прослеживать их действие в истории и пророчестве до славного завершения человеческой истории. Научите наблюдать, как эта борьба проникает во все сферы человеческой деятельности, как в каждом своем поступке они сами обнаруживают ту или иную противоборствующую силу, и что, независимо от того, хотят они того или нет, им уже сейчас нужно решить, чью сторону принять" (Воспитание, с. 190, курсив мой. - Дж. Н.).

Похожая выдержка о "центральной величественной теме" Библии определяет центральную тему Священных Писаний еще точнее. "Центральной темой Библии, - читаем мы, - вокруг которой сгруппированы другие, является план искупления, восстановление в человеческой душе Божьего образа". "Рассматриваемая во свете" величественной, центральной темы Библии "каждая тема приобретает новое значение" (там же, с. 125; курсив мой. - Дж. Н.).

В таких высказываниях мы находим указания, как читать Библию и произведения Елены Уайт. Читайте, чтобы видеть широкую перспективу; читайте, чтобы найти величественную, центральную тему. Целью Божьего откровения, посланного человечеству, является спасение. Это спасение сосредоточивает нас на кресте Христовом и на нашем отношении к Богу. Все наше чтение происходит внутри этого контекста, и вопросы, самые близкие к величественной, центральной теме, являются, очевидно, более важными, чем находящиеся на ее окраинах.

Как христиане мы должны сосредоточиваться не на второстепенных, а на центральных истинах Библии и произведений Елены Уайт. Если мы будем поступать именно так, то второстепенные вопросы займут подобающее им место в контексте "величественной, центральной темы" Божьего откровения к Его народу. Кроме того, сосредоточенность, главным образом, на второстепенных вопросах христианства не только приводит к искаженному пониманию, но также создает проблемы, когда мы стремимся применить Божье наставление в повседневной жизни. Сосредоточенность на несущественном создает благоприятную почву для крайностей и фанатизма.

Напротив, чтение с позиции "величественной, центральной" темы Священного Писания помогает нам все оценивать в правильной перспективе. Это путь к духовному здоровью. Это основной вопрос, поднятый Иисусом в Евангелиях, когда Он стремился вновь привести иудеев Своего времени к пониманию того, что означает истинная религия.

Иисус был нацелен на теологию центра, а не теологию окраин. Он хочет, чтобы и мы поступали подобным образом. Мы должны не только читать все произведения Елены Уайт в перспективе "величественной, центральной темы христианства", но расширять наше понимание этой темы, прочитывая каждую книгу и каждую главу. Читать по-христиански - значит читать в перспективе великой борьбы между добром и злом, в перспективе креста Христова.