Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Найдите основные принципы PDF Печать Email


В июле 1894 года Елена Уайт направила письмо руководству Церкви в Батл-Крике, штат Мичиган, в котором осудила покупку велосипедов и езду на них (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 50-53). На первый взгляд кажется странным, что такой вроде бы незначительный вопрос стал довольно важным для пророчицы Божьей. Он кажется тем более странным, когда мы узнаем, что вопрос о велосипедах был особым образом открыт в видении.

Как применять этот совет сегодня? Означает ли он, что адвентисты седьмого дня не должны иметь собственных велосипедов?

Отвечая, нам следует вначале исследовать исторический контекст (см. главу 12). В 1894 году производство велосипедов только начиналось, и их приобретение превратилось в причуду. Ими пользовались не как экономичным видом транспорта, а просто ради того, чтобы шагать в ногу с модой, участвовать в велосипедных гонках или гордо разъезжать по городу. По вечерам на велосипеды навешивались японские фонарики. Езда на велосипеде означала, что вы занимаете достаточно высокую ступеньку общественной лестницы.

Выдержки из статьи под заголовком: "Когда весь мир ехал на колесах" помогут нам познакомиться с историческим контекстом совета относительно приобретения велосипедов. "К концу прошлого века, - читаем мы, - американцев увлекла всепоглощающая страсть, оставлявшая им мало времени и денег на что-нибудь другое... Каким же было это большое новое развлечение? В поисках ответа лавочникам достаточно было выглянуть из окна и понаблюдать, как их недавние покупатели со свистом проносятся мимо. Америка открыла для себя велосипед, и каждый изощрялся, как мог, пользуясь свободой передвижения, которую тот давал... Вначале велосипед был игрушкой богатых людей. Общество в целом и знаменитости в частности оказались на колесах...

Самый лучший из первых велосипедов стоил 150 долларов - цена, сравнимая с ценой современного автомобиля... Каждый член семьи хотел иметь "колеса", и часто сбережения целой семьи уходили на удовлетворение этих желаний" (Ридерз дайджест, 1951, декабрь).

Давая подобную информацию, социальный историк Д. С. Фурнас замечает, что "в начале 1890-х годов одним из зрелищ Гарден Сити, на Лонг Айлэнд, была элегантная г-жа Берк-Роуч в ее серо-белом костюме для велосипедной езды на покрытом серебром велосипеде. Ослепительный велосипед, на котором ездила Лилиан Рассел в Центральном парке, был украшен золотом" (Американцы, с. 810).

В свете исторического контекста высказывание Елены Уайт, сделанное в 1894 г. относительно велосипедов, приобретает новое значение. "Казалось, - писала она, - все помешались на велосипедах. На потворство этому увлечению тратились деньги, которые с гораздо большей пользой могли быть вложены в строительство молитвенных домов там, где в них есть великая нужда... Казалось, будто колдовское влияние, подобно волне, нахлынуло на наш народ... Сатана целеустремленно работает, побуждая наших людей тратить время и деньги на удовлетворение мнимых нужд. Это есть разновидность идолопоклонства... В то время как сотни людей жаждут хлеба, в то время как повсюду царят голод и болезни... будут ли утверждающие, что любят Бога и служат Ему, поступать как люди во дни, Ноя, идя вослед влечению своего сердца?..

Я видела, что отдельные братья и сестры стремятся к превосходству, стараясь обойти друг друга в быстрой велосипедной гонке. Среди них царил дух борьбы за то, кто будет больший... Мой Наставник сказал: "Все это оскорбительно для Бога. Тут и там души гибнут из-за недостатка хлеба жизни и воды спасения". Когда сатана терпит поражение на одном направлении, он с готовностью предлагает другие замыслы и планы, которые кажутся привлекательными и необходимыми, но они поглощают деньги, внимание и возбуждают себялюбие, так что лукавый одерживает верх над теми, кого легко склонить к пустым и эгоистичным прихотям..."

"Какое бремя несут эти люди, - спрашивает вестница Божья, - ради продвижения дела Божьего?.. Является ли подобное размещение средств и нелепые велосипедные гонки по улицам Батл-Крика доказательством истинности вашей веры в то время, когда последнее торжественное предупреждение должно возвещаться людям, стоящим на самом пороге вечного мира?" (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 51, 52).

Совет относительно велосипедов явно относится к определенному времени. Через несколько лет велосипеды стали довольно недорогим видом транспорта, доступным молодым людям и малоимущим, а по мере развития промышленности внимание и помыслы устремились на четырехколесного преемника скромного велосипеда.

Таким образом совет относительно велосипедов остался без практического применения. Или его еще можно применять? Конечно, отдельные специфические детали наставления не имеют больше значения, но принципы, на которых покоится это наставление, остались вполне приемлемыми на все времена.

Каковы же эти принципы? Во-первых, христиане не вправе тратить средства на эгоистичные удовольствия. Во-вторых, христиане не должны искать и добиваться превосходства над другими людьми, делая то, что порождает дух борьбы и соревнования. В-третьих, главные ценности христиан следует связывать с грядущим Царством и со стремлением помогать ближним в данный период истории. И в-четвертых, сатана всегда будет строить козни, дабы направить христиан на путь эгоистичного самоугождения.

Эти принципы неизменны. Они относятся к каждому месту и каждому веку земной истории. В 1894 году велосипеды были просто точкой соприкосновения перечисленных принципов с ситуацией, сложившейся в Батл-Крике. Особенности времени и места меняются, но универсальные принципы остаются постоянными.

На нас, христиан, возложена обязанность не только читать Божье наставление, обращенное к нам, но и верно применять его в нашей личной жизни. Следовательно, наша первая задача - отыскивать принципы христианской жизни через направляемое Духом изучение Библии и произведений Елены Уайт.

Наша вторая задача - соотносить найденные нами принципы с нашей личной жизнью и социальным контекстом. Для этого нам необходимо понимать историческую ситуацию, первоначально вызвавшую наставление. Эта информация поможет нам увидеть различие между универсальными принципами, лежащими в основе вдохновенного высказывания, и деталями, характеризующими проблему в историческое время и в историческом месте.

В-третьих, нам необходимо хорошо понимать текущую ситуацию, к которой мы собираемся применить универсальные принципы. Только имея такое понимание, можно разумно воплотить пророческие принципы в нашей повседневной жизни, в наших школах, церквах и других сферах нашей культуры.

Без понимания не может быть места применению. Но понимание подразумевает использование разума и здравого смысла, как мы уже выяснили в 15 главе. Главная проблема, с которой все мы сталкиваемся, это равновесие между верой во вдохновленные свыше свидетельства и данным нам Богом разумом. Одна полярная крайность - бездумно полагаться на пророческий авторитет (при разрешении любого вопроса говорить: "Я имею цитату"), а другая крайность - неумеренно опираться на рассудок, лишь бы оправдать или извинить любой наш поступок. Вдохновенное наставление должно всегда руководить нашим разумом. С другой стороны, нам всегда следует с помощью нашего разума понимать и применять истину, содержащуюся в наставлении.

Полагаться только на вдохновленные свыше писания или только на рациональное суждение - значит допускать фатальную ошибку. Когда мы стремимся понять Бога и применить Его мудрость в нашей практической повседневной жизни, авторитетное откровение и освященный разум идут рука об руку. Бог дал нам способность здравого мышления, и Он ожидает, что мы будем использовать эту способность для Его славы (Ис. 1:18; Воспитание, с. 17). Вдохновенное наставление предлагает основные принципы, которые определяют границы и направление нашего здравого мышления, в то время как само мышление делает нас способными применять этот совет к нашим уникальным и вечно меняющимся обстоятельствам.

Христианская жизнь - это динамичный опыт, неразрывно связанный со здравым смыслом и мышлением и влияющий на мысли человека. Поэтому христианство является нравственным свершением, благодаря которому люди несут ответственность перед Богом. Жесткость и непреклонность мысли и действия являются полной противоположностью живого христианства. Задача христианина - исследовать Божьи откровения, а затем стремиться воплотить их в повседневную жизнь, не искажая смысла их основных принципов. Для этого требуется личное посвящение и чуткость к руководству Святого Духа.

Елена Уайт жила и стремилась руководить адвентистской Церковью на основе постоянной связи с живым Духом. Иисус, обладавший гибкой манерой общения, мог соприкасаться со всеми классами людей, поэтому Он служит примером такого же отношения. Его легко адаптировавшаяся жизнь, основанная на Божественных принципах, а также Его учения разорвали ветхий бурдюк фарисейства.

Можно добавить, что Нагорная проповедь - это отличный пример некоторых идей, представленных в настоящей главе. В конце главы 5 Евангелия от Матфея Иисус в каждой из шести иллюстраций стремился направить внимание Своих слушателей к принципиальной сути Закона и применению его в их собственной жизни.