Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Праведность через веру. Ганс К. Ларондейл ХРИСТОС РАСПЯТЫЙ ОТКРОВЕНИЕ БОЖЬЕЙ ПРАВЕДНОСТИ
ХРИСТОС РАСПЯТЫЙ ОТКРОВЕНИЕ БОЖЬЕЙ ПРАВЕДНОСТИ PDF Печать Email

Почему наша надежда сосредоточена на кресте Христа? Я подразумеваю, что в действительности случилось на кресте для истории спасения?

Почему и как апостол Павел отвергал всякую надежду на плоть, на свою собственную безупречную праведность?

Почему апостол Павел видел в Иисусе Христе исключительное по своему значению Божье откровение? Почему он сказал: "Не отвергаю благодати Божией. А если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2:21).

Какое отношение Божья праведность имела ко кресту Иисуса Христа? Почему Иисусу было необходимо умереть на кресте? Не мог ли Бог просто простить грехи без креста, по Своей милости?

Существует ли различие между Божьим прощением грехов Израиля в Ветхом Завете и нашим человеческим прощением?

Каково значение креста Иисуса Христа в истории спасения?

Простил ли Бог грехи и оправдал ли грешников, живущих в эпоху Ветхого Завета?

Псалом 102:2-3 свидетельствует:

"Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои..."

В Исаии 43:25 Бог Израиля открывет: "Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну..."

Псалом 102:10 говорит:

"Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам".

А Исаия 44:22 возвещает:

"Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако".

Или как говорит Михей 7:19:

"Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши".

Какой характер имеет это прощение или оправдание? Исключает ли оно Божью справедливость, Его гнев и осуждение греха? Апостол Павел спрашивает: "Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? ...Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?" (Римл. 3:5-6).

И апостол ссылается на Ветхий Завет, чтобы показать справедливость Божьего гнева за грех.

"Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (В Римл. 12:19 приводится ссылка на Втор. 32:35, Песнь Моисея.).

Действительно, Ветхий Завет открывает, как грехи Израиля вынуждали Бога проявлять гнев и негодование. Божий гнев это не слепая, таинственная судьба. Он является Божьей реакцией на то, что происходит в Израиле и вокруг него.

Проявление Божьего гнева имеет, однако, своей целью не Его мщение, а наше обращение, наше возвращение к Его любви.

Обратим внимание на замечательное откровение в псалме 7:12: "Бог - судия праведный, и Бог - всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается, Он изощряет Свой меч..."

Божий гнев является поэтому не только проявлением Его внутреннего настроения. Он означает Божьи активные действия, направленные против всех, кто отвергает Его обетования и завет благодати.

В 77 псалме описан гнев Божий против Израиля, который недооценивал Божьи спасающие действия:

"Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорался на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его... Гнев Божий пришел на них, убил тучных их, юношей Израилевых низложил" (Пс. 77:21-22, 31).

Таким образом, гнев Божий бывает вызван определенной причиной. Он направлен против греха и, поэтому, свидетельствует о Божьей святости и справедливости. Более ясно причина Божьего гнева указана Моисеем во Второзаконии, гл. 29. Когда все народы спросят, почему Господь излил на Израиля Свой великий гнев, на это последует надлежащий ответ:

"За то, что они оставили завет Господа... за то возгорелся гнев Господа..." (25-27).

В этих стихах открывается ясная причина Божьего гнева. Она заключается в том, что Израиль оставил Его завет любви и отвернулся от своего Бога.

Божье избрание Израиля и заключенный с ним завет не исключает проявление к нему Божьего гнева, который имеет целью привести Израиль обратно к Завету и закону Божьему. По словам пророка Исаии (63:10), Божий Дух огорчается вследствие нарушения Божьего завета благодати. Таким образом Божий гнев не противоречит Божьей любви. Он находится с ней в полной гармонии и ведет людей к покаянию и беспрерывному дарованию Им любви и прощения.

Апостол Павел полностью соглашается с проявлением Божьего гнева в Ветхом Завете. Но, понимая, что грех иудеев заключался не в поклонении идолам, а в уповании на дела закона, он делает ударение на закон, говоря, что Божий гнев проявляется в проклятии всякого, кто не исполняет Божий закон полностью. В послании к Галатам (3:10) апостол цитирует Второзаконие, гл. 27:26:

"Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним".

Поэтому, он смог даже написать в Римл. 4:15: "Ибо закон производит гнев...", так как Божий гнев направлен против всякого нарушителя Его святого закона.

В Римл. 1:18 апостол указывает, что с неба ясно открывается Божий гнев на всякое нечестие и неправду людей, которые знают праведный суд Божий (ст. 32), но своим нечестием подавляют истину. Такие люди остаются без извинения (ст. 20).

С точки зрения апостола Павла, Божий гнев является неизбежной реальностью. Он является синонимом Божьего праведного суда. (Он равнозначен Божьему праведному суду.)

"Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу твоему, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога" (Римл. 2:5).

Здесь праведный гнев и праведный суд представлен как тождественные понятия. Но как можно когда-либо предотвратить Божий гнев, если ни один человек не соблюдает полностью Божий закон?

До тех пор, пока иудеи отвергают предсказанного в пророчествах Заместителя, они никогда не смогут дать на этот вопрос утешительный ответ.

Первым иудеем, который признал в то время, что Божий гнев можно предотвратить предназначенным в жертву агнцем Божьим, как сказано в Ис. 53 гл. был Иоанн Креститель. Указывая на Иисуса, он провозгласил: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".

Здесь раскрывается действительное основание для Божьего прощения грехов и их изглаживания.

Бог радикально осудил и наказал человеческие грехи, возложив их на Иисуса, Агнца Божия. Гнев Божий за грех был отвращен от человека и обрушился на Иисуса на кресте.

Но эта истина спасения подразумевает наше личное принятие ее. Иоанн Креститель объясняет, как сказано в Иоан. 3:36: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем". Как, по словам апостола Павла, он сам пришел к познанию евангелия Христа

В Послании Галатам 1:12 он свидетельствует: "Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа".

И он освещает эту центральную и основную истину христианской веры в Римл. 3:21-26 и во 2 Кор. 5:17-21.

Доказав из Ветхого Завета в Римл. 1:3,что ни один человек на земле не может стать праведным перед Богом, уповая на закон, а напротив, может только навлечь на себя гнев Божий, апостол продолжает замечательное откровение Божьей праведности на кресте Иисуса Христа.

В 21 стихе он показывает, что Ветхий Завет уже указал другой, не основанный на законе путь оправдания и спасения. Этот путь открыт был тогда в Иисусе Христе.

"Но ныне, независимо от закона, явилась правда (праведность - англ.) Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда (праведность - англ.) Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды (праведности - англ.) Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды (праведности - англ.) Его в настоящее время, да явится он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса..." (Римл. 3:21-26).

Таким образом, по словам апостола Павла, о евангелии Иисуса Христа свидетельствовали закон и пророки. Евангелие Иисуса Христа является не отвержением или законом Ветхого Завета, а его подтверждением и исполнением.

В Иисусе Христе Бог примирил с Собою мир. В Иисусе Он проявил Свою Божественную праведность как действие спасения, совершенное ради человека.

Как в Иисусе Христе открылась Божья праведность?

В 25 и 26 стихах апостол Павел показывает значение креста Иисуса Христа в Божьих очах.

Бог предложил Иисуса Христа в "жертву умилостивления в крови Его через веру".

Отсюда, во-первых, вытекает, что не человек предложил кровь Иисуса Богу. Это сделал Сам Бог, предложив людям примирение. Как дорога цена этого примирения! Прощение наших грехов - это не простое забвение этих грехов, а глубокое искоренение их из нашего сердца. Смертью Своего возлюбленного Сына Бог заплатил высокую цену за спасение человека от Божьего гнева. Крест является местом, где Бог совершил дело примирения. Почему крест?

Павел открывает: "для показания правды (праведности - англ.) Божьей и в прощении грехов, соделанных прежде".

Интересно отметить, что апостол Павел в 21-26 стихах четыре раза указывает на Божью "праведность" и на тот факт, что "в распятом Христе Бог продемонстрировал всем Свою праведность". Почему? Чувствовал ли Бог необходимость доказать Свою праведность? В следующих словах видно, что для этого существует более глубокая причина, а именно: "Бог продемонстрировал Свою праведность для "прощения грехов, соделанных прежде".

Бог совершил Свое действие оправдания на кресте Иисуса для прощения всех прошлых грехов, совершенных в течение 4000 лет до креста, на которые никогда в полной мере не был излит Божий гнев. Ранее Его прощение казалось людям простым забвением грехов и игнорированием Богом их грехов.

В Своем долготерпении Бог как бы оставлял их без внимания.

Слово "прощение" в 25 стихе 3 гл. Послания к Римлянам переведено с греческого слова "паресис", которое несколько отличается от другого греческого слова "афесис", обычно употребляемого для обозначения прощения.

Слово "паресис", которое использует апостол Павел, лучше было бы перевести не "прощение", а "оставление без внимания". Однако такой перевод может быть неправильно понят, будто Бог смотрит сквозь пальцы на грехи, совершенные в ветхозаветное время. Но апостол Павел, ссылаясь на Божье долготерпение, хочет показать Божье намерение относительно прошлых грехов. Бог обходил молчанием прошлые грехи не потому, что допускал их, а потому, что терпел эти грехи в течение долгого времени. Это означает, что Бог сдерживал Свой гнев.

Характер Божий в этом смысле был уже освещен в Ветхом Завете пророком Исаией: "Долго молчал Я, терпел, удерживался" (Ис. 42:14).

Бог имеет мудрое провидение и Свой мудрый план в отношении этого вопроса. Божье долготерпение не является концом Его намерения. Оно указывает на будущее. Божье долготерпение к грехам, соделанным прежде, не означает, что Он относится терпимо, допускает или легко смотрит на прошлые грехи. Нет, Он только откладывает совершение суда за эти грехи.

Однако в настоящее время, говорит апостол Павел, Бог проявил Свою праведность на кресте в Иисусе. Но это не означает проявление только полноты Божьего гнева.

Однако в настоящее время в кресте Иисуса Христа проявляется конец Божьего долготерпения.

Божий гнев сам по себе не является концом Божьего долготерпения. За осуждением греха следует примирение человека с Богом. В 26 стихе говорится, что Бог не только показал (или доказал - ин. перевод) на кресте Свою праведность, но и то, что Он оправдывает верующего в Иисуса (Иоан. 1:9).

Для апостола Павла Евангелие Иисуса Христа является проповедью о кресте, где совершился Божий суд.

Поэтому Евангелие открывает, с какой серьезностью Бог относится ко греху и насколько велик Его гнев против греха.

В Ветхом Завете проявление Божьей праведности всегда носило двусторонний характер: была спасающая праведность и порицающая праведность. Точно так же можно рассматривать и великое, основное проявление Божьей праведности на кресте Христа.

Бог показал Свою абсолютную праведность, проявив на кресте как справедливость, так и милость. Эти два свойства праведности не ограничивают друг друга, а находятся в совершенной гармонии.

Божья милость, любовь или благодать не могут потворствовать греху.

Они подтверждают Божью справедливость. Такое понимание является ответом ложным учениям, которые отвергают Божий закон. Божья милость проявляется в том, что Бог возложил наши грехи и беззакония на Иисуса, сделал "не знавшего греха жертвою за грех" (или грехом - англ. пер.), чтобы осудить грех и примирить нас с Собою.

Е. Уайт свидетельствует:

"Божья любовь нашла свое выражение как в Его справедливости, так и в Его милости. Справедливость является основанием Его престола и плодом Его любви. Сатана стремится разъединить Божью милость с истиной и справедливостью. Он хотел доказать, что справедливый Божий закон является причиной их разъединения. Но Христос показывает, что в Божьем плане Его милость и справедливость неразрывно связаны вместе: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются" (Пс. 84:11; Ж. В., с. 762).

Раввины всегда напрасно пытались своими путями найти правильное взаимоотношение между Божьей милостью и Его справедливостью.

Поэтому только на кресте открывается, что Божья справедливость и милость одно целое, потому что только на кресте совершилось наказание наших грехов, возложенных на Него.

Поэтому крест является великим Божьим призывом к нашему освящению "чтобы в Нем мы могли сделаться праведными перед Богом" (2 Кор. 5:21).

В послании к Римлянам 8:3 апостол Павел снова упоминает, что Бог осудил грех во плоти Иисуса Христа, чтобы через Иисуса примирить нас с Собою.

"Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут..." (Римл. 8:1).

Осуждение, которого заслуживаем мы, легло на Него, как сказал пророк Исаия:

"Наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5).

По этой-то причине так часто в ветхозаветное время и отвращался Божий гнев от людей. В 77 Псалме 38 стихе мы читаем: "Но Он милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей" (сравни Пс. 29:6; Ис. 12:1; 54:7-8). Пророк Осия говорит: "Не сделаю по ярости гнева Моего... ибо Я - Бог, а не человек, среди тебя - Святый, Я не войду в город" (Ос. 11:9).

Гневающийся человек склонен мстить за себя. Божий гнев ведет к примирению.

Божье прощение наших грехов не является самоочевидным или обычным делом. Это прощение есть неожиданный и наиболее поразительный поворот от гнева к милости.

В служении, совершаемом в ветхозаветном святилище, Бог показал, что Его благость имеет высокую цену. Это служение требовало смерти приносимой за грех жертвы прежде, чем могло быть достигнуто прощение и примирение с Богом. А грехи оставались во святилище вплоть до очищения или судного дня.

В Евр. 9:22 представлено средство, через которое совершался ветхозаветный путь спасения: "Да и все почти по закону очищается кровью и без пролития крови не бывает прощения".

Христос не отверг весь ветхозаветный путь прощения, а осуществил его, пролил Свою кровь:

"Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею" (Евр. 9:26).

В противовес много раз приносимым жертвам козлов и агнцев, которые не могли очистить человека от греха, в Послании к Евреям 10 главе представлена жертва Христа Иисуса, однажды принесенная за всех и имеющая силу навсегда очистить от грехов и освятить верующего.

В Евр. 10:16 сказано:

"А где прощение грехов, там не нужно приношение за них".

Это не означает простое отрицание или отвержение Ветхого Завета, который Бог заключил с Израилем, а указывает на полное осуществление пророчества Иеремии 31:31 об установлении Нового Завета.

В Евр. 8:13 апостол Павел ссылается на пророка Иеремию: "Говоря "новый" показывает "ветхость первого".

Прийдя на нашу землю как Мессия, Иисус намеревался только исполнить пророчество Иеремии о Новом Завете. Христос был осуществлением ветхозаветных жертв и ветхозаветного священства. Он не отрицает завет, а, напротив, делает его более действенным и эффективным.

В 7 главе Послания к Евреям апостол Павел, ссылаясь на Ветхий Завет, доказывает, что 109 Псалом, сопровождаемый клятвенным заверением Божьим, свидетельствует о несовершенстве левитского служения, священства, ибо должен был восстать иной священник, по чину Мелхиседека (ст. 11, 16 и 26), "Который таков по силе жизни непрестающей" (16). "Посему,- говорится в Евр. 7:25 об Иисусе Христе,- и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них".

В распятом и воскресшем Иисусе Христе полностью открылась Божья праведность.

ГНЕВ БОЖИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Новый Завет открывает не другого Бога? Он открывает Бога Израилева. Истина Нового Завета призвана провозгласить осуществление ветхозаветных пророчеств о Божьем пути спасения через Божественного Искупителя.

В Евр. 2:2, 3 показано, с какой строгостью Бог относится к каждому преступлению и непослушанию вести Моисея в Ветхом Завете. Затем задается вопрос относительно Иисуса: "Как мы избежим вознерадевши о толиком спасении?"

В Евр. 10:26-31 открывается, что отвержение Иисуса, является грехом, который не прощается. Умышленный грех или даже хула на Бога могут быть прощены. Эти же стихи открывают, что грех, который не прощается, имеет прямую связь с нашим отношением ко Христу... Между грехом против распятого и воскресшего Спасителя и против Святого Духа нет дейстительного различия.

Евр. 10:29 нет разницы между попиранием Божьего завета крови и оскорблением Святого Духа. В Лук. 23:34 Иисус мог еще молиться: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают".

Но сейчас после креста и воскресения Дух Святой обличает людей о грехе, "что не веруют в Меня" (Иоан. 16).

Апостол Павел в 1 Фес. 1:10 открывает, что только Иисус избавляет нас от грядущего гнева. В Римл. 5:9 он смело провозглашает: "Посему, тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева".

Следовательно, попытка оправдаться делами закона обречена на неудачу. Крест в таком случае был бы не нужен, а благодать креста сведена к нулю.

Раввины могли надеяться на оправдание только в неопределенном будущем. Они никогда не могли сказать, что имеют оправдание "в данный момент". По их словам, это оправдание откладывалось на конец истории, но уверенности в этом оправдании у них не было, так как все зависело от того, какие дела: добрые или худые, перетянут чашу весов.

Весть апостола Павла открывает Израилю новую истину, что всякий верующий в Иисуса Христа, получает оправдание в настоящее время и не через дела, а через веру в искупительную кровь Иисуса. Такой человек может иметь радость в Боге, потому что он не боится будущего суда. Оправдание верою является Божьим даром.

В Римл. 8:33 сказано:

"Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их..."

В Откр. 6:16 Иисус показывает, что в конце земной истории Он Сам явится как Судья этого мира. Тогда будет слишком поздно кричать горам: "Падите на нас и сокройте нас от... гнева Агнца".

Примечательно, что в другом месте сказано: "От гнева Агнца закланного".

Гнев Божий и гнев Христа будет излит только на тех, кто отвергал или пренебрегал Иисусом - Агнцем - распятым Христом.

Апостол Павел не колеблется написать в 1 Фес. 2:1, что все иудеи, препятствующие провозглашению этой вести спасения в Иисусе, "наполняют меру грехов своих, но приближается на них гнев до конца".

Оправдание возможно при условии принятия Иисуса Христа как предназначенного Богом Искупителя от наших грехов и при условии упования на очищающую кровь Сына Божьего.

Оправдание происходит "верою", апостол никогда не говорит "вследствие веры". Оно бывает через веру или по вере.

Вера не является человеческой заслугой. Она является орудием для принятия дара Божьего спасения.

Вера не есть средство нашего спасения, а просто канал для получения его" (АСД, Библ. ком. на Ефес. 2:8).

Вера не является делом человеческим. Она пробуждается духом Святым, когда провозглашается евангелие креста.

Е. Уайт свидетельствует:

"В вере нет ничего такоего, что делает ее источником нашего спасения".

Вера не может изгладить нашей вины... Оправдание приходит только через заслуги Иисуса Христа. Он заплатил высшую цену за искупление грешника. И, однако, только через веру в Его кровь, Иисус может оправдать верующего" (АСД Библ. ком. 6, 1071).

"Вера не зависит от чувств" (Там же, 1073, Письма, 7, 1892).

Небесные ангелы радуются, когда грешник в вере полагается на Христа. Христос как небесный Первосвященник вменяет верующему Свою праведность и освобождает его от греха" (Римл. 4:4-5, 25; Зах. 3:4).

А что происходит в сердце верующего? Там происходит большая перемена. Вместо вражды к Богу он приобретает мир с Ним.

Апостол Павел в Римл. 5:1 говорит об этом новом состоянии сердца как о чудесном результате оправдания, как о благодати, которую мы можем испытывать постоянно. Да, мы переживаем этот переход от вражды к миру не как абстрактный юридический акт, когда с человека снимается вина. Нет, происходит нечто большее. Оправдание является источником Божественного мира и любви. Мы не только можем видеть Божью любовь в том, что Бог отдал Своего Сына (Римл. 5:8). Божья любовь может посредством Духа Святого "изливаться в наши сердца" (Римл. 5:5). Поэтому оправдание - это не только вмененная праведность, имеющая силу в любви. Следовательно, оправдание никогда не следует отделять от Божьей любви" (1 Кор. 13:2).

Через оправдание во Христе мы получаем доступ к Богу (Римл. 5:2). Эту взаимосвязь мира и любви с Богом апостол называет примирение. Крестную жертву Христа часто называют искуплением или средством умилостивления.

Следовательно, примирение, или мир с Богом, достигается посредством этой жертвы. Термины "искупление" и "примирение" так тесно переплетены между собой, что их невозможно рассматривать каждый особо. Наиболее выразительной иллюстрацией живого опыта оправдания является притча о блудном сыне. Оправдание - это полное восстановление мира с небесным Отцом.

Елена Уайт глубоко понимала и пережила на опыте эту истину: "Когда кающийся грешник сокрушается перед Богом и, склонившись к подножию креста, принимает совершенное ради него искупление - свою единственную надежду, как для этой жизни, так и для будущей, его грехи прощаются. Так происходит оправдание верою. Каждая верующая душа должна полностью подчинить свою волю воле Божьей, сохранять состояние покаяния и сокрушения, укреплять свою веру в заслуги Искупителя и переходить от силы в силу, от славы в славу.

Прощение и оправдание имеют одно и то же значение. Посредством веры человек, бывший ранее во вражде с Богом, подданный греха и сатаны, становится верным подданным Иисуса Христа не потому, что он имеет какие-либо особенные достоинства, а потому, что Христос принимает его как Свое дитя.

Грешник получает прощение своих грехов благодаря тому, что эти грехи взял на Себя его Заместитель и Поручитель... Таким образом, прощенный и одетый в прекрасные одежды Христовой праведности человек стоит незапятнанный перед Богом...

Бог Отец может прощать наши преступления и грехи потому, что Христос взял на Себя нашу вину и спас нас, вменяя нам Свою праведность. Его жертва полностью удовлетворяет требованиям справедливости" (Библ. ком. АСД, VI, 1070).