Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Раздел первый ТРИ ЛИЧНОСТИ БОЖЕСТВА PDF Печать Email

  Вступление:

Для блага всех, как членов Церкви христиан АСД, так и для дорогих братьев и сестер, находящихся в ВС АСД и других Реформационных движениях, - выходит второй том книги "Церковь христиан АСД и Реформационные движения" - с материалами и фактами - более расширенными и с оригинальными источниками на английском языке. Начиная изучение о трех Личностях Божества, обратим внимание на истоки нашей общей веры.

1. "Вера, однажды переданная святым" (Иуды 3 ст.)

1. На роль истинной Церкви претендуют многие религии:

- Не принимая во внимание Восточные религии - индуизм, синтоизм, буддизм и их новейшие производные, обратим внимание только на христианские течения. Это - римо-католики, православные, протестанты - раннего и позднего периода. К последним относятся и Адвентисты седьмого дня.

2. От АСД со времени первой мировой войны выделилось Реформационное движение, которое в 1919 году официально сформировалось и зарегистрировалось во Франкфурте-на-Майне в Германии как отдельное миссионерское общество.

- Это движение впоследствии разделилось на множество движений, из которых сегодня в мире известны три наиболее крупных течения. Это:

1) Международное миссионерское общество Адвентистов седьмого дня с центром в Германии - около 24000 последователей.

2) Реформационное движение АСД с центром в Америке - 23 800 последователей по всему миру.

3) И ВС АСД (шелковцы), последователи которого находятся только на территории бывшего СССР и небольшая группа немцев-переселенцев на территории Германии - всего около 4000.

3. Каждое из этих движений - Адвентисты седьмого дня и три названных Реформационных Движений - претендуют на роль "веры, однажды переданной святым" (Иуды 3 ст).

- Как простому человеку и даже хорошо знакомому со Священным Писанием определить, где же истинная вера, вера, соответствующая первой апостольской церкви, которую можно взять за образец? Конечно, основой является Священное Писание. Ис. 8:20. И великим подспорьем являются оригинальные труды Духа пророчества. Итак, на последующих страницах мы имеем возможность изучить основные истины спасения, из точки зрения Библии и Духа пророчества.

II. Понятие движения ВС АСД о трех Личностях Божества

1. В книге, выпущенной обществом ВС АСД (шелковцами) под названием "Едом" дана следующая формулировка учения Адвентистов седьмого дня о трех Личностях Божества:

"1931 год. Едом принимает общевавилонский догмат о триедином Боге, о едином Боге в трех лицах, согласно которому, вопреки гармонии Библии и Свидетельств Е. Г. Уайт, бездоказательно утверждается, что Дух Святой такой же Бог и такая же Личность, как и Бог Отец и Сын Божий. При этом утверждается и то, что все три Бога равны, единосущны, взаимовечны и есть проявления единого Бога, Бога в трех Лицах. Библия же и Дух пророчества ясно учат, что Сын Божий рожден от Отца (Иоан. 1:14.18; Кол. 1:15; Евр. 1:5-6), а Святой Дух от Отца исходит (Иоан. 16:26)" ("Едом", 178- 179 стр.).

2. Вера церкви христиан АСД, во-первых, началась не в 1931 году. Она началась с пророков, затем ее продлили апостолы, а центром ее является Иисус Христос (Ефес. 2:20). Догмат о триедином Боге был принят не Вавилоном, а церковью апостольской - она очень хорошо понимала эту главнейшую истину спасения. И она настолько ясно изложена в Священном Писании и Духе пророчества, что можно только удивляться, как могут люди, вышедшие из недр Адвентистской церкви, попасть в такой заблуждение, которое лишит их спасения и вечной жизни. Пророк говорит: "Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения" (Осии 4:6).

3. Понятие о трех Личностях Божества - это понятие истинной церкви всех веков. Начнем наше рассуждение с Личности Бога-Отца. Никто ни в церкви АСД, ни в Реформационных движениях не станет оспаривать, что Он является божественной Личностью с особым преобладающим свойством характера - любовью, которая побуждает к справедливости и при всем этом "милость превозносится над судом" (Иак. 2:13). Главный вопрос, против которого выступает ВС АСД, защищая свое арианское заблуждение,- они не признают Христа и Духа Святого полноценными божественными Личностями.

III. Три Личности Божества или одна Личность?

1. Согласно всем библейским текстам, на небе есть три живых Личности Божества. Как мы увидим дальше, главнейший вопрос, который часто не укладывается в нашем человеческом сознании,- как эти три взаимовечных Личности могут быть единым Божеством? Писание на доступном всем примере дает ответ: "Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, а одна плоть" (Матф. 19:4-6). Здесь указана одна плоть или две плоти? К нашему удивлению - одна' Так и в отношении божественных Личностей - они имеют небесные тела (Шор. 15:40), но они настолько едины в своих действиях, планах и намерениях, что Христос торжественно заявляет: "Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30). В равной мере можно смело заявить, что не только Отец и Сын, но и Дух Святой - на основании Священного Писания - являются едиными.

2. Наша задача - проследить и понять, что всю прошедшую вечность и особенно в течение шести тысяч лет существования нашей планеты - в пользу нашего спасения действовали три равных, единосущных по природе и взаимовечных божественных Личности, но в определенных ролях исполняющих план спасения: Отец - руководитель плана спасения; Христос - исполнитель плана спасения в земной жизни, на Голгофе и в небесном святилище; Дух Святой - руководитель Церкви от Первого до Второго пришествия Христа,- Наставник, Учитель, Творец, преобразующий души человеческие по образу и подобию Божьему. Это Он рождает свыше, освящает, дает силу для проповеди и приготовляет мир ко встрече с Иисусом Христом при Его Втором пришествии. А теперь посмотрим, есть ли в Библии и в Духе пророчества основание для веры в три небесных Личности, не скатились ли Адвентисты седьмого дня к понятию Вавилона в этом вопросе? - Отвечаем: еще не было Вавилона и в помине, а эти три Личности - вечные Личности, уже действовали. На основании Библии и Духа пророчества нам необходимо только убедиться, что эти Личности - вечные, единосущные и равные между собой. Итак, все по порядку:

IV. Три божественных Личности при творении

Обратим внимание, как о них сказано в Священном Писании: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). "И Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" (Быт. 1:26). Сколько же здесь личностей? Сколько Личностей в первоначальном выражении: "В начале сотворил Бог?" Это первое упоминание слова "Бог" - в еврейском оригинальном тексте звучит "Элохим", что означает имя Бога во множественном числе, отражая впервые истину о трех Личностях Божества. Особенно ярко это отражено в фразе: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" (Быт. 1:26). Здесь включены все три Личности Божества, ибо Отец, Христос и Дух Святой участвовали в творении. Подобное выражение встречается далее в книге Бытие: "Сойдем же и смешаем язык их" (Быт. 11:7). Слово "Элохим" упоминается в Библии более 2500 раз в значении трех Личностей Божества. Поэтому, это не нововведение Адвентистов седьмого дня и не понятие, пришедшее в 1931 году, что есть три живых Личности Божества, ибо об этом записано на первой странице Библии и упоминается более 2500 раз во всех других местах Ветхого Завета. Уясним для себя четко: в еврейском оригинальном тексте есть много выражений для определения имени Бога. Для более широкого кругозора, приведем некоторые из них:

1. Эл - это имя Бога упоминается более 200 раз в Ветхом Завете и подчеркивает могущество Бога. Это слово говорит о Боге, в единственном числе. Иногда встречается с прилагательным, например, Эл-Олам, что означает "Вечный Бог" (Быт. 21:33).

2. Элохим - множественное число от слова Эл. О множественном числе говорит окончание хим. В Библии упоминается более 2500 раз. Имя Элохим представляет Бога во множественном числе - в трех Личностях как во время творения, так и во всех других случаях.

3. Шаддаи - часто упоминается с именем Эл,- Эл Шаддаи, что означает "Бог Всемогущий", неограниченный в щедрости (Быт. 17:1.2.4.6; Быт. 28:3).

4. Адонаи - от слова Адон - Господь. Это имя указывает на власть и авторитет, а также на божественный суверенитет (верховную власть), отсюда выражение "Господь всей земли" (Ис. Нав. 3:11).

5. Эллон - Всевышний Бог (Быт. 14:18).

6. Теос (Бог) и Кириос (Господь)-имена Бога, упоминаемые в Новом Завете.

7. Ветхий днями (Дан. 7:9) - имя небесного Отца.

8. Господь Бог Саваоф - Господь воинств (Амос 4:13; Иер. 46:18).

9. Царь царствующих и Господь господствующих" (1Тим. 6:15-16; Откр. 19:16),- относится к Отцу и Христу.

10. Иегова. Осии 12:5. Более правильное выражение этого слова - Яхве. В Ветхом Завете имя Иегова упоминается около 5500 раз и означает Вечносущий. Это имя характеризует Вечносущего, всегда существующего Бога. Имя Иегова упоминается часто с приложением некоторых определений и тогда представляются разные аспекты спасительной работы Бога, например: "Иегова-ире" - Господь усмотрит (Быт. 22:14); "Иегова - Пастырь мой" (Пс. 22:1); "Иегова Целитель" (Исх. 15:26); "Иегова оправдание" (Иер. 23:6); "Иегова Шалом" - Бог мира (Суд. 6.24). Как мы увидим дальше имя "Иегова" относится ко всем трем вечносуществующим Личностям Божества - Отцу, Христу и Духу Святому.

V. Имя Иегова относится только к Отцу или также ко Христу?

Мы уже с достоверной точностью установили, что слово Иегова означает Вечносущего, всегда существующего Бога. Здесь корень всей проблемы. Но неужели весьма важно понять и принять для своего спасения, что Христос также Иегова? Христос сказал Свидетелям Иеговы своего времени и сегодня с любовью говорит Верным и свободным АСД: "Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: Кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" (Иоан. 8:24.25). Далее будем пользоваться оригинальным текстом Ветхого Завете, где говорится о Христе, как Иегове, с подтверждением в Новом Завете, что именно все эти тексты говорят о Христе:

1. Встреча Иеговы с Авраамом: "Тогда Иегова сказал: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать?" (Быт. 18:17). Во всем содержании текста этой главы, где в русском тексте стоит слово Господь, в еврейском подлиннике написано слово "Иегова". Кто же этот Иегова, с которым Авраам встречался прежде гибели Содома? В Библии сказано, что Бога Отца не видел никто никогда, лицо Его увидят спасенные только в вечности (Иоан. 1:18; Откр. 22'4). Поэтому Иегова, с которым встречался Авраам,- это наш Господь Иисус Христос до Своего воплощения - но в умаленной славе (Иоан. 8:56-59). Почему Иудеи хотели убить Христа? - Он назвал Себя Иеговой - "Я есмь"-то есть Вечносущим. Неужели и вы, братья и сестра из реформационных движений, отвергнете Иегову - Иисуса Христа как вечноживущего, имеющего полноту Божества (Кол. 2:9)?

2. Два Иеговы: "И пролил Иегова на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Иеговы с неба" (Быт. 19:24). Один Иегова (Христос) находился на земле и пролил на Содом и Гоморру дождем огонь и серу от Иеговы (небесного Отца) с неба. Бог не заставляет нас насильно признать Христа Иеговой, но в этом случае очень ярко представлены два Иеговы - Бог Отец и Иисус Христос.

3. Встреча Моисея с Иеговой: "И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Иегова. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Эл-Шаддаи (Бог Всемогущий), а с именем Моим "Иегова" (Господь) не открывался им" (Исх. 6:2-3). Кто Этот, Который говорит: "А с именем Моим Иегова не открывался им?" Согласно всего Писания, Личность, Которая открывалась людям в период Ветхого Завета с именем Иегова - это Господь наш Иисус Христос (Иоан. 1:18; Втор. 34:10).

4. Законодатель на Синае - Иегова - наш Спаситель Христос (Исх. 20:1-17). Для блага всех читающих, приводим весь текст Декалога, где в оригинале написано слово Иегова: "Тогда изрек Бог все слова сии, говоря: Я Иегова, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на землю внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Иегова, Бог твой, Бог Ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Иеговы Бога твоего напрасно: ибо Иегова не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Иеговы, Бога твоего: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Иегова создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Иегова день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Иегова, Бог твой дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего" (Исх. 20:1-17 - перевод русского текста - архимандрита Макария - соответствует еврейскому подлиннику).

Кто же этот Иегова, Кто написал и передал закон Израилю и всему человечеству? - "При таинственном сверкании молнии и грозных раскатах грома Христос объявил с Синая божественный закон. На вершине горы подобно "огню пояда-ющему" покоилась слава Господня, и от присутствия Божьего трепетала земля. Весь народ в смирении, полный страха и ужаса припал к земле и в немом благоговении внимал священным предписаниям закона. Какая противоположность обстановке на горе блаженства! Под солнечным небом, в тишине, нарушаемой лишь пением птиц, Иисус излагал Своим слушателям основы Своего Царства. Но тем не менее, говоря в этот день с народом словами, полными любви и сочувствия, Он все же раскрывал перед ними основы того же самого закона, который Он однажды возвестил с Синая" (Нагорная проповедь, 45 стр.).

5. Иоанн Креститель должен был приготовить путь Иегове - Христу: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Иегове, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис. 40:3). Здесь Христос назван в оригинале Иеговой и Богом. А вот исполнение этого текста в Новом Завете - Иегова - это Христос: "Ибо Он Тот, о Котором сказал пророк Исайя: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Матф. 3:3).

6. Второе пришествие Иеговы: "Ибо вот придет Иегова в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и грозу Свою с пылающим огнем. Ибо Иегова с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью и много будет убитых Иеговою. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим едят свиное мясо и мышей,- все погибнут, говорит Иегова" (Ис. 66:15-17).

7. И во всю вечность - с Иеговой - Христом: "Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицом Моим, говорит Иегова, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Иегова" (Ис. 66:22-23). - Кто же в вечности будет Иеговой - Вечноживущим с народом Божьим?" Вчера, сегодня и во всю вечность с народом Божьим будут три вечно пребывающих божественных Личности - Бог, Христос и Дух Святой, ибо все они носят имя Иеговы - Вечносущего.

"Когда будет совершено все,- что говорил Бог устами всех Своих святых пророков от века (Деян. 3:21), суббота, установленная при творении, день, в который Иисус покоился во гробе Иосифа и впредь будет считаться днем покоя и радости. Небо и земля вместе будут радоваться, когда из субботы в субботу (Ис. 66:23) спасенные народы будут преклоняться в радостном служении Богу и Агнцу" (ЖВ. 769 стр.).

VI. Место Христа среди трех Личностей Божества

1. Христос имеет одну сущность с Отцом: "Я и Отец одно" (Иоан. 10:30). "Иудеи никогда не слышали прежде таких слов из человеческих уст и на них почило убедительное влияние: казалось, что божественность пробилась сквозь человеческое естество, когда Иисус сказал: "Я и Отец одно". Слова Христа были исполнены глубокого значения, когда Он представил право, что Он и Отец имеют одну сущность, обладают теми же свойствами" (Знамения времени 27 ноября 1893 г.).

2. Христос равен с Богом: "Сей, будучи сияние славы Его и образ ипостаси Его" (Евр. 1:3-). "Чтобы спасти нарушителя закона Божьего, Христос, равный с Отцом, снизошел к нам, чтобы жить небесной жизнью среди людей и они смогли уразуметь, что значит иметь небо в своих сердцах. На Своем примере Он показал, что человек должен быть достойным драгоценного дара жизни, которая измеряется жизнью Божьей" (Основы христианского воспитания, 179 стр.).

"Сын Божий был признан Князем неба, обладающим равной силой и авторитетом с Отцом" (ВБ. 495).

"Искупитель мира был равен с Богом. Его авторитет был равен авторитету Бога" (Ревью энд Гер., 7 января 1890 г., стр. 1).

3. Христос - вечная Личность без начала и конца. Евр. 7:3.

"Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть". Если Христос создал все, Он существовал прежде всего, Слова, высказанные по этому вопросу, настолько убедительны, что нет нужды кому-либо оставаться в сомнении. Христос был Богом по существу и в самом высоком смысле этого слова. Он был с Богом от всей вечности, Богом над всеми, благословенный навсегда, на веки вечные" (Ревью энд Гер., 5 апреля 1906 г., стр. 8).

4. Христос обладает незаимствованным, самостоятельным Источником жизни, ибо Он - подобно Отцу и Духу Святому - вечный Бог (Ис. 9, 6.- "Отец вечности" 1Тим. 3:16; Иоан. 11:25). "Стремясь и дальше придать ее вере правильное направление, Иисус сказал: "Я Есмь воскресение и жизнь". Лично во Христе был источник жизни - самобытный, незаимствованный, самостоятельный. "Кто имеет Сына, имеет жизнь" (1Иоан. 5:12). Божественность Христа является гарантией для каждого верующего в получении вечной жизни" (ЖВ. 530).

5. Христос - Иегова - Вечносущий Бог вселенной. Исх. 6:3-4. Иоан. 8:56-59. "Молчание воцарилось во всем собрании. Имя Божье, возвещенное Моисею, в котором выражалась идея о том, что Бог - вечносущий, этот Галилейский Учитель относил к Себе. Он провозгласил Себя Сущим - Самосуществующим, тем обещанным Израилю, "Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2; ЖВ. 469-470).

"Говоря о Своем предсуществовании, Христос мысленно перенесся в прошедшие беспредельно протекшие века. Он заверяет нас, что никогда не было времени, чтобы Он не был в тесном общении с Вечным Богом" (Знамения времени, 29 августа 1900 г.).

"Иегова - это имя, данное Христу: "Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь,- пишет пророк Исайя.- Ибо Иегова - сила моя и пение мое - Иегова; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения. И скажете в тот день: Славьте Иегову, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его" (Ис. 12:2-4). "В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Иегову во веки; ибо Иегова есть твердыня вечная" (Знамения времени, 3 мая 1899, стр. 2).

6. Это награда всем, кто принял Христа как Иегову (Кол. 2:9-10). "Это награда всем, кто следует за Христом. Иегова Эммануил, "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения" ... "ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:9),- должен стать нашим достоянием.

Для этого необходимо иметь с Ним приятные отношения, познать Его и обладать Им; и по мере того, как наше сердце раскроется для Него все более и более,- воспринять все Его свойства; познать Его любовь и силу, обладать неисследимы-ми богатствами Христа и уразуметь все более и более "что широта и долгота, и глубина, и высота. И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божьей" (Еф. 3:18.19).

"Это наследие рабов Господа и их праведность является Моей,- говорит Господь" (Наг. проп. 34-35 стр.).

7. Христос - Царь царей и Господь господствующих (Откр. 19:11-16).

"Небесные врата снова откроются и наш Спаситель в сопровождении тьмы тем и тысячи тысяч святых ангелов придет как Царь царей и Господь господствующих. Тогда Иегова - Эммануил будет "Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино" (Зах. 14:9; Нагорн. проповедь, 108 стр.; "Иегова - Эммануил" - по английскому оригиналу).

VII. Дух Святой - сила или Личность?

Мы уже удостоверились, что во вселенной есть две в полном смысле слова божественных Личности и что они настолько едины, что Христос смело мог заявить: "Я и Отец одно" (Иоан. 10:30). А как насчет Духа Святого - Он Личность или сила? Является ли Он при этом божественной Личностью - Богом в наивысшем значении слова, не имеющем ни начала, ни конца? Еще более важно знать, является ли Он третьей Личностью Божества - единосущной, равной и вечносущной, подобно Богу Отцу и Христу?

1. Дух Святой как божественная Личность во дни Ветхого Завета:

Третьей Личностью Божества является Дух Святой. Как Божественная Личность, Дух Святой имеет - как Отец и Христос - все свойства и достоинства Божества. Особенно важным является дело Святого Духа.- Дух Святой в Ветхом Завете. О Духе Святом (Духе Божьем) Священное Писание упоминает уже в начале истории, как действительном соучастнике в деле творения: "И Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). С того времени Святой Дух участвовал в деле спасения и следы Его видны в жизни народа Божьего всех времен. В 22 книгах Ветхого Завета о Духе Святом упоминается 88 раз.

В Ветхозаветное время работа Святого Духа связывалась с особенными случаями, имеющими отношение к развитию дела Божьего и к Ветхозаветным божественным откровениям. Святой Дух наделял особенными дарованиями и способностями мужей Божьих, например, Веселеила (Исх. 31:2-3), Иисуса Навина (Числ. 27:18), Гедеона (Суд. 6:34), Самсона (Суд. 14:6), Саула (1Цар. 10:10), Давида (1Цар. 16:13) всех пророков (1Петр. 1:10-12). Следует отметить, что Дух Святой как божественная Личность, наряду с Богом и Христом является автором Священных Писаний (2Петр. 1:20-21). Дух Святой на рубеже двух эпох - Ветхого и Нового Завета особенным образом проявился в служении Иоанна Крестителя, чтобы представить Христа человечеству (Лук. 1:15-17; Иоан. 1:29), открылся особенным образом Симеону: "Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лук. 2:26), а также Анне пророчице: "И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лук. 2:36-38).

2. Первая апостольская церковь признавала Дух Святой как Руководителя, Наставника и Учителя Церкви (Иоан. 16:13).

- У первой апостольской церкви, имевшей полноту даров и плодов Святого Духа, не было никаких сомнений относительно Святого Духа как божественной Личности. В этом не сомневались апостолы, уже получившие дар Святого Духа в день Пятидесятницы. Проводя свой первый собор в Иерусалиме, в итоге они воздали честь Духу Святому как Руководителю Церкви: "Ибо угодно Духу Святому и нам" (Деян. 15:28). В этом не сомневался и Стефан, имевший полноту Святого Духа - полноту Его мудрости и силы: "Некоторые... вступили в спор со Стефаном; но ни могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил" (Деян. 6:9-10). В божественной Личности не сомневался Филипп, которому Дух Святой лично сказал: "Подойди и пристань к сей колеснице" (Деян. 8:29). И какими великими были результаты!

- В божественной личности Духа Святого не сомневался и апостол Петр. Два особых случая свидетельствуют об этом: Петр при разборе дела Анании и Сапфиры назвал Духа Святого Богом (Деян. 5:3-4), и вторично при начале евангелизации среди язычников, Дух Святой лично сказал ему: "Встань, сойди и иди с ними, ни мало не сомневаясь, ибо Я послал их" (Деян. 10:20). Кто этот Я? - Личное местоимение говорит о Личности, более того, божественной Личности, руководящей планом спасения на земле. Если мы еще сомневаемся в божественной Личности Святого Духа, прочитаем еще одно Его личное заявление: "В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13:1-2). Кто призвал Савла и Варнаву? - Божественная Личность - Святой Дух.

- Какой же сильной была эта церковь, руководимая небесной Личностью - Духом Святым? - "В день Пятидесятницы безграничный Бог открылся церкви с великой силой... Под влиянием Святого Духа слова покаяния и исповедания смешались с хвалебными песнями за прощенные грехи. Повсюду были слышны слова благодарения и пророчеств. Все небо склонилось, чтобы созерцать и восхищаться мудростью непостижимой любви. Изумленные апостолы и ученики могли лишь признать: "В том любовь, что... Он возлюбил нас!" (1Иоан. 4:10). Они с радостью приняли ниспосланный дар. И каковы же были результаты? Тысячи обратились в один день. Меч Духа, заново отточенный силою и могуществом небесных молний, проложил себе путь через неверие" (СЦ. 7, 31).

"После того, как они 10 дней молились, смирились сердцем и сознались в своих грехах, небесное помазание в обильной мере сошло на них. Толпа пришла "в смятение, изумлялась и дивилась", и тысячи людей обратились к Господу. Больные все исцелялись (Деян. 5:16). Лицемеры умерщвлялись ангелом Божьим; богохульники наказывались и те, которые хотели остановить дело Божье, были поражены ослеплением или другим способом сделаны безвредными. Тюремные двери отворялись и рабы Божьи освобождались. Даже безжизненные стены в зданиях, где собирались ученики, тряслись вследствие могучей силы Божьей. Святой Дух подобно сильному воину "вышел как победоносный и чтобы победить" (Приложение к Маслине, декабрь 1910, 156).

3. Когда же появилось ложное учение, что Дух Святой не Личность?

"Краткое историческое обозрение об извращении этой истины может быть полезным. В третьем столетии, в период бурного развития ересей, Павел из Самосаты выдвинул теорию, отрицающую Личность Святого Духа. Он рассматривал Святой Дух просто как влияние, проявление божественной энергии и силы,- влияние, исходящее от Бога на людей. Затем во время протестантской реформации два человека - Лалей Сосин и его племянник Фауст Сосин возродили эту теорию и многие приняли ее.

Расхолаживающее влияние этого понятия сказалось на всех протестантских церквах. В переводе английской Библии времен короля Иакова, личное местоимение, примененное Христом по отношению к Духу Святому в Рим. 8:16.26 ст. переведено в нейтральном, безличном значении Этот перевод является показателем позиции отношения к Духу Святому в то время, ибо христиане рассматривали тогда Дух Святой как безличное влияние.

Многозначительным также является факт, что высказывания Духа пророчества были прямо противоположными преобладающему мнению со стороны некоторых пионеров адвентистского движения, которые были склонны к идее о Святом Духе как безличном влиянии и не принимали учения о трех Личностях Божества. Воистину, источником этих богодухновенных трудов (Елены Уайт) было небо, а не земля.

Но в те ранние столетия нападение было направлено не только против Личности Святого Духа, но в четвертом столетии Арий, пресвитер из Александрии, бросил вызов Божеству Святого Духа. Он учил, что Бог - единственная вечная Личность, беспредельно превосходящая ангелов и что Его единородный Сын проявил сверхъестественную силу в творении третьей личности - Святого Духа.

Различие между двумя ересями - между ересью Сосина и Ария - заключается в том, что Арий признавал Дух Святой как личность, но отрицал как божественную Личность. Согласно Арию, Дух Святой - созданная Личность. А если созданная, она уже не является Божеством" (Л. Э. Фрум, Пришествие Утешителя, стр. 56-57). (См. англ, оригинал на стр. 348-349 этой книги.)

4. Что говорит Дух пророчества о Духе Святом? (2Па-рал. 20:20).

"Утешитель назван "Духом Истины" (Иоан. 16:13). Его задача - определять истину и оберегать ее Вначале Он поселяется в сердце как Дух истины и поэтому назван Утешителем. В истине есть утешение и мир, чего нет во лжи. Посредством ложных теорий и преданий сатана овладевает умом человека. Направляя людей к ложным идеалам, он уродует их. Через Писание Святой Дух обращается к уму и запечатлевает истину в сердце. Так Он разоблачает заблуждение и изгоняет его из сердца. Посредством Духа истины, действующего через Слово Божье, Христос привлекает к Себе избранных чад.

"Говоря ученикам о служении Святого Духа, Иисус стремился вселить в них радость и надежду, которые воодушевляли Его Самого. Он радовался тому, что оказал большую помощь Своей Церкви. Святой Дух - это величайший из всех даров, который Он мог испросить у Отца для нравственного возвышения Своего народа. Дух должен действовать как возрождающая сила, а без Него жертва Христа была бы напрасной. Влияние зла увеличивается на протяжении многих веков, и поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира. Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества" (ЖВ. 671 стр.).

5. 1888 год - поворотный пункт в понятии о Духе Святом как божественной Личности:

- Весть 1888 года включала в себя не только весть об оправдании верой, но также и вопрос - об устранении арианского понятия о Личности Христа и принятие вести о Личности и деятельности Святого Духа: "Как уже было неоднократно сказано, к 1888 году мы подошли с различными взглядами на вопрос о трех лицах Божества,- вечное существование Божества и равенство Христа с Отцом до Его воплощения; Его безгрешная природа во время воплощения; был ли Христос во время Своего пребывания на земле так же Священником, как и жертвой на Голгофе; а также вопрос о Личности и действиях Святого Духа. Все эти вопросы и сопутствующие им имели прямое и решительное влияние на весь ход обсуждений и решений 1888 года" ("Движение, предначертанное Богом", 313 стр.).

6. Вывод: Является ли Дух Святой Божественной Личностью?

- Да, потому что так говорит Слово Божье. Личность характеризуют следующие черты: разум (Рим. 8, 27), чувства (Ефес. 4:30) и воля (Шор. 12:7-11). Что может совершать Святой Дух как Божественная Личность?

- Говорить и руководить: Деян. 8:29; Деян. 10:19.20; Деян. 13:2-4.

- Дух Святой как Личность может запрещать. Деян. 16:6.7.

- Дух Святой может учить. Иоан. 16:13.

- Утешать. Иоан. 14:16-18.

- Дух Святой - Автор Священного Писания. 2Петр. 1:21.

- Дух Святой дает дары и плоды. 1Кор. 12:1-11; Гал. 5:22-23.

- Итак, Кем в итоге является Святой Дух?

а) Святой Дух - Бог. Деян. 5:3-4.

б) Святой Дух -Творец. Иова. 33:4.

в) Святой Дух - вечен. Евр. 9:14. "Который вечным Духом принес Себя непорочного Богу" - по оригиналу (См. украинский перевод Кулиша и Левицкого, польский и др. переводы).

г) Особый признак божественной Личности Святого Духа - хула на Дух Святой. Матф. 12:31.

VIII. Библия и Дух Пророчества о трех Личностях Божества

1. Все три Личности Божества вечные по сущности и природе:

- Бог Отец - вечен. Ис. 40:28.

- Христос - вечен. Евр. 13:8.

- Дух Святой - как мы уже видели - вечен. Евр. 9:14.

"Вечные небесные Личности - Бог, Христос и Святой Дух снабдили учеников более чем земной силой, чтобы вместе с ними могущественным образом продвигать работу и убедить мир во грехе" (Евангелизм, 616).

2. О трех Личностях Божества говорит формула крещения: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа". "Небесное трио состоит из трех живых Личностей; во имя этих трех великих сил - Отца, Сына и Святого Духа крестятся те, кто принял Христа живою верою и эти силы будут сотрудничать с послушными подданными неба в их усилиях - жить новой жизнью во Христе" (Евангелизм, 615 стр.).

3. О трех Личностях Божества наконец говорит апостольское благословение: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами" (2Кор. 13:13).

"Отец является всей полнотой Божества. Он не виден смертному человеку. Сын - также вся полнота Божества. Он явил Себя человечеству... Утешитель, Которого Христос обещал послать после Своего вознесения на небо, есть Дух, облеченный всей полнотой Божества. Он открывает силу божественной благодати всем, уверовавшим во Христа и принявшим Его как Своего личного Спасителя" (Евангелизм, 614-615). (Более подробно о трех личностях Божества см. стр. 317-355.)

IX. Грех против Святого Духа (Матф. 12:31)

Вступление: Единственный грех, который не простится людям - грех против Святого Духа. Если это единственный грех, который никогда не простится, то нам следует со всей серьезностью исследовать и хорошо понять, в чем состоит этот грех - хула на Дух Святой? Слово Божье прежде всего обращает наше внимание на:

А. Значение Личности Духа Святого

1. О чем свидетельствует грех против Духа Святого? - Что Дух Святой - божественная Личность, очень важная в нашем спасении:

"АСД верят, что Дух Святой является третьей Личностью Божества. Святой Дух присутствовал, чтобы запечатлеть крещение Христа (Матф. 3:16.17). Он назван вместе с Отцом и Сыном в великом поручении и формуле крещения (Матф. 28:19), в апостольском благословении (2Кор. 13:13), а также во время Пятидесятницы (Деян. 2:33). Среди характерных особенностей, свидетельствующих о Личности Святого Духа можно назвать следующие: знание (1Кор. 2:11), воля (1Кор. 12 11), мышление (Рим. 8:27), любовь (Римл. 15:30), общение (2Кор. 13:13), печаль (Ефес 4.30), Его можно оскорбить (Евр. 10:29), и перед Ним можно солгать (Деян. 5:3-4)" (Энциклопедия АСД 525 стр.).

2. В чем заключается работа Святого Духа?

"Святой Дух убеждает сердце в отвратительности греха, в необходимости праведности и определенности суда (Иоан. 16:8-11). Он убеждает и приводит людей ко Христу. Его миссия - раскрыть всю истину, ибо Он-"Дух Истины" (Иоан. 6:13-14.26). Под Его водительством и вдохновением была написана Библия (2Петр. 1:20 21). Личное присутствие Христа, когда Он был на земле,- было ограниченным. Благодаря Своей исключительной природе Дух Святой может быть и присутствует везде. Святой Дух является истинным Заместителем или Представителем Христа на земле. Он передает людям блага искупительной Голгофской жертвы, делая действительным в нас то, что Иисус совершил ради нас. Он содействует посреднической работе Христа, чтобы произвести в отзывчивых, воспринимающих человеческих сердцах возрождение, оправдание, освящение и передать нам истинную, настоящую жизнь нашего воскресшего Господа в то время, когда мы ожидаем Второго личного возвращения Христа. Он в состоянии помочь христианам принести "плод Духа" в их жизнь (Гал. 5:22-23). Он избирает и приготовляет людей для служения, наделяя их силой для свидетельства (Деян. 1:8; 13:2-4; 15:28). Он сообщает избранным людям различные дары Духа (1Kop. 12:7-11)" (Энциклопедия АСД 525-526 стр.).

3. Посредством чего Святой Дух проявляет Свое действие в мире и в церкви?-2Тим. 3:16-17; 2Петр. 1:21; Неем. 9:29-30.

- Из вышеприведенных текстов становится ясным, что влияние и действие Святого Духа передается всем людям посредством Слова Божьего, пророчества и закона Божьего. И только над теми душами, которые всем сердцем обращаются к Богу, Святой Дух совершает дальнейшую работу, возрождая их к новой и вечной жизни. Те же из людей, которые не внимают увещеваниям и наставлениям Духа Святого,- они оказываются в положении хулителей Духа Святого.

Б. Что есть грех против Святого Духа?

Некоторые думают, что грех против Святого Духа - это хульные слова против Бога и Святого Духа. Однако, этот грех имеет более широкое значение:

1. Отвержение призыва ко спасению Деян. 24:25.

"Когда Дух Божий убедительным образом коснулся его сердца, он был глубоко тронут. Пробужденная совесть заговорила в нем и Феликс сознал всю справедливость слов Павла. В его сознании воскресло все его греховное прошлое. Со страшной подробностью пред ним прошли картины тайн его прошлой распутной жизни, кровопролития и мрачные сцены его последних лет. Он увидел себя таким, каким он был,- безнравственным, жестоким, алчным... Он испытывает смертельный ужас при мысли о том, что все тайны его преступлений известны Богу и что он будет судим согласно своих дел. Но вместо того, чтобы раскаяться, он искал выхода, чтобы устранить, отогнать от себя эти нежелательные чувства и резко прерывая беседу с Павлом, он сказал: "Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя" (Деян. 425- 426 стр.).

- Это был последний призыв Феликсу и мы нигде не находим, чтобы он когда-либо нашел время обратиться к Богу.

Отвергнув призыв Божий - призыв Святого Духа, он похулил Святого Духа...

2. Отвержение света. Пс. 118:105; Мих. 6:8.

- Сколько света открыто нам в Библии и в Духе пророчества?- Познание Бога и Христа, полнота познания, доступного нам о Личности и действиях Святого Духа, чудеса закона Божьего, истина о субботе, как знамени народа Божьего, свет о работе Христа во святилище, следственный суд, истина о реформе здоровья, свет о последних событиях в истории земли, о закрытии двери благодати и язвах, о славе Второго пришествия и вечной жизни; наконец, свет о праведности через веру,- ходим ли мы в вышеперечисленном свете? Иоан. 12:35, 36.

- Признаем ли мы, что все написанное в Библии - это зеркало не только для всех в общем, но и для меня лично? Признаем ли мы, что каждая весть в Библии, в том числе весть о Лаодикии,- это наш портрет. Это портрет Адвентистов седьмого дня и реформационных движений. Не надо эту весть переадресовывать другим. Это личная весть. В ней прямо сказано: "А не знаешь, что..." Откр. 3:-17. И запомним для чего дана эта весть: "Ее цель: пробудить народ Божий, раскрыть перед ними их грехи и отступления, привести к ревностному покаянию, получить одобрение перед лицом Иисуса и приготовиться к Громкому кличу третьего ангела" (СЦ. 1, 186).

- Если мы будем медлить с ответом на зов Святого Духа, будем пренебрегать истинами, которые Он нам открывает, то незаметно для нас мы потеряем интерес к тому, чтобы поступать верно. Дух Святой не скажет: "Я зову тебя в последний раз".

3. Сознательное нарушение закона Божьего. Матф. 7:21-23.

- Здесь речь идет о миллионах людей, которые в настоящее время даже и мысли не допускают, что Христос не признает их Своими и не даст им прощения грехов. В чем же состоит их грех? - "Отойдите от Меня делающие беззаконие". Следовательно, грех против Святого Духа состоит в беззаконии, то есть в нарушении Десятисловного закона.

- Каждая заповедь нарушается делом, а еще более - в мыслях. Соф. 2:1-3. Давайте внимательно испытаем себя относительно закона Божьего в свете Нагорной проповеди Христа. Матф. 5:20-28.43-48.

- Кажется Анания и Сапфира совершили небольшой грех, а сколько сделали "доброго" - внесли большую сумму для дела Божьего, но они согласились обмануть Святого Духа и лицемерно выглядели святыми пред лицом всей церкви. Вот что говорит об этом Дух пророчества: "Бог ненавидит лицемерие и ложь. Своим поведением Анания и Сапфира обманули Бога: они солгали Духу Святому и понесли за это немедленное и страшное наказание... Это было большое предостережение для церкви против обмана, лицемерия и обкрадывания Бога" (Деян. 72-74 стр.). А почему Бог отверг Саула и не отвечал ему? 1Цар. 28:6; 1Цар. 15:22.23. Будем внимательны, надо не только знать Слово Божье, закон Божий, но с помощью Духа Святого быть не только слушателями, но исполнителями закона. Рим. 8:3-4. Откр. 1:3.

4. Когда мы не исповедуем свои грехи и не прощаем ближним,- мы также хулим Духа Святого. Прит. 28:13; Матф. 6:14, 15; Иак. 2:13.

- Если человек противится побуждениям Духа Святого и не желает покаяться в своих грехах и повиноваться всем заповедям Божьим, то Дух Святой оставляет такого человека. Грех против Святого Духа может заключаться и в немилосердном отношении к ближним. К примеру: два человека поссорились между собой и питают злобные чувства друг к другу. Дух Святой побуждает их к миру и взаимному прощению. Часто проходят целые годы, а примирения все нет. И если случится, что человек умирает, не простивши своему ближнему и не примирившись с ним, то этим он совершает хулу на Духа Святого, Который ежедневно побуждает его к этому: Ефес. 4:26.32.

5. Мы хулим Святого Духа, разрушая наш организм - наше тело. 1Кор. 3:16-17, 1Kop. 6, 19.20.

- Когда мы сознательно нарушаем законы здоровья, данные Богом, это равноценно нарушению Десятисловного закона Божьего, и если не раскаемся в этом, то в конце концов, подобно Исаву, можем похулить Святого Духа. Евр. 12:15-17.

"Исав является представителем целого класса людей, занимающих высокое положение и находящихся у источника великих благословений. ... но которые настолько предались удовлетворению аппетита, желаний, страстей и побуждений, что абсолютно утратили способность оценить преимущества вечного блаженства". СПП. 148.

- Есть ли Исавы в среде Адвентистов седьмого дня? Есть ли они в среде реформационных движений? - Вне всякого сомнения! Пока длится время благодати всем таковым надо прислушаться к голосу Святого Духа и не разрушать храм Святого Духа - наше тело. Послушание голосу Святого Духа в этом вопросе также будет влиять и на скорейшее воссоединение.

6. Мы хулим Духа Святого, если выступаем против Богом учрежденной организации. Числ. 16:1-3. 28-33.

"В восстании Корея в узком смысле этого слова проглядывает тот же дух, который привел к возмущению сатану на небе... Он работал таким же образом над Кореем, Дафаном и Авироном... Сатана заставил их отвергнуть Бога как своего Вождя путем отвержения служителей, назначенных Богом... Это и решило их участь. Они совершили грех против Святого Духа, грех, который делает человеческое сердце бесчувственным к влиянию божественной милости" (ПП. 403-405).

7. Люди совершают хулу на Дух Святой, когда приписывают работу Божью сатане. Матф. 12:24-32.

"Группа фарисеев приписывала силу Святого Духа (Матф. 12:28) сатане, полностью сознавая, что их обвинение ложное. Это умышленное отвержение света шаг за шагом привело их к хуле на Дух Святой" (Комментарий АСД на Матф. 12:31).

"Как раз перед этим Иисус вновь совершил чудо, исцелив одержимого бесом, слепого и немого, и фарисеи вновь повторили свое обвинение: "Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (Матф. 9:34). Христос объяснил: приписывая деяния Святого Духа сатане, они лишают себя источника благословения. Те, кто выступал против Самого Иисуса, не понимая Его божественной природы, могут получить прощение, потому что под воздействием Святого Духа способны увидеть свою ошибку и покаяться. Каким бы ни был грех, но если душа кается и верует, вина смывается кровью Христа. Тот, кто отвергает Святого Духа, оказывается в таком состоянии, когда уже не может покаяться и уверовать... Фарисеи, которых предостерегал Иисус, и сами не верили тому, в чем они Его обвиняли. Не было ни одного человека среди этих знатных людей, который не испытывал бы влечения к Спасителю. Они слышали голос Духа, провозглашавшего Его Помазанником Израиля. Этот Дух призывал следовать за Ним. В свете, исходившем от Него, они видели свою нечистоту и стремились к праведности, достичь которой собственными силами они не могли. Но однажды отвергнув Его, они были не в состоянии принять Его как Мессию Став на пути неверия, фарисеи оказались слишком горды, чтобы признать свою ошибку... Они были убеждены, что божественная сила присуща Христу, но, пренебрегая истиной, приписывали труды Святого Духа сатане. Поступая таким образом, они сознательно избрали ложь Они подчинились сатане, и с этого момента он стал господствовать над ними" (Желание веков 321-323 стр.).

В. Как нам жить, чтобы не похулить Духа Святого?

1. Не похулили ли мы Духа Святого?

"Человек, которого тревожит мысль о том, что он совершил "непростительный грех", по самой этой тревоге может знать, что такой грех еще не совершен" (Комментарий АСД на Матф. 12:31).

2. Что нам необходимо сделать, чтобы не похулить Духа Святого?

- Оставить всякий известный нам грех, ибо хула на Дух Святой - любой нераскаянный грех. Деян. 2:37-39.

- Предоставить в своем сердце место Иисусу. Откр. 3:20; Гал. 2:20.

"Когда душа подчиняется Христу, новая сила овладевает новым сердцем... Душа, подчинившаяся Христу, становится Его крепостью в этом мире и Он желает, чтобы в этой крепости не было никакой другой власти, кроме власти Бога" (ЖВ. 323-324).

- "Остерегаться критиковать других, ибо это приведет к хуле на Дух Святой: "Привычка легкомысленно и непочтительно критиковать влияет на человека, способствуя развитию неуважения и неверия... До тех пор, пока не начинают критиковать и отвергать слова Св. Духа. (ЖВ. 323).

- Быть готовыми принять истину, если мы заблуждались, особенно это касается истины о божественной Личности Св. Духа. ДА. 19:2.

- Только в таком случае мы сможем воспринять от Него познание всех истин спасения (Иоан. 16:13). И в итоге стать причастниками Божеского естества. 2Петр. 1:3-4. "Чтобы получить праведность Христа, нам необходимо ежедневно преобразоваться под влиянием Святого Духа, стать причастниками Божеского естества" (ИВ. 1, 374).

3. Увещание для совершенной уверенности в спасении. Евр. 6:11-12.

Заключение: наша постоянная молитва Пс. 50.13. "Дыханием молитвы к Богу должна быть просьба о крещении Духом Святым" (СП. 170).