ТАЮЩАЯ МАННА Печать

 

Уже прошло почти шесть недель с тех пор, как народ Израильский вышел из Египта. Они двигались по дороге к Синаю. Елим с его пальмами и водоемами остался далеко позади. В народе снова начался голод. «Жаль, что мы не умерли в Египте, по крайней мере, смерть встретили бы сытыми. А теперь мы издыхаем от голода, и во всем этом виноват только Моисей!» Так рассуждали голодные израильтяне.

«И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это» (Исх. 16:11—15).

(Слово манна означает вопрос — «что это?». Поэтому то, что они говорили, выглядело так: «Это что это», то есть «это манна». Перепелы израильтянам были знакомы, но об ангельской пище они ничего не знали.)

«И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы, и собрали, кто много, кто мало. И меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько ему съесть. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра; и завелись черви, и оно воссмердело; и разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исх. 16:15—21).

Иисус использовал историю с манной для того, чтобы открыть народу одну важную духовную истину. «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Сво/о?» (Ин. 6:48 — 52).

Каннибал (людоед) легко бы истолковал смысл этих слов, но, конечно, превратно. Иудеи же, имевшие больше знаний, спорили между собой относительно значения сказанной фразы. Даже ученики смутились. Но Иисус объяснил: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

Конечно, иудейские вожди понимали, что они нуждаются в чем-то большем. Человек испытывает потребность в манне, небесном хлебе, и сегодня. Исчерпывающий комментарий этого текста содержится в журнале «Ревью энд Геральд» от 23 ноября 1897 года. «Ясно, что, принимая Слово Божие, небесный хлеб, человек принимает самого Христа. Когда Слово Божие воспринимается всем сердцем и душой, читающий "вкушает" плоть и кровь Сына Божия...» Человек призван к изучению Священного Писания до тех пор, пока сердце его не откроется для принятия Божьих истин, пока он не будет научен самим Богом, иначе же у него возникнет ложное толкование и неправильное применение этого Слова.

Подобно тому, как кровь в организме образуется из того, что мы едим, образ Христа в нас формируется через «вкушение» Слова Божия. Итак, манна, плоть и кровь Иисуса Христа представляют собой Слово Божие. Внимательному исследователю Священного Писания откроется значение плоти и крови Сына Божия... Подобно тому, как человеческий организм не может быть удовлетворен питанием от случая к случаю, так и для удовлетворения духовных запросов необходимо питаться от Слова Божия каждый день... Постоянные энергетические затраты и физиологические процессы требуют от организма постоянного обновления состава крови, а следовательно, необходимо регулярное ежедневное питание. Так и Слово Божие должно стать нашей пищей и питьем. Только в нем душа может найти подкрепление и жизнь.

А теперь давайте попытаемся представить конкретно: в чем проявляется христианская жизнь? Вот основные ее условия:

— чтение Божьего Слова;

— молитва;

— служение ближним.

Сколько времени уходит на чтение Священного Писания и на молитву? К сожалению, большинство верующих занимают свое время чем угодно, но только не этим.

Можно легко обмануться и впасть в духовное заблуждение в том случае, когда изо дня в день нас окружает благополучие и мы чувствуем себя внешне вполне здоровыми. Можно работать, развлекаться, выполнять повседневные житейские обязанности, а духовно быть мертвым. Подобное состояние есть результат неудовлетворенного духовного голода.

Когда в семье появляется ребенок, на родителей возлагается большая ответственность. Они должны сначала кормить его, а потом приучать есть самостоятельно. Мы договорились с женой, что, когда у нас появится ребенок, я буду сам вставать к нему каждую ночь. Сейчас я не знаю, что заставило меня решиться на это. Даже если бы я и не согласился на еженощное бдение, ее желание иметь ребенка не уменьшилось бы. Никогда еще я не заключал таких неудачных договоров. Обычно все нормальные дети уже через несколько недель после рождения спят всю ночь напролет. Но только не наш! Ему стукнуло девять месяцев, десять, а я все продолжал вскакивать к нему по ночам. Так нетрудно научиться и ходить во сне.

Допустим, вы захотели, чтобы ваш ребенок уже в девять месяцев бегал по улице, как другие дети. Если же он начинает делать это только в полтора года, родители считают себя самыми несчастными людьми на свете. Итак, для того, чтобы ускорить события, вы принимаете решение — лучше всего будет ограничить ребенка в питании, так, чтобы маленькие ножки могли легко его носить. Вы кормите его один раз в неделю, и то вместо молока даете ржаные сухари. Но ведь понятно, что при таком решении проблемы через некоторое время уже не нужно будет заботиться о том, пойдет ли ребенок с девяти месяцев, так как вообще уже не о ком будет заботиться.

Смешно? Грустно! Но в духовной жизни мы часто поступаем именно так. В субботу получаем цельное духовное молоко — Слово Божие. Мы даже пытаемся усваивать более трудную пищу. А потом, — сколько из нас Страдает духовным голодом на протяжении всей недели?

Для проповедника важно не просто «накормить» народ в субботу. Гораздо важнее — научить людей самим питаться.

Мне кажется, в аналогии, приводимой Иисусом Христом (см. Ин. 6), заключены важнейшие уроки для народа Божия, блуждающего сегодня в пустыне греха. Прежде всего, давайте еще раз прочитаем текст из Исхода 16:16: «Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть». Допустим, я услышал об одном известном богослове, который проводит время в изучении Библии и молитве около четырех часов в день. И я говорю: «Ну и что же, я тоже могу сделать так же». Попробовал, но у меня ничего не получилось. Я засыпал задолго до истечения этих четырех часов.

Говорят, Чарльз Атлас мог сделать двести отжиманий из положения лежа, я же задыхался уже после десяти. Может быть, когда-нибудь и я смогу отжаться двести раз. Но вряд ли это произойдет, если сидеть сложа руки и ждать. Нужно постоянно выполнять эти физические упражнения. «Собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть». Собирайте в меру, чтобы съесть.

Из контекста ясно, что собирать манну выходили мужчины — главы семейств. Они не должны были собирать больше того, что могли съесть. Возможно, здесь сокрыт урок. Приходилось ли вам наблюдать такую картину: глава семьи созывает всех на семейное богослужение. Поздно, дети с трудом борются со сном. В течение 45 минут отец читает проповедь или молится так долго, что дети засыпают, стоя на коленях. Иногда такие отцы удивляются, почему никто не проявляет интереса к семейному богослужению. «Собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть».

Хотя манну собирали только главы семейств, когда приходило время обеда, каждый член семьи должен был подойти и взять свою долю. Конечно, маленькие дети не могли сами есть, их кормили. Но все равно им приходилось самим сосать или жевать. Невозможно, чтобы кто-то питался духовно вместо другого человека. Принятие пищи — дело личное.

«И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра» (ст. 79). Опыт вчерашнего дня может оказаться непригодным сегодня. Практика прошлых лет может не отвечать требованиям настоящего времени.

Вернувшись после каникул к началу учебного года в колледж, я снова стал пренебрегать молитвой и чтением Слова Божия. Надеясь на опыт прошлого лета, я думал, что сейчас мне уже не нужна связь с Богом. Точно так же я думал и там, в Санд Хилз, когда пытался продавать книги. Поэтому дела мои стали совсем плохи. Мы ошибаемся, когда пытаемся решить задачи сегодняшнего дня, полагаясь только на опыт прошлого. «Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра; и завелись черви, и оно воссмердело».

«И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть;

когда же обогревало солнце, оно таяло». Интересный момент. Манна тает. Бог посылает манну, чтобы подкрепить силы людей на целый день. Когда нам нужно получить запас сил на весь день? В начале дня? Или в конце? Здесь секрет реальной живой связи с Богом. Разве сравнить утренние часы с вечерними, когда усталый мозг не в состоянии сосредоточиться на том или ином предмете?

Некоторые составляют список всех своих недостатков и два раза в день проверяют, не проявился ли какой-нибудь из них. В этом, по их мнению, заключается общение с Богом. Но связь со Христом требует иного — времени, для того чтобы приходить к Нему и познавать Его Божественный характер. И делать это нужно не от случая к случаю, а регулярно, точно так же, как мы принимаем пищу физическую. Нельзя это делать в спешке, держась за ручку двери .и читая один текст из Библии. Духовному подкреплению следует уделять столько же времени, сколько мы проводим за столом, завтракая, обедая и ужиная. Встречайтесь с Богом утром, когда на поверхности земли так много манны. «Когда же обогревало солнце, оно таяло».

«В шестый же день собрали хлеба вдвое». Может быть, здесь принцип нарушается? Кто-то навел меня на мысль, что в этом месте есть нечто важное. В типичной адвентистской семье к концу пятницы уже все приготовлено к субботе:

начищены ботинки, принят душ, подметены дорожки во дворе, в доме все блестит. Только почему-то в этот день все сердятся и выходят из себя. Может быть, следовало бы действительно получать двойную порцию манны в пятницу утром для того, чтобы ровно и спокойно провести этот день? А в субботу нам предлагается манны больше, чем во все рабочие дни, так как Иисус особенно близок в этот день к Своему народу.

Кто-то может возразить: «Мне все это не нужно. Я прекрасно обхожусь и без манны». Но не торопитесь с таким выводом. Можно умирать от духовного голода, не замечая этого. Но, независимо от того, чувствует человек 'это или нет, есть Некто, Кому небезразлично такое наше состояние. И Он заинтересован в дружеских отношениях с человеком. Книга Откровение говорит о том, что Он стоит у двери и стучит. Прислушайтесь! Творец Вселенной стучит и в вашу дверь. Не задумывались ли вы о том, что именно Его вам не хватает? Вы нужны Ему. Может быть, вы пока не хотите быть с Ним? Но Он давно хочет этого!

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20). Он несет с Собой хлеб. Манну. Живительный небесный хлеб. Хлеб ангелов. Будем питаться им каждый день до тех пор, пока не придет Иисус.