Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Главная Библиотека адвентиста Христос в классной комнате Система психо-социальной поддержки пасторов.
Система психо-социальной поддержки пасторов. PDF Печать Email

 

Бенджамин Д. Шон

Психо-социальная необходимость в системе поддержки. Главная уязвимость в обычных ситуациях человеческой жизни.

Служители - такие же люди. Как и все, они проходят разные стадии в своем развитии: они сталкиваются с кризисами, которые являются частью земной нашей жизни; у них есть свои личные качества, которые определяют тенденции для разных видов потребностей. В их жизни могут существовать определенные факторы, которые делают их уязвимыми относительно несчастий, несбывшихся надежд, неверного направления в жизни, неверных действий или общего расстройства здоровья, что влияет на их физическое, ментальное, социальное или душевное самочувствие. В этой первой главе мы рассмотрим некоторые из этих факторов, которые не привязаны к какой-то одной роли, а просто к тому факту, что человек есть человек. Далее второй, и третий разделы этой главы расскажут о своеобразной (уникальной) уязвимости карьеры в пасторском служении и дадут общее представление о системе поддержки.

Переходные периоды а развитии взрослого человека.

Начиная с середины 70-х годов, несколько исследователей сообщили о том, что ими сделаны открытия н области развития взрослого человека. Два профессора общественных наук- Эллин М. Бреннон и Анн Вик, суммировали общие элементы этих исследований. и свели их в пять основных предположений:

1. Люди развиваются на протяжении всей своей жизни.

2. Жизнь развертывается поэтапно в процессе взросления.

3. Эти этапы делятся переходными периодами, которые иногда перемежаются кризисами.

4. Переходы дают возможность для роста.

5. Взросление следует рассматривать в смысле здоровья и сил, благодаря которым люди должны справляться с происходящими изменениями.

Вероятнее всего, наиболее значимую (ценную) теорию развития взрослого человека представил Даниель Дж. Левинсон. Он утверждает, что жизненный цикл включает в себя ряд сменяющихся стабильных периодов и переходных периодов. То, что он называет ранним и средним периодом взрослой жизни, иллюстрируется на рисунке 1. Каждый период имеет определенные задачи, которые, должны быть выполнены. Стабильный период- это время для того, чтобы «сделать твердый выбор, перестроить жизненную структуру и возвысить свою жизнь внутри этого периода». Переходный период- это время для того, чтобы «подробнее рассмотреть и переоценить существующую структуру, вести поиск новых возможностей в себе и в мире и видоизменять существующую в данный момент структуру так, чтобы могла образоваться новая». Потенциал человека содержит больше возможностей, чем заключено в любой жизненной структуре в каков-то определенное время. Переходные периоды дают возможность человеку отрегулировать изменить свою жизнь, что позволяет личности выполнить то, что было им упущено в ней самой. Часто это называется «само-актуализацией». Это также и время, когда имеют дело с новыми обстоятельствами текущего возраста.

В переходный период 30-летнего возраста человек работает над недостатками и ограниченностью структуры своей текущей жизни. Этот человек испытывает давление необходимости делать выбор прежде, чем это окажется слишком поздно. Пока он может не достичь предполагавшейся карьера. Он может испытывать недовольство своими социальным статусом. Он может испытывать неудовлетворенность сложившимися обстоятельствами в своей семейной жизни и на работе.

Примечание: Читатель может обратить внимание на то, что часто используются местоимения мужского рода. Это происходит не потому, что автор оказывается признавать женщин, но в данном исследовании мужчинам отводятся главные роли как, по крайней мере, в церкви АСД. Более того, автор чувствует, что есть законное, разумное место для использования общих местоимений. А данное местоимение обусловлено случаем.

Переходный период, о котором так много написано, «это тот период в середине жизни, который часто называют «кризис середины жизни». Ценности и значимость человеческой жизни являются центральными моментами. Человек может испытывать неудовлетворенность, утрату иллюзий, скуку или утомление. Он может начать пересматривать свои достижения ценить иные вещи, но все-таки ощущать себя в капкане. Женитьба для него потеряет свою притягательность. Может возникнуть чувство одиночества от отсутствии детей. Он может ощутить физические изменения в своем теле, начало каких-то болезней или уменьшение сексуальной потенции. Он может почувствовать, что его предпочитают более молодым людям. Он может начать сталкиваться с перспективой смерти. Священники сталкиваются с такими вещами также, хотя и в своем особом роде, своей особой ситуации. Кем бы ни был человек, а нем обычно происходят коренные изменения его личности, привычек, отношений в семье и с друзьями. Левинсон утверждает: «Все мужчины в этот период осуществляют некоторые изменения в своей жизни таким образом, что жизнь меняется обязательно в лучшую или худшую сторону, по сравнению с той, которой она была а начале».

Хотя есть отдельные личности, которые, кажется, проходят через эти переходные периоды ровно и без изменений в своей жизни, большинство, все-таки, переживают значительные изменения. Согласно исследованию Левинсона, 62% пережили умеренный или сильный кризис а 30-летний переходный период и около 80% пережили его в переходный период среднего возраста. Слишком часто люди реагируют на это действиями, которые противоречат христианским принципам или которые приносят страдание другим людям. Однако этого на должно быть. Переходный период может оказаться возможностью к положительному росту. Определяющим фактором в этом является то, что, имеет ли человек адекватные ресурсы для того, чтобы оправиться с этими сложностями.

Относительно таких кризисов Бреннон и Вик утверждают, что: «Цель вмешательства- не изменить кризис, а укрепить способность к тому, чтобы справиться с ним посредством существующей структуры социальных групп».

«Хорошие способности решать и справляться с проблемами не поддерживаются автоматически всю жизнь. Они связаны с определенным временем и ситуацией. «Не только «нормальное» детство гарантирует эмоционально-психологические инструменты, которые поведут человека по жизни. Неважно, насколько удачно мы приобрели умения в нашем первом физическом или социальном взаимодействии с окружающим миром, потому что эти умения должны постоянно улучшаться и расширяться».

Хотя переходные периоды в развитии взрослого человека делают его уязвимым перед психо-социальными дисфункциями, имеющиеся резервы к возможности справиться с трудностями могут внести различие между увеличением и уменьшением этих трудностей.

Стресс и кризисы

Кроме обычных этапов развития, которые меняют человека, существуют также такие случаи стресса и кризиса, которые могут возникать в любое время, по отношению к которым мы все уязвимы. Например, все мы в конце концов сталкиваемся со смертью близких нам людей. иногда с нами случаются неприятности или мы заболеваем. Кроме того, могут происходить конфликты дома и на работе.

Такие вещи оказывают на нас давление и вызывают ответную реакцию у нас, называемую стрессом. Стресс может оказывать либо положительный, либо отрицательный эффект. Если его влияние оказывается отрицательным, то он называется «разрушительным», как называл его основоположник учения о стрессе Ганс Сели. Кризисэто серьезный разрушительный стресс, который требует принятия решений, адаптации к нему или изменения. Если произойдет одновременно слишком много кризисов, то это может привести н тяжелым осложнениям в здоровье. Морс и Ферст перечисляют большой круг проблем, связанных со стрессом. Физиологические условия включают в себя кардиологические заболевания, раковые, депрессию, головные боли, боли а позвоночнике, диабет, язвы, аллергические заболевания, ревматоидные артриты, образование бородавок, подагры, зубной кариес, поседение волос и образование перхоти и т.д. Нарушения, связанные со стрессом, могут привести к алкоголизму, ожирению, курению, употреблению наркотиков, несчастным случаям, разводам, банкротству и самоубийствам. Стресс также приводит к преждевременному старению.

Томас Дж. Холмс и Ричард Х. Рай установили величину, цифру, согласно которой каждый из 43 жизненных случаев дает стрессовую ситуацию. Смерть одного из супругов дает самую высокую цифру в 100. Другие примеры включают в себя развод (73), личная обида или болезнь- 53, отстранение от дел, пенсия (45), перемена в ходе жизненного пути- 35, перемена места жительства- 20, нарушение закона- 11. Вы можете проверить себя, прибавляя эти величины для каждого события жизни, с которым вы сталкиваетесь а течение года. В своем исследовании Холмс и Рай обнаружили, что ВО,»,’ тех, чей счет (сумма) оказывалась ЗОО или выше, подвергались сильному стрессу, переносили сердечные приступы или у них развивались иные серьезные заболевания. Из тех, чей счет составлял от 150 до 300, подобным воздействиям подвергались 53% и 33%. из тех, чей счет составлял только до 15О.

Научно-исследовательский центр по религии и обществу теологической семинарии Ланкастера опросил (обследовал) группу священников с целью выяснения, с какими жизненными ситуациями, создающими стресс, им приходится сталкиваться. Они пришли к выводу, что «пасторы переживают жизненные стрессы приблизительно также часто, как и обычный человек».

Тот факт, что стрессовые ситуации часто ведут к отрицательным последствиям, не означает, что они неизбежны. Существует множество людей, ведущих жизнь с высокой степенью стресса, однако они не заболевают. Что отличает людей, которые остаются здоровыми, от тех, кто заболевает? Вильям А. Миллер выделил несколько факторов поведения и отношения к жизни, которые свойственны для тех, кто испытывает срывы (особенно он обращает внимание на интеллектуальные срывы, заболевания):

1. По той или иной причине они обычно боятся выражать свои истинные чувства.

2. У них не было возможности обговаривать свои конфликты и стрессовые ситуации. У них не было слушателей.

3. Те люди, с которыми они пытались говорить, на самом деле не слушали или не слышали их.

4. Обычно они чувствуют, что одной только силой воли они могли бы преодолеть свои проблемы, хотя они и не понимают, в чем эта проблема состоит.

5. Они отказываются от реальности и уходят а свой собственный мир, менее болезненный, менее беспорядочный, менее требовательный мир, в котором меньше ответственности и где нужно принимать меньше решений.

С другой стороны, Майя Пайнс предлагает комплиментарную работу, в которой рассматривает тех людей, которые остаются здоровыми. Имеющиеся социальные ресурсы в человеке являются важным фактором в защите людей от болезнетворного воздействия стресса. В этой работе на протяжении 5 лет прослеживали жизнь 10000 мужчин в Израиле в возрасте 48 лет или старше с целью выявить у них тенденцию к грудной жабе- форме сердечного заболевания. Среди мужчин с высокой степенью риска меньше всех эта проблема коснулась тех, у кого были любящие жены, поддерживающие их в трудную минуту. И в большей степени это коснулось тех, чьи жены были холодны. Исследование, проводившееся в течение 9 лет н округе Аламеда в Калифорнии, показало, что мужчины 5О-летнего возраста, которые находились в категории с высокой степенью риска из-за своего низкого социально-экономического статуса но которые имели высокий индекс в сфере социальных отношений, в действительности жили дольше, чем мужчины с более высоким статусом, но с более низким индексом в сфере социальных общений.

Стрессовые и кризисные ситуации в жизни бывают у каждого из нас. Но тот факт, что мы уязвимы перед их лицом, не означает, что они могут нас подавить. Множество запасных резервов, помогающих преодолеть стрессовые ситуации, как психологического, так и социального характера, позволяют человеку управлять этими жизненными ситуациями конструктивным образом.

Личностные характеристики

Некоторым людям просто в силу их особенного склада характера требуется, или они сами этого хотят, больше помощи, чем другая. Морс и Ферст объясняют несколько генетических факторов, которые делают людей уязвимыми перед стрессом. Например, у чувствительных людей организм высвобождает слишком много адреналина и неадреналина, что заставляет их слишком резко реагировать на стресс, а это легко приводит к повышению кровяного давления и связанным с этим болезням. Физическое и умственное состояние человека может повлиять на необходимость оказать ему помощь. Отдельные люди полагают, что организм действует под действием биоритмов. И в трудные дни человек особенно может быть уязвим, подвержен заболеваниям. Предшествующий жизненный опыт, особенно опыт детских лет, может повлиять на способность человека справляться со стрессовыми ситуациями в настоящем. К подобным факторам можно отнести и ряд поведенческих навыков, которые человек приобрел в жизни, а именно: уверенность в себе, способность к решению проблем и выдержка а конфликтных ситуациях.

Кроме того, существуют различные свойства характера. Майер Фридман и Рэй Х. Розентэн выделяют индивидуальность типа Аочень перегруженный человек, добивающийся своего, однако тоже склонный к заболеваниям, вызванным стрессом. В противоположность этому типу, индивидуальность типа В- пассивный человек, сдержанный, не честолюбивый, но также и без склонности к переживаниям от стрессовых ситуаций.

Дэвид К. Макклеланад разделил людей по мотивации, которая у них имеется. У одних есть стремление к власти и престижу, другие стремятся к установлению дружеских связей. Те, у кого имеется сильное стремление к власти, но выражение этого стремления подавляется, подвергнутся особенно сильному влиянию стресса, когда они окажутся в ситуации, угрожающей этой мотивации. И наоборот, человек, мотивацией которого является установление дружеских связей, не будет заболевать из-за стрессовой ситуации, угрожающей власти. Маккелланд делает вывод: «В общем, когда стресс связан со склонностыо человека к доминированию, вероятнее всего, стресс будет связан с болезнью».

Пайнс опубликовал научное исследование Сюзанны К. Кобаза и Сальваторе Р. Мадди, которые выявили, что люд,, способные противостоять стрессу, это люди, у которых имеется особый подход к жизни. Они способны к изменениям, у них есть чувство причастности ко всему, что они делают и у них есть чувство контроля над событиями. «Они выигрывают на «вызове» (рассматривая изменение как вызов, а не как угрозу), «действии» (противоположности бездействию) и «контроле» (противоположности бесконтрольности)». И те, кто расценивают стрессовые ситуации в таком смысле, оказывается, остаются здоровыми, несмотря на давление стресса. Те, кто не могут поступать таким образом, часто не справляются со стрессовыми ситуациями. Эти исследователи уверены в том, что, научив людей иначе относиться к стрессовым ситуациям, они будут бороться с причинами стрессовых ситуаций и создадут психологическую защищенность.

При всем при том, существует множество личностных (персональных) качеств характера. В разработке Раймонда Б. Кэттла «16 вопросов о личностном факторе» (16 PF ) перечислены 16 основных личностных факторах и 8 второстепенных. Похоже, что существует бесконечное количество комбинаций, так как эти факторы взаимодействуют друг с другом. Например, люди с низким фактором «С» менее змоциально устойчивы и могут нуждаться в большей поддержке и уверенности в себе. Люди с высоким фактором «1», оказывается, требуют к себе больше внимания, и, другие люди должны им уделять это большее внимание. А людям с низким фактором «Q2» нравится присутствие других людей и им хочется получать от них поддержку и советы. Эти примеры показывают, как потребность человека в помощи может определяться его личностными характеристиками.

Кроме общих моментов уязвимости, присущих асом людям существуют особые аспекты карьеры священнослужителя, которые могут угрожать благосостоянию этого священнослужителя. Это и будет темой следующей главы.

Особая уязвимость в карьере духовенства.

Перспектива

Рассказывая о карьере духовенства, некоторые говорят об успехах своего прихода, о славе напыщенно, а другие с меланхолической грустью и заунывностью от всех переживаний, разочарований и сложностей; говорят о том, «почему я оставил пасторство». Джеймс Д. Глассе подчеркивает, что обе эти крайности не дают священнослужителю взглянуть а лицо действительности и принять на себя ответственность за свое положение. Кто-то может спросить, действительно ли карьера священнослужителя имеет какие-то особые свойства которые оправдывают особое к ней внимание. Тем не менее каждый человек гложет назвать сложности своей профессии, о которыми он ищи она сталкиваются. Питер Друкер, плодовитый писатель в области делового менеджмента, подчеркивал в своей, в некотором роде, сатирической статье, озаглавленной «Беспредельные мученики», именно это:

«В этой стране не существует ни одной дотошности, профессии, работы, которую бы ни неверно поняли, отвергали, недооценили, невзлюбили и т.д. Нет таком профессиональной группы, у которой бы неуклонно не снижался бы общественный статус и способность привлекать молодых. 2/3 зубных врачей не желают, чтобы их дети становились зубными врачами свидетельствует один из опросов. Другие исследования приводят похожие тревожные цифры для профессий адвокатов и банкиров, водопроводчиков и нянек. Наука, как профессия, «имеет небольшую привлекательность для молодых американцев сейчас заключает Маргарет Мид в своем опросе, приведенном выше: «наиболее способные молодые люди идут охотнее н правительство, чем в бизнес», - говорится на каждой конференции персонала вице-президентов. И наоборот, правительственные агентства имеют такие данные и цифры, которые решительно доказывают, что способные молодые люди не ищут государственных постов, а идут в бизнес. Инженеры жалуются на то, что самые даровитые из молодежи подпадают под притягательность чистой науки; учителя жалуются на то, что самые лучшие т в научные исследования, а исследователи, научные работники - на то, что самые способные из молодежи жаждут получить богатую жизнь, которую судит им промышленность. Я уверена, - пишет автор, - что зловещие сообщения, представляемые на профессиональных сборищах мафиози, предупреждают, что самые способные из молодежи Сицилии больше не хотят идти по дорожке их предшественников».

Друкер на это сказал: «ерунда». И на более серьезной ноте он заключил: «Ни одна должность, ни одна профессия н этой стране не подвергается гонениям и не отвергается... Мы страдаем от потакания жалости к себе в огромных размерах».

Цель данного исследования не в том, чтобы выпросить какое-то особое предпочтение, и не в том, чтобы поощрить священнослужителя испытывать жалость к себе, и не в том, чтобы найти расположение пасторства. Но так как и всякая профессия имеет свои собственные особенности, духовенство имеет определенные формы и динамику с вытекающими из этого последствиями, которые могут быть изучены на законном основании. Если каждая профессия и в конечном счете каждый человек намеренно игнорирует необходимость брать ответственность на себя, чтобы гуманизировать свою ситуацию, то действительно не будет никакой необходимости в мучениках. Джид Миллс и Веч представили свое исследование экс-пасторов в следующем виде:

«Служение- это не узел невзгод или профессиональная волосяная рубашка (как для экс-пасторов, так и для пасторов)- хотя, конечно, бывают и исключения из правил. Большинство рассматривают служение, как достойный призыв с удивительными возможностями и чрезвычайно важными целями. Наша задача в подробном рассмотрении, причин оставления этой профессии не в том, чтобы рассказывать жалостные истории о священнослужителях, а показать, что так как эта работа, пребывающая в среде основного социального института, то существует система давления и культурных тенденций, которые видоизменяют саму концепцию пасторства и те образцы своего строения, которым оно будет следовать в будущем. Можно заглянуть и повыше идеосинкратических видов каждого экс-пастора на структурные влияния для всей церкви».

Есть люди, которые считают, что легко написать о проблемах и самом пасторе, который обескуражен и столкнулся с каким-то кризисом, сделав для этого малозначащие комментарии о его неспособности переносить трудности, недостатке веры или о его независимости. И так некоторые молодые пасторы и поступали. Такая реакция часто является нереалистичным отрицанием собственной уязвимости. Джон К. Харрис метко заметил: «Сверх-простое психологическое объяснение, подобное тому, что «загруженные пасторы это неврастеничные люди» - не соответствует фактам». Он подчеркивает, что существуют культурные факторы и факторы, объясняемые системой профессии, которые находятся вне контроля самого священнослужителя. Это не означает, что пасторы беспомощны. Есть вещи, которые почти невозможно изменить, но существуют способы нейтрализовать болезненные элементы. Но прежде, чем оказать такую помощь, необходимо описать профессию пастора, служителя.

Моральное состояние священнослужителя и отставка

Научные исследования, действительно, указывают на то, что церковные пасторы страдают от периодов низкого морального состояния, а иногда, когда стресс становится слишком велик, они отказываются от должности и слагают с себя свои обязанности. Недавно научно-исследовательский центр по религии и обществу в Теологической семинарии Ланкастера завершил исследование (опрос) священнослужителей на Конференции центра Пен Объединенной Церкви Христа. Они определяют низкое моральное состояния в следующем смысле: «Опыт низкого морального состояния - это любое отрицательное чувство или ощущение, которое испытывает священнослужитель, и которое уменьшает эффективность и энтузиазм работы пастора. Например, чувство потери надо, чувство, которое является подавляющим, потеря направления или опыт тщетности относительно служения, указывают на низкое моральное состояние. Опыт низкого морального состояния может быть относительно коротким эпизодом, делящим месяц или около того, а может быть и хроническим состоянием.

«84 % респондентов имели такой опыт низкого морального состояния. Более того, около 2/3 с трудом открыто говорили о своем сложном моральном состоянии с другими. Это были те люди, у которых случались частые и длительные неприятности. У них также наблюдалась тенденция к служению в церквях с падающим посещением. Было замечено также, что опыт низкого морального состояния происходил из-за, в основном, организационных стрессов в самой церкви, а не из-за стрессовых ситуаций в личной жизни».

Изучение стресса среди духовенства, опубликованное в 1971 году Советом по изучению духовенства было основано на исследовании 5000 протестантских священнослужителей, 21- различного вероисповеданческого направления. Из всех этих опрошенных пасторов 3/4 пережили периоды большого стресса в своей службе. 2/3 из них имели стрессовую ситуацию более одного раза. Каким же был их стресс?

«По опыту этих священнослужителей, он оставил неприятные ощущения. Душевные и физические страдания, беспокойство и неопределенность, неуверенность были упомянуты 40 % из опрошенных. 14 % других испытывали подавленность, печаль, скорбь или обиду а 7 %- страх.

Кроме того, 1/4 часть опрошенных упоминали о своих сомнениях относительно своей компетенции, чувства беспомощности или личного несоответствия месту. Другие 4 % описывали ощущение крушения, поражения, стыда или вины, Приблизительно один человек из четырех подчеркивал, что его проблемы возникли из других проблем, и это привело к возникновению чувства ярости, гнева, презрения, негодования, отчуждения, предательства (измены) и чувств, подобных этим.

И только 8 % упомянули <физические симптомы, такие как болезнь, чувствительность или сверхутомляемость». Как и а предыдущем исследовании, источником проблемы были, главным образом, проблемы, связанные с работой, конфликты с прихожанами на личном или идеологическом фронте, личностные столкновения, работа сверх меры, проблемы общения, проблемы, связанные с работой, и чувство крушения планов и незавершенности в работе.

Когда эти проблемы превысят предел терпения человека, многие покидают местный приход и либо полностью меняют профессии, либо вероисповедание, либо уходят преподавать. Джуд, Миллс и Беч подчеркивают, что пасторы не сильно отличаются от экс-пасторов в пристрастиях, надеждах, разочарованиях, связанных с работой или удовольствиях. Просто они находятся по противоположным сторонам баланса (равновесия) от надежды к крушению надежды. Пасторы - это те, кто продолжают надеяться на выполнение, завершение, осуществление своей миссии. Экс-пасторы - это те, над кем их фрастрация, крушение надежд, одержало верх. Ежегодно 1 % действующих пасторов Объединенной Церкви Христа покидают пасторство. Это довольно скромная цифра. Но это выглядит серьезнее, когда пастор оставляет свое место, чем когда другие люди меняют свою профессию, потому что посвящение в духовный сан считается обязательством на всю жизнь.

Другие исследователи называют более высокий процент таких отступников. Марвин Т. Джуди опросил более 1000 своих студентов в Пернинском теологическом учебном заведении. Он выявил 4 категории среди них. 48 % были им классифицированы как «пасторально-довольными». Они были довольны и счастливы своей профессией. 16 /, он назвал «изначально-непростыми». Они были неудовлетворенными, беспокойными или даже думали об уходе. Другая группа состояла из тех, кто еще считал себя пасторами, но служили в смежных областях, таких как учительство, капелланство, или в вероисповеданнеческой работе. Их он назвал «смежниками» и их было до 26 % в его исследовании. И, наконец, были и такие, которые утратили свои пасторские верительные грамоты и уже не служили под началом властей данной церкви. Их он назвал «законченной» группой. Таких было 9 %. Другое исследование проследило постоянство в избранном пасторском служении у 572 выпускников семинарии из 14 школ через 15 лет после их окончания. Почти 8,»’. из них уже были связаны с пасторской службой. Эти примеры достаточны для того, чтобы сделать заключение о том, что значительное количество пасторов испытывают трудности в течение иногда длительного, иногда короткого периода времени. Исследование ICM пасторов Церкви АСД на севере Америки показало, что «общее, моральное состояние большинства пасторов высоко, но реально существующее меньшинство борется с некоторыми сомнениями и неуверенностью, связанной с их призванием». С какими же основными проблемами они сталкиваются? Вот о чем мы поговорим в следующих разделах.

Ролевые конфликты

Именно Самюэль В. Близзард, в чьих исследованиях впервые отмечалось влияние современного общества на профессию пастора, и начал движение в защиту бережного отношения к пасторам. То, что он открыл и обнародовал в середине 1950-х гг., было то, что пасторы попали в конфликт ролей. Близзард свел основные задачи пастора к б основным ролям: проповедник, пастор, священник, учитель, организатор и администратор. Этот порядок расположения отражает первенство, которое пасторы отдавали этим ролям, так как их готовили в семинарии по обучению, по богословию и а силу своих привычек. Но современность требует того, чтобы этим ролям отводились совсем другие места. Административная работа отнимает большую часть времени. И не важно, насколько по-разному пасторы намеревались выполнять эту работу, все они в конце концов делали одно и то же, как обнаружил Близзард. Им приходилось заниматься, в основном, тем, что, как они чувствовали, было наименее важным. Более того, церковь не давала пастору адекватного оправдания или практической подготовки для выполнения этой работы. И это, как говорил Близзард, было «дилеммой для пастора».

С момента сообщения Близзарда, исследования ролевых конфликтов в пасторстве умножились и стали довольно многоплановыми в своем анализе. Мы, например, знаем, что «роль передатчика» это люди, которые ожидают что-то от главного, центрального лица, в данном случае от пастора. «Передатчики» или группа передатчиков составляют амплуа игрока в этой роли и устанавливают «роль последовательности». К ним относятся члены религиозного братства (конгрегации), церковные служители, пасторы, руководители приходов, руководители сообщества (общин) и т.д. желание роли передатчика в действительности является «ролью пресса», так как передатчик старается повлиять на получателя, чтобы соответствовать его ожиданиям. Способность пастора быстро и эффективно переходить от одной роли к другой является «ролью гибкого перехода». Если ожидания роли передатчика неясны или неверны, то роль получателя получает опыт «роли неопределенности». Когда две или более роли ожидания смешиваются друг с другом или противоречат друг другу, возникает «роль конфликта».

Роль конфликтов может возникать тремя путями. Существует «внешняя» роль конфликта, где передатчики могут прийти в противоречие друг с другом относительно ожиданий для пастора. Например, некоторые члены церкви могут полагать, что пастору необходимо находиться на строительной площадке, руководя строительством; другие могут подумать, что работа пастора заключается в том, чтобы посещать дома членов церкви; официальные лица церкви могут ожидать от него, чтобы он занимался евангелизацией.

Далее, во-вторых, существует «внутренне-внешняя» роль конфликта, когда самооценка и самоосознание человека находятся в конфликте с ролью, которую, как предполагают другие, должен выполнять этот человек. Конфликтные чувства, относящиеся к административным задачам, как заметил Близзард, подпадают под эту категорию. Исследование ICM выявило, что тот же самый конфликт действует среди пасторов церкви АСД. Самой большой круг крушения надежд и разочарований был мотивацией мирян, административной работы, связанной о проблемами членов церкви и совета церкви, деловых проблем и собраний комитета. Источником самого глубокого удовлетворения было проповедование, личностная евангелизация, посещение людей и массовая евангелизация. Бывают ситуации, когда пастор чувствует необходимость принять какую-то точку зрения относительно определенного морального момента, но конгрегация выбирает спокойный «статус кво». Позиция пастора на совете и способ его помощи в организации церкви часто входят в конфликт с ожиданиями конгрегации. Оказывается, миряне хотят более поверхностного влияния и участия пастора. Или хочется, чтобы он работал для них, а пастор ищет более глубокой роли, позволяющей им лучше выполнять работу для себя. Внутренне-внешний ролевой конфликт может также существовать между пасторами и официальными лицами деноминации, пэрами и членами общины. Положение может стать угрожающим, когда собственные ценностные представления пастора и внешние ожидания усилятся. Ему хочется быть честным, чистым человеком, хотя и ответственным и отзывчивым для своей паствы.

В-третьих, какой-то ролевой конфликт является «внутренним». Пастор может сам себе создать внутренние конфликтные ожидания. Он может оказаться между двумя, в равной степени важными для него ценностями, такими как церковное служение и его семья.

Есть и еще одна ситуация, которую можно воспринимать Кан определенный ролевой конфликт. Человек может ощущать давление со стороны других или со стороны своей собственной совести, направленное на то, чтобы выполнять больше обязанностей, больше работы, чем в действительности он может выполнить. Это называется «ролевой перегрузкой». Если пастор пытается справиться с множеством разнообразных задач, возложенных на него, он может и часто становится, своего рода, работоалкоголиком. В исследовании, проведенном среди пасторов в Миннеаполисе, штат Миннесота, 85 % из них имели сложности с переработкой. Только 4 % пасторов имели специальную подготовку по менеджменту времени. Работа сверх меры может привести к физическим заболеваниям и умственному разбалансированию. Это может отрицательно повлиять на развитие его духовной жизни и его семью.

Люди других профессий тоже сталкиваются с ролевыми конфликтами. Но профессия пастора- это именно та профессия, особенности которой делают ее очень уязвимой перед лицом этих конфликтов. Спид Лиас перечисляет некоторые из этих особенностей:

«Пасторы сами распределяют свое время. У них нет руководителя, который непосредственно следил бы за тем, что они делают.

Существует перечень неписаных ожиданий, которые, предполагается, что он должен знать, но которые не оговорены а контракте, относительно того, что собою представляет их работа.

Предполагается, что они должны выполнять обширный круг работ, начиная от проповедования и обучения, до участия в совете церкви и организационно-административной работе.

Обычно они работают одни, выполняя свои обязанности, и не работают в союзе со своими партнерами или парами.

У них нет ясного разделения своей работы, семьи, от а и собственной личности.

У них мало бывает в конце дня ощутимых дел, событий, которые по их мнению были бы законченными.

Их работа осознается не всеми и поэтому их иногда спрашивают «Что же вы делаете между двумя воскресеньями?»

Некоторые ролевые конфликты должны предвидеться и, может быть, полезны в проповеднической задаче пастора. Но большая их часть совсем не нужны и являются препятствием для развития церкви и истощают пастора и уменьшают удовлетворить его жизнью. Дональд Смит говорит об этом так: «Это совсем не то, как если бы священнослужитель оказался между перекрестным огнем снайперовавтоматчиков. Более точная аналогия- это огонь, ведущийся из пулеметов, гранатометов или ракетных установок, вокруг него одновременно.

Такая ситуация оправдывает инвестиции в ресурсы, которые укрепляют пастора в намерении заниматься всеми этими делами без вреда для себя.

Пасторальный пьедестал

Мистическое окружение «призыва» Господа, некоторая «отстраненность», которая приходит с принятием духовного сана, и символическая природа положения пастора приводят к тому, что он становится на пьедестал по отношению к обычным людям. Психиатр Луис Макберни перечисляет причины, по которым прихожане способствуют созданию пьедестала:

«...необходимость во всемогущем, благочестивом, благотворительном отце; выражение в обще-американском стремлении и почитанию героя; желание иметь личного верховного священника и слишком часто обращаться н Христу через посредника."

Ему вторит Брукс Холифилд, которыми говорит, что люди стремятся н созданию героев согласно своим желаниям и потребностям. Они возлагают на пастора те идеалы, которые видят в человеке без таких проблем, и который может помочь им. Оскар Эггерс называет некоторые из этих идеалов:

«Среди качеств, которые прихожане особенно ценят в своем пасторе, находятся: отсутствие сомнений, напряжения, отстраненности от забот, знакомых, свойственных всем а наше время. Устоявшееся общественное мнение, вероятно, полагает, что пастор должен быть горой, на которую можно положиться самим прихожанам, членам их семей, их друзьям и знакомым и которых можно воспринимать как опору а жизни».

С точки зрения пастора, он должен поддерживать свой пьедестал, потому что он может подумать, что, став слишком близко к своим людям, он разрушить свой авторитет и уважение. Может возникнуть конфликт или сложится мнение, которые помешают пастору сблизиться с людьми. Пасторы могут опасаться того, что если они заведут себе близких друзей, то им придется принимать чью-либо сторону или стать фаворитом кого-нибудь. «И это хорошо, говорит Макберни,- потому что существует достаточная буферная зона безопасности между пастором и его людьми, и он может избежать своих собственных разочарований и неудач». Иногда пасторы ищут и бережно выстраивают свой пьедестал, как защитный механизм от неразрешимых проблем развития, т.е. независимости, местных властей и контроля.

Хотя у пастора есть стремление к более высокому уровню, очевидно, что существуют определенные проблемы с пьедесталом. Есть стремление стать совершенным, н то время как пастор знает, что он обладает человеческими слабостями. Это расхождение часто приводит к тому, что он надевает маску, становится некритичным к себе, отрицает свои ограниченные возможности, или это разжигает в нем чувство несоответствия, неверного представления о себе, лицемерия, притворства и страха быть разоблаченным. Это же давление переносится и на жену и детей пастора. Дети проповедника наделяются более высоким статусом только потому, что они его дети. От жен пасторов всегда ждут, что у них будет чистый дом, доброе расположение духа и энергичные руки. Особое их положение ставит их на виду у всех, и каждый может изучать эту жизнь как на ладони. А если нимб начнет меркнуть, то раздастся множество голосов, указывающих на это.

Поскольку пьедестал отделяет людей от пастора, то он несет ему с собой одиночество и изолированность. Денис Дейли подчеркивает, что 93 % опрошенных им пасторов испытывали эти чувства, также как и 67 % пасторов Минниаполиса, 33 % пасторов церкви АСД иногда чувствовали себя одинокими и изолированными. Хотя работа священника, кажется, и включает в себя личные связи, Эггерс подчеркивает, что у пасторов на самом деле не много возможности выразить «свои собственные сомнения и неопределенность, собственное чувство затруднения и напряжения от старания стать тем, чем тебя хотят видеть другие». Ларри Грэхем, написавший диссертацию о пасторах и дружбе, указывает, что те, кто выполняет ведущие роли, обычно не доходят до дружбы или неформальных отношений, а также руководители сами не ищут таких близких отношений со своими прихожанами. Не только пьедестал, но и проблемы раннего детского развития, жизненные тяготы, ролевые конфликты, частые переезды и другие факторы способствуют поверхностным отношениям наставница. И из-за высоты пьедестала люди, да и сами пасторы, могут поверить в то, что у них самих и их семей либо не может быть человеческих потребностей, нужд или что каким-то таинственным образом они имеют власть совершат служение себе. Все это оберегает профессию пастора от незапланированных, неожиданных случайностей.

Значение семьи

Влияние ролевых конфликтов и пасторального пьедестала проникает в частную жизнь пастора и его семьи. Вильям Преснелл, пастор, советник и пасторальный наставник подчеркивает:

«Ни в одной другой профессии не переплетены так тесно философия и свобода действия с обязанностями и обязательствами, ценностями и образом личной жизни в глазах тех, Кто Служит у И тех, кому служат, как в профессии пастора».

Редко, когда человеку другой профессии грозят неприятности на работе из-за личных проблем, связанных с женитьбой, разводом или проблемами из-за детей и т.д. Но пасторское служение настолько захватывает всю семью, что женам бывает трудно быть самими собой, т.е. женой своего мужа, а не женой пастора. Наблюдается смешение границ между общественной и частной жизнью, например, дом пастора часто воспринимается как общественное владение. Обычно жены пасторов получают меньше специальной подготовки для выполнения роли, которую ожидают от нее, а это создает дальнейшее беспокойство. Одно из исследований семей христианских пасторов выявило, что 85 % жен пасторов испытывали беспокойства, о которых никто никогда не знал. 76 % из них чувствовали, что члены общины ожидали от жен пасторов слишком многого. Исследование экс-пасторов, проведенное Джуд Миллс и Верс, показало, что пасторство нацелено даже на прочную женитьбу. Экс-пасторы, которые были счастливы в браке будучи в пасторстве, проявляли более активное, сильное расслабление и свободу после оставления должности.

В своей книге о супружестве священнослужителей Давид и Вера Мэйс, руководители в области брачных советов и основатели Программы усовершенствования брака, предложили свод недостатков браков священнослужителей, которые они выявили из опроса пасторов и их жен. Ниже приводится этот перечень в последовательности от более часто упоминавшихся до менее часто встречавшихся.

1. Ожидалось, что брак станет образцом совершенства.

2. Жизненные трудности из-за тяжелой службы мужа.

3. Отсутствие частной (личной) жизни в семье.

4. Финансовые затруднения - жена должна искать работу.

5. Нет глубокого взаимодействия с другими семейными парами этой церкви.

6. Предполагается, что дети должны соответствовать образцовым церковным представлениям.

7. Муж, служащий для других, «забывает» о своей семье.

8. Ролевые обязанности подавляют «человеческое» в пасторе и его жене.

9. Обязанности жены устанавливает церковь, и она чувствует себя эксплуатируемой.

10. Эмоциональный стресс, вызванный кризисными ситуациями.

11. Незаслуженная критика со стороны членов церкви.

12. Смешение представлений о том, какая жена и каковы ее роли.

13. Неудовлетворенность в решении домашних проблем.

14. Частые переезды, нет прочных корней.

15. Муж «на телефоне», «на вызове» все 24 часа.

16. Семья «принадлежит» конгрегации.

17. Муж должен работать, когда другие отдыхают.

18. Давление со стороны мэра.

19. Нет священнослужителя для собственной семьи.

(К счастью, есть также список из 19 достоинств брака с пастором.)

Д.В. Холброк, директор Службы дома и семы, Главной конференции церкви АСД, провел телефонный опрос дюжины церковных администраторов. Одним из вопросов, которые он задавал, был: «Где вы проводите большую часть своего времени?» Ответы, кроме одного, были: «Проблемы с персоналом сжатые разные и связаны с пасторами, их женами и детьми». Холброк пишет:

«Мы определили, как проблему номер один, возникающую между пасторской супружеской парой, проблему роли жены, которую ей приходится выполнять, и те трудности, которые возникают у пастора в понимании этой проблемы».

Одной из лучших опор семьи является наличие мужа-отца, но пренебрежение своей семьей является одной из самых больших проблем. Джон Койлер подсчитал, что христианские пасторы проводят дома менее четверг. времени своего дня. А у тех, у кого есть дети, оказывается, проводят дома не больше времени, чем те, у кого их нет. За 4 недели только приблизительно половина пасторов вообще имели свободное время и только у двух из 119 бывал выходной каждую неделю. Работа пастора, поглощающая и вечера, и выходные, не совпадает со временем, когда его собственная семья обычно отдыхает и развлекается. Но даже больше, чем от нехватки свободного времени, жены пасторов страдают из-за невозможности планировать свое время.

Когда пастор может провести время с семьей, тогда возникают ограничения в его роли как пастора для своей семьи. Пасторы для своих жен прежде всего- мужья, а пасторами они являются для них только тогда, когда это бывает возможно. Для своих детей они, прежде всего, родители, и только потом - пасторы. Во многих случаях, таких как семейные конфликты, первичные отношения мешают другим отношениям. Муж-отец не в состоянии проявлять объективность пастора. Семьям пасторов тоже нужен пастор.

Проблемы церкви

Пасторская служба часто напоминает горестную, печальную работу, по утверждению Джеймса Диттса. Он считает, что это относится не только к тем печалям и огорчениям, которые пастор разделяет с людьми, но и к тем оскорблениям, которые он получает от людей сам. Люди часто поступают не так, как набожные люди. Они часто огорчают, отказывают своему пастору. Но, если бы люди были идеально Набожными, не было бы необходимости а пасторе.

Среди причин, из-за которых пасторы уходят с постов, называется: отвращение и обидчивости, мелочности местных прихожан». 71 % респондентов, опрошенных Грэхемом, признали, что испытывали сопротивление за последний год. 45 % имели трудности в мотивации своих приходов. Кроме типичных особенностей выполнения большой программы, пасторы сталкиваются с проблемами работы с добровольными организации. Члены церкви- это добровольцы, которые регулируют свое потраченное время, деньги и другие ресурсы. Достижение обоюдного соглашения особенно важно. Если этого не произойдет, то велика вероятность потенциального конфликта. В действительности, управление конфликтом превратилось в самостоятельную область научных исследований. Конфликты в церкви могут возникать и по религиозным и идеологическим вопросам, по различным подходам к выполнению обязанностей, на основе личных столкновений и на основе борьбы за власть.

По временам пастор ощущает переживания очень болезненного кризиса. Гарольд Мира, издатель «Лидера», отмечает, что до него часто доходят «ужасные истории». Поэтому сотрудники «Лидера» провели несколько исследований с целью выявления того, что происходило на самом деле. В результате выявилось множество истинно драматичных событий. Например:

«Один пастор одержал верх в споре по вопросам строительного проекта, он попытался сместить меня и занять мое место. 1ОО человек последовали за ним на новую работу, отвернули меня и приход. Мне трудно поверить, что призванный Богом человек мог расколоть церковь (приход), чтобы продвинуться в своем положении».

«Моя жена выполняла обязанности музыкального руководителя в церкви. Некоторые члены хора восстали против нее и, в конце концов, половина хора забастовала. Они ударили ее в спину, а я очень сильно переживаю за свою жену. Я был потрясен тем, что христиане могут быть настолько антагонистичны».

«Я был унижен членами совета. Они обзывали меня по-разному, в том числе и лгуном. Двое из них дали ложные показания против меня перед исполнительным комитетом национального совета. Я был совершенно подавлен. И даже человек, выше меня по должности, который должен был помочь мне, поверил лживым наветам».

Опрос, проведенный «Лидером», показал, что 60 % пасторов переживали очень драматические события в своей профессиональной жизни. Из Них 85 % были преданы людьми, о Которых они думали, что на них можно положиться. Такие ситуации разрушили карьеру респондентов в 40% случаев. Почти самоочевидно, что те, кто пережил подобные вещи, могли бы пользоваться защитой, некоторой поддержкой, чтобы рассеять тяжесть этих ситуаций.

Личные проблемы

Пасторы также уязвимы и перед множеством личных проблем, вопросов, с которыми им часто приходится бороться в мире собственных мыслей. Томас Б. Бради, один из пионеров движения за развитие карьеры, перечисляет семь кризисных ситуаций подобного рода. Первым является кризис «честности». Могут быть программы, с которыми пастор не согласен, которые ему не нравятся, но которые, оказывается, он должен поддерживать и активно их внедрять. Он может гневаться и быть недовольным людьми, но он не должен никогда демонстрировать эти чувства. Таким образом, его чувства могут просто подавляться или игнорироваться, а это, по замечанию Макберни, никогда долго не бывает полезным. У него могут возникать теологические сомнения, о чем свидетельствуют 24 % пасторов, по данным исследования, проведенного а Миннеаполисе, и 19 % пасторов до данным исследования, проведенного церковью АСД. Все-таки пастор чувствует обязанность проповедовать ожидаемую от него богословскую доктрину. Безгреховность, которую другие приписывают ему, не всегда соответствует его духовной слабости. К этой же проблеме примыкает и проблема сексуального влечения и привлекательности, с которой пастор сталкивается, работая и контактируя с женщинами своего прихода. Он может отрицать свою сексуальность, но все-таки какие-то проявления этого остаются. Кризис честности включает в себя и разногласие между общественной ролью человека и его реальной личной жизнью. Как пастор справляется с грехом, внутренним конфликтом, необходимостью быть искренним, когда это происходит?

Далее - это кризис «власти». Пастор может переживать сложности, связанные с незавершенными проблемами детского развития личной безопасности. Власть- это способ решить эти сложности. Или, просто, он может чувствовать неспособность оказывать влияние на свою церковь и на окружающий мир. Сможет ли он справиться с намеченной программой или нужно ли ему делиться властью с другими? Как он справляется с этими противоречиями. Чувствует ли он тщетность попытки справиться со всеми делами? Думает ли он, что ему лучше удастся справиться с мирской работой? Это некоторые из причин движущей силы внутренних кризисов пастора.

Третье - это кризис «способности, возможности». Частично из-за высоких образцов, всегда стоящих перед ним, частично, чтобы достичь добродетели смирения, пасторы могут сомневаться в своих способностях и ощущать несоответствие своих способностей и качеств цели. Им, действительно, может быть требуется больше и лучшей подготовки, но обычно проблема бывает связана с низкой самооценкой, с низким чувством собственного достоинства. Ирен Ловетт показывает, что в ходе исследования внутреннего мира священнослужители серьезно недооценивали себя, постоянно ставя себя, по крайней мере, на две категории >же, чем они на самом деле заслуживали. Давид Симандс описывает, как стремление к совершенству связано с сомнения в себе.

«Те, кто стремится к совершенству, со своей сверхчувствительной совестливостью, низкой самооценкой, ложным чувством вины, естественно, очень чувствительны к тому, что о них говорят и думают другие. Поскольку он сам себе не нравится и он не одобряет себя и не вполне уверен в одобрении Господа, он отчаянно нуждается в одобрении других людей. Он оказывается легкой добычей (жертвой) мнений других христиан. И все эти «за» и «против» семя самого накапливаются, потому что все больше и больше людей надо «очаровывать.» Его образ должен соответствовать то для одного человека, то для другого. Он продолжает приспосабливаться то так, то этак, и прежде чем он осознает, что происходит, его ореол, нимб становится тем, что Паул назвал «рабской зависимостью».

К кризису «возможности» тесно примыкает кризис «крушения надежд» (или проблема успеха). Что такое успех в профессии пастора? Пасторы часто задумываются над этой проблемой. С одной стороны, можно применить к решении этого вопроса промышленную модель и разыграть статистическую партию. Однако, это не совсем подходит к духовным принципам Священного Писания. Если он откажется от этого, то он останется без ясного представления о том, что такое успех в обществе, ориентированном на успех. Если же он осознает свой неуспех, значит ли это, что Господь не с ним, или что он не соответствует Господу’? Дойл подчеркивает, что все, кроме 7% из тех пасторов, которых он опросил, переживали н определенной мере опасения неудачи, крушения.

Пятым является кризис «предназначения». А пасторы могут проводить много времени, раздумывая о своем будущем. Надежна ли их поспешная работа? И еще больше насущным, чем это, может быть вопрос «Буду ли я получать удовлетворение в этом приходе всю оставшуюся свою жизнь? Мечтаю ли я о более крупном приходе, о продвижении по службе, или я хочу получить иную работу? Роббинс Быявил, что 28% пасторов сомневаются в своем призыве служить. То что такой же процент пасторов церкви АСД иногда хотят оставить пасторское служение, а 33 % имели серьезные намерения перейти на другую работу в служении.

Далее Браун упоминает кризис «роли». Мы уже упоминали некоторые виды личностных переживаний пасторов, которые старались определить, отобрать множество обязанностей профессии пастора, собственными силами.

И, наконец, кризис «значимости, смысла», который пронизывает и где-то даже подытоживает все другие виды кризисов. «Почему я делаю то, что делаю?» Если пастор может четко представлять себе ясное значение, значимость и цель своей работы, то может выдержать множество испытаний, будучи колеблющейся, развивающейся личностью. Если же он утрачивает такое представление, то становится только функционером, готовым покинуть свою службу. В этом, в основном, заключается борьба за самоактуализацию, самореализацию. Особая опасность заключается здесь а том, если человек пришел на пасторскую службу по ложным причинам.

Обстановка внутри прихода

Большинство исследователей выявляют тот факт, что организации, действующие а приходе, не только не адекватно поддерживают своих пасторов, но и являются в некотором смысле источником давления на пастора. В своем исследовании, проведенном Миссисипской конференцией Объединенной Церкви Методистов, Томас Бернетт пришел к выводу, что центральной проблемой, вынуждающей пасторов оставлять свою работу, был конфликт и ограничения руководства. Исследование, проведенное Форни в Южно-Калифорнийско-Аризонской конференции той же самой деноминации, показало, что взаимоотношения администрации Конференции и пасторов больше влияли на возникновение желания оставить приход, пастором, чем отношения пастора и конгрегации. Следует упомянуть здесь ролевые конфликты с вышестоящими лицами, несогласия по философским вопросам с приходскими авторитетами и слоноподобное невежество относительно реальной ситуации в местных церквях.

Конференция в Огайо церкви АСД имела профессиональную команду консультантов по управлению, которая изучила эффективность организации и управления конференцией. Одним из открытий этого исследования было то, что «пасторы ощущали свою несвободу от организации конференции». Исследование ICM выявило, что 34 % пасторов АСД обеспокоены тем, что не встречают одобрения у своих руководителей.

Джуд, Миллс и Берч выявили, что как и для пасторов, так и для экс-пасторов официальные лица деноминации оказывали им меньше поддержки, чем от них ожидалось. В действительности, экс-пасторы имели большие надежды на такую поддержку, чем пасторы. Но они ощущали, что официальные лица их деноминации отстранились от них больше, чем от пасторов. Частично это та же самая проблема ролевого конфликта, но на этот раз в еще и действии официального представителя деноминации. Он отвечает за финансовые дела, административные решения, выполнение программ; и эти организационные обязанности препятствуют выполнению его пасторских функций. Кроме того, нехватка времени и расстояние уменьшают эффективность его помощи пасторам. Во многих случаях в деноминации нет отдельного человека для оказания поддержки пастору.

Пасторы-пэры внутри деноминации также отделены друг от друга расстоянием. И не только расстояние в милях мешает им установить дружеские, товарищеские отношения и поддерживать друг друга. Часто между ними существует соперничество. Необходимость достижения целей подогревает это сотрудничество, так как каждый преследует свою собственную цель к успеху.

Угасание энтузиазма (перегорание)

Перегорание- это следствие тех видов уязвимости, о которых мы уже говорили. За последние несколько лет оно изучено довольно глубоко. Это явление стало проблемой особенно для тех, кто по профессии своей должен помогать людям, где существует активное вовлечение в проблемы людей. Джерни Эделвич определяет перегорание как

«...прогрессирующую потерю идеализма, энергии и цели, которую переживают люди, по долгу службы обязанные помогать другим, в результате условий своей работы. Эти условия колеблются от недостаточной подготовки до перегрузки клиента; от слишком большой занятости до слишком невысокой оплаты; от неадекватного фондирования до неблагодарности клиентов; от бюрократических или политических ограничений до огромного разрыва между намерениями и результатами этой работы».

Герберт Фруденбергер говорит:

«Перегоревший субъект- это тот, кто находится а состоянии утомления или фрастрации, вызванном религиозным рвением к цели, способу, жизни или отношениями, которые не осуществились, такими, какими их ожидали.»

Как только уровень ожиданий резко начнет противостоять реальности, а человек будет продолжать пытаться достичь этих ожиданий, появятся трудности.

Эделвич определяет пять стадий в процессе перегорания. Сначала наблюдается «энтузиазм», когда человек берется за работу с высокими надеждами, огромной энергией и в некотором роде нереалистичными ожиданиями. Он готов работать сверх меры, потому что хочет оказать реальное влияние на жизнь людей, церкви или общества. Он испытывает определенное чувство всемогущества. Но со временем постоянное участие в проблемах людей становится утомительным. Люди меняются не так быстро, как он ожидал, а многие из них становятся хуже, и он удивляется, а сделал ли он что-нибудь. Его уже не так ценят, а работа уже не так его волнует. Опустошенный, он начинает чувствовать необходимость заняться делами своей семьи, своего дома, друзей, проблемами денег, автомашины, своим свободным временем. Такой человек оказывается на второй стадии, называемой, «стагнацией» (застоем). Когда же он вступает в третью стадию «фрастрацию» (крушение надежд), он задается вопросами более серьезно о эффективности своей работы и ее ценности. Люди не реагируют на это. Бюрократия организации бесполезна. Теперь человек может начать переживать эмоциональные, физические или поведенческие трудности. Четвертая стадия это «апатия». Человек совершенно разочарован, хотя еще и нуждается в работе, как средстве к существованию. Он проводит на работе минимум времени, отстраняется от людей и проблем насколько это возможно и делает только то, что необходимо для него, чтобы остаться «на ногах». Последняя стадия «интервенции», когда разрывается круг. Человек либо меняет работу или полностью перестраивает весь подход к своей работе. Он может продолжить свое образование и сбалансировать свою жизнь с подходящими для него развлечениями.

«Перегоревшая» личность нуждается в том, чтобы в ней приняли участие, но не всегда таким образом, как люди представляют себе. Здесь Эделвлч дает уместный совет:

«Лучше, если определенные люди и учреждения признают и примут то, что существуют люди «перегоревшие» и поймут, как, где и когда это произошло. Это поможет им лучше подготовиться н тому, чтобы противостоять тем неэффективным лечебным средствам, которые часто используются сегодня и найти более реалистичное противоядие, Положительный подход и «перегоревшим» будет основываться не на надежде предотвратить это явление (что невозможно), а осознании того, что это явление будет иметь место, может быть, и неоднократно; в профессии, карьере человека его нужно рассматривать на основе развития. Из явления перегорания даже можно извлечь выгоды, потому что это состояние может подвигнуть человека на разрыв привычной обстановки, уход с привычной колеи. Когда фрастрация используется в положительном смысле, она становится стимулом к возникновению своего рода энтузиазма, который обычно появляется при этом».

Вступление в пасторство

Период ясности и среднего возраста о точки зрения развития являются особенно беспокойными, периодами. Начальный период вступления в должность является самым критическим в карьере пастора. Миллс и Ковал выявили, что 42 % всех стрессовых периодов, о которых он говорит в своем исследовании, происходят в первые пять лет. 1/4 из опрошенных пасторов заявили, что их первый главный стрессовый период пришелся на первый или второй год их работы. Институт Албана проследил динамику перехода пасторов в новые приходы. И хотя когда это происходит, это оказывается сложным временем, больше всего трудностей приходится на момент перехода границы от семинарии к первому времени полновластного пасторства в приходе. Они утверждают: «Из всех переходных периодов в профессии пастора этот период был наиболее драматичным и болезненным». Исследуя экс-пасторов, Миллс и Берч выявили, что ЗО % из тех, кто оставил свою работу, сделали это в первые 6 лет службы. Ы среднем пасторы оставляли свои обязанности через 3 года и 8 месяцев после окончания семинарии, согласно опросу Аллана Вадсворда.

Джозеф Вагнер отмечает, что некоторые из этих отставок были закономерными из-за выявившихся профессиональных способностей или других ситуаций. Людей, которые принимают такие решения, надо уважать и одобрять. Однако, другие не обязательно являлись следствием отсутствия эффективной системы поддержки приходского пастора. И хотя стресс начинается почти немедленно, первые дна года обычно несут с собой достаточно энтузиазма и движущей силы из семинарии, чтобы преодолевать негативные силы. Но через 3-5 лет может произойти нечто подобное «перегоранию». В одной из новых работ по этому вопросу время вступления в должность пастора сравнивается по уникальности стрессов этого периода с кризисом компетенции, столкновением идеализма и реальности, болезненного культурного шока, а затеи страхами и крушениями надежд, связанными с ранее рассмотренными вопросами, которые ярко высвечиваются н это время. Этот период заслуживает особого внимания.

Ретроспектива

Может показаться что то, что мы сказали выявляет грустную, пессимистическую картину. Но давайте помнить, что целью данного раздела является выявление уязвимых моментов в работе пастора. Не все пасторы сталкиваются со всеми этими проблемами. Следует отметить такой парадокс, существующий в опыте пасторов. Те же самые пасторы, переживавшие стрессы, о которых мы упоминали, могли заявить также, что они «очень довольны» своим пасторским служением, как об этом заявили 90% пасторов в исследовании, проведенном в Миннеаполисе.

Было выявлено 18 положительных и 19 отрицательных моментов в супружеской жизни пасторов, а другие пасторы отмечали удовлетворенность и полученное вознаграждение. Тем не менее, события, вызывавшие стресс, имел место. Когда у членов церкви возникают проблемы, они могут пойти к своему пастору. А куда обратиться пастору самому? Кто сможет руководить, направлять пастора? Здесь нам лучше обратиться к размышлениям и замечаниям Томаса Клинка, являющимся на протяжении длительного времени ведущим специалистом в области руководства деятельностью пасторов:

«Подобные сложности, характерные для пасторства, находятся не н самих пасторах. Люди других профессий имеют трудности, разочарования в повседневной жизни. Для пасторства характерна нехватка, недостаток имеющихся полезных ресурсов. У нас нет священника, который может «разыгрывать (выдавать) нашу карту», и почти невозможно делиться заботами с мирянами своей церкви. Жены помогают во многом, но при всем доверии к ним, это последнее прибежище. Конечно, есть руководители в деноминации (в церкви) , но они обычно слишком заняты выполнением программ, и в любом случае они тоже участвуют в общем ходе перемещения пасторов, который должен идти свободно. Даже там, где имеется многочисленный штат пасторов, найдется немного таких людей, которые окажут пастору поддержку и нужную помощь.

Пожалуйста, заметьте, что я не говорю о сложных технических навыках, подобных психотерапии или профессионального консультировании, хотя такие знания важны. Я подчеркиваю только то, что у нас мало легкодоступных средств в нашем непосредственном рабочем окружении, чтобы осуществить эмоциональные взаимосвязи, выявить наши требования относительно хода событий, найти соответствующую подпитку для нашей работы, подумать над сложными проблемами и т.д. Хотя каждый анализ превентивной службы интеллектуального здоровья, каждый подход к умелому персональному управлению ставит эти моменты во главу угла. Не требует доказательства тот факт, что изолированный человек более чувствителен к обострению своих проблем.

Нам нужна современная система руководства, в которой признается ответственность в оказании помощи в профессиональной подготовке, как наивысшее выражение ответственной свободы, а не ее компромисса. Нам следует признать необходимость в советническо-консультационных средствах (органах), которые были бы близко под рукой. Нам необходимо найти место и способ в семинарии, либо в ходе дальнейшего обучения, где бы мы могли быть пасторами друг для друга.

Пасторство для пасторов, к которому призывает Клинк, содержит а себе понятие о системе поддержи, о которой говорится в следующем разделе этой главы.

Понятие системы поддержки

Определения

«Нет такого человека, который был бы островом самим по себе; каждый человек- это кусочек, частичка континента»,- писал Джон Донн, писатель 16 века. Это замечание выражает истину, признаваемую психологией и теологией. Человеческие существа связаны с друг другом множеством уз. Они являются социальными созданиями. Психиатр Джеральд Каплан выявляет некоторые социальные потребности людей:

«У людей имеется множество особых потребностей, которые требуют удовлетворения в процессе межличностных взаимосвязей, таких как: любовь и привязанность, интимность, которая дает свободу легкого, подсознательного выражения чувств, определение личностной ценности и важности, удовлетворяющие в зависимости и в воспитании, помощь в решении проблем и помощь-поддержка в управлении своими эмоциями и импульсами».

Исследование, проведенное Джоном С. Касселом, выявило, что людям необходима обратная связь со своим окружением, сообщения, которые проясняют ожидания и оценивают их действия. Если обрати связь не срабатывает, то человек не может установить дружелюбие или враждебность окружения; он не может ощущать себя в безопасности,

«...и его автономная нервная система и гормональный механизм находятся постоянно в состоянии крайнего напряжения, так что являющиеся результатом этого физиологическое истощение и усталость, увеличивают его чувствительность к широкому кругу физического и умственного нарушения."

Собственное исследование Джеральда Каплана подкрепляет это открытие. Когда кризисная ситуация ставит человека в опасное положение, к которому трудно адаптироваться, тогда природа стрессора и сила внутреннего «я» человека подпадают под влияние действия того «количества эмоциональной, поддержки и определенно ориентированной помощи, которую предоставляют социальное окружение, внутри которого этот человек пытается справиться с кризисным событием». Социальная поддержка действует подобно буферу между превратностями жизни и нездоровьем человека. Она позволяет человеку поступать таким образом, который укрепит, поддержит его, а не причинит вреда его будущему.

Какова природа социальной поддержки? Ее описывают следующим образом:

«...это лица, доводящие до сведения других людей информацию о том, что об этих людях заботятся, их любят, ценят, и что они принадлежат к коммуникационному кругу, и они связаны с другими людьми взаимной заботой».

В рабочей обстановке это:

«...взаимодействие между двумя или более людьми, которые заняты производственными проблемами, и которые оказывают эмоциональную поддержку и опору, подают полезную информацию и идеи, и/или конструктивную обратную связь и социальное сравнение».

Другие авторы разделили функции общественной поддержки на б основных категорий: умение выслушать- способность слушать то, что говорит человек, не делая выводов и не давая готовых советов; способность дать специальную оценку- подтверждение компетенции человека с точки зрения его знаний, заслуженного им доверия; особое обращение- стимулирование человека к более высоким свершениям с помощью лица, у которого имеется одна большая привязанность; эмоциональная поддержка- необходимость иметь кого-либо на своей стороне, кто бы ценил вас как личность; умение вывести из эмоционального (трудного) состояния выделение, выведение заинтересованным другом из круга лиц, потерпевших неудачу; умение осознать социальную реальность способность соотносить свое восприятие с восприятием других; например, «Вы слышали об этом? В конце концов, я не собираюсь из-за этого сходить с ума». По существу, в этом проявляются те основные социальные потребности, о которых выше говорил Дж. Коплан.

Иногда слово «помощь» или словосочетание «взаимоотношения помощи» используются для описания такой поддержки. Карл Р. Рогерс, ведущий специалист школы по оказанию рекомендаций и советов, описывает «взаимоотношение помощи» следующим образом:

«...это помощь, при которой, по крайней мере, одна из сторон имеет намерение к росту, развитию, завершению, лучшему функционированию, лучшей способности справляться с жизненными ситуациями другого человека; ...и при которой с одной или с обеих сторон будет больше положительной оценки, больше экспрессии, больше действенного использования скрытых внутренних ресурсов человека».

Система поддержки с упором на «систему» означает, что существует взаимосвязанный, взаимозависимый круг взаимоотношений по оказанию поддержки и помощи, которые действуют непрерывно или ритмически в течение длительного периода времени.

В таком случае используется фраза «система психо-социальной поддержки». Она означает ряд различных ресурсов, которые человек мог бы извлекать, как лично из себя (психо-),, так и из окружающих людей (социо-), которые могли бы помочь ему относиться положительно в своей жизни и карьере. Это определение расширяет круг помощи, чтобы включить в нее не только взаимоотношения, но так и резервы характера, природы, человека, которые могут укрепить человека. Когда человек помогает себе сам, это иногда называется «способность справиться с проблемой».

«Справиться с проблемой означает осуществить любую попытку разрешить стрессовую ситуацию, с которой, как чувствует человек, он должен что-то сделать, но которая превышает его адаптационные ответные возможности. Поведение в ситуации решения проблемы может варьироваться от самых случайных действий до сложных форм, от самого высоко проактивных мер, до наиболее патологически реактивных попыток, от самых рациональных, до самых иррациональных усилий. Хотя все они предпринимаются с одинаково удаленными целями- предотвращение или уменьшение, или ослабление стресса или его последствий».

Ресурсы, которыми человек пользуется, чтобы справиться с проблемой, можно назвать «механизмом решения проблемы», или «стратегией решения проблемы». В качестве примеров можно привести такие: разработку новых подходов, отношений; принятие решений; принятие лекарств; реорганизация времени; молитва и медитация; физические упражнения или сон, и многое другое. На эти психологические резервы, направленные на решение проблем, сильно влияют социальные резервы человека.

Социальные резервы системы поддержки могут включать а себя взаимоотношения, которые естественны или спонтанны, например, семья или друзья. Или их можно организовать намеренно, указать или выбрать теми людьми, которые хотят помочь человеку, например, клубы и ассоциации, у которых имеются общие интересы. Такими людьми могут быть профессиональные сотрудники службы помощи или просто обычные люди. Дж. Леннарт Кедардиф подчеркивает, что прикосновение к краю одеяния терапевта-супер-хилера- не единственный способ получить помощь. Самым реальным и библейским способом является помощь друг другу. «Исцеляет не безупречность, или статус, или подготовка. Это открытое общение между людьми и готовность с самого начала вести целительную струю». Карл Рогерс усиливает эту мысль:

«Я глубоко убежден, хотя кто-то и скажет, что это навязчивая идея, что терапевтические взаимоотношения- только особый пример межличностных отношений в целом, и, что та та же закономерность управляет всеми подобными отношениями».

Мы не должны недооценивать значение равной поддержки.

Система поддержки существует не только для кризисных ситуаций или слабых, психологических калек. Дж. Каплан пишет:

«Мысль о том, что человек получает поддержку или нуждается в ней, обычно подразумевает, что он слаб, и с этой точки зрения данный термин неудачен потому, что то, что мы имеем в виду, не является подпоркой кого-то, кто находится в опасности срыва, а скорее мы имеем здесь в виду наращивание человеком сил, чтобы справиться со стрессом самому».

Пастору необходима поддержка, говорит этот автор, чтобы подкрепить «свое равновесие, стабильность и свежесть духа» в его насущной задаче оказания постоянной помощи другим. Спид Лис напоминает нам, что системы поддержки не вдруг появились во времена кризисов. Если бы мы не культивировали бы их во всей повседневной жизни, то не было бы системы связей между людьми, когда пришли бы серьезные удары жизни. Эдвард Вимберли хвалит понятые системы поддержки особенно потому, что оно сконцентрировано на «нормальных, а не патологических нуждах людей». Это понятие связано с превентативностью. Оно возникло в области сообщества ментального (умственного) здоровья и является альтернативой для медицинской психиатрической модели «один-на-один». Системы поддержки могут помочь значительному числу людей и могут сконцентрироваться на широком круге окружающих факторов, которые влияют на них. Этот автор добавляет также, что такие системы поддержки особенно совпадают, сходны с природой и миссией церкви.

История

Кто-то может спросить, откуда эта суета относительно систем поддержки и то время, когда пасторы и другие люди в прошло.»,, действовали и не знали о них. Оглядываясь на последние достижения, мы задаем вопрос, почему мы не слышали, об этом раньше? Может быть, наша сегодняшняя ситуация более сложная? Не с более ли сложных сторон мы анализируем проблемы и решения? Не слишком ли мы выделяем свои трудности? Действительно ли это нужно?

У пасторов прошлого тоне были похожие проблемы. Дула Фредерик Обрли был пастором в XVIII в. Он провел 5О лет в одном приходе в Европе. Вот что он пишет о своих разочарованиях и стрессах:

«Пастор в Валдбахе, если он старается быть тем, чем он должен быть в этом огромном приходе, оказывается гол, как сокол, вьючной скотиной, ломовой лошадью. Он должен делать все, за всем смотреть, все обеспечивать, за все отвечать. Все осуждают пастора, который ничего не встречает, кроме помех, препятствий, отказов и бюрократизма; и будучи неспособным ублажить всех, он должен постоянно сражаться с недоброжелательностью».

Рихард Бакстер, который в 1600-х гг. служил кем-то вроде пастора пасторов, серьезно рекомендовал пасторам не пренебрегать обществом друг друга. Пасторы нуждаются во взаимном наставлении, утверждал он.

«Пасторы нужны друг другу. Они могут усовершенствовать Господние дары друг в друга. Даже самый удовлетворенный может оказаться самым нуждающимся, часто будучи самым гордым и наиболее опустошенным из всех. Поэтому некоторые не идут со всем братством, заявляя, что хотят жить отдельно от всех. Для них мы скажем: «Почему же вы не на тех же самых основаниях не воздерживаетесь от посещения церкви? Не является пасторское сообщество таким же долгом, как и христианское сообщество?»

Некоторые из пасторов страдали и преждевременно скончались, как это случилось с Джеймсом Уайтом, пионером-основателем Церкви АСД. Он страдал частыми депрессиями, упадком духа и переутомления. Его жена Элен писала, что он мог бы прожить дольше, если бы другие больше поддерживали бы его. Много раз эпизоды прошлого просто принимали свой жизненный жребий, частично потому, что не знали альтернативы (понимание, что такое здоровье и что такое болезнь, не было разработано тогда), а частично из-за социальных структур, которые заставляли их опасаться изменений. Эделвич предполагает, что «перегоревшие личности», несомненно, всегда были и всегда будут, но свое название они получили только в 197О-х гг. Конечно же, социальная поддержка действовала на протяжении веков, хотя ее и не называли так. В наше время любознательные люди достигли конечного понимания действия наших жизней.

Вероятно, наиболее важным фактором, который сейчас заставляет нас обратить внимание на эти вещи, является тот факт, что наш современный мир просто не в состоянии справиться с этими проблемами. Мы больше не можем позволить социальной поддержке оставаться без названия, потому что ее отсутствие становится настолько заметным. Наш мир изменился. Такие авторы, как Алвин Тоффлер, Харвей Кокс и Джеффри Хадден раскрывают опасности нашего нового мира. Поступь нашей жизни ускоряется. Хотя мы живем более скученно в своих городских кварталах, мы все больше чаще сталкиваемся с посторонними людьми. Мы переезжаем на новые места через несколько лет. И хотя у нас имеются лучшие способы отправки сообщений друг другу, наши средства (способы) понимания этих посланий смешались. Большие семьи больше не живут вместе; ячейка семьи распадается. Джон Гаррис делает наблюдение:

«Кочующий образ нашей жизни означает, что люди оставляют позади себя сеть своей поддержки (друзей, семью, пастора, учителей,, родственников) и вступают в новые города чужестранцами без уз и связей, где сообщество для восстановления сил становится деликатным, проблематичным делом. Гораздо в больше степени, чем в прошлые века, люди остаются со своими собственными силами и тающими ресурсами, чтобы понять, что такое жизнь».

Пасторы тоже

«...попадают в водоворот культурных прессов, которые изменяют все традиционные институты нашего общества. Таким образом, существует чувство, по которому страдание пастора является предшествующим аккомпанементом для борьбы Церкви за разработку характера своего собственного вклада В мирскую промышленную страну.»

Как и у других, проблемы, с которыми сталкивается пастор, увеличились, в то же самое время характер его ресурсов не остался таким же эффективным. Паин рассматривает основную ролевую поддержку, которую когда-то выполняла семья, и говорит затем: «Возможно это из-за традиционной роли, которая не выполняется вполне, возникает вопрос, а возможна ли вообще хорошо организованная поддержка?» Если социальная поддержка не возникает спонтанно, то ее нужно организовать целенаправленно. Тоффлер призывает к «зонам стабильности», которые могут смягчить шок и помочь людям в будущих шоковых ситуациях, а также предлагает множество резервных способов».

Явление социальной поддержки так же старо, как и человеческий род. Терминология достаточно нова. Внимание к этому вопросу определяется ситуацией нашего изменяющегося мира. В наше время ей требуется особое внимание.

Польза

Соответствующая система поддержки для пасторов приносит пользу и организации церкви. Некоторые опасаются, что на это потребуются дополнительные деньги, которых всегда меньше, чем требуется. Тем не менее, большая часть ресурсов поддержки может быть получена почти бесплатно, потребуется только целеустремленность и усилие, чтобы осуществить эти усилия. Бизнес показал, что даже там, где ость затраты, они оправдываются прибылью меньшего абсентеизма, меньшей текучести кадров, лучшей организации, меньшего числа антиобщественных проявлений и т.д. Если говорить о пасторстве, то это проявится в меньшем числе необязательных перемещений, меньшем количестве недоучек (что связано с издержками на подготовку пасторов), лучшими межличностными отношениями, более интенсивном развитии церкви. Исследование развития церкви выявили, что такие вещи, как более длительная служба пастора и положительный настрой пастора, являются определяющими факторами развития Церкви. Сам характер положения пастора заставляет его влиять и воздействовать на множество людей. У него ключевое положение в структуре церкви, потому что местное пасторство там, где происходит действие, получаются деньги, осуществляются программы г крестятся люди. И конечно же, он должен действовать так, чтобы достигать высокого урожая эффективности на благо церкви.

Но сохранение успешной организации - не единственная польза от поддержки пасторов. Хотя те пасторы, у которых имеются явные проблемы, или которые покидают приход, могут представлять затруднение для деноминации, Джон Паттон говорит о том, что многие церкви сейчас поступают из соображения более высокой мотивации в профессии пасторов, заботясь о самих пасторах. Пасторы, как личности, выигрывают от структур поддержки во многих случаях. Им помогают вести борьбу и справляться со стрессами, с которыми они сталкиваются из того длинного перечня, который мы уже представили.

Кеннет Джонсон проследил, действительно ли пребывание в развивающейся группе благотворно. Проведя множество психологических тестов с такой группой до и после приобретения ею опыта, он пришел к выводу:

«Участие в духовно развивающейся группе как минимум в течение 2О недель, действительно дает существенные изменения по четырем направлениям роста: 1) улучшенное психологическое функционирование; 2) более реалистичное и положительное самовосприятие; 3) более открытое, подвижное и хорошо дифференцированное религиозное чувство; 4) улучшившиеся межличностные взаимосвязи и отношения».

Джеймс Хунтер говорит, что его «пасторский семинар»; постоянные встречи пасторов на равных воспитали доверие и понимание между ними. Они смогут поделиться своим внутренним миром, разорвав свою изолированность. Возобладала открытость и искренность. Это позволило автору освободить себя от манипулирования и неверного поведения в пасторской среде. Служащий пастор воспринял обновленное понимание своей собственной жизни. Карлайл Марни и Марк Рух поддержали мысль о том, что продолжение образования может принести пользу самой личности точно так же, как и может повысить его компетенцию. Рассел Патрик описывал, как действующие курсы руководителей дали ему способность стать честнее с самим собой и другими, увеличить число важных, значительных людей в своей жизни, участвовать в более насыщенной деятельности и отдыхе, увеличить свое влияние в ситуациях конфликта и давления, ценить поддержку, более положительно рассматривать себя, а также ряд других положительных моментов. Ричард Хестер выдвинул мысль, что группа равной поддержки может помочь пастору освободиться от передачи и соблазна героизма в его роли советника. Рой Освальд показал, как консультант системы поддержи может помочь пастору в период окончания его службы в одном приходе и начале ее в другом. Это только примеры благодарственных отзывов.

Ответственность

Кто отвечает за начальные структуры поддержки для пасторов? Роберт Кемпер говорит, что пасторы несут ответственность за свою собственную карьеру. Обычно, они считают, что легче винить других или позволить другим определить путь их жизни. Но сами пасторы могут выступить инициаторами в создании групп по оказанию поддержки себя и других. Гаррис говорит о том, что ответственность несут официальные или судебные круги деноминации.

«Я наблюдал прямую связь между судейской способностью хорошо выполнять эту функцию и то удовлетворение, которое пасторы находили в своей работе... Я знаю, что если судейский руководитель не может заботиться и работать разумного ведения практических дел, прагматического продолжения образования священнослужителя, профессиональном наставлении, прочных равных связей, между служителями, компетентном консультировании в вопросе развития прихода, то вероятнее всего, последствия проявятся в виде подавленного, непроизводительно работающего пастора и равнодушной церкви. Это похоже на случай, когда «в плохой воде водится дохлая рыба».

Роберт Расмуссен, действительно, возлагает ответственность на церковь, когда говорит:

«Церковь морально безответственна, если она не оказывает постоянную помощь пасторам с точки зрения продолжать работу, а не уходить в отставку». Гарри, однако, предполагает, что то, что действительно нужно, так это «системный подход, который включает в себя как сам институт Церкви, так и самого человека, в решении этой задачи. Джуд Миллс и Берч свели все это к следующему: «Пасторы сами не могут решить сложности в церковной системе, связанные с церковными особенностями. Они не могут подтянуть себя багажными решениями. Семинарии не могут решить эти сложности одни. Судебные и исполнительные органы церкви не могут решить их одни. И если, действительно, назревают проблемы и их надо решать, каждая сторона этой системы должна участвовать в решении возникшей проблемы. Это означает, что народные и судейские руководители, создатели политики в семинарии, наиболее творческие лидеры местной церкви должны взяться за проблему вместе и найти решение ее. В таком кризисе идентичности церковь имеет право ожидать от своих лидеров руководства, а односторонние подходы никогда не смогут справиться с массивными проблемами при любой степени эффективности».

В данной главе говорилось о нуждах пасторов и о том, как удовлетворить эти нужды с психологической точки зрения. Но как эта информация связана с теологическими категориями? Нужна ли пасторам поддержка? Как соотносится поддержка человека и помощь Господа Человеку? Возможные некоторые возражения к понятию системы поддержки могут относиться к пониманию человеком этих теологических вопросов.