Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Глава 17. PDF Печать Email

 

Обычно религию принято определять как решение проблемы человеческого одиночества, о характере же человека (применительно к старшему подростковому возрасту) можно сказать, что он в значительной степени определяется отношением человека к сексуальной сфере. Неудача в достижении сбалансированного и гармоничного самоосмысления и самодисциплины сильно затрудняет созревание и становится непреодолимым препятствием для подлинного религиозного опыта и для сохранения верности духовным и нравственным идеалам. Тесная ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛОВОГО И РЕЛИГИОЗНОГО РАЗВИТИЯ проявляется не только в том, что обе тенденции заявляют о себе в один и тот же период жизни, но и в характерном использовании общего языка, присущего обеим сферам: любовь, преданность, поклонение, единение. Те, для кого чувственные соблазны представляют наиболее острую нравственную проблему, нередко находят в религиозной посвященности самый эффективный способ для отвлечения от своих нереализованных порывов. О навязчивой ориентации на секс можно говорить тогда, когда он проявляется как некая принудительная сила, довлеющая над личностью. При случае к пастору за консультацией может обратиться сластолюбец, испытывающий угрызения совести, однако гораздо чаще те, кто усматривает в своей сексуальной ориентации основную помеху на пути духовного ученичества, а также те, для кого (быть может, в силу прошлого образа жизни) христианское обращение сопряжено с острой борьбой именно в этой сфере. Общие исследования в области психологии и христианской этики содержат основные положения, необходимые для углубленной работы в этой сфере пасторского служения, однако может сложиться ситуация, когда христианское воспитание, навыки и рвение порождают специфический вид отвращения к каким бы то ни было сексуальным отклонениям. Секс представляет ту сферу человеческого поведения, по отношению к которой осуждение обычно обгоняет понимание или желание понять. Пастору не лишне помнить о том, что, если у него не возникает каких-либо специфических трудностей в этой сфере, он в высшей степени должен быть благодарен своим родителям за полученное воспитание, а также, может быть, своей хорошей жене. Если он чувствует, что те сексуальные проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться, вызывают у него отвращение или осуждение, он должен помнить, что нередко это неприятие проистекает из внутренней неуверенности, из подавляемого, но тем не менее остро осознаваемого чувства собственной уязвимости или угрызений совести, которые, казалось бы, должны пробудить в нем сочувствие, но которые на самом деле приводят к поспешному осуждению. Здесь, как и в других областях пасторского служения, объективный взгляд на самого себя является необходимым условием для искреннего совета и помощи.

Воображаемые проблемы

Сталкиваясь с человеком, который с беспокойством и стыдом пытается совладать со своей чувственностью (чаще это юноша, реже - девушка), пастор в первую очередь должен спросить себя: реальная ли это проблема или только воображаемая? Неразумный запрет, налагаемый на сексуальную тематику, «заговор молчания», в котором вынуждены взрослеть многие молодые люди, распространенное неверное понимание религиозного учения о первородном грехе, усматривающее в нем лишь иное наименование для того же секса, - все это рождает в сердцах искренних молодых людей болезненное противостояние духа и плоти, конфронтацию между их идеалами и естественной склонностью. Сюда же следует отнести и необходимость скрывать свои желания, в результате чего человек начинает жить двойной жизнью, чувствовать, что он лицемерит, в конце концов взваливая на себя бремя неразумной эмоциональной вины, причем не за конкретные совершенные грехи, а за то количество зла, с которым он борется! В целом наставления пастора и его проповедь должны помочь во многом разобраться в этой путанице, состоящей из искренности и фальши. Своим простым христианским здравомыслием он принесет огромное облегчение, высветив истинное положение вещей и показав, что необходимо просто и естественно принимать сексуальную природу здорового мужчины и здоровой женщины; он подчеркнет естественный характер сексуального влечения, данного природой и Богом для продолжения жизни; он акцентирует внимание на том, что сексуальное желание - не грех, что волнение, пробуждающееся в молодых сердцах от созерцания красоты или мужественности, принадлежит к самым восхитительным переживаниям в жизни человека. Пастор не станет утверждать, что здесь нет никаких проблем, однако он подчеркнет, что эти проблемы обусловлены обстоятельствами, возрастом, готовностью взять на себя ответственность, способностью к настоящей, зрелой любви, которая не легкомысленно или притворно, а реально всецело объединяет две жизни. Он пояснит, что напористость сексуального порыва, вступающего в противоречие с естественной сдержанностью и незрелостью других качеств взрослеющего человека, требует самодисциплины. Это не означает, что необходимо отрицать наличие в нашей природе сексуальных импульсов и загонять их в сферу подсознательного, где они со временем наверняка возьмут свое; это не означает также, что необходимо чувствовать вину за то, что они составляют существенную часть нашей человеческой природы и что не следует давать им волю до тех пор, пока мы не приготовимся сами и весь наш жизненный уклад не будет готов к той ответственности и к тем обязанностям, которые от них неотделимы. В остальном советы пастора будут выражением очевидной христианской мудрости, которая знает, как 1537асно давать любому сильному чувству полную власть над нашим умом и сердцем, когда разум перестает управлять нашим поведением; необходимо избегать этой опасности и, следовательно, не читать сексуально возбуждающие книги, не смотреть такого рода фильмы, воздерживаться от таких знакомств, поскольку все это только способствует возрастанию сексуального желания, не давая возможности нормально его контролировать или здоровым образом реализовывать. Более всего пастор будет побуждать к тому, чтобы жизнь и духовные устремления сосредоточились на совершенном Человеке, Учителе, Друге и Спасителе, Которому мы принадлежим, Которого изо всех сил любим и Которому служим.

Сексуальные отклонения

Помимо вышеупомянутых, могут возникнуть проблемы не связанные с неправильным пониманием или с воображаемой виной. Секс может превратиться в похоть при физическом или психическом самоудовлетворении, которого подросток стыдится, но над которым он (или она) все более утрачивает контроль. Самопроизвольно вызванный оргазм, при его случайном проявлении, в действительности не такое большое зло, как это может казаться молодому человеку, и непростительно играть на возникшем чувстве вины, преследуя религиозные цели. В принципе, мастурбация представляет собой проявление детской формы сексуальности, возникшей в тот период, когда ребенок исследует свое тело; если же подросток продолжает ее практиковать, то это задерживает его созревание. По-видимому, такой взгляд на данную проблему является самым верным. Во-первых, приобретенная привычка препятствует полному созреванию, искажая мужскую и женскую природу и привнося в нее самовозбуждение и поверхностные навыки эротических переживаний, которые впоследствии обеднят взрослый опыт любви. Во-вторых, мастурбация, как и любая другая форма сексуальной активности, по мере ее практикования становится все более захватывающей, имеет тенденцию, в силу сформировавшейся привычки, усугублять проблемы полового развития, в значительной мере замыкая внимание на мыслях о сексе, и делает возможность самодисциплины еще более труднодостижимой. Мастурбация не столь опасна сама по себе, но она способствует ослаблению самоконтроля и тем самым представляет собой потенциальную опасность для будущих более сильных искушений. Психическая недисциплинированность, проявляющаяся в том, что человек в поисках сексуального возбуждения обращается к порнографии, также способствует ослаблению характера, подрывая его сопротивление нездоровым интересам и порывам. С этической точки зрения зло порнографии заключается в создании рынка, удовлетворяющего тех, кто готов в своих целях использовать порномодели и авторов порносюжетов, в свою очередь готовых к унижению ради денег; это зло заключается также в создании грубого, пропитанного сексом климата, в котором вынужден расти подросток, и особенно в создании того отношения к женщинам и сексу (зарождению которого и способствует порнография), которое приводит к тому, что сексуальная жизнь лишается какой бы то ни было нежности, уважения, любви и преданности. Порнография способствует пропаганде ложных идеалов красоты и тщеславия, окружающих секс; она прививает человеку идею бесконтрольной распущенности, не признающей никаких последствий. Исходя из всего вышесказанного христианин должен держаться от нее в стороне; ни один из последователей Иисуса не может поддерживать порнографический рынок. С психологической точки зрения зло порнографии заключается в том, что она постоянно стимулирует сексуальную страсть, которая уже с трудом контролируется; она разжигает воображение и чувства посредством фантазии и лжи. «Психическая» мастурбация укрепляет сексуальную страстность, которая требует к себе все больше и больше внимания, затрудняя формирование уравновешенного, зрелого, вполне взрослого характера. Сладострастие, воображение, отравленное чувственностью, могут оказывать поразительное воздействие на людей, которые во всем остальном вполне разумны и рассудительны. Человек таков, каковы его мысли, и при определенной доле решительности и стечении обстоятельств он в какой-то день может поступить сообразно своим помыслам. Вот почему Иисус строго осуждал не только сам факт прелюбодеяния, но и просто взгляд, брошенный с вожделением, поскольку посредством этого взгляда прелюбодеяние совершается в потаенных уголках нашего воображения и души. Отсюда и предостережение Павла христианам, что они не должны «угождать плоти, исполняя вожделения ее», т.е. не должны чтением, развлечениями, разговорами или каким-либо иным способом питать собственное вожделение. Пастор может подчеркнуть, что нередко мы питаем собственный соблазн воспоминаниями, которые прячем в глубине нашей памяти. Поэтому Павел советовал думать о благом: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте... и Бог мира будет с вами». Чистота ума и сердца - это не только отсутствие недобрых помышлений и чувств, а и присутствие благотворного и кроткого благомыслия и положительных идеалов. Ум, занятый благочестивыми и высокими помышлениями, имеющий привычку к непосредственной молитве по мере приближения недобрых помыслов, наделенный сознанием любви Божией и ощущением непрерывно совершаемой заповеди, - такой ум не столько защищен от нечистых соблазнов, сколько вообще невосприимчив к ним в силу своего духовного здоровья. А это единственно надежная гарантия.

Промискуитет

Пастору вряд ли доведется встретиться с теми, чья сексуальная одержимость сделала распущенность привычным явлением. В любом случае преодоление такой ситуации представляется более делом евангелиста, чем пастора. Однако в современной нравственной неразберихе, царящей в обществе и около Церкви, пастор вполне может столкнуться с требованием объяснить, почему полная сексуальная свобода является грехом в глазах христиан. Или же с ним в полемику может вступить кто-либо, горячо отстаивающий допустимость промискуитета или так называемого «пробного» секса. Вполне возможно, что он столкнется и с таким специфическим заявлением, согласно которому фраза - «люби и делай, что хочешь» является якобы христианским афоризмом. Полный ответ на поставленные вопросы предполагает более обстоятельную дискуссию по проблемам христианской этики, однако пастору не мешает для убедительности вооружиться хотя бы несколькими аргументами

1. Истинное христианское изречение, конечно, выглядит иначе, а именно: «Возлюби Бога и делай то, что угодно Ему, как нам показал это Иисус Христос».

2. «Любовь» в христианском смысле - это не требовательное, грубое обладание другим человеком себе в утеху; это истинное уважение и доброжелательность по отношению к другим, когда они всегда рассматриваются как личности, а не как вещи и тем более не как орудия, предназначенные для употребления или злоупотребления в свое удовольствие. «Согласие» партнера никоим образом не освобождает христианина от Христова закона любви.

3. По словам Павла, христианином всецело обладает Христос, купивший его дорогою ценою; тело, разум и дух христианина принадлежат Христу, Которому он должен принести себя в живую жертву, святую и угодную Богу. Кроме того, душа и тело христианина - это храм Святого Духа, который надлежит сохранять в непорочности, сделав из него святыню для божественного Духа, неоскверненную и незапятнанную никакой распущенностью, неприемлемой для божественной святости.

4. Те, кто имел опыт сексуальной распущенности, единогласно говорят об одном и том же: потакание плоти - это духовная смерть, чувственность «каменит сердце и все внутри»; мир, радость, ощущение присутствия Божия, богосозерцание, - все это утрачивается, когда, бросая вызов собственной совести и христианским идеалам, люди в своем поведении опускаются до уровня, несовместимого с подлинной человечностью.

5. Образцом для подражания является Христос, и заявлять о том, что пример чистоты, силы и сдержанности, преподанный Им, совместим с сексуальной распущенностью, - значит называть черное белым и добро злом. Конечно, те, кто защищают распущенность, отмахнутся от приведенных аргументов как малоубедительных: их умонастроение сформировалось на других принципах еще до начала спора. Пастор только может посоветовать им, чтобы они посмотрели на свое поведение в свете Евангелия, чтобы называли вещи их истинными именами и прекратили обманывать самих себя.

Гомосексуализм

В целом проблема гомосексуализма (сексуальной ориентации на лиц своего же пола) для христианского советника сопряжена со многими трудностями, проистекающими из традиционного отношения к этому отклонению, негативно-эмоциональной его оценки, из ситуации, обусловленной психиатрическими, иногда криминальными и просто личностными аспектами. Первая трудность, возникающая перед пастором, состоит в том, чтобы сочувственно отнестись к личности, попавшей в подобную ситуацию, преодолев свое первоначальное неприятие или отвращение. Этого обычно достаточно для того, чтобы начать понимать ситуацию. Гомосексуалисты горько жалуются на отношение к ним церкви и «духовенства», которые «хотят, чтобы гомосексуалистов душили в момент их появления на свет» и которые обрекают их на медленное социальное «удушение», на пожизненное заточение за решетку общественного остракизма. Ими выдвигается обвинение в том, что «большинство членов церкви все еще верят, что гомосексуальные связи противоречат воле Божией в отношении человеческой сексуальности и, следовательно, греховны». Они считают также, что тяжелое бремя неразумной вины усугубляется фарисейским неодобрением гомосексуальных связей со стороны религиозной общины. «Гомосексуалисту не следует со своим горем идти к священнослужителю. Шрамы, полученные от плохого обращения дурно информированных и некомпетентных священнослужителей, сохраняются в душах многих христиан-гомосексуалистов», - говорят они. Эти шрамы расцениваются как отверженность Богом, Христом, Церковью; в противном же случае человека ожидает пожизненное утаивание своей болезни, шизоидное по своему характеру, и, как следствие, прискорбно низкий уровень развития. Когда к этому в высшей степени эмоциональному протесту добавляется мысль о том, что уничижение целого класса мужчин является всего лишь мифом, который подогревается людьми праведного образа жизни только для того, чтобы «резко отмежевать свои собственные гомосексуальные интенции от своего самосознания», начинаешь понимать, что фарисейские и самооправдательные обвинения выдвигает и другая сторона. Другие выдвигают обвинение против библейских авторитетов, особенно в том, что касается истории с Содомом и Гоморрой, а также касательно осуждения Павлом мужчин и женщин, которые «разжигались похотью друг на друга», - в этих библейских отрывках они усматривают источник традиционно негативной христианской реакции на гомосексуализм. Ф.Р. Бэрри полагает, что «этот особый вид осуждения», вне всякого сомнения, был связан с библейскими историями; впрочем, в то же время он показывает, что современные богословы считают весьма сомнительным, чтобы эти истории когда-либо соотносились с гомосексуализмом и что таковое соотнесение началось с того момента, когда неприятие иудеями упаднического образа жизни греков потребовало библейского основания. Шервин Бэйли считает, что в значительной степени на формирование христианского отношения к гомосексуализму повлиял римский закон, строго преследовавший развращение подростков. По-видимому, Рим исходил из оснований социального и военно-армейского порядка; во всяком случае, за этим стоит нечто большее, чем буквальное понимание библейских изречений. Средневековая церковь налагала на гомосексуалистов епитимью и другие духовные наказания, однако редко отдавала их на суд городского магистрата. Дело в том, что традиционное христианское неприятие гомосексуализма проистекает из неведения, из отвращения по отношению к сознательному развращению молодых людей и к мужской проституции, из образного представления о том, что делают гомосексуалисты (подпитываемого настенными рисунками и надписями), и наконец, из страха перед возможными последствиями, которые возникают при попадании в тюрьму, в армию и вообще в окружение, состоящее из людей одного пола. Кроме того, за этим неприятием стоит основательная интуитивная убежденность в том, что в отличие от гетеросексуальных отношений, которые естественны и целесообразны, гомосексуальные связи неестественны, бессмысленны и преследуют только одну цель: потакание собственной распущенности, выражающееся в извращении устремления, присущего природе человека. Быть может, все это представляется неудовлетворительным для протестующего гомосексуалиста, однако в таком подходе нет бездумного и бесчувственного самооправдания или сознательной жестокости. И все же нельзя совершенно не сочувствовать им. «Быть гомосексуалистом как таковым, - пишет Бэрри, - не более порочно и предосудительно, чем быть слепым и увечным... Гомосексуалистов надо освободить от комплекса вины, который будет загонять их еще глубже в самих себя». Он призывает не игнорировать их и не третировать, как изгоев. Острые евангелистические дискуссии повторяют библейские утверждения на этот счет, но и они заканчиваются мыслями о том, что «вообще в самих гомосексуальных наклонностях не следует усматривать больше, чем во всех иных нездоровых наклонностях людей. Подобно другим отклонениям от нормы, оформившимся с рождения или в раннем возрасте, эти отклонения надо принимать и жить с ними, если они не поддаются исправлению... Гомосексуализм... характеризует конституцию мужчины и женщины, за которую они не могут нести ответственности» (К.Дж. Скорер). Ясно, что всякому, кто берется давать советы в этой области, необходимо хорошенько поразмыслить и научиться улавливать некоторые тонкие различия. Считается, что приблизительно пять процентов населения являются гомосексуалистами, и один из пяти, входящих в это число, открыто расценивается как «женоподобный», подозрительный или «голубой». Конечно, существует бесконечный спектр гомосексуальной ориентации (от скрытого гомосексуализма, который едва осознается и проявляется только в кризисных ситуациях, сопрягаясь с тенденцией обвинять других ради собственной неосознанной защиты, до законченного гомосексуалиста, любой ценой избегающего контактов с противоположным полом). Бэрри считает, что секс всегда в какой-то степени амбивалентен и нормальные люди с гетеросексуальными отношениями иногда могут испытывать острое влечение к определенным представителям своего же пола. Шестиступенчатая шкала Кинси (от явных гетеросексуалов до стопроцентных гомосексуалистов), по-видимому, слишком упрощает картину. Причины возникновения гомосексуальной ориентации широко обсуждаются. Некоторые считают, что гомосексуальный период является обычным явлением в развитии каждого мальчика, вероятно, потому, что физические изменения, протекающие во время полового созревания, впервые констатируются на своем собственном теле; кроме того, их легче прослеживать на других представителях своего же пола, в то время как застенчивость и страх мешают сближению с девушками. К этому периоду принадлежит и мастурбация, которая обычно сопровождает половое развитие подростка, вплоть до созревания до уровня нормальной гетеросексуальной ориентации. Можно выделить несколько особенностей, сопровождающих явление гомосексуализма:

1. Некоторые взрослые гомосексуалисты являются таковыми вследствие запоздалого или заторможенного развития, быть может, по причине слабости характера, трусливого нежелания сближаться с противоположным полом, сопряженного с мыслью о возможном отказе или каких-либо проблемах. Тот, кто принципиально несостоятелен или боится оказаться таковым, может на первых порах прибегнуть к самоудовлетворению, а позднее искать таких же робких партнеров. Многие, так сказать, «настоящие» мужчины презирают гомосексуализм как прибежище слабых, втайне допуская, что все могли бы стать гомосексуалистами, если бы не захотели взрослеть. В основе такого заторможенного развития могут лежать медицинские основания, однако, вероятнее всего, здесь имеет место психологическая подоплека. Пастору надо суметь выявить реальные причины этого отклонения, прояснить ситуацию и привести обратившегося к нему за советом к нормальной гетеросексуальной ориентации, особенно в том случае, если изначальный страх перед возможностью быть отвергнутым оправдывается некими религиозными обоснованиями.

2. В других случаях взрослый гомосексуализм может быть следствием регрессии к более раннему периоду жизни, не столь запутанному и не предъявлявшему высоких требований (такой возврат к прежнему состоянию может произойти под воздействием серьезного стресса, нервного срыва). Регрессия - это довольно известный психологический механизм самозащиты, представляющий собой возврат к более раннему и более комфортному периоду жизни вследствие теперешнего состояния человека. Там, где стресс связан с любовью, с непризнанностью человека как партнера или со страхом (например, страхом заразиться венерическими заболеваниями), регрессия может принять формы тайных фантазий, переживавшихся в подростковом возрасте, с совершением действий, которые в ту пору давали физическое удовлетворение и облегчение, не приводя к неприятным последствиям. В данном случае пастор должен выявить причины регрессии и попытаться объяснить ее механизм, надеясь, что по мере разрушения иллюзии возврата в подростковое состояние исчезнут и гомосексуальные симптомы. Быть может, понадобится вновь пройти период нормального взросления, заводя дружбу с представителями обоих полов и постепенно принимая всю сложность и ответственность, налагаемые сближением, из которого и вырастет гетеросексуальная любовь.

3. Гомосексуализм, обусловленный какими-либо жизненными ситуациями, укоренен глубже и обычно требует более серьезного исследования. Ненормальные связи с одним из родителей в неблагополучных семьях, «фиксация на матери» (когда мужчина настолько боготворит свою мать, что никакая другая женщина не в силах заменить ее), опыт жестокой сексуальной агрессии, пережитый в детстве (изнасилование, или попытка его совращения), какое-либо травмирующее переживание или психическое состояние, оформившееся в сексуальном действии как своего рода символе, - все это может обратиться в гомосексуализм в период перехода в статус мужчины или женщины. Способствовать этому может влюбленность в определенных людей (например, в своего учителя или в какого-нибудь известного спортсмена); кроме того, исказить естественно ориентированную привязанность могут так называемые «инфантильные страхи», связанные с женщинами-опекунами, няньками и учителями. Ключ к разгадке гомосексуализма может лежать в какой-нибудь эксцентричной особенности: например, в отвращении ко всем женщинам со светлыми волосами или к бородатым мужчинам; существует и гомосексуализм, сочетающийся с клаустрофобией. Понадобится немалое искусство, чтобы выявить причины нарушения взрослой ориентации, и, быть может, возникнет необходимость в квалифицированном и адекватном психиатрическом лечении. По мере выявления причин искаженной ориентации всегда возникает возможность того, что обусловленный или искусственно спровоцированный гомосексуализм может быть излечен. 4. Органически обусловленный гомосексуализм представляет собой совершенно иную проблему, и надежды специалистов относительно возможной переориентации сексуальной направленности человека в данном случае гораздо более пессимистичны. К органическим причинам, формирующим гомосексуализм, принадлежат генетическая предрасположенность, гормональная недостаточность, психосоматическая неадекватность, выражающаяся в психологической инверсии или эмоциональном оскудении, причем в любом случае речь скорее идет о клиническом, а не нравственном нарушении. Такое состояние похоже на состояние слепоты, увечности, леворукости; будучи данным от рождения, оно не подлежит контролю и не подвластно волевой детерминации; в нравственном аспекте оно столь же нейтрально, как и нейтральна глухота к определенному тону или дальтонизм. Это как раз тот случай, когда «все решено». В подобной ситуации пасторское попечительство сводится только к относительной гармонизации картины: он поддерживает и понимает, советует принимать человека так же, как мы принимаем слепых, эпилептиков, больных наследственными психическими заболеваниями, памятуя о том, что такое принятие является одним из условий христианского ученичества. По словам Скорера, «гомосексуалист в своем особом призвании может служить своему Богу и ближним с той же пользой, с какою им служит любой другой: он узнает о своем состоянии, поймет свои границы, положенные ему в некоторых направлениях, и соответствующим образом сообразует с ними свою жизнь». Шервин Бэйли использует выражение «дефективная личность», а Бэрри говорит о гомосексуалистах как об «ущемленных людях», лишенных возможности полноценного участия в общественной жизни; общество должно относиться к ним с чувством ответственности, как оно делает это в отношении других нездоровых его членов, окружая их сочувствием, а не возмущением. Гомосексуалист «должен научиться принимать свою болезнь, жить с нею и, несмотря на ее наличие, максимально использовать все возможности, данные ему жизнью». Конечно, основная практическая трудность, возникающая перед пастором, состоит в том, чтобы научиться различать явное извращение, ориентированное на плотское удовлетворение, не сопряженное с ответственностью, дисциплиной или любовью, заторможенное или регрессивное проявление гомосексуализма, когда человек страдает от искусственного и, быть может, временного лишения нормальной половой ориентации, и гомосексуализм, обусловленный конституцией личности, когда болезнь неизлечима и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Далее пастор должен прояснить ситуацию, разобраться в механизме заболевания, предложить дружбу, совет и утешение, постоянно соотносясь с психиатрами и другими врачами, если дело выходит за пределы его компетенции. Он согласится, что мало толку взывать к «силе воли», если причины заболевания лежат вне пределов волевой активности человека. Он поймет всю бесполезность и потенциальную трагедию, кроющуюся в рекомендации вступить в брак с девизом «на все сексуальные дела воля Божия» (как советует Бэрри): это было бы равнозначно тому, чтобы советовать дальтонику заняться живописью. Некоторых гомосексуалистов, среди которых есть и христиане, глубоко возмущает тот факт, что Церковь неодобрительно относится к непосредственным гомосексуальным сношениям между взаимно согласными на это взрослыми людьми. С их точки зрения это неодобрение или гонит гомосексуалистов за пределы Церкви (в клубы гомосексуалистов или частные компании), или заставляет их вести двойную жизнь и лицемерить. «Обычно их духовные отцы и учителя советуют посвятить жизнь целомудрию, которое они сами наверняка не смогли бы вынести». Хочется спросить: а что еще может посоветовать христианский пастор? Ведь не стал бы он в похожей ситуации посылать каждого вдовца, холостяка или старую деву в ближайший публичный дом или помогать им в нахождении «частных услуг»? Гомосексуализм как состояние может выходить за пределы волевого контроля и, таким образом, не подлежит осуждению, однако соблазн упразднения нравственной оценки в самом гомосексуальном акте находится под контролем, и человека можно справедливо порицать за то, что он не способствует осуществлению этого контроля посредством соображений духовности и благоразумия. В глазах многих людей сам гомосексуальный половой акт отвратителен, необходимость же скрывать такие связи одновременно является якобы оправданным допущением обмана и признанием существования чего-то публично позорного. В результате происходит отчуждение от нормального общества и возрастание жалости к самому себе вместе со стремлением к благовидному самооправданию. В то же время гомосексуальные привычки и связи все сильнее затрудняют любой шаг в направлении половой переориентации и окончательного излечения. Говорить же о том, что соблюдение целомудрия не под силу человеку, значит упускать из виду существенный момент христианского отношения к данной проблеме: здесь, как и в других критических ситуациях, пастор напомнит об укрепляющей благодати Божией и сострадании и силе Христа как единственном источнике, помогающем вести чистую жизнь независимо от болезни или обстоятельств. И далеко не одни только гомосексуалисты обращаются к этому источнику в своем принятии целибата (в браке или вне его). В некоторых странах гомосексуализм среди взрослых по закону не преследуется, однако общество всегда защищало (а в большинстве государств делают это и теперь) подростков, слабовольных и тех, кто под принуждением был вынужден вступить в такие отношения. Если в ходе собеседования пастор узнает о существовании такой связи, его позиция должна быть непримиримой. Учитель, молодежный лидер или опекун слабоумного могут «признаться» в своих завоеваниях (или похвастаться ими), надеясь на доверительный характер беседы. Снисходительно отнесясь к этой информации и даже просто замалчивая ее, пастор станет соучастником происходящего, приняв на себя долю ответственности за вред, нанесенный другим людям. По крайней мере, он должен предупредить, что, если такое поведение не прекратится, он сообщит об этом в полицию. Многие пасторы, желая убедиться, что эти отношения действительно прекращены, в любом случае прибегают к помощи полиции.

Будучи благом или злом, радостью или большим страданием, секс занимает громадное место в жизни многих людей. Помогая мужчинам и женщинам справляться с возникающими при этом проблемами, христианский пастор нередко подвергается серьезному испытанию на предмет его мудрости и терпения. Нередко он будет чувствовать, что не хотел бы ввязываться в некоторые проблемы, особенно те, где речь заходит о темных сторонах сексуального поведения. Однако если он в такой ситуации не оправдает ожиданий своих подопечных, разочарование будет сильным. Похоже, что во всей западной культуре одна только Церковь выступает за чистоту, целомудрие, подлинную любовь, супружескую радость и крепкую преданность семье; и в такой ситуации для молодежи и людей средних лет ключевой фигурой в этой христианской борьбе является местный пастор, наставляющий, проповедующий, советующий и идущий путем Христа. Те, кого он приведет к счастью в этой сфере человеческих отношений, будут благодарить Бога за его служение и вспоминать о нем с неизменной любовью.