Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Глава пятая PDF Печать Email

 

БИБЛИЯ - ЕДИНСТВЕННОЕ ПРАВИЛО ВЕРЫ И ЖИЗНИ

I. Адвентисты седьмого дня придерживаются протестантского принципа

1. Миллериты придерживались только одной Библии.- Пионеры движения - Адвентисты седьмого дня - вышли из различных протестантских церквей и большая часть из них принимала самое активное участие в миллеритском адвентистском движении. Они считали себя христианами, верующими в Библию по всем правилам реформаторов шестнадцатого столетия.

Еще до возникновения движения миллеритов Вильям Миллер начал исследовать Библию с твердым намерением устранить все предвзятые мнения и разрешить Библии самой объяснить себя. Такова была его точка зрения на доктрины и пророчества. Его проповеди о Втором Пришествии Христа, примерно в 1843 году - были основаны на библейском пророчестве. И все его помощники следуя его примеру использовали Библию как единственное основание для проповеди. Им даже никогда не приходила другая смелая мысль, что может быть какой-либо другой авторитетный источник истины.

2. Мы также придерживаемся этого протестантского принципа.- Поэтому и неудивительно, что появление пророческого дара в видениях Елены Гармон в декабре 1844 г.- вызвал определенные затруднения и замешательство даже в сознании тех, кто абсолютно был убежден в том, что эти видения от Бога.

В 1847 г. в статье "Слово к "малому стаду" - которая содержала три видения Елены Уайт - Джеймс Уайт видел необходимость публично выразить свою [92] приверженность к историческому протестантскому принципу в вопросе религиозного авторитета. Он писал: "Библия - это совершенное и полное откровение. Это наше единственное правило веры и дел" (13 стр.).

С того дня и до настоящего времени Адвентисты седьмого дня настойчиво проповедуют перед всем миром, что их весть основана на Библии и что они полностью разделяют мнение вождей Реформации в том, что Библия и только Библия является единственным основанием христианского учения и долга. [93]

III. Только Библия как основание веры и верный путеводитель

1. Верховная власть Библии.- Елена Уайт также делала постоянно ударение на том, что только одной Библии принадлежит верховная власть как основанию нашей веры и дел, как единственно верному путеводителю и неоспоримому авторитету. Эти выражения, которыми она пользовалась в своих трудах имеют первостепенное значение. Обратите внимание на их ударную силу и содержание: [94] "Библия и только Библия должна быть нашим символом веры и единственной связью общения.

...Слово Божье непогрешимо. ...Высоко подымите знамя, на котором написаны слова: Библия - наше единственное правило веры и дисциплины" (Изб. В. 1 т. 416, 1885 г., РП 78).

"Библия... единственный верный наш путеводитель при любых обстоятельствах" (Св. 5 т. 264, 1885 г.).

"Она безошибочна, ибо Бог не может ошибаться" (Рукоп. 27, 1906 г.).

Этот же самый термин "безошибочный путеводитель" мы встречаем и в Основах христианского воспитания на 100-й странице. Это определение широко используется в "Великой Борьбе" - "как авторитетное откровение Бога", как "средство, открывающее суть учения".

2. Верное основание нашей веры.- И еще такое полнокровное выражение как "безошибочный путеводитель" (Св. т. 4, стр. 312, 1880 г.), "безошибочный советник Бога" (Св. 4 т. 441, 1880 г.). И еще "непререкаемый авторитет" (Ж. В. 253)... "Слово безграничного Бога - кладет конец всем спорам и является основанием всякой веры" (Притчи Хр. 39-40 стр.).

И этот принцип, исполненный такого глубочайшего значения является верным не только в наши дни, но и для всей истории прошлого, он был тем же.

IV. Древнее определение Библии как "единственного" правила веры

1. "Единственное правило" в каждом столетии.- Важно обратить внимание на то, что Дух пророчества высоко оценивал тех, "свидетелей Божьих" в "каждом столетии", кто придерживался Библии как "единственного правила жизни" (Дух Пр. 4 т. 66, 1885). Такое отношение к Библии очень важно. Особенно Е. Уайт делает ссылки на вальденсов, которые в свое время ссылались на Библию как на "единственное правило жизни" (Дух Пр. 4 т. 68, 1885 г.). Особенно в "Великой Борьбе" она делает специальный акцент на том, что вальденсы "придерживались Библии, как единственного, наивысшего и надежного авторитета" (Там же, 68 стр. 1888 г.).

О Виклифе она говорит, что он учил о том, что Библия обладает "единственной непогрешимостью" (ДП 4 т. 89, 1885 г.). Гус учил, что "все что говорит Бог в Библии является самым верным, безошибочным путеводителем" (ВБ, 122, 1888 г.). Цвингли учил, что Библия - это "единственный, непогрешимый авторитет" (ВБ, 173, 1888).

2. Необходимо вернуться к протестантскому принципу.- О Лютере Елена Уайт говорила, что он встречал их (папистов) с Библией в руках и только Библией (ВБ, 132, 1888 г.). О английских [95] реформаторах она писала, что они придерживались Библии как "непогрешимого авторитета и как единственного правила веры и дел" (ВБ, 249, 1888 г.).

В своей книге "Желание веков" Елена Уайт так заявляет о Слове Божьем: "Только здесь, в этой книге вы встретите истину не смешанную с заблуждением" (398, 1898 г.). Особенно кульминационной силы она достигает в своих определениях о Библии в следующих выражениях: "В наше время... есть острая нужда в том, чтобы вернуться к великому протестантскому принципу - Библии и только Библии, как правилу веры и долга" (ВБ, 204-5, 1888 г.).

Выражение "наше время" - особенным образом относится к нашему "сегодня". Слово "только" не нуждается в комментариях. Относительно Библии Елена Уайт свидетельствовала только так.

V. Библия - основание во всем и для всего

1. Только Библия.- Обратите внимание на важность и плотность собранных определений об авторитете Библии. И эти частые повторения говорят еще раз о важности этого вопроса. Елена Уайт советует нам "придерживаться Библии и только Библии, как образца и мерила всех учений и как основания всех реформ" (ВБ, 595, 1888). И еще, "Библия и только Библия является нашим правилом веры" (Сов. для работы в Суб. школах, 84, 1889 г.), и еще "Библия и только Библия должна быть нашим вероучением, единственной связью" (Избр. В., т. 1, стр. 416).

Она наставляет нас "представлять Библию и только Библию, как основание нашей веры" (Избр. В. 2 т. 85, 1894 г.). И дальше она говорит, что Библия и "только Библия должна быть нашим убежищем" (Письмо 138, 1897 г.). (Чтобы я мог знать Его, 342 стр.). Таким было ее непоколебимое отношение к Слову Божьему, и как еще яснее и определенней она могла выразиться по этому поводу?

2. Отвечайте словами Библии о вашем уповании.- Ниже приведенные цитаты свидетельствуют о полном основании для такого совета.

"Каждое занимаемое нами положение должно быть очень тщательно проверено Св. Писанием. В настоящее время мы как бы находимся в тени, но не всегда так будет. Мы выйдем на передовую линию и если теорию нашей истины историки или же ученые мужи нашего времени смогут разбить в пух и прах, они не упустят возможности сделать это" (Еван. 69, 1886).

"Наш народ считался слишком незначительным, так что его под час и не замечали, но наступили перемены... Каждый пункт нашего вероисповедания будет исследован, проверен и если мы окажемся не серьезными исследователями Библии, людьми, знающими, осведомленными, убежденными, в таком случае мы сможем оказаться в очень неудобном положении перед знанием великих мира" (Изб. В. 2 т. 386 стр. 1886 г.).

Это ставит каждого из нас перед лицом огромной ответственности. Обратите внимание на следующий совет: "Мы должны с большой серьезностью отнестись к изучению Слова Божьего, исследуя текст за текстом, отбирая самые сильные доказательства, подтверждающие [96] достоверность тех основных доктрин, на фундаменте вечной истины, которые сделали нас тем, чем мы есть" (Из. В. 2 т. 393).

"Исследуйте Писание, потому что в них сокрыты доказательства нашего убеждения" (Св. 5 т. 575, 1889).

"Слово Божье - это Основание и Завершитель нашей веры" (Сов. Учит. 374, 1913).

3. Составляет "единственное основание веры".- Мы никогда не должны забывать о том, что Он (Бог) дал Своему народу прочную цепь библейской истины и ее звенья соединены между собой. ...Эти истины были отысканы, раскопаны со многими усердными молитвами и слезами (Св. З т. 447, 1875). И более того, чем больше вы будете знакомиться с Духом Божьим, Библия будет становиться для вас единственным основанием веры.- (Св. 8 т. 192-193, 1901). И это так будет.

Наряду с подобными советами нам дано и серьезное предостережение о том, чтобы не принимать ничего даже если это и одобрено всем христианским миром, но не основано на Писании (ВБ, 354, 1888 г.). И еще такое заявление, сделанное в самом начале нашего движения: "Ясные и определенные свидетельства Св. Писания полностью поддерживают наше положение" (Св. 3 т. 253, 1873 г.). И еще: "Мы должны стоять огражденные и защищенные со всех сторон истинами Слова Божьего. Укрытие истины - единственное место, где мы можем чувствовать себя в полной безопасности" (Мед. служ. 88, 1904 г.).

Возвращаясь обратно к 1853 году, когда не все всегда было понятным, мы слышим голос предостережения: "По мере того, как мрак будет сгущаться и заблуждение увеличиваться, мы должны накапливать все больше знаний истины к тому, чтобы уметь защитить наше положение на основании Св. Писания" (РГ, авг. 11. 1858 г.).

И эти слова являются для нас сегодня говорящим воззванием Бога. Если мы не обратим должного внимания на это, в таком случае мы подвергаем опасности церковь и себя лично.

Тем не менее, хотя наше положение так точно утверждено трудами Е. Уайт и руководителями нашего движения на протяжении всех лет, все же есть опасность, что это так часто повторяющееся выражение "Библия и только Библия" не для всех говорит и означает одно и тоже... И, возможно, мы не совсем ясно понимаем значение этих слов сегодня. Следовательно, пересмотр основных протестантских принципов уместен именно сейчас.

VI. Позиция Протестантов в шестнадцатом столетии

1. Борьба между Библией и традициями.- Протестантская Реформация получила свое развитие на основании нового исследования Библии. Мартин Лютер и его приверженцы определенно видели и сознавали, что учение и [97] образ действий католической церкви противоречил Св. Писанию. И эти отклонения от Слова Божьего были облечены авторитетом, основанным на церковных традициях.

И по мере того, как борьба разгоралась и церковь отказалась принять предостережения о разъедающем ее разложении, вопрос об авторитете в религии занял первостепенное значение. Мартин Лютер отстаивал абсолютный и непреложный авторитет Библии, в то время как церковь утверждала, что Библия и традиции составляли подлинный авторитет церкви. Эти разногласия во взглядах между протестантами и Римской церковью продолжаются и до сегодняшнего дня, невзирая на Второй Ватиканский Собор, подчеркивающий важность исследования Библии всеми верующими людьми.

2. Отвержение традиций, как не имеющих в себе авторитета.- Реформаторы, заявившие о том, что "Библия и только Библия" понимали под этим то, что церковные традиции не наделены властью в разрешении доктринальных и жизненных вопросов для христиан. Христиане должны получать все наставления от Бога, прямо со страниц Библии, не обращаясь ни к каким другим источникам церковного происхождения. Другими словами говоря, каждый искренний христианин имеет возможность познакомиться с истиной путем личного исследования Библии, без вмешательства священника или прелата.

Вот так примерно выглядело положение, занимаемое реформаторами в то время, как об этом нам свидетельствуют документы.

3. Истинное основание библейского авторитета.- Тщательный анализ относительно авторитетности учения реформаторов сделал в свое время доктор Бернард Рамм, широко известный комментатор Св. Писания. Ниже мы приводим важные, хотя и в сжатой форме, цитаты: "Как Лютер, так и Кальвин придерживались той точки зрения, что Бог наделил Свое Слово Своим личным авторитетом. Это был принцип авторитета как для израильтян, а также и для юной христианской Церкви. Бог не поставил Церковь связывающим звеном в распределении власти или авторитета между Писанием и верующими.

"Отвергая авторитет римской церкви и ее усилия подорвать авторитет Библии, Кальвин мог бы выдвинуть авторитет Библии исходя из человеческих умозаключений. Но этому мешало два обстоятельства: 1) Разум человека в определенной степени омрачен грехом и 2) находясь во власти своего ума верующий человек обладал лишь только своей человеческой верой. Поэтому в вопросах божественных, была необходима божественная достоверность.

Кальвин, относясь с глубочайшим уважением как к Церкви, так и к Разуму нашел разрешение этой проблемы религиозного авторитета во внутреннем или таинственном свидетельстве Св. Духа. Внутренняя, просветительная работа Духа, в противовес омраченному грехом разуму, свидетельствует христианину о божественности Св. Писания. В вопросах духовного авторитета, Дух и Слово - нерасторжимы. Писание выполняет свою функцию в служении Духу, а Дух, Свою [98] в Слове. На этих жизненных отношениях или связях Духа и Писания, реформаторы и обосновали свое учение о духовном авторитете.

Сокращенный протестантский принцип (содержащий большой элемент истины) изложен Чиллинуортом: "Библия и только Библия является религией протестантов. Подлинный протестантский принцип состоит из внешнего принципа (вдохновенное Писание) и внутреннего принципа (свидетельства Св. Духа). Это принцип подлинного божественного откровения с внутренним божественным свидетельством. Эти два свидетельства, принципа, всегда должны быть вместе, чтобы можно было сказать: 1) Наш авторитет - это Св. Дух, говорящий в Св. Писании или же 2) Наш авторитет - это Св Писание, запечатленное для нас Св. Духом" (Образец религиозного авторитета, 1957 г. 28-29 стр.). Это очень верно изложено.

4. Связь между Св. Духом и Словом.- Доктор Рамм продолжает цитировать несколько пунктов из реформаторского вероучения, чтобы показать, как Протестанты всегда объединяли вместе служение Св. Духа со Словом - как основанием для своего авторитета. Ниже приведенные цитаты вполне подтверждают этот факт: "Наивысший Судья, разрешающий все религиозные споры, постановления Советов, мнения древних писателей, учения людей и отдельных лиц, и с приговором Которого мы должны считаться - это Святой Дух, говорящий через Св. Писание". "И тем не менее, наша полная убежденность и уверенность в непреложности истины и божественном авторитете истекает из внутренней работы Св. Духа, свидетельствующего Словом в наших сердцах" (Вестминстер, Исповедание, 1 глава, ст. 105).

Следовательно, протестантский принцип отвергает догмы и учение, подверженное ошибкам людей в церкви - "небогодухновенные традиции" ибо "Святой Дух говорит в Писаниях" как "наше утверждение и основание безошибочной истины". Это логично и приемлемо. И этот сокращенный протестантский принцип: "Библия и только Библия" - совершенно не умаляет и не оттесняет действий Св. Духа над сознанием серьезных исследований Слова Божьего.

Реформаторы, конечно в те времена не имели ввиду какого-либо проявления Духа пророчества, как это произошло в последние дни в церкви. Потому что время для такого понимания и признания еще не пришло. Это время пришло с возникновением движения Адвентистов седьмого дня.

VIII. Адвентисты седьмого дня следуют по следам реформаторов

Адвентисты седьмого дня полностью согласны с положением реформаторов.

Мы всегда ссылаемся на настоящие указания Е. Уайт относительно Библии, как единственного верного основания нашей веры. Она постоянно с огромным одобрением подчеркивала верность первых реформаторов в их отвержении человеческих традиций - в вопросах библейских [99] истин; потому что она полностью поддерживала их учение и образ действий, в этом отношении. Она также вполне разделяла их точку зрения о месте Св. Духа в познании людьми божественной истины.

1. Елена Уайт о работе Св. Духа при открытии истины.- Елена Уайт настойчиво утверждала необходимость работы Св. Духа в нашем понимании Слова Божьего и его применении в нашей жизни. Обратите внимание на следующие примеры: "Посредством Св. Писания Св. Дух говорит к сознанию человека и запечатлевает истину на его сердце" (ЖВ, 671).

"Мы можем достичь понимания Слова Божьего только через освещение Того Духа, Которым это Слово было дано" (Св. 5 т. 703).

"Ни один человек не сможет понять Слово Божье без надлежащего просвещения со стороны Св. Духа" (РГ, 4 июня, 1889 г.).

"Без Св. Духа знание Его Слова не принесет никакой пользы человеку.

Теория истины, не сопровождаемая работой Св. Духа не обладает способностью пробудить душу или же освятить сердце... Без освещения Духа люди не сделают разницы между истиной и заблуждением, и они упадут под натиском сильнейших искушений сатаны" (Пр. Хр. 408-411).

"Те, кто изучают Слово Божье с сердцем, доступным освещения Св. Духом, не остаются во мраке, но будут понимать это Слово" (Пр. Хр. 36).

Дух пророчества, мы обязаны понимать это, является продолжением развития работы Духа в Его полной и в высшей степени авторитетной форме.

2. Святой Дух и Слово - неотделимы.- Елена Уайт, в равной степени очень определенно говорила о том, что так как Библия без освещения Св. Духом не может привести человека к истине, так и только одно действие Духа без Слова, тоже будет бессильным. Итак: "Работа Св. Духа была подвергнута сильнейшему нареканию со стороны тех заблудших, которые претендовали на просвещение Св. Духом, но в то же самое время не испытывали никакой нужды в руководстве Слова Божьего" (ВБ, Вступление).

"Чудесное просвещение Св. Духом не может быть дано вне Слова или же возместить его Собой" (Изб. В. 2 т. 48 стр.).

Адвентисты всегда отводят должное место работе Св. Духа как истолкователю Св. Писания. Возможно, что и не все имеют ясное представление о том, что Св. Дух должен быть соединен со Словом, как нашим основанием в доктринальных вопросах. Этот последний шаг и логичен, и трезв, и полностью отвечает учению Е. Уайт. Когда мы говорим "Библия и только Библия" является основанием веры, мы этим не исключаем просветительной работы Св. Духа.

3. Адвентистские пионеры и Дух пророчества.- Основатели движения - наследники [100] Реформации и приверженцы истин Слова Божьего - встретились с нелегкой проблемой, что касается убеждения в вестях, данных Богом через Елену Гармон. Каком образом это все примирить с их протестантским убеждением, что касается верховной власти Библии? Все это было очень серьезно для них.

Немедленно они обратились за советом к Слову Божьему. В статье "Слово к "малому стаду", опубликованной Джеймсом Уайтом в 1847 году - куда входили и три видения Елены Уайт - он реабилитирует веру в видения ссылкой на пророчество Иоиля во 2:28-29 стихах, предсказывающих видения и сны в последние дни. И дальше говорит: "Сны и видения, как знамения будут предшествовать великому Дню Пришествия нашего Господа. И так как знамения о том дне уже исполнились и будут продолжать исполняться, то в таком случае каждый непредвзятый ум должен понять что это время настало, когда дети Божьи могут ожидать видений и снов от Бога" (13 стр.).

4. Видения ведут к написанному Слову.- В этом Джеймс Уайт не видел ничего противоречащего своей вере в Библию, как высшее руководство в учении и жизни. Потому что как он говорит: "Библия - это совершенное и полное откровение. Она является нашим единственным правилом веры и жизни". Истинные видения даны для того, чтобы направлять нас к Богу и Его писанному Слову" (Там же).

Первые Адвентисты очень скоро обнаружили для себя дополнительную поддержку в своей вере в видениях Е. Уайт относительно трехангельской вести, как наивысшей точки Откровения 14:6-12. Они видели себя проповедующими "заповеди Божьи и веру Иисуса" (12 ст.). Они также нашли ту же самую группу людей и в Откровении 12:17, как "остаток семени, который соблюдал заповеди Божьи и имел Свидетельство Иисуса".

Они уже больше не сомневались в отождествлении, когда прочли в Откровении 19 главе 10 стихе о том, что "Свидетельство Иисуса - есть Дух пророчества". Следовательно, Дух пророчества в Церкви остатка со всей определенностью предсказан в библейских пророчествах.

5. "Только Библия" не исключая Духа пророчества.- Церковь Адвентистов седьмого дня всегда характеризовалась полным доверием к проявлениям Духа пророчества в служении и работе Е Уайт. Даже трудно себе представить, чтобы Адвентисты седьмого дня использовали выражение "Библия и только Библия, как основание нашей веры и жизни" и при этом исключали работу [101] Е Уайт в церкви.

Джеймс Уайт писал в 1854 году об этом: "Положение о том, что Библия и только Библия является правилом и долгом не исключает даров, которые Бог определил для церкви. Отвергать это - означает отвергнуть и ту часть Библии, которая представляет их. Мы же говорим - у нас должна быть вся Библия, и только Библия может быть правилом веры и долга. Оставьте дары там, где им следует быть и все будет в порядке" (РГ, 3 октября, 1854 г.).

VIII. Надлежащее место даров среди доктрин

1. Проблема соотношений.- Размещая духовные дары рядом с Библией в вопросах веры и долга, Джеймс Уайт особенно подчеркивает ту мысль, что Дар пророчества занимает свое, надлежащее место в развитии Адвентистской веры. И в жизни Адвентисты всегда придерживались этого мнения.

Одна из серьезных проблем, стоящих теперь перед нами, когда годы стерли остроту напряженного исследования доктрин - это определить в таких терминах эту связь, чтобы это было удовлетворительным для нас и для христиан других течений. Поскольку наше отношение к Дару пророчества побуждает некоторых считать нас как отступившими от христианской догмы "только Библия".

2. Исчерпывающее определение, данное Джеймсом Уайтом.- Первый Адвентист, который столкнулся с этой проблемой был супруг Елены Гармон; незадолго до их брака она получила от Бога видения, примерно в конце 1844 года. Джеймс Уайт был абсолютно убежден в том, что ее видения действительно были от Бога и что Бог таким путем хотел ободрить разочарованных адвентистов, которые пережили такой страшный крах в своих ожиданиях и надеждах 22 октября в 1844 году. Но это еще не все. Разрешим себе вернуться вновь к заявлению Джеймса Уайта в его статье "Слово к "малому стаду", 1847 г.: "Библия - это совершенное и полное откровение. Она является нашим единственным правилом веры и жизни. Но это еще не является доказательством того, что Бог не может открыть нам прошлое, настоящее и будущее исполнение Его Слова в эти последние дни через сны и видения, согласно свидетельству Петра. Истинные видения даны для того, чтобы направить нас к Богу и Его писанному Слову; но то что создает новое правило веры и жизни, то что разделяет нас с Библией, не может быть от Бога и должно быть отвергнуто" (стр. 13).

Это заявление - в высшей степени точное и определенное было сделано очень своевременно. Джеймс Уайт в этих словах проводит очень выразительную и четкую линию между доктриной (определяемой термином "вера") и отношением библейского пророчества к событиям [102] истории (в словах "прошлое, настоящее, будущее исполнение Его Слова"). Уайт не видел в этом никакого умаления или унижения протестантских принципов, утверждая правильность адвентистского учения в видениях, данных Елене Уайт, в частности, что касается пророческого исполнения.

3. Вечные истины и их пророческое исполнение.- Спустя восемь лет Джеймс Уайт в журнале РГ за 16 октября 1855 г. вновь повторил эту точку зрения, а именно, что адвентистское учение не основано на видениях. И он никогда не изменял своему убеждению.

Между пунктами учения, обоснованными на пророческом исполнении, и основными христианскими доктринами лежит естественная разница. Основные доктрины - как спасение через Христа, водительство Бога, творение, моральный закон в жизни человека - все эти вечные истины очень справедливо изложены в Библии и их понимают христиане всех времен.

А что касается истин, данных для специального времени в истории земли - как "настоящая истина" - то эти вопросы основываются на пророческом исполнении и нет ничего удивительного в том, что они оставались непонятными для предшествующих поколений, для исследователей Библии, потому что эти истины не относились к их времени.

4. Елена Уайт связывает сущность видений с доктринами.- Со временем Елена Уайт неоднократно говорила о том, как Адвентисты в самом начале своего пути искали свет, данный Богом для последнего времени. В различных вариантах она связывала свет, данный ей через видения с исследованием Слова как основанием веры Адвентистов седьмого дня. Так, например: "Пусть никто не пытается устранить основание нашей веры - основание, которое было положено вначале нашей работы путем молитвенного исследования Слова и через Откровения" (Еван. Работ. 307 стр.).

Если взять только одно это заявление - тогда может создастся впечатление, что Елена Уайт сама противоречит себе уже ранее высказанному ей самой принципу о том, что "Библия и только Библия" - является основанием нашей веры. Но при внимательном исследовании этих слов исчезает всякое недоразумение.

5. Исследование пяти наглядных терминов.- Елена Уайт вместе со своими современниками использовала несколько сильных определений для того, чтобы представить или же описать отличительные черты вероучения Адвентистов седьмого дня. Итак: основание, столбы, дорожные знаки, столбовые знаки. Все эти выражения использовали наши пионеры, когда они пробивались сквозь мрак [103] разочарования к свету трехангельской вести, данной Богом для предостережения мира. Они не использовали эти выражения , чтобы представить великие христианские истины, принятые в общем верующими в различных церквях или же, даже касаясь вопроса "вечного Евангелия".

Они обыкновенно ссылались на пророческие истины, впервые проповеданные миллеритами и открытые или объяснения по вопросу пророческой линии истины их дней вплоть до Царствия Божьего. И эти специальные пункты выделили Адвентистов из числа остальных церквей - и они составили весть о "настоящей истине" - обязательной, необходимой для этих последних дней в истории нашей земли.

6. Елена Уайт применяла эти термины.- Елена Уайт очень определенно и четко использовала эти выражения: "Служители должны представлять верное пророческое слово, как основание веры Адвентистов седьмого дня" (Еван. Работ. 148 стр.).

"Господь расставил столбовые знаки, чтобы мы понимали наше положение, отмеченное в пророчестве" (Из. В. 2 т. 393 стр.).

"Дорожные знаки показывают нам наше правильное местонахождение, именно, что мы уже очень близко к завершению истории земли" (Св.

3 т. 440).

"Наша вера в отношении трехангельской вести - верна и правильна.

Великие дорожные знаки, отмечающие наш путь в прошлом верны и непоколебимы.

И эти столбы истины стоят так непоколебимо, как вечные холмы" (Еван. 223).

"Я видела толпу людей, которая стояла очень твердо и уверенно, и они не обращали внимания на тех, кто пытался разрушить веру церкви...

Мне были показаны три ступеньки - первой, второй и третьей ангельской вести... Мне вновь были показаны эти вести в прошлом и я видела какой дорогой ценой платил народ Божий за приобретенные им тогда опыты...

Бог вел Свой народ, пока не поставил его на прочной, неподвижной платформе" (Р. П. 258 стр.).

7. Роль Откровения.- Пророческая вера Адвентистов седьмого дня, сформировавшаяся во время миллеритского [104] движения и объяснявшая разочарование 22 октября 1844 года,- являлась тем фактором, на который ссылалась Елена Уайт, когда говорила,- "это основание, положенное вначале нашей работы, путем молитвенного исследования Слова и через Откровения".

Вот в этом месте мы можем спросить себя: какой именно частью веры Адвентисты седьмого дня обязаны "откровению" - т. е. тому, что они получили из видений Елены Уайт? Не будем затруднять себя поисками ответа, потому что Елена Уайт лично дает ответ в своих высказываниях на этот вопрос: "Мы утверждены в вере, во свете истины, данной нам, в начале нашего пути... Сила Божья снизошла на меня и я получила возможность очень определенно и четко увидеть то, что есть истина и что есть заблуждение" (Служ. Еванг. 302).

"Мы принимаем истину пункт за пунктом, под прямым влиянием Св. Духа.

Я была взята в видении и мне были даны необходимые объяснения" (Там же).

"Чудесное проявление силы Божьей свидетельствовало об истине" (Из. В. 1 т. 208).

"Мы имеем свои личные опыты (в трехангельской вести) - подтверждающиеся чудесной работой Святого Духа" (Там же, 205 стр.).

8. Подтвержденная, утвержденная, засвидетельствованная, очевидная.- Эти четыре выражения очень важны в таком их употреблении и мы должны обратить на это внимание: "Мы должны всегда иметь ввиду веру, подтвержденную Святым Духом Божьим с самого начала наших опытов вплоть до настоящего времени...

Если мы нуждались в проявлении силы Святого Духа в том, чтобы утвердить истину в начале, то сегодня, мы особенно нуждаемся во всех доказательствах для утверждения истины, когда души оставляют церковь... То, о чем Св. Дух свидетельствовал об истине в прошлом, во дни нашего горького разочарования - является солидным основанием истины" (Спец. Св. Серия Б. No 7, 57-58).

"Когда были представлены великие столбы нашей веры, Святой Дух свидетельствовал о них и в особенности того, что касалось истины о святилище" (Еван. 224).

"Истина, данная Богом за последние 50 лет Его народу - была утверждена очевидной силой Святого Духа" (Из. В. 1 т.

162 стр.).

Суммируя все эти высказывания Елены Уайт, мы может только сказать, что Дух пророчества сыграл огромную роль в пророческих доктринах Адвентистов седьмого дня, определяя истину и заблуждение, и свидетельствуя, утверждая, подтверждая истины, открытые впервые [105] через молитвенное исследование и освещение Святого Духа.

9. Отличие истины от заблуждения.- В этом процессе очень наглядно действует следующий принцип и Елена Уайт определенно и четко говорит об этом: "Мы должны быть утверждены в вере, во свете истины, данной нам в начале нашего раннего опыта. В то время мы подвергались постоянным атакам со стороны заблуждения... Мы исследовали со многими молитвами Св. Писание и Св. Дух открывал в нашем сознании истину... Сила Божья сходила на меня и я получала возможность очень четко и определенно видеть разницу между истиной и заблуждением... Я получала видения и мне были даны все нужные объяснения" (Служ. Еванг. 302).

Описывая подобные опыты, в другом месте Елена Уайт дает еще дополнительные сведения по этому вопросу: "Когда они подходили к месту своего исследования и говорили: "Больше уже мы ничего не можем сказать" - Дух Божий сходил на меня, я получала видение и очень ясные и определенные объяснения по тем вопросам, которые исследовались" (Избр. В. 1 т. 206-207).

Когда возникала опасность непонимания, недоразумения, заблуждения; когда создавался тупик и никто ничего не мог понять из Слова Божьего; когда возникала нужда в том, чтобы утвердить истинность пророчества, открывающего путь в дальнейшем - Бог, в Своей милости посылал свет в те первые дни нашей работы через видения Своим искренним, борющимся детям. Сама лично Елена Уайт занимала следующее положение в этом вопросе: "Я рекомендую тебе, дорогой читатель, Слово Божье, как правило в твоей вере и жизни. Ибо этим Словом мы будем судимы. Бог обещал в этом Слове в "последние дни" дать видения, не как новое правило веры, но для утешения Своего народа и для исправления тех, кто заблуждается относительно библейских истин" (Ранние произв. 78 стр.).

10. Провидение Божье утверждает единство взглядов.- Таким образом, мы видим, как была установлена и утверждена связь между Духом пророчества и Библией. И Елена Уайт говорила: "Мы знаем, что у нас истина" (Письмо 5, 1849 г.). И еще: "Мы имеем истину.

Мы знаем Ее" (Письмо 18, 1850 г.). Такое утвердительное заявление было сделано ею на основании данных ей видений.

Таким образом, мы имеем то, чего другие не имеют - необыкновенное преимущество и очень ободряющее заверение о подлинности истины, открытой и принятой нами из Слова Божьего. Часто создаваемое конфликтное положение [106] грозило нам опасностью заблуждения. В такой обстановке работа Духа пророчества была неоценимой, помогая нам сохранить единство взглядов и дух сотрудничества, удерживая или сохраняя нас от противоречивых точек зрения, резких расхождений и гноящихся разделений - так обычных в протестантских кругах вокруг нас.

Бог был благ к нам, помогая нам прийти к такому единству взглядов и прочному положению. Это помогло нам обрести чувство уверенности, ибо, в противном случае, мы не смогли бы достичь этого, потому что все мы подвержены ошибкам и наши человеческие суждения не всегда верны и точны. Мы нуждаемся в постоянном руководстве и уверенности. И это мы получили.

11. Верность основных истин.- Провидение Божье спасло нас от очень больших недоразумений и споров. Какое чувство уверенности это придало нам, объединило нас, сплачивая наши ряды для совместных решительных действий - и все это благодаря только этому принципу. И только лишь тогда, когда мы разрешили себе отойти от первостепенного и попали под чарующую власть второстепенного - нас постигли недоразумения и разделения.

Будем всегда основываться на фактах основных принципов, поддерживаемых Духом пророчества и не разрешим себе вторгаться в чуждые для нас области, потому что подпадая под такое влияние, мы сможем легко оказаться на территории разделения и духовного истощения. Образец этого плана - открыт и ясен. Следуя этому курсу мы будем находиться в полной безопасности. Мы должны сохранять себя на этой прочной платформе, основанной на Слове Божьем. Отсюда, с этого места, с этой точки - мы должны сплоченными рядами идти вперед. [107]