Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Глава шестнадцатая PDF Печать Email

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЕСТИ ВАГГОНЕРА В МИННЕАПОЛИСЕ - Часть первая

I. Ряд важных предварительных фактов

1. Основные выражения и еще большее значение.- Прежде чем мы сможем дать надлежащую оценку всему происшедшему в Миннеаполисе, рассмотрим основные черты и выражения в вести Ваггонера. Имея также высказывания Елены Уайт и наблюдения живых свидетелей - попытаемся уловить главную цель Ваггонера и более полный образ его действий, именно то, что в действительности он хотел сделать. Соответственно с этим исследуем и его главные выражения, которые он использует в своей главной теме - Христос и Его праведность. (1890).

Рассмотрим предпосылки, окружение, которые помогли бы нам понять использованные им термины. Отнесемся искренне, откровенно к некоторым "проблематичным" заявлениям, если можно так их назвать, сделанных Ваггонером по ходу его чудесных выступлений.

Почему Ваггонер использовал именно такие выражения? Что он при этом имел в виду? Пытался ли он перебросить мост между разными точками зрения и привести противоположные стороны к единству? Или же это было в противовес чему то или то и другое? Всегда ли он сам ясно представлял себе это и всегда ли он был согласен с некоторыми своими выражениями? Другими словами, продолжал ли он искать выражение для новой и насущной идеи?

2. Важность поддержки Е. Уайт.- Но прежде всего мы не должны забывать и о другой стороне положения. Это важность и цель [270] необыкновенной поддержки со стороны Елены Уайт, оказанной при выступлениях Ваггонера. Какой свет проливало открытое ей Богом откровение на материалы Ваггонера 1888 г.? Как далеко Бог направлял ее сознание за черту первоначальных проблесков и замечательных выражений Ваггонера в Миннеаполисе - особенно в отношении некоторых его логичных понятий, которые были совершенно новыми для адвентистской фразеологии, образа мысли и правильных понятий, как например, что Христос имеет одинаковую "сущность" с Отцом? Этот же самый термин, конечно, имел далеко идущее и неизбежное историческое сопутствующее значение. Что это включало в себя? Эти и другие имеющие к этому отношение аспекты имеют свое значение и проливают свет на его поистине исторические выступления. Все это требует ретроспективного глубокого взгляда по причине длительного воздействия выступлений Ваггонера.

3. Предпосылка к вести о праведности.- Нам необходимо обратить внимание на целый ряд существенных пунктов, вникая в очевидность серий тем Ваггонера. Так, например, используя знакомый и эффективный педагогический принцип повторения для подчеркивания - а он был вначале преподавателем,- постоянно заостряет внимание на определенной группе слов: "Вся полнота Божества", выдвигая, таким образом, наперед свое решающее мнение о всемогущем превосходстве и абсолютном Божестве Христа. Это было основным в его темах. И это продолжало оставаться неизменным и в его двух вспомогательных книгах - "Евангелие в творении" и "Радостные вести". Это была его центральная мысль.

Это убеждение он выразительно и настойчиво внедрял в сознание. Это было главной частью его обширного обвинения арианского учения об ограниченном творении Христа, о производном Христе, о подчиненном, зависимом Христе. Ваггонер сознавал, что Христос должен быть признан во всей Своей полноте и соответствии.

Смутное понятие некоторых на Конференции очень угнетало его. Он должен исправить это неправильное понятие о Христе и любым путем попытаться установить библейскую истину. В этом и состояла его главная задача.

4. Понятие "полнота Божества" подвергается нападкам.- "Полнота Божества" - (Кол. 2:9) - это библейски обоснованная деталь, на которую Ваггонер делал постоянный упор, подвергалась нападкам со стороны, так как некоторые неправильно понимая природу Христа упорно отстаивали и защищали свою точку зрения. Как полная так и полуарианская позиция нейтрализовали и делали недействительным фундаментальное представление о вечном, всемогущем Христе, абсолютном Боге, в наивысшем понимании этого слова - Бог-Сын от вечности.

Только такой Христос мог придать силу и законность Своей [271] совершенной и действительной праведности, которую и должен был представить Ваггонер. Его тема была - Христос и Его праведность. Следовательно, его главной заботой было принятие абсолютного Божества Христа. Он должен полностью покончить с полуарианскими взглядами, которых еще некоторые придерживались.

Итак, эту совершенную соразмерность Христа как Бога, в наивысочайшем смысле этой полноты" и должен был отразить в своих выступлениях Ваггонер в Миннеаполисе. Такое признание и принятие он считал исходным пунктом и основанием своей главной задачи и цели. Отсюда становится и понятным, почему он и начал с этого. Только совершенная и необходимая праведность Такого Христа, получаемая через веру могла ответить на божественные требования святого Бога по отношению к человеку и дать необходимую праведность через веру, необходимую для нашего спасения и восстановления.

С этим утверждением Ваггонер мог идти уже дальше к главной и открыто признанной цели своих лекций - принятие праведности Христа во всей ее полноте. Это он и сделал. Вот почему его главная тема - праведность через веру - встретила такое бурное сопротивление со стороны некоторых, тех, кто имел арианские и полуарианские понятия. Об этом свидетельствовали участники Конференции, которые были также и личными друзьями и сотрудниками Ваггонера и кому были очень хорошо известны его планы и цели.

II. Главный ключ, открывающий сердце вести Ваггонера

1. Основная цель выступлений в Миннеаполисе.- Вне всякого сомнения, самый главный и решающий фактор во всем выступлении Ваггонера 1888 г. начинается на 43 стр. его книги о Христе и Его праведности. Его материалы основывались на 1) нашем всемогущем и превосходящем Христе; 2) Его всемогущей и необходимой праведности. Небольшой параграф, написанный курсивом ниже, дает нам в руки главный ключ, открывающий внутреннее сердце всей важных тем Ваггонера: "Только превосходный Христос, Который в полном смысле является одной из равноправных Личностей Триединого вечного Божества, в наивысшем и полном значении этого слова мог быть нашим всесильным Творцом, Законодателем, Искупительной жертвой, Искупителем, Судьей, Защитником, Оправданием, Освящением, Славой и Грядущим Царем. Только такой Христос мог быть единственным и совершенным Источником праведности, необходимым для грешного человека, чтобы он мог быть полностью преобразован и облеченным во всеоружие в присутствии безупречной святости Божьей.

И человек может стать таким, потому что все это составляет личную божественную праведность Христа - Праведность, которую Он выработал в Своей плоти на земле,- Праведность Самого Бога, [272] которую Он предлагает и нам. Она есть в Нем и может быть получена только от Него и посредством веры стать нашей."

2. Воспроизведение основных параграфов.- Тщательно, фраза за фразой , исследуйте эти главные места, чтобы выявить их основную целенаправленность: "Действительно, тот факт, что Христос составляет часть Божества, обладая всеми свойствами Божественности, будучи равен Отцу во всех отношениях, как Творец и Законодатель - является единственной силой, заложенной в искуплении. Это единственное, что делает искупление возможным. Христос умер, чтобы Он мог привести нас к Богу (1Петр. 3:18), но если бы в Нем отсутствовала хотя бы одна нота равенства с Богом, Он не мог бы привести нас к Богу. Божественность означает иметь свойства Божества. Если бы Христос не был божественен, тогда бы Он был человеческой жертвой. Это ничего бы не разрешало. Даже если бы Христос был наивысшим сотворенным Существом во вселенной, в таком случае Он был бы подчиненным, обязанным сохранять верность закону, не обладая при этом способностью ничего больше сделать, как кроме выполнения Своего личного долга. Он не мог бы обладать в таком случае праведностью, чтобы дать ее другим. Между сотворенным ангелом и Богом существует безграничная разница, поэтому самый превосходный ангел не мог поднять человека, который пал и сделал его причастником божественной природы. Ангелы могут служить, но только Бог может искупить. Благодарение Богу, что мы спасены через искупление, которое во Христе Иисусе, в Котором обитает вся полнота Божества телесно и Который, поэтому способен спасать всех, кто приходит к Богу через Него".

"Эта истина помогает более совершенно понять причину, почему Христос назван Словом Божьим. Он Тот, через Кого становится известной людям Божественная воля и Божественная сила. Он есть, если можно так выразиться, глашатаем Божественности, выражением Божества. Он знакомит человека с Богом. Это было угодно Богу, чтобы в Нем была вся полнота и поэтому Отец не отвел Ему второстепенное место, как некоторые думают, и Христос вознесен до положения, как Творец и Законодатель, ибо слава Отца сияет через Сына" (43-45).

Это и составляло внутреннее ядро исторической вести Ваггонера - полнота Божества Христа, Его совершенное сходство, бесподобное очарование и сила. В противном случае "Он не мог бы дать праведность другим" (44). Такой превосходящий Христос мог вменить Свою праведность и также наделить нас ею. Что Он и делает. На таком логичном основании и прокладывался отчетливый путь для представления праведности через веру во всей ее полноте и через Христа во всей Его полноте. Это было ядром и сущностью вести Ваггонера.

3. Величественность "полноты" впечатляет Е. Уайт.- Величественное превознесение "непревзойденного обаяния Христа" в выступления Ваггонера побудило Е. Уайт спустя 8 месяцев так сказать: "Впервые я слышу от человека, если не считать моих личных бесед с мужем, такое ясное и определенное учение по этому вопросу". Это поразительное, исчерпывающее утверждение. Она признавала [273] небесное происхождение этого учения, потому и выразилась так: "Бог представил мне это в видении". Вот почему она так убедительно говорила: "Когда это было представлено Ваггонером в 1888 г. каждый нерв моего сердца говорил Аминь" (Рукоп. 5. 1889 г. 17 июня). Таким чудесным было ее свидетельство.

III. Цель употребления Ваггонером выражения "Божество"

1. "Божество" - главный ключ в изложении.- Как установлено, термин "Божество", трижды используемый в цитируемых местах и неоднократно повторяющийся во всей книге Ваггонера, имеющей 98 страниц - является самым главным, центральным словом. Это главный ключ, открывающий его значение.

Слово Божество встречается три раза в Деяниях Апостолов 17:29; Рим. 1:20 и Кол. 2:9. Несмотря на некоторые едва уловимые различия в оттенках в греческом языке, в нашей Библии это слово "Божество" употребляется во всех трех случаях. Слово "божество" определяется как "природа или сущность существа Бога". Оксфордский английский словарь говорит: "Божество... свойство существа Бога, божественная природа, или сущность, божественность". В этом смысле слово "божество" точный перевод греческого оригинала, хотя для нашего современного слуха "божественность" как-то лучше выражает его истинное значение.

2. Значение слова "Божество".- Согласно толковому словарю Мериама-Вебстера, слово "Божество" означает сущность божества; Бог; один из Троицы. Природа Бога понимается как Троица; "Триединый Бог". Употребление этого слова в значении Троицы самое обычное среди Адвентистов седьмого дня на протяжении всей нашей истории, частично это можно объяснить и влиянием устной анти-троичности среди наших отцов-пионеров в ранний период нашего движения.

Ваггонер определенно использовал слово "Божество" в смысле Троицы, в своем утверждении, как мы уже и цитировали: "Христос есть часть Божества". В том же самом параграфе, несколькими предложениями дальше он употребляет это слово в смысле Божества, когда цитирует из Кол. 2:9. В этом двойном употреблении слова он имеет поддержку со стороны Е. Уайт. [274] Заявления Духа пророчества о Божестве:

1. "Хотя Христос и смирил Себя, чтобы стать человеком, Божество оставалось в Нем. Его божественность не могла быть утраченной, пока Он оставался преданным и истинным Своей верности" (Биб. Ком. 5 т. 112).

2. "Христос не переставал быть Богом и когда Он стал человеком. Хотя Он и смирил Себя до степени человека, Божество оставалось при Нем" (ЖВ 663, 664).

3. "Враг был побежден Христом в Его человеческой природе. Сила Божества Спасителя была сокрыта" (Биб. Ком. 5 т. 1108).

3. Основание для цельной надстройки.- Ваггонер особенно четко заявлял о том, что Христос - это "часть Божества", "Второе Лицо Троицы". Он представлен как "равен Отцу" (или Первому Лицу) во всех отношениях без недостатка и "одной ноты" по равенству с Ним. На этой фундаментальной позиции Ваггонер начал строить свою цельную надстройку - направляясь отсюда прямо и неуклонно к главной цели своей вести,- а именно, необходимости праведности Христа, воплощающего в Себе "всю полноту Божества". В этом и заключалась сущность, ядро - его выступлений.

IV. Совершенно "равен" - обладает всеми "свойствами" и всей "полнотой"

1. Особенный упор на "полноту Божества".- С необыкновенной выразительностью Ваггонер заявляет о "полноте Божества" Христа. Обратите внимание еще раз на характеристики: "Обладающий всеми свойствами Божественности, будучи равен Отцу во всех отношениях"; не отсутствует "ни одна нота равенства с Богом-Отцом. В Котором (Христе) обитает вся полнота Божества телесно". (43-44).

2. Никогда не изменяя своему убеждению.- И потом Ваггонер использовал эти же самые решительные выражения несколько позже в своей книге "Евангелие в Творении" (1893, 147, 157). И еще одно сильное свидетельство Ваггонера о Христе: "Он не стал Посредником при падении человека, Он был таким от вечности" (14 стр.).

В заключительных главах книги "Евангелие в Творении" Ваггонер дважды ссылается на Христа как на "вечную силу и Божество".

А отсюда следует, что "Христос - это сила Божья и в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (157). Подобным образом, спустя десять лет после книги "Христос и Его праведность" (1890), в своей книге "Радостные вести" за 1900,- он употребляет те же выражения. Ваггонер никогда не изменил этому, занятому им положению. И еще одно яркое утверждение: "Он не впервые стал Посредником при падении человека, но был таким от вечности" (14). Этими словами Ваггонер как бы утверждает вечное Сыновство Христа.

И на протяжении всех своих выступлений Ваггонер [275] остается верен своей изначальной терминологии в представлении божественности Христа.

Теперь вкратце остановимся на понятиях других богословов.

3. Сама сущность Вечного Бога.- Христианские богословы признают 2 гл. 9 стих из Послания к Колосcянам - "центром вести ап. Павла" о Личности Христа (Арчибальд Робертсон, Словесные Картины в Новом Завете, 4 т. 491 стр.). Во Христе обитает не просто одно или более свойств Божества, но сама сущность Бога (Там же). Полнота Божества была во Христе до воплощения (Иоан. 1:14, 18; Филип. 2:6) как и во время воплощения (Иоан. 1:14, 18; 1Иоан. 1:1-3). И эта полнота будет обитать в Нем с еще большей полнотой с течением вечности в Его прославленной божественно-человеческой природе.

Павел, здесь говорит о сущности Божества, обитающей во Христе - не как об одном из божественных свойств, но как о самой божественной природе. Это вечное и существенное воплощение сущности Христа - от начала веков и во все века (Марвин, Исследование слова в Н. З. 1890 г., 3 т. 487 стр.). Эту же самую мысль развивает и Ваггонер на протяжении всех своих выступлений и делает на ней особенное ударение. Это и было главным основанием его вести об источнике праведности через веру.

4. Совокупность фактов - оказывает влияние.- Тот факт, что Божество во всей Своей полноте воистину воплощено во Христе, с каждым дополнительным выражением еще больше утверждалось и обосновывалось.

Все это вместе взятое представляло собой сильнейшие доводы. Проанализируйте составные части этих выражений и смысл их совокупной силы в таком виде и форме, как они встречаются в выступлениях Ваггонера.

"В Нем" - Все ударение лежит только на Нем, а не на ком-либо другом.

"Обитает" - постоянное присутствие в прошлом, настоящем и будущем, а не периодическое явление.

"Вся полнота Божества" - изобилие, полнота Божества, Цельность неограниченной силы и качеств Божественного Существа, обитающего во Христе - это вся сущность, природа, свойственность и всемогущество Божества. Масштабность, всеобъемлемость значения этого термина - безгранична во времени, пространстве и силе.

"Телесно" - В воплощении, вечное слово, в котором обитала "вся полнота" - становится ПЛОТЬЮ. И Он несет в Себе прославленную человеческую природу Своей земной жизни в Своем возвышении теперь и вечно - полноту божественной ПРИРОДЫ.

Проследите вновь выражения, слова, которыми Ваггонер пытается убедить собравшихся на Конференции. Затем просмотрите внушительный перечень [276] свойств, присущих Божеству, открытых в Св. Писании.

5. Присущие Богу свойства.- "Свойства", присущие Богу - фактически Божеству - абсолютно неотделимы от самой природы и сущности Бога. Эти свойства не просто человеческие эпитеты, но являются истинным представлением о божественной природе, открытой нам через библейское откровение, которое Он Сам дал о Себе. Они гармонически сливаются или сочетаются одно с другим в единстве Божества.

Эти свойства иногда классифицируются как 1) естественные и 2) моральные. Естественные свойства обычно признаны как Безграничный, Вечный, Единосущный, Единородный, Всемогущий, Всесильный, Вездесущий, Неизменный, Всезнающий, имеющий Верховную власть и Совершенство. Моральные свойства - как Святость, Праведность, Справедливость, Мудрость, Истина, Верность, Милосердие, Доброта, Любовь и Благодать. Эти свойства Бога проходят через все страницы книги Ваггонера "Христос и Его праведность".

6. Впечатляющий перечень Божественных титулов.- К этим свойствам нужно еще добавить божественные титулы, имеющие прямое отношение ко Христу - Творец, Владыка, Законодатель, Совершенный Пример, Образ Бога, Воплощение Божества, Единственный Богочеловек, Искупительная Жертва, Искупление, Умилостивление, Примирение и Замена, Оправдывающий, Освящающий и Прославляющий, Спаситель человека, Прощающий грехи, Господь жизни, Наделяющий Бессмертием, Посредник, Судья и Грядущий Царь.

Какая плеяда!!!! Таким был Христос в сиянии Своей непревзойденной красоты и блеска в представлении Ваггонера. Такой Христос был Богом в наивысшем и полнейшем смысле. В представлении Ваггонера такой Христос был всесильным и самым необходимым Источником праведности.

7. Ослепительный список имен и титулов.- Ваггонер также ссылается на множество имен, названий и титулов Сына Божьего. Само число этих определений - изумительно. Просмотрите этот ослепительный перечень изучающим взглядом, без комментариев, извлеченных из Слова: Защитник (1Иоан. 2:1), Всесильный (Отк. 1:8), Альфа и Омега (Отк. 1:8), Автор и Совершитель веры (Евр. 12:2), Начало и Конец Творения Божьего (Отк. 3:14; 22:13), Блаженный и Единый (1Тим. 6:15), Светлая и Утренняя Звезда (Отк. 22:16), Капитан спасения (Евр. 2:10), Главный Краеугольный Камень (1Петра 2:6), Пастыреначальник (1Петра 5:4), Христос - Сила Божья (1Кор. 1:24), Христос - Мудрость Божья (1Кор. 1:24), Краеугольный Камень (Ефес. 2:20), Вечная Жизнь (1Иоан. 5:20), [277] Верный Свидетель (Отк. 1:5), Первый и Последний (Отк. 1:8; 2:8; 22:13), Полнота Божества (Кол. 2:9), Бог - открытый во плоти (1Тим. 3:16), Бог - наш Спаситель (1Тим. 2:3), Бог с нами (Мат. 1:23), Великий Пастырь (Евр. 5:23), Первосвященник (Евр. 4:14), Святый (ДА 3:14), Святый Божий (Мар. 1:24), Рог спасения (Лук. 1:69), Царь царей (1Тим. 6:15), (Отк.

17:14), Жизнь (Иоан. 14:6), Свет (Иоан. 8:12), Господь господствующих (Отк. 17:14; 19:16), Господь с неба (1Кор. 16:47), Господь славы (Иакова 2:1), Господь над всеми (Рим. 10:12), Мессия (Иоан. 1:44), Князь жизни (ДА 3:15), Умилостивление (1Иоан. 2:2).

Воскресение и Жизнь (Иоан. 11:25), Праведный Судия (2Тим. 4:8), Праведность (1Кор. 1:30), Освящение (1Кор. 1:30), Спаситель (Лук. 2:11), Спаситель мира (1Иоан. 4:14), Пастырь (Мат. 14:27), Пастырь и Блюститель душ (1Петра 2:25), Поручитель (Евр. 7:22), Истинный Бог (1Иоан. 5:20), Истинная Лоза (Иоан. 15:1), Истина (Иоан. 14:6), Невыразимый дар (2 Кор. 9:15), Который есть, Который был, Который грядет (Отк. 1:4), Мудрость Божья (1Кор. 1:24), Слово (Иоан. 1:1), Слово Божье (Отк.

19:13), Слово жизни (1Иоан. 1:1).

В таком свете Ваггонер представлял Христа.

8. Наивысшая "полнота Божества" - обитает во Христе.- "Вся полнота Божества" - это самое яркое, описательное выражение.

Это одно из самых сильнейших и самых красочных выражений, которым пользуется Св. Писание, чтобы выразить полноту всего, что составляет Божество и что воплощено во Христе. В Отце и Духе таким же образом обитает вся полнота.

В воплощении Христа уникальным образом сочеталась божественная и человеческая природа. В Нем воплощено абсолютное Божество, чего нет в другом сотворенном существе. Во Христе обитает полнота верховного Божества, как присущее Ему. Все что составляет наивысшее понятие о Боге и что составляет Бога - полностью обитает во Христе и было проявлено в Нем в Его теле и Личности на земле.

V. Значение термина Ваггонера "Единосущный"

1. Христос "единосущный" с Отцом.- Теперь мы обратим внимание на следующие выражения Ваггонера. Обратимся за этим к некоторым страницам книги "Христос и Его праведность". Полное значение, в высшей степени описания природы Христа, не должно быть упущено.

Это очень важно, Ваггонер определенно заявляет, что Христос "единой природы с Богом" (22). И снова [278] "будучи одной природы с Богом и имея жизнь в Себе, Он, должным образом и назван Иеговой, самосущным" (23). Это выражение "единосущный" восходит к самому ядру Троичного Афанасиизма, совершенно противоположного обескровленному арианскому учению.

Это учение возвращает нас к арианской борьбе на Никейском Соборе в 325 г (п. Р. Хр.), где выражение "единосущный" было признано для обозначения природы и сущности Второго Лица Божества. Там было решено, этим выражением признавать абсолютное Божество Христа. Это и побудило Ваггонера выдвинуть и свою личную точку зрения о невыразимой Личности Христа. Это неоднократно повторяемое выражение "единосущный" утвердило его точку зрения намного успешней чем целый поток слов.

2. Удар по арианскому учению.- Арианизм отрицал равенство, самосущность или единосущность, единоначалие Сына с Отцом. Арианизм учил, что только Бог-Отец - есть Безграничный Бог и без Начала - что было время "когда Сына не было", т. е. что только Один Отец - это абсолютный Бог, а Сын, подчиненный и не вечный, что Он только творение, второй после Бога-Отца, и в сущности, сотворенный, ограниченный.

Таким образом, арианизм отрицал истинное и абсолютное Божество Христа.

Такое ограничивающее унизительное понятие о Христе не могло оставаться безответным. Верховная божественность Христа оставалась вопросом первостепенной важности во всей теме - Праведность через веру во Христа.- Ваггонер очень глубоко сознавал все это.

3. Арианство отрицает идею о "единосущности".- Арианцы упорно отвергали идею Афанасия о "единосущности", доказывая, только "подобие" Христа. Такое понятие исключало "единосущность", о которой Ваггонер дважды здесь говорит. Удивительно и то, что спустя пять лет, в 1893 году Елена Уайт поддержала высказывания Ваггонера и употребила при этом тот же самый термин "единосущность" - употребляемый Ваггонером в 1888 г. Ниже мы даем ее точные слова: "Казалось, что божественность пробивалась через человеческое естество, когда Иисус сказал: "Я и Отец - Одно". Слова Христа были полны глубокого значения, когда Он заявил, что Он и Отец единосущны, обладающие одними и теми же свойствами" (Знам. Вр. 27 ноября, 54 стр.).

Ваггонер и его коллеги были очень далеки от арианских и полуарианских понятий. Это был жизненный фактор к пониманию его главных тезисов - Праведность через веру в превосходство Христа, Того, Кто есть "вся полнота Божества". Это было [279] основанием в его идее о действительном искуплении через неотразимого Христа. И это было единственной темой в его выступлениях.

VI. Каждое лицо Божества играет необходимую роль

1. Ваггонер говорит обдуманно.- Как видно из понятий Ваггонера термин "Божество" несомненно обозначал множественность Лиц - Отец, Сын и Святой Дух - выполняющих план искупления в полном союзе и согласованности. Ваггонер был очень образованным человеком в богословской терминологии и литературе.

Ваггонер всегда говорил очень продуманно. Он выражал свои мысли очень точно, полностью сознавая их значение. Он глубоко верил в Триединство Лиц, составляющих Божество. И в таком обрамлении он признавал состав Первого, Второго и Третьего Лиц - как равных, единосущных - в прямой противоположности точке зрения арианцев, которую, он в первой части своих выступлений с большим успехом опровергнул.

2. Необходимость искупления.- Ваггонер очень ясно и определенно высказывал свое убеждение в том, что единство действий Трех Лиц Божества - крайне необходимо для осуществления искупления. Высшая цель искупления не заключалась только в том, чтобы ликвидировать грех, но и дать необходимую праведность для искупления грешника,- праведность, которая могла бы устоять на земле и в вечности в присутствии святого Бога. Эта предлагаемая праведность Христа как Бога и Человека, таким образом, отвечает всем требованиям. Это Ваггонер признавал и это он проповедовал.

Следовательно, весь план искупления, в действительности, заложен в этом таинственном тройном, и вместе с тем строго индивидуальном союзе Лиц, в "вечном Божестве, в Котором Отец послал Сына в этот мир, чтобы стать Умилостивлением за грех падшего человека. И Сын, возвратившись обратно туда, где Он и раньше был со Своим Отцом, до создания мира, послал Духа, чтобы помочь людям принять совершенное Христом искупление и Его совершенную праведность. Таким образом, каждое Лицо, из этого "Небесного Трио" выполняет Свою определенную роль. Такова божественная гармония и согласованность отношений Божества.

VII. Разрыв с Арианством

1. Понятие "единосущный" - определяет Ваггонера как противника арианства.- Термин "единосущность" (Ваггонер. 1888 г.), "та же природа" (Никейский Собор, 325 г.) и "единосущность" [280] (Е. У. в 1893 г.) - имеющие одно и тоже значение - как выражения, которые никогда не употреблялись и не допускались в арианских или полуарианских кругах в определении Христа как Вечного Лица Вечного Божества.

Это разногласие находилось в прямой и непримиримой борьбе с доказательствами, выдвинутыми Стефенсоном, Смитом, Д. Ваггонером и Стоуном - и, конечно, другими лицами в период 1854-1888 годов. Это определяло новое направление, в котором должно было продвигаться дело Адвентистов седьмого дня - от арианизма и полуарианизма.

2. В прямой противоположности полуарианству.- Таким образом, доктор Ваггонер в 1888 г. и Е. Уайт, спустя пять лет, в 1893 г. имели одинаковый взгляд на "единосущность" Отца и Сына.

Следовательно, Э. Ваггонер прибыл в Миннеаполис уже свободен от арианского наслоения и влияния своего отца - чтобы представить праведность через веру во всей ее полноте, через веру во Христа, Которого он постоянно выделял как "всю полноту Божества".

3. Арианизм не употребляет термин "Божество".- Мы всегда должны помнить сильную поддержку Е. Уайт, которую она оказала Ваггонеру в том, что "во Христе обитала вся полнота Божества" (Рукоп. 5, 1889 г.). Мы никогда не должны разрешать себе умалить значение этой содержательной фразы в ее жизненном отношении к праведности через веру и ее очевидную поддержку в выступлениях Ваггонера. Мы также не должны позволить себе не иметь ясного представления относительно "Божества", куда относятся и "Три Лица" "Небесного Трио" как это и объясняла Е. Уайт.

"Божество" в смысле Триединства - этот термин арианизм не употребляет и нужно особенно подчеркнуть отрицает равенство Второго Лица с Первым и лишает личности Третье Лицо, как часть Божества. Это очень важный момент истины.

"Божество" - этот термин характерен для Троичности.

И неоднократно повторение Ваггонером этого определения - "Божество" - показывает, что он порвал с навязчивыми элементами арианства, так как эти два понятия находятся в непримиримой борьбе и взаимно исключают друг друга.

Он должен был открыто отрицать исходный пункт арианства для того, чтобы он мог представить широкие размеры праведности через веру во всей ее полноте. [281]