Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 23 апреля 2024
Глава семнадцатая PDF Печать Email

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЕСТИ ВАГГОНЕРА В МИННЕАПОЛИСЕ - Часть вторая

I. Рискованный ход Ваггонера в область ошибочных умозаключений

1. Выражение "исшел и пришел"- неясно.- Несколько раз Ваггонер рисковал вступить на тонкий лед философских размышлений и довольно таки глубоко провалился в воды догадок и предположений.

Терпя неудачу в понимании одного и того же вопроса. Но это не вызывает удивления, так как этот вопрос озадачивал умы христианских богословов на протяжении многих лет Христианской Эры. Уже в первые столетия, пытливые умы пытались проникнуть в вопрос природы Христа и Божества, и этот вопрос вновь возникал как во времена Реформации, так и после нее.

Отзвуки этого вопроса все еще раздавались в некоторых протестантских течениях в начале девятнадцатого столетия. Даже и в наши ряды проникла эта проблема в первые десятилетия, когда наших отцов-пионеров особенно интересовал вопрос о Божестве и Их взаимоотношениях - в особенности о Христе. И этот вопрос концентрировался вокруг таких библейских выражений, как "единородный", "Сын Божий", "исшел и пришел от Отца" (Иоан. 8:42). Что означали эти выражения для Ваггонера? И в какую глубину беспредельного прошлого они уводят нас? Было ли две исходных точки - одна в неизмеримости Начала, а другая - в Воплощении? В этом была суть вопроса.

2. О некоторых замысловатых выражениях.- Эти вопросы были частью [282] более глубоких вопросов, поставленных арианцами когда и как "единородие" и "Сыновство", если вообще эти вопросы могли быть поняты. И при этом нужно сказать, что эти вопросы не относились к таким, которых нельзя было касаться и исследовать. И тем не менее, эти вопросы были выше человеческого понимания. И в этом случае нужно примириться со скупыми данными Священного Писания. Эти вопросы должно воспринимать верой - устранив всякого рода бесполезные предположения и догадки. Ограниченное не может постигнуть безграничное. Есть граница, предел, за который человеческий разум не должен пытаться перейти и не может сделать этого, не подвергая себя страшному риску.

Но прежде чем мы прямо подойдем к этим двум идентичным вопросам со стороны Ваггонера, разрешим себе сделать определенный обзор некоторых жизненно важных исторических предпосылок, в отношении которых у Ваггонера было очень четкое представление. Эти факты, рожденные поисками столетий бросают ценный свет на важные актуальные вопросы. Они вскрывают ход мыслей и терминологию ранней церкви и затем евангелистско-реформаторские символы. Но тем не менее, это такие вопросы, которые обычно у нас Адвентистов не вызывают сомнений и замешательства. Однако, они имеют прямое непосредственное отношение к данной проблеме. Это также поможет нам понять и наше собственное положение и проблемы в связи с историческими действиями церкви прошлых веков. К этим вопросам мы и подошли.

Мы, как Адвентисты седьмого дня с самого начала, с традиционным подозрением относимся ко всем обусловленным "церковным" символам, сознавая, что они накладывают свои определенные узы на библейские истины - которые должны всегда идти по пути прогресса, открывая себя при постоянном исследовании. Но исторические вероубеждения проливают свет на вопрос или проблему, стоящую теперь перед нами.

II. Свидетельство ранней церкви и протестантско-реформаторских символов веры

1. Вытекают из первоначальных хронологических разногласий.- Возможно, что все первоначальные символы веры в ранней церкви не определились без определенной борьбы в таких вопросах как Личность, природа и Божество Христа - и Его, присущее Ему отношение к другим Лицам Божества.

Когда возникали диспуты относительно истинного библейского значения по этим главным вопросам, тогда духовные лица пытались выразить свое понимание об истинном смысле библейского учения для понимания и всеобщего наставления церкви. Таким путем развивались и усовершенствовались первоначальные символы веры. [283]

2. Основное отношение символов веры к Библии.- Следует иметь в виду, что в откровенных протестантских размышлениях авторитет символов веры, формулировок исповеданий - относителен и ограничен. Поэтому они считаются второстепенными после Библии, которая признана единственным, непогрешимым правилом христианской веры и жизни. Библия - это Слово Божье; символы веры или вероисповедание веры - это человеческие утверждения его понимания или объяснения Слова Божьего.

Следовательно, символы веры имеют только относительный церковный авторитет. Однако эти символы веры имеют историческое значение как беспристрастное суждение или понятие, со своим своеобразным влиянием на все последующие столетия.

3. Исповедание Петра; формула Христа при крещении.- Первое христианское исповедание, вне всякого сомнения, принадлежит Петру: "Ты Христос, Сын Бога живого" (Матф. 16:16). Воистину, Христос - это центр, это сердце христианской веры. И формула при крещении "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" (Мат. 28:19), данная Самим Христом - способствовала возникновению Триединства в одном лице и, таким образом, со временем это вылилось в догмат Троичности.

Позже это понятие оформилось в "Я верую в Бога-Отца, Сына и Святого Духа" и в единство включающее в себя "имена", в которые верующие принимали крещение. Таким образом, зародыш так называемого апостольского символа, именуемого "Символ символов" - получил свое развитие.

Апостольский символ учит: "Я верую в Бога, Отца Всемогущего...

И в Иисуса Христа, Его Единственного Сына, нашего Господа... Я верую в Святой Дух". Апостольский символ является как бы первой попыткой духовных лиц систематизировать учение Писания о спасении через Христа. Он был назван "невдохновенным основанием", на котором зиждется вся остальная структура символов.

4. Никея - основание протестантских символов веры.- Затем следует Никейский символ веры в 325 г. (п. Р. Хр.), расширенный в Константинополе и одобренный в Халкедоне. Позже символ веры Афанасия о Триединстве и Воплощении. Эти символы стали общим наследием почти всех христианских вер и общим стволом, из которого произросли почти все доктрины. Таким образом, евангельско-протестантские символы веры, начиная от Реформаторских времен и дальше - основаны большей частью на этих доктринах ранней церкви. Это еще одна причина тому, зачем нам адвентистам полезно быть знакомыми с ними.

Решение Никейского Собора дает определенную и четкую формулировку абсолютному Божеству Христа, направленную против арианской ереси, возникшей в то время. Более [284] поздний символ веры Афанасия содержит учение о Личности Христа и направлен против всевозможной ереси в посленикейский век.

Никейский Символ выдвигает вечное Божество Христа - Единородного Сына, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, "Единородного" с Отцом, Кем было сотворено все. Он был провозглашен как "рожденный, а не сотворенный - из ничего или же другой материи. Он не был сотворенным, как утверждали арианцы. Вопрос был ясен и было вынесено безошибочное решение.

5. Никея - первый универсальный символ.- Никейский символ веры является в высшей степени определенным и ясным изложением Божества Христа. Сформулированный для разрешения арианской ереси, содержащиеся в нем термины "единосущный", "равный", "рожденный... прежде всех миров" и "Сам Бог от Самого Бога" - являются доказательством победы в борьбе с чистым арианством, которое в течение полувека будоражило церковь. Никейский символ веры - самый первый получил всеобщее признание и принятие.

Но никейский символ был расширен и завершен Константинопольским собором (381), поскольку никейский символ резко обрывался словами "и во Святом Духе". Итак, никейский символ в расширенном и завершенном виде в 381 году гласит: "Мы верим в Одного Бога, Всемогущего Отца Творца Неба и Земли, и всего видимого и невидимого.

И в одного Господа Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего, рожденного Отцом прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, а не сотворенного; будучи одного естества с Отцом и Которым все сотворено...

И в Святого Духа, Господа, Подателя Жизни, Который сошел от Отца (и Сына); Которому вместе с Отцом и Сыном принадлежит поклонение и слава" (Шафф, Символы христианства, 1 т., 27-28).

6. Халкедон - воплощение и затруднения.- В то время как Никейский символ веры выдвигал вечное предсуществование Божества Христа, в противоположность арианству - учение Халкедона выдвигало (451) воплощение Второго Лица Божества как действительный и постоянный союз двух природ в одном Лице, представляя Одно Существо - божественный Логос, принявший человеческую, обычную для всех нас природу, в неразрывном союзе в одном божественно-человеческом Лице - двойственность природы, глубоко проникая, наполняя собой Друг Друга, как Сын Божий и как Сын Человеческий,- Один и Единственный Бого-Человек" (Там же, 29-34).

7. "Афанасеизм" - Вся полнота Божества.- Происхождение Афанасеинского Символа - неизвестно. Сам Афанасий не был автором этого символа, но так как он выдвигал его точку зрения - отсюда и название от его имени. Этот символ выдвигал такие вопросы, как Триединство и Воплощение, абсолютную [285] исключительность и единство Божественной Сущности Трех Лиц Божества и Каждое из Них обладает всей полнотой Божества - защищая таким путем против Тритеизма.

Каждое Лицо обладает всеми божественными свойствами присущими Божественной Сущности или Божеству, но Каждое Лицо сохраняет Свою индивидуальную Личность. В этом Триединстве нет "преимущества времени", нет "превосходства" в ранге; но Каждое Лицо - равное в измерениях вечности и по положению. Это составляло сущность Символа Афанасия.

(Мы, конечно, всегда должны понимать, что тайна Триединства - безграничная истина о Божестве - простирается далеко за пределы человеческого разума, его рассуждений и логики. С нашей стороны, мы просто воспринимаем верой откровения Слова Божьего.)

8. Главные пункты из Символа Афанасия: "3. ...мы поклоняемся единому Богу в Триединстве и Триединству в Единстве;

4. Ни смешивая Личности, ни разделяя Сущности.

5. Одна Личность Отца; другая Личность Сына; и иная Личность Св. Духа.

6. Но Божество Отца Сына и Св. Духа - это Одно: по славе равны; по величию - вечны.

8. Отец - несотворенный; Сын - несотворенный; Святой Дух - несотворенный.

9. Отец непостижим; Сын непостижим; Святой Дух - непостижим.

10. Отец вечен; Сын вечен; Святой Дух - вечен.

11. И тем не менее - это не Три вечных; это - Одно вечное.

12. Это не Три несотворенных; не Три непостижимых, но это Одно несотворенное; это Одно непостижимое.

13. Отец Всемогущ; Сын Всемогущ; Святой Дух всемогущ.

14. И тем не менее это не Три Всемогущих; это Одно всемогущество.

15. Итак, Отец - это Бог; Сын - это Бог; Святой Дух - это Бог.

26. Все Три Лица - вечны и равны.

30. ...мы верим и исповедуем, что наш Господь Иисус Христос Сын Бога - есть Бог и Человек.

31. Бог - от сущности Отца, рожденный прежде миров и Человек - от сущности Своей матери, рожденный в мир.

32. Совершенный Бог и совершенный Человек...

33. Равный Отцу, что касается Его Божества и ниже Отца, что касается Его человеческого естества.

34. Кто также есть и Бог, и Человек, но это не две Личности, но Один Христос.

35. Един, не путем превращения Божества в плоть, но принимая человеческое естество в Свое, божественное. [286] 36. Единосущ, не смешанием сущностей, но единством Личности" (Филипп Шафф, Символы веры Христианства, 2 т., 66-69).

(Замечательная гармония мысли и цели между классическими заявлениями Е. Уайт - "Отец - вся полнота Божества"; "Сын - вся полнота Божества"; и "Святой Дух - вся полнота Божества" (Еван. 614-615) - и этими сильными пунктами символов веры Афанасия - исключительно впечатляют и это не должно быть упущено из виду.

Это раскрывает глубокое проникновение Е. Уайт, данное ей Св. Духом, в эти божественные истины. В то же самое время ее правдивые утверждения дают новое понимание безошибочности многих пунктов ранних символов - эхо которых волной прокатилось через все столетия. Эти пункты находятся в гармонии с утверждениями Духа пророчества. И этого не следует забывать.

9. Реформаторы почитали символ веры Афанасия.- Следует заметить, что реформаторы, особенно в реформаторской и лютеранской церквях с особенным почтением относились к символу Афанасия. Об этом с одобрением упоминается в Лютерано-Аусбургском исповедании, в Англиканских тридцати девяти статьях, во Втором Гелветском и других исповеданиях. Лютер придавал этому символу огромное значение. Таким же образом относились к нему и многие другие руководители Англиканской Церкви.

Таким образом, мы можем проследить то значение, какое имели эти первоначальные символы на Евангельско-Протестантские Символы, которых придерживалась большая часть миллеритов и наших отцов-пионеров. Положение этих первоначальных Символов было перенесено в различных степенях в Баптистский, Методистский, Пресвитерианский, Конгрегациональный, Епископальный, Лютеранский и другие символы, имеющие определенное значение в нашем вопросе.

III. Евангелистско-протестантские символы, исповедания и катехизисы

1. Миллеритские пережитки от прошлого.- С безошибочной уверенностью можно сказать, что историческое убеждение относительно Божества - Отец, Сын и Дух Святой, которого придерживалось преобладающее большинство верующих в догмат Триединства в Миллеритском движении - было унаследовано ими от прежней веры, как это случилось и с Вильямом Миллером. ("Я верую в единого живого и истинного Бога и в Три Лица Божества". Сильвестр Блисс. Воспоминания о Миллере, 1853 г., 77-78 стр.). Это не было спорным вопросом в движении 1843-1844 годов.

Для нашего более верного представления об основных протестантских символах рассмотрим некоторые пункты Евангельско-Протестантских церквей, которых они придерживались в вопросах природы Личностей Божества,- в особенности Сына Божьего и Святого Духа. Некоторые из этих заявлений корнями уходят в реформаторские дни. Другие более [287] современны. Ниже мы приводим особенно ценные пункты, выдвинутые в различных христианских Символах по этим вопросам. Цитаты даны из труда Филиппа Шаффа "Символы христианства", 3 т.

1. Реформированные Евангелистские взгляды.- "Один Христос - есть вечный Сын Божий" (Воп. 33. 318 стр.). "Вечный Сын Божий, Который есть и продолжает быть истинным и вечным Богом, взял на Себя естество человека" - (Воп. 35, 319). "Он (Святой Дух) - Он совечный Бог с Отцом и Сыном" (Воп. 53, 324).

2. Англиканские тридцать девять догматов (1571).- "В единстве этого Божества есть Три Лица одной сущности, силы и вечности: Отец, Сын и Дух Святой" (Догмат 1. 487-488). "Сын... единородный от вечного Отца, истинный и вечный Бог, одной сущности с Отцом взял на Себя естество человека" (Догмат II. 488 стр.). "Святой Дух... одной субстанции, величия и славы с Отцом и Сыном, истинный и вечный Бог" (Догмат V. 489 стр.).

3. Пресвитерианский и конгрегациональный ("Вестминстерский символ веры", 1647).- "В союзе Божества есть три лица одной субстанции, силы и вечности: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой" (2 гл. 607-608). "Краткие догмы (1647). Одобрено Шотландской Церковью, пресвитерианским Синодом Нью-Йорка и Филадельфии, 1788". "В Божестве три лица: Бог, Сын и Св. Дух и эти три лица - Один Бог - тот же по существу, равен в силе и славе" (Воп. 6. 677).

4. Баптисты (для Нью-Гемпшира и Новой Англии, 1833).- "В единстве Божества есть три лица: Отец, Сын и Дух Святой; одинаково равны в каждом божественном совершенстве" (Догмат II. 742).

5. Свободные баптисты Америки (1834).- "Иисус Христос, Сын Божий обладает всеми божественными совершенствами, Он - вечен, неизменяем, вездесущ, всемогущ, всеведущ, свят" (Гл. 5. 75). "Эти Трое - Отец, Сын и Св. Дух - Один Бог" (Там же, 752).

6. Методисты. (Догмат Религии, 1784, для Америки).- "В единстве Божества есть Три Личности, одной субстанции, силы и вечности: Отец, Сын и Святой Дух" (Догмат I. 807).

7. Реформированная, епископальная церковь Америки.- "В единстве этого Божества Три Личности одной субстанции, силы и вечности: Отец, Сын и Св. Дух" (Догмат I. 814 стр.). "Сын, Который есть Слово Отца, единородный от вечного Отца, истинного и вечного Бога, одной субстанции с Отцом, взял на Себя человеческое естество. Божеское и человеческое были соединены вместе в одном Лице, [288] что никогда не разделяется, составляя Одного Христа, истинного Бога и истинного Человека" (Догмат II. 814 стр.).

"Святой Дух, исходящий от Отца и Сына - одной субстанции, величия и славы с Отцом и Сыном - есть истинный и вечный Бог" (Догмат IV. 815).

8. Гельветическое исповедание (Швейцария - 1536).- Было два Гельветических исповедания - Первое (Базель, 1536), составленное Буллингером и другими после диспутов о Евхаристии, Второе (1566) тоже составленное Буллингером и созвучно исповеданию цвингилистов и кальвинистов - было принято не только Швейцарской протестантской Церковью, но и реформированными церквями за пределами Швейцарии. Ниже дается Второе Гельветическое исповедание: "Нет трех Богов, но Три Личности, равносущных, совечных и соравных, различных только в Личностях, но абсолютно равных во всем...

Они настолько объединены между собой, что представляют из Себя Одного Бога и эта божественная сущность одна общая для Отца, Сына и Св. Духа" (Глава III. 835).

"Мы верим и учим что... Сын соравен и единосущен с Отцом, что касается Его божественности,- истинный Бог,- не только по имени или усыновлению и особенной милости, но в Своей сущности и природе...

Поэтому мы с отвращением отвергаем богохульное учение Ария и всех его приверженцев, выступавших против Сына Божьего.

Мы также учим и верим, что вечный Сын вечного Бога явился как Сын Человеческий..." (Глава IX. 850).

IV. Выводы из вышеупомянутых символов веры

1. Наблюдения с вышеупомянутых свидетельств.- В изложенном материале мы имеем главные протестантские взгляды относительно Триединства и составляющих Его Личностей, которых придерживалось подавляющее большинство в христианском мире во времена Миллеритского движения. Миллеритское движение состояло из людей, придерживающихся взглядов Триединства (1844).

Этих взглядов придерживались и наши отцы-пионеры, перешагнувшие порог разочарования 22 октября 1844 г. Они были убеждены в этом и их мнение не менялось. И это не было спорным вопросом в то время. Таким был исторический фон.

В наше первое десятилетие не было никаких особенных расхождений по этому вопросу до момента выхода книги Стефенсона с арианским уклоном [289]в 1854 году, вышедшей в Рочестере. Стефенсон знал, что его арианские взгляды встретят сопротивление.

2. Разрушительные действия Стефенсона.- Ниже мы даем для сравнения со свидетельствами символов веры основные арианские пункты из книги Стефенсона "Искупление",- вызывающий характер которой становится еще более очевидным и понятным.

"Только Один Отец" (50 стр.).

"Понятие об Отце и Сыне отдает приоритет существованию Одного и сущего после Него" (128 стр.).

Если же боговдохновенные писатели желают выразить идею о совечном существовании и вечности Бога и Сына, то более несовместимых терминов для этого навряд ли можно употребить.

"Мысль о вечном Сыне - внутренне - противоречива" (129 стр.).

"Он был рожден и, следовательно, должен был иметь начало" (130 стр.).

Те тексты, которые исключают возможность Его вечного бытия в смысле, что Он никогда не имел начало дней" (131).

"Он был сотворен и как таковой, Его жизнь и бессмертие зависят от воли Отца" (133 стр.).

"Он имел происхождение". "Он первородный из всего сотворенного". "Начало творения Божьего!" (153 стр.).

Подводя итоги Стефенсон говорит: "Положение, занятое мной относительно природы, происхождения и воплощения Сына Божьего вызовет возражения со стороны многих" (187 стр.).

Он даже ударяет по Колосянам 2:9 ("В Ком обитала вся полнота Божества телесно"), говоря, что это просто было "угодно Богу" (190 стр.).

Вся книга Стефенсона вышла отдельными статьями в 1854 году - в десяти статьях от 22 августа по 19 декабря. Второе издание появилось в 1855 году.

3. Неустойчивый Стефенсон как новатор.- Как уже было отмечено Стефенсон никогда не был честным Адвентистом. И тем не менее он был одним из первых, кто изложил в письменном виде это уклончивое учение, в то время когда наша литература читалась и обсуждалась всеми. [290] В те годы (в 1854-1855) мы находились в переходном периоде, задолго еще до того как Адвентистами, как организацией были изложены определения, утвердившиеся точки зрения относительно Божества и Его составных Личностей, их природа и взаимоотношения - и разрешение этих вопросов было представлено на рассмотрение отдельных лиц - без вызова и возражения - пока не наступило подходящее время для рассмотрения этого вопроса.

Вернемся теперь к выступлениям Ваггонера в 1888 году.

4. Необыкновенная ясность и определенность главной идеи Ваггонера.- Из выше упомянутого обзора мы можем видеть удивительное сходство между христианскими пунктами Никейско-Афанасийского учения и значительно позднего периода Евангелистско-Протестантской догмы,- которой придерживались, если не все, то подавляющее большинство отцов-пионеров, положивших основание новому движению Адвентистов-субботников.

Особенно интересно отметить поразительное сходство, как мысли так и выражения с утверждениями Духа пророчества, как, например, "вечный Христос", "вся полнота Божества", Отец и Сын - "одной сущности". Мы даже не можем себе представить силу этого свидетельства о достоверности понятия и выражений переходящих из столетия в столетие об абсолютном Божестве и вечном существовании Сына, как Второй Личности Вечного Божества, что позже и было подтверждено Духом пророчества.

5. Значение и цель многократных повторений выражения "вся полнота".- Ясно, что Ваггонер стремился выдвинуть на первый план, как основание истины о праведности через веру во Христа - такой термин как "вся полнота Божества". Об этом он очень настойчиво говорил в своем первом публичном выступлении и что он особенно неоднократно подчеркивал и в дальнейшем. Это была его самая главная, наглядная, центральная мысль и все остальное было подчинено ей и вокруг нее. И мы тоже должны иметь ввиду эту центральную точку.

Вряд ли можно было ожидать от Ваггонера, что на первоначальной стадии своих выступлений, несмотря на устную и общественную поддержку со стороны Духа пророчества по всем главным пунктам и выражениям по вопросу Божества и Личностей - он сможет избежать некоторых ошибок и недочностей, которые продолжают волновать еще и сегодня самые яркие умы, как это было и в прошлом, на протяжении всей христианской эры.

Ваггонер сделал в этом отношении очень прогрессивный шаг вперед, связывая свои материалы с ярким свидетельством прошлых веков, хотя и не всегда в той последовательности и полноте, как это мы сегодня воспринимаем догму о Триединстве. Его работа имела исключительно важное значение. [291]

V. Отклонения Ваггонера основывались на неправильно использованных текстах

1. "Произойдет" равноценно исшел... от Бога".- Ваггонер использует эти тексты в вопросе происхождения Христа.

"Слово было в начале". Человеческий разум не в состоянии постичь века, спрессованные в этой фразе. Людям не дано знать о том, когда и как был рожден Сын Божий; но мы знаем, что Он был Божественным Словом, не просто потому что Он пришел на землю, чтобы умереть, но еще до того как был сотворен мир. Перед самым Своим распятием он молился: "И, ныне, прославь Меня Ты, Отче, У Тебя Самого славою которую Я имел у Тебя, прежде бытия мира" (Иоан. 17:5). И более чем за 700 лет до Его Первого Пришествия, Его приход был предсказан Словом Божьим: "И ты, Вифлием - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Кто должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2). Мы знаем, что Христос "произошел и пришел от Бога" (Иоан. 8:42), но это произошло в такой глубине веков, что это непостижимо для понимания человеческого разума ("Христос и Его праведность", 9 стр.).

"Писание заявляет, что Христос "Единородный Сын Божий".

Он рожден, но не сотворен. Относительно времени Его рождения мы не должны спрашивать и наш разум не в состоянии постигнуть, охватить "происхождение из начала, от дней вечных". Было время когда Христос "исшел и пришел от Бога, из недра Отчего" (Иоан. 8:42; 1:18), но это время настолько глубоко уходит своими корнями в вечность, что для ограниченного понимания практически не имеет начала".

"Но весь вопрос в том, что Христос - рожденный Сын, а не сотворенное Существо. Он унаследовал более превосходящее Имя чем ангелы. Он "Сын в доме Своем" (Евр. 1:4; 3:6) (Там же, 21-22).

В своем намерении особенным образом подчеркнуть "Единородный Сын" - так как среди его слушателей были люди, заявляющие о том, что Христос был сотворен, Ваггонер сделал также следующее заявление: "Это верно, что есть много сынов Божьих, но Христос "Единородный Сын Божий" и поэтому Сын Божий является Сыном в таком смысле, в каком никто никогда не был и не будет. Ангелы - сыновья Божьи, как был Адам (Иов. 38:7; Лук. 3:38) в силу творения; христиане - сыновья Божьи - в силу усыновления (Рим. 8:14-15), но Христос - Сын Божий в силу рождения" (Там же, 12 стр.).

2. Основываясь на ошибочном равенстве.- Определенным образом Ваггонер уравнивает в этих заявлениях "произойдет" из Мих.

5:2 и "исшел и пришел от Бога" (Иоан. 8:42) и к этому он еще добавляет выражение из Иоан. 1:18 - "в недре Отчем".

И он делает вывод, что так как о Христе сказано, что Он "Единородный Сын Божий" - и что Он "исшел и пришел от Бога" и Его происхождение [292] из "начала, от дней вечных" - поэтому "было время когда Христос исшел и пришел от Бога из недра Отчего... но это время настолько глубоко уходит своими корнями в вечность, что для ограниченного понимания практически не имеет Начала".

Исходя из абсолютной точки зрения учения о Триединстве, безначальное существование Христа совершенно необходимо для Его Божества. Самосуществующий уже отрицает начало или происхождение. Если в вечности был момент когда Христос исшел от Отца, значит Он имел Начало, а отсюда. Он уже не полнота Божества - невзирая на то, когда в глубине вечности, в какой отдаленности это могло произойти.

3. Неправильное толкование этих трех текстов.- Ошибка Ваггонера заключается в неправильном толковании этих трех текстов. Заявление Христа в Иоан. 8:42 "...Я от Бога исшел и пришел; Ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня" - в этом контексте определенно говорится о Пришествии Христа от Бога в этот мир, как Спасителя людей.

В Иоан. 1:18 апостол ссылается на "Единородство Сына" и говорит, что Он "сущий в недре Отчем". Об этом выражении библейский комментарий Адвентистов седьмого дня говорит: "Возможно, что это характерно для данного языка выражение, указывающее на в высшей степени близкие узы, связи".

Это толкование полностью отвечает личному заявлению Христа о Его единстве с Отцом: "Разве ты не веришь, что я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя, Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела". "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Иоан. 14:10-11).

Поэтому никто не должен видеть в этом тексте Евангелия от Иоанна 14 главы намек на происхождение Христа, и только лишь потому, что Христос сказал о Себе, что Он в Отце. Без сомнения, Ваггонер видел опору для своего мнения о "рождении Христа" в выражении "Единородный Сын" - из Иоанна 1:18. В следующей главе мы еще будем рассматривать этот вопрос.

4. Произошел из Вифлиема.- В Мих. 5:2 ясно говорится о воплощении Христа, когда идет речь о Вифлиеме, как месте рождения Того, Кто "должен быть Владыкой в Израиле". И как были убеждены отцы-церкви в ранний христианский период, это место подтверждает Его бытие со дней вечности. Слова "произойдет" являются проблемой для толкования, как в английском переводе так и оригинальном еврейском языке. Был предложен ряд возможных переводов.

1) Это слово "произойдет" говорит о Спасителе мира в намерении Бога с самого начала возникновения греха; 2) как ссылка на происхождение Христа в родословной Давида и 3) по-еврейски это слово "произойдет" (срав. с Дан. 9:22-23) может быть отнесено к Пришествию Христа к человечеству из вечности. [293] Это последнее предположение находит некоторое оправдание в том, что литературная форма этого пророчества поэтическая и как обычно для структуры еврейской поэзии параллелизм слова "происхождение" на конце текста равноценно слову "произойдет из Вифлиема" в начальном предложении текста.

5. Объяснение Христом слова "исшел".- Слова Христа, описывающие Его воплощение, кажутся почти параллельны пророчеству Михея: "Я исшел от Отца и пришел в мир и опять оставляю мир и иду к Отцу" (Иоан. 16:28).

Перевод этого выражения "исшел" в смысле "происхождение" в английском переводе усложняет эту проблему и не разрешает ее. Пылкий сторонник арианской точки зрения, конечно, прочтет в этом слове "происхождение Христа, из дней вечных", когда Он появился. Приверженец догмата Троичности, в переводе поймет это выражение, что Христос не появился тогда, когда Он родился в Вифлиеме, но что Он пришел к человечеству в Вифлием из Своего вечного обитания.

Как мы и сказали, представление Ваггонера было искажено именно этим отклонением от строго библейского толкования и правильной теологической точки зрения. Но об этом должно судить исходя из всего, а не во свете единственной неудачной ошибки.

6. Ваггонер придает первостепенное значение полноте Божества Христа.- Ваггонер сделал главный упор в первом разделе своих тезисов на "полноту Божества" Христа. Против его единственного промаха мы должны выставить его многочисленные сильнейшие, правильные, ясные и вне всякого сомнения, ортодоксальные утверждения. Например, на 22 странице, в своей книге, он заявляет: "Но вся суть в том, что Христос - Единородный Сын, а несотворенный". И дальше, он продолжает в том же самом параграфе: "Он имеет ту же природу, что и Бог"; Он имеет "жизнь в Себе" и "обладает бессмертием Сам в Себе". Такая линия его рассуждений абсолютно верна.

И на следующей странице Ваггонер заявляет, что Христос "по Своей природе есть Бог и что, имея в Себе жизнь, Он по праву называет Себя Иеговой, Самосущным. (Арианцы не допускают такой мысли.) В кажущемся противоречии своему же утверждению - о том, что Христос имеет начало в вечности - Ваггонер также говорит о том, что Христос обладает "всеми свойствами Бога" и "исполнен всей полнотой Божества", что жизнь, пребываемая в Нем и что она не может быть отнята от Него, но даже добровольно отдавая ее, Он может взять ее обратно.

Следовательно, вне всякого сомнения, очень четко прослеживаются намерения Ваггонера. Он верил в полноту Божества Христа и Его абсолютное равенство с Отцом. Ниже мы даем некоторые параллели для более отчетливого представления о понятиях Ваггонера, что, в своем роде будет немаловажным для читателя в дальнейшем. Некоторые понятия Ваггонера с отклонением от правильной точки зрения. [294] 1) Цитируя Михея 5:2 и - "от тебя Вифлием,- Ефрафа, (где был рожден Иисус как младенец) произойдет Мне. Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" - Ваггонер затем говорит: "Мы знаем, что Христос исшел и пришел от Бога (Иоан. 8:42), но это произошло в такой глубине веков, что ум человека не в состоянии постичь это" (Христос и Его праведность, 9 стр.).

2) И позже, цитируя Михея 5:2, уже во второй раз Ваггонер говорит: "Было время, когда Христос" исшел и пришел от Бога из недр Отца" (Иоан. 8:42; 1:18), но это время настолько глубоко уходит своими корнями в вечность, что для ограниченного понимания практически представляется не имеющим начала" (21-22 стр.).

На одной из первых страниц Ваггонер говорит: "Ангелы - это сыновья Божьи, как Адам (Иов. 38:7; Лук. 3:38) в силу творения; христиане - это сыновья Божьи в силу усыновления (Рим. 8:14-15), но Христос - Сын Божий через рождение (12 стр.).

ПОСТОЯННОЕ ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ УТВЕРЖДЕНИЯ ВАГГОНЕРА "Ему (Христу) должна принадлежать та же честь как и Богу, потому что Он есть Бог" (Хр. и Его Пр. 8 стр.).

"Когда он придет, Он придет, как "могущественный Бог" (11).

"Как Сын Единородного Бога, Он по Своей природе обладает всеми свойствами Божества" (12 стр.).

"Он - часть Божества как на земле так и на Небе" (15 стр.).

"Форма настоящего времени говорит о продолжающемся существовании" (15 стр.).

"Христос по Своей природе обладает всеми свойствами Божества" (16).

"Наша цель в исследовании этого вопроса - изложить законное положение Христа в Его равенстве с Отцом" (19 стр.).

"Он источник, откуда все получило свое происхождение" (21).

"Он стоит над всем творением и не является частью Его" (21).

"Он имеет ту же субстанцию, или сущность, как и Бог" (22).

"Он имеет жизнь в Себе" (22).

"Он обладает бессмертием в Самом Себе" (22).

"В Нем жизнь" (22).

"Имея жизнь в Себе, Он законным образом назван Иеговой, единосущным" (23).

"Будучи божественного происхождения - Он взял на Себя человеческую природу" (24).

"Христос - в Ком обитает вся полнота Божества" (29-30).

"Христос, как Бог и Творец" (31).

"Христос - как часть Божества, обладая всеми свойствами Божества - равен Отцу во всех отношениях" (43).

"Если бы в Нем недоставало одной йоты равенства с Богом, Он не смог бы привести нас к Нему" (44).

"В Ком обитала вся полнота Божества телесно" (44).

"Источник праведности, именно то место, откуда вышел Закон" (62).

"В Иисусе обитает вся полнота Божества; Он равен с Отцом в каждом свойстве и качестве" (63).

"Искупление, которое в Нем - способность искупить потерянного человека - безгранично" (63).

"Христос - праведность Бога; только Один Бог добр и во Христе заключена вся полнота Бога" (Евангелие в Творении, 147).

"Его (Христа) вечная сила и Божество, и Христос - это сила Божья и в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (157).

"Вера в вечную силу и Божество Бога (Христа)" (Радостные вести, 89).

"Не при падении человека Он впервые стал Посредником. Он был Им от вечности" (141).

"Он не изменил Своей природе придя на землю, но только свой вид, форму" (212). [295]

7. Преобладающий перевес доказательств.- Вывод из всех этих заявлений Ваггонера очевиден и определен: в своих многократных и вновь повторяющихся заявлениях, он преследует одну цель: показать, доказать, абсолютное "равенство" Христа с Отцом "во всех отношениях", "Его самосущность", воплощение "всей полноты Божества", подчеркивая "вечную силу и Божество", "Его существование от дней вечных", о том, что Он был Посредником от "вечности", обладая "всеми свойствами Божества", действуя со всей "силой Божества", будучи "той же субстанции и природы, как и Отец" и т. д.

Еще для более ясного и четкого представления об основных выражениях Ваггонера о полноте Божества Сына Божьего и о количественном их употреблении, мы даем следующий список: Вся полнота Божества 15 раз Часть Божества 8 Полное равенство с Отцом 7 Всеми свойствами Божьими 5 Вечная сила и Божество 4 От дней вечности 4 Неотъемлемая часть Божества 3 Единство Отца с Сыном 2 Одинаковая сущность и естество 2 Могущественный Бог 2 Единосущный 1 Посредник от вечности 1 Бог в начале 1 Постоянное существование 1 --56 Четырнадцать разных выражений и 56 определений, плюс еще много других, хотя и менее сильных в своем выражении, но с этим же уклоном! Поэтому пусть эта наглядная картина будет как бы противопоставлена против трех выводов Ваггонера - "происшедшего" и "по рождению" - сделанных на основании определенных ограниченных понятий.

8. Тайна воплощения - непостижима.- Рассуждая о выражении "Бог явился во плоти" (24 стр.), Ваггонер очень правильно заявляет, что "Христос был Богом и Человеком". Истинный Бог, Он взял на Себя человеческую природу. Воистину "равен Богу", Он снял с Себя эту славу и "взял на Себя природу человека для того, чтобы искупить его" (25). Таким образом, Он подчинил Себя через воплощение. Итак, говорит Ваггонер, мы можем согласовать единство Христа с Отцом, с [296] заявлением - "Мой Отец больше чем Я" (25). И затем он однажды должным образом предостерегает: "Нам невозможно понять, каким образом Христос мог как Бог смирить Себя до смерти на кресте, и это больше чем напрасно - рассуждать об этом. Все что мы можем сделать - это принять факты такими, как они представлены в Библии" (25).

9. За рамками ограниченного понимания.- Это был здравый принцип и хороший совет. И затем Ваггонер выражает важную мысль: "Если читатель находит трудным для себя согласовать некоторые выражения в Библии относительно природы Христа, он должен помнить, что это просто невозможно выразить в таких словах так, чтобы ограниченный разум мог полностью понять это" (25-26 стр.).

Таким образом, Ваггонер признает, что божественное естество и Сущность Христа лежат за пределом ограниченного понимания. Он не выставляет этот вопрос как возможным для понимания или же объяснения. Он сам лично попадает в немалые затруднения, нарушая это правило. Но в целом, сохраняя удивительное равновесие, он комментирует и излагает эту библейскую истину.

Так выглядела первая компетентная попытка Ваггонера изложить всеобщую точку зрения на Христа, как "всей полноты Божества" - как единственном основании и средстве праведности через веру для нас.

VI. Потрясающие подтверждения Духа пророчества

1. Вечное Предсуществование Личности Христа.- К сожалению так складывались обстоятельства лично для доктора Ваггонера, что Е. Уайт в то время еще не высказалась открыто о вечном предсуществовании Христа и Его полноте Божества. В 1888 г. Ваггонер начал свою работу в этом вопросе без ее благословенных многочисленных заявлений. Разрешим себе сейчас просмотреть Свидетельства не только касающиеся предсуществования Христа, но и Его личное существование, Его безграничное равенство и всемогущество.

Мы всегда также должны помнить и о том, что все эти важнейшие подтверждения были даны под влиянием Св. Духа и поэтому абсолютно достоверны. Поразмыслите над значением этих выражений: "Вечный, единосущный, несотворенный" (ПП. 305).

"Равен с Богом, безграничен и всесилен... Он - вечный единосущный Сын" (Рукоп. 101, 1897, Ев. 615).

"От дней вечных Господь Иисус Христос был Одно с Отцом" (ЖВ. 19).

"Единородный... Чье бытие от дней вечных" (ЖВ. 470).

"Христос - предсуществующий, единосущный - Сын Божий...

Он заверяет нас, что никогда не было такого времени, чтобы Он не был в самом близком и тесном общении с Богом" (Зн. вр. 29 авг. 1900; Ев. 615).

"Единосущный, вечный, неизменяемый" (Рукоп. 81, 1900, Биб. Ком. АСД, 7 т. 955).

"В Нем была жизнь, первоначальная, незаимствованная, без начала" (Зн. вр. 8 апр. 1897 г. ЖВ. 530).

"Слава, которую Он имел с Отцом от всей вечности" (ДА. 39).

"Он был на этой земле как Вечное Слово" (О. Х. В. 400).

"От начала был равен с Отцом" (Сов. учит. 13).

Обратите внимание на следующие популярные высказывания в 1906 г.

"Слово существовало как божественное Существо, как Сын Божий, в союзе и единстве с Его Отцом. От вечности Он был Посредником Завета... Прежде чем были сотворены люди и ангелы, Слово было с Богом и это Слово было Бог... Слова, относящиеся к этому настолько определенны, что не оставляют никакого сомнения. Христос был подлинным Богом в самом наивысшем смысле этого слова. Он был с Богом (Отцом) от всей вечности Богом над всем, во веки благословенным".

"Господь Иисус Христос, божественный Сын Божий существовал от вечности, как отдельная Личность, и тем не менее, Одно с Отцом".

"В том, что Христос был одно с Отцом прежде нежели было заложено основание мира - в этой истине есть свет и слава. Это свет, сияющий в темном месте и освещающий его божественной, первоначальной славой. Эта истина, безгранично таинственная сама по себе, объясняет другие таинственные и необъяснимые истины, хотя и облеченная в неприступный и непостижимый свет" (РГ. 5 апреля, 1906 г.).

2. Всегда от "дней вечных".- Есть еще много и других бесценных мест в том же направлении. Со всего этого можно сделать только один вывод: Существующий без начала Христос, как Сын Божий не имеет начала. Он был с Отцом вместе от начала ( Иоан. 1:1) и равен со "всей полнотой Божества" - Он был всегда.

Елена Уайт очень ясно, определенно и безошибочно идет еще дальше Ваггонера и любого участника Миннеаполисской Конференции в возвеличивании и прославлении абсолютного Божества и безначальности предсуществующего Христа, Сына Божьего. Она была в рядах первых провозглашающих все величие Христа, вечность Второго Лица Вечного Божества.

3. Выражен в трех ярчайших определениях.- Среди всего собрания предыдущих определений, обратите внимание на одно, всеобъемлющее предложение Е. Уайт в одном, классическом выражении, где как бы собрано все о вечности Христа, как безграничном Боге: "В Нем (Христе) была жизнь первоначальная, незаимствованная, не унаследованная" (Зн. Вр. 8 апр. 1897 г.). Поразмыслите над этими тремя очень важными выражениями в их восходящей последовательности. Постарайтесь уловить их полное значение: "Первоначальная" - присущая, врожденная, имеющая только к Нему прямое отношение. Без [298] прошлого. Его существование не было определено, приобретено, получено. Оно не перешло от другого. Оно было Его по своей природе, присуще Ему, всегда лично, как вечному Второму Лицу Вечного Божества.

"Незаимствованная" - не что-то принадлежащее Ему не от начала. Оно было присуще Ему по праву первоначального обладания. Она была Его, в такой же мере как и Отца - и не просто, каким-то образом получена от Отца. Она была не более заимствованной чем жизнь Самого Отца.

"Не унаследованная" - не приобретенная, полученная, заработанная, принятая от другого. Она была исключительно органически лично его. Он получил эту жизнь не на каком-то отрезке времени или же в силу какого-то процесса. Она была в Нем вечно, первоначально, через вечное обладание, от вечности до вечности - потому что Он был вечным Сыном Божьим.

Это была природа Христа, вечного Божества, как мы видим через линзы Духа пророчества. И все это сосредоточивается в Его абсолютном Божестве. И когда этот вопрос был спорным, можно понять определенное, четкое, решительное предназначение этой классической фразы Елены Уайт.

VII. Не умалить значение вести Ваггонера в наши дни

1. Вопрос, не поднятый современниками.- Необходимо обратить особое внимание на то, что этот вопрос, который мы только что рассматривали, никогда не поднимался теми современниками, которые оказывали упорное сопротивление главным пунктам выступлений Ваггонера на Миннеаполисской Конференции и ревниво следили за каждым уязвимым местом. Он не поднимался и теми, кто принял его фундаментальную весть о праведности через веру во Христа, как всю "полноту Божества". В их среде были очень образованные мужи.

Этот вопрос не поднимался и в течение всего последующего десятилетия - в критический период 1890 годов - такими учеными мужами, как В. В. Прескотт, который был очень в близких отношениях с Ваггонером в 1890 г. и хорошо знал его взгляды. И это не без значения. Современники Ваггонера не поднимали этот вопрос и он не стоял на повестке дня.

2. До определенного времени.- И самое важное, этот вопрос никогда не выдвигался и Е. Уайт, которая лично слышала и одобряла выступления Ваггонера, в целом, в Миннеаполисе в 1888 г. и вместе разъезжала с ним и Джоунсом сразу же после всего в 1889 и 1890 гг.

В своих выступлениях Ваггонер представлял главные Миннеаполисские темы в общинах, лагерных собраниях, учебных заведениях, колледжах и на собраниях работников - и очень часто в присутствии Елены Уайт. Его фундаментальная весть была признана верной. Е. Уайт не ставила этот вопрос и тогда когда в 1892 г. в Австралии появилась его книга и она также принимала участие в издательской работе. [299] Почему этот вопрос в то время прошел незамеченным? Люди настраивали себя за или против главных тезисов Ваггонера. Это был спорный вопрос. А на этот вопрос смотрели как на личную точку зрения, а не как на главный вопрос в его вести. Это было нечто, о чем сам Ваггонер говорил как о стоящем выше понимания человеческого разума, то, что по словам Ваггонера находилось "за пределами ограниченного восприятия" (22). То есть, весь вопрос рассматривался как личное мнение на сомнительную тему.

3. Бесподобные подтверждения выступлений Ваггонера.- Во всем этом мы никогда не должны забывать слов одобрения, поощрения и похвалы со стороны Е. Уайт в адрес здравого учения Ваггонера. Обратите внимание на ее главные высказывания: "Это весть от Бога. Она несет на себе божественное удостоверение" (РГ. 3 сен. 1889 г.).

"Вести, несущие на себе Божественное одобрение, посланные для народа Божьего" (Там же, 27 мая, 1890 г.).

И обратите особое внимание на ее цитаты из главных выражений Ваггонера и главные мысли: "Полнота Божества в Иисусе Христе жила среди нас во свете красоты и нежности. Мы знаем, что Бог работал среди нас" (Там же).

"Я почитаю за преимущество стоять рядом с моим братом Ваггонером и Джоунсом и давать мое свидетельство с вестью для этого времени" (Там же, 18 марта, 1890 г.).

4. Согласовано с Божественным светом.- Во время Конференции "88" Елена Уайт определила выступления Ваггонера как "Божью весть для этого времени" (Рукоп. 8а, 1888 г. Так же, РГ. 18 марта, 1890 г.).

"Истина небесного происхождения столкнулась с сатанинским заблуждением и эта истина победила" (Рукоп. 8а, 1888 г.). "Это поистине трехангельская весть" (РГ. 1 апр. 1890 г.). "Это трехангельская весть в определенных и четких линиях" (Св. для Пр. 93). "Весть, которая должна быть проповедана" (Письмо 57, 1895, 16 стр.; Св. для Пр. 92 стр.). Эти подтверждения были в ретроспективе. Но их значение не изменилось.

И в конце выступлений Ваггонера в 1888 г. в своей заключительной речи, обращенной к участникам Миннеаполисской Конференции Елена Уайт заверила: "В выступлениях бр. Ваггонера содержится драгоценный свет" (Рукоп. 15, 1888 г.). Возможно, что ниже приведенное выражение и является одним из самых сильнейших ее подтверждений: "То что было здесь представлено, самым совершенным образом гармонирует со светом, который Богу было угодно дать мне в течение всех лет моего опыта" (Рукоп. 15, 1888).

Эти заявления представляют из себя бесспорное одобрение и похвалу.

И у нас не может быть никакого сомнения в принципиальной истинности этой вести. [300]