Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
ГЛАВА ПЯТАЯ PDF Печать Email

 

А ГДЕ ЖЕ БЫЛИ ПРОРОКИ

 

В предыдущей главе мы рассматривали те принципы, которыми руководствовалась церковь, появившаяся на свет после разочарования 1844 г. Ей необходимо было вновь открыть истины, открыто попиравшиеся и игнорировавшиеся на протяжении веков.

Искатели этих забытых истин должны были в первую очередь прийти к правильному пониманию того, что представляет собой святилище, а пролить свет на эту тайну могла только Библия. И, изучая ее, они столкнулись с призывом "измерить" храм Божий и с жертвенником - символом крови Христа с одной стороны и символом истинного поклонения Богу - с другой.

И, в довершение всего, требовалось также и "измерить" поклоняющихся в храме (Откр. 11:1). Эти истины, выраженные образным языком пророчеств, привели их к осознанию того факта, что очень важным является то, как человек поклоняется Богу: это поклонение должно находиться в гармонии с тем, что говорит по этому поводу Писание. Бог признает только тех, чьи отношения с Ним базируются исключительно на библейских принципах (сравните: 2-е Коринфянам 10: 12, 13). И одним особенным фактом, который верующие не могут не принять во внимание, является то, что Бог хочет, чтобы Его воспринимали как Творца неба и Земли, а это в самую первую очередь должно проявляться в соблюдении дня, определенного Богом в память о сотворении мира (Исх. 20:8-11). Более того, этот день определяется как символ Божьего завета со своим народом (Иез. 20:12, 20).

Божье предписание о святости Субботы было вновь открыто довольно рано, в начале 1845 г., в основном благодаря отставному морскому капитану Джозефу Бейтсу, впервые услышавшем о Субботе и ее ценности от Баптистов седьмого дня - малочисленной деноминации, уходящей корнями в эпоху Реформации. Прочитав о Субботе в трудах Т. М. Пребла, Бейтс посвятил всего себя проповеди важности четвертой заповеди. Он не жалел ни сил, ни времени, провозглашая Божьи требования повсюду и издавая многочисленные работы по тому же вопросу, которые он распространял преимущественно среди разочаровавшихся миллеритов, надеясь на то, что получит живой отклик.

И одними из первых, принявших эту весть, были двое молодых людей - Освальд и Мэриан Стауэлл, которые начали соблюдать Субботу непосредственно вслед за прочтением работ Бейтса. Затем к ним присоединился 17-летний Дж. Н. Эндрюс, а вслед за ним - и семьи всех троих. Впоследствии субботники примкнули к группе Эдсона, также принявшего решение соблюдать божественный день отдыха.

Ретроспектива событий, окружавших 1844 г. убеждает в том, что пророчество было на самом деле исполнено и начался важный новый этап Божьего плана Спасения. Теперь, в соответствии с Божьим принципом, определенным в книге пророка Амоса 3:7: "Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам". можно задать вопрос: "Не должно ли было пророческое служение также возобновиться как о том говорят Откр. 12:17; 19:10, в качестве знамения для Божьего народа в конце времени?" Более того, если события 1844 г. и впрямь были столь же значительными, как о том говорится, то не разве не должно ли было последовать Божье подтверждение через пророческое служение? Такое божественное подтверждение на самом деле имело место.

Вся проблема в том, что в настоящее время нам часто приходится сталкиваться с самозванными псевдопророками, которые выставляют на осмеяние само пророческое служение, дискредитируют его.

И, тем не менее, любой прилежный ученик Библии может, руководствуясь предостаточными библейскими комментариями по этому вопросу, научиться отличать истинное пророчество от ложного. И самыми важными из этих библейских указателей являются: 1. Жизнь пророка должна соответствовать тем учениям, которые он исповедует (Матф. 7:16).

2. Содержание всех пророчеств должно находиться в полном согласии с тем, что говорит Библия (Ис. 8:20).

3. Пророк должен исповедовать Иисуса Христа Сыном Божьим, пришедшим во плоти (1-е Иоанна 4:1-3), т. е. должен верить в то, что Библия говорит о Христе.

4. Все предсказания этого пророка должны сбываться (Иер. 28:9).

Вдобавок к этому стоит заметить, что никакой пророк не может начать свое служение по собственной инициативе, а также к этому его никто не может и принудить, ибо истинный пророк избирается Самим Богом и это не допускает никаких исключений.

И снова задаем себе этот вопрос: "Где же были пророки в 1844 г.?" Заглянув в историю, мы узнаем, что еще в 1842 г. Господь призвал как своего посланника молодого Адвентистского проповедника по имени Уильям Фой, который, однако, принял этот призыв довольно неохотно - поначалу он рассказывал о том, что Бог открывал ему в видениях, но затем мужество покинуло его.

Он нашел себе "уважительную причину", сказав, что должен заботиться о своей семье и полностью прекратил проповедническую деятельность. После этого Господь призвал второго своего избранника - человека по имени Хейзен Фосс, который с самого начала наотрез отказался быть посредником Бога. Призыв неоднократно повторялся ему в видениях, но тщетно - он не желал использовать предоставлявшиеся ему возможности.

Ему было дано еще одно видение-предупреждение, в котором было сказано, что этот дар будет отнят у него и отдан другому. Но Фосс продолжал упорствовать, и однажды ему было открыто, что дар этот будет отдан "слабейшему из слабых". Напуганный несостоявшийся пророк тогда решил собрать верующих для того, чтобы рассказать им обо всем, что было открыто ему в видениях.

Однако, представ перед собранием, он с удивлением для себя обнаружил, что не может вспомнить ничего из того, что видел.

В крайнем отчаянии Фосс бежал с собрания.

И только после того, как Божий призыв был отвергнут двумя мужчинами, в декабре 1844 г. для пророческого служения была избрана 17-летняя девушка. Елена Гармон была слаба физически - в третьем классе она перенесла тяжелое сотрясение головного мозга, получив сильный удар в лицо камнем, брошенным рукой одноклассницы. По человеческим понятиям она была крайне неподходящей кандидатурой для такого служения. Елена была одной из тех, кто в один из декабрьских дней горячо молился об истолковании причин постигшего их разочарования. И вот, во время молитвы она получила первое видение, в котором она видела верующих, в ожидании возвращения Господа шедших по тропе, уходившей высоко в небо - к новому Иерусалиму. Тропа освещалась лучом света, исходившим от ее начала. Ей было сказано, что этот свет есть "Полночный крик" - движение, начавшееся в августе 1844 г., т. е. тогда, когда предполагаемый срок пришествия Христа был перенесен на 22 октября того же года. Участники этого движения тогда неутомимо распространяли весть о приближавшемся пришествии Христа по всем уголкам Соединенных Штатов.

Также ей было сказано, что эти люди достигнут города, если будут идти в этом свете, но отвергнувшие свет упадут во тьму внешнего мира.

Необходимо заметить, что содержание этого видения соответствует библейской модели и ее истолкованию, данным в Откр. 10 - истечение пророческого времени.

Первое видение не могло быть ничем иным кроме божественного подтверждения факта действительного истечения времени пророчеств. Это значительно укрепило верующих и придало им мужества. Во втором видении Елена Гармон была призвана донести открытое ей в в видениях до других людей. Первоначально Елена сомневалась в своей способности взять на себя подобную ответственность. Другое же видение, данное ей в феврале 1845 г., имеет особую значимость. Так она описывала увиденное: "Я увидела Отца, сходящего со престола и на огненной колеснице въезжающего во Святое-святых, скрытое поволокой, где Он воссел... Затем я увидела колесницу из облака с колесами, подобными пламени. Окруженная ангелами, она подъехала к тому месту, где находился Иисус; Он вошел в нее и был перенесен во Святое-святых к Отцу. И я видела Иисуса, величественного Первосвященника, стоящего перед Отцом" (Е. Г. Уайт, Письмо первое, 1846 г.) Это описание вполне может быть отнесено к исполнению предсказанного в Откр. 10:7 и 11:15. Об этом же говорит и Даниил: "Видел я наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние не Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.

Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги... Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан. 7:9-10; 13-14). Тесная связь этих библейских строк и содержания видения Елены Уайт очевидна.

И, если первое видение подтверждало действительное истечение пророческого времени, то второе - вышеописанное видение касалось происходящего во Святом-святых небесного святилища. Таким образом, это видение можно воспринимать как божественное истолкование событий, произошедших по истечении срока в 1844 г. Историческим фактом является и то, что в то время, когда Елена Гармон получила это видение, она не имела ни связи с Хирамом Эдсоном, ни информации о том, что было открыто ему по поводу происходившего в небесном святилище.

Осознание того факта, что Бог избрал своим пророком простую, малообразованную, молодую и слабую девушку, кажется невероятным и шокирующим. Скептическая реакция ее современников была вполне адекватной и человечески объяснимой. Некоторые члены адвентистской церкви, особенно те, что были постарше, высказали мнение о том, что Елена стала жертвой самогипноза. Подобные высказывания, несомненно, тяжело переносились и доходило даже до того, что она начинала сопротивляться Святому Духу во время видений.

Это стало причиной того, что однажды она на целый день потеряла дар речи. Голос предупреждал ее, что впредь ей не следует реагировать на слова и действия окружающих подобным образом. Затем Елене было показано 50 библейских текстов, в точности описывающих ее состояние, убеждая ее таким образом в истинности побуждений, которым она следовала.

Для миллеритов, однако, сверхъестественные явления были незваными гостями. Они продолжали утверждать, что "не имеют никакого отношения к снам, видениям и проявлениям сверхъестественных сил". И так продолжалось вплоть до апреля 1845 г., когда миллериты впервые стали подвергать серьезному сомнению "еврейские басни", к чему их, по всей вероятности, подтолкнула деятельность Джозефа Бейтса, попытавшегося убедить лидеров движения в ценности Субботы.

Первые видения имели оттенок уверения, т. е. утверждали действительность окончания пророческого времени и происхождения таких событий, как коронация Иисуса Христа и начало Его служения во Святом-святых в качестве нашего Первосвященника. Последующие видения имели, если можно так выразиться, прикладной характер и призывали членов церкви не лелеять фанатических тенденций. С целью распространения этих откровений Елена предпринимала множественные поездки, укрепляя верующих и развенчивая ошибочные взгляды и идеи. В процессе этого служения она познакомилась с молодым адвентистским проповедником Джеймсом Уайтом.

Они работали вместе на протяжении нескольких месяцев и затем поженились летом 1846 г.

Мы отметили уже, что разочарованные миллериты разделились на три группы, которые, будучи поначалу независимыми, вскоре объединились, образовав ядро движения, целью которого являлась всемирная проповедь вечного Евангелия. Этими группами являлись: группа Хирама Эдсона, делившаяся со всеми своими открытиями о святилище; Джозеф Бейтс и его окружение, проповедовавшие святость седьмого дня - Субботы и, наконец - Елена и Джеймс Уайт и их друзья, признававшие Елену пророком Божьим. Если бы все миллеритское движение было последовательно в провозглашении истечения пророческого времени и приняло бы видения, данные им Богом для разрешения дилеммы, встретившейся на их пути, то, очевидно, гораздо больше людей (не только те 100000) стали бы проповедниками последней вести, посылаемой Богом миру.

Но вышло так, что Богу пришлось начать все с тех трех групп верующих, о которых мы только что говорили, для того, чтобы создать основу Адвентистского движения.

Когда Джеймс и Елена Уайт впервые встретились с Джозефом Бейтсом весной 1846 г., то они поначалу тщетно пытались убедить друг друга в правильности своей точки зрения. Джеймс и Елена приняли учение о Субботе только спустя некоторое время после своей женитьбы, прочитав брошюру о Субботе, автором которой и являлся Бейтс. Последний стал свидетелем видений, которые были даны Елене в ноябре 1846 г. и апреле 1847 г. Во время второго видения Елена видела Святое-святых и скрижали с Божьими заповедями. По ее словам, четвертая заповедь была окружена ореолом света. Это окончательно уничтожило то предвзятое отношение, которое Бейтс питал к пророчествам Елены, и он стал воспринимать ее как Божью пророчицу и "служительницу Господню", как она предпочитала себя называть. Джозеф стал одним из самых горячих ее сторонников и лидеров только зарождавшегося движения.