Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Реальная жизнь ВЫЗОВЫ, С КОТОРЫМИ ВСТРЕТИМСЯ В ЖИЗНИ
ВЫЗОВЫ, С КОТОРЫМИ ВСТРЕТИМСЯ В ЖИЗНИ PDF Печать Email

 

 

9.Распространение ложных слухов

10.Необходимо выслушать и другую сторону

11.Нежелание прощать

12.Любящим спорить

13.Чувство обиды

14.Медлительность

15.Сила слова

16.Предубеждение

17.Самообладание

 

9. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛОЖНЫХ СЛУХОВ

В величественных требованиях девятой заповеди Бог изложил Своему народу следующее: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и "не ходи переносчиком в народе твоем" (Исход. 20:16; Лев. 19:16).

Бог многое ненавидит, и среди семи грехов, которые являются "мерзостью душе Его", значится и "лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями" (Прит. 6:18. 19).

Распространять ложные слухи и сплетни из-за ненависти к людям,- грех. Этот грех может разрушить духовность не только отдельных людей, но целых общин и союзов общин. Он отравляет отношения между людьми и влияет на благоухание всей церкви. Распространяясь подобно огню в прериях в жаркий ветреный день,- эти слухи не щадят никого - ни людей с положением, ни с возрастом. Направленные преимущественно против конкретных личностей, они рождают подозрения, вызывают отчуждение между людьми. Даже если эти ложные слухи и содержат некоторую крупицу правды, все же большую их часть составляют вымыслы и обман,- вещи отнюдь не безобидны.

Одна коварная сплетня может свести на нет результат сотни добрых дел и ее последствия никогда нельзя полностью устранить, настолько стоек и живуч этот яд, перед которым бессильны тысячи здравых доказательств. Ложный слух может навсегда испортить репутацию невиновного человека. Желая оградить общество от этой коварной опасности, законодатели издают соответствующие законы относительно клеветы и поношения. [33] А теперь обратим внимание на то, как создаются ложные слухи и сплетни. Чтобы стать сплетником, не нужны ни мудрость, ни выдающиеся способности. Стоит только собраться вместе безответственным людям, любящим совать нос в чужие дела,- и вы уже имеете материал, чтобы распространять чад смертоносных полуистин, предположений и явной, неприкрытой лжи.

"Конечно, же,- шепчет возбужденный сплетник,- я не уверен, что это правда, но мне сказали, что такой-то... уходит в отставку, ибо он и его жена не ладят между собой". Какой простор для злых языков! Лихорадочно разыскиваются номера телефонов старых знакомых, надрывно звенят телефоны и пошлые догадки начинают ползти из дома в дом. Так наносится огромный ущерб авторитету, карьере и семейной репутации.

Нередко источником сплетни является какой-нибудь достоверный факт. Кто-то что-то увидел или услышал, расценил это как свежую новость и постарался приукрасить увиденное или услышанное причудливыми, порой фантастическими домыслами, чтобы усилить впечатление. Многократно пересказанные факты искажаются, обрастают различного рода нелепостями и непомерно разрастаются. Хуже всего, если тот или иной факт истолковывается в духе обвинения - именно таким путем возводятся сплетни на невинных людей.

Такая атмосфера - прекрасная возможность для переносчика слухов расширить свою адскую деятельность.

С показным религиозным рвением он защищает то, что считает нарушением религиозных принципов. Однако ядовитый язык сплетника не может скрыть своего истинного намерения,- он заинтересован не в защите принципов, его главная задача очернить чью-либо репутацию или характер.

Окрыленный успехом, собиратель ложных слухов становится высокомерным и самонадеянным. Внимание и аплодисменты от разделяющих с ним каннибальскую диету кружат ему голову. Упоенный самомнением, он заблуждается, полагая, что его игрушечная дудочка - тромбон славы и известности. Он воображает себя искоренителем ереси и защитником веры, понятной якобы немногим, в то время как его высказывания весьма опасны для всех здравомыслящих людей. [34] Почему возникают сплетни и ложные слухи? Существует много причин. Люди мечтающие стать выдающимися, стремящиеся изо всех сил попасть в историю, хватаются за любую возможность, чтобы достичь этого. И ничто не приносит им такого удовлетворения как обсуждение людей, занимающих высокое положение и вес,- неважно, что, предаваясь таким пересудам, приходится пренебрегать элементарными правилами приличия, уважением и справедливостью. Будучи не в состоянии выдвинуться благодаря своим качествам, они стараются похитить благополучие людей, которые достигли положения изнуряющим трудом.

Зависть и подозрительность тоже являются причинами возникновения сплетни. Бывают случаи, когда иному кажется, что он недостаточно быстро продвигается по службе, в то время как он мог бы занимать какое-нибудь положение, повыше по сравнению с другими. И вот, он старается убрать такого работника с пути, пользуясь любой возможностью, чтобы создать "Мардохею, сидящему у ворот" плохую репутацию.

Ложные слухи и сплетни часто возникают из-за того, что нам кажется, что с нами поступили несправедливо. Некоторые, давая волю своим необдуманным высказываниям, получают как бы эмоциональную разрядку. Это в какой-то степени дает почувствовать свою правоту. Будучи обиженными, мы часто неосознанно участвуем в распространении ложных слухов или сплетен, стремясь объяснить себе и другим, почему мы так чувствуем и поступаем. Таким образом мы оправдываем себя за счет других.

Не допускайте даже мысли, что действия насмешника вредят только его жертве. Далеко не так! Наговаривающий на других подрывает и собственную репутацию. Будучи сам ненадежным, он не доверяет другим. Он подозревает каждого, лишается радости истинной дружбы и всю свою жизнь питается шелухой человеческих недостатков. Какое жалкое прозябание, а не жизнь! Как христианин должен относиться к ложным слухам и наговорам? [35] Прежде всего, если вас несправедливо обвиняют и поносят, сосредоточьте все свое внимание на Боге. Пусть обвиняют вас в резких жестоких выражениях - сохраните молчание.

Не отвечайте в том же духе, ибо, так поступая, вы опускаетесь до уровня вашего обвинителя. А это - путь падения! Распространитель ложных слухов является просто средством в руках дьявола, чтобы отвлечь вас от работы и ослабить доверие к вашим сотрудникам.

Полностью погрузитесь в работу. Это лучший путь, чтобы не давать места дьяволу. Пусть раздается рыканье льва - не обращайте внимания, трудитесь! Не останавливайтесь, чтобы швырять камни в псов дьявола или преследовать тщедушных исполнителей его воли.

Совершайте то дело, которое Бог вам поручил, несмотря на шельмования и обвинения других. Не соединяйтесь с ними в их обвинениях. Пусть лжецы делают свою работу, а вы продолжайте заниматься своим делом. Не мешайте дьяволу и его помощникам совершать самое худшее, на что они способны и пусть ничто не отвлечет вас от вашей работы.

Бог не поручил нам оправдывать слабости нашего характера. Не поручал Он нам и бесполезной задачи - разоблачать ложные слухи, которые сатана и его ассистенты могут выдумывать и распространять. Если мы будем заниматься этим, у нас не будет времени для главного и мы будем трудиться не для Бога, а для себя.

Что бы другие ни говорили и делали нам, Божий совет следующий: "Удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей" (1Петр. 3,10). [36]

 

10. НЕОБХОДИМО ВЫСЛУШАТЬ И ДРУГУЮ СТОРОНУ

Человек может представить свое дело столь убедительно, что мы поверим: факты и справедливость на его стороне. Священное Писание признает это, но предупреждает: "Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его" (Прит. 18:17).

Всегда необходимо внимательно выслушать своего собеседника, все же никто из нас не должен быть столь наивным, чтобы верить, что проблема имеет только одну сторону. Лучше руководствоваться принципом: "Даже если дело кажется слишком ясным, у него есть вторая сторона, которой тоже нужно дать оценку, прежде чем сделать окончательный вывод. Это хороший совет для администраторов, пасторов, а также и для всех христиан. Особенно это надо помнить тем, кто старается найти и подвергнуть критике недостатки в жизни церкви.

Если не выслушать любую сторону, легко принять неверное решение или оценить дело пристрастно, с предупреждением, во вред другой стороне. Христианские правила взаимоотношений требуют - не выносить никаких решений и не подвергать осуждению или исключению ни одного человека, не выслушав его и не оценив ситуацию со всех сторон.

Почему? Человеку свойственна субъективность: когда человек излагает свое дело, он может как умышленно, так и неосознанно исказить его. Любое дело [37] он воспринимает в зависимости от личной точки зрения, но две точки зрения никогда полностью не совпадают. Один и тот же предмет, два человека видят и представляют по разному, поскольку у каждого свой неповторимый опыт. Пожалуй, никто не сможет изложить свое дело без изменений и дополнений, без приукрашивания или опущения фактов. Даже истину можно излагать без любви.

Священное Писание дает нам ясный совет: "Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешил: при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей, состоится дело" (Втор. 19:15).

Поэтому, даже ради блага жалующегося, мы должны настоять на выслушивании другой стороны. Это спасет жалобщика от грубых ошибок и убережет его от участи клеветника со скверным характером.

Судя других односторонне, необъективно, мы сами рискуем подвергнуться такому суду. Истинная христианская справедливость никогда не позволит осудить человека, пока тому не предоставится возможность высказаться в свою пользу. Относительно этого факта Е. Уайт говорит: "Господь Иисус требует, чтобы мы признавали права всякого человека. Необходимо иметь в виду как социальные, так и христианские права людей. Со всеми необходимо обходиться изысканно и вежливо, как с сыновьями и дочерями Божьими". (Служ. исцел. стр. 489).

Если мы не желаем ошибаться или нанести позор церкви Божьей, то ради нас и ради дела Христова мы должны выслушать и другую сторону.

Поэтому если кто-либо предлагает нам "вкусное блюдо" из сплетен и различных слухов, нам нет нужды бежать к ближайшему телефону и [38] спешить пересказывать все услышанное другим. Постарайтесь удержать свой пыл.

Вы выслушали только одну сторону. А есть еще и другая. Вы не имеете права повторять сказанное только одной стороной. И если вы даже выслушали обе стороны, самое лучшее для вас - сохранить молчание, чтобы вы со своей стороны не прибавили чего-либо и не положили начало новой сплетне. [39]

 

11. НЕЖЕЛАНИЕ ПРОЩАТЬ

"Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матф. 6:14-15).

Нежелание прощать - это едва уловимое проявление эгоизма. Люди часто в течение всей жизни носят чувство обиды, мало осознавая, что этим поощряют эгоизм. Они легко раздражаются, обижаются, негодуют, даже участвуя в церковной работе.

Дух непрощения и обиды с поразительной скоростью овладевают человеком, который считает, что с ним поступили несправедливо, что кто-то желает причинить ему вред и что ближние не оценили его по достоинству. И если ему при этом не достает сдержанности и терпения, то он легко начинает критиковать, становится настолько неблагодарным и несправедливым, что из его жизни исчезают спокойствие, уравновешенность и мир и его душой всецело овладевает месть. Апостол Иоанн говорит о таком состоянии: "А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме" (1Иоан. 2, 11).

Вынашивая в себе обиды и дух непрощения,- человек причиняет и себе вред. Дух непрощения не только разрушает умственное и физическое здоровье, но и разделяет людей друг с другом и с Богом [40]. Если в сердце поселится горечь - в виду проявления мнимой или действительной несправедливости,- она оказывает такое влияние на людей, что они прекращают молиться, читать Библию, вносить десятину и посещать собрания в субботний день.

Не желая прощать других, они сами лишаются прощения Божьего. Давая волю духу непрощения, люди лишают себя самого большого - общения с Богом - это - страшная цена.

"Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит"? (Иоан. 4:20).

Не вынашиваете ли вы обид и не лелеете ли духа непрощения против кого-либо? Чем вы можете оправдать перед Богом такую продолжительную месть? Конечно, вы утверждаете, что в этом виновны другие. Но не кажется ли вам благоразумным прежде, чем просить Бога о прощении грехов, удалить всякую неприязнь? Иначе вы будете продолжать защищать рожденные вам и ошибки и грехи. Примите также во внимание, как ваша семья и друзья прощают вам ваши ошибки и недостатки. Предположим, что они относятся к вам точно так же, как вы относитесь к тому, на кого изливаете весь свой гнев и раздражительность.

Кроме того, учтите, что ваша затаенная ненависть принесет несчастье и печаль не только тому, кого вы ненавидите, но и вашей собственной душе. Ум, наполненный желчной ненавистью против другого, отравляется тем же ядом. Невозможно отнять душевный мир у другого человека, не лишившись собственного душевного мира. Вы не можете повредить репутацию другого, не унизив при этом собственную репутацию. Вы не можете ненавидеть другого, не имея ненависти к самому себе. "Ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (Лук. 6:38).

В одном городе человек враждовал со своим соседом. Находясь во власти своих чувств, разгневанный человек построил высокий забор, закрыв своему соседу вид на озеро. Но, [41] сделав это, он закрыл от солнечного света и свой дом. Подобным образом, изливая свой гнев на других, люди помрачают собственные души. Солнечный свет Божьей любви наполнит нас, если мы вместе с Мартином Лютером скажем: "Моя душа слишком довольна, и мое сердце слишком просторно, чтобы в нем поместился враг любого человека", или вместе с Букером Т. Вашингтоном, который сказал: "Я решил не допустить себе совершать что-либо против любого человека... чтобы не деградировать свою душу, проявляя к нему ненависть".

Чувство ненависти весьма презренно, но как трудно порой от него избавиться! И если мы не сможем побороть его, оно лишит нас неба. Мы должны тщательно поискать и найти пути избавления от этого пагубного порока.

Давайте прежде всего искренне молиться о том, кого мы не любим. В таком случае мы будем иметь одно из двух: или мы перестанем молиться или освободимся от духа непрощения. Вы не можете одновременно делать и то и другое. Если вы будете настойчивыми в ваших молитвах о человеке, к которому питаете неприязнь,- дух непрощения удалится.

Однако, вы должны так искренне молиться о вашем враге, чтобы вы могли сделать ему добро, если вам тут же представится возможность. Только так молясь, вы сделаете все возможное, чтобы такой благоприятный случай наступил поскорее. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного (Матф. 5; 44-45).

Еще лучше - направьтесь к нелюбимому человеку и постарайтесь помолиться вместе с ним.

Не откладывайте этого дела. Сделайте это, каким бы неприятным оно ни казалось вам. Благословения, которые мы получим в опыте примирения, превзойдут всякий другой духовный опыт. "Не давайте ошибающимся ни малейшего повода для потери мужества. Не позволяйте фарисейской черствости господствовать над вами и причинять вред вашему брату. [42] Не позволяйте горькой насмешке возникнуть в уме или сердце. Не позволяйте насмешливому тону проявиться в вашем голосе... Дайте ему почувствовать пожатие сочувствующей руки и услышать шепот: "Давай помолимся". Бог желает дать богатое переживание вам обоим. Молитва соединяет нас друг с другом и с Богом (НУХ 250).

Когда вы беседуете и молитесь с человеком-братом, который доставил вам неприятности, прислушайтесь к следующему совету: "Мы не должны позволять себе раздражаться из-за каждой действительной или мнимой несправедливости, причиненной нам. Наше "я" - это враг, которого следует опасаться больше всего. Никакое другое зло не способно оказать такое гибельное влияние на характер человека, чем человеческий гнев, не находящийся под контролем Святого Духа. И с другой стороны, никакая другая одержанная нами победа не будет столь ценной, как победа над собственным "я".

Мы не должны допускать, чтобы наши чувства легко оскорблялись. Мы живем не для того, чтобы охранять свои чувства или репутацию, но чтобы спасать людей. Если мы интересуемся спасанием других, то мы обращаем меньше внимания на небольшие разногласия, которые так часто возникают в нашем общении друг с другом..." "Нам нет никакой необходимости вести учет всем нашим испытаниям и трудностям, скорбям и переживаниям. Все это записано в небесных книгах и Бог помнит об этом. Когда же мы сосредоточиваемся на неприятностях, в наших мыслях не остается места для многих приятных и полезных тем, для таких прежде всего, как милость нашего Бога, проявляющаяся над нами каждый момент и любовь, изумляющая ангелов, что ради нас Бог отдал на смерть Своего Сына" (Служ. исцел. 485-487).

В итоге следует сказать: когда вы находитесь в состоянии отчуждения или ссоры, не успокаивайтесь, пока полностью не простите друг друга. Прощайте не в высокомерном, снисходительном духе, но от всего сердца. Мерою вашего прощения должна быть воля Божья и Его прощающая милость. Только в таком случае Бог может простить вас. "Мы получаем прощение не потому, что мы прощаем, но как мы прощаем. Основание для всякого прощения находится в незаслуженной любви Божьей: нашим [43] отношением к другим мы показываем, сделали ли мы эту любовь нашей собственной" (НУХ. 251).

"Желаешь ли заблудшего спасти, Чтобы он вернулся снова к Богу? - Будь ангелом - хранителем в пути, Направь его на верную дорогу... С радостью пожми его за руку, И утешь приятными словами... Пусть исчезнет тягостная скука С сатаной и прочими грехами! Виновного ты строго не кори, А лишь с любовью чистой и сердечной Ты к разуму и сердцу говори, Чтобы направить к Богу, к жизни вечной! Вот с такою верой и любовью, Помня, что и мы - всего лишь люди, Что и мы омыты Его кровью, Будем снисходительны к людям! (Автор неизвестен.)

 

12. ЛЮБЯЩИМ СПОРИТЬ [44]

Нам всем приходилось встречать людей, любящих спорить.

Если даже нет никаких причин для спора, они все равно найдут о чем спорить.А если этот спор уже начался, вы, несомненно, увидите их главным участником спора. Библия очень метко характеризует таких людей: "Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору" (Прит. 26, 17).

Что представляет собой такой человек? Главная черта его - лезть не в свои дела.

Он вмешивается в "чужую ссору". Он присваивает права и авторитет, которые никто и никогда не давал ему. Для него любые вымыслы являются фактами. Он сначала говорит, а потом думает. Он всем стремится возражать. Его выражения грубы, но он бравирует своими непривлекательными манерами. Как правило, любитель поспорить не понимает, почему он неприятен окружающим, почему другие избегают находиться в его обществе. Но если бы он взглянул на себя со стороны, то сразу все понял бы, ведь его реакция на чужую ссору так напоминает пример из Притчей: "Хватает проходящего пса за уши".

Обычно спорщиком становится человек несостоявшийся, не способный выразить себя в чем-то другом. Это его метод - привлечь к себе внимание, чего он не может добиться каким-либо другим путем. Возможно, он стремится возбудить собеседника спором, [45] чтобы отвлечь его внимание от своих недостатков. Таких людей можно встретить среди рабочих и крестьян, среди служащих, в семьях и церквах.

Если вам удастся помочь им понять, почему они любят возбуждать спор, вы поможете им победить эту вредную наклонность.

Люди, стремящиеся к положению в обществе, могут использовать споры для достижения своих целей. Они преуспевают там, где неразбериха, хаос и полный беспорядок. Внушая подозрение к людям, имеющим власть и авторитет, они стремятся присвоить их положение и нередко достигают этого, скомпрометировав руководителей.

В церкви и сегодня все еще встречаются Кореи, Дафаны и Авироны. Несомненно, спор, поднятый с целью уничтожения порядка и авторитета, которые Сам Бог установил для церкви,- это спор против Самого Бога.

Люди, которые воюют в церкви и спорят в комитетах и деловых собраниях, поступили бы лучше, если бы употребляли свою пылкую энергию, чтобы сопротивляться дьяволу. В семьях и церквах споры происходят только потому, что в их среде есть любители поспорить. Но спор и борьба могут утихнуть, подобно тому, как огонь затухает, когда нет больше дров. Мы читаем: "Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает. Уголь - для жару и дрова - для огня; а человек сварливый - для разжжения ссоры" (Прит. 26:20. 31).

Люди разжигают ссору, когда они пренебрегают библейским правилом для разрешения своих противоречий. Чтобы начать спор, не требуется много ума, но чтобы его уладить, необходимы мудрость и терпение.

Некоторым спор заменяет благоразумие и логику. Легко оскорблять противника недостойными словами, когда не следует соответствующий ответ. Хулиган и задира может прибегнуть даже к физической силе, если кто-либо не согласен с ним. Но для христианина "честь... отстать от ссоры" (Прит. 20:3).

Всегда будут различные мнения. Столкновение [46] интересов неизбежно. Если жизнь будет представлять собой арену постоянных потасовок и споров, мы должны последовать совету нашего Господа в улаживании споров. Мы читаем: "Не допускай, чтобы твое чувство обиды превратилось в злобу.

Не позволяй, чтобы душевная рана разрасталась и, наконец, проявилась в ядовитых словах, оскверняющих мысли слушающих. Не позволяй, чтобы горькие мысли наполняли твой разум и разум твоего брата. Иди к твоему брату и с кротостью и искренностью поговори с ним на эту тему" (СЦ. 7. 261).

"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между и им одним; если же послушает тебя, то приобрел ты брата твоего" (Матф. 18:15).

 

13. ЧУВСТВО ОБИДЫ

Чувство обиды таит в себе громадную опустошающую энергию, которую можно было бы употребить более полезным образом. В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с массой таких сцен и ситуаций, которые могут раздражать нас, и если мы позволим им занимать наше сердце, то тут недалеко и до помешательства.

Любое, казалось бы невинное, слово, вполне благоразумное отношение при разрешении спорных вопросов, может вызвать у некоторых обиду. И какой бы серьезной или, наоборот, малозначительной ни была ситуация, мы часто воспринимаем ее на свой счет, и воспринимаем настолько эмоционально, что наша кровь насыщается адреналином, влияние которого на организм губительно.

Если чувства обиды, гнева и горечи будут гнездиться в нашем сердце, это скажется и на здоровье - мы будем страдать от усталости, умственного расстройства и различных болезней. Тот, кто причиняет обиды, вредит больше себе, чем обиженному.

Посмотрим на обиды с другой стороны. Пока мы будем находиться здесь на земле, в греховном состоянии, мы будем неизбежно сталкиваться с противоположными взглядами, влияниями и вызовами. У всех людей есть недостатки, и иногда они без всякого умысла бывают невежливыми, неблагодарными, грубыми, неблагоразумными, что, конечно же, неприятно. Если люди действительно чем-то нас обидели, или нам так показалось, почему бы нам не поступать так, чтобы это принесло и нам и окружающим не вред, а пользу? Если мы будем поступать так, мы будем и жить дольше. Один выдающийся врач исследовал жизнь многих людей, которые прожили до ста лет. Он думал, что обнаружит у них какие-то сходные привычки, способствующие долголетию, но, к своему удивлению, не нашел ничего общего, кроме одного - спокойного характера, который никогда не позволял им "быть в ударе". Такое эмоциональное равновесие в большой мере содействовало их долголетию.

Задолго до открытия этой истины, Бог сказал: "Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним" (Псал. 33:13-15).

Поэтому, вместо того, чтобы думать об обидах, быть мрачными и сердитыми, находясь в гневе и отчаянии, почему бы не последовать библейскому совету? Если вам нанесли обиду,- все равно, умышленно или неумышленно - прислушайтесь к следующему наставлению: "Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя" (Прит. 20:22).

Вот полезный совет на случай обиды: постарайтесь не отвечать в том же духе. По возможности, отойдите от обидчика, постарайтесь перевести разговор на веселый лад, и если он не прощает вас, простите вы ему. Постарайтесь как можно скорее обрести мир и покой. Писание говорит: "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Ефес. 4:27).

Если бы люди следовали этому совету, насколько счастливее были бы они. Безуспешнее всего трудится тот, кто отстаивает свои интересы в тех вопросах, которые разобщают людей и сеют отчуждение между ними.

Нам надлежит быть уступчивыми и уживчивыми, не жертвуя при этом принципами. Нам всем нужно научиться и прощать и просить прощения. [49] Некогда один мудрец писал: "Маленький вред как пришел, так и уйдет, большой вред может и пообедать с нами и даже поужинать, но никакой вред не должен оставаться с нами на всю жизнь. Почему я должен мучить и огорчать себя, если другой мучит меня"? С удрученным духом лучше всего поспешите к Господу в молитве. Возложите свое бремя на Него - и вы обретете святой покой. Вручите свое дело Тому, Кто "будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1Петр. 2:24). Поступайте так и вы не будете носить в себе обиды, а будете испытывать радость жизни и удовлетворенность (1Тим. 6:6).

14. МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Медлительность - это своего рода воровство.

Сколько же мы теряем времени из-за этой привычки, лишаем сами себя успеха и счастья. Взгляните: сколько работы вокруг - а мы так медлительны! И кто из нас не испытывал желания отложить какое-нибудь дело на завтра? Мы довольно часто говорим: "Я завтра выучу урок Субботней школы, приготовлю проповедь, завтра буду изучать Библию, напишу письма, посещу больного соседа, откликнусь на зов разочарованного члена церкви". Но, когда приходит "завтра",- все остается по-прежнему.

Искренний порыв, тщательное планирование и решения важны, но какой прок от них, если ничего не делается? Вы хотите, чтобы Субботняя школа процветала? Вы желаете, чтобы общество миссионеров-добровольцев было активным? Вы предлагаете организовать новую церковную школу или красиво отделать новое здание церкви? Вы желаете успешно провести подписку на "заочный библейский курс"? Позвольте: вы действительно всего этого хотите?..

Вы строите планы, но что вы предпринимаете, чтобы они осуществились? Вы слишком медлительны и потому ваши дела стоят на месте. Нет лучшего способа совершать какое-либо дело, чем немедленно начать его. Первый шаг в спортивных состязаниях так же важен, как и последний.

А потому - начинайте! И - продолжайте! Почему мы медлительны? То, что предстоит нам сделать, зачастую неприятно и трудно, а отсюда - мы медлим начинать. Ежедневно нам приходится [51] выполнять в церкви работу, требующую внимательного подхода и изучения, большой ответственности, умения по христиански разрешать недоразумения, или, если потребуется, сделать больше чем требуется от нас, или же убедить кого-то порвать с греховной привычкой.

Все это, разумеется, не легко сделать, и за что бы мы ни взялись, потребуются серьезные решения, твердая дисциплина надрывный труд.

Поэтому, чтобы успокоить нашу совесть, мы часто предаемся бесплодным рассуждениям, желая, чтобы какие-либо счастливые обстоятельства облегчили нашу задачу.

Жизнь ставит порой трудные задачи, которые сами собой не подвинуться ни на иоту, если за них не браться вплотную. Такие ценности как дружба, брак, карьера, труд, церковное членство, спасение, бесспорно, имеют свои проблемы. Каждое благословение достигается ценой огромных личных усилий. В конце концов, может случиться так, что мы можем остановиться в самом начале наших трудов и все наши благие планы и намерения останутся всего лишь мечтой.

Нас больше утомляет страх перед предстоящей работой, чем сама работа. Ожидание неприятности омрачает все вокруг, так что и общение и любая обязанность становится бременем. Медлительность - одна из немаловажных причин разладов в семье, в школе и церкви. Один из крупных американских промышленников имел девиз: "Завтра оканчивается сегодня".

Обязанность христианина заключается не только в том, чтобы выполнить возложенную на него работу, но и в том, чтобы сделать ее вовремя, нравится ли она ему или нет. Он руководствуется не побуждением, а принципом. Библия и Дух пророчества весьма ясно говорят о его обязанностях и способе их выполнения. Христианин не стремится возложить на других более трудную ношу. Для него своевременное выполнение своих обязанностей является делом совести и чести, свойством характера.

Всегда сохраняйте в своем сознании девиз: "Вчерашний день прошел; сегодняшний - пред нами; а завтрашний - может никогда не прийти!" [52]

 

15. СИЛА ЯЗЫКА

Речь является основным средством общения между людьми. Слово таит в себе великую силу к добру или злу. Словами можно ранить, а можно и исцелять. Они могут причинить вред, а могут и помочь. Это подтверждает Священное Писание: "Жизнь и смерть во власти языка" (Прит. 18:21). Обратим внимание на три условия, при которых это может произойти:

1. Бог заповедал, чтобы люди были верными в слове.

"Не лжесвидетельствуй" - в этом выражено все.

Лживый язык приносит великий вред как лжецу, так и его жертве. Достаточно солгать один раз - и взаимное доверие разрушено, и солгавшему не верят и тогда, когда он говорит правду.

Распространение худой молвы - это нарушение девятой заповеди. Переносить сплетни и наговоры - то же, что вонзить кинжал в спину человека.

Это коварное действие свидетельствует о недостатке христианского милосердия и здравого смысла.

Можно без особого труда заметить недостатки и слабости других. Мы - грешные люди, и всем нам свойственны - в большей или меньшей мере - одни и те же недостатки.

Поэтому Священное Писание рекомендует лучше молчать, чем обсуждать слабости других людей.

Мы читаем: "Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело" (Прит. 11:13). [53] Генри Ван Дейк предложил три способа избавления от сплетен и слухов: а) "Никогда не верьте никакой худой молве о ком-либо, пока вы полностью не удостоверитесь, что это истина.

б) Никогда не говорите, пока не убедитесь, что это абсолютно необходимо.

в) И помните, что Бог слышит все, что вы говорите".

2. Слова становятся подлинно ценными, если высказываются вовремя и благожелательно. И, с другой стороны, даже правдивые слова, высказанные в грубой форме или не вовремя, могут принести непоправимый вред. Нельзя забывать о деликатности и тактичности. Некоторые не обращают внимания на то, как и когда следует говорить истину, утверждая, что истина всегда остается истиной, но настоящий христианин прежде всего обращает внимание на личность, с которой имеет дело, а затем решает, как передать истину вовремя, самым подходящим образом. Священное Писание говорит об этом: "Как хорошо слово вовремя" (Прит. 15:23). И "кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость" (Прит. 15:1).

Человек, который бравирует своей грубостью, показывает, что он - невежлив и неуважителен к своим ближним.

А ведь как важны вежливость и уважительность в общении с людьми! Бесцеремонно оскорбляя чувство собственного достоинства своих собеседников, он и сам теряет уважение, а потом еще и удивляется, почему к нему так относятся. Никакие грубые слова не смогут заменить "слова, сказанного прилично". Грубая речь порождает только обиду и отчуждение.

3. Как правило, мы все склонны к многословию. Воспитанный же человек не многоречив. Те, кто говорят опрометчиво, не рассуждают о смысле сказанного, непременно попадают в неприятные истории. "При многословии не миновать греха, [54] но кто сдерживает свои уста, благоразумен",- добрый совет.

Сказанные слова мы не можем возвратить и не можем ничего сделать, чтобы их забыли другие. Красноречивый болтун кончит плохим, ибо рано или поздно неосторожные высказывания приведут к беде. Речь такого человека хорошо охарактеризована мудрым Соломоном: "Уста глупых изрыгают глупость" (Прит. 15:2).

Молчание часто лучше, чем глупая беседа, ибо "и глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным" (Прит. 17:28). Линкольну приписывают следующее изречение: "Лучше оставаться молчаливым и казаться глупым, чем высказываться, а затем устранять сомнения".

Что же мы изберем? Не принять ли нам обет молчания? Нет, в этом нет необходимости. Мы читаем, что "уста праведника - источник жизни". Но говорить надо так, чтобы это приносило нашим ближним радость, вселяло мужество и помогало в искушении. Язык можно использовать таким образом, беседуя о Боге, о Христе и провозглашая истину для настоящего времени.

Подумаем, сколько доброго можно было бы совершить в наших семьях, в церквах и обществе, если бы мы меньше говорили друг о друге и больше - о Боге! [55]

 

16. ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

Предубеждение - это поспешное, незрелое суждение, это мнение, сложившееся без надлежащих оснований и достаточного знания. Даже осведомленные люди могут страдать предубеждением, если будут толковать факты под влиянием чувств.

Кто из нас свободен от предубеждений? Давайте остановимся на минутку и порассуждаем. Как вы относитесь к следующим фактам? Верите ли вы, что белый цвет кожи - признак принадлежности к высшей расе? Что люди с маленькими, бегающими глазами - нечестны? Что прямой, пронзительный взгляд подчеркивает честность? Слышали ли вы, что люди со светлыми волосами имеют вспыльчивый, горячий характер? Что большой широкий лоб присущ только великому мыслителю? Что маленький, чуть-чуть выступающий подбородок говорит о слабой воле? Что полные люди всегда веселы и общительны, а худые - всегда угрюмы, мрачны и замкнуты? Что носящие очки в толстой оправе всегда оригинально и глубоко мыслящие люди? Что смиренный, поникший взор подчеркивает способность к учению и повиновению и отсутствию инициативы? Что изысканно одетый человек имеет здравое суждение? Что неряшливая одежда свидетельствует о небрежном, расплывчатом мышлении? Очень легко принять за достоверность какое-нибудь мнение, которое на самом деле является предубеждением. Строение и форма черепа, цвет кожи или волос, модель одежды еще ничего не говорят о характере и способностях.

Есть одно единственное, что решает будущую судьбу человека - его поведение. Это совершенно точный показатель его мышления, характера, [56] способностей и вполне надежное основание для оценки его, как христианина, перспективного служителя церкви, труженика, соседа или друга.

Все люди и все расы имеют свои и слабые и сильные стороны. Таков уж жребий человечества. Приписывать какой-либо расе превосходство - явное предубеждение. Христианин не должен забывать, что Бог "от одной крови произвел весь род человеческий".

Наше христианское свидетельство ничего не будет значить, если, руководствуясь предубеждениями, мы разделим людей на более и менее достойных любви. Бог возлюбил нас, когда мы были "еще грешниками", либо Он видел в нас возможных наследников спасения. Нам необходимо видеть этот промысел Божий и в других, независимо от расы, цвета кожи или убеждения.

Знаем ли мы, как Христос смотрит на нас? Мы читаем: "В каждом человеке Он видел безграничные возможности. Он видел людей такими, какими они могли бы стать, преображенные Его благодатью... Глядя на них с надеждой, Он и встречал их с доверием, Он внушал им доверие. Являя Собой настоящий идеал человека, Он пробуждал в них желание и веру. необходимые для достижения этого идеала. В Его присутствии отвергнутые и падшие люди понимали, что они такие же люди, как и прочие, и они страстно желали оправдать Его уважение к себе. В тех сердцах, в которых, казалось, умерло всякое стремление к святому, вновь пробуждались новые чувства и побуждения. И для многих отчаявшихся и потерявших надежду душ открывалась возможность жить новой жизнью. (Восп. 80 стр).

Если мы оцениваем наших близких ниже, чем их оценивает Христос, тогда мы презираем и унижаем их, а "кто презирает ближнего своего, тот грешник" (Прит. 14; 21). Конечно, окружающий мир никогда не будет свободным от предубеждений и социальных несправедливостей. Этот мрак покрыл все человечество. Выработка и принятие хороших законопроектов в области человеческих прав не исцелит всех язв общества. Лишь у подножия креста Христова можно понять, что мы - дети одного Отца и принадлежим великому братству людей. Только при таком понимании мы достигнем высокого идеала, который Христос выразил так: "Все же вы - братья". (Матф. 23:8). [57]

 

17. САМООБЛАДАНИЕ

Умение владеть собой - одно из самых ценных качеств человеческого характера.

Самообладание ценится больше, чем сила.

Оно дороже, чем унаследованные или приобретенные способности. Библия говорит: "Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города" (Прит. 16:32).

Человек, не имеющий определенных целей и поступающий под влиянием своих бурных чувств, в конце концов обнаружит, что обстоятельства складываются против него. Он может быть весьма талантливым, способным разрешать многие сложные проблемы, но в то же время походить на Наполеона, о котором Вальтер Скотт сказал следующее: "Чудесная личность, способная управлять целым миром, но не способная руководить своим собственным беспокойным умом".

Благодаря разительным достижениям науки, в распоряжении у людей оказалась великая сила. Так, раскрыв тайну атома, люди овладели такой огромной мощью и властью, что все человечество в страхе и ужасе. Люди страшатся не столько того, что эта сила выйдет из под контроля, сколько того, что она попадет в руки таких людей, которые не умеют владеть собой. Люди, наделенные большими способностями и силой , но не владеющие собой, могут уничтожить не только отдельные города, но и все население земли. И, конечно же, люди, не развившие в своем характере самообладания, могут нарушить покой и мир в семье, в школе и в церкви.

Церковь состоит из людей со своим сложным миром личных отношений. И не представляет собой трудности найти причину для обиды и [58] оставить церковь.

С одной стороны, это преимущество и право члена церкви; но с другой - это будет свидетельствовать о недостатке самообладания и неготовности занять и нести большую ответственность в жизни.

Здравый смысл подсказывает, что нельзя позволять себе быть слишком легкоуязвимым и ранимым, готовым впасть в любую крайность при виде действительной или мнимой несправедливости. Также неблагоразумно становиться в позу обиженного, если кто-либо поступает вопреки нашим желаниям, не согласен с нашим мнением и идет по неправильному пути.

Во всех подобных ситуациях проявить самообладание - значит не поддаться настроению, но поступить справедливо, в соответствии с правилами, регулирующими взаимоотношения в обществе, школе и церкви и согласно вечных принципов. Самообладание обеспечивает нам свободу действий в пределах закона; за пределы же его мы не должны выходить, но постоянно придерживаться вечных вечных принципов и полного согласия с общепринятыми порядками.

Если человек не склонен сам придерживаться дисциплины и порядка, как средства, предохраняющего от полного хаоса и развала, то он окажется в таких обстоятельствах, что будет подчиняться им. Только благодаря дисциплине можно достичь жизненных благ и потому блаженнее жить, подчиняясь дисциплине, чем попасть под ее безжалостные удары. Все тюрьмы мира наполнены преимущественно людьми, пренебрегающими выработкой силы самообладания. Огромные массы людей лишатся вечной жизни, не желая подчинится дисциплине, закону и порядку.

Такое важное качество характера, как самообладание не приобретается за деньги и не достигается силой; оно воспитывается благодаря принципу: "Уважай себя и других".

Невозможно достичь успеха на христианском пути без самообладания. Мы читаем: "Многие никогда не достигнут положения, которое могли бы занять, по одной причине: они ожидают, что Бог за них сделает то, что они, при помощи Божьей, могли бы сделать сами. Все полезное, каждая черта характера должна быть воспитана и отшлифована по строжайшим законам умственной и моральной дисциплины, и Бог поможет таковым, соединяя свою божественную силу с человеческими усилиями". [59]