Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Глава 5 PDF Печать Email

 

Обетованный род Авраама продолжился через его сына Исаака, а семя его образовало тот «великий и могущественный народ», который сохранял истинную веру среди языческих народов, поклонявшихся идолам. Потомки другого сына Авраама Измаила не поклонялись Богу (см. Быт. 25). «Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год», - сказал Бог (Быт. 17:21). Это был не деспотичный указ, а пророчество о предопределении, гарантировавшем Исааку отношения завета с Господом. Исааку надо было сделать свой выбор и начать сотрудничать с Богом, чтобы Господь исполнил «над Авраамом, что сказал о нем» (Быт. 18:19). Если завет суждено было заключить с Исааком, он также должен был повиноваться Богу, что Исаак и сделал. Вот почему Господь обновил для Исаака обетования, данные Аврааму.

Божье благословение не перешло автоматически к потомству Исаака. Не все дети Исаака стали частью Остатка. Его первые два сына, Исав и Иаков, были близнецами. «Два племени во чреве твоем», - сказал Господь Ревекке (Быт. 25:23). Один из них стал отцом языческого народа, другой - отцом Остатка. В чем же разница между сыновьями Исаака?

Исав родился первым, и ему принадлежало право первородства - те же особые преимущества и обетования, которые в свое время Авраам передал Исааку. Как и в случае с Ноем, Авраамом и Исааком, эти обетования имели характер завета. Однако Исав «за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12:16). Он сделал сознательный выбор не быть последователем Господа, несмотря на то, что имел уникальные духовные возможности.

Его брат Иаков высоко ценил обетования. Хотя он получил их обманом (см. Быт. 27), его поступки свидетельствовали о том, как сильно он благоговел перед обетованиями. Иаков покаялся, и дальнейшая жизнь свидетельствовала о его твердом намерении быть последователем Господа, несмотря на отрицательные последствия его обмана.

Исав, устав после охоты, отказался от духовных благословений ради удовлетворения своего аппетита. Иаков, напротив, всю ночь боролся с Господом, чтобы только не потерять их. «Не отпущу Тебя, - сказал он Господу, - пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). Вполне справедливо, что не Исав, а именно Иаков стал наследником обетовании. И неудивительно, что Исав ходил во тьме, а Иаков - во свете. В результате потомки Исава стали язычниками (см. Быт. 36:8), а потомки Иакова - Остатком.