Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Глава 15 PDF Печать Email


В начале Своего земного служения Иисус встал перед народом и заговорил об Иоанне Крестителе. Процитировав текст Св. Писания, который Он применил к Иоанну, Иисус сказал: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7:28).

Эти слова необычайно важны для понимания того, что означает «свидетельство Иисуса» (Откр. 12:17), то есть последний опознавательный знак Божьего Остатка последнего времени.

Почему?

Если до Христа не было пророков больше Иоанна, тогда пророк Амос, например, мог быть только меньше Иоанна или равен ему, но никак не больше. Иеремия, как пророк, был либо меньше, либо, в лучшем случае, равен Иоанну, но не больше него. Царь Давид также был или меньше, или, максимум, равен Иоанну, но никак не больше его. Даже Исайя и Моисей, какими бы великими они ни были, не могли быть больше Иоанна, потому что Сам Иисус сказал: «Нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя».

Хотя Иисус не указал причину величия Иоанна, вероятнее всего, она заключалась в том, что Иоанн был предтечей Самого Мессии. Никакому другому пророку не была оказана столь великая честь. По-видимому, особая святость Божественного призвания Иоанна также давала ему право на столь выдающееся положение среди пророков.

Какой бы ни была причина такого возвышенного положения Иоанна, между ним и другими пророками существует значительная разница; она никак не связана с его статусом, однако явно отличает пророческое призвание Иоанна от призвания других пророков.

В чем состоит эта разница?

Иоанн Креститель не написал ни одной книги Библии!

Слова Христа об Иоанне подтверждают две мысли: во-первых, вовсе необязательно писать библейские книги, чтобы быть пророком, а, во-вторых, вовсе необязательно писать библейские книги, чтобы быть великим пророком.

Библия повествует о нескольких вполне самостоятельных, признанных пророках, не написавших ни одной библейской книги. Когда Давид соблазнил жену Урии, а затем, желая оставить ее себе, приказал сделать так, чтобы Урия погиб в сражении, его обличил Нафан (пророк из 2 Цар. 7:2), сказавший: «Ты - тот человек» (2 Цар. 12:7). Однако Нафан не написал ни одной книги, вошедшей в библейский канон.

Илия пророк (см. 2 Пар. 21:12) встал перед израильским царем Ахавом и сказал: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). Здесь перед нами также предстает весьма авторитетный пророк, не написавший ни одного канонического произведения.

А как насчет пророка Гада (см. 1 Цар. 22:5), который помогал Давиду бежать от Саула, или пророка Ахии Силомлянина (см. 3 Цар. 11:29), пророчествовавшего о расколе еврейского государства, или пророка Самея (см. 2 Пар. 12:5), или пророка Адду (см. 2 Пар. 13:22), или пророка Одеда (см. 2 Пар. 15:8), или пророка Елисея (см. 4 Цар. 6:12)? Хотя некоторые из этих пророков написали свои книги, ни одна из них не стала частью Св. Писания.

Во дни судей еврейский народ был покорен ханаанским царем Иавином, он «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3). Когда пришло время избавления, к кому обратился народ за советом, утешением и руководством? К Деворе пророчице (см. ст. 4), которая наставляла Израиль и даже сама отправилась на поле сражения, чтобы ободрить войско. Девора не написала ни одной книги Библии, но в истории Израиля осталась женщиной-пророком!

После того как царь Иосия услышал «слова книги закона» (4 Цар. 22:11), он сказал: «Пойдите, вопросите Господа за меня, и за народ, и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас» (ст. 13). Исполняя повеление царя, его слуги отправились «к Олдаме пророчице» (ст. 14), которая сказала: «Так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, - все слова книги, которую читал царь Иудейский» (ст. 16).

Такое явление, как женщина-пророк, встречается не только в Ветхом, но и в Новом Завете. Когда родился Иисус, родители отнесли Его в Иерусалимский храм на посвящение. Среди прочих, присутствовавших на посвящении, была «Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова» (Лк. 2:36). Она вошла на территорию храма в тот момент, когда Симеон произносил пророчество о младенце Иисусе, обращаясь к Марии. Анна также пророчествовала: «Она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (ст. 38). Анна также не написала ни одной книги Библии.

Лука пишет о Филиппе благовестнике (см. Деян. 21:8), жившем в Кесарии, у которого «были четыре дочери девицы, пророчествующие» (см. ст. 9). Ни одно из их пророчеств также не вошло в канон.

Писание доказывает, что Господь использовал пророков, не внесших своего вклада в написание Библии, и некоторые из них были женщинами!

Пророчество - это феномен, зафиксированный как в Новом, так и в Ветхом Завете. Павел писал: «Посему и сказано: „восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам"... И Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:8,11-13).

Совершенно очевидно, что святым далеко до совершенства, что они пока не достигли «полного возраста Христова», а Церковь еще не пришла «в единство веры». Но дары как раз и даются для того, чтобы содействовать достижению этих идеалов. Могут ли они быть отняты у Церкви еще до того, как выполнили свое предназначение? В современной Церкви также имеются пасторы, учителя и даже апостолы (создающие новые церкви). Почему же тогда в ней не может быть пророков?

Павел также писал: «В Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:5-7). Павел хотел, чтобы Церковь, ожидающая пришествия Господа, не нуждалась ни в каком даровании, в том числе и в даре пророчества: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12:28).

Отвечая на вопрос о знамениях Второго пришествия, Иисус сказал Своим последователям, что в последние дни «многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24:11). Он не сказал: «Берегитесь всякого, кто выдает себя за пророка, потому что больше пророков не будет». Напротив, Его предостережение против лжепророков подразумевает наличие истинных пророков даже в конце мировой истории.

И наконец, описание Божьего Остатка последнего времени учит нас, что в последние дни также проявится дар пророчества: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).

Что такое «свидетельство Иисуса Христа»?

Богословы спорят по поводу того, означает ли «свидетельство Иисуса Христа» общее свидетельство христианской Церкви об Иисусе (свидетельство христиан) или же свидетельство, которое Сам Иисус передает через пророческий дар1. Однако параллельный текст помогает установить, что верным является второе значение: «свидетельство Иисуса» в данном случае - это свидетельство Самого Иисуса Христа: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я - сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10).

Таким образом, совершенно очевидно, что «свидетельство Иисусово» проявляется как духовный дар пророчества. Откр. 22:8,9 еще больше проясняет этот вопрос.

Откровение 19:10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; Но он сказал мне: смотри, не делай сего; я - сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.

Откровение 22:8 - 9 Я... пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я - сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

В обоих текстах Иоанн падает к ногам ангела, чтобы поклониться ему, и в обоих случаях ангел говорит, практически, одни и те же слова. Но есть одно существенное отличие. В Откр. 19:10 «братья» названы как «имеющие свидетельство Иисусово». В Откр. 22:9 «братья» - это просто «пророки». Данное сравнение показывает, что «свидетельство Иисусово», которое есть «дух пророчества», - это пророческий дар, данный пророкам. Пророки имеют «дух пророчества».

Во дни Иоанна иудеи понимали фразу «дух пророчества» или в общем смысле, то есть указывающую на Святой Дух, или более конкретно, как Дух, данный пророкам. Вот что пишет Дж. П. Шафер (J. P. Schafer) о древних иудейских сочинениях, появившихся после Библии: «Другими словами, термин «дух пророчества» указывает на совершенно определенную ситуацию: Святой Дух, посланный Богом, наделяет человека пророческим даром»2. Ф. Ф. Брюс (F. F. Bruce) пишет: «Выражение «дух пророчества» весьма употребительно в постбиблейском иудаизме. Например, оно используется в Таргумском парафразе и означает Духа Яхве, Который сходит на того или другого пророка»3.

Таким образом, «прочие от семени ее» (Откр. 12:17), то есть последний библейский Остаток, не только появляется в конце XVIII или начале XIX века и не только соблюдает все заповеди Божьи, включая четвертую, но и имеет «дух пророчества», пророческий дар. В нем должно проявляться пророчество, потому что «дух пророчества» - это один из трех главных опознавательных признаков Остатка.

В этом контексте уместно привести следующее высказывание из книги «Ранние произведения»: «Господь показал мне другие миры. Мне были даны крылья, и ангел сопровождал меня на пути от Святого города к некоему славному и сияющему месту. Там росла сочная, ярко-зеленая трава и дивно пели птицы. Там жили люди разного роста; все они были прекрасны, величественны и благородны. Они несли на себе образ Иисуса, их лица сияли святой радостью и выражали свободу и счастье, царившие на этой планете. Я спросила у одного из этих людей, почему они столь разительно отличаются от живущих на земле. Ответ был следующим: „Мы жили в строгом послушании заповедям Божьим и не пали из-за отступничества, как жители земли". Затем я увидела два дерева, одно из которых было очень похоже на древо жизни во Святом граде. На обоих деревьях росли красивые плоды, но от одного из них нельзя было есть... Затем я была восхищена на планету, имевшую семь лун, и там увидела доброго старого Еноха, переселенного с земли. В правой руке он носил чудесную пальмовую ветвь, на каждом листе которой было написано: „Победа". На голове его сиял ослепительный белый венец с листьями, и в середине каждого листа значилось: „Чистота". Вокруг венца были уложены камни разных цветов... Я спросила у старца, был ли он переселен с земли на эту планету. Енох ответил: „Нет, мой дом - Святой град, а здесь я просто в гостях". Енох так уверенно передвигался по этой планете, словно был у себя дома. Я попросила у сопровождавшего меня ангела разрешения остаться с Енохом, так как не хотела и думать о возвращении в наш темный и мрачный мир»4.

Что делать с этим высказыванием? Размышляя над словами женщины, написавшей их, мы можем предположить одно из двух: либо она была мошенницей, одержимой бесами, либо имела «дух пророчества». Либо она была одной из величайших обманщиц в истории христианства, либо одним из величайших пророков. Человек, утверждающий, что был в видении восхищен в иные миры и разговаривал с их жителями, - это либо лжец и безумный шарлатан, либо пророк, через которого Господь открыл новые горизонты света и истины, невиданные с апостольских времен.

Тот же принцип применим и ко Христу. Часть людей считают Его просто великим пророком. Но ни один пророк, каким бы великим он ни был, не мог бы сказать о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6) или: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Либо Он был безумным лжецом, либо в самом деле Путем, Истиной, Жизнью и Воскресением. Третьего не дано.

Елена Уайт ставит нас перед лицом такого же выбора. Ее труд не дает нам права на компромисс. Эту женщину не следует называть непогрешимой или совершенной, потому что она нуждалась в росте и исправлении. Не следует ставить ее сочинения на один уровень с Библией и утверждать, будто они являются высшим мерилом истины. И никто из нас не может отрицать, что некоторые люди, верящие в ее произведения, злоупотребляют ими. И тем не менее к какому выводу мы можем прийти, читая, например, подробное описание сна, который приснился жене Пилата, сделанное Е. Уайт?

«Она увидела, как Его судят в мирском судилище; она увидела Его руки, связанные, как у преступника; видела Ирода и его воинов, совершавших свое ужасное дело... Она видела крест, воздвигнутый на Голгофе; видела землю, окутанную мраком, и слышала таинственный возглас: „Совершилось!" И еще одна картина была явлена ей: она видела Христа на великом белом облаке, Землю, вращающуюся в космосе, и Его убийц, бегущих от лица Его»5. Такие подробности означают, что она либо описывала то, что ей было показано через Духа пророчества, либо была одной из самых великих обманщиц, подобных Джозефу Смиту, который утверждал, что магические очки помогли ему перевести золотые таблички и составить «Книгу Мормона». Кто открыл Елене Уайт, что Авраам был призван принести в жертву Исаака на горе Мориа? Откуда она узнала, что «дрожащим голосом Авраам открыл сыну Божественную волю»? Как она могла узнать, что Исаак «счел для себя честью принести свою жизнь в жертву Богу»? Какой дух побудил ее написать, что Исаак «с нежностью... старался облегчить скорбь отца, успокоить его, дрожащими руками привязывавшего сына к жертвеннику»?6 Получала ли она свои откровения от дьявола?

Откуда она узнала, что будет происходить на небе после воскресения святых?

«Когда искупленных приглашают войти в град Божий, воздух наполняется возгласами радости и восторга. Настал момент встречи двух Адамов. Сын Божий с распростертыми руками готов обнять родоначальника человечества, того, кого Он сотворил, кто согрешил против своего Создателя и за грехи которого на теле Спасителя появились знаки распятия. При виде жестоких ран от гвоздей Адам не бросается в объятия своего Господа, но в смирении падает к Его ногам, восклицая: „Достоин, достоин Агнец, Который был заклан!" Спаситель с нежностью поднимает его и настойчиво приглашает взглянуть на Едем - дом, из которого он был изгнан»7.

Что вдохновило ее написать такие удивительные подробности по поводу воскресения Христа?

«Могущественный ангел быстро спустился с небес. Вид его был как молния, и одежда его - бела как снег. Яркий свет, исходивший от него, рассеял перед ним тьму и вынудил злых ангелов, которые, ликуя, притязали на тело Иисусово, в ужасе бежать от его ослепительной славы. Один из ангелов, бывший свидетелем унижения Христа и наблюдавший за местом Его упокоения, присоединился к этому могучему ангелу, и они вместе подошли ко гробу. Когда они приблизились, земля сотряслась и задрожала, и произошло великое землетрясение... Когда свет, исходящий от ангелов, ярче солнца осветил все вокруг, римская стража замертво упала на землю. Один из ангелов обхватил большой камень, отвалил его от входа в гробницу и уселся на него. Другой вошел во гроб и снял пелены с головы Иисуса. Затем могущественный ангел воскликнул громовым голосом, заставившим содрогнуться землю: „Сын Божий, Отец Твой зовет Тебя! Выходи"»8.

Елена Уайт говорила, что ее сочинения несут на себе «или печать Божью, либо начертание сатаны»9. Из какого источника она черпала вдохновение, рождавшее при-* веденные выше высказывания?

Нет сомнения, что отдельные люди вырывали ее высказывания из контекста, чтобы доказать теории, с которыми она бы не согласилась. Нет сомнения, что люди, спорящие по самым разным вопросам - от природы Христа до медицинской пользы красного стручкового перца, - нагромождают цитаты из ее трудов, стараясь доказать свою точку зрения. Нет сомнения, что в некоторых случаях с помощью ее сочинений бичевали людей до тех пор, пока у последних не появлялось отвращение к ее трудам. Нет сомнений, что кое-кто до такой степени превозносит ее произведения, что вынуждает многих полностью отвергнуть их из-за ложных ожиданий и представлений о ее вдохновении. Нет сомнений, что некоторые члены Церкви основывают свое вероучение не на Библии, а на Елене Уайт. Нет сомнений, что кое для кого она является высшим авторитетом во всем. Нет сомнений, что ее сочинениями злоупотребляют и извращают их сотнями разных способов. Но ни одна из этих проблем не должна умалять ее дара! И в этом также нет сомнений.

1 См. Gerald Pfandl. «The Remnant Church and the Spirit of Prophecy», in Symposium on Reflation, ed. Frank Holbrook (Silver Spring, Md.: Biblical Research Institute, 1992), 2:303-322.

2 Цитируется в Symposium on Revelation, 6:317.

3 Там же, с. 318.

4 Е. Уайт. Ранние произведения, с. 39,40.

5 Е. Уайт. Желание веков, с. 732.

6 См. Е. Уайт. Патриархи и пророки, с. 152.

7 Е. Уайт. Великая борьба, с. 647.

8 Е. Уайт. Ранние произведения, с. 181,182.

9 Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 98.