Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Глава 20 PDF Печать Email

 

Любой человек, когда-либо имевший дело с адвентизмом, неизбежно должен был пройти через искушение сомнением в пророческой роли Церкви. Многие, особенно выросшие в нашей системе, видели грубое лицемерие людей, в обществе говорящих и делающих все, приемлемое в глазах адвентистов, а в темноте совершающих самые отвратительные грехи. Других отвращают банальности и догмы, повторяющиеся из года в год.

Сколько наших молодых людей были разочарованы, оскорблены в лучших чувствах и даже морально уничтожены так называемыми святошами, которые осуждали их, совершенно не вникая в их проблемы и внутренние переживания! Они судили молодых просто потому, что считали себя более святыми.

Сколько наших молодых людей Елену Уайт знают лучше, чем Иисуса Христа?

Сколько людей уже пресытились отсутствием преданности нашим доктринам и нормам?

А сколько людей знают правила, законы и нормы, но не Господа?

Сколько людей вынуждены были уйти из адвентизма в поисках любви, уверенности и благосклонного к себе отношения, которых они так жаждали, но не могли найти в Остатке? Несколько лет тому назад, посетив харизматическую церковь, я встретил молодую пару, мужа и жену, воспитанных в адвентистской Церкви и обучавшихся в адвентистских учебных заведениях. Тем не менее они ушли из Церкви. Брат мужа одно время был даже служителем в адвентистской Церкви. В самый разгар воодушевленного и эмоционального харизматического служения я спросил у них, почему они оставили адвентизм.

«Когда мы были в адвентистской Церкви, - ответил муж, - наш брак распадался. Здесь мы нашли ту любовь и помощь, в которой нуждались. Теперь в нашей семье все прекрасно».

Других, напротив, тревожит снижение духовного уровня, проникновение либеральной теологии в наши учебные заведения, отсутствие проповедей об истинах, отличающих адвентистов от остальных конфессий, и вторжение в наши учреждения светской философии и принципов мира. Увереннее в том, что наша Церковь стала Вавилоном, эти люди выходят из нее и примыкают к различным «верным остаткам», отколовшимся от основной организации. Или же они становятся «маргинальными» адвентистами, уклоняющимися от возвращения десятины, критикующими руководство Церкви, вносящими раскол в местные общины и серьезно сомневающимися в пророческой роли нашего вероисповедания и в том, что мы являемся Остатком.

Как реагировать на это? Может ли адвентистская Церковь перестать быть Остатком? Может ли с современным духовным Израилем произойти то, что случилось с буквальным Израилем после смерти Христа? Будет ли Лаодикия в конечном итоге извергнута из уст Христа и не создаст ли Он другое общество, которое станет неуклонно реализовывать поставленные Им цели?

Нет, потому что Лаодикия - это последняя Церковь! Третья глава Откровения заканчивается 22-м стихом, вестью к лаодикийским христианам. В ней нет 23-го стиха, описывающего другую общность. После Лаодикии больше ничего нет. Какими бы слепыми, несчастными и жалкими мы ни были, мы все же являемся последним Божьим обществом на земле, хоть в это достаточно трудно поверить!

Следует также отметить, что когда Господь вызвал христианскую Церковь из национального Израиля, Он дал ей отличительную весть: Иисус из Назарета - Спаситель мира. Эта весть была не только новым светом, но и истиной для настоящего времени, которую отверг еврейский народ. Вот почему Господу пришлось основать новую Церковь. Если бы народ в целом принял истину, Богу не надо было бы создавать новое тело. Но так как этого не произошло, Он вызвал евреев и язычников, готовых принять и проповедовать весть, отвергнутую еврейским народом в целом.

Во всех веках отличительным признаком корпоративного Божьего Остатка была не святость, а истина, истина для настоящего времени. Таким образом, каким бы порочным и духовно немощным ни был адвентизм, он по-прежнему имеет истину и весть для настоящего времени - Божественный призыв к мужчинам и женщинам во всем мире готовиться ко Второму пришествию Иисуса - последнему событию перед тысячелетним царством на небе. Нет никакой необходимости вызывать новую Церковь Остатка с новым светом или с еще одной вестью истины для настоящего времени. Новая Церковь, в таком случае, должна получить новую весть, но что может быть более насущной истиной для настоящего времени, чем весть о Втором пришествии?

Нет сомнения в том, что внутри адвентизма имеется отступление, как и в любой Церкви Божьего Остатка. Но Церковь с некоторым отступничеством в собственных рядах сильно отличается от Церкви, полностью пребывающей в отступлении. Адвентизм не находится сегодня в отступлении, даже если на данный момент в его рядах есть отступничество. Отступившая Церковь не опубликовала бы такую книгу, как «В начале было Слово... Основы вероучения христиан адвентистов седьмого дня». Она не издала бы серию из семи томов по книгам Даниила и Откровение, в которой утверждает основополагающее адвентистское вероучение. Церковь, распространяющая по всему миру истину об Иисусе, спасении, субботе, состоянии мертвых, Втором пришествии и святилище, не находится в отступлении. Отступившая Церковь не стала бы каждый день проповедовать эти великие истины тысячам людей почти в каждой стране мира. И отступившая Церковь не стала бы печатать и продавать каждый год сотни тысяч экземпляров таких книг, как «Великая борьба», «Желание веков», «Путь ко Христу», «Воспитание», «Служение исцеления» и «Патриархи и пророки».

В адвентистской Церкви есть свои Иуды, Ахавы и Иезавели. Возможно, их больше, чем думают многие наши члены. Кто может отрицать, что мы не те, какими должны быть? Возможно, мы даже хуже, чем нам кажется; в конце концов, в этом и состоит проблема Лаодикии. И насколько же печально видеть, что некоторые собратья не преподают наши истины с должным убеждением, ясностью и верой. Но даже сублимированная весть трех ангелов ближе к истине для настоящего времени, чем вести большинства других церквей. Какой бы плохой ни была наша Церковь, Господь по-прежнему использует ее, и только ее, чтобы возвестить миру эту особую весть. Не баптисты, харизматы, пресвитериане или члени Епископальной церкви первыми преподали нам вести трех ангелов из 14-й главы Откровения. Я узнал их только от адвентистов седьмого дня - единственного народа, у которого предстоит учиться и всем остальным! Елена Уайт говорит:

«Хотя в Церкви есть пороки, и они будут существовать до скончания века, Церковь в эти последние дни должна быть светом мира, оскверненного и деморализованного грехом. Церковь, со всеми ее слабостями и недостатками, нуждающаяся в обличении, предостережении и наставлении, является единственным обществом на земле, которому Христос уделяет наивысшее внимание»1.

Вместе с тем многие адвентисты обеспокоены современными веяниями, имеющими место в Церкви, и это вполне оправданно. Мы не только занижаем нравственные нормы, но и все реже проповедуем нашу отличительную весть. В наших церквах столь же мало шансов услышать проповедь о следственном суде, как и проповедь о Втором пришествии, победе над грехом или на любую другую тему, являющуюся составной частью истины для настоящего времени. В своем стремлении произносить хорошие «евангельские» проповеди отдельные служители так увлеклись оправданием по вере и уверенностью в спасении, что их Евангелие перестало быть хорошим и добрым, потому что истинное Евангелие - это нечто большее, чем только оправдание.

Вот почему многие члены тоскуют по добрым, старым дням, когда Церковь проповедовала «старую весть», не растворенную в таких понятиях, как оправдание верой, благодать и уверенность в спасении, и не загроможденную ими. Они тоскуют по тому времени, когда служители пламенно вещали с кафедр о начавшемся следственном суде и о том, что нам надо стремиться к абсолютной безгрешности и совершенству, если мы не хотим, чтобы наши имена были изглажены из книги жизни. В противном случае мы будем осуждены на вечную погибель в озере огненном, которая ожидает всех, воскресших во второе воскресение. С их точки зрения в лучшие дни Церкви в адвентистских кругах не допускались ювелирные украшения, рок-музыка или «негры».

В действительности же никаких «добрых, старых дней» не существовало. В адвентизме никогда не было исключительно чистых служителей, проповедующих чистую истину чистым святым. В 1888 году некоторые консервативные руководители отвергали могущественную весть оправдания по вере. Все наставления, предупреждения и обличения сестры Уайт по поводу светскости, теплого состояния, отступничества, фанатизма, расизма, безнравственности, прелюбодеяния, корыстолюбия, растления, неосвященных служителей, ложной ревности, законничества, сплетен, мастурбации, своенравных подростков, кражи десятины, избиения жен и детей, непокорности, отвержения свидетельств и других пороков, достаточно грязных, чтобы заставить покраснеть Голливуд, были написаны для Церкви Остатка ее времени, то есть в те самые «добрые, старые дни», когда наша Церковь якобы бескомпромиссно отстаивала истину. Как часто вестница Божья оплакивала Церковь в то время! Тем не менее Господь не отверг тогда Свое тело и не отвергнет его теперь.

Несмотря на это, в нашем вероисповедании сегодня усиливается движение за создание Церкви внутри Церкви или даже за отделение какой-то чаши от основной церковной организации. Отдельные фракции уже рукополагают собственных служителей и создают новые церкви. Если эти группы и Церковь Остатка не прекратят размолвки, произойдет раскол, и он станет трагедией для новоявленных движений, потому что эти люди поступают вопреки советам Духа пророчества. В расколе, если, конечно, он произойдет, будет также определенная доля иронии, поскольку одно из главных обвинений раскольников против Церкви состоит в том, что Церковь поступает против Духа пророчества, тогда как сами они в этом виновный. Разделение повредит также и всему вероисповеданию. А ведь эти люди могли бы своим личным вкладом поддержать и укрепить его!

Многие рассерженные адвентисты считают, что Церковь уже отступила, и что Господь вызовет из нее верный Остаток, как Он сделал это с ранней христианской Церковью. Члены более радикальных движений считают себя верным и истинным Остатком, который Господь в настоящее время выводит из церковной организации адвентистов седьмого дня. Кое-кто даже верит, будто организованная адвентистская Церковь в конечном итоге соединится с государством, чтобы гнать верных. Многие из тех, кто когда-то страшился самой мысли покинуть наше вероисповедание и присоединиться к другой группе, только что сделали это. За ними последуют и другие, несмотря на следующее предупреждение Елены Уайт:

«Может казаться, будто Церковь вот-вот упадет, но она не падает. Она остается, хотя грешники на Сионе будут просеяны, и мякина будет отделена от ценного зерна. Это ужасное испытание, но через него предстоит пройти»2.

Сепаратисты обходят эти слова с помощью собственного определения «Церкви». По их мнению, Церковь состоит только из верных Богу людей. «Становится популярным определение, согласно которому Церковь состоит только из верных душ. В связи с этим высказывается мысль, что видимая Церковь адвентистов седьмого дня, состоящая как из добрых, так и из злых членов, в действительности не является Божьей Церковью»3. Вместе с тем сама цитата из труда Елены Уайт доказывает, что «Церковь» не может состоять только из «верных душ», иначе, как могут быть тогда просеяны «грешники на Сионе»? Из самого высказывания следует, что Церковь имеет в своих рядах грешников, а не одни только верные души, и именно эти грешники, а не святые, просеиваются и уходят.

Елена Уайт никогда не намекала на то, что Господь вызовет новый народ по причине отступления основной Церкви. Она предупреждала, что отступление продержит нас на этой земле дольше, чем следует, но вестница Божья никогда не одобряла создание новых организаций и переход в них. Напротив, она предупреждала:

«Все истины, которые Он [Бог] дал на эти последние дни, необходимо проповедовать миру. Необходимо укреплять все установленные Им столпы. Мы не можем сейчас сойти с того основания, которое Бог установил, и вступать в новую организацию, потому что это будет означать отступление от истины»4.

«Слово Божье не одобряет тех, кто верит, будто весть третьего ангела призывает их выйти из Церкви или отделиться от нее. Вы можете всегда быть уверены в одном: только неосвященные люди могут поощрять к отделению и расколу»5.

Теория, согласно которой Господь вызовет новое движение, имеет еще один существенный недостаток. Когда закончится этот процесс вызова верных остатков? Если из недр адвентизма должно выйти новое движение, то через какое-то время и это новое движение, в свою очередь, впадет в те же грехи, в которых его основатели сейчас обвиняют руководителей нашего вероисповедания! По прошествии нескольких лет часть членов нового движения увидят, что оно уже находится в отступлении, и решат создать новое движение, а через год-два члены третьего движения убедятся, что они призваны начать четвертое?

Раньше или позже, Господу придется создать Свое последнее объединенное общество на земле, и в Книге Откровение, в третьей главе показано, кто будет последним. Это общество называется «Лаодикия».

1 Е. Уайт. Свидетельства для служителей, с. 49.

2 Е. Уайт. Избранные вести, кн. 2, с. 380.

3 Ту Gibson and James Rafferty. Trials and Triumph of the Remnant Church (Malo, Wash.: Light Bearers, 1992), 17,18.

4 Е. Уайт. Избранные вести, кн. 2, с. 390.

5 Там же, кн 3, с. 21.

Глава 21

В эпоху патриархов Остаток состоял всего из одной семьи (не всегда) верных Господу людей. Остаток был не официальной организацией, а семьей, принявшей решение вступить с Богом во взаимоотношения завета. С тех самых пор у Господа на земле было общество Остатка, «официальный», видимый народ, которому Он открывал наибольший свет о Себе и Своих конкретных истинах на данное время. Вместе с тем у Господа был также Свой духовный народ, Остаток внутри Остатка. Он состоял из тех членов общества Остатка, которые фактически были спасены конкретной истиной. Между этими двумя Остатками существует большая разница.

Этот контраст хорошо заметен в вести к Фиатирской церкви - одной из семи Божьих церквей. Хотя Господь осуждает Фиатиру за отступление, Он говорит, что внутри нее есть верный Остаток:

«Вам же и прочим [«Прочие» - это то же слово, которым обозначен Остаток в Откр. 12:17], находящимся в Фиатире, которые не держат сего [ложного] учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду» (Откр. 2:24, 25).

В Фиатире Господь отличал верных христиан от большинства неверных. Подобное положение в Остатке существовало, практически, со времен Синая. Членство в обществе Остатка гарантирует спасение не больше, чем членство в клубе здоровья гарантирует хорошее здоровье. Древний Израиль был обществом Божьего Остатка на протяжении более тысячи лет, но не каждый израильтянин спасался. Не каждый член Фиатирской церкви был спасенным. Но может быть в адвентизме дело обстоит иначе?

Конечно, нет. Многие адвентисты даже не знают, что есть истина; они тем более не могут быть спасены ею. Если многие адвентисты еле-еле плетутся за Христом сейчас, то что они будут делать, когда на них обрушится гнев зверя и его образа? «Если ты с пешими бежал и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» (Иер. 12:5). Когда грянет беда, люди начнут так быстро уходить из Церкви, что там, где когда-то были адвентисты седьмого дня, не останется ничего, кроме клубов пыли. «Как только приблизится буря, многие, уверовавшие в трехангельскую весть, но не освятившиеся через послушание истине, откажутся от своих взглядов и пополнят ряды ее врагов»1.

«Вскоре дети Божьи будут подвержены огненным испытаниям, и значительная часть тех, кто сегодня выглядит истинным и верным, окажется низкопробным металлом. Вместо того, чтобы укрепиться и утвердиться под натиском противодействия, угроз и злословия, они трусливо встанут на сторону притеснителей»2.

«Не далеко то время, когда каждая душа будет испытана. Нам станут навязывать начертание зверя. Те, кто шаг за шагом уступал требованиям мира и сообразовывался с мирскими обычаями, предпочтут покориться новой власти, чтобы не подвергать себя насмешкам, оскорблениям, угрозам тюремного заключения и не рисковать жизнью. Борьба будет вестись между заповедями Божьими и заповедями человеческими. В это время золото в Церкви будет отделено от примесей и шлака»3.

«Произойдет основательное встряхивание сита. Мякина должна отделиться от чистого пшеничного зерна. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Именно в это время самыми крепкими останутся все искренние и верные. От нас отделятся не дорожившие светом и не ходившие в нем»4.

Приведенные цитаты, а также и та, в которой говорится о просеивании грешников на Сионе, учат нас трем вещам:

• Внутри Церкви Остатка верные будут отделены от неверных.

• Это разделение произойдет в связи с навязыванием начертания зверя и гонениями последних дней.

• Неверные уйдут из Церкви и примкнут к ее противникам.

Последняя мысль очень важна. Некоторые критики Церкви приводят в качестве примера тот факт, что Господь вызвал реформаторов-протестантов из Рима, а раннюю Церковь из Израиля. Они утверждают, что точно так же Господь вызовет верный народ из адвентизма, когда Церковь станет гнать и преследовать их. Достаточно интересно отметить, что «Лаодикия» означает «судимый народ», и мысль об Остатке в Св. Писании часто высказывается в контексте суда. Но если Лаодикия - это последняя Церковь, как учит Библия, если мякина будет отделена от пшеницы в Церкви, как учит Библия и Дух пророчества, и если грешники на Сионе будут «просеяны», о чем ясно пишет Елена Уайт, то разделение произойдет лишь после того, как неверные выйдут из Церкви. А как может быть иначе? Разделение не будет следствием того, что группа верных выйдет из отступившей Церкви.

Помните: это разделение произойдет во время гонений последних дней, но не раньше. Хотя Церковь проходила через потрясение и просеивание со дней Елены Уайт, настоящая проверка верности Иисусу начнется тогда, когда Церкви начнут навязывать начертание зверя в конце истории мира, накануне возвращения Христа. Иисус сказал, что пшеница и плевелы будут расти вместе «до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13:30). В это время не только в адвентизме, но и во всех других религиозных обществах пшеница отделится от плевел. Разница будет только в том, что пшеница из других церквей присоединится к тем, кто уже соблюдает заповеди Божьи и имеет свидетельство Иисуса Христа (см. Откр. 12:17), тогда как неверные внутри адвентизма «откажутся от своих взглядов и пополнят ряды ее [истины] врагов».

Нет сомнения в том, что внутри нас произойдет разделение. Сегодня существует слишком много греха, холодности, эгоизма и зла, чтобы Господь мог ввести в Свое Царство все общество Остатка в том виде, в котором оно сейчас находится. И кто знает, будет ли вообще в конце истории мира существовать объединенная, организованная Церковь под названием «адвентисты седьмого дня»? В конце концов, верные или будут сидеть в тюрьмах, или их убьют, или они вынуждены будут скрываться. Очень маловероятно, что в таких условиях наша организация сохранится в своем нынешнем виде.

Как было бы хорошо, если бы до этого времени шлаки переплавились в золото с помощью какой-нибудь духовной алхимии, а плевелы стали пшеницей посредством какого-нибудь перекрестного опыления! К сожалению, для большинства это произойдет совсем иначе. Перед лицом гонений «многие, уверовавшие в трехангельскую весть, но не освятившиеся через послушание истине», не только уйдут от нас, но и станут нашими противниками.

В чем разница между двумя группами? Если ушедшие не освятились через послушание истине, то оставшиеся должны освятиться. Это не просто люди, знающие истину, но и живущие по ней. Они не просто знают об Иисусе, но и знают Его лично. Они любят Господа, поддерживают с Ним личные взаимоотношения и хотят, чтобы Христос «изобразился» в них (см. Гал. 4:19). Они являются современными продолжателями славной традиции тех членов Церкви Остатка, которые во все века оставались верными Господу, даже если подавляющее большинство их собратьев отступало от правды. Они и составляют Остаток внутри Остатка.

«Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается... Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного» (Соф. 3:1, 2, 12, 13).

«В то время как многие верующие делами отрекутся от своей веры, Остаток останется верным до конца»5.

Как во времена Илии Господь сохранил «семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18), так и в современном духовном Израиле Господь имеет Своих верных людей. Но как Илия в то время не знал, кто эти люди, так и мы сегодня их не знаем. Кто может знать, что на сердце у человека? Кто может понять глубочайшую, духовную борьбу каждой души? Кто знает, какие страдания и обиды перенесла эта душа в раннем детстве, когда была наиболее податливой и восприимчивой? Кто может видеть все хитросплетения человеческих генов? Вот почему нам велено не судить. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2). Как часто мы сами бываем виновны именно в том, что так быстро и жестко готовы осуждать в других! «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1).

Когда Иисус жил во плоти, Он больше времени служил грешникам в Церкви, нежели осуждал их. Не следует ли и нам поступать так же? Тем не менее сегодня более модно критиковать Церковь, нежели молиться о ней. Интереснее сплетничать о грехах святых, но никак не хочется жертвовать своим временем и силами ради их исправления. Легче быть «клеветник[ом] братии наших» (Откр. 12:10), чем скорбеть и воздыхать о всех мерзостях (см. Иез. 9:4), совершаемых на земле.

Нет сомнений в том, что Церковь не такова, какой должна быть. Она никогда не соответствовала идеалу: ни сейчас, ни сто лет назад, ни две тысячи пятьсот лет тому назад. Поэтому люди, считающие своим призванием придираться к Церкви, никогда не останутся без работы, ибо грязи хватает повсюду.

Не останутся без работы и люди, считающие своим призванием быть похожими на Иисуса. В Церкви так много незаслуженно обиженных и страдающих святых, что найдется работа для всех, кто хочет служить им подобно Иисусу. Как часто мы хотим сказать для Иисуса такую сильную проповедь, которая приведет в трепет все собрание, или преподать урок субботней школы таким образом, чтобы привлечь в свой класс большое число людей, или пожертвовать большую денежную сумму на миссионерские цели! В то же самое время вокруг нас, не только в обществе, но и в Церкви, есть люди, так же отчаянно нуждающиеся в нашем служении, как и те, кому Христос помогал в Церкви Остатка две тысячи лет тому назад. Наши слова, наша доброта, наша самоотверженная любовь к собратьям в церкви, помогут этим заблуждающимся, духовно ослабевшим душам твердо встать на сторону Иисуса во время решающего испытания. Критика, осуждение и сплетни, вне всякого сомнения, подтолкнут их в лагерь врага и перетащат туда нас самих.

Нет сомнения в том, что грядет страшное и болезненное потрясение Церкви Остатка. Пшеница будет отделена от плевел. Но этот процесс осуществляет Господь, а не мы с вами. Наше дело - любить Иисуса и тех, за кого Он умер, как внутри Церкви, так и вне ее, помогать им и себе готовиться к великому дню Господнему, когда Он сохранит Остаток внутри Остатка.

«Ибо наступает день Господень, ибо он близок - день тьмы и мрака, день облачный и туманный... И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2:1,2,32).

1 Е. Уайт. Великая борьба, с. 608.

2 Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 136.

3 Там же, с. 81.

4 Letter 46,1887, 6.

5 Adventist Review, 1912, September 26.