Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
От автора PDF Печать Email

 

Находясь в саду, гораздо приятнее наслаждаться ароматом и красотой цветов, чем стряхивать с растений гусениц. Мало кто захочет обсуждать это неприятное занятие, а уж тем более выполнять подобную процедуру. Да и зачем об этом вспоминать, когда можно поговорить о цветах? И тем не менее, если мы не избавимся от гусениц, цветами нам придется любоваться недолго.

Этот простой пример объясняет причину создания данной книги. Она написана с целью опровергнуть лжеучение и тем самым содействовать тому, чтобы цветы истины продолжали цвести и дарить людям свой небесный аромат.

Быть может, какой-нибудь благочестивый человек скажет, что приведенная иллюстрация не совсем удачна. Неприятно думать, что в Божьем саду прячутся враги. По крайней мере, можно решить, что Бог Сам позаботится о Своем достоянии и что, глубоко укоренившись в почве вечной истины, Господни растения способны отразить любые нападки. Именно поэтому мы все время можем наслаждаться цветами, приглашая путников войти в небесный сад и радоваться вместе с нами.

Тревожная история христианской Церкви свидетельствует о том, что такая мысль неверна. Даже в самый ранний период существования христианства, когда Божественное присутствие чувствовалось сильнее всего, апостолы ощущали необходимость противостоять опасностям, угрожавшим чистоте вероучения. Иоанн, чьи сочинения дышат любовью, в своих посланиях предостерегал от сформировавшейся в ту пору опасной ереси докетизма, согласно которой Христос был всего лишь призраком (см. 1 Ин. 1:1-3; 4:2,3). Кроме того, он предостерегал и от идеи, утверждавшей, что христианин выше греха, и от такой же еретической мысли, согласно которой нам якобы не следует исполнять Божьи заповеди. Иоанн говорил, что человек, отстаивающий подобную точку зрения, "лжец, и нет в нем истины" (1 Ин. 2:4). Он довольно подробно обсуждает этот вопрос, чтобы доказать, почему именно ложны такие учения.

Обращаясь к Коринфской церкви, Павел говорил: "Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1 Кор. 2:2). Быть может, кто-то захочет воспользоваться этой отдельной фразой в попытке доказать, что служитель Евангелия не должен обращать никакого внимания на различные лжеучения и возражения. Сколь неоправданным может быть вывод, если он делается на основании отрывка, вырванного из контекста!

Как правило, послания Павла представляют собой строго обоснованное изложение истины, предполагающее как негативный аспект, так и позитивный. Да, он исповедовал Христа распятого, но в то же время понимал, что, если не изложить и не опровергнуть гибельную ересь иудейского законничества, проповедь о Христе может оказаться бесплодной. Вот почему в своих посланиях он так часто и подробно касается этого вопроса. В то же время нельзя утверждать, что он излагал и опровергал только это доктринальное заблуждение. Вспомним хотя бы его пространный и воинствующий аргумент против лжеучения, согласно которому "нет воскресения мертвых" (1 Кор. 15:12). Читая его труды, нельзя не воскликнуть: "Если Павел не был защитником Бога, то скажите, кем он был в таком случае!"

В то же время этот великий апостол не ограничивался только собственной воинствующей позицией. Он призывал и других поступать так же. Тимофею он писал: "Подвизайся добрым подвигом веры", "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня" (1 Тим. 6:12; 2 Тим. 1:13). Обращаясь к пресвитерам Ефесской церкви, он предупреждал, что к ним "войдут" "лютые волки, не щадящие стада", и

что из них самих "восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою". Затем он тотчас добавляет: "Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:29-31). Если вы "предостерегаете", то вы предостерегаете от кого-нибудь или чего-нибудь, а это с неизбежностью предполагает определенное негативное действие, которое, однако, оправдывается своими результатами, защищая верующих от лжеучения.

Иуда писал: "Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд. 3). Все его краткое послание разоблачает "некоторых людей" - они "вкрались", и теперь извращают нравы и "отвергаются" основополагающего христианского учения.

Петр предостерегал Церковь от лжеучителей, "которые введут пагубные ереси" (2 Петр. 2:1). Затем почти все свое послание он посвящает рассмотрению и опровержению этих ересей.

Суждения этих решительных, воинствующих людей Божьих, по-видимому, не подтверждают ту идею, согласно которой нам надо лишь наслаждаться цветами, поскольку выносливые растения истины якобы не нуждаются ни в какой защите со стороны Божьих земледельцев.

Во времена Реформации ее подвижникам приходилось не просто возвещать несомненную истину оправдания по вере. Они были вынуждены противостоять сильным и показным аргументам наиболее изощренных сторонников Рима.

В начале 40-х годов XIX века, когда началось адвентистское пробуждение, Вильям Миллер и его единомышленники не имели возможности возвещать одну лишь славную и ясную истину о скором пришествии Христа. Им приходилось тратить время и на то, чтобы опровергать с виду вполне правдоподобные доводы популярных служителей, которые, в частности, пытались с помощью Писания доказать, что пришествию Христа будет предшествовать обращение в христианскую веру всего мира. Литература движения, начавшегося в 1844 году, полна сильных и убедительных аргументов, сформулированных адвентистскими руководителями, которые, разоблачив лжеучение, превозносили истину.

Вскоре после того, как зародилось движение адвентистов седьмого дня, стали публиковаться специальные трактаты, брошюры и книги, где разъяснялись ошибки тех, кто утверждал, что в Писании говорится о соблюдении воскресенья, что человек обладает бессмертной душой, что Закон Божий упразднен, и распространял другие лжеучения.

Все это было необходимо. Изложение любой системы взглядов или учения, будь оно религиозным или каким-либо еще, происходит в два этапа: доказательства в пользу этого учения и опровержение доводов тех, кто стремится доказать обоснованность противоположного убеждения.

Времена воинствующей защиты веры и опровержения лжеучений почти всегда сменялись более спокойными днями. Постепенно религиозное движение, родившееся в борьбе и противостоянии, крепнет, и тогда возникает соблазн не слишком заострять внимание на тех особых истинах, которые это движение породили. Именно такая позиция привела к тому, что раннее христианство слилось с язычеством, а различные протестантские церкви в конечном счете утратили свою самобытность. Для того, кто ведет битву на духовном поле, мир так же притягателен, как и для обычного солдата. Духовный воитель совершает ошибку, полагая, что в этом мире, порабощенном злом, он когда-то сможет заключить достойный мир, который избавит Царство Божье от всех нападок в будущем. В этой войне не будет никакой передышки, пока Бог не скажет: "Совершилось".

Я прекрасно понимаю, что современная религиозная ситуация не поощряет нашего стремления подчеркивать характерные вероучительные положения, и уж совсем нежелательно, чтобы мы за них боролись. Считается, что такое поведение выдает отсутствие хорошего вкуса. Оно препятствует долгожданному объединению всех церквей. Конечно, если эти церкви больше всего хотят объединиться, им не следует акцентировать свои богословские разногласия, но если какая-нибудь церковь стремится сохранить свое лицо и оправдать свое обособленное существование, она должна быть готова к тому, чтобы логически обосновать свою надежду и отстаиваемые доктрины, а это с необходимостью предполагает опровержение тех нападок, с помощью которых противники стремятся подорвать ее надежду и оспорить ее принципы.

У адвентистского движения есть одна характерная черта, более других отличающая его от всех остальных движений: твердая вера, что адвентизм возник по воле Господа, пожелавшего, чтобы это самобытное учение призывало всех людей объединиться и с готовностью встретить наступление Божьего дня. Если мы искренне в это верим, нам надо быть готовыми к противостоянию, о котором в пророчестве сказано, что по мере приближения конца оно будет становиться все более активным и ожесточенным. Никогда не следует забывать, что мы возвестили о своем стремлении завершить великую протестантскую Реформацию XVI века. Самим своим названием она обязана воинствующему протесту против лжеучений. Хотя в то же время протестантизм отстаивает немало абсолютных истин. Если мы забываем выступать против всего, что противоположно истине, мы не оправдываем великого имени протестанта.

Будучи членами адвентистского движения, мы должны постоянно помнить о том, сколь опасен мир, достигнутый ценою компромисса, а именно это и происходит сегодня почти со всеми протестантскими церквами. В начале XX века очень многие христианские служители по-прежнему твердо верили в исторические учения христианства (начиная с учения о Творении), однако сформировалась активная, по-своему убедительная, группа хорошо образованных священников, которые начали высказываться в пользу эволюционного развития и связанных с ним рационалистических идей. Было очевидно, что их теории противостоят давно сложившимся учениям христианства. Как они пытались прорвать вероучительную оборону? Просто преуменьшая значимость вероучения и утверждая, что христианство - это, по сути дела, религия духа, прекрасное дружеское общение с Богом как Отцом и со всеми людьми как братьями, а все остальное просто несущественно. Если, например, наука делает какие-то великие открытия, то нам надо приспособить к ним свои вероучительные принципы или, иначе говоря, просто от них отказаться.

Именно это и произошло во многих церквах. По сути дела, какое-то время шла ожесточенная война, которая в 20-х годах XX столетия достигла своего апогея. После этого большинство церковных руководителей, отстаивавших ортодоксальные принципы, постепенно начали сдавать свои позиции под воздействием довольно популярной идеи о том, что мир и гармония важнее любой доктрины, их воля к борьбе стала ослабевать. Поэтому и сегодня почти все проповедники говорят о любви к Богу, о жизни в согласии с определенными идеалами, о правильном мировоззрении, братстве всех людей и тому подобном. Теперь в модернистских церквах редко услышишь о великих библейских истинах, касающихся творения, греха, спасения, а также о других основополагающих доктринах, которые всегда составляли фундамент христианства.

В тот день, когда адвентисты перестанут заострять внимание на своем вероучении, мы утратим право на существование. Нам надо излагать конкретное учение о Втором пришествии, ибо в этом состоит наша цель и задача. Нам надо проповедовать конкретное учение о Творении, потому что в противном случае мы лишим основы наше учение о субботе. Нам надо проповедовать ясное учение о

грехе и спасении, потому что иначе окажется бессмысленным наше учение о святилище. Нам надо проповедовать конкретное учение о природе человека, потому что в противном случае мы лишим всякого смысла нашу проповедь о том, что воскресение и жизнь возможны только во Христе, а также наше предостережение о последних заблуждениях спиритизма. Перечень можно продолжить. Если когда-то и существовало движение, основанное на четких убеждениях, связанных между собой, как стропила здания, то это движение адвентизма. Преуменьшая значение этих убеждений, мы можем только разрушить все здание. С другой стороны, заостряя на них внимание, мы должны быть готовыми к тому, что столкнемся с сопротивлением и прямо противоположными взглядами.

Но, быть может, найдется человек, который недоверчиво спросит: разве, сталкиваясь с противниками истины, нам не надо следовать примеру Неемии? Неемия, как известно, сказал: "Я занят большим делом, не могу сойти" (Неем. 6:3). Я целиком и полностью солидарен с этими словами, но все дело в том, что можно очень легко впасть в ненужную полемику. Конечно, нам всегда надо возводить иерусалимские стены, вместо того чтобы, спустившись в долину, вести разговоры с Санаваллатом и Товией.

Однако если дело касается врагов Господа, то из всех Божьих людей во всей Библии Неемия меньше всего подходит для того, чтобы ссылаться на него, оправдывая собственное бездействие. Когда Санаваллат и Товия начали угрожать строителям, Неемия велел продолжать работу, но выделил для этого только половину своих людей, причем даже эти строители работали лишь одной рукой, "а другой держали копье". Оставшихся он вооружил мечами и копьями и сказал, чтобы они, не жалея жизни, охраняли возводимые стены. Если бы люди не продолжали свою работу, то стены, конечно же, не были бы построены, однако с той же уверенностью можно сказать, что их не удалось бы восстановить и в том случае, если бы воины с мечами и копьями в руках не охраняли строителей. Отблеск мечей на крепостном валу придавал мужество строителям (см. Неем. 4:16-18). Нам никогда не следует спускаться в долину и начинать словопрения, но если враги атакуют цитадель истины, на которой зиждется адвентистское движение, надо - во имя Господа сил - быть готовыми ее защитить. Цель данной книги заключается в том, чтобы вооружить вас для этой защиты.

А теперь, чтобы все это не выглядело слишком воинственно, позвольте вкратце добавить, что за веру можно сражаться по-разному. Необходимо убедиться в том, что мы сражаемся правильно, не отступая от небесных принципов. Только в таком случае мы упрочим адвентистское движение и прославим Божье имя. Твердо следуя некоторым основополагающим правилам, воин Христа сможет соответствовать этим принципам. Приведенные ниже правила годятся для публичного выступления, выступления в прессе, для разговора в кабинете или частной беседы где-нибудь на природе.

1. В споре со своим собеседником исходите из того, что он обладает доброй верой и искренностью. Искренним может быть даже тот, кто высказывает самую абсурдную точку зрения.

2. Сохраняйте спокойствие. Если каждый раз, вступая в борьбу за веру, вы начинаете кипеть от негодования, не сражайтесь. Оставайтесь при своем и дайте возможность отстаивать веру тем, кто более уравновешен и кто умеет одолеть свой гнев.

3. Тщательно старайтесь избегать категоричных выражений. Конечно, в некоторых ситуациях они вполне уместны, однако я считаю, что такие случаи бывают нечасто. Нам редко, как Илии, приходится стоять на горе Кармил. Будучи в глубине сердца уверены, что истина и свидетельство на нашей стороне, мы вполне можем позволить себе быть не только спокойными и хладнокровными, но и доброжелательными в каждом своем слове. Зрители, если таковые окажутся, будут (хотя бы отчасти) оценивать силу нашего аргумента по тому, какова наша речь, даже если тот, с кем мы спорим, не слишком выбирает выражения.

4. Будьте очень серьезны. Дайте понять, что отстаиваете свои религиозные взгляды не потому, что склонны к пререканиям или спорам, но потому, что глубоко убеждены - принципы, которых вы придерживаетесь, имеют крайне важное значение.

5. Обращайтесь не только к разуму, но и к сердцу собеседника. Одно дело - убедить человека, и другое - зажечь в его сердце искру веры и желание подчиниться истинам, которые вы излагаете. Если вы хотите вселить в собеседника глубокую убежденность в собственной правоте, важно не только то, что вы сказали, но и как вы это произнесли. По мере развития дискуссии все настойчивее старайтесь от изложения простых фактов и свидетельств перейти к следующему этапу - самым непосредственным образом соотнести эти факты с внутренним миром слушателя и его вечной участью. Если мы на самом деле хотим помочь человеку, нам надо не просто постараться ответить на все вопросы, так чтобы оппоненту нечего было больше сказать: необходимо, чтобы он открыл свое сердце для восприятия истины, которую мы столь серьезно стремимся доказать.

А теперь несколько слов об истории этой книги. Впервые она увидела свет в 1932 году, в ней было 254 страницы. В 1947 году под заголовком "Доводы в пользу нашей веры" была опубликована ее часть, содержащая важный новый материал (сама книга к той поре уже разошлась). В настоящее издание вошли некоторые главы из этой части (которая теперь тоже полностью распродана), отрывки из издания 1932 года, а также много нового материала. Более половины текста этой книги никогда прежде не публиковалась. Первая часть полностью посвящена конкретным возражениям, касающимся адвентистского учения. Во второй части приводится некоторый дополнительный материал в ответ на различные обвинения и более полно излагаются свидетельства в защиту отдельных вероучительных принципов.

Возражения противников адвентизма, которые я рассматриваю, накапливались у меня годами: о них сообщали наши служители и просто евангельские работники, часто сталкивавшиеся с этими аргументами. Иногда они присылали копии направленных против адвентизма листовок и брошюр, которые, по их словам, были широко распространены в тех местах, где они проводили евангельские встречи. Иногда в этой книге цитируются отрывки из таких брошюр. Следовательно, мой труд имеет практический, а не академический характер. Отвечая оппонентам, я стремился избежать бессодержательности, которая возникает при анализе одного лишь негативного материала, и старался изложить абсолютную библейскую истину по каждому вопросу.

Издавая эту книгу, я стремился не к тому, чтобы вызвать ненужный спор, но к тому, чтобы помочь вам, когда вы попытаетесь осуществить библейское повеление "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд. 3).

Вашингтон, август 1952 года