Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Закон PDF Печать Email

 

Возражение 1

Стремясь обосновать свое вероучение и особенно доктрину о законе и субботе, адвентисты часто цитируют Ветхий Завет. Многие же христиане руководствуются Новым Заветом и черпают из него свои учения.

Да, мы действительно часто цитируем Ветхий Завет, но столь же часто цитируем и Новый. По сути дела, мы в равной степени чтим Ветхий и Новый Заветы именно потому, что мы - христиане. Мы верим, что все книги Библии, от Бытия до Откровения, богодухновенны и, следовательно, с полным основанием могут служить руководством в нашей жизни.

Говоря о законе и субботе, некоторые люди стремятся провести резкое различие между Ветхим и Новым Заветами и даже противопоставить их друг другу, как будто первый почти, или совсем, не имеет никакой ценности и полностью вытесняется вторым. Это ложное противопоставление лежит в основе большинства ошибочных рассуждений, характерных для аргументов тех, кто утверждает, что на кресте закон и суббота были упразднены.

Для апостолов Библия представляла собой то, что теперь известно как Ветхий Завет. Первые сочинения самых ранних христианских служителей вышли из-под их пера только через 20-30 и более лет после вознесения Христа. В ту пору не было никаких печатных станков и быстрого почтового обслуживания, которое способствовало бы распространению их трудов. Они распространялись очень медленно, и поэтому вполне разумно считать, что в I веке христианской эры словом "Писания" - его мы неоднократно встречаем в Новом Завете - в основном обозначалось то, что мы теперь называем Ветхим Заветом.

Христос призывал иудеев исследовать Писания, говоря: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5:39), затем Он добавил: "Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (Ин. 5:46, 47). Причина, по которой ученики не поняли событий страстной, крестной недели, заключалась в том, что они неправильно понимали Писания, то есть Ветхий Завет (см. Лк. 24:27). В день Своего воскресения Он показал им, каким образом Его смерть и воскресение стали исполнением пророчества: "Тогда отверз им ум к уразумению Писаний" (Лк. 24:45). Христос ничего не знал об учении, которое бы отвергало Ветхий Завет.

Равным образом, апостолы никоим образом даже не намекали на то, что они отвергают Ветхий Завет в угоду сочинениям, которые им скоро предстояло написать. Павел напоминал Тимофею: "Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2Тим. 3:15-17). Разве есть во всем Новом Завете более значимые слова?!

Стремясь обосновать свои учения, Христос и апостолы часто ссылались на Ветхий Завет. Сатане, например, Христос сказал: "Ибо написано" и трижды процитировал Ветхий Завет (см. Мф. 4:4-10). Порицая книжников и фарисеев, Он упоминает пятую заповедь из Книги Исход, а также приводит слова пророка Исайи (см. Мф. 15:1-9). Кроме того, следует обратить внимание на разговор Христа с богатым юношей и законником (см. Мф. 19:16-19; Лк. 10:25-28). В ссылках на Ветхий Завет выдающееся место занимают цитаты из Декалога.

Каким образом Павел доказывал, что все люди, как иудеи, так и язычники, виновны перед Богом и, следовательно, нуждаются в спасении, которое дарует Христос? Обращаясь к текстам Ветхого Завета (см. Рим. 3:9-18). Как он узнал, что перед Богом он сам является грешником и нуждается в Евангелии? Вспомнив о том, что написано в Ветхом Завете и особенно в Законе Божьем (см. Рим. 7:7). Обращаясь к Римской церкви, Павел повелевает: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13:8). Разве он исповедовал какие-то новые принципы, возникшие в результате нового откровения, которое было ему дано? Нет. Он цитирует Ветхий Завет и особенно заповеди Закона (см. Рим. 13:9,10). Каким образом, обращаясь к детям, Павел обосновывает свой призыв повиноваться родителям? Вновь вспоминая тексты Ветхого Завета и прежде всего Десятисловия (см. Еф. 6:1-3).

Разве Иаков излагает какие-то новые законы, опровергая лицемерную "любовь к ближнему"? Нет. Он цитирует Ветхий Завет, обращаясь к Десяти Заповедям (см. Иак. 2:8-12).

Какое доказательство приводит Петр, возвещая, что нам надо быть "святыми"? "Ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят"" (1 Петр. 1:16). Его доказательство представляет собой цитату из Книги Левит (см. Лев. 11:44).

От Книги Бытие до Книги Откровение все Писание представляет собой единое целое. Ветхий и Новый Заветы имеют один и тот же источник - вдохновение Духа Божьего. У них единая цель: раскрыть Божий замысел, явить Христа, предостеречь от греха и изложить святое Божье мерило праведности. Давным-давно кто-то сказал: Новый завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий явлен в Новом. Для того чтобы лучше всего понять смысл обетования, которое дано в последней книге Библии и в котором говорится о новой, сотворенной заново земле и зеленеющем древе жизни, надо обратиться к первой библейской книге, где описывается еще не омраченная грехом земля с ее первоначальным древом жизни, явившаяся из-под руки Бога, когда Он впервые творил этот мир. Перечитав Книгу Бытие, в которой повествуется о грехопадении человека, мы полнее постигнем смысл креста, а также слова Христа, Который сказал: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12:32).

Никогда не следует забывать, что сами названия "Ветхий Завет" и "Новый Завет" придуманы человеком. Библейские авторы не разделяют Писаний подобным образом. Оба Завета повествуют о старом и новом в драме греха и спасения. Ветхий Завет дает обетования о новой земле и новом завете с Богом, а также описывает беззакония человека с первых дней его существования. Новый Завет подробно рассматривает греховного "ветхого человека" и касается древней проблемы человеческого бунта, а также описывает "нового человека" во Христе Иисусе и славу грядущего мира.

Наш враг, дьявол, всегда понимал взаимосвязь и взаимозависимость Ветхого и Нового Заветов. Вот почему с давних пор он начал посягать на Библию, стремясь поселить сомнение в исторической достоверности и подлинности Ветхого Завета. Именно с этого начался "высокий критицизм". Если отбросить Ветхий Завет, то Новый довольно скоро окажется лишенным своей исторической основы и смысла. Вполне понятно, почему модернисты умаляют духовный авторитет и значение Ветхого Завета. Однако непонятна позиция тех, кто по отношению к нему считают себя самыми "фундаментальными" фундаменталистами. Почему они стремятся разорвать цельное библейское одеяние? Почему они считают, что прежде чем обрести авторитет в христианскую эру, святая Божья заповедь, изложенная в Ветхом Завете, должна получить свое подтверждение в Новом? Ведь из Писаний становится ясно, что, цитируя ветхозаветные отрывки, новозаветные авторы делают это не из желания убедить читателей в жизненности этих текстов, но для того, чтобы подтвердить и доказать: вновь возвещаемые новозаветные истины согласуются с Ветхим Заветом и, следовательно, также являются обязательными. Иными словами, апостолы, напоминавшие своим читателям о том, что в "древние времена" "святые Божий человеки" изрекали пророчество, "будучи движимы Духом Святым", хотели убедить читателей в том, что они, апостолы, тоже говорили под воздействием того же самого Святого Духа (см. 2 Петр. 1:21). Поэтому, стремясь обосновать свои наставления и доктринальные рассуждения, они часто цитировали слова "Божиих человеков", написавших Ветхий Завет.

Верно, что церемонии, описанные в Ветхом Завете, были упразднены на кресте, потому что тогда тень встретилась с реальностью, и новозаветные авторы конкретно утверждают, что обряды, изложенные в церемониальных законах, изжили себя. Однако этот факт ни в коей мере не умаляет значения Ветхого Завета по отношению к Новому и не оправдывает точку зрения, согласно которой Новый Завет вытеснил Ветхий.