СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЦЕРКВИ № 30 Печать

 

Глава I. БОЖЬИ СЛУГИ

Бог избрал Авраама Своим вестником, чтобы через него [523] передать Свой свет миру. Бог не обещал ему радужных перспектив в виде высокой зарплаты, мирских почестей или славы. Бог обратился к Аврааму со следующими словами: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12:1). Патриарх повиновался и "пошел, не зная, куда идет", как Божий светоносец, чтобы сохранять Божье имя живым на этой земле. Он оставил свою страну, свой дом, своих родственников и все налаженные связи, которые имел в первой половине жизни, чтобы стать странником и пришельцем.

Многие не сознают, что зачастую бывает важнее порвать прежние связи, чтобы люди, обязанные говорить "от имени Христа", оказались в таком положении, в котором Бог сможет воспитать их и подготовить к совершению Его великого дела. Родственники и друзья нередко оказывают на раба Божьего такое влияние, какое Бог считает большой помехой для принятия им необходимых наставлений свыше. Не имеющие тесной связи с небом будут давать рабу Божьему неправильные советы, и, если он станет прислушиваться к ним, они отвратят его от святого призвания нести свет этому миру.

Авраам отделился от своих бывших товарищей, чтобы не попасть под человеческое влияние и не полагаться на человеческую помощь, и только тогда Бог мог использовать его. С [524] того времени как Авраам установил тесную связь с Богом, он должен был обитать между странниками. Ему предстояло развить особенный характер, отличающий его от людей мира сего. Он даже не мог объяснить друзьям свое поведение и свой образ действий, потому что они были идолопоклонниками и все равно не поняли бы его. О духовном необходимо судить духовно, а посему родственники и друзья не могли понять его мотивов и поступков.

Безоговорочное послушание Авраама стало одним из самых ярких и поразительных примеров веры и упования на Бога, которые только можно найти в Священной Летописи. Услышав лишь словесное обещание помочь его потомкам овладеть Ханааном, не имея этому ни малейших видимых доказательств, он пошел туда, куда направил его Бог, полностью и искренне выполнив со своей стороны все условия, сохраняя непоколебимую уверенность в то, что Господь будет верен и исполнит Свое слово. Патриарх пошел туда, куда звал его долг перед Богом; он без страха перешел пустыню и ходил среди языческих народов с одной только мыслью: "Бог сказал, и я повинуюсь Его голосу; Он будет моим Путеводителем и защитит меня".

Вестники Божьи сегодня нуждаются в такой же вере и уверенности, которую имел Авраам. Но многие из тех, кого Господь мог бы использовать, не желают идти вперед, слушая и повинуясь одному Голосу превыше всех остальных. Связь с родственниками и друзьями, прежние привычки и увлечения слишком часто оказывают столь сильное влияние на рабов Божьих, что Господь может давать им всего несколько наставлений и лишь слегка приоткрывать им Свои намерения; и зачастую, спустя какое-то время. Бог отказывается от их услуг и призывает на их место других людей, которых Он испытывает и проверяет таким же образом. Господь сделал бы намного больше для Своих рабов, если бы они были всецело преданы Ему и ценили служение Ему больше родственных и всех других земных связей.

Служители Евангелия выполняют священную работу. Им приходится возвещать миру торжественную весть предостережения, которая может быть запахом живительным на жизнь или запахом смертоносным на смерть. Они - Божьи вестники для человечества, и им никогда не следует забывать свою миссию или свои обязанности. Служители не должны походить [525] на мирских людей и тем более подражать им. Если они хотят быть верными Богу, то обязаны совершенствовать свой обособленный, святой характер. Если они перестанут поддерживать связь с небом, им будет угрожать большая опасность, чем прочим людям, и они могут оказать гораздо более сильное влияние в неверном направлении, ибо сатана постоянно следит за ними и ждет, когда они проявят какую-нибудь слабость, чтобы успешно атаковать их. И как он торжествует, когда добивается успеха! Ибо если один из посланников Христа не бодрствует и не стоит на страже, то через него великий враг может захватить в свои сети много душ.

Имеющие тесную связь с Богом могут не испытать благоденствия в этой жизни; зачастую им суждено переносить жестокие испытания и страдания. Иосифа оклеветали и преследовали из-за того, что он сохранил свою добродетель и непорочность. Нечестивые враги Давида, избранного вестника Божьего, травили и гнали его, подобно дикому зверю. Даниил был брошен в львиный ров за его непреклонную верность Богу. Иов лишился земного состояния и терпел такие телесные страдания, что даже его родственники и друзья возгнушались им, однако он сохранил верность и преданность Богу. Иеремия говорил слова, которые Бог вкладывал ему в уста, и его прямое свидетельство привело царя и князей в такое бешенство, что пророка бросили в отвратительную яму. Стефана побили камнями, потому что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла бросали в темницу, били розгами, побивали камнями и в конце концов приговорили к смерти, потому что он был верным вестником и возвещал Евангелие язычникам. Возлюбленный ученик Иоанн был сослан на остров Патмос "за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" (Откр. 1:9).

Эти примеры стойкости, которые оставили люди, укреплявшиеся Божественной силой. Свидетельствуют миру о верности Божьих обетовании - о Его постоянном присутствии и подкрепляющей благодати. Мир смотрит на этих скромных людей и не в состоянии понять их нравственную ценность в Боге. Лишь верою можно спокойно уповать на Бога в самый мрачный час своей жизни и знать, что как бы буря не кидала по волнам лодку нашей жизни, как бы жестоко не били ее волны, наш Отец стоит у руля. Только глазами веры можно заглянуть в будущее за пределы временного и оценить вечное богатство.

Великий полководец побеждает народы и побивает [526] половину армий мира, однако умирает от разочарования в ссылке. Философ, окидывающий своим взором мироздание, видящий повсюду проявления Божественной силы и восторгающийся царящей всюду гармонией, зачастую не распознает в этих дивных и чудных делах Руку, Которая образовала все это. "Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают" (Пс. 48:21). Будущее врагов Божьих не озаряет надежда на славное бессмертие. Но героям веры обещано наследие, намного более ценное, чем любые земные богатства, - наследие, которое насытит душу. Они могут остаться неизвестными и непризнанными в мире, но их имена занесены в небесную книгу, ибо они - почетные граждане небесного Ханаана. Непревзойденное величие и вечная, нескончаемая слава будут окончательной наградой тем, кого Бог сделал наследниками всего.

Служителям Евангелия нужно сделать истину Божью темой для изучения, размышления и бесед. Разум, много размышляющий о воле Божьей, открытой человеку, укрепится в истине. Читающие и исследующие Писания с искренней жаждой обрести Божественный свет, независимо от того, являются они служителями церкви или нет, вскоре обнаружат в них красоту и гармонию; это привлечет внимание, очистит помыслы, вдохновит их и наделит такой силой логического суждения, которая сможет убеждать и обращать души.

Существует опасность, что служители, проповедующие истину для настоящего времени, будут довольствоваться изложением одной лишь теории истины, тогда как сами они не познали в душе ее освящающей силы. Иные служители не имеют в сердце любви Божьей, которая смягчала бы и облагораживала их жизнь. Псалмопевец говорит следующее о добром муже: "В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь". Он говорит о своем личном опыте и восклицает: "Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем", "очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое" (Пс. 1:2; 118:97, 148).

Ни один человек не готов стоять на святой кафедре, если он не ощутил преобразующего влияния истины Божьей на [527] собственную душу. Тогда и только тогда он сможет словом наставления и личным примером правильно представлять жизнь Христа. Но многие служители больше возвышают себя, чем своего Господа, и люди обращаются не ко Христу, а к служителю.

Мне больно сознавать, что часть служителей, проповедующих сегодня истину для нашего времени, на самом деле остаются необращенными людьми. Они не имеют связи с Богом. У них религия разума, но не сердца, потому что они не обратились сердцем. Но, как правило, именно эти люди являются наиболее самоуверенными и самонадеянными, и эта самонадеянность будет все время мешать им приобрести тот опыт, который совершенно необходим, чтобы сделать их успешными работниками в винограднике Господнем. Как я хотела бы, чтобы называющие себя стражами на стенах Сиона пробудились и осознали свою ответственность. Им необходимо бодрствовать и решительнее отстаивать интересы дела Божьего, ибо души гибнут из-за их нерадивости. Они должны иметь ту искреннюю преданность Богу, которая побудит их смотреть на все вещи так, как смотрит Бог, принимать от Него предостерегающие слова и предупреждать тех, кому угрожает опасность. Господь не утаит Свою истину от верного стража. Исполняющие волю Божью узнают о Его учении. "Мудрые уразумеют", а "нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых" (Дан. 12:10).

Иисус сказал Своим ученикам: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11:29, 30). Я бы просила тех, кто уже занял положение учителя, сначала стать скромными учениками, да и всегда оставаться учащимися в школе Христа, чтобы получать от Господа уроки кротости и смирения сердца. Внутреннее смирение в сочетании с энергичными действиями приведет к спасению душ, которые были куплены такой дорогой ценой - кровью Христа. Служитель может понимать теорию истины, верить во все доктрины и умело излагать их в собрании, но это далеко не все, что от него требуется. "Вера без дел мертва". Ему нужна вера, которая действует любовью и очищает душу. Живая вера во Христа приведет каждый жизненный поступок и каждую душевную эмоцию в согласие с Божьей истиной и праведностью.

Раздражительность, самопревозношение, гордость, гнев и все другие черты характера, не свойственные нашему [528] святому Эталону, должны быть побеждены, и тогда смирение, кротость и искренняя благодарность Иисусу за Его великое спасение будут постоянно течь из чистого источника сердца. В словах, исходящих из уст Божьего посланника, должен слышаться голос Иисуса.

Наши служители должны быть обращенными людьми. Успех в служении и сила духа, сопровождающая воистину обращенных служителей, устрашат грешников и заставят трепетать лицемеров на Сионе. Знамя истины и святости валяется в пыли. Если бы люди, возвещающие торжественные вести предостережения для нашего времени, осознали свою ответственность перед Богом, они бы поняли необходимость ревностной молитвы. Когда города и селения погружались в полночный сон, когда все люди расходились по домам, Христос, наш Пример, удалялся на гору Елеонскую и там, среди тенистых деревьев проводил целую ночь в молитве. Тот, Кто Сам не был запятнан грехом, но был Сокровищницей благословений. Чей голос, произносивший небесное благословение, устрашенные ученики услышали в четвертую стражу ночи на бушующем море и Чье слово могло вызывать мертвых из их могил, возносил Свои просьбы и мольбы с сильным воплем и слезами. Он молился не за Себя, а за тех, кого Он пришел спасти. Оказываясь в положении просящего, получая от руки Своего Отца свежую силу и энергию и чувствуя после такого общения с небом новый приток сил и бодрости, как Заместитель человека Он ставил Себя на место страдающих людей и подавал им пример важности и необходимости молитвы.

В Его природе не было и тени греха. Как Сын Божий Он молился Отцу, показывая, что человеческой природе требуется вся Божественная помощь, которую только можно получить, чтобы человек был готов к суровым испытаниям и исполнению долга. Будучи Князем жизни. Он в молитве взывал к Богу о той силе, которая была Ему необходима, и все превозмогал ради Своего народа. Наш Спаситель, молившийся о тех, кто не чувствовал нужды в молитве, и плакавший о тех, кто не чувствовал нужды в слезах, теперь находится перед престолом, чтобы принимать и представлять Своему Отцу просьбы тех, за кого Он молился на земле. Христос оставил нам Свой пример, чтобы мы следовали ему. Молитва совершенно [529] необходима в нашем труде для спасения душ. Только Бог способен умножить то семя, которое мы сеем.

Мы многократно терпим неудачу, ибо не понимаем, что Христос присутствует сегодня с нами Своим Духом и что это так же верно, как и то, что Он ходил по земле видимым образом во дни Своего уничижения. Время не изменило Его прощального обетования, которое Он дал апостолам, когда возносился от них на небо: "И се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Он установил определенную преемственность, заключающуюся в том, что верные Богу мужи должны последовательно принимать власть от первых учителей веры, чтобы непрерывно проповедовать Христа, и притом распятого. Великий Учитель делегировал власть и полномочия Своим рабам, которые "сокровище сие носят в глиняных сосудах" (см. 2 Кор. 4:7). Христос будет координировать труд Своих посланников, если они действительно ожидают Его распоряжений и наставлений.

Служители, воистину ставшие представителями Христа на земле, непременно являются мужами молитвы. С искренностью и верой, которой невозможно отказать, они будут умолять Бога, чтобы Он укрепил их исполнить долг и мужественно перенести испытания, чтобы живой уголь с небесного жертвенника коснулся их уст и освятил их и чтобы они могли говорить людям Божьи слова. "Господь дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы я слушал, подобно учащимся" (Ис. 50:4).

Христос сказал Петру: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя" (Лк. 22:31, 32). Кто может оценить последствия молитв Искупителя мира? Когда Христос будет с довольством смотреть на подвиг души Своей, тогда только будет понята и осмыслена ценность Его искренних молитв, произнесенных в то время, когда Его Божественная природа была скрыта за человеческим естеством.

Иисус молился не об одном только, но о всех Своих учениках: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною" (Ин. 17:24). Его взор проникал за мрачную завесу будущего и читал историю каждого сына и каждой дочери Адама. Он чувствовал скорби и бремя забот каждой бедной души, бросаемой бурей, и в эту искреннюю [530] молитву включал не только живших в то время учеников, но и всех Своих последователей вплоть до последнего времени. "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их" (ст. 20). Да, в эту молитву Христос включил и нас с вами. Нам следует утешаться мыслью, что у нас есть великий Заступник на небесах, представляющий наши просьбы Богу. "А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника" (2 Ин. 2:1). В час наибольшей нужды, когда душу постигает разочарование, никогда не дремлющее око Иисуса замечает, что мы нуждаемся в Его помощи. Час человеческой нужды - это время возможностей для Бога. Когда мы лишаемся поддержки со стороны людей, тогда Иисус приходит к нам на помощь и Своим присутствием рассеивает тьму и отодвигает от нас облако мрака.

Плывя в своей маленькой лодке по бушующему и мрачному морю Галилейскому, ученики гребли изо всех сил, чтобы добраться до берега, но все их усилия оказались безуспешными. Когда их охватило отчаяние, они увидели Иисуса, идущего к ним по пенящимся гребням волн. Поначалу они даже не поняли, что с ними Христос, и еще больше испугались, пока не услышали Его голос, говорящий им: "Это Я, не бойтесь". Голос Христа рассеял страхи и вселил в сердца учеников надежду и радость. Как охотно утомленные ученики прекратили свои тщетные усилия и полностью доверились своему Господу!

Этот поразительный случай иллюстрирует жизнь последователей Христа. Часто мы что есть силы гребем веслами, как будто нашей силы и мудрости вполне достаточно, но потом наконец-то понимаем, что наши усилия бессмысленны. И тогда ослабевшие, дрожащими руками мы передаем бразды правления Иисусу, сознавая, что сами не в состоянии выполнить порученную нам работу. Наш сострадательный Искупитель сочувствует нашей слабости, в ответ на вопль нашей веры Он берется за ту работу, которую мы просим Его сделать, и как же легко Он выполняет то, что нам казалось невыносимо трудным.

История древнего Божьего народа дает нам множество ободряющих примеров всепобеждающей молитвы. Когда амаликитяне напали в пустыне на стан израильский, Моисей знал, что его народ не готов к сражению. Он послал [531] Иисуса Навина с отрядом воинов навстречу неприятелю, а сам вместе с Аароном и Ором расположился на горе, чтобы наблюдать за ходом сражения. Там человек Божий представил дело Тому, Кто один лишь мог даровать евреям победу. Простерши руки к небу, Моисей искренне молился об успехе израильского войска. Было замечено, что когда его руки простирались к небу, Израиль одолевал врага, но когда Моисей уставал и опускал их, превозмогал Амалик. Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до тех пор, пока Израиль не одержал полную и окончательную победу и не прогнал своих врагов с поля сражения.

Этот случай должен стать уроком для всего Израиля до конца времен, а именно: Бог есть сила Своего народа. Израиль торжествовал победу, когда Моисей простирал руки к небу и ходатайствовал за него; точно так же и весь Израиль Божий превозмогает потому, что Некто могущественный вступается за него и ведет все его сражения. Моисей не считал, что Израиль может оставаться в бездействии, а Бог Сам победит его врагов. Он и не просил Бога об этом, но бросил в бой свое отборное войско, снаряженное так, как это позволяли сделать походные условия, и только после этого в молитве представил Богу суть вопроса. Моисей на горе взывает к Господу, а в это время Иисус Навин со своими храбрыми воинами сражается в долине и делает все возможное, чтобы дать отпор врагам Израиля и Бога.

Многое может сделать усиленная, пламенная молитва, исходящая из глубины искреннего, верующего сердца. Бог не всегда отвечает на наши молитвы так, как мы ожидаем, ибо мы можем просить не о том, что служит нашему наивысшему благу; но в Своей безграничной любви и мудрости Он даст нам то, в чем мы больше всего нуждаемся. Счастлив служитель, у которого есть верные Аарон и Ор, укрепляющие его уставшие руки и поддерживающие их молитвой и верой. Такая поддержка является мощным подспорьем для раба Христова в его работе и часто способствует славному торжеству дела истины.

Когда Израиль согрешил, сделав золотого тельца, Моисей снова пошел умолять Бога за свой народ. Он уже кое-что знал [532] о тех, кто доверен был его попечению; знал испорченность человеческого сердца и понимал, с какими трудностями ему придется столкнуться. Но он на собственном опыте знал главное: чтобы пользоваться авторитетом у народа, ему надо вначале заручиться поддержкой Бога. Господь видит искренность Своего раба и бескорыстные намерения его сердца и снисходит до того, чтобы разговаривать с этим жалким смертным лицом к лицу, как человек говорит с другом своим. Моисей возлагает на Бога весь груз своих забот и непринужденно изливает перед Ним свою душу. Господь не упрекает Своего раба, но великодушно выслушивает Его просьбы.

Моисей глубоко сознает свою непригодность для того великого дела, к которому призвал Его Бог, и считает себя недостойным столь высокой чести. Он искренне и неотступно умоляет Господа пойти с ним. Господь отвечает ему: "Сам Я пойду и введу тебя в покой" (Исх. 33:14). Но Моисей не считает, что может остановиться на этом. Он многого добился, но жаждет быть еще ближе к Богу и обрести еще большую уверенность в Его постоянном присутствии. Он нес на себе бремя за Израиль, он взял на себя всю тяжесть ответственности; когда народ согрешил, он чувствовал мучительные угрызения совести, как будто сам был виноват в этом; и теперь его душу гнетет страх за те ужасные последствия, которые могут иметь место, если Бог предоставит Израилю пожинать плоды своей нераскаянности и ожесточения сердца. Иудеи могли бы, не колеблясь, убить Моисея и из-за собственной опрометчивости и испорченности вскоре пасть добычей врагов, тем самым обесчестив имя Бога перед язычниками. Моисей так пламенно и неотступно просит Бога, что получает ответ: "И то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени" (ст. 17).

Мы могли бы ожидать, что теперь уж пророк ничего не будет просить, но успех придал Моисею смелости, и он отваживается еще больше приблизиться к Богу со святой фамильярностью, почти не поддающейся нашему осмыслению. Он обращается к Богу с просьбой, с которой никто еще из людей к Нему не обращался: "Покажи мне славу Твою" (ст. 18). Какая дерзкая просьба из уст смертного, ограниченного [533] человека! Но был ли Моисей отвергнут? Упрекнул ли его Бог за самонадеянность? Нет, мы слышим слова, полные милосердия: "Я проведу пред тобою всю славу Мою" (ст. 19, англ. пер.).

Ни один человек не мог взглянуть на неприкрытую славу Бога и остаться в живых, но Моисей получает заверение, что он увидит Божественную славу в том объеме, который он сможет выдержать в своем нынешнем смертном состоянии. Рука, Которая сотворила мир. Которая удерживает горы на месте, берет этого тленного человека, этого мужа непревзойденной веры и милосердно укрывает его в ущелий скалы, в то время как перед ним проходит Божья слава и благость. Стоит ли изумляться тому, что "велелепная слава", отраженная от Всемогущего, сияла на лице Моисея так ярко, что люди не могли смотреть на него? На нем лежала печать Бога, делая его похожим на одного из сияющих ангелов перед престолом.

Этот опыт и особенно заверение в том, что Бог будет сопровождать Моисея и услышит его молитву, было более ценно для него как руководителя, чем вся египетская мудрость или все его достижения на военной службе. Никакая земная власть, навыки или ученость не могут заменить непосредственного присутствия Бога. В истории Моисея мы видим, каким тесным общением с Богом может наслаждаться человек. Беззаконнику страшно впасть в руки Бога живого. Но Моисею не страшно было оставаться наедине с Автором закона, в таком страшном величии изреченного с горы Синай, ибо душа его находилась в согласии с волей его Господа.

Молиться - значит открывать сердце Богу, как своему другу. Око веры увидит, что Бог очень близко, и просящий получит драгоценное доказательство Божественной любви и заботы о нем. Но почему же тогда так много молитв остаются без ответа? Давид говорит: "Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь" (Пс. 65:17, 18). Через другого пророка Господь дает нам обетование: "И взыщете Меня и найдете, если взыщете всем сердцем" (Иер. 29:13). Еще через одного пророка Он говорит о людях, которые "не взывали ко Мне всем сердцем своим" (Ос. 7:14). Такие Просьбы являются формальными молитвами, только лишь [534] служением уст, которое Господь не принимает.

Молитва, вознесенная Нафанаилом, когда он сидел под смоковницей, исходила из искреннего сердца; она была услышана Господом, и на нее был получен ответ. Христос сказал о нем: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства" (Ин. 1:47). Господь читает сердце каждого и понимает мотивы и намерения всех сердец. "Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит" (Притч. 15:29). Он будет скор на слышание тех, кто открывает перед Ним свое сердце, не возвышая себя, но искренне сознавая свою великую слабость и недостойность.

Молитва необходима - самая горячая, пламенная и отчаянная молитва, такая молитва, которой помолился Давид, когда воскликнул: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41:2). "Я возжелал повелений Твоих" (Пс. 118:40). "Жажду спасения Твоего" (Пс. 118:174). "Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому" (Пс. 83:3). "Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время" (Пс. 118:20). Это значит бороться с Богом в молитве, следуя примеру царственного псалмопевца.

Даниил не превозносил себя в молитве к Богу и не претендовал ни на какую благость: "Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой" (Дан. 9:19). Здесь мы видим то, что, Иаков называет усиленной, пламенной молитвой праведника. О Христе сказано: "И, находясь в борении, прилежнее молился" (Лк. 22:44). Как же непохожи на эти заступнические молитвы Величия небес слабые, бездушные, формальные молитвы, восходящие к Богу! Многие довольствуются служением уст, и только немногие искренне, прилежно и от всего сердца взывают к Богу.

Общение с Богом дает душе сокровенные познания о Его воле. Но многие, исповедующие веру, не знают, что такое истинное обращение. Они не имеют опыта общения с Отцом через Иисуса Христа и никогда не ощущали на себе силы благодати Божьей, освящающей сердце. Они молятся и грешат, грешат и молятся, и их жизнь наполнена злобой, обманом, завистью, ревностью и себялюбием. Молитвы этих людей - [535] мерзость перед Богом. Истинная молитва приводит в движение всю энергию души и затрагивает непосредственно жизнь. Тот, кто таким образом изливает свою душу и желания перед Богом, понимает пустоту и никчемность всего остального под этим небом. "Пред Тобою все желания мои, - говорил Давид, - и воздыхание мое не сокрыто от Тебя" (Пс. 37:10). "Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие?" (Пс. 41:3). "Вспоминая об этом, изливаю душу мою" (Пс. 41:5).

Поскольку численность нашей Церкви растет, необходимо составлять более широкие планы, чтобы удовлетворять растущие потребности нашего времени, но мы не видим особого роста пламенного благочестия, христианской простоты и искренней преданности Богу. Создается впечатление, что Церковь довольствуется и ограничивается только первыми шагами на пути к обращению. Ее члены больше готовы к активному труду, чем к смиренному посвящению, более готовы участвовать во внешних богослужениях, чем во внутренней работе сердца. Размышлению и молитве предпочитают суету и внешний лоск. Религия должна начаться с опустошения и очищения сердца и постоянно подпитываться повседневной молитвой.

Быстрый прогресс нашего дела, закупка нового оборудования наполняют сердца и умы наших людей удовлетворением и гордостью, но мы опасаемся, что эти чувства могут вытеснить из сердца любовь Божью. Деловая активность в том, что касается внешней стороны пусть даже и дела Божьего, настолько занимает мысли людей, что они пренебрегают личной молитвой. Самодовольство и самонадеянность, которые так легко прокладывают себе путь к сердцу, занимают в нем место истинной благости, кротости и смирения сердца. Можно услышать ревностный крик: "Здесь храм Господень, храм Господень", "пойдем со мной, и увидишь мою ревность о Господе". Но где носители бремен? Где отцы и матери в Израиле? Где те, кто чувствует в сердце бремя за души, кто искренне сочувствует своим ближним и готов служить на любом месте - только бы спасти их от вечной погибели?!

"Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6). "Вы - свет мира", - говорит Христос. Какая ответственность! Нужно поститься, смиряться и молиться по поводу нашего угасающего рвения и слабеющей [536] духовности. Во многих охладевает любовь. Многие наши проповедники не прилагают необходимых усилий, которые от них ожидаются. Когда иные из служителей, не имеющие Духа и силы Божьей, приезжают на новое поле, то начинают с критики других вероисповеданий, надеясь, что смогут убедить людей в истине, показывая им противоречия в вероучении популярных церквей. В некоторых случаях, может, и возникает необходимость сказать об этом несколько слов, но, как правило, это только вызывает предубеждение против нашего свидетельства и закрывает уши тех, кто мог бы прислушаться к истине, если бы наши проповедники применяли в своей работе другие методы. Если бы эти учителя установили тесную связь со Христом, у них появилась бы Божественная мудрость и они бы знали, как найти доступ к сердцам людей. Они бы не забывали так быстро о том, что сами долго не принимали истину из-за тьмы и заблуждений, гнева и предрассудков.

Если бы эти учителя трудились в духе своего Учителя, то добились бы совершенно других результатов. С кротостью, долготерпением и любовью и вместе с тем решительно и прилежно они стремились бы направить заблудших к распятому и воскресшему Спасителю. Если это будет сделано, то мы увидим, как Бог размягчает сердца человеческие. Великий апостол говорит: "Мы соработники у Бога". Какая работа для бедных смертных! Нам дано духовное оружие, чтобы "подвизаться добрым подвигом веры", но кое у кого от небесных доспехов остались только громы и молнии. Сколько же можно мириться с этими недостатками?

Когда религиозный интерес достигает кульминации, некоторые служители пренебрегают самой важной частью работы. Они не посещают людей и не знакомятся с теми, кто, проявляя интерес, из вечера в вечер приходит послушать объяснение текстов Священного Писания. Если поговорить с ними на духовные темы и искренне помолиться вместе и в нужное время, то можно склонить их на сторону истины. Служители, пренебрегающие своим долгом в данном вопросе, не являются истинными пастырями стада. В то самое время, когда им следовало бы активно посещать людей, беседовать и молиться с интересующимися, некоторые из них пишут непомерно длинные письма своим друзьям, живущим в других [537] местах. О, что мы делаем для Господа! Когда окончится время испытания, как много людей поймут, что пренебрегли возможностями послужить своему дорогому Господу, Который умер за них! И даже те, кого считали самыми верными, увидят, что могли бы сделать намного больше, если бы их не отвлекало мирское окружение.

Мы умоляем глашатаев Евангелия Христова никогда не унывать и не разочаровываться и никогда не считать самого ожесточенного грешника недосягаемым для благодати Божьей. Даже такие люди могут принять истину в ее любви и стать солью земли. Тот, Кто поворачивает сердца людей, как бурные реки, может побудить самую эгоистичную, ожесточенную грехом душу отдать себя Христу. Есть ли что трудное для Бога? "Слово Мое, - говорит Господь, - которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис. 55:11).

Бог не пошлет Своего благословения на людей нерадивых, эгоистичных и любящих легкую жизнь, ибо они не желают нести никакой нагрузки в Его деле. Господь скажет "хорошо" лишь тем, кто в самом деле поступал хорошо. Каждый человек должен получить награду "сообразно своим делам". Нам нужны активные служители, мужи молитвы, которые будут бороться с Богом, подобно Иакову, и говорить: "Не отпущу Тебя, доколе не благословишь меня". Если мы хотим получить венец победителя, то должны напрягать все силы и использовать все свои способности. Мы никогда не спасемся, если ничего не будем предпринимать. Быть бездельником в винограднике Господнем - значит утратить все права на награду праведных.