Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 24 апреля 2024
5. От брачного алтаря PDF Печать Email

Глава пятнадцатая

ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Божья цель в отношении мужа и жены. - Бог создал женщину из ребра мужчины, чтобы она была спутницей и помощницей ему, чтобы она была одно с ним, ободряла, воодушевляла и благословляла его и чтобы он, в свою очередь, был ее надежной опорой. Все, кто вступает в брачные отношения со святой целью, - муж, чтобы обрести чистое расположение сердца женщины, жена, чтобы смягчить, улучшить характер своего мужа и сделать его совершенным, - исполняют Божье намерение в отношении их.

Христос пришел не разрушить, но восстановить это учреждение до его первоначальной святости и высоты. Он пришел, чтобы восстановить нравственный образ Божий в человеке, и Он начал Свою работу с того, что одобрил брачные отношения1.

Тот, Кто дал Адаму в качестве помощницы Еву, сотворил Свое первое чудо на брачном пире. Христос начал Свое общественное служение на брачном торжестве, где друзья и родные жениха и невесты радовались, собравшись вместе. Так Он одобрил брак, признав его установлением, учрежденным Им Самим. Он повелел, чтобы мужчины и женщины были соединены в законном браке для того, чтобы создавать семьи, члены которых, увенчанные честью, могли бы быть признаны членами небесной семьи2.

Иисус хочет, чтобы браки были счастливыми. - Божественная любовь, исходящая от Христа, никогда не разрушает человеческую любовь, но объемлет ее. Благодаря этому человеческая любовь становится утонч¨нной и чистой, возвышенной и благородной. Человеческая любовь никогда не принесет драгоценный плод, если она не соединится с Божественным естеством и не будет направлена ввысь, чтобы возрастать для неба. Иисус хочет видеть счастливые браки, счастливые семьи3.

Подобно всем другим добрым дарам, которые Бог доверил людям, брак был извращен грехом, но целью Евангелия является восстановление его чистоты и прелести...

Лишь благодать Христа может сделать это установление тем, чем оно должно быть согласно Божьему замыслу, - действенной силой для благословения и возвышения человека. Таким образом, семьи, живущие на земле в единстве, мире и любви, могут стать представителями небесной семьи.

Состояние общества таково, что многие семьи - жалкое отражение небесного идеала этих священных отношений. И все же даже тем, кто вместо общения и радости нашли горечь и разочарование. Евангелие Христа приносит утешение.4

Радостное событие. - Писание свидетельствует, что Иисус и его ученики были приглашены на брачный пир (в Кане). Христос не давал христианам никакого повода отвечать тем, кто их приглашает на брачный пир, отказом: нам, мол, не следует появляться на столь торжественном событии. Посещая этот пир, Христос учил, что Он желал бы, чтобы мы радовались с теми, кто радуется, соблюдая его постановления. Он никогда не порицал невинных празднеств людей, совершаемых в согласии с законами неба. Собрание, которое Христос почтил Своим присутствием, является уместным для посещения Его последователями. После этого пира Христос посетил и множество других пиров, освящая их Своим присутствием и наставлением5.

Все показное, расточительное и неумеренное веселье неуместны на свадьбах. - Брачные церемонии становятся местом показного и расточительного, где люди потворствуют своим желаниям. Но если заключающие брачный союз стороны находят согласие в религиозной вере и обычаях, когда все происходит последовательно и церемония совершается без показухи и расточительности, то этот брак является угодным Богу6.

Не следует свадьбу использовать для того, чтобы блеснуть и всех затмить, даже если стороны идеально подходят друг другу7.

Мне всегда кажется неуместным, когда брачное торжество ассоциируется с шумным и претенциозным весельем. Так не должно быть. Это постановление сделано Богом, чтобы к нему отнеслись со всей серьезностью. Когда семейные отношения создаются здесь, на земле, то они должны быть -тем, чем должны, - небесной семьей. Все должно делаться прежде всего для славы Божьей8.

Свадьба в доме г-жи Е. Уайт. - К одиннадцати часам дня наша большая столовая была приготовлена для свадебной церемонии. Брат Б. совершал служение, и оно прошло хорошо. Была высказана просьба ... чтобы сестра Уайт совершила молитву после брачной церемонии. Господь дал мне особое откровение. Мое сердце было смягчено и покорено Духом Божьим. У нас не звучали легковесные шутки и неразумные высказывания: все на этой свадьбе было торжественным и священным. Все носило возвышенный характер и было глубоко впечатляющим. Господь освятил этот брак, и двое соединили теперь свои интересы, чтобы трудиться на миссионерском поле, чтобы искать и спасать погибающих. Бог благословит их в их работе, если они будут смиренно идти вместе с Ним, всецело полагаясь на Его обетования9.

Слияние двух жизней - Это важный период в жизни тех, кто предстал перед вами сегодня, чтобы соединить свои интересы и симпатии, свою любовь и свой труд в служении для спасения душ. В брачных отношениях сделан весьма важный шаг - две жизни соединились в одну.

...В соответствии с волей Божьей муж и жена должны объединиться в Его работе, чтобы совершать ее в целости и святости. Они могут это сделать.

В доме, где существует такой союз, благословение Божье будет сиять, как небесный свет, ибо Господь предопределил, чтобы муж и жена были соединены святыми узами союза в Иисусе Христе под его водительством и с Его Духом, который бы руководил ими...

Бог хочет, чтобы семья стала самым счастливым местом на земле, символом небесной семьи. Исполняя брачные обязанности по дому, соединяя свои интересы с волей Иисуса Христа, полагаясь на Его силу и заверения, муж и жена могут разделить счастье в этом союзе, который хвалят ангелы Божьи.

Брак не ослабляет их полезную жизнедеятельность, но, напротив, усиливает ее. Они могут сделать брачную жизнь служением, чтобы приобретать души для Христа, и я знаю, что я говорю, потому что на протяжении тридцати шести лет мы были соединены с мужем, и мы шли туда, куда нам повелел Господь. Мы знаем, что в вопросе о брачных отношениях мы имеем указание от Бога. Поэтому брак - это торжественное постановление...

И теперь настало время, когда я могу взять этого брата за руку... и мы берем за руку вас, его жену, и наставляем вас совершать дело Божье сообща. Я хочу сказать: сделайте Бога своим Советником. Объединяйтесь, объединяйтесь друг с другом10.

Совет новобрачным. - Мои дорогие брат и сестра: вы объединились, заключив завет на всю жизнь. Ваше образование в брачной жизни началось. Первый год брачной жизни - это год опыта, год, в который муж и жена познают разные свойства характера друг друга, как ребенок учит уроки в школе. В этой первой главе вашей семейной жизни пусть не будет страниц, которые омрачат ваше будущее счастье...

Мой брат, теперь время, силы и счастье вашей жены соединены с вашими. Ваше влияние на нее может быть ароматом живительным на жизнь или запахом смертоносным на смерть. Будьте очень осторожны, чтобы не испортить ей жизнь.

Моя сестра, теперь вы должны получить свои первые практические уроки, касающиеся обязанностей брачной жизни. Старайтесь изучать эти уроки прилежно, день за днем... постоянно избегайте всякого проявления эгоизма.

В вашем жизненном союзе ваши привязанности должны послужить для счастья обоих. Каждый из вас должен делать все возможное для счастья другого. Это воля Божья о вас. Но когда вы объединитесь в одно целое, никто из вас не должен терять свою индивидуальность, растворяясь в другом. Ваша индивидуальность принадлежит Богу. У Него вы должны спрашивать: что есть правда? что есть заблуждение? как я могу наилучшим образом исполнить замысел, ради которого я сотворен?11

Обещание перед небесными свидетелями. - Бог постановил, чтобы между теми, кто вступает в брачные отношения, царила совершенная любовь и единство. Пусть жених и невеста перед небесной вселенной дадут торжественное обещание любить друг друга так, как заповедал им Бог... Жена должна уважать и чтить своего мужа, муж должен любить и оберегать свою жену12.

Мужчины и женщины, вступая в брачную жизнь, посвятите себя заново Богу13.

Будьте непреклонно верны своим брачным обетам, отвергая в мыслях, словах и делах все то, что может опорочить вашу репутацию - репутацию человека, который боится Бога и соблюдает Его заповеди14.

1. Рукопись 16. /899.

2. Служение исцеления, с.356.

3. Библейское эхо, 4 сентября 1899.

4. Ревью энд Геральд. 10 декабря 1908.

5. Рукопись 16, 1899.

6. Ревью энд Геральд. 25 сентября 1888.

7. Свидетельства для церкви, т. 4, с.515.

8. Рукопись 170, 1905.

9. Рукопись 23,1894. Ю. Рукопись 170.1905.

11. Свидетельства для церкви, т. 7, с.45.

12. Библейское эхо, 4 сентября 1899.

13. Рукопись 70. 1903.

14. Письмо 231, 1903.

Глава шестнадцатая

СЧАСТЛИВЫЙ УСПЕШНЫЙ СОЮЗ

Настоящий союз - это опыт, который продолжается всю жизнь. - Для того, чтобы должным образом понять, что представляют собой брачные отношения, нужна целая жизнь. Те, кто сочетаются, поступают в школу, которую они никогда не закончат в этой жизни1.

Как бы осмотрительно и благоразумно ни начинался брак, редко можно встретить пару, которая была бы едина во всем, когда брачная церемония только совершается. Истинный союз двух людей, объединенных в браке, образуется на протяжении последующих лет2.

Когда молодая чета сталкивается с жизненными трудностями и невзгодами, то романтика, в которую воображение столь часто облекает брак, исчезает. Муж и жена познают характеры друг друга так, как они не могли познать, общаясь прежде. Это самый критический период в их совместной жизни. Счастье и успех всей их будущей жизни зависит от того, смогут ли они выбрать правильный путь теперь. Часто они замечают друг у друга ранее неизвестные слабости и недостатки; но сердца, объединенные любовью, различат и достоинства, неизвестные прежде. Пусть же все стремятся открыть преимущества, а не недостатки. Часто наше личное отношение, атмосфера, окружающая нас, определяет то, что мы видим в других3.

Любовь необходимо испытывать и проверять. - Чувство может быть чистым, как кристалл, и прекрасным в своей непорочности, и все же оно может быть неглубоким, потому что оно не было испытано и проверено. Сделайте Христа первым и последним и лучшим во всем. Постоянно взирайте на Него, и ваша любовь к Нему день за днем будет становиться глубже и сильнее, подвергаясь испытаниям в трудное время. И когда вы будете все больше любить Его, ваша любовь друг к другу будет становиться более глубокой и сильной4.

Хотя могут возникнуть трудности, недоразумения и препятствия, ни муж ни жена не должны допускать и мысли, что их союз - ошибка и разочарование. Примите решение, что вы будете друг для друга всем, чем только можете быть. Продолжайте уделять друг другу столько же внимания, сколько вы уделяли прежде. Во всем поддерживайте друг друга, сражаясь в жизненной борьбе. Старайтесь Делать друг друга более счастливыми. Пусть между вами будет взаимная любовь, взаимная снисходительность. И тогда брак вместо того, чтобы стать концом любви, будет, как и был, ее началом. Теплота истинной дружбы, любовь, объединяющая сердца, является предвкушением радостей неба5.

Всем необходимо прилежно развивать терпение. Проявляя доброту и сдержанность, можно сохранить истинную любовь, согревающую сердце, и качества характера будут усовершенствованы настолько, что это вызовет одобрение неба6.

Враг будет стараться разлучить людей. - Сатана всегда готов использовать в своих интересах ситуацию, когда возникает какой-нибудь разлад, и, воздействуя на скверные унаследованные свойства характера мужа и жены, он будет стараться вызвать отчуждение между теми, кто объединил свои интересы в торжественном завете с Богом. Дав брачный обет, они обещали быть едины; жена обязалась любить своего мужа и повиноваться ему, муж обещал любить и оберегать свою жену. Если Закон Божий исполняют, то дух борьбы удалится из семьи и не произойдет никакого разделения интересов, никакого охлаждения привязанностей7.

Совет своевольной чете. - Ни муж, ни жена не должны пытаться оспаривать свое главенство. Господь утвердил принцип, которым необходимо руководствоваться в этом вопросе. Муж должен лелеять свою жену, как Христос лелеет церковь. Жена должна уважать и любить своего мужа. Оба должны сохранять дух сердечности, решив никогда не огорчать и не ранить другого...

Не пытайтесь заставить другого сделать все по-своему. Поступая так, вы не сможете сохранить любовь друг к другу. Проявление своеволия разрушает мир и счастье в семье. Пусть же ваша брачная жизнь не будет жизнью раздоров. Если вы будете поступать так, то оба будете несчастны. Будьте добры в слове и кротки в деле, отказываясь от своих желаний. Внимательно следите за своей речью, потому что она оказывает могущественное влияние к добру или ко злу. Не позволяйте резким словам исходить из ваших уст. Делайте все, чтобы ваша совместная жизнь сияла красотой, подобной Христу8.

Проявляйте любовь в словах и делах. - Многие считают проявление любви слабостью, и они сохраняют позицию, которая отталкивает других. Этот дух подавляет расположение. Когда дружественные благородные побуждения сдерживаются, то они могут совсем исчезнуть, и сердце становится опустошенным и холодным. Мы должны остерегаться этой ошибки. Любовь не может долго существовать, если она не проявляется. Пусть же сердце того, кто связан с вами, не страдает от недостатка доброты и сочувствия...

Пусть каждый отдает любви больше, чем требует. Развивайте в себе самое благородное, что в вас есть, и спешите признавать добрые качества друг в друге. Сознание того, что тебя по достоинству оценивают, является чудесным стимулом и приносит удовлетворение. Сочувствие и уважение поощряют стремление к совершенству, и любовь возрастает, побуждаемая к более высоким целям9.

Причина того, что в нашем мире су шествует столько бессердечных людей, кроется в том, что истинная привязанность расценивается как слабость, и человек испытывает растерянность и подавленность. Все лучшее в личности этих людей было извращено и перестало развиваться в детстве; и если лучи Божественного света не растопят их холодность и бездушный эгоизм, то счастье погибнет навеки. Если мы будем иметь чуткие сердца, как у Иисуса, когда Он был на земле, и освященное сочувствие, которое проявляют ангелы к грешным смертным, то мы будем развивать в себе детское сострадание, что само по себе есть простота. Тогда небесные принципы очистят, возвысят нас и будут управлять нами10.

Слишком много забот отягощает наши семьи, и слишком мало естественной простоты, мира и счастья хранится в них. Нужно меньше думать о том, чем занят внешний мир, и больше заботиться о членах семейного круга. Члены семьи должны проявлять меньше показной, притворной мирской вежливости и гораздо больше нежности и любви, бодрости и христианской любезности. Многим необходимо учиться тому, как сделать дом привлекательным, радостным местом. Благодарное сердце и ласковый взгляд более дороги, чем богатство и роскошь, и удовлетворенность простым сделает дом счастливым, если в нем царит любовь11.

Небольшой знак внимания также учитывается. - Бог проверяет и испытывает нас в обычных житейских ситуациях. Маленькие вещи открывают тайны сердца. Небольшие знаки внимания, многочисленные рядовые обстоятельства и простая вежливость делают жизнь счастливой; и, напротив, пренебрежение мягкими, ободряющими, ласковыми словами и маленькими любезностями приносит в жизнь несчастье. Когда-то откроется, что отвержение своего "я" ради блага и счастья окружающих составляет большую часть записей в книге жизни на небе. Также будет указано на факт, что забота о своем "я", безотносительная ко благу и счастью других, не остается без внимания нашего Небесного Отца12.

Муж, который не может выразить свою привязанность. - Если в доме царит любовь, которая проявляется в словах, отношениях и делах, то он является местом, где любят бывать ангелы, освещая его лучами славы. Скромные домашние заботы кажутся там привлекательными. В этих условиях никакие обязанности не будут казаться вашей жене неприятными. Она будет исполнять их с бодрым духом и будет подобна солнечному свету для всех окружающих; она будет воспевать в своем сердце Господа. Но сейчас она сознает, что вы не испытываете к ней никаких чувств. Вы дали ей повод думать так. Вы исполняете необходимые обязанности, возложенные на вас как на главу семьи, но этого недостаточно. Вам весьма не хватает проявлений драгоценного влияния, оказываемого с любовью, которое выражается в добром внимании. Любовь должна проявляться во взглядах и манерах и слышаться в тоне голоса13.

Вызывающая разочарование эгоцентричная жена. - Характер людей, соединенных в браке, либо развивается и совершенствуется, либо деградирует в результате взаимного влияния; работа разрушения, совершаемая низкой, обманчивой, эгоистичной, неуправляемой природой, начинается вскоре после брачной церемонии. Если молодой человек делает мудрый выбор, то он приобретает ту, которая, находясь рядом с ним, будет стараться разделить с ним бремя жизни, облагородит и очистит его и сделает его счастливым в своей любви. Но если жена невыдержанна, самолюбива, взыскательна, склочна, приписывает своему мужу мотивы и чувства, порожденные лишь ее извращенным нравом, если она не видит и не различает его любви и не может по достоинству оценить ее, но говорит о невнимании и недостатке любви только потому, что он не потворствует всем ее прихотям, то она почти неизбежно получит то, о чем теперь сожалеет; она сделает все эти обвинения реальными14.

Свойства, присущие общительной жене и матери. - Вместо того, чтобы погружаться в тяжелую домашнюю работу, жена и мать должна уделять время чтению, получению необходимой информации, общению со своим мужем и развитию умственных способностей своих детей. Пусть она благоразумно использует возможности, которыми она теперь располагает, чтобы, влияя на дорогих ей людей, сделать их жизнь более возвышенной. Пусть она использует время, чтобы сделать дорогого Спасителя своим неизменным Спутником и близким Другом. Пусть она использует время для изучения Его слова и выходит с детьми на природу, чтобы учиться у Бога, взирая на красоту Его дел.

Пусть она будет доброй и жизнерадостной. Вместо того, чтобы проводить все свое время за бесконечным шитьем, сделайте вечер приятным временем дружеского общения, когда все члены семьи могли бы встретиться после трудового дня. Многие мужья тогда отдали бы предпочтение своей семье, а не клубу или салону. Многие мальчики были бы избавлены от улиц и подворотен. Многие девочки были бы спасены от легкомысленных распутных знакомств. Влияние семьи было бы для родителей и детей тем, чем хотел бы Бог, - благословением на всю жизнь15.

Жизнь в браке - это не романтика; в ней есть свои реальные трудности и тонкости. Жена не должна считать себя куклой, за которой требуется уход, но подставить свои плечи под реальное, а не воображаемое бремя, и жить разумной, содержательной жизнью, принимая во внимание, что существуют и другие вещи кроме ее собственного "я", о которых следует подумать... Реальная жизнь имеет свои темные стороны и невзгоды. Каждого могут постичь неприятности. Сатана постоянно работает над тем, чтобы поколебать веру и уничтожить мужество и надежду каждого человека16.

Совет несчастной супружеской паре. - Ваша семейная жизнь весьма напоминает пустыню - там лишь несколько оазисов, о которых можно было бы с благодарностью вспомнить. Так не должно быть.

Любовь не может существовать, не проявляясь во внешних делах, как и огонь не может гореть без топлива. Вы, брат С., считаете ниже своего достоинства проявлять отзывчивость в добрых делах и использовать благоприятную возможность, чтобы выразить свое расположение жене нежными словами и добрым отношением. Вы непостоянны в своих чувствах и весьма подвержены внешним обстоятельствам... Оставляйте деловые хлопоты, затруднения и неприятности, когда заканчиваете свою работу. Приходите в свою семью с бодрым видом, проявляя расположение, нежность и любовь. Это будет лучше, чем тратить деньги на лекарства и врачей для своей жены. Это будет здоровьем для тела и силой для души. Ваша жизнь весьма несчастна. Вы оба сделали ее такой. Бог недоволен вашим жалким положением; вы сами создали такие условия из-за недостатка самообладания.

Вы позволяете чувствам господствовать над вами. Вы считаете ниже своего достоинства, брат С., проявлять. любовь, говорить доброжелательно, нежно. Ласковые слова, считаете вы, являются признаком слабости и неуверенности в себе и поэтому излишни. Но вместо этого приходит раздражение, разногласие, борьба и осуждения...

Вы не вынашиваете в себе духа довольства. Вы живете своими тревогами; воображаемая нужда и бедность преждевременно беспокоят вас; вы огорчены, встревожены, не находите себе покоя; ваш разум словно в огне, ваш дух угнетен. Вы не имеете любви к Богу и благодарного сердца за все благословения, которые ваш добрый Небесный Отец даровал вам. Вы видите в жизни только трудности. Мирское безумие окутывает вас, подобно густой тьме. Сатана торжествует, глядя на вас, потому что вас ожидает жалкое будущее, тогда как по вашей воле могли бы воцариться мир и счастье17.

Взаимная любовь и терпение вознаграждены. - Без взаимной выдержки и любви ни одна земная сила не может удержать вас и вашего мужа в узах христианского единства. Ваши отношения в браке должны быть близкими и нежными, святыми и возвышенными, наполняющими вашу жизнь духовной силой, чтобы вы могли быть всем друг для друга, как требует того Слово Божье. Когда вы достигнете того состояния, которого желает для вас Господь, то вы почувствуете себя на небе и узрите присутствие Бога в своей жизни18.

Помните, мои дорогие брат и сестра, что Бог есть любовь и что по Его благодати вы можете сделать друг друга счастливыми, как вы и обещали, давая брачный обет19.

Люди могут достичь идеала, предначертанного для них Богом, если сделают Христа своим Помощником. Что не может человеческая мудрость, то совершит Его благодать для тех, кто с любовью доверится Ему. Его провидение может соединить сердца узами, которые имеют небесное начало. Любовь не будет всего лишь обменом нежных, приятных слов. Небесный станок сплетает основу более тонко и вместе с тем более прочно, чем земные станки. В результате получается не малопрочная текстильная ткань, а сплетение, которое выдержит все испытания и невзгоды. Сердца будут соединены золотыми узами такой любви, которая не имеет конца20.

1. Свидетельства для церкви, т.7, с.45.

2. Служение исцеления, с.359, 360.

3. Там же, с.360.

4. Свидетельства для церкви, г.7, с.46.

5. Служение исцеления, с.360.

6. Ревью энд Геральд, 2 февраля 1886.

7. Письмо 8а.] 891.

8. Свидетельства для церкви, т.7, с.47.

9. Служение исцеления, с.360, 361.

10. Свидетельства для церкви, т.3, с.539.

11. Там же. т. 4. с.621. 622.

12. Там же. т. 2, с.133,134.

13. Там же, с.417, 418.

14. Письмо 10. 18S9.

15. Служение исцеления. 294.

16. Письмо 34, 1890.

17. Свидетельства для церкви, т. 1, с.695-697.

18. Письмо 18а. 1891.

19. Свидетельства для церкви, т. 7, с.49.

20. Служение исцеления, с.362.

Глава семнадцатая

ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Каждый имеет свои обязанности. - Двое, соединяющие свои жизненные интересы, имеют разные свойства характера и свои личные обязанности. Каждый имеет свои обязанности, но женщина не должна, как подъяремное животное, оцениваться по количеству работы, которую она может сделать. Женщина должна быть украшением семьи как жена и спутница своего благоразумного мужа. На каждом шагу она должна спрашивать: "Соответствует ли мой поступок образцу, какой являет истинная жена?", а также: "Каким образом я могу оказывать благотворное влияние в своей семье?" Мужу следует вести себя так, чтобы жена поняла, что он по достоинству оценивает ее труд1.

Жене надлежит уважать своего мужа. Муж должен любить и оберегать свою жену; и подобно тому, как брачный обет соединяет их воедино, так и вера во Христа должна объединять их в Нем. Что может быть более угодным Богу, чем видеть тех, кто вступает в брачные отношения стремящимися вместе учиться у Иисуса и все более исполняющимися Его Духом?2

Теперь вам необходимо исполнять обязанности, которых до свадьбы у вас не было. "Итак облекитесь... в благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение". "Живите в любви, как и Христос возлюбил нас". Обратите внимание на следующие наставления: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее"3.

Божье указание для Евы. - Еве было сказано о скорби и страданиях, которые отныне станут ее уделом. Господь сказал: "И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". При сотворении Бог создал ее равной Адаму. Если бы они остались послушными Ему, пребывая в согласии с Его великим законом любви, то они всегда были бы и в согласии друг с другом; но грех внес разногласие, и теперь их союз мог поддерживаться и единство сохраняться лишь в том случае, если одна из сторон подчинится другой. Ева первая согрешила; она впала в искушение, отделившись от своего спутника вопреки Божьему указанию. По ее наущению согрешил и Адам, и теперь она оказалась в зависимости от своего мужа. Если бы падший род соблюдал принципы, предписанные Законом Божьим, то этот приговор, хотя и являющийся следствием греха, был бы для них благословением; но злоупотребление превосходством, данным мужчине таким образом, слишком часто делает участь женщины весьма горькой и превращает ее жизнь в тяжелое бремя.

Ева была совершенно счастлива со своим мужем в Едемском доме, но подобно беспокойным современным Евам она льстила себя надеждой проникнуть в более высокие сферы, нежели те, которые предназначил для нее Бог. Пытаясь возвыситься над своим первоначальным положением, она опустилась гораздо ниже, чем была. Подобный результат ожидает всех тех, кто не желает с готовностью исполнять свои жизненные обязанности в соответствии с Божьим планом4.

Жены повинуются; мужья любят. - Часто задают вопрос: "Может ли жена проявлять свою волю?" Библия утверждает, что главой семьи является муж. "Жены, повинуйтесь своим мужьям". Если это повеление оканчивается здесь, то мы можем сказать, что положение жены является незавидным; во многих случаях ей приходится весьма трудно, и было бы лучше, чтобы браки заключались как можно реже. Многие мужья останавливаются на словах: "Жены, повинуйтесь...", но мы прочтем продолжение того же самого повеления, которое гласит: "...как Господу".

Бог требует, чтобы жена всегда пребывала в страхе Божьем и взирала на его славу. Она должна всецело подчиняться только Господу Иисусу Христу, Который приобрел ее как Свое чадо безмерной ценой Своей жизни. Бог наделил ее совестью, которую она не может осквернять безнаказанно. Ее индивидуальность не может быть поглощена индивидуальностью мужа, потому что она - приобретение Христа. Было бы ошибочно полагать, что она должна слепо и неукоснительно повиноваться всему тому, что говорит ей муж, когда она знает, что это может причинить вред ее телу и духу, которые были выкуплены из рабства сатаны. Есть Тот, Кто стоит выше, чем муж, - это ее Искупитель, но повиноваться своему мужу она должна так, как заповедал Бог, - "как Господу".

Когда мужья требуют полного подчинения от своих жен, заявляя, что женщины не имеют права голоса в семье и должны проявлять полную покорность, то они ставят своих жен в положение, противоречащее Писанию. Истолковывая Писание подобным образом, они оскверняют замысел о брачном постановлении. Такая трактовка дается только потому, что они произвольно используют правила, но это не их прерогатива. Мы читаем: "Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы". Почему муж не должен быть суров к своей жене? Если муж приходит к выводу, что она грешна и исполнена недостатков, то суровость духа не исцелит зло5.

Жены повинуются мужьям только тогда, когда мужья повинуются Христу. - Многие мужья своим отношением к женам неверно изображают отношение Господа Иисуса к Церкви, потому что они не хранят путей Господних. Они заявляют, что их жены должны во всем повиноваться им. Но Бог не желал, чтобы муж управлял домом как глава, если он сам не подчиняется Христу. Чтобы правильно представлять отношение Христа к Церкви, он прежде сам должен находиться под Божьим руководством. Если муж груб, невежлив, самолюбив, суров и властен, то пусть он никогда не рассуждает о том, что муж является главой жены и что она должна во всем подчиняться ему, ибо он не Господь и даже не муж в истинном смысле этого слова...

Мужья должны смотреть на библейский образец и стараться понять значение символа, представленного церковью в Ефесе, чтобы понять отношение Христа к Церкви. Муж должен быть опорой для своей семьи. Будет ли он пребывать в своем благородном. Богом данном ему призвании быть главой семьи, всегда стремясь возвысить свою жену и детей? Будет ли создавать вокруг себя чистую, благоуханную атмосферу? Будет ли он усердно насаждать любовь Иисуса, делая ее неизменным принципом в своем доме, если он претендует на личный авторитет?

Пусть каждый муж и отец исследует слова Христа, стараясь понять их не однобоко, сосредоточиваясь лишь на подчинении жены своему мужу, но во свете Голгофского креста, чтобы уяснить свое положение в семье. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова". Иисус предал Себя, умерев на кресте, чтобы очистить и сохранить нас от всякого греха и нечистоты через влияние Святого Духа5.

Взаимная выдержка необходима. - Мы должны иметь Дух Божий, иначе в нашем доме никогда не будет согласия. Жена, если она имеет Дух Христов, будет внимательна к своим словам; она будет владеть собой; она будет послушна и в то же время почувствует себя не рабыней, но спутницей мужу. Если муж является Божьим слугой, то он не будет господствовать над своей женой; он не будет своевольным и взыскательным. Тепло домашнего очага - неоценимое богатство. Если в доме обитает Дух Господень, он становится символом неба... Если один ошибется, другой проявит христианское терпение и не отвернется с обиженным видом7.

Ни муж, ни жена не должны властвовать друг над другом. Не пытайтесь заставить друг друга подчиниться своим желаниям. Делая это, вы не можете сохранить любовь друг к другу. Будьте добры, терпеливы и выдержаны, внимательны и любезны. По благодати Божьей вы можете сделать друг друга счастливыми, как вы и обещали, давая брачный обет8.

Пусть каждый любезно уступает. - В семейной жизни мужчины и женщины иногда поступают, как недисциплинированные, упрямые дети. Муж настаивает на своем, жена на своем, и никто не желает уступить. Такое положение вещей может привести к большому несчастью. Супруги должны быть готовы согласиться с методом или мнением и мужа, и жены. Не будет счастья, пока оба будут настаивать на своем9.

Если люди не научились у Христа кротости и смирению, то они будут проявлять импульсивный, безрассудный дух, как часто делают дети. Сильная недисциплинированная воля будет стремиться подавлять другого. Таковым нужно обратить внимание на слова Павла: "Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое"10.

Разрешение семенных трудностей. - Нелегко разрешить семейные трудности даже тогда, когда муж и жена пытаются честно и справедливо исполнять свой долг, если они не смирили свои сердца перед Богом. Как могут муж и жена разделять интересы семейной жизни, твердо и самолюбиво отстаивая свои позиции? Им необходимо объединить свои интересы во всем, что касается их семьи, и жена, если она является христианкой, станет на сторону мужа как его спутница, ибо муж должен стоять во главе семьи11.

Совет семьям, в которых царят разногласия. - Ваш дух порочен. Вы занимаете определенную позицию, не обдумав вопрос как следует, и не принимаете во внимание, какую реакцию вызовет ваша точка зрения, но с независимым видом навязываете ее, хотя знаете, что ваша жена не придерживается тех же взглядов. Вместо того, чтобы с уважением отнестись к мнению жены и мягко, как подобает джентльмену, уклониться от тех вопросов, относительно которых у вас возникли разногласия, вы останавливаетесь на нежелательных темах и проявляете упорство, отстаивая свои взгляды, не считаясь с мнением окружающих. Вы считаете, что другие не имеют права по-иному истолковывать вопросы. Эти плоды не произрастают на христианском дереве12.

Мой брат и сестра, откройте двери сердца для Иисуса. Пригласите Его в храм души. Помогайте друг другу преодолевать препятствия, которые встречаются в семейной жизни. Вам предстоит жестокая борьба, чтобы победить вашего противника дьявола, и если вы рассчитываете на Божью помощь в этой борьбе, то вы оба должны быть едины в решении побеждать, закрывать свои уста от неверных слов, даже если вам придется пасть на колени и громко воскликнуть: "Господи, обличи противника моей души"13.

Христос принесет согласие в каждое сердце. - Если муж и жена исполняют волю Божью, то они будут уважать друг друга и поощрять любовь и доверие. Все, что может омрачить мир и единство семьи, должно решительно подавляться, а вместо этого проявляться доброта и любовь. Тот, кто проявляет дух нежности, терпения и любви, придет к выводу, что этот же самый дух возвращается к нему. Где царствует Дух Божий, там не будет разговоров о несовместимости в брачных отношениях. Если Христос упование славы действительно внутрь вас есть, то в семье будет союз и любовь. Христос, живущий в сердце жены, будет в согласии с Христом, пребывающим в сердце мужа. И тогда оба будут стремиться в обители, которые Христос приготовил для всех любящих Его14.

1. Рукопись 17. 1891.

2. Рукопись 36, 1899.

3. Свидетельства для церкви, т. 7, с. 46.

4. Патриархи и пророки, с. 58, 59.

5. Письмо 18, 1891.

6. Рукопись 17. 1891.

7. Письмо 18, 1891.

8. Служение исцеления, с.361.

9. Рукопись 31. 1911.

10. Письмо 55, 1902.

11. Рукопись 31. 1911.

12. Свидетельства для церкви, т. 2, с.418.

13. Письмо 105, 1893.

14. Знамения времени, 14 ноября 1892.

Глава восемнадцатая

СУПРУЖЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Иисус не навязывал безбрачие. - Те, кто считает супружеские отношения одним из священных Божьих постановлений, оберегаемых Его святой заповедью, будут руководствоваться велением разума!.

Иисус не навязывал безбрачия никому из людей. Он пришел не для того, чтобы разрушить священные супружеские отношения, но чтобы возвысить их и восстановить до их первоначальной святости. Он с довольством смотрит на семейные взаимоотношения, где царит священная бескорыстная любовь2.

Брак является законным и святым. - Нет греха в том, чтобы есть и пить, или в том, чтобы жениться и выходить замуж. Законно было жениться во дни Ноя, законно жениться и сейчас, если то, что является законным, должным образом трактуется и не доводится до греховного излишества. Но во дни Ноя люди женились, не советуясь с Богом и не ища Его водительства и напутствия...

Факт, что все жизненные отношения находятся в зависимости от изменчивой человеческой природы и оказывают преобразующее влияние на наши слова и дела. Во дни Ноя господствовала беспорядочная, неумеренная любовь, которая сама по себе являлась законной, если использовалась надлежащим образом, и эта невоздержанность делала брак греховным перед Богом. Многие теряют свои души в этом мире, погружаясь в размышления о браке и брачных отношениях3.

Отношения в браке святы, но в этом развращенном мире они изображаются отвратительно и гнусно со всех сторон. Они извратились и стали преступными, являясь одним из признаков последнего времени, как и браки перед потопом были преступны... Когда священная природа и требования брака уяснены, тогда только брак может быть одобрен небом; в итоге обе стороны будут счастливы и Бог будет прославлен4.

Преимущества супружеских отношений. - Те, кто называют себя христианами... должны надлежащим образом обсудить результаты всех преимуществ* брачных отношений, и освященный принцип должен стать мотивом каждого поступка5.

Во многих случаях супруги ... злоупотребляют своими привилегиями и, проявляя потворство, развивают в себе плотские страсти6.

Необходимо избегать излишеств. - Когда законное выходит за пределы допустимого, то оно становится тяжким грехом7.

Многие родители не получают тех знаний о супружеской жизни, которыми они должны обладать. Они не Остерегаются того, что сатана может приобрести над ними господство и будет управлять их умами и жизнью. Они не понимают того, что требует от них Бог, чтобы уберечь их семейную жизнь от всяких излишеств. Лишь очень немногие сознают, что их религиозный долг - управлять своими страстями. Объединившись в браке с выбранной ими личностью и аргументируя тем, что брак освящает все, они потворствуют самым низменным страстям. Даже люди, исповедующие благочестие, дают свободу своим похотливым страстям и не думают о том, что Бог считает их ответственными за растрату жизненных сил, которая ослабляет их энергию и дурно сказывается на здоровье8.

* В другом случае г-жа Уайт говорит об "интимности и привилегиях семейных отношений". См. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 90 - составители.

Пусть самоотречение и воздержание станут вашим девизом. - О, я бы сделала все, чтобы люди поняли свою обязанность перед Богом поддерживать ум и тело в наилучшем состоянии и быть способными для самоотверженного служения своему Создателю! Пусть жена-христианка контролирует свои слова и поведение, чтобы не возбуждать плотские страсти мужа. Многие вовсе не имеют сил, чтобы еще столь расточительно растрачивать их в сексуальной сфере. С юных лет они ослабили свой ум и истощили организм, удовлетворяя животные страсти. Самоотречение и воздержание должны стать девизом семейной жизни9.

Мы связаны с Богом торжественным обязательством хранить свой дух чистым и тело здоровым, чтобы приносить пользу людям и воздавать Богу совершенное служение. Апостол предостерегает нас такими словами: "Итак да не царствует грех в смертном теле вашем, чтобы вам повиноваться ему в похотях его". Далее он убеждает нас, говоря, что "всякий человек, стремящийся к совершенству, воздержан во всем". Он призывает всех, называющих себя христианами, предоставить свои тела "в жертву живую, святую, благоугодную Богу". Он говорит: "Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным"10.

Нельзя назвать чистой ту любовь, которая побуждает мужа считать жену лишь игрушкой для удовлетворения своей похоти. Животные страсти вынуждают человека потворствовать им. Как мало мужей, проявляющих свою любовь так, как о том говорит апостол: "...как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, очистив... дабы они была свята и непорочна". Это свойство любви в супружеских отношениях Бог признает святым. Любовь - это чистый и святой принцип, но похотливая страсть не признает ограничений и не внимает советам и наставлениям разума. Одержимый ею не думает о последствиях; во всех его побуждениях нет здравого смысла11.

Почему сатана пытается ослабить самоконтроль. - Сатана пытается извратить критерии чистоты и ослабить самоконтроль тех, кто заключает брак, потому что он знает, что, пока низменные страсти господствуют над человеком, его моральные силы ослаблены и он не сознает нужды в своем духовном развитии. Враг знает также, что не найдет лучшего способа запечатлеть свой отвратительный образ в нашем потомстве и что таким образом он может влиять на характеры детей даже более успешно, чем на характеры их родителей12.

Результаты невоздержания. - Мужчины и женщины, однажды вы поймете, что такое похоть и к чему приводит потакание ей. Страсть в самом низменном смысле этого слова существует и в супружеских отношениях, и вне их13.

Что происходит, когда человек дает волю своим низменным страстям?... Спальня, где ангелы Божьи должны нести свое бдение, сделалась порочным местом из-за несвятого поведения супругов. Постыдные животные страсти растлевают тела; отвратительные извращения приводит к отвратительным болезням. То, что Бог дал как благословение, стало проклятьем14.

Сексуальное невоздержание быстро разрушает любовь в ее благочестивых проявлениях, забирает из мозга вещества, необходимые для питания организма, и истощает жизненные силы. Жена никоим образом не должна содействовать своему мужу в этом деле самоуничтожения. Она не будет этого делать, если просвещена и имеет истинную любовь к нему.

Чем больше человек потворствует своим плотским страстям, тем сильнее они становятся. Пусть же богобоязненные мужчины и женщины осознают свой долг. Многие из тех, кто называют себя христианами, страдают от паралича нервов и мозга по причине своей невоздержанности15.

Мужья должны быть внимательными. - Мужья должны быть заботливыми, внимательными, верными и сострадательными. Они должны проявлять любовь и расположение. Если они исполняют заповеди Христа, то их любовь не будет иметь низменный, мирской, чувственный характер, что грозит разрушением их собственного здоровья и здоровья их жен. Мужья не будут потворствовать низменным страстям, заявляя при этом своим женам, что те должны во всем им повиноваться. Если муж обладает благородством, имеет чистое сердце, возвышенные мысли, отличающие каждого христианина, то это проявится в семейных отношениях. Если он имеет ум Христов, то не будет губить тело, но исполнится нежной любовью к жене, стремясь достичь высшего образца во Христе16.

Когда закрадываются сомнения. - Ни один муж не может по-настоящему любить свою жену, если она терпеливо подчиняется ему, становясь рабой его растленных похотей. Проявляя безропотное повиновение, она теряет авторитет в его глазах, который некогда имела. Он сам унижает жену и в результате вскоре начинает подозревать, что она так же повинуется другому мужчине, чтобы унизиться- перед ним, как перед своим мужем. Он сомневается в ее верности и чистоте, теряет к ней интерес и начинает искать новый объект для разжигания своих дьявольских страстей. Закон Божий не принимается во внимание. Такие мужья хуже животных; они - демоны в человеческом обличий. Им незнакомы возвышенные благородные принципы истинной освященной любви.

Жена также начинает ревновать мужа и подозревает, что если ему предоставится возможность, то он с такой же готовностью будет ухаживать и за другой, как за ней. Она видит, что им движет не совесть и не страх Божий -эти освященные преграды разрушены похотливыми страстями; все богоподобное в ее муже стало служить низменной похоти17.

Проблема неразумных требований. - Вопрос, который необходимо теперь разрешить, состоит в следующем: должна ли жена чувствовать себя обязанной безоговорочно уступать требованиям своего мужа, когда она видит, что кроме низменных страстей ничто не движет им, и когда ее разум и здравый смысл подсказывают ей, что она делает это во вред своему телу, которое Бог предписал хранить освященным в чести, чтобы представить его в жертву живую Богу?

Нельзя назвать чистой и святой ту любовь, которая побуждает жену удовлетворять животные наклонности своего мужа, растрачивая свое здоровье и жизнь. Если она имеет истинную любовь и мудрость, то она постарается обратить его разум от наслаждения похотливыми страстями к высоким духовным темам. Может быть, необходимо почтительно и нежно убедить его в том, что она не может унижать свое тело, предаваясь сексуальным излишествам, даже если это вызовет его недовольство. Она должна нежно и ласково напомнить ему, что Бог предъявляет первое и самое высокое притязание на все ее существо и что она не может пренебрегать этим, так как будет отвечать за это в великий день Божий.

Если женщина будет развивать свою любовь, сохраняя в святости и чести свое благородное достоинство, то она, благоразумно используя свое влияние, может многое сделать для освящения своего мужа, исполняя таким образом свою высокую миссию. Поступая так, она может спасти мужа и себя, совершая сразу два дела. В этом вопросе, столь деликатном и трудном, необходимо проявить большую мудрость и терпение, а также нравственное мужество и силу духа. В молитве нужно быть настойчивым и тактичным. Искренняя любовь должна стать господствующим принципом. Любовь к Богу и любовь к мужу является единственно верным мотивом поступков...

Когда жена отдает свое тело и ум во власть своего мужа, беспрекословно повинуясь во всем его воле, жертвуя своей совестью, своим достоинством и даже своей личностью, то она теряет возможность проявить могущественное влияние к добру, влияние, которым она должна обладать, чтобы возвысить своего мужа. Она могла бы смягчить его суровую натуру, и тогда ее освящающее влияние до некоторой степени очистило бы и облагородило его, побуждая искренне стремиться обуздывать свои страсти и быть более духовным, чтобы они оба могли стать причастниками Божественного естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. Влияние должно быть достаточно сильным, чтобы обратить разум к высоким и благородным материям, несовместимым с потворством грубой чувственности, которой жаждет необновленное благодатью сердце. Если жена считает, что для того, чтобы угодить своему мужу, она должна снизойти до его уровня, когда животная страсть становится основой его любви и управляет его поступками, то она делает неугодное Богу, поскольку в этом случае не в состоянии оказать освящающее влияние на своего мужа. Если жена считает, что должна беспрекословно удовлетворять все его желания, то она не понимает своего долга по отношению к нему и к своему Богу18.

Наши тела - приобретенная собственность. - Низменные страсти овладевают телом и действуют в нем. Слова "плоть", "плотской" и "плотские похоти" выражают низменную растленную природу; сама по себе плоть не может действовать вопреки воле Божьей. Мы призваны распять свою плоть со всеми ее страстями и похотями. Как нам это сделать? Должны ли мы причинить боль телу? Нет; но следует стремиться умертвить искушение ко греху. Необходимо избавиться от порочных мыслей. Всякое помышление привести в послушание Иисусу Христу. Все плотские наклонности надо подчинить высшим силам души. Любовь Божья пусть царствует в нашем сердце; Христос не должен делить ни с кем свой трон. Свои тела мы призваны считать Его собственностью, приобретенной ценой пролитой на Голгофском кресте крови. Все члены нашего тела должны стать орудиями праведности19.

1. Торжественный призыв, с. 139.

2. Рукопись 126, 1903.

3. Ревью энд Геральд. 25 сентября 1888.

4. Свидетельства для церкви, т. 2, с.252.

5. Там же. с.380.

6. Там же. с. 391.

7. Свидетельства для церкви, т. 4, с.505.

8. Там же, т. 2, с. 472.

9. Там же, с.477,478.

10. Там же. с. 381.

11. Там же, с. 473.

12. Христианское воздержание и библейская гигиена, с.130.

13. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 473.

14. Рукопись!. 1888.

15. Свидетельства для церкви, т. 2. с. 477.

16. Рукопись 17,1891.

17. Свидетельства для церкви, т. 2, с.474,475.

18. Там же, с. 475,477.

19. Рукопись!. 188".