Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 20 апреля 2024
Взаимоотношения друг с другом PDF Печать Email

"Но будьте друг ко другу добры,

сострадательны, прощайте друг друга,

как и Бог во Христе простил вас".

В контакте с другими [473]

Любые жизненные контакты требуют самоконтроля, снисходительности и сострадания. Мы настолько сильно различаемся по характеру, привычкам, образованию, что наши взгляды на одни и те же вещи отличаются друг от друга. Мы по-разному судим. Наше понимание истины, наши идеи в отношении образа жизни не являются во всех отношениях одинаковыми. Не найдется и двух человек, чьи опыты были бы идентичны во всех деталях. Переживания одного отличаются от переживаний другого. Обязанности, которые одному кажутся легкими, для другого слишком тяжелы и обременительны.

Человеческая натура настолько бренна, слишком невежественна, слишком предрасположена к неправильным представлениям, что каждый из нас должен быть осторожен в оценках, которые мы даем другим. Мы мало знаем о том бремени, которое наши действия накладывают на опыт других людей. То, что мы делаем или говорим, может показаться нам малозначительным, хотя, будь наши глаза открыты, мы увидели бы, что от этого зависят наиболее важные результаты, приносящие добро или зло.

Уважение к тем, кто несет бремя

Многие люди не испытали на себе почти никакого гнета бремени, их сердца практически не знали настоящих мук, они почти не ощущали беспокойства и страдания ради [474] других, чтобы оценить труд того человека, кто по-настоящему несет свою ношу Эти люди так же не способны оценить бремя истинного Божьего труженика, как и ребенок, который не понимает забот и упорного труда своих родителей, которые несут тяжесть всего этого. Ребенок может удивляться, когда страхи или растерянность охватывают его отца. Эти чувства кажутся ему странными. Но когда он набирается опыта, когда сам начинает нести свое бремя, то обязательно оглянется назад, на жизнь своего отца, и поймет все, что когда-то было для него так непонятно. Горький опыт дал ему знание.

Работу многих из тех, кто несет на себе бремя ответственности, не всегда понимают, их труды не ценят, до тех пор пока смерть не отбирает у нас этих людей. Когда другие подхватывают ношу, оставленную ушедшими тружениками, и сталкиваются с трудностями, которые те претерпели, тогда только они начинают понимать, какому испытанию подвергались их вера и мужество. Тогда те ошибки, которые они так быстро и часто подмечали, вдруг исчезают из виду. Опыт учит людей состраданию. Бог допускает людей занимать ответственные посты. Когда они ошибаются, Он обладает властью, чтобы поправить их или вообще удалить от дел. Мы должны быть осторожны, чтобы не взять в свои руки дело суда, которое принадлежит Богу...

Спаситель повелевает нам: "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7:1, 2). Помните, что вскоре запись о вашей жизни будет представлена пред Богом. Помните также, что Он сказал: "Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого... потому что, судя другого, делаешь то же" (Рим. 2:1).

Терпеливо переносить несправедливость [475]

Мы не можем позволить себе раздражаться по поводу настоящей или предполагаемой неправды, которую допустили по отношению к нам. Наше "я" - это враг, которого мы должны бояться больше всего. Ни одна форма порока не оказывает столь губительного влияния на характер, чем человеческая страсть, управляемая Святым Духом. Никакая другая победа, одержанная нами, не будет столь драгоценной, как победа над самими собой.

Мы не должны допускать, чтобы наши чувства были легкоранимыми. Нам нужно жить не ради того, чтобы оберегать свои чувства или свою репутацию, но чтобы спасать души. Когда нас начинает интересовать спасение душ, мы перестаем замечать те незначительные различия, которые так часто возникают в наших отношениях друг с другом. Что бы другие о нас ни думали, это не должно нарушать нашего единства со Христом, общения с Духом Святым. "Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу" (2 Петр. 2:20).

Не мстите. Насколько это возможно, устраняйте всякую причину недоразумений. Избегайте проявления зла. Делайте все, что в ваших силах, чтобы примириться с другими, не жертвуя при этом принципами. "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой" (Мф. 5:23, 24).

Если вам сказали что-то в раздражении, никогда не отвечайте в том же духе. Помните, что "кроткий ответ отвращает гнев" (Притч. 15:1). И в молчании заключена удивительная сила. Слова, сказанные в ответ тому, кто во гневе, [476] зачастую вызывают лишь новое озлобление. Но гнев, встреченный молчанием, в мягком, доброжелательном духе, быстро угасает.

Под натиском жалящих, придирчивых слов всегда помышляйте о Слове Божьем. Пусть разум и сердце будут наполнены обетованиями Божьими. Если к вам плохо отнеслись или оскорбили по ошибке, вместо гневного ответа повторяйте себе драгоценные обетования:

"Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21).

"Предай Господу путь твои, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень" (Пс. 36:5, 6).

"Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы" (Лк. 12:2).

"Посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу" (Пс. 65:12).

Мы склонны искать сострадания и поддержки у наших ближних, вместо того чтобы взирать на Иисуса. По милости Своей и верности Он часто позволяет тем, в ком мы уверены, обманывать наши надежды, чтобы мы осознали все безрассудство полагаться на человека и возлагать надежды на плоть. Давайте полностью, смиренно, бескорыстно доверять Богу. Он знает те печали, которые мы переживаем в глубине души, но не можем выразить вслух. Когда все кажется темным и необъяснимым, вспомните слова Христа: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после" (Ин. 13:7).

[477] Изучайте историю жизни Иосифа и Даниила. Господь не разрушал заговоров тех, кто пытался причинить им зло, но Он направил все это во благо Его слугам, которые среди испытаний и борьбы сохраняли веру и преданность Ему.

Покуда мы живем в мире, мы будем сталкиваться с враждебным окружением. Будут провокации, чтобы испытать наше терпение, и именно противостояние им в верном духе развивает наиболее привлекательные свойства христианства. Если Христос пребывает в нас, мы спокойны, добры, предупредительны и бодры среди раздражении и сумятицы. День за днем, год за годом мы будем побеждать свое "я" и возрастать в достойных героев. Такова возложенная на нас задача, но мы не выполним ее без помощи Иисуса и если сами не обретем твердой решимости, непоколебимой цели, постоянной бдительности и непрестанной молитвы. Каждый ведет свою личную борьбу. Даже Бог не может сделать наш характер достойным или нашу жизнь полезной, если мы не станем соработниками Его. Уклоняющиеся от борьбы теряют силы и радость победы.

Нам нет нужды вести записи собственных испытаний и трудностей, горя и печалей. Все они записаны в книги, и Небо позаботится о них. Пока мы разбираемся с тем, с чем несогласны, многое из того, что приятно для размышления, ускользает из памяти: это милостивая доброта Божья, окружающая нас каждое мгновение, и любовь, которой восхищаются ангелы и благодаря которой Бог отдал Сына Своего на смерть за нас. Если, будучи работником Христовым, вы чувствуете, что на вашу долю выпало больше лишений и испытаний, чем многим другим, то помните - у вас впереди есть тот покой, который неизвестен тем, кто избежал бремени, равного вашему.

В служении Христу заключены утешение и радость. [478] Пусть мир видит, что жить с Иисусом - это залог успеха.

Если вы не чувствуете в своем сердце легкости и радости, то не говорите никому о своих чувствах. Не омрачайте своей тенью жизнь других. Холодная, мрачная религия никогда не притягивала души ко Христу. Она, напротив, отдаляет от Него, направляя в сети, которые расставил сатана, чтобы уловить заблудших. Вместо того чтобы вспоминать о своих разочарованиях, размышляйте о силе, которую вы можете обрести во имя Христа. Пусть воображение ваше будет обращено к невидимому. Пусть мысли ваши будут направлены на свидетельство великой любви Бога к вам. Вера может выдержать испытания, противостоять искушению, устоять в разочаровании. Иисус - наш Заступник, и все, что принадлежит нам, обеспечено Его ходатайством.

Неужели вы думаете, что Христос не ценит тех, кто живет только ради Него? Неужели вы полагаете, что Он не посещает тех, кто, подобно возлюбленному Иоанну в изгнании, ради Него переносит испытания и горести? Бог не оставит ни одного из Своих искренних сердцем работников страдать в одиночестве, вести борьбу против значительно превосходящих сил противника и тем более никогда не позволит проиграть. Всех, чья жизнь сокрыта в Нем со Христом, Господь сохраняет, как драгоценные камни. О таких Он говорит: "Я... буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя" (Агг. 2:23).

Говорите об обетованиях, говорите о готовности Иисуса благословлять. Он не забывает нас ни на мгновение. Когда, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, мы с полным доверием покоимся в Его любви и объединяемся в Нем, тогда ощущение Его присутствия возбуждает в нас глубокую, спокойную радость. О Себе Христос сказал: "Я... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Ин. 8:28, 29). [479] Воспитывайте в себе привычку говорить о других только хорошее. Обращайте внимание на лучшие качества тех, с кем общаетесь, и как можно меньше замечайте их ошибки и недостатки. Когда на вас находит искушение пожаловаться на что-то нехорошее, кем-то сказанное или сделанное, подчеркните что-нибудь доброе в жизни или характере этого человека. Воспитывайте в себе благодарность. Славьте Бога, отдавшего Сына Своего на смерть за нас, за Его удивительную любовь. Бог призывает нас размышлять о Его милости и бесконечной любви, чтобы нам исполниться чувством благодарности.

Искренние работники не имеют времени, чтобы у кого-то выискивать ошибки. Мы не можем позволить себе тратить попусту время на выявление ошибок и промахов у других. Злословие - это двойное проклятие, гораздо более тяжелым бременем наваливающееся на плечи говорящего, нежели на слушателя. Человек, повсюду сеющий семена разногласия и раздора, в своем собственном сердце пожинает смертоносные плоды. Само выискивание ошибок и недостатков в других развивает зло в тех, кто этим занимается. Постоянно выискивая промахи у других, мы становимся похожими на них. Но взирая на Иисуса, говоря о Его любви и совершенстве характера, мы преображаемся в Его образ. Созерцая возвышенный идеал, который Он поставил перед нами, мы будем подняты до чистой и святой атмосферы, даже до присутствия Божьего. Когда мы пребываем в этой атмосфере, от нас исходит свет, озаряющий всех, кто связан с нами.

Вместо того чтобы критиковать и осуждать других, скажите: "Я должен трудиться ради собственного спасения. Если я буду сотрудничать с Тем, Кто желает спасти мою душу, тогда я должен прилежно следить за собой. Я обязан изгнать всякое зло из своей жизни. Мне надо исправить все недостатки. Я должен стать новым творением во Христе. Тогда, вместо того чтобы ослаблять тех, кто сражается со [480] злом, я смогу укреплять их ободряющими словами".

Мы слишком безразличны по отношению друг к другу. Слишком часто мы забываем, что наши братья-работники нуждаются в подкреплении и ободрении. Позаботьтесь о том, чтобы убедить их в вашей заинтересованности и симпатии. Помогите им своими молитвами, и пусть они знают, что вы делаете это (Служение исцеления, с. 483- 493).

Каждому, кто называет себя дитятею Божьим, следует постоянно помнить о том, что как миссионер он будет встречать людей с самыми разными типами мышления. Среди них будут люди с утонченными манерами и грубые, скромные и гордые, набожные и скептически настроенные, образованные и неграмотные, богатые и бедные. Нельзя относиться одинаково ко всем им. Тем не менее все они нуждаются в доброте и сочувствии. Благодаря взаимному общению оттачивается и совершенствуется наш ум. Мы зависимы друг от друга и тесно связаны между собой узами человеческого братства...

Именно через общественные отношения христианство соприкасается с миром. Каждый мужчина или женщина, получившие Божественный свет, должны пролить его на темный путь тех, кто еще незнаком с лучшим путем. Общественная сила, освященная Святым Духом, должна укрепляться приведением новых душ ко Спасителю. Христос не должен быть спрятан глубоко в сердце как сокрытое сокровище, настолько священное и дорогое, что наслаждаться им может только его обладатель. Христос в нас должен быть полноводным источником, воды которого текут в жизнь вечную и который освежает всякого, кто приходит к нему (Служение исцеления, с. 495, 496).

Разнообразие даров [481]

Господь не выделяет для одного человека какую-либо особенную территорию, на которой только он и должен трудиться. Это противоречит Божьему плану. Бог желает, чтобы в каждом месте, где проповедуется истина, для оказания положительного влияния на работу были использованы различные дары и различные люди. Ни один человек сам по себе не обладает достаточной мудростью, чтобы без помощников удовлетворить тот интерес, который возникает у людей, и ни один служитель не вправе считать себя способным делать это. Возможности человека в каком-то одном направлении работы еще не являются свидетельством того, что его суждения по всем другим вопросам совершенны и что нет нужды прислушиваться к мудрым советам коллег.

Братья, работающие сообща, должны пытаться достичь совершенного согласия. И тем не менее ни один из них не должен считать, что не может работать с человеком, который думает по-другому, или с тем, кто в своей работе не следует его планам. Если все будут проявлять дух скромности и открытости, тогда не возникнет трудностей. Бог утвердил в Церкви различные дары. Каждый из них драгоценен на своем месте, и все могут играть свою роль в подготовке людей к скорому пришествию Христа.

Наши служители, работающие на ответственных участках, - это люди, которых избрал Бог. Независимо от своего прошлого, от той деятельности, которой они когда-то занимались - следовали ли за плугом, работали ли в столярной мастерской или обучались в колледже, - если Бог избрал их, пусть каждый из нас остерегается бросить на них даже слабую тень осуждения. Никогда ни о ком не говорите пренебрежительно, потому что человек может быть [482] великим в очах Божьих; в то же время те, кто сами себя считают великими, могут оказаться совсем легкими в глазах Божьих по причине порочности их сердец...

Ни одно мгновение нашего драгоценного времени никто не вправе потратить на то, чтобы склонить других людей к поддержке наших личных идей и мнений. Бог будет вести людей, вовлеченных в Его великий труд, к наибольшему возрастанию в вере и развитию гармоничного характера.

Люди наделены разнообразными талантами, и одни из них лучше приспособлены к определенному направлению работы, чем другие. То, что один человек оказывается неспособным сделать, может быть совершено другим без особых усилий. Труд каждого на своем месте одинаково важен. Разум одного не должен контролировать разум другого. Если один человек считает, что никто не сможет повлиять на него и что он обладает суждением и способностями, достаточными, чтобы охватить все направления работы Божьей, этот человек лишится благодати Божьей (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 608, 609).

Верность, преданность Богу, служение с любовью получают Божественное признание. Каждый импульс, исходящий от Святого Духа и побуждающий человека к добру, ведущий его к Богу, отмечается в небесных книгах, и в день суда Божьего работники, через которых Он осуществлял Свой план, получат награду. Они войдут в радость Господа, когда увидят в Его Царстве тех, кто был искуплен через их труды. И они смогут участвовать в Его делах и там, ибо обнаружили свою пригодность для этого, участвуя в Его работе здесь. То, чем мы будем на небесах, явится отражением того, чем мы являемся по своему характеру и в святом служении теперь (Наглядные уроки Христа, с. 361).

Единство в многообразии [483]

У Бога много различных путей, и у Него есть всякие работники, которым Он доверил разнообразные дары. Один служитель может быть прирожденным оратором, другой- прирожденным писателем, кто-то может иметь дар искренней, усердной, пылкой молитвы, а кто-то - дар пения, иной же владеет особой силой объяснять Слово Божье со всей ясностью. И каждый дар должен стать силой для Бога, потому что Он трудится вместе с работниками. Одному Бог дает слово мудрости, другому - знание, третьему - веру; но все должны трудиться под началом одного Главы. Многообразие даров ведет к многообразию действий, но "Бог один и тот же, производящий все во всех" (2 Кор. 12:6).

Господь желает, чтобы Его избранные слуги научились объединяться. Кое-кому, конечно, может показаться, что контраст между их талантами и способностями соработников слишком велик, и он не позволит им работать единым фронтом. Но когда эти братья вспомнят, что надо проповедовать самым разным людям и, возможно, кто-то отвергнет истину, проповедуемую одним работником, и откроет свое сердце Божьей истине только тогда, когда истину иным образом представит ему другой работник, - тогда братья, вероятно, попытаются работать совместно. Их таланты, какими бы разными они ни были, все могут находиться под контролем одного Духа. В каждом слове и действии будет проявляться доброта и любовь. И, по мере того как каждый работник будет верно трудиться на определенном ему месте, ответ на молитву Христа о единстве Своих последователей станет реальностью, и тогда мир узнает, что это Его ученики. [484] Работники Божьи должны объединяться в дружеском расположении и доверии друг с другом. Тот, кто говорит или делает что-либо, ведущее к расколу членов Церкви Христовой, противодействует осуществлению цели Господа. Пререкания, раздоры, подозрительность и неверие бесчестят Христа. Бог желает, чтобы Его слуги развивали друг ко другу христианскую любовь. Истинная религия объединяет сердца, и не только со Христом, но и друг с другом, в очень нежный союз. Когда мы знаем, что значит быть соединенными со Христом и с нашими братьями, тогда наша работа насыщается благодатным влиянием, где бы мы ни трудились.

Работникам в крупных городах нужно трудиться по нескольким направлениям, прилагая максимум усилий, чтобы добиться наилучших результатов. Они должны говорить уверенно и действовать таким образом, чтобы произвести на людей хорошее впечатление. Они не вправе сужать рамки работы до уровня своих собственных идей. В прошлом мы совершили в этом слишком много ошибок, потому что мы люди, и это послужило причиной утраты успеха в работе...

Ни один человек не имеет права даже пытаться привязать к себе коллег, как если бы он собирался контролировать их, разрешая или запрещая им что-то делать, повелевая, диктуя, командуя, словно офицер солдатами. Так поступали священники и начальники во времена Христа, но это был неправильный путь. После того, как истина произвела благоприятное впечатление на сердца и люди приняли ее учения, к ним необходимо относиться как к собственности Христа, а не как к собственности человека. Привязывая людей к себе, вы побуждаете их терять связь с Источником их мудрости и удовлетворения. Они должны полностью полагаться на Бога; только так они смогут возрастать в благодати.

Какими бы великими ни были притязания человека на [485] знания и мудрость, но если он не подчиняется учению Святого Духа, значит, совершенно пренебрегает духовным. Ему необходимо осознать грозящую ему опасность, свою неспособность и полностью положиться на Того, Кто единственный способен соблюсти души, вверенные Его попечению, напитать их Своим Духом и наполнить бескорыстной любовью друг ко другу. Только таким образом Он наделяет их способностью свидетельствовать, что Бог послал Сына Своего в мир, чтобы спасти грешников. Истинно обращенные вольются в ряды христианского единства. Да не будет разделения в Церкви Божьей и никакой неразумной власти над теми, кто принял истину. Во всем, что говорится и делается, должна проявляться кротость Христа.

Христос является основанием всякой истинной церкви. У нас есть Его неизменное обетование, свидетельствующее, что присутствие Его и защита будут даны верным, которые послушны Его совету. В конце времени Христос должен стоять на первом месте. Он есть Источник жизни и силы, праведности и святости. И всем этим Он является для тех, кто носит Его иго и учится от Него, как быть кротким и скромным.

Обязанностью и радостью всякого служения является возвышение Христа перед людьми. Это венец всякого истинного труда. Пусть явится Христос, пусть наше "я" скроется за Ним. Это и есть самое ценное самопожертвование (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 144-147).

[486] Дух независимости

С тех пор как мы приехали в Австралию, до нашего отъезда из этой страны мне было неоднократно сказано, что в Америке должна совершиться грандиозная работа. Те, кто стоял у истоков движения, уже сходят с пути. Сейчас среди нас осталось всего несколько первопроходцев нашего дела. Тяжкое бремя, которое прежде лежало на людях, обладавших большим опытом, теперь ложится на плечи более молодых.

Эта передача обязанностей работникам, чей опыт более или менее ограничен, сопряжена с некоторыми опасностями, и мы к ним должны быть готовы. Мир содрогается от борьбы за превосходство. Дух отчуждения и дезорганизации как бы витает в том самом воздухе, которым мы дышим. Все попытки установить порядок кое-кем воспринимаются как опасные, ограничивающие личную свободу, а следовательно, их нужно бояться, как католицизма. Эти заблудшие души считают добродетелью хвалиться своей возможностью независимо мыслить и действовать. Они заявляют, что не будут воспринимать никаких земных авторитетов, что они не подсудны ни одному человеку. Мне было сказано, что это специальная сатанинская затея, направленная на то, чтобы побудить людей считать, будто Богу угодно, когда они избирают свой собственный путь, независимый от совета их братьев.

Здесь кроется смертельная опасность процветанию нашего дела. Мы должны идти вперед осторожно и рассудительно, в согласии с суждениями богобоязненных советников, потому что только на этом пути мы обретем безопасность и силу. В противном случае Бог не сможет работать с нами, через нас и для нас.

Ах, как радовался бы сатана, если бы он мог преуспеть в [487] своих затеях, навязав их нашему народу и дезорганизовав работу как раз в то время, когда требуется тщательная организация. Он мог бы стать величайшей силой, чтобы потакать лжепробуждениям и претензиям, не имеющим обоснования в Слове Божьем! Нам нужно одинаково поддерживать все направления и не допускать прорыва в нашей организованной и упорядоченной структуре, которая была создана упорным, мудрым и осторожным трудом. Мы не должны выдавать разрешения дезорганизующим элементам, которые хотели бы контролировать работу в наше время.

Кое-кто поддержал эту мысль, что по мере приближения к концу времени каждое дитя Божье будет действовать независимо от любой религиозной организации. Но мне было указано Господом, что в Его работе нет такого понятия, как независимость каждого отдельно взятого человека. Все звезды небесные находятся под законом; они обязательно влияют одна на другую, чтобы исполнять волю Божью; они приводят их общее взаимодействие к согласию с законом, который контролирует все действия. И для того, чтобы дело Божье могло продвигаться твердо и постоянно, Его народ должен собраться воедино.

Судорожные, порывистые движения некоторых людей, называющих себя христианами, хорошо видны, если сравнить их с работой сильных, но не выезженных лошадей. В то время, когда одна идет вперед, другая тянет назад; повинуясь голосу хозяина, одна бросается к нему, а другая стоит неподвижно. Если люди не объединятся в самой великой и грандиозной работе для нашего времени, их ждет неразбериха. Когда люди отказываются объединяться со своими братьями и предпочитают действовать в одиночку, это плохой признак. Работникам необходимо принять во внимание мнение тех братьев, которые наделены правом указывать на любое отклонение от верных принципов. Если люди [488] несут иго Христово, они не могут разойтись в разные стороны; они объединятся в едином порыве со Христом.

Некоторые работники используют всю силу, данную им Богом, но они еще не поняли, что им не следует пользоваться ею в одиночку. Вместо того чтобы изолировать себя, им лучше соединиться в согласии со своими соратниками. Если они этого не сделают, то вся их деятельность будет происходить в неподходящее время, в неподходящем месте и неподходящим способом. Они часто будут делать противоположное тому, что сделал бы Бог, и, таким образом, получится, что им было бы лучше вообще ничего не делать.

С другой стороны, руководители народа Божьего должны воздерживаться от осуждения методов работы отдельных служителей, которых Господь побудил к исполнению особого дела, на которое способны лишь немногие. Ответственные братья не должны спешить с критикой действий, которые в чем-то расходятся с их методами работы. Они не должны настаивать на том, чтобы каждый план отражал их собственную индивидуальность. Им не нужно бояться принимать методы других братьев, потому что, не доверяя брату-соработнику, который со смирением и посвященной ревностью выполняет особый труд определенным Богом путем, они замедляют продвижение дела Божьего.

Бог может и будет использовать тех, кто не получил основательного образования в мирских школах. И не надо сомневаться в том, что Он в силах это совершить; не показывайте свое неверие, оно ограничивает всемогущую силу Того, для Которого нет ничего невозможного. Ах, какое это предупреждение для непосвященных, недоверчивых! Из-за неверия так много сил Церкви остается невостребованными, и это так сужает путь, что Святой Дух не может в полной мере использовать людей; это побуждает к бездействию тех, кто готов и жаждет трудиться в деле Христовом; это отвращает от работы многих из тех, которые могли бы стать ценными соработниками Богу, если бы им был дан [489] соответствующий шанс.

Пророку казались интригующими и необъяснимыми колесо в колесе, появление живых существ, соединенных с ними. Но среди колес видна была рука Бесконечной Мудрости, а совершенный порядок явился результатом этой работы. Каждое колесо, направляемое рукой Божьей, работает в совершенной гармонии с каждым другим колесом. Мне было показано, что люди склонны добиваться слишком неограниченной власти и сами, без Бога, пытаются контролировать работу. Они оставляют Господа Бога, великого Работника, далеко в стороне от своих методов и планов и не доверяют Ему во всем, что касается продвижения дела. Никто ни на мгновение не должен воображать себе, что способен управлять тем, что принадлежит великому Я ЕСМЬ. Бог по Своему провидению готовит пути таким образом, чтобы люди могли совершить эту работу. Тогда каждый пусть займет свой пост, совершит свою часть работы для этого времени и познает, что Бог является его наставником.

Генеральная Конференция

Господь часто говорил мне, что ни одно человеческое суждение не должно ущемляться суждением какого-либо другого человека. Никогда разум одного или нескольких человек не должен считаться достаточным источником мудрости и силы, чтобы контролировать работу и указывать, каким планам необходимо следовать. Но когда на Генеральной Конференции принимается общее решение братьев, собравшихся со всех концов земли, никто не вправе упрямо навязывать свое независимое, частное суждение, но обязан подчиниться общему мнению. Работник никогда не должен считать за добродетель постоянное [490] навязывание своей независимой позиции, противоречащей решению большинства.

Иногда, когда небольшой группе людей доверено общее управление делами от имени Генеральной Конференции, они пытаются провести в жизнь неразумные планы и ограничить дело Божье. В таком случае я говорю, что не могу больше считать голос Генеральной Конференции, представленный этими несколькими людьми, голосом Божьим. Но это не означает, что решения, принятые Генеральной Конференцией, состоящей из должным образом избранных людей, представителей от церквей со всех концов света, не имеют силы. Бог установил, чтобы Генеральная Конференция в лице представителей Его Церкви со всех концов земли имела авторитет. Ошибка, которую некоторые могут совершить, заключается в том, что они придают суждению одного человека или небольшой группы людей такой авторитет и влияние, которыми Бог наделил Свою Церковь - в суждениях и голосе Генеральной Конференции, собирающейся для планирования процветания и продвижения Его дела.

Когда сила, которую Бог дал Церкви, полностью передается в руки одного человека и он наделяется правом судить братьев, тогда подменяется истинный библейский порядок. Усилия сатаны, направленные на разум такого человека, станут наиболее утонченными, а иногда и почти неодолимыми. Ибо враг будет надеяться, что через разум этого человека он сможет повлиять на многих других христиан. Давайте же отдавать наивысшей организованной власти в Церкви то, что мы склонны отдавать в руки одного человека или небольшой группы людей (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 257-261).

Совет тем, кто преодолевает трудности [491]

На протяжении ряда лет ощущался недостаток мудрости в работе с людьми, которые принимались за дело Божье в трудных местах и продвигали его вперед. Часто эти люди трудятся сверх своих сил. У них мало денег, чтобы вкладывать их в продвижение дела, и они вынуждены жертвовать свое имущество ради того, чтобы работа все-таки шла вперед. Эти братья трудятся за мизерную плату и живут в режиме жесточайшей экономии. Они постоянно обращаются к людям за деньгами для церкви и сами подают пример щедрости. Они возносят хвалу Богу за то, что уже сделано, осознавая, что Он является Автором и Свершителем их веры и что благодаря Его силе они способны идти вперед.

Иногда, после того как эти работники перенесли все тяготы и накал работы и терпеливо, упорно продолжали строить новую школу или санаторий или пытались реализовать иные проекты для продвижения дела, братья вдруг принимали решение, что кто-то другой может сделать это лучше, и, следовательно, этот кто-то должен принять дела у того, кто ими уже занимается. В некоторых случаях решение принимается без должного внимания и доверия к тем, кто выполнил самую неблагодарную часть работы, кто трудился, молился и старался, прилагая к этому все свои силы и энергию.

Богу неугодно такое обращение со Своими работниками. Он призывает Свой народ поддержать руки тех, кто совершает работу в новых и трудных местах, произнося им [492] слова поддержки и ободрения.

В своем рвении и ревности ради продвижения дела эти работники могут совершать и ошибки. Они, в своем желании достать средства для поддержки нужных мероприятий, способны ввязаться в такие проекты, которые не будут во благо общему делу. Господь, видя, что эти проекты могут увести их от того дела, которое Он им назначил совершать, допускает возможность появления у них разочарования, которое сокрушает их надежды. Деньги потеряны, и это есть величайшее горе для тех, кто искренне надеялся собрать средства для поддержки дела.

В то время как работники напрягали все силы и нервы, чтобы собрать средства для экстренных случаев, некоторые из братьев стояли рядом, критикуя их, подозревая в злых умыслах, с предубеждением отзываясь о побуждениях этих несущих нелегкую ношу тружеников, делая тем самым их работу еще более тяжелой. Ослепленные эгоизмом, эти искатели недостатков не видели, что их братья и без замечаний со стороны тех, кто не несет тяжелого бремени ответственности, были достаточно огорчены. Разочарование - это великое испытание, но христианская любовь может превратить поражение в победу. Обратное учит быть осторожным. Мы учимся на собственных ошибках. Таким образом мы приобретаем опыт.

В отношении к работникам, которые, несмотря на допущенные ошибки, проявили искренний, жертвенный интерес к работе, должны быть продемонстрированы забота и мудрость. Братья должны сказать: "Мы не будем ухудшать положения, поставив другого вместо тебя и не дав тебе возможности исправить свои ошибки и занять подходящую позицию, свободную от бремени несправедливой критики". [493] Им должно быть дано время, чтобы приспособиться, преодолеть трудности, окружающие их, и предстать пред ангелами и людьми достойными работниками. Они допустили ошибки, но разве те, кто сомневался в них и критиковал, поступили лучше? Обвиняющим Его фарисеям Христос сказал: "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин. 8:7).

Есть братья, которые проявляют поспешность, желая реформировать то, что им кажется неправильным. Они полагают, что их выберут вместо тех, кто допустил ошибки. Они недооценивают того, что эти работники уже сделали, в то время как другие только наблюдали и критиковали. Своими действиями они говорят: "Я могу совершить великие дела. Я могу успешно продвигать дело вперед". Тем, кто думает, что достаточно хорошо знает, как избежать ошибок, мне велено сказать: "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1). Вы можете избежать ошибок в некоторых вопросах, но зато в другом склонны допускать такие грубейшие ошибки, которые очень трудно будет исправить и которые лишь помешают делу. Ваши упущения могут причинить больше вреда, чем ошибки, совершенные вашими братьями.

Наставление, данное мне, заключается в том, что братьев, закладывающих фундамент работы невзирая на предвзятое к себе отношение с борьбой продвигающихся вперед, нельзя выставлять в неблагоприятном свете, с тем чтобы другие могли занять их место. Есть искренние работники, которые, несмотря на критику со стороны некоторых братьев, продвинули вперед то дело, которое Бог повелел исполнить. Если теперь они будут освобождены от занимаемой должности, создастся впечатление, неблагоприятное для них и вредное для дела, поскольку произведенные перемены будут выглядеть как подтверждение [494] несправедливой критики и существующих предрассудков. Господь желает, чтобы не происходило ни одного перемещения, которое способствовало бы несправедливости по отношению к тем, кто долго и усердно совершал порученную им работу.

Произведены многие перемены, которые было бы лучше не делать вообще. Часто, когда работники проявляют недовольство своим положением, их, вместо того чтобы поощрить их остаться там, где они служат, и приносить успех делу, посылают в другое место. Но ведь у них остались те же черты характера, которые в прошлом уже омрачили их работу. Они будут проявлять тот же неподобающий христианину дух, потому что не извлекли для себя урока терпеливого, скромного служения.

Я умоляю вас изменить существующий порядок вещей. Среди работников в наших конференциях и учреждениях должны быть сделаны замены. Надо искать людей способных и посвященных и призывать их объединяться с теми, кто несет на себе бремя забот, в качестве помощников и соработников. Пусть между старым и новым существует гармоничный союз, основанный на духе братской любви. Смена управления не должна произойти внезапно и принести разочарование тем, кто усердно и успешно трудился и привел дело к определенной степени прогресса. Бог не поддержит ничего, что может хоть как-то разочаровать Его верных слуг. Те, в чьи обязанности входит обеспечение наиболее эффективного управления нашими издательствами, санаториями и школами, должны следовать принципам справедливости.

Бог призывает работников. Дело нуждается в самостоятельных людях, которые, предав себя в руки Господа как смиренные ученики, доказали, что они действительно [495] являются Его соработниками. Такие люди нужны в служении и в преподавании. Пусть выйдут те, кто проявил себя достойным человеком, и пусть они делают все возможное для служения Господу. Пусть они вольются в ряды служителей и терпеливой, непрестанной работой докажут свою ценность. Мы учимся плавать в воде, а не на суше. Пусть и они с уверенностью занимают то положение, к которому призваны, чтобы со временем быть способными выполнять еще более ответственное служение. Бог предоставляет все возможности для совершенствования себя в служении Ему...

Бог наделил некоторых Своих слуг особыми талантами, и никто не имеет права пренебрежительно относиться к их выдающимся качествам. Но и ни один из них не имеет права использовать свои таланты для самовозвышения. Талантливые братья не должны считать себя в лучшем по сравнению со своими собратьями положении, равно как и не возвышать себя над другими искренними, усердными работниками. Господь смотрит на сердце. Наиболее посвященный на служение Богу наиболее высоко ценится в глазах Неба.

Небеса внимательно наблюдают за тем, как братья, занимающие влиятельное положение, выполняют свои обязанности. Требования к ним как к управителям измеряются степенью их влияния. В отношении к своим собратьям они обязаны быть как отцы: справедливы, нежны, честны. Они должны быть христоподобными по характеру, объединяясь с собратьями самыми тесными узами единения и братства (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 277-282).

[496] "Будем внимательны друг к другу"

Вы часто будете встречаться с душами, которые подвержены искушению. Вы и не подозреваете, насколько жестоко сатана борется с ними. Смотрите, не разочаровывайте эти души, давая тем самым преимущество искусителю.

Когда бы вы ни слышали или ни видели нечто, требующее исправления, обращайтесь к Господу за мудростью и благодатью, чтобы, пытаясь быть верными, вы не стали бы жестокими. Всегда унизительно, когда кто-то указывает на твои ошибки. Не огорчайте братьев еще больше своими ненужными придирками. Недобрая критика вызывает разочарование, делая жизнь мрачной и несчастной.

Братья мои, побеждайте любовью, а не суровостью. Когда заблуждающийся осознает свою ошибку, будьте внимательны к нему, чтобы не разрушить его самоуважения. Не пытайтесь ужалить и поранить, но старайтесь обнять и исцелить.

Ни один человек не обладает такой острой чувствительностью и такой проницательностью, как наш Спаситель. И какое же терпение проявляет Он к нам! Год за годом Он несет на Своих плечах наши слабости и пренебрежение, нашу неблагодарность и капризы. Несмотря на все наши блуждания, жесткость нашего сердца, наше отвержение Его святых слов, руки Его все еще простираются к нам. И Он повелевает нам: "Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34).

Братья, почитайте себя миссионерами, и не среди язычников, но среди ваших соработников. Для того чтобы убедить одну душу в особенных истинах для нашего времени, [497] требуется огромное количество времени и труда. И когда души обращаются от греха к праведности, то среди ангелов царит радость. Не думаете ли вы, что служебные духи, наблюдающие за этими душами, довольны, когда видят, как безразлично относятся к ним люди, называющие себя христианами? Преобладают мирские предпочтения. Проявляются пристрастия. К одному благосклонны, тогда как к другому относятся грубо.

Ангелы с благоговением и удивлением следят за миссией Христа в мире. Они поражаются любви, которая побудила Его предать Себя в жертву за грехи людей. Но насколько низкой считают люди цену Его Крови!

Нам не нужно пытаться полюбить друг друга. Любовь Христа в сердце - вот что нам нужно. Когда собственная личность растворена во Христе, непроизвольно вырывается наружу истинная любовь.

Мы победим терпеливой сдержанностью. Именно терпение в служении приносит покой душе. Достаток Израиля обеспечивается скромными, усердными, верными тружениками. Слово любви и ободрения способно сделать больше, чем все выискивания ошибок и придирки, которые мы сваливаем на голову ошибающегося только для того, чтобы укротить его вспыльчивый характер.

Весть Господа должна провозглашаться в духе Господа. Единственно безопасным для нас является подчинение наших мыслей и побуждений контролю великого Учителя. Ангелы Божьи дадут каждому истинному работнику богатый опыт в этом. Благодать смирения облечет наши слова в выражения Христовой нежности (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 265, 266).

[498] Церковная дисциплина

Разбираясь с заблуждающимися членами Церкви, народ Божий должен тщательно следовать наставлению, данному Спасителем в восемнадцатой главе Евангелия от Матфея (см. Мф. 18:15-18).

Люди являются собственностью Христа, ибо искуплены Им безграничной ценой и связаны с Ним любовью, которую Он и Его Отец проявили к ним. Поэтому насколько же осторожными мы должны быть в наших отношениях друг с другом! Люди не имеют права причинять зло своим собратьям. Члены Церкви не вправе следовать своим собственным побуждениям и наклонностям в отношениях с теми из своих братьев, которые когда-то ошиблись. Они не должны даже выражать своих предубеждений в отношении ошибающихся, потому что таким образом они закладывают в разум последних закваску зла. Сообщения, неблагоприятные для брата или сестры, передаются от одного члена Церкви к другому. Совершаются ошибки и творится несправедливость из-за того, что кое-кто из братьев не желает следовать указаниям, данным Господом Иисусом.

"Если же согрешит против тебя брат твой, - говорит Христос, - пойди и обличи его между тобою и им одним". Не рассказывай другим о грехе, совершенном братом. Скажешь одному, потом другому, третьему, и так будет постоянно, и зло возрастет до такой степени, что вся церковь пострадает от этого. Разберись "между тобою и им одним". Таков Божий план.

"Не вступай поспешно в тяжбу: иначе, что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? [499] Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай" (Притч. 25:8, 9). Не вводите брата своего в грех, но и не открывайте его, таким образом увеличивая тяжесть последнего, превращая порицание в месть. Исправляйте грех так, как о том говорится в Слове Божьем.

Не позволяйте, чтобы вами овладело чувство обиды, которое может перерасти в злобу. Не позволяйте ране гноиться и прорываться наружу посредством ядовитых слов, которые поражают разум тех, кто их слышит. Не позволяйте горьким мыслям наполнять разум ваш и вашего собеседника. Пойдите к вашему брату и в смирении и искренности поговорите с ним о возникших недоразумениях.

Каким бы ни был характер обиды, это не меняет плана, который Бог приготовил для разрешения недопонимания и личных обид. Разговор наедине и в духе Христовом с тем, кто ошибается, как правило, устраняет трудности. Подойдите к ошибающемуся с сердцем, наполненным Христовой любовью и состраданием, и попытайтесь урегулировать вопрос. Беседуйте с ним спокойно и тихо. Гневные слова пусть не срываются с ваших уст. Обращайтесь к брату таким образом, который наиболее приемлем для него. Помните слова: "Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5:20).

Дайте вашему брату такое средство, которое исцелит болезнь неприязни. Сделайте со своей стороны все, чтобы помочь ему. Ради мира и единства церкви считайте это своей привилегией и обязанностью. Если он услышал вас, значит, вы обрели друга в его лице.

Все небо заинтересовано в том, чтобы состоялся разговор между тем, кому была причинена боль, и тем, кто пребывает в заблуждении. Если заблуждающийся принимает [500] порицание, предложенное в любви Христовой, и признает свою неправоту, прося прощения у Бога и своего брата, тогда сияние небес наполняет его сердце. Борьба закончена, дружба и доверие восстановлены. Елей любви заживляет раны, причиненные несправедливостью, Дух Божий объединяет сердца, а на небе звучит музыка в честь свершившегося примирения.

Когда воссоединившиеся таким образом в христианской дружбе возносят молитву Богу и клянутся быть справедливыми по отношению друг к другу, любить милость и ходить смиренномудренно пред Богом, на них нисходят великие благословения. Если они причинили зло другим, то теперь возобновляют труд покаяния, исповедания и восстановления, безвозвратно решившись творить добро друг другу. Это и есть исполнение Закона Христова.

"Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово". Берите с собой тех, кто духовен, и поговорите с заблуждающимся о его проступках. Он может внять совместному обращению своих братьев. Видя согласие их по этому вопросу, разум его может озариться.

"Если же не послушает их", что тогда делать? Должны ли тогда несколько человек из совета церкви взять на себя ответственность за исключение заблуждающегося? "Если же не послушает их, скажи церкви". Пусть церковь предпринимает действия в отношении своих членов.

"А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь". Если нарушитель не внемлет голосу церкви, если он отвергнет всякие предпринимаемые попытки [501] исправить его, тогда на церкви лежит ответственность лишить его членства. Тогда его имя должно быть вычеркнуто из книг.

Ни один служитель Церкви, ни один совет не может порекомендовать, равно как и ни одна церковь не может проголосовать за то, чтобы имя заблуждающегося было вычеркнуто из церковных книг, до тех пор пока не будет в точности выполнено наставление, данное Христом. Когда это сделано, церковь очистила себя перед Богом. Тогда зло должно быть представлено таким, каким оно есть, и должно быть искоренено, во избежание все большего и большего его распространения. Необходимо сохранить здоровье и чистоту церкви, чтобы она могла предстать перед Богом незапятнанной, облеченной в одежды Христовой праведности.

Если ошибающийся раскаивается и подчиняется Христовой дисциплине, ему необходимо дать еще один испытательный срок. И даже если он не раскаивается, если даже он остается вне Церкви, Божьи слуги должны продолжать работать с ним. Они обязаны прилагать все усилия, чтобы привести его к покаянию. И каким бы тяжким ни был его проступок, если он подчиняется стараниям Святого Духа и, исповедываясь и оставляя свои грехи, тем самым дает доказательство покаяния, его необходимо простить и вновь пригласить в стадо. Братья его должны поддерживать его на правильном пути, относясь к нему так, как хотели бы, чтобы и к ним относились, будь они на его месте, чтобы самим тоже не быть искушаемыми.

"Истинно говорю вам, - продолжает Христос, - что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе".

Это утверждение обладает силой во все века. Церкви была дарована власть действовать от имени Христа. Это Божье средство сохранить порядок и дисциплину среди [502] Своего народа. Церкви Господь передал власть решать все вопросы, относящиеся к ее процветанию, чистоте и порядку. На ней лежит ответственность исключения из своих рядов недостойных, которые своим нехристианским поведением бесчестят истину. Все, что делает Церковь, находясь в согласии с указаниями, данными в Слове Божьем, будет одобрено на небесах.

Прощение грехов

"Кому простите грехи, - сказал Христос, - тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:23). Христос никому не дает права осуждать другого. В Нагорной проповеди Он запретил это делать. Это право принадлежит только Богу. Но на церковь как на организацию Господь возлагает ответственность за ее отдельных членов. Тех, кто впадал в грех, церковь должна предостерегать, наставлять и, если возможно, исправлять. "Обличай, запрещай, - говорит Господь, - увещевай со всяким долготерпением и назиданием" (2 Тим. 4:2). Поступайте праведно с делающими злое, предостерегайте всех, находящихся в опасности, не позволяйте никому обманывать себя, называйте грех своим именем, возвещайте, что Господь говорит о лжи, о нарушении субботы, о воровстве, об идолопоклонстве и всех прочих грехопадениях, ибо "поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:21). Если люди упорствуют в грехе, то суд, который вы возвещаете на основании Слова Божьего, происходит над ними и на небесах. Избирая грех, они лишаются Христа, и церковь [503] должна показать, что не одобряет их поступков, в противном случае она бы бесчестила своего Господа. Церковь должна говорить о грехе то, что Бог говорит о нем; она должна поступать с грехом так, как наставляет Бог. И то, что она делает, утверждается на небесах. Тот, кто пренебрегает властью церкви, пренебрегает властью Самого Христа.

Но есть и более светлая сторона картины. "Кому простите грехи, тому простятся". Пусть эта мысль будет главной для вас. Трудясь для заблудших, обращайте взоры ко Христу. Пусть пастыри неустанно заботятся о стаде, пасущемся на Господних пажитях. Пусть они говорят заблудшим о всепрощающем милосердии Спасителя. Пусть они убеждают грешников покаяться и уверовать в Того, Кому дано прощать. Пусть они утверждают, основываясь на авторитете Слова Божьего: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9). Всяким кающимся дается уверение: "Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши" (Мих. 7:19).

Пусть церковь благородно принимает покаяние грешника и ведет кающегося из мрака неверия к свету веры и праведности. Пусть его дрожащая рука будет вложена в любящую руку Иисуса. Такое прощение утверждается на небесах (Желание веков, с. 805, 806).