Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 24 апреля 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Роль_музыки КАК ОТНОСИТЬСЯ К “ГОСПЕЛ” РОКУ?
КАК ОТНОСИТЬСЯ К “ГОСПЕЛ” РОКУ? PDF Печать Email

Харольд Лики,

профессор музыки,

Колледж Уола Уола

Среди молодежи, которая поддерживает хотя бы номинальную связь с церковью существует различная степень вовлеченности в духовную жизнь. Некоторые предпочитают не обращать внимания на необходимость постоянного духовного совершенства и выбирают временные преходящие наслаждения мира сего. От Дьявола даже не требуется при этом особых усилий, чтобы держать таких людей под своим контролем, так как их сползание вниз происходит почти автоматически. Обсуждать такие вопросы, как увеселительное время препровождения или литературный и музыкальный вкус с данной группой практически бесполезно.

Есть и те, в ком еще живет стремление и желание двигаться вперед. Они еще полностью не посвятили себя делу христианского служения, но имеют смутные намерения переоценить свои приоритеты в будущем. Такие люди составляют достаточно большую группу, возможно даже большинство. Некоторые из них надеются “повеселится” еще немного, прежде чем они поменяют свое отношение к христианской жизни и удалят из нее все, что может помешать и увести с пути истинного. Другие просто боятся брать на себя какие бы то ни было обязательства, ибо не уверены, что найдут в себе силы довести начатое до конца. Они стремятся сочетать все лучшее из двух миров и с ними Дьяволу очень легко иметь дело. Он позволяет своим жертвам тешится на пути духовного самоутверждения посредством соблюдения формальных религиозных установлений, и в тоже время убаюкивает их сознание самообманом из области мирских удовольствий и развлечений.

Но есть среди адвентистской молодежи и другая группа, которая является источником радости и вдохновения для всех. Эти молодые люди полностью и без остатка посвятили себя на служение Христу и основной мотив их существования - поделится своей радостью с другими. Безусловно, Дьявол рассматривает данную группу, как наиболее “крепкий орешек.” Если бы он смог хитроумным способом посеять среди них семя лжи, семя искаженной истины или перенаправить главный фокус их внимания, даже позволив им внешне сохранять прежнее благочестивое отношение, он тем самым нанес бы им сокрушающий удар. Каждый, кто выражает беспокойство относительно любого из аспектов духовной жизни представителей данной группы немедленно причислялся бы к категории реакционеров и фарисействующих противников прогресса, пытающихся сделать религию “неудобоваримой” для молодежи. Сила подобной критики заключается в том, что данное обвинение достаточно истинно, чтобы считаться обоснованным. Если Дьяволу удастся создать антагонизм и увеличить полярность и брожение, он сможет весьма эффективно влиять даже на искренних христиан.

Привлекательный для лиц с чувственным восприятием

Для тех, кто обольщен удовольствиями мира сего, никакой вид музыки не выглядит неуместным. Рок музыка имеет столь пагубное влияние и столь высокую популярность прежде всего потому, что способна удовлетворить потребности людей в чувственном удовольствии. Такая форма музыки, являющаяся прямой противоположностью небесным принципам, вряд ли смогла бы ввести в заблуждения тех, кто в той или иной степени преуспел на пути духовного поиска. Стал бы Дьявол использовать такой вид музыки, чтобы воздействовать на них и поколебать их в вере? Несомненно, он как всегда прибегнет к тактике обмана, которая является его излюбленным инструментом, с тех пор, как он покинул небеса.

Описывая средства и методы, находящиеся на вооружении у Сатаны, Елена Уайт говорит: “Дьявол никогда не пускает вход сразу весь свой набор искушений. Он скрывает искушения под маской видимого блага, перемешивая их с вещами истинными. Он старается сочетать достойные дела с развлечениями и пустыми глупостями и обманутые души находят оправдание в том, что участвуя в них они, якобы, извлекают из этого много полезного. Но это лишь искусный и хитроумный обман. Это дьявольское искусство маскироваться... Он наблюдает, как люди с готовностью попадаются на его приманку и вступают на путь, приготовленный им. Не в его планах побудить людей полностью отказаться от молитвы и отправления религиозных обязанностей, поскольку именно так он способен использовать их наиболее эффективно. Он объединяет свои обманные ловушки с опытом и повседневной практикой людей, таким образом успешно продвигая свое дело.” — Послания молодежи, с. 83.

В последние годы, наряду с рок-н-роллом, появились на свет и быстро набирали популярность многочисленные гибридные формы популярной музыки. Одним из самых успешных в ряду подобных направлений, пожалуй, является фолк-рок. В начале 1960-х годов певец и композитор Боб Дилан со своими социально-ориентированными песнями стал героем движения протеста. В середине шестидесятых, он добавил к своему фольклорному содержанию полновесное рок-н-ролльное звучание и таким образом был у истоков создания фолк-рока. С тех пор десятки исполнителей пошли по его стопам.

Фолк музыка всегда считалась достаточно респектабельным течением в музыке, хотя и она требует осторожного отношения. Сочетание фольклорных элементов с роковым стилем было определенным шагом к легализации рок-н-ролла, по крайней мере, это позволило ассимилировать некоторые из тех особенностей рока, которые вызывали наибольшее количество возражений. Сегодня типичный исполнитель в стиле фолк-рок пишет свои тексты и перекладывает их на музыки, автором которой чаще всего является он сам. Содержание песен разнится от типичных фольклорных тем, таких, как неразделенная любовь, до социальных, экологических и даже религиозных посылов. Хотя по сути основные черты рок-н-рольной музыки не изменились с добавлением фольклорной окраски, но все же некоторые считают, что “облагораживание” текстовой стороны делает данный музыкальный материал более приемлемым.

“Госпел” рок

В ряду других сочетаний направлений и стилей можно выделить так называемый “воспел” рок и “рок-н-соул,” корни которых уходят в негритянскую музыкальную традицию Юга США. Эти два стиля объединяет несколько похожих характеристик. Основной их особенностью является безудержный эмоциональный порыв, исходящий из глубины инстинктивной природы исполнителя. Это музыкальное направление было признано, как “свое” в кругах молодых интеллектуалов и постепенно превратилось в характерную черту их социального протеста. Когда основные составляющие рок музыки переносятся на и без того сложную музыку в стиле “госпел” в результате получается очень внушительный симбиоз.

В течение последних несколько лет на ниве рок-н-ролла наблюдается охлаждение страстей и ретуширование наиболее экстремальных черт, в связи с тем, что большинство известных исполнителей этого направления с годами становятся богаче и вальяжнее и теряют интерес к изначальному драйву. Агрессивные элементы рока все чаще уступают место фольклорному колориту, которые в свою очередь, наоборот, выглядят все более привлекательными. В коммерческих кругах очень быстро обнаружили эту смену интереса. Там где крутятся деньги, там будет процветать и множится любой продукт популярного спроса. Философия “каждый делает все, что ему заблагорассудится” прочно укрепилась в сознании современной молодежи. Точно также, как девушка в мини-юбке может спокойно идти по улице со своей подружкой, одетой в юбку максимальной длины, тяжелый рок может сосуществовать бок о бок с ненавязчивым фольклорным стилем и все это соответствует принципу “каждый делает все, что ему заблагорассудится.” В этом музыкальном калейдоскопе прекрасно уживаются многочисленные вариации стилей и направлений.

Интересно рассмотреть данный, сравнительно новый феномен относящийся к религиозному миру. Сегодня почти всех представителей современной молодежи, включая верующую молодежь, объединяет тяга к популярной музыке. Он является настолько существенным фактором в подростковом периоде их жизни, что они естественно желают сохранить и привнести его в свою духовную жизнь. Результатом становится появление в церкви рока, фолк-рока, “госпел” рока и других аналогичных стилей. В дополнение к направлениям роковой ориентации встречается также большое количество музыки в стиле “госпел,” которая напоминает популярные баллады дорокового периода. Готовность к принятию всех этих разнообразных музыкальных традиций верующими христианами можно отнести в разряд новых тенденций. В прошедшие года в церкви хотя бы существовали различия между стандартами для светской музыки и музыки духовной. Некоторые и раньше принимали и ассимилировали различные музыкальные стили светской музыки, но за пределами церкви.

Серьезно настроенные члены церкви хотят знать какую позицию следует занять по данному кругу вопросов. Было бы правильным обратится в настоящий момент к библейскому принципу чистоты. В одной из своих молитв Давид произнес: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня” (Пс. 50:12). После нравственного падения, он признает необходимость в обновлении и очищении. Павел также советует: “Что чисто..., о том помышляйте.” (Фил. 4:8). Если мы попытаемся проиллюстрировать это на примере некоего континуума, но одном конце которого будет располагаться тяжелый рок или экстремальный рок, а на другом совершенные, чистые формы музыкального творчества, то как можно определить в какой из точек на протяжении данного континуума произойдет качественный переход из одной области в другую? Этот вопрос возникает когда мы рассматриваем, как светскую, так и религиозную музыку. Так, специфическим примером рок музыки может быть песня Роллинг Стоунз “Я не могу получить удовлетворения”; большинство людей рассматривают ее как неприемлемую для слуха христианина. Но как данное музыкальное произведение может быть модифицировано или “улучшено,” чтобы в нем можно было увидеть определенные положительные стороны?

Утонченное искушение

Именно в этот момент на сцену выходит мастер искусного обмана. Ясно, что наиболее отталкивающей и непристойной стороной данной песни являются слова. Все, что требуется для некоторых благодарных слушателей это произвести замену “неблагожелательной” темы - будь то сверкая или религиозная область - оставив при этом музыку нетронутой. Другие христиане для полного удовлетворения желали бы, чтобы и музыка, в некоторой ее части, была изменена. Но есть и такие, чьи запросы сможет удовлетворить только полная трансформация. Задача Дьявола теперь заключается в том, чтобы убедить слушателя или исполнителя в приемлемости любого рода модификации, подчеркивая положительные нововведения и, наоборот, закрывая от него все плохое, что по прежнему остается. Он применяет такие методы и в других областях. Например, он умело использует телевидение и различные печатные издания. Возвращаясь к уже цитированному источнику стоит отметить, что: “Он [Дьявол] наблюдает, как люди с готовностью попадаются на его приманку и вступают на путь, приготовленный им. Не в его планах побудить людей полностью отказаться от молитвы и отправления религиозных обязанностей, поскольку именно так он способен использовать их наиболее эффективно. Он объединяет свои обманные ловушки с опытом и повседневной практикой людей, таким образом успешно продвигая свое дело.” Там же, с. 83.

В настоящее время многие молодые люди, являющиеся частью движения возрождения, которое набирает силу в студенческих городках колледжей и университетов, горят желанием поделится со своими сверстниками радостью от встречи со Христом. Тот факт, что музыка занимает центральное место в жизни всей молодежи сегодня делает естественным их намерение включать ее в свои евангелизационные мероприятия. Какую же музыку они применяют для этой цели? Полагаясь на слова Христа о том, что с людьми нужно говорить на понятном им языке, любой из них быстро даст вам ответ, что лучшим во всех отношениях средством, позволяющим быстро наладить контакт со светской молодежью являются музыка, знакомая и привычная для них. В древности, фарисеи возражали против такого подхода и Христос порицал их за мнимую, лицемерную несгибаемость. Такое обоснование представляет собой идеальное оправдание практически для любого случая и является автоматической защитой против всевозможной критики.

Самым простым выходом из сложившейся непростой ситуации было бы отступить и предоставить каждому возможность руководствоваться собственной интуицией. Конечно же это дело лично каждого - лично в том смысле, что каждый имеет право личного выбора. Но означает ли это также, что никаких ограничений не может быть. Бог очень четко начертал план, предусматривающий путь человека в земной жизни. Тот, кто искренне стремится познать Его волю может добиться этого; в том числе и в области музыки. Человек не лишен связи со своим Создателем когда речь идет о принятии ежедневных решений. Писания, книги Духа Пророчества и молитва призваны помочь ему в этом. И они должны стать для христианина источниками получения истины во всей ее полноте по всем вопросам христианской жизни. Ибо дьявол по прежнему будет дурманить разум людей и ложь будет приниматься многими за истину.