Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Роль_музыки ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ PDF Печать Email

Харольд Лики,

профессор музыки,

Колледж Уола Уола

Как может христианин быть уверен, что принимает правильное решение в вопросах, имеющих духовную подоплеку? На чем должен он основывать свои действия и поступки? Возможно ли ему знать наверняка где провести необходимую грань, когда речь идет о развлечениях, чтении или музыке. Одно со всей ясностью следует из Слова Божьего: “Если Дьявол подступает к христианину с искушением, заступничество свыше обязательно последует. Очевидно, что в результате вмешательства Дьявола, музыка часто приобретает извращенные формы, начинает служить злым целям, а потому превращается в одно из наиболее манящих искушений.” Знамения времен, сентябрь, 1905.

Может ли оказаться так, что перед лицом столь явной опасности христианин будет оставлен в неопределенности? Конечно же нет, ибо принять такое положение означает полностью разрушить христианскую надежду. “Способность различать правду и неправду мы можем получить, только доверившись Ему лично. Каждому необходимо учиться у своего Творца с помощью Его Слова. Он наделил нас способностью думать и хочет видеть нас рассудительными.” — Воспитание, с. 231.

Рассматривая необходимость осторожного и деликатного подхода к различным аспектам музыки, мы открыли глубокий и универсальный принцип, имеющий отношение ко всем сторонам повседневной жизни человека. Зависимость человека от Бога есть главный вопрос, вокруг которого сконцентрированы все остальные. “Человек потерял все, потому что предпочел слушаться обманщика, а не того,. Кто есть истина, у Которого - разум. Из-за смешения зла и добра человеческий разум стал деградировать, умственные и физические способности притупились. Люди больше не дорожили теми благами, которыми Бог так обильно их наделял.” — Там же, с. 25.

Но человек не был брошен на произвол судьбы: “Как благодаря Христу каждый человек имеет жизнь, так через Него каждая душа получоет луч Божественного света. Не только интеллектуальная, но и духовная сила, понимание справедливости, желание добра существуют в каждом сердце. Но против этих добрых принципов борются антагонистические силы. Последствия зла очевидны в жизни каждого человека, потому что в самой природе его утвердилась склонность ко греху, которую без помощи свыше он не может победить. Одержать верх над силами зла, достичь того идеала, к которому человек в глубине души стремится как к единственно достойному, может помочь только Христос. Сотрудничество с силой Христа - величайшая нужда человека.” — Там же, с. 29.

Тот, кто хочет и в области музыки раз от разу делать правильный выбор, должен полностью посвятить себя изучению и осуществлению Божьей воли. Вызывает сожаление, что лишь немногих настораживают опасности, существующие в мире музыке сегодня. Большинство христиан имеют лишь смутное представление относительно своей моральной ответственности в каждой конкретной ситуации, а то малое, что им известно они узнали со слов других людей. К несчастью, лишь единицы серьезно и вдумчиво изучали данный вопрос, имея искреннее желание познать истину. А проблема продолжает дискутироваться на уровне личных взглядов, мнений и предпочтений без задействования источников, вдохновленных свыше. Родители, не позволяющие своим детям есть пищу, которая может оказать вредное воздействие на их здоровье, кажется, совершенно не заботятся о возможном ущербе от некоторых образцов “духовной” пищи.

Христианин может принимать правильные решения только в той степени, в какой он доверяется водительству Святого Духа. Зрелые в духовном отношении христиане способны принимать мудрые решения, поскольку у них “чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евр. 5:14). Те же, кто менее опытны, но также искренни в своем поиске, будут научены центром всех вещей считать Божью волю. Постепенно они смогут умело избегать многочисленных ловушек мира сего, так как их духовное зрение станет со временем более проницательным.

Решения, вдохновленные свыше

Как в светской, так и в духовной музыкальной области, христианин сегодняшнего дня должен при принятии решений быть водимым Духом. Он должен всегда помнить, что “ложь редко пристает в своем истинном обличии. Перемешанная с истиной, она легко принимается теми, кто не обладает большой проницательностью в духовных вопросах” Там же, с. 231. Если можно с уверенностью предположить, что практически любой христианин решительно отвергнет музыку, открыто прославляющую употребление наркотиков и сексуальные приключения, как должен действовать Дьявол, чтобы обмануть их? “Он старается сочетать достойные дела с развлечениями и пустыми глупостями и обманутые души находят оправдание в том, что участвуя в них они, якобы, извлекают из этого много полезного.” — Послания к молодежи, с. 83.

Анализируя популярную музыку можно заметить, что среди ее многочисленных стилей и направлений наблюдаются достойные черты, по сравнению с экстремальной спецификой рок-н-ролла. Наиболее значительным улучшением является изменение содержания текстов песен. Исполнители стиля фолк рок, в частности, предлагают на суд слушателя вполне безобидные стихи, но с музыкальной точки зрения их произведения мало чем отличаются от тех, что написаны в лучших традициях рок-н-ролла. Легко представить себе практически неограниченное количество сочетаний, которое может существовать и существует между текстовой и музыкальной сторонами песен. Множество примеров может быть собрано, которые иллюстрируют некую градацию слов и музыки от открыто непристойных и агрессивных до абсолютно безобидных и ненавязчивых. Разочаровывает то, что многие христиане тратят значительное количество сил и энергии на то, чтобы обнаружить как далеко можно зайти и в тоже время не зайти слишком далеко. Такой подход вряд ли является стоящим для тех, у кого на первом месте находятся стандарты, определенные Богом.

А что же музыка? Может ли она, в отдельности от слов заключать в себе нежелательный подтекст? Возможно, это самый спорный из всех вопросов, обсуждаемых в рамках данной темы. Примитивные культуры издревле использовали звук, как мощное средство в достижение определенных целей в рамках своих племенных обычаев и традиций. Самым действенным инструментом при этом чаще всего был импровизированный барабан, сделанный из кожи животного, натянутый на какой-либо твердый остов. Благодаря искусности и утонченной музыкальности местных аборигенов уже в древности появились первые образцы воздействия музыки на сознание людей. Многократное повторение монотонных звуков позволяло вводить людей в состояние неконтролируемой истерии. Безудержные круговые танцы под подавляющий сознание ритм и скандирование нечленораздельных звуков можно считать прообразом того, что позднее мы имели возможность наблюдать на концертов многих исполнителей музыки рок-н-ролла. Каждый, кто воочию лицезрел реакцию подростков на пульсирующие ритмы и дикие крики рок музыкантов со сцены, вероятно согласится с правомерностью подобного сравнения. Действительно, музыка владеет силой, способной довести подростка двадцатого века до состояния примитивного дикаря. Основные составляющие компоненты музыки обладают вполне определенной нравственной импликацией. Они могут воздействовать напрямую на животную сущность человеческой натуры и даже без помощи словесного ингредиента “притупить наслаждение от более покойных благословений и трезвых реалий жизни” (Свидетельства, том 4, с. 653).

Музыка формирует ответную реакцию

Существует вполне конкретная причина, обуславливающая тот факт, что данная музыка рождается и процветает в обстановке, которая характеризуется изначально неправедными установками. Качества присущие этой музыке делают ее идеальным средством для реализации установок и действий, характерных для этих мест. В таких местах вы не услышите звуков марша; струнные квартеты или торжественные гимны также не звучат там. Сама концепция уместности той или иной музыки для определенных случаев и событий основана на том посыле, что музыка формирует соответствующую ответную реакцию у слушателя или по крайней мере создает подходящую атмосферу.

Если мы принимаем данную предпосылку, давайте подумаем, какая музыка может являться примером изменения психологического и физиологического состояния слушателя в сторону очищения и возвышения души? Этот вопрос непросто разрешить применительно к светской музыки и пожалуй еще сложнее сделать это, имея в виду духовную музыку. Может ли та же самая музыка, которая изначально создавалась для возбуждения низменных человеческих страстей, быть использована в благих целях привлечения людей ко Христу, нашему Спасителю, умершему на кресте, чтобы человек мог от своего греховного состояния вернуться к тому образу и подобию, в соответствие с которым он был первоначально сотворен?

Елена Уайт говорит: “Если не преподать людям правильные идеи относительно истинного служения и истинного почитания, незамедлительно начнут проявляться тенденции постановки духовных вопросов на уровень повседневный и обыденный, а результатом станет потеря ориентиров и дискредитация религиозной практики.” Там же, том 5, с. 500.

Итак, разбираемый принцип относится к проблеме сопоставимости доносимой идеи со средством или инструментом, используемым в этих целях. Если этот посреднический инструмент воздействует прежде всего на низменную человеческую природу, а слова, напротив, вызывают в нем возвышенные чувства, то налицо несовместимость этих двух составляющих, результатом чего является смешение добра и зла. Человек обладает бесконечной способностью обманывать самого себя.

Лавину различного рода музыки, захлестнувшей адвентистские церкви сегодня, безусловно нельзя считать однородной и гармоничной и приносящей исключительно одни благословения. Популярность никогда не являлась свидетельством надежности. Сегодня мы видим движение в сторону распространения в пределах церкви популярных музыкальных программ, организаторами и исполнителями которых являются многочисленные исполнители фолклорной и “госпел” музыки. Их везде встречают с радостью и оказывают исключительно теплый прием. Вкус этих гастролирующих музыкантов формировался под влиянием последних веяний шоу бизнесса, который постоянно проникает в дома и семьи людей посредством радио и телевидения. Впервые за всю истории церкви, ее члены могут услышать образцы своих любимых музыкальных стилей непосредственно в святилище. Какие бы остаточные чувства вины не мучали их в прошлом относительно предпочитаемых ими музыкальных стилей, сейчас они все окончательно улетучились и на их место пришло облегчение, так как теперь той же самой музыкой они могут наслаждаться прямо в церкви.

Вряд ли категоричные отвержения могут в данном случае возыметь действие. Скорее важно поощрять так называемый осторожный подход, подкрепленный глубоким исследованием Писания и искренней молитвой в поисках мудрости. Елена Уайт рекомендует с большой тщательностью и осторожностью подходить к планированию музыкальных мероприятий в рамках религиозного служения. Многим из тех, кто с головой окунулись в движение “поп-госпел,” не помешает сегодня остановится на мгновение и поразмышлять.

Целостная философия музыки для христианина включает несколько аспектов взаимосвязи между музыкой и человеком. Прежде всего, следует признать тот факт, что главной целью Бога относительно любой музыки является совершенствование характера и возвышение мыслей человека от повседневных суетных дел к величественным высотам духа; от “прежних похотей” ко всему, что чисто и достославно. Во вторых, христианин должен четко представлять себе, что Дьявол стремится использовать музыку для достижения диаметрально противоположных целей и задач, и что его самые искусные и утонченные искушения, как правило, сочетают элементы добра и зла, правды и истины. Он успешно пользуется подобной тактикой, как в светской, так и в религиозной области, предоставляя человеку удивительный выбор альтернатив.

Музыка это одно из явлений земной жизни, которое увидит свое продолжение на небесах. “Когда наш Искупитель поведет нас в порогу Вечности, то, преисполненные славой Божьей, мы услышим слова хвалы и благодарения небесного хора, окружающего престол. Когда эхо ангельских песен отзовется в наших земных домах, наши сердца объединятся с небесными певцами. Небесное общение начинается на земле. Здесь мы узнаем лейтмотив восхваления неба.” — Воспитание, с. 168. Так пусть же каждый христианин стремится запечатлеть ее в своем сердце!