Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
РАЗДЕЛ XIV. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ PDF Печать Email

 

 

Свою связь с миром христиане осуществляют посредством общения со всеми людьми. Каждый мужчина и каждая женщина, получившие свет от Бога, должны ос­вещать им мрачный путь тех, которые не знакомы с луч­шим образом жизни. Мы должны искать новые пути обще­ния с людьми, чтобы при содействии Святого Духа приво­дить души ко Христу. СИ. 496. [402]

136. Общение с миром ради его спасения

Примеру Христа в том, что Он воспринимал нужды всех людей как свои личные, должны последовать все проповедывающие Его Слово и получившие дар благодати. Мы не должны пренебрегать общением с людьми и замыкаться в себе. Чтобы иметь доступ ко всем, мы должны искать об­щения с людьми там, где они живут и трудятся. Сами они не придут к нам. Божественная истина касается людских сердец не только из-за кафедры. Есть другое, возможно, бо­лее скромное поле работы, но не менее обещающее. Это ла­чуга бедняка и дворец вельможи, это праздничный стол в честь гостей и молодёжь собравшаяся вместе, чтобы про­вести время в приятных, невинных развлечениях.

Будучи учениками Христа, мы не можем соединиться с миром просто из любви к удовольствиям и различным непотребствам. Такое общество пагубно. Мы никогда не дол­жны давать повода ко греху ни словом, ни делом, ни своим присутствием. Куда бы мы ни отправились, мы должны пригласить с собою Иисуса, возвещая другим несравненную красоту нашего Спасителя. Те, которые стараются сохра­нить свою веру, скрывая её за четырьмя стенами, теряют драгоценные возможности делать добро. Посредством обще­ния с людьми христиане поддерживают свою связь с ми­ром. Каждый, кто получил свет от Бога, должен освещать им путь тех, кто не знает Света жизни.

Мы все должны стать свидетелями Иисуса и искать всё новые и новые пути общения с людьми, чтобы при содей­ствии Святого Духа приводить души ко Христу. [403] Пусть мир увидит, что мы не поглощены своими собственными эгоистичными интересами, но желаем разделить с другими наши благословения и преимущества. Пусть они видят, что наша религия не делает нас ни чёрствыми, ни жестокими. Пусть все исповедывающие имя Христа служат так, как Он служил для блага людей.

Мы не должны подавать повода к тому, чтобы мир су­дил о христианах как о людях мрачных и отрешённых от всякой радости. Если наш взор обращён на Иисуса, мы бу­дем видеть сострадание Искупителя и свет Его лица будет отражаться на нашем лице. Где царит Его дух, там обитает мир и будет пребывать радость, потому что там царит спо­койная уверенность в Боге.

Христос доволен своими последователями, когда они своей жизнью свидетельствуют о том, что хотя они и человеки, они сопричастники Божеского естества. Это не камен­ные изваяния, а живые мужчины и женщины. Их сердца, орошаемые росой небесной благодати, открываются навстре­чу Солнцу Праведности. Свет, который освещает их, они распространяют на других в делах, которые отражают лю­бовь Христа. ЖВ. 152-153.

Наша Общественная Жизнь Накладывает Отпечаток На Наше Будущее

Слово Божье придаёт большое значение тому влиянию, какое мужчины и женщины оказывают на других в процес­се общения. Но насколько больше сила их влияния на формирующийся ум и характер подрастающего поколения! От тех друзей, которых они избирают себе, а также принципов и привычек, которые они воспитывают в молодости, зави­сит их пригодность в этом мире и их вечная участь. СРУС. 220. [404]

137. Христианская общительность и дружелюбие

На христианскую общительность обращается в народе Божьем ещё очень мало внимания. Этой важной стороной воспитания наши школы не должны пренебрегать. Учащим­ся нужно внушать, что они не могут быть независимыми:

каждый из них — это отдельная ниточка, сплетённая с дру­гими нитями, вместе составляющими целое полотно. Ни в какой другой отрасли воспитания нельзя научить этому с большим успехом, чем в домашней школе. Здесь учащие­ся ежедневно встречаются со множеством благоприятных возможностей, пользуясь которыми они могут сделать свой характер более общительным. А это сделает их людьми сча­стливыми и полезными обществу. Те, которые замыкаются в самих себе, которые не желают посредством дружеского общения приносить другим благословения, теряют много благоприятных моментов в своей жизни. Ведь в процессе общения люди шлифуют свой характер, знакомятся и ста­новятся друзьями, а это создаёт единение сердец и атмосфе­ру любви, на которые Небо смотрит с благоволением.

Особенно должны развивать в себе общительность те, ко­торые вкусили от любви Христа, потому что таким путём они могут приводить души ко спасению. Христос не должен оставаться в их сердцах как сокрытое сокровище, предназ­наченное исключительно для них, и любовь Христа они не должны проявлять лишь к тем, кто подходит им по вку­су. [405] Учащихся нужно учить тому, чтобы они, подобно Христу, проявляли дружеское, заботливое участие к тем, кто находится в самой большой нужде, хотя последние, быть может, и не принадлежат к их избранному кругу. Всегда и на всяком месте Иисус проявлял к человеческой семье самое нежное участие, распространяя вокруг Себя лу­чи святости и добра. Учащихся нужно наставлять в том, чтобы они следовали по Его стопам. Их нужно учить про­являть христианское участие, сострадание и любовь к их юным друзьям и помогать им приводить их ко Христу. Христос должен быть в их сердцах подобно источнику во­ды, текущей в жизнь вечную и освещающей всех, кто встре­чается им на пути.

Служение ближним с любовью и вниманием, когда они в этом имеют наибольшую нужду, особенно драгоценно пе­ред Богом. Таким путём даже во время обучения учащиеся могут быть деятельными миссионерами. Для этого потребу­ется время, но время, проведённое таким образом, не про­падет даром, потому что учащиеся приобретут навыки про­поведовать миру Христа.

Христос никогда ни пренебрегал общением с другими людьми. Когда Его приглашали на пир фарисеи или мыта­ри, Он принимал это приглашение. В таких случаях каждое сказанное Им слово было для слушателей запахом, живи­тельным на жизнь, потому что Он не упускал возможности дать им в эти благоприятные минуты драгоценные наставле­ния, в которых они особенно нуждались. Таким образом Христос учил Своих учеников правильно использовать свои возможности как в общении с верующими, так и с неверу­ющими людьми. Сб. 6. 172-173. [406]

138. Принципы, которыми нужно руководствоваться каждому христианину

Наше сердце принадлежит Иисусу. Он уплатил за каж­дую душу безграничный выкуп и ныне ходатайствует перед Отцом не только как наш Посредник, умоляя о милости к нам, но и как могущественный Победитель, Которому по праву принадлежит то, что Он приобрёл Своим подвигом. Он силен спасти приходящих к Нему, ибо Он всегда жив, чтобы ходатайствовать о нас. Юное сердце — это самый драгоценный, неоценимый дар, который юноши могут вручить Богу. Всё, что в вас есть лучшее, все ваши способно­сти и дарования, даны вам Богом как священный дар, ко­торый должен возвратиться к Нему в виде добровольного святого приношения. Невозможно отдать Богу то, чего бы Он прежде не дал вам. Поэтому, когда своё сердце мы от­даём Богу, это значит: мы вручаем Ему тот дар, который Он приобрёл дорогою ценою.

Многие хотят направить в своё русло время, влечения и способности молодых людей. Сатана считает молодёжь своей собственностью, и большое число юношей и девушек служат ему своими талантами. Мир также претендует на сердце человеческое, но оно принадлежит Тому, Кто отдал за него выкуп. Сердце, отданное миру, исполнено заботы, горя и разбитых надежд, оно лукаво и испорчено. Отдать свои лучшие чувства миру, когда они принадлежат Богу, равносильно самому унизительному хищению. Расточая свои силы, свои лучшие чувства в вихре мирских удоволь­ствий, мы ничего не приобретаем, а только теряем.

Враг праведности Божьей имеет в своём арсенале для мо­лодёжи тысячи удовольствий. [407] Он предлагает не толь­ко на улицах шумного города, но и на всяком месте чело­веческого обитания. Сатана взирает на молодых людей в своих рядах как на воинов, и это нравится ему. Хитрый враг знает, с кем ему приходится иметь дело. Он использу­ет всю дьявольскую хитрость с тем, чтобы изобретать для молодых людей всё новые удовольствия и развлечения, ко­торые бы удаляли их от любви Христа...

Блудный Сын

Притча о блудном сыне дана как наставление молодым людям. Предаваясь греховным удовольствиям и расточи­тельству, он растачивает свою часть имения, которую полу­чил от отца. Он остаётся один в чужом краю, без друзей, оборванный, голодный, желающий напитать своё чрево рожками, которые давали свиньям. У него остаётся по­следняя надежда: в раскаянии и смирении возвратиться в отчий дом, где его ожидает прощение и утешение на гру­ди у отца. Многие молодые люди в наши дни поступают как блудный сын: ищут удовольствий и пренебрегают Ис­точником Живой воды, приносящим истинную радость и наслаждение, строят себе водоёмы не могущие держать воды.

Призыв Божий, Исполненный Любви

Бог обращается к каждому молодому человеку со слова­ми: «Сын Мой, отдай сердце твоё Мне, и глаза твои да на­блюдают пути Мои». Бог желает сделать всех молодых лю­дей счастливыми. Поэтому Он ждёт, когда они отдадут Ему свои сердца в распоряжение, чтобы сохранить их жизни со всеми её способностями как самый драгоценный дар в наи­лучшем состоянии. От Бога зависит биение нашего сердца. Он приводит в движение каждый орган нашего тела. [408] Невинные развлечения, в которых мы участвуем, не причи­няют никакого вреда тем способностям, которыми мы наде­лены от Бога. Напротив, если мы ищем удовольствий, кото­рые затмевают нашу любовь к Богу, тогда мы грешим про­тив своего тела и против Бога. Молодые люди должны со­знавать, что в этом мире они проходят серьёзное испыта­ние, чтобы приобрести характер, делающий их способными жить в обществе Небесных ангелов. Когда ваши товарищи толкают вас на путь порока и преступления, и окружаю­щие заставляют вас забыть Бога, погубить таланты, которые Он даровал вам, и осквернить всё, что есть у вас благород­ного, тогда противостаньте им. Помните, что вы собствен­ность Божья, приобретённая дорогою ценою страданий Сы­на Божьего.

Господь ждёт, когда вы откликнитесь на Его зов любви и станете служить Ему. Он любит вас. Если вы ещё сомне­ваетесь в Его любви, взгляните на Голгофу. Свет, исходя­щий от креста свидетельствует о величии той любви, кото­рую не может выразить ни один человеческий язык. «Кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня».

Путём прилежного исследования Писания мы должны хо­рошо познакомиться с заповедями Божьими и доказать де­лом, что мы являемся Его послушными сынами и дочерьми.

Любовь Божья Окружает Нас

Любовь Божья сопровождает вас на каждом шагу, и бы­ло бы хорошо, ежедневно задумываться о том, каким обра­зом и откуда приходят к вам благословения. Пусть драго­ценные благословения Божьи пробудят в вас чувство благо­дарности к Нему. Вы не в силах исчислить всех благосло­вений Божьих, непрерывного проявления нежной Его люб­ви к вам, потому что они столь же бесчисленны как капли утренней росы. [409] Над вами проходят облака Божьей милости и любви, которые готовы излиться на вас в виде обильного дождя. Если вы высоко цените дар спасения, вы не будете безразличны к ежедневным милостям, охране и любви Божьей: вы твердо будете идти путём мира.

Взгляните на славные дела Божьи в природе, и пусть ва­ше сердце наполнится благодарностью к Нему как к любя­щему Творцу. Для любознательного исследователя книга природы предлагает неисчерпаемые богатства. Только нель­зя быть легкомысленными и неблагодарными. Окиньте ок­ружающее очами своего разума, и вы увидите чудесную гармонию законов Божьих в природе и проникнитесь чув­ством восхищения и благоговения к своему Творцу, Власте­лину неба и земли. Вы увидите Его оком веры, склонивше­гося над вами с любовью и говорящего: «Сын Мой и дочь Моя, отдай сердце твоё Мне». Отдайтесь в руки Иисуса, и тогда с признательностью в сердце вам захочется ска­зать: «Я знаю, Искупитель мой жив!» Вера в Иисуса даст вам уверенность в любом деле и постоянство характера.

Всё ваше счастье, мир, радость и успех, зависят от иск­ренней, живой веры в Бога. Эта вера поможет вам прояв­лять послушание заповедям Божьим. Ваше знание и вера в Бога — это самые сильные средства удержания от всяко­го зла и самый могучий стимул к добру.

Веруйте в Иисуса, прощающего ваши грехи и желающе­го вам счастья в обителях, которые Он приготовил для вас. Он хочет, чтобы вы жили с Ним и получили вечную жизнь и венец славы. ЯМ. 5.1.1887. [410]

139. Влияние друзей и товарищей

Молодые люди находят себе товарищей, которые рано или поздно будут оказывать на них своё влияние. Между их сердцами пролегает таинственная связь, которая устанавли­вает согласие. Один от другого они перенимают мысли, чув­ства и дух. Такая дружба может быть или благословением, либо проклятием. Молодые люди способны морально под­держать друг друга, указать на недостатки в поведении и в характере, помочь в- приобретении знаний. Напротив, проявляя беспечность и неверность, они могут оказать друг на друга разлагающее влияние.

Выбор друзей — это очень важный вопрос, на который молодёжь должна обратить серьёзное внимание. Среди юно­шей, посещающих наши школы, всегда будет два класса лю­дей: тех, кто старается угодить Богу и проявить послушание учителям и тех, кто исполнен духа непокорности. Если мо­лодые люди идут за большинством на зло, тогда их влияние будет на стороне врага человеческих душ, они будут способ­ны увести с истинного пути тех, кто ещё не усвоил принци­пы непоколебимой верности.

Существует верная пословица: «С кем поведёшься от то­го и наберёшься». Молодые люди не осознают, как сильно их характер и доброе имя зависят от их товарищей. Чело­веку свойственно искать себе общество таких товарищей, чьи вкусы и привычки родственны его собственным. Кто пред­почитает общество невежд и злых обществу благоразумных и добрых людей, тот тем самым свидетельствует о недостат­ках своего собственного характера. [411] Его вкусы и при­вычки вначале отличаются от вкусов и привычек тех, к об­щению с которыми он стремится. Но по мере того, как он сближается с ними, его мысли и чувства меняются. Он жертвует добрыми принципами и незаметно, но неизбежно опу­скается до уровня своих товарищей. Подобно тому, как во­да приобретает свойства почвы, через которую она течёт, так и принципы и привычки молодых людей приобретают окраску того общества, с которым они смешиваются...

Сила Характера

Сила характера состоит из двух элементов: силы воли и силы самообладания. Многие юноши путают сильную и необузданную страсть с силой характера. Но хорошо из­вестно, что повинующийся своим страстям — это слабый че­ловек. Истинное величие и благородство человека измеряет­ся способностью подавлять свои чувства, а не способностью повиноваться им. Самый сильный человек — это тот, кто чувствуя нанесённую ему обиду, сдерживает себя и проща­ет своим врагам.

Бог даровал нам как умственную, так и нравственную си­лу. Но во многом каждый человек кузнец своего счастья. С каждым днём здание нашего характера движется к завер­шению. Слово Божье подсказывает нам как правильно стро­ить, чтобы наше строение было основано на Вечной Скале. Наступает время, когда наше дело обнаружится. Теперь вре­мя для каждого употребить свои способности, полученные от Бога для формирования характера, пригодного как для этой временной жизни, так и для будущей вечной жизни. [412]

Вера во Христа, как личного Спасителя даёт силу и твёр­дость характеру. Те, кто имеет истинную веру будут отли­чаться рассудительностью и благоразумием, помня о том, что око Божье над нами, что Судья всех людей взвешивает их нравственное достоинство и что небесные сотрудники на­блюдают за формированием характера.

Причина серьёзных ошибок допускаемых молодыми людь­ми, заключается в том, что они не желают научиться от старших, имеющих богатый жизненный опыт. Многие уча­щиеся насмешливо относятся к предостережениям и настав­лениям своих родителей и учителей. Они должны дорожить каждым наставлением, в то же время сознавая острую нуж­ду в более глубоком воспитании, чем то, которое способен дать человек. Когда Христос пребывает в сердце посредст­вом веры, когда Дух Его становится силой, очищающей и оживотворяющей душу. Истина находящаяся в сердце, непременно будет указывать на преображающее влияние на всю жизнь человека...

Пусть учащиеся, которые находятся вдали от родного до­ма и не испытывают непосредственное влияние своих роди­телей, помнят о том, что око Небесного Отца над ними. Он любит молодых людей. Он знает их нужды, понимает их ис­кушения. Он видит в них большие возможности и готов по­мочь им достичь совершенства, если только они почувству­ют нужду и обратятся к Нему за помощью.

Учащиеся! Ваши родители день и ночь возносят за вас молитвы к Богу. Изо дня в день с нежностью и любовью следят за вашими успехами. Прислушайтесь к их мольбам и предостережениям и решитесь сделать со своей стороны всё возможное, чтобы возвыситься над влиянием того зла, которое окружает вас. [413] Вы даже не можете себе пред­ставить с каким рвением ваш враг трудится над тем, чтобы развратить ваш ум и воспитать в вас порочные привычки.

Быть может вы не видите никакой опасности в том, что сделали первый шаг на пути легкомыслия и самоугождения. Вы считаете, что если захотите изменить своё поведение, то будете способны делать добро также легко, как раньше вы привыкли делать зло. Но это ошибка. Выбор плохих това­рищей многих уводит шаг за шагом с пути добра и бросает их в бездну непослушания и разврата, которую они раньше не могли даже себе представить.

Учащийся, который поддаётся искушению теряет своё влияние к добру. Поступая неправедно, он становится ору­дием врага человеческих душ. В своё время он отдаст Богу отчёт за то, что он был камнем преткновения на пути ближ­них. Зачем учащимся вступать в тесную связь с великим отступником? Зачем им делаться орудием искушения? Они имеют возможность помогать своим учителям нести бремя, возложенное на них, и преодолевать затруднения, тяжесть которых сатана старается увеличить во сто крат. Они свои­ми стараниями могут создать благоприятную и радостную атмосферу сотрудничества. Каждый учащийся может чувст­вовать удовлетворение от сознания того, что он находится на стороне Христа, проявляя во всём аккуратность, усердие и послушание, и отказываясь уступить своему противнику на одну йоту во всём том, что есть самого доброго и возвы­шенного. [414]

Учащийся, который высоко чтит истину и имеет правиль­ное понятие о долге, может своим влиянием приблизить то­варищей ко Христу. Молодые люди, которые вступили в тесный союз со Христом и возложили на себя Его бремя, будут обуздывать свои страсти и подавлять прихоти. Так как они одно со Христом в духе, они будут одно с Ним и в деле. Старшие учащиеся наших школ должны помнить, что от них во многом зависит формирование вкусов и при­вычек их младших товарищей. Поэтому, их задача — пол­ное использование с этой целью своих благоприятных воз­можностей. Пусть эти учащиеся твердо решатся не исполь­зовать своего влияния во вред своим товарищам, чтобы они не оказались добычей хитрого врага.

Иисус готов быть помощником всем, кто уповает на Не­го. Те, которые имеют тесную связь со Христом, поистине блаженны. Они идут путём, которым их ведёт Спаситель, распяв ради Него плоть свою со страстями и похотями. Они строят свою жизнь на обетованиях Христа, и никакие вих­ри земли не в силах смести их с этого надёжного основа­ния.

Верные и Надёжные Слуги

Юноши и девушки! От вас зависит, решитесь ли вы стать верными и надёжными слугами Божьими, готовыми стоять за правду при всех обстоятельствах жизни. Желаете ли вы воспитать в себе добрые привычки? Если так, тогда ищите общения с теми, кто имеет высокую нравственность и чья цель направлена к добру. [415] Вам даны драгоценные ча­сы благоприятного времени с тем, чтобы вы могли испра­вить каждый недостаток своего характера. При этом вы дол­жны иметь в виду не только достижение вечного блаженст­ва, но и стремление быть полезными людьми в этой жизни. Добрый характер на много ценнее больших сокровищ, золо­та и серебра. На него не действуют никакие смуты и неу­дачи, и в тот день, когда все земные богатства исчезнут, он принесёт с собой обильную награду. Нравственная чистота, твёрдость и настойчивость — вот те качества, которые дол­жен стремиться воспитать в себе каждый христианин. Обла­дателю их они дают неодолимую силу, способность делать добро, противостоять злу и бороться с врагом.

Одним из самых могущественных стимулов в воспитании и развитии своего ума является любовь к истине и стремле­ние прославить Бога. Руководствуясь столь высоким побуж­дением, учащийся не позволит себе никакого легкомыслия. Он всегда будет серьёзным и вдумчивым человеком. Он бу­дет учиться со всем прилежанием, не забывая о том, что за ним внимательно наблюдает око Божье и что всё Небо за­интересовано в правильном воспитании его характера. Он приложит все старания к тому, чтобы быть добрым, отзыв­чивым, благородным и иметь в своём характере все чувст­ва Христовы. Его разум и сердце будут трудиться в тесном согласии с волей Божьей. СРУС. 220-226. [416]

140. Влияние

Жизнь Христа была подобна неиссякающему живому ис­точнику, воды которого текут к Богу и человеку. Через Христа Бог дал человеку влияние, которое не позволяет ему жить только для себя. Каждый из нас связан с ближними, являющимися частью великого Божьего целого. Поэтому мы имеем по отношению друг ко другу определенные обязанно­сти. Никто не может быть независимым от своего ближне­го: благополучие одного должно считать благополучием всех. Согласно намерению Божьему каждый человек дол­жен сознавать необходимость своего участия в создании благополучия и счастья для других.

Каждый человек распространяет вокруг себя своё собст­венное влияние: быть может это живая, побеждающая вера, мужество и надежда, наполненные благоуханием любви. Или напротив, это тяжёлый гнёт недовольства и эгоизма, отравляющий жизнь. Каждый человек с которым мы под­держиваем общение, сознательно или несознательно ощуща­ет на себе наше влияние.

Наша Ответственность

Речь идёт о такой ответственности, от которой мы не мо­жем быть свободны. Наши слова, дела, одежда, наше пове­дение и даже выражение нашего лица — всё имеет своё влияние. От него зависят добрые или пагубные плоды, ко­торые ни один человек не в состоянии оценить. Каждое действие есть посеянное семя, которое в своё. время прине­сёт плод. [417] Это одно из звеньев длинной цепи человече­ских поступков, конечный результат которых нам неизве­стен. Если своим примером мы помогаем другим воспитать в себе добрые принципы, этим самым мы делаем их способ­ными к совершению добра. В свою очередь они это доброе влияние распространяют на других, а те — на третьих и так далее. Таким образом, через наше влияние тысячи лю­дей могут иметь благословение.

Бросьте камешек в озеро — от него образуется волна, за ней другая, третья... По мере того, как их становится всё больше, круг волны делается всё шире и шире, пока не до­стигнет берега. Так и наше влияние. Независимо от нашего знания и воли оно распространяется на окружающих в ви­де благословения или проклятия.

Характер человека содержит в себе силу. Молчаливое свидетельство верной, бескорыстной, благочестивой жизни действует на людей почти неотразимо. Проявляя в своей жизни характер Христа, мы сотрудничаем с Ним в деле спасения душ. И это есть единственное условие сотрудниче­ства с Ним...

Чем шире сфера нашего влияния, тем больше мы можем сделать добра. Когда называющие себя служителями Божь­ими следуют примеру Христа, исполняя принципы Закона Божьего в своей жизни, когда каждый их поступок будет говорить о том, что они любят Бога больше всего и ближ­них своих как самих себя, тогда церковь получит силу, спо­собную согреть холодные человеческие сердца. НУХ. 339-340. [418]

141. Выбор товарищей

Мы должны избирать для себя общество друзей, которое могло бы лучше всего содействовать нашему духовному раз­витию и пользоваться всякой возможностью для нашего со­вершенствования, потому что сатана пытается воздвигнуть на нашем пути к Небу множество трудно преодолимых пре­град. Мы можем оказаться в трудном положении, потому что мы бессильны в выборе обстоятельств по своему жела­нию. Зато мы можем противодействовать влиянию тех усло­вий, которые отрицательно действуют на формирование на­шего христианского характера. Если долг требует от нас со­вершенства во Христе, мы должны вдвойне бодрствовать и молиться о том, чтобы с помощью благодати Христа ос­таться незапятнанными грехом.

Лот избрал местом своего жительства Содом, потому что более считался с временными преимуществами, которые он мог иметь, нежели с нравственным окружением, в котором придётся жить ему и его семье. Чего же он достиг, что ка­сается временного благополучия в этом мире? Всё его богат­ство было истреблено, часть детей погибло при уничтожении нечестивого города, его жена сделалась соляным столбом на пути в безопасное место, а он был спасён, «как головня из огня». Но этим не ограничились пагубные результаты его выбора. Нравственная испорченность Содома так глубоко проникла в характер его детей, что они не в состоянии были отличить добро от зла и грех от праведности. 3В. 29.5.1884. [419]

142. Золотое правило

Поддерживая отношения с другими людьми, стараясь войти в их положение, стараясь понять их чувства, затруд­нения, их разочарование, радость и горе, слейтесь с их ин­тересами и старайтесь сделать для них то, чтобы вы хотели сделать себе, будучи на их месте. Это есть истинное прави­ло христианского человеколюбия. Это есть иная форма вы­ражения одной и той же заповеди, которая гласит: «Возлю­би ближнего твоего как самого себя». Это есть сущность уче­ния всех пророков. Это есть принцип Неба, он осуществля­ется в жизни тех, которые готовятся к общению с Небес­ными святыми существами.

Золотое правило является принципом настоящей любви, оно самым верным образом отражено в жизни и характере Иисуса. О, какой несказанной красоты и нежности была ис­полнена земная жизнь нашего Спасителя! Какое благоуха­ние исходило от Его присутствия! Такой же дух проявляет­ся Его детьми. Те, с которыми пребывает Христос, окруже­ны Божьей атмосферой любви. Их белые одежды издают аромат Эдемского сада. Их лица освещены светом Его лица, Который указывает путь всем слабым и изнемогшим.

Всякий, имеющий верное представление о совершенном характере, будет проявлять Христовы чувства: сострадание и нежность к людям. Влияние благодати направлено к то­му, чтобы смягчить человеческое сердце и очистить чувства, полагая на них печать Небесного благородства и христиан­ского приличия. РНП. 192-193. [420]

143. Истинное благородство

Иисус заповедал нам признавать права каждого человека. Мы должны считаться не только с их общественным поло­жением, но и с их религиозными убеждениями. Со всеми людьми нужно обращаться с христианской нежностью и бла­городством как с сынами и дочерьми Божьими.

Христианское ученье ставит целью сделать человека бла­городным в своём характере. Христос относился с уважени­ем даже к Своим гонителям, и Его последователи будут проявлять тот же дух почтительности ко всем людям. Пред­ставьте себе, апостола Павла, приведённого перед правите­лей. Его речь перед Агриппой является примером истинной почтительности и убедительного красноречия. Евангелие учит не формальной вежливости, принятой в мире, а ду­шевному благородству, исходящему из доброго сердца.

Самое тщательное соблюдение правил хорошего тона не сохранит человека от его раздражительности, духа осуж­дения и грубых слов. До тех пор, пока в центре всего на­ходится собственное «Я», проявление истинного благородст­ва невозможно. Любовь должна исходить из сердца. При­мерный христианин в своих поступках руководствуется глу­бокой любовью к своему Господу. Из его любви ко Христу рождается бескорыстное участие к его братьям. Любовь то­го, у кого она есть, накладывает отпечаток на все его по­ступки. Она освещает лицо светом любви Христа и придаёт голосу нежность, она возвышает и облагораживает всё чело­веческое естество. СИ. 489-490. [421]

Воспитать Христианскую Обходительность

Мужчины и женщины, имеющие познание воли Божьей, должны учиться тому, чтобы успешно трудиться в деле Божьем. И в этом есть величайшая необходимость. Это должны быть во всех отношениях вежливые, рассудитель­ные люди, имеющие не внешний, обманчивый блеск и на­пускное приличие мирского человека, а внутреннее благо­родство и обходительность, от которых исходит Небесное благоухание. Такие качества должен иметь каждый христи­анин, если только он является причастником Божеского ес­тества. Недостаток христианского достоинства и благород­ства среди соблюдающих субботу свидетельствует против нас. как народа и делает истину, которую мы проповедуем, непривлекательной. Воспитание культуры поведения мы должны поставить на более высокий уровень. Если те, кото­рые исповедывают истину, не будут совершенствовать свои возможности и преимущества, чтобы возрастать в меру полного возраста Христова, тогда они своей жизнью не смо­гут возвеличить великое дело истины и прославить Христа. Св. 4. 358-359.

Выбор Товарищей

Молодые люди, которые находятся в союзе со Христом, будут избирать для себя таких товарищей, которые бы со­действовали им в добрых делах, будут избегать общества таких людей, которые уводят их от принципов добра и спра­ведливости. Всюду можно встретить молодых людей, чьи мысли направлены на всё низменное и недостойное. При встречах и общении с такими людьми, верующие молодые люди, решительно вставшие на сторону Христа, должны твердо держаться принципов добра, которые внушают им их разум и совесть. СРУС. 226. [422]

144. Не ищите дружбы с миром

Молодые люди должны серьёзно задуматься о своём при­звании и цели жизни: положенное ими основание должно быть гарантией против всех тлетворных привычек. Если они хотят иметь влияние на окружающих, то должны быть само­стоятельными людьми. Водяная лилия, пуская свои глубо­кие корни среди грязи и ила, по своему пористому стеблю пропускает только те вещества, которые способствуют её развитию и проявлению цветов белоснежной чистоты. А всё, что мешает её безупречной красоте, она отторгает. Водяная лилия может служить для нас прекрасным примером.

Может быть, нас окружают развращённые люди, влеку­щие нас к погибели, мы можем решительно противостоять их испорченному влиянию и сохранить своё сердце чистым. Каждый молодой человек должен приобретать себе таких друзей, которые мужественно и настойчиво, шаг за шагом продвигаются по пути своего совершенствования. Молодые люди должны избегать общения с теми, которые перенима­ют всё плохое, которые ленятся приложить серьёзные уси­лия, чтобы воспитать свой характер до высокого совершен­ства и кому нельзя довериться в главных вопросах жизни. Пусть молодые люди завязывают дружбу с теми, которые любят Бога и ходят в страхе Божьем... Эти благородные люди с твёрдым характером подобны лилии, раскрывающей свои белоснежные лепестки на поверхности вод. [423] Они не поддаются влиянию тех людей, которые способны приве­сти их к нравственному падению; они берут для себя толь­ко то, что содействует воспитанию их чистого и благородно­го характера. Они стремятся во всём подражать Божьему образцу. ЯМ. 5.1.1893.

Наши Слова Как Источник Утешения Для Ближних

Христиане очень редко делятся воспоминаниями о дра­гоценных опытах в своей жизни. Дело Божье находится в ущербном состоянии. Наше злоупотребление даром речи бесчестит Бога. В своём сердце верующие вынашивают за­висть, злую подозрительность и себялюбие: их слова свиде­тельствуют об их внутренней испорченности. Худые слова и мысли исходят от тех, которые исповедывают имя Хри­ста. Они редко говорят о благости, милосердии и любви Божьей, проявленной в том, что Он ради спасения мира от­дал в жертву Своего Сына. Всё это Он совершил ради нас, не проявить ли нам свою любовь и признательность? Раз­ве нам не стоит позаботиться о том, чтобы наши слова бы­ли источником поддержки и утешения друг друга в нашей христианской жизни? Если мы по-настоящему любим Хри­ста, мы будем прославлять Его нашими словами. Когда не­верующие слышат святые слова хвалы и признательности Богу, тогда они сознают свою вину и чувствуют угрызения совести. РГ. 25.1.1898.

Наше Влияние

Своими словами так же как и всем своим образом дейст­вий, христианин должен пробудить в грешнике желание прийти к источнику жизни. РГ. 29.11.1887. [424]

145. Благородная речь

Имеющие самые обширные знания наук не всегда явля­ются самыми успешными работниками в деле Божьем. Мно­гие из них вообще оказываются в стороне от важных дел, уступая место людям, не имеющим книжных знаний, зато имеющим практические навыки, столь необходимые в по­вседневной жизни. Те, которые считают себя учёными, не­редко перестают быть учениками, они самонадеянны и не же­лают учиться даже у Иисуса, величайшего Учителя людей.

Те, которые достигли зрелости и чей разум укрепился по­средством исследования Священного Писания, чтобы позна­вать волю Божью, будут в жизни полезными людьми. Сло­во Божье стало частью их жизни и характера. Оно прони­кает до суставов и мозгов и судит помышления и намере­ния сердечные. Слово Божье должно сделаться пищей, спо­собной укрепить дух и разум верующего человека, чтобы он мог вести успешную борьбу за истину и справедливость.

Причина Низкого Духовного Уровня

Почему наша молодежь и даже люди зрелого возраста так легко впадают в искушение и грех? Вероятно потому, что Слово Божье не изучается должным образом и о нём мало размышляют. [425] Если бы верующие высоко ценили Слово Божье, в них была бы нравственная чистота и сила духа, которые помогли бы им преодолеть сатанинские иску­шения ко злу. Сила воли не становится частью жизни и ха­рактера верующих, потому что святые наставления Божьи не являются предметом исследования и глубочайшего раз­мышления. Люди прилагают мало усилий, чтобы обогатить свой разум чистыми и святыми мыслями и оградить его от всего нечистого и лукавого. Они не избирают лучшую часть: сидеть у ног Иисуса, как это делала Мария, чтобы усвоить самые святые и драгоценные уроки Небесного Учителя, сложить их в своём сердце и исполнять в ежедневной жиз­ни. Размышление о святом возвышает и облагораживает ум, оно делает христиан воспитанными мужчинами и жен­щинами.

Бог не может принять никого из тех, кто в похотях сво­их предан низменным страстям, согрешая либо словом, ли­бо делом. Небо — это чистая и святая обитель, куда войдут только очищенные от всякой скверны и просвещённые Ду­хом. Для каждого их нас есть работа: потрудиться над са­мим собой, которую мы можем выполнить только тогда, ког­да будем черпать силу от Иисуса. Мы должны сделать Биб­лию предметом нашего исследования и поставить выше всех других книг. Мы должны любить её и слушаться как голо­са Божьего. Мы должны соблюдать всё, что записано в ней, как заповеди Божьи.

Стремление к Горнему

Когда Слово Божье мы делаем своим учителем и ищем в нём свет истины, тогда ангелы небесные приходят к нам, чтобы просветить и укрепить наш ум, как сказано: [426] «Откровение Слов Твоих просвещает, вразумляет простых». Не удивительно, что молодые люди, исповедующие Христа, так мало мыслят о горнем. Причина в том, что они мало внимания уделяют Слову Божьему. Они не внимают Божь­им советам, не слушаются Его наставлений, не ищут Небес­ной мудрости, чтобы оставить свои прежние грехи и очисть свой характер от всякого пятна и порока. Давид молился о себе такими словами: «Дай мне уразуметь путь заповедей Твоих, и я буду возвещать чудные дела Твои».

Если бы наша молодёжь, равно как и люди более зрело­го возраста, собираясь вместе, помышляли о небесном, тог­да бы их слова были возвышенными. Когда их разум чист и мысли облагорожены истиной Божьей, такими же будут и слова: они «подобны золотым яблокам в серебряных со­судах». Но тот духовный уровень и те дела, которыми до­вольствуются многие из христиан, делают их слова пустыми и убогими, они земного происхождения, в них нет ничего от Небесного благоухания и даже того благородства, кото­рым отличаются более образованные классы.

Непрерывный Процесс Освящения

Если предметом нашего рассуждения являются Христос и Небо, об этом будут свидетельствовать и наши слова. [427] Наша речь будет говорить о том, что мы получили воспитание в школе Божественного Учителя. Псалмист го­ворит: «Я избрал путь истины, поставил перед собою суды Твои». Он высоко ценил Слово Божье, оно было для него откровением, просвещающим ум и побуждающим к испол­нению заповедей.

Каждый день и каждый час в верующем человеке дол­жен происходить непрерывный процесс самоотречения и ос­вящения. Его внешняя жизнь будет свидетельствовать о том, что посредством веры Иисус пребывает в его сердце. Освя­щение не ставит преграды знанию, напротив, оно обогаща­ет ум и вдохновляет его искать истину как сокрытое сокро­вище. Познание же воли Божьей продвигает работу освяще­ния. Есть Небесная страна, и сколько стараний мы должны приложить, чтобы достичь её!

Я призываю учащихся наших школ и колледжей верить в Иисуса как своего Спасителя. Верьте, что Он готов по­мочь вам силой Своей благодати, когда вы приходите к Не­му с искренним сердцем. Вы должны подвизаться добрым подвигом веры и всеми силами стремиться получить венец жизни. Дерзайте, потому что сатана не дремлет. Если вы не вырветесь из-под его влияния, вы обречены на погибель. Враг действует и справа, и слева, и впереди, и позади вас. Вы же должны сокрушить и победить его. Дерзайте, пото­му что поражение грозит вам потерей всего и в этой вре­менной ив будущей вечной жизни. Стремитесь к победе, но не своими силами, а силой воскресшего Спасителя. РГ. 21.8.1888. См. ОХВ. 129-137. [428]

146. Легкомыслие молодости

Юные друзья! Дни, проведённые вами в легкомыслии и беспечности, принесут горькие плоды, которые отравят вам всю жизнь. Несколько минут бурного, безотчётного раз­влечения, одно единственное искушение могут направить всю вашу жизнь в порочное русло. У вас только одна мо­лодость: постарайтесь провести её с пользой и для себя, и для людей. Стоит вам всего один раз вступить на запрет­ную территорию, как вы теряете способность возвратиться назад и исправить свои ошибки. Кто отказывается быть в союзе с Богом и идёт навстречу искушению, тот немину­емо падет.

Бог испытывает каждого молодого человека. Многие оп­равдывают свою беспечность и легкомыслие поведением старших, которые подают им недобрый пример. Но это не должно удерживать их от делания добра. В тот день, когда вам предстоит предстать с отчётом, вы не будете ссы­латься на те извинения, которые приводите сейчас. Вы бу­дете осуждены потому, что знали путь, но не хотели идти по нему.

Искушение

Сатана, древний обманщик, принимает вид ангела света и приходит к молодым людям со своими искушениями. Ему удаётся постепенно, шаг за шагом совратить их с пути долга. В Библии он предстаёт перед нами как обвинитель, искуситель, лжец, тиран и убийца. «Всякий, делающий грех, есть раб греха». Всякое преступление ведёт к осужде­нию и навлекает Божье неудовольствие. Бог читает наши мысли. [429] Хотя быть может человек не сказал ни одно­го недоброго слова и не совершил ни одного греховного поступка, ведущего к осуждению, но если он лелеет в себе не­чистые мысли, то этого достаточно: его совесть осквернена и искуситель празднует победу.

Каждый человек искушается своей собственной похотью. Следуя собственным наклонностям, он сворачивает с пути ми­лости и добра. Если бы молодые люди обладали нравственной чистотой, то самые сильные искушения против них оказались бы бессильны. Сатана может лишь искушать вас, но от вас зависит, поддадитесь ли вы его искушениям или нет. Даже всё воинство сатанинское бессильно заставить искушаемого согрешить. Поэтому для греха нет никакого оправдания.

В то время как одни молодые люди растрачивают свои си­лы в бесплодных удовольствиях и развлечениях, другие воспитывают свой ум, приобретают знания и облекаются во всеоружие Божье, чтобы вести в этой жизни бескомпромис­сную борьбу с грехом и победить. Но их самые выдающи­еся достижения не приведут к успеху, если свои лучшие чувства они не отдадут Богу. Если они обратятся к Госпо­ду всем своим сердцем, отвергнув похвалу тех, кто хотя бы в малейшей степени способен охладить их ревность идти пу­тём правды, тогда они получат силу от Бога и будут всеце­ло полагаться на Него.

Пустые Развлечения не Приносят Счастья

Те, которые любят бывать в обществе, увлекаются этим настолько, что это увлечение превращается в неодолимую страсть. Одеваться, посещать увеселительные места, посме­яться и поболтать о чём-нибудь пустом — вот цель их жиз­ни. Они не любят читать Библию и размышлять о горнем. Они несчастны, если поблизости нет какого-нибудь развле­чения. [430] Они не имеют в себе силы, способной делать людей счастливыми. Своё счастье они пытаются найти в ком­пании других молодых людей, столько же беспечных и лег­комысленных, как и они сами...

Свои способности, которые можно направить для благо­родной цели, они отдают легкомысленным развлечениям. Молодые люди, которые находят удовольствие в чтении Слова Божьего и в уединённой молитве, постоянно освежа­ются новой струёй из Источника жизни. Они достигнут в своей жизни такой нравственной высоты и такой широты мышления, которых другие не могут себе представить. Об­щение с Богом рождает добрые мысли, благородные стрем­ления, ясные понятия об истине и возвышенные намерения. Те, которые таким образом соединяют свои сердца с Богом, признаются Им Его сынами и дочерьми. Они постоянно возрастают, достигая всё более высокого уровня и приобре­тая всё более ясные понятия о Боге и вечности. В этом слу­чае Господь делает их распространителями Своего света и мудрости в этом мире...

Те, которые пребывают в Иисусе, будут иметь счастье и радость в Боге. Ласка и нежность будут звучать в каж­дом их слове и в каждом поступке будет видно благогове­ние перед духовным и вечным. Этот сладостный дух любви исходит от престола Божьего. Это есть тайна благочестия, которую трудно объяснить словами, но блаженство, которой, тем не менее, может переживать каждый истинно веру­ющий человек. Упорное и надменное сердце способно за­крыть двери сладостному влиянию благодати Божьей и ра­дости в Духе Святом. Пути же мудрости — пути приятные и все стези её мирные. Чем теснее мы соединены со Хри­стом, тем более в наших словах и делах будет проявляться покоряющее и преобразующее влияние Его Божественной благодати. Св. 4. 622. [431]

147. Неверующие гости

Христиане поступают неосмотрительно, когда предпочита­ют общество тех, которые не имеют связи с Богом и чей образ жизни не угоден Ему. Однако, сколько христиан ри­скуют вступать на запрещённую территорию! Многие при­глашают в свой дом родственников, которые отличаются своим легкомыслием, беспечностью и отсутствием благого­вения. Нередко пример и влияние этих светских посетителей глубоко оседает в сознании детей. Их влияние приводит к тому, к чему привело общение иудеев с неверующим Ха­нааном.

Многие считают, что они должны уступать своим неверу­ющим родственникам и друзьям, чтобы угодить им. Но так как в этих случаях не всегда удаётся провести чёткую грань, то одна уступка следует за другой, и те, которые бы­ли верными последователями Христа, приспосабливаются в своей жизни и характере к обычаям мира. Связь с Богом прерывается, они по-прежнему называют себя христианами, но это — формальные христиане. Когда придёт час испыта­ния, они увидят, что их надежда не имеет основания. Они продали себя и своих детей врагу. Они обесчестили Бога" и в час праведного суда они пожнут то, что посеяли. Хри­стос скажет им, как Он сказал древнему Израилю: «Вы не слушаетесь гласа Моего. Зачем вы так поступали?» 3В. 2. 6. 1881. [432]