ГЛАВА 17. ПРОСЕИВАНИЕ Печать

 

Представьте, если сможете, что произойдет, когда Лос-Анджелес будет разрушен страшным землетрясением, в ожидании которого живут его жители вот уже двадцать или тридцать лет. Скажем, его сила достигает беспрецедентных 9,4 балла по шкале Рихтера. По официальным оценкам, 800 тысяч человек считаются погибшими, вдвое большее число ранены, по крайней мере четверть из них довольно серьезно, и им требуется госпитализация. Однако лечить их негде. Большинство больниц в бухте Лос-Анджелеса разрушены. Почти все виды наземного транспорта в этом районе оказались непригодны для использования, в основном из-за поврежденных мостов. Все главные аэропорты уничтожены, в том числе Эл-Эй-Экс, Бербенк и Онтарио. Практически единственным средством передвижения в районе бедствия остался вертолет.

Президент направляет в этот район все армейские службы, в том числе санитарные части и полевые госпитали. Несколько зарубежных стран, включая Великобританию, Францию, Германию и Японию, предложили крупномасштабную помощь.

Через неделю крупное землетрясение сотрясает Японию, оставив Токио в гораздо худшем состоянии, чем Лос-Анджелес; пять дней спустя третье землетрясение происходит в Западной Европе, нанеся огромный ущерб Берлину. Эти два источника помощи Соединенным Штатам перекрыты. С этого момента каждая страна должна рассчитывать на собственные силы.

Вдобавок ко всему в центр Бразилии падает небольшой астероид, превратив в пепелище большую часть амазонских джунглей, а вдоль Тихоокеанского желоба происходят извержения нескольких вулканов. В результате этих катастроф по всему миру изменяются погодные условия, что приводит к беспрецедентному числу торнадо, ураганов и тайфунов.

На следующее после столкновения с астероидом утро вы смотрите программу новостей по телевидению, как вдруг диктор прерывает свой рассказ о землетрясениях и астероиде, чтобы сообщить своим слушателям о том, что "в десять часов утра по восточному поясному времени будет передаваться обращение президента Соединенных Штатов к нации". Никто не знает содержание президентской речи, но большинство обозревателей считают, что он обратится с призывом созвать международную конференцию по борьбе с последствиями ужасных стихийных бедствий, которые опустошили мир за последние несколько недель.

Однако когда президент начинает свою речь, его слова оказываются неожиданными практически для всех:

"Доброе утро, американцы. Как вам известно, за последние несколько недель на нашу планету обрушился целый ряд опустошительных стихийных бедствий, о возможности которых мы и помыслить не могли еще полгода назад. Мир сковывает экономический, политический, религиозный и экологический паралич. Но что хуже всего - все мы парализованы страхом. Ибо кто знает, может быть, самое ужасное еще впереди? Я должен откровенно сказать вам, что воздействие этих бедствий на нашу планету столь велико, что если в ближайшем будущем произойдут катастрофы подобных или еще больших масштабов, то выживание всего человечества окажется под вопросом. Я считаю, что пришло время нашему народу - да и народам всего мира - серьезно задуматься над вопросом: не прогневался ли на нас Бог? Не пытается ли Он что-то сказать нам?

Положение настолько серьезно, что я обратился к генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с убедительной просьбой в течение двух дней созвать чрезвычайную сессию данной организации. Я убежден, что на этой встрече должны присутствовать главы государств, входящих в Совет Безопасности. Кроме того, крайне важный духовный подтекст этих бедствий заставляет меня убедительно просить генерального секретаря пригласить папу римского присоединиться к мировым политическим лидерам на этой конференции, впрочем как и представителей всех основных религий мира.

Я уверен, что некоторые из вас посчитают такую инициативу отступлением от освященного временем американского принципа отделения Церкви от государства. Однако во время международного кризиса подобного масштаба мы должны использовать все возможности. К счастью, последние решения Верховного суда были гораздо более гибкими в толковании религиозных пунктов первой поправки к Конституции, чем в прошлом. В любом случае, хотя штаб-квартира ООН и находится на нашей территории, эта организация не является субъектом американского права и потому не подчиняется американским законам.

Я благодарю каждого из вас за поддержку, оказываемую вами не только нашему государству, но всему миру в совместных усилиях по борьбе с этими бедствиями, угрожающими нашей цивилизации".

Эта история, конечно же, выдумана. Но когда наступит время скорби, нечто подобное обязательно произойдет. Мы неоднократно говорили о том, что Библия и Елена Уайт предсказали ужасные катастрофы, которые внезапно обрушатся на Землю в конце времен - стихийные бедствия приведут мир на край гибели. Однако какими бы жуткими ни были эти события, они окажутся не последним великим испытанием. Час такого испытания наступит в результате попыток мира справиться с этими бедствиями. Мировые лидеры осознают существование духовных аспектов происходящего и потому будут искать духовные решения. Но вам, как и мне, хорошо известно, что любое духовное решение, искомое миром, скорее всего окажется неверным. Час испытания наступит тогда, когда Божий народ откажется сотрудничать в духовном решении кризиса, найденном миром. Именно это приведет к последнему великому "просеиванию", о котором адвентисты седьмого дня говорят вот уже почти 150 лет. Кроме того, это будет началом последнего кризиса, который разделит весь мир на два лагеря, дабы окончание времени благодати и пришествие Иисуса могли свершиться.

Что такое просеивание?

Согласно традиционным представлениям адвентистов, "просеивание" относится к тому времени, когда мнимые христиане будут отсеяны от Церкви. В настоящее время в Церкви есть два типа людей - истинные христиане и те, кто считают себя христианами, но на самом деле остаются необращенными. В результате просеивания положение изменится. Елена Уайт сказала:

Вскоре народ Божий будет проведен через огненные испытания, и значительная часть тех, кто ныне имеет вид истинного золота, окажется оловом или свинцом (Свидетельства для Церкви, г. 5, с. 136).

Обратите внимание на причину этого просеивания:

"огненные испытания". Елена Уайт дает нам точные указания относительно того, когда для Церкви наступят эти огненные испытания: "Когда Закон Божий окажется в небрежении, Церковь будет просеяна в огненных испытаниях" (Избранные вести, т. 2, с. 368). Елена Уайт часто говорила о времени, когда Закон Божий будет в небрежении, и, насколько я понимаю, она всегда имела в виду только одно:

законы о воскресном дне. Это не значит, что никаких других законов, противоречащих Закону Божьему, не было и не будет введено в действие. Но великий грех Америки, которым она закроет для себя дверь благодати, будет заключаться в принятии закона, признающего субботой воскресенье. И под руководством Америки весь мир объединится, насаждая этот день поклонения.

Я полагаю, что воскресный закон в какой-либо форме, возможно, будет принят еще до последнего кризиса и времени скорби, особенно в Соединенных Штатах. Однако воскресные законы, которые будут введены в действие до наступления этого времени, видимо, не послужат причиной значительного отсеивания в среде Божьего народа. Напротив, они могут возыметь обратный эффект. Возможно, они заставят нас сплотиться.

Но воскресные законы, которые будут приняты в Соединенных Штатах и других странах после начала кризиса последнего времени в качестве реакции на время скорби, станут одной из попыток мира умиротворить Бога. Всякий, кто откажется исполнять эти законы, будет считаться предателем не только своей родины, но высших интересов всего человечества. Когда это время наступит, покажется вполне разумным присоединиться к большинству ради спасения человечества. Многие также посчитают вполне оправданным наказание штрафами, тюремным заключением и, в конце концов, смертью тех, кто отказывается искать Господа так же, как Его ищут остальные.

Елена Уайт не говорит точно, в какой момент последнего кризиса сатана явится в облике Христа. Однако мы знаем, что спиритизм будет одной из могущественных религиозных сил, пытающихся спасти человечество от ужасных последствий судов, которые Бог посылает на мир. Поэтому было бы вполне логично предположить, что если не сам сатана, то определенно некоторые из его подчиненных появятся на земле, выдавая себя за инопланетян, заинтересованных в том, чтобы помочь человечеству спастись от уничтожения.

Я полагаю, чтобы создать видимость закономерности, эти бесы, прежде чем предстать перед людьми в видимом образе, сначала "наладят контакт" через радиотелескопы и некоторые другие сложные приборы, обычно используемые учеными. Возможно, они даже заранее условятся о встрече, так что мировые лидеры будут ждать их. Поскольку ученые "удостоверят" подлинность этих контактов заблаговременно с помощью своих приборов, люди поддадутся обману. И если ученые, являющиеся первосвященниками нашего общества, поверят этому, то поверят и все остальные.

За исключением, конечно, кучки "радикалов", у которых хватит смелости, чтобы назвать все это сатанинским обманом в обстановке, когда весь мир жаждет любой помощи, из какого бы источника она ни исходила. Не могу сказать с полной уверенностью, что, когда наступит последний кризис, большинство людей будут считать, что законы, направленные против Божьего народа, вполне оправданны. Тех, кто откажется следовать за большинством, назовут фанатиками и предателями. Елена Уайт сказала, что "сознательное повиновение Слову Божьему будет расцениваться как мятеж" (Великая борьба, с. 608). И тогда многие адвентисты седьмого дня отрекутся от своей веры:

Как только приблизится буря, многие, уверовавшие в трехангельскую весть, но не освятившиеся через послушание истине, откажутся от своих взглядов и пополнят ряды ее врагов (Великая борьба, с. 608).

Когда наступит пора преследований, те, чья вера неглубока и консервативна, чье влияние постоянно тормозило работу, отрекутся от веры (Свидетельства для Церкви, т. 5,с. 463).

Имевшие великий свет и драгоценные преимущества, но не воспользовавшиеся ими, под тем или иным предлогом покинут нас (там же, т. 6, с. 400).

Когда Закон Божий окажется в небрежении. Церковь будет просеяна в огненных испытаниях, и немалая часть верующих, большая, чем мы сейчас думаем, увлечется духами-обольстителями и бесовскими доктринами (Избранные вести, т. 2, с. 368).

В последней из вышеприведенных цитат Елена Уайт говорит, что "немалая часть верующих, большая, чем мы сейчас думаем, увлечется духами-обольстителями и бесовскими доктринами". Иисус сказал, что в конце времени восстанут лжехристы и лжепророки, "чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24:24). По отношению к некоторым Божьим избранным это будет возможно.

Вопрос в том, к кому из них?

Кто останется после просеивания?

У меня есть основания утверждать, что всякий, принадлежащий к Божьему народу сегодня, рассчитывает оказаться среди верных во время будущего кризиса. Но если немалая их часть будет обольщена, то следует выяснить, кто же именно эти люди. Кто после просеивания останется на Божьей стороне, а кто отпадет и присоединится к врагу? Существует ли какой-нибудь способ застраховать себя от отступничества, когда гнет усилится?

Иисус ответил на эти вопросы в притчах о последнем времени. В Мф. 24:37-39 Он сравнил последнее время с тем, что было накануне Ноева потопа.

Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого.

В еде, питье и браке нет ничего плохого. Суть сказанного Иисусом заключается в том, что люди перед потопом были слишком заняты своими повседневными заботами и пренебрегли духовным приготовлением к надвигающемуся кризису Они смеялись над самой идеей о подобном кризисе. Притча о десяти девах содержит тот же урок. Неразумные девы впустую растратили то время, которое они должны были использовать на поиски масла.

Однако не следует полагать, что мы всецело должны посвятить себя молитвам и благочестивым размышлениям. В притче о талантах показано, что приготовление к последнему кризису подразумевает верность в житейских делах, а в притче об овцах и козлах Иисус говорит нам, что это приготовление подразумевает и оказание помощи нуждающимся.

Следующие высказывания Елены Уайт дают возможность глубже понять все необходимое для готовности к просеиванию и духовное состояние тех, кто окажется не готов. Я привел восемь цитат не столько для того, чтобы доказать свою правоту, сколько для того, чтобы дать широкое представление о причинах, по которым так много людей отрекутся от своей веры при просеивании. Я настоятельно прошу вас прочесть их все. Те, чья вера неглубока и консервативна, чье влияние постоянно тормозило работу, отрекутся от веры (Свидетельства для Церкви,т.5,с. 463).

Те, кто получили великий свет и драгоценные преимущества, но не воспользовались ими, под тем или иным предлогом покинут нас (там же, т. 6, с. 400).

Когда настанет время просеивания, эти неутвердившиеся в истине поверхностные читатели, приняв ложные теории, уподобятся зыбучему песку. Они с легкостью займут любую позицию, которая будет соответствовать направлению их горьких мыслей (Свидетельства для проповедников, с. 112).

Будет просеян всякий, кто не готов мужественно и твердо стоять за истину и жертвовать ради Бога и Его дела (Ранние произведения, с. 50).

Тем, кто шаг за шагом уступает под натиском мира и приспосабливается к мирским обычаям, будет проще подчиниться силам зла, чем подвергнуть себя насмешкам, оскорблениям, угрозе тюрьмы или смерти (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 81),

Не имея любви к истине, они будут обмануты посулами врага, обратятся к духам-обольстителям, увлекутся бесовскими доктринами и отойдут от веры (там же, т.6,с. 401).

Беспечные и безразличные, не присоединившиеся к тем, кто ценил победу и спасение достаточно высоко, чтобы настойчиво молить и страдать за них, они не получат их и будут оставлены во тьме (Ранние произведения, с. 271).

Мы приближаемся к кризису, который более, чем любой другой кризис с начала мира, потребует полного посвящения каждого, кто называет себя именем Христа (Служители Евангелия, с. 323).

Как сохранить взаимоотношения с Иисусом

В разных главах этой книги я уже неоднократно обсуждал различные стороны духовного опыта, которым должен обладать Божий народ, чтобы сохранить свои взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории. Сейчас мне хотелось бы свести воедино свои разрозненные суждения. Кажется, наступил подходящий момент для этого.

Оправдание. Взаимоотношения христианина с Иисусом начинаются при обращении, когда его грехи прощаются и он получает оправдание. Оправдание означает, что Бог прощает наши грехи и принимает нас, словно мы не совершали их. Наделяя нас Своей собственной праведностью, Он провозглашает нас праведными, несмотря на то, что в наших характерах может быть еще немало изъянов. С этого момента нам гарантировано спасение в Его вечном Царстве. Эта гарантия, конечно, условна, но зависит она не от наших дел. Она зависит от того, будем ли мы поддерживать постоянные взаимоотношения с Иисусом. Христос ни в коем случае не станет разрывать Свои взаимоотношения с нами, но Он оставляет нам свободу разорвать наши взаимоотношения с Ним.

Чрезвычайно важно осознавать, что христиане пребывают в состоянии спасенных с того момента, когда они принимают Иисуса как своего Спасителя. Спасение - это не механизм, который мы включаем, говоря "да" Иисусу, и всякий раз выключаем, совершая какой-нибудь незначительный грешок. Бог, впервые принимая нас, знает, что наши характеры испорчены и что предстоит произвести немало "ремонтных работ". Он также знает, что ремонт требует времени и что Он может произвести его только у обращенных христиан.

Божьему народу последнего времени особенно необходимо сознавать всю значимость оправдания.

Христиане имеют обыкновение попадать в ловушку сомнений относительно подлинности своих взаимоотношений с Иисусом. Сейчас мы живем в мирное время, и христианский опыт большинства из нас не отягощен подобными сомнениями. Но испытания последнего времени потребуют от нас безоговорочной веры в Бога и Христа. Тому, кто позволит себе усомниться в том, что Бог принимает его, грозит большая опасность не выдержать испытаний малого бедственного времени, не говоря уже о трудностях великого бедственного времени.

Именно сейчас нужно научиться верить в Божью любовь к грешникам. Именно сейчас каждый из нас должен повторять себе: "Бог любит меня, несмотря на мои недостатки". В этом суть крайне важного приготовления к просеиванию и испытаниям, с ним связанным.

Освящение. Однако немногие из нас находятся на том уровне развития характера, который необходим для того, чтобы выдержать последний кризис. Требования к нам в то время будут подобны тем требованиям, которые предъявлялись Христу в последние часы Его земной жизни. Когда римские солдаты пригвождали Иисуса ко кресту, Он произнес: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). Только человек с преображенным сердцем может сказать такое. Необращенные проклинают своих мучителей. Необращенные проклинают Бога, когда к ним приходит беда.

Нелегко сопротивляться гордыне, горечи и чувству несправедливости. Нелегко просить Бога изменить наши нечестивые желания и нелегко противиться им. Однако если мы не усвоим эти уроки сейчас, то нам не выдержать испытаний последнего времени. Немногие сегодня имеют взаимоотношения с Иисусом и глубину характера, необходимые для того, чтобы вынести испытания малого бедственного времени. Люди, всю жизнь оправдывавшие свои слабости, вместо того чтобы искать Божьей преобразующей силы для их изменения, поймут всю пагубную силу этих слабостей. Елена Уайт ясно говорит, что просеивание испытает наши характеры, и особенно наши побуждения.

Бог ныне просеивает Свой народ, испытывая намерения и побуждения людей. Многие окажутся всего лишь соломой, не представляющей никакой ценности {Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 51).

Вскоре народ Божий будет проведен через огненные испытания, и значительная часть тех, кто ныне имеет вид истинного золота, окажется оловом или свинцом (там же, т. 5, с. 136).

Как только начнется борьба и фанатизм и религиозная нетерпимость вновь проявятся во всю мощь, как только возобновятся гонения, полуобращенные, неискренние христиане дрогнут и отрекутся от своей веры, но истинный христианин будет стоять твердо, как скала; его вера укрепится еще больше, надежда станет еще светлее, чем во дни благополучия (Великая борьба, с. 602).

Когда буря гонений по-настоящему разразится над нами, истинные овцы услышат голос истинного Пастыря... Ввиду грозящей всем опасности борьба за превосходство прекратится; уже не станут спорить о том, кого почитать большим (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 401).

Мы должны побеждать грех и стремиться во всем подражать Христу именно сейчас - это необходимо, чтобы выжить после закрытия двери благодати без Ходатая. Кроме того, мы должны суметь остаться верными Богу во время просеивания. Наши взаимоотношения с Иисусом - это единственное, что поможет нам претерпеть все до конца.