Глава 19 1844 год и очищение святилища Даниила (9:22-27) |
В предыдущих главах мы отметили, что текст из книги Даниила (8:14) является основанием, на котором было построено Адвентистское Движение. В завершение изучения этого текста мы вспомним о двух моментах, которые следует знать для правильного его понимания и интерпретации. Первый из них - это принцип параллелизма. В разных главах книги Даниила рассказывается об одних и тех же исторических событиях. К примеру, во 2, 7 и 8 главах пророк описывает одни и те же периоды и царства. Камень из второй главы, суд - из седьмой и очищение святилища, которое произойдет через две тысячи вечеров и утр, говорят об одном периоде времени. Это время, когда Бог установит Свое царство на земле. Согласно этому, очевидно, что очищение святилища - это событие последнего времени или эсхатологическое событие. Это нечто, что произойдет в конце времени. Последние три стиха из восьмой главы книги Даниила подтверждают это. Мы еще раз обратим внимание на эти три стиха, но перед этим прочитаем вторую часть семнадцатого текста: «Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени». Другими словами, это видение, которое говорит и о времени, в котором жил Даниил, несет в себе откровение о последнем времени. Некоторые утверждают, что выражение «последнее время» относится к Израильскому народу, другие полагают, что оно относится к концу христианского периода. Также и в девятнадцатом стихе говорится, что видение исполнится в конце времени: «И сказал: вот, я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени». В двадцать шестом тексте, объясняя видение, Гавриил все же не раскрывает смысл 14 стиха. Даниилу было сказано лишь следующее: «Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам». Итак, даже из восьмой главы книги Даниила мы можем узнать, что четырнадцатый стих относится к последним событиям истории мира. Первое, что мы хотели бы отметить: очищение святилища - это событие последнего времени. Ранее мы уже говорили о том, что в восьмой главе Даниилу было сказано о четырех вещах: а) об овне с двумя рогами; б) о козле с одним рогом; в) о небольшом роге, который поверг истину о святилище на землю и преуспел в этом; г) о 2300 днях, к концу которых святилище будет восстановлено или оправдано, или очищено. Мы заметили, что первые три из этих четырех образов были объяснены Даниилу. Двадцатый стих говорит, что овен символизирует Медо-Персию, 21-й и 22-й говорят, что козел - это образ Греции, стихи с 23 по 25 рассказывают о великой религиозной силе, которая, согласно исторической концепции, является папством. Но четвертый символ не был объяснен, в восьмой главе толкование четырнадцатого стиха отсутствует. Толкование этого текста можно найти в 9 главе с 24 по 27 стихи. Этого мнения придерживается не только наша церковь, но и многие богословы. Среди них и Дезмонд Форд, который не во всем согласен с нашим толкованием 8 главы. Я приведу цитату из его книги «Добрые вести для Адвентистов», изданной недавно Good News Unlimited: «Мы полагаем, что текст из книги Даниила (8:14) объясняется в краткой форме в 9 главе (24-27). Почему? В девятой главе Даниила снова появляется Гавриил. Тот ангел, с которым мы встречались в восьмой главе, пришел, чтобы дать Даниилу мудрость и способность понимать. Он повелевает ему «вникнуть в слово и уразуметь видение». Имел ли ангел в виду пророчество Иеремии, касающееся семидесяти лет? Так считают некоторые из исследователей. Такая точка зрения сомнительна. Даниила, 9 (24-27) объясняет Даниила 8:14». Далее Форд делает вывод: «Поэтому в Даниила (9:24-27) пророку было сказано более детально, чем до этого, в чем заключается восстановление святилища». Итак, многие богословы также полагают, что отрывок из книги Даниила (9: 24-27) - это объяснение 14 стиха из 8 главы. Чтобы понять, о чем говорится в этом отрывке, мы должны разобраться с его контекстом, исследовать 9 главу. Пожалуйста, не используйте стихи из Библии вне контекста. Нас неоднократно обвиняли за это и иногда по праву. Мы должны учитывать контекст. Для начала определим время, в которое писалась 9 глава. Примерно через 14 лет после видения из 8 главы. «В первый год Дария...» (9: 1). Это приблизительно 538 год до рождества Христова. Четырнадцать лет Даниил ждал объяснения текста об очищении святилища. Со времени разрушения Иерусалима и Храма Навуходоносором прошло 65 лет. Из 2 стиха 9 главы ясно, что Даниил понимал пророчество, данное Богом пророку Иеремии, который был современником Даниила и жил в Палестине, о том, что Иерусалим и храм останутся разрушенными в течении семидесяти лет. 65 лет прошло и осталось пять лет. Но проблемой было то, что, согласно Даниила (8:14), казалось, что восстановление - это дело далекого будущего. Поэтому Даниил обеспокоен и смущен. Поставьте себя на его место и представьте, о чем мог думать еврей, живший во времена Даниила. Для евреев разрушение города и храма означало одно: «Ихавод». На еврейском это означает: «отошла слава Божия». Для них это приравнивалось к тому, что Бог их оставил. Это, конечно же, тяжкое бремя для людей Божьих. Подумать, что храм будет восстановлен не через пять лет, а в далеком будущем - это было ужасно. Что сделал Даниил? Третий стих: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле». Мы должны прочитать эту молитву и заметить нечто очень важное в этой молитве - концепцию единства. Даниил, слуга Божий, не указывал пальцем на церковь и не говорил, что она пошла по ложному пути. Он считает себя единым с церковью, которая совершила ошибку. Мы нуждаемся в том, чтобы научиться этому от Даниила. Церковь - это одно тело, и когда она совершает ошибку, если даже вы в этом не участвуете, вы являетесь ее частью. В пятом стихе Даниил говорит: «согрешили мы»; в шестом: «и не слушали рабов твоих»; в восьмом: «Господи! У нас на лицах стыд» и «мы согрешили перед Тобою»; в девятом: «и не слушали гласа Господа Бога нашего»; в одиннадцатом: «И весь Израиль (не часть его, а весь) преступил закон Твой». Даниил возложил на себя бремя Израиля. Прочитайте стихи с 16 по 19: «Господи! По всей правде Твоей (не по нашей, а по Твоей правде) да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших (в этом принцип коллективного покаяния) Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас». Другими словами, «народы вокруг нас, и в том числе Вавилон, указывая на нас, спрашивают: «Где Ваш Бог? Вы потерпели поражение, где Ваш Бог?». Даниил обеспокоен. «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором начерчено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (18 стих). Он просит, полагаясь на Божью любовь и милость. «Господи, услышь! Господи, прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого (не ради нас, но ради Тебя), Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (19 стих). Упрекают ли Христианство сегодня? Да, и мы нуждаемся в том, чтобы научится молиться, как Даниил. В 20 стихе говорится: «И когда я еще говорил и молился и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля...». Что произошло? Услышал ли Бог молитву Даниила? Да. Бог сказал: «Да, Даниил, я понимаю, что тебя беспокоит и смущает. Ты не можешь соединить воедино пророчество Иеремии с пророчеством, которое Я дал тебе». Заметим, что Даниил не думал о небесном святилище. Его заботила судьба Иерусалима и его народа. Но мы знаем, что, согласно принципу параллелизма, пророчество из четырнадцатого стиха восьмой главы не относится к еврейскому народу. Оно касается событий последнего времени. У Бога была задача: «Как поступить? Как объяснить это Даниилу?» Христос столкнулся с подобного рода проблемой. Об этом мы узнаем из 24 главы Евангелия от Матфея. Даниил, как мы уже сказали, не видел различия между пророчеством Иеремии о семидесяти годах опустошения и пророчеством из 8 главы 14 стиха. Ученики совершили похожую ошибку. У Матфея (24: 1) сказано: «И вышед Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». Посмотри, Иисус, какой чудесный храм! Второй стих: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Мы знаем из истории, что Он говорил о разрушении храма, которое произошло в 70 году н. э. О чем подумали ученики? Для них разрушение храма было тем же, что и второе пришествие Христа. Что ответили ученики Иисусу? «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине (они были смущены подобно Даниилу) и спросили: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (3 стих). Ученики думали, что разрушение Иерусалима и второе пришествие Христа произойдут одновременно. Они были в замешательстве. Что мог сделать Иисус? Должен ли Он был сказать им: «Вы ошибаетесь. Храм будет разрушен через несколько лет, но я вернусь в двадцатом веке или может быть позже?» Что бы произошло тогда с учениками? Они не были готовы услышать такой ответ. Поэтому Иисус соединил эти два события. Когда мы читаем 24 главу Евангелия от Матфея, то замечаем, что знамения разрушения Иерусалима и знамения второго пришествия Христа, событий которые разделены по крайней мере двумя тысячелетиями, соединены воедино. Это может показаться нам несправедливым, но помните, что Бог живет в вечности. Для Него тысяча лет, как один день. В девятой главе (стих 22) книги Даниила ангел Гавриил сказал пророку: «Даниил! Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению». Ангел не рассказывает ему (9:24-27) о конце мира, но о последних событиях из истории Израиля как избранного народа. Пророчество Иеремии верно. Храм будет восстановлен, но затем будет опять разрушен, после чего уже не будет построен заново. Это конец! 70 недель из 9 главы говорят о конце Израиля как народа Божьего. Но в то же время они должны объяснить нам и значение пророчества из книги Даниила (8:14). Я вижу это следующим образом: Бог использует 70 недель как модель того, что произойдет в конце 2300 вечеров и утр. Мы обратим внимание на основные события, произошедшие в течении этих 70 недель, используя их как модель или принцип для понимания Даниила (8:14). Я использую здесь новозаветный принцип: евреи-язычники. В книгах Нового Завета Бог разделяет человечество на евреев и язычников. Приведем несколько примеров. Когда Иисус повелел проповедовать Евангелие, Он сказал: «Идите вначале к евреям и дайте им шанс, и если они отвергнут, проповедуйте язычникам». Даже Своим семидесяти ученикам Христос сказал: «Не идите к язычникам. Время еще не пришло. Вначале проповедуйте среди евреев». Павел также говорит в послании к Римлянам: «Сначала Иудеи и затем язычники». Это не означает, что язычники не могли получить спасение в еврейский период. Они могли спастись, но должны были стать евреями для этого. Это подобно тому, как в Христианский период, который начался в 31 году н. э. , если еврей принимает Евангелие, Он должен стать язычником. В настоящее время, если еврей, живущий в Израиле, становится христианином, он теряет гражданство. Государство отбирает у него паспорт, потому что он стал язычником. Евреи говорят, что если еврей становится христианином, его нельзя больше считать евреем, даже по национальности. Будем помнить, что еврей может быть спасен и сегодня. Бог дает евреям второй шанс. Каждый из евреев может спастись, если примет Христа как Мессию. Обратим внимание на пять основных моментов из отрывка о семидесяти неделях: 1. Повеление о восстановлении Иерусалима. 2. Чтобы осуществить это повеление, евреи должны покинуть Вавилон и вернуться домой. Они не могут далее оставаться в прекрасных домах, построенных в Вавилоне, они должны выйти из Вавилона и вернуться в Израиль. 3. Вернувшись, они должен восстановить и обустроить храм и город. Вот что сказано в 9 главе Даниила о восстановлении: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины (восстановление займет большую часть времени); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». Самая трудная часть - это восстановление. Будут противостоять этому. Будет множество проблем, но храм будет восстановлен, даже если это займет много времени. Итак первое - это повеление, второе - выход из Вавилона, третье - восстановление, которое будет происходить в тяжелые времена. 4. Следующий момент: подтверждение завета. На протяжении многих лет, разным поколениям, Бог обещал евреям Мессию. Они ждали Мессию долгое время. Обетование исполнилось в последнюю неделю из семидесяти. Когда Христос пришел, Он «утвердил завет», исполнил то, что было обещано. 5. В середине последней недели Иисус совершил все, что было обещано. Он умер на кресте, исполнив требования закона. Приняли ли евреи, как народ, утвержденный завет? Нет. Бог дал им еще три с половиной года. Он не упрекал их за то, что они распяли Христа. Он еще мог простить их как народ, но после воскресения Христа, когда солдаты пришли к Каиафе и сказали: «человек, которого положили в гробницу, воскрес», не было прощения. Не было потому, что воскресение было главным доказательством того, что Иисус Христос - это Мессия. Каиафа стоял перед выбором: либо признать, что его церковь совершила ошибку, которая подтолкнула ее распять Сына Божьего, либо скрыть эту ошибку. Он решил умолчать о ней. И когда солдаты сказали ему: «Если мы солжем, сказав, что ученики украли тело, мы признаем, что не справились с приказом охранять тело», Каиафа ответил: «Не переживайте, мы уладим это». Он дал Пилату взятку, бакшиш. На Ближнем Востоке вы не можете начать какое-то дело, не дав взятку. Даже церкви приходится следовать этому принципу, чтобы получить право действовать. Взятка - часть культуры Ближнего Востока. И нет выбора. Я попытался обойти это правило, но безуспешно. Мы строили церковь в Африке, где существует такая же проблема. Я сказал начальнику строительства: «Эту церковь мы построим без взяток». Он ответил: «Как скажешь Жак, но ты ведь знаешь, какие здесь правила». Я сказал: «Да, но эта церковь будет построена без коррупции». Он сказал: «Хорошо, давай попробуем». Мы построили фундамент, но, чтобы продолжать строительство, необходимо было разрешение инженера, который должен был проверить правильность строительных работ. Я сам пришел к нему и попросил, чтобы он пришел с инспекцией. Я заполнил заявление и он сказал: «Я приду завтра». На следующий день он не пришел. Я опять зашел к нему и спросил: «Почему ты не пришел?» «Я был слишком занят!» - ответил он. Это продолжалось в течение трех месяцев. Приближался сезон дождей, и начальник строительства сказал мне: «Оставь это и положись на меня». «Хорошо», - ответил я. Он дал инженеру двадцать шиллингов и тот сказал: «Ваш пастор архитектор. Вы не нуждаетесь в проверке, так что можете продолжать строительство». Каиафа дал деньги солдатам и сказал: «Мы позаботимся сами об этом». Иисус сказал евреям: «Сколько раз я хотел собрать вас, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». Когда евреи до смерти побили Стефана камнями, они открыто признали свое отвержение Мессии, и это отвержение принесло разрушение Иерусалима и «Ихавод» для народа. Перед тем, как разрушить храм, римские воины прибили к двери храма Римский орден. И Иисус сказал ученикам: «Когда увидите этот знак, знайте, что приходит конец. Тогда бегите из Иерусалима». И христиане, как мы знаем, прислушались к этому пророчеству (которое Иисус связал со словами из книги Даниила) и никто из них не погиб при осаде Иерусалима. Неверующие же умерли. И это было ужасно. Достаточно лишь немного прочитать об этом в исторических документах, чтобы увидеть, как это было страшно. Евреи ели крыс во время осады. Были случаи, когда из-за голода съедали детей. Настолько они потеряли рассудок. Мы выделили пять главных моментов в отрывке из 9 главы книги Даниила (9:24-27) и теперь применим их к тексту о 2300 вечерах и утр. 70 недель начались с повеления. Очищение святилища также начинается с повеления. Обратимся к книге Откровение, которая дополняет книгу Даниила. В 10 главе мы читаем о великом разочаровании 1844 года. Это было горькое разочарование! Но Бог сказал немногим, кто остался Ему верным, пройдя через этот горький опыт: «Тебе надлежит опять пророчествовать» (11 стих). Почему «опять»? Потому что Евангелие, которое дал Христос ранней церкви, было извращено небольшим рогом. Помните, что святилище - это модель плана спасения, который и был осквернен небольшим рогом из книги Даниила, восьмая глава. И Бог говорит своему «малому стаду»: «Ты должен пророчествовать опять - ты должен восстановить Евангелие и провозгласить Его многим народам, племенам, языкам и царям». В четырнадцатой главе книги Откровение сказано, что должна быть проповедана трехангельская весть, или вечное Евангелие. Поэтому повеление, которое Бог дал «малому стаду» - Адвентистам, вышедшим из движения Миллера, было восстановить Евангелие и провозгласить его миру. Это первое повеление. Для меня 1844 год означает повеление. Чтобы повеление исполнилось, эти люди должны были выйти из Вавилона. Не физического, не буквального Вавилона, но духовного. «Выйди из него, народ Мой». Это второй момент. Третье - это само восстановление. Возродили ли мы Евангелие? Бог попытался сделать это сто лет назад, но неудачно. Восстановление Иерусалима происходило в трудные времена, и мы также испытываем трудности с восстановлением Евангелия. Мы не едины как церковь в вопросе Евангелия. Будет ли Евангелие восстановлено? Был ли восстановлен Иерусалим в конечном счете? Да. И Евангелие будет возрождено, об этом говорит 18 глава книги Откровение. И когда это произойдет, земля освятится от славы Божьей. Другими словами, Бог утвердит Завет, который есть вечное Евангелие, завет не с евреями, но с язычниками. После этого ни один народ из языческого мира не будет иметь прощения, если скажет: «Евангелие не может спасти». Это будет настолько очевидным и ясным для всех. Земля освятится от его славы. Не будет больше прощения. Но примет ли мир Евангелие? Я не говорю сейчас о личностях, потому что мы знаем, что тысячи в это время будут духовно обращены; вопрос в том, примет ли мир Евангелие? Нет. Мир отвергает добрую весть. На этот раз не по неведению, но сознательно, подобно Каиафе. Это будет умышленное отвержение. Это отвержение повлечет за собой опустошение земли на 1000 лет. Я полагаю, что Бог создал Адвентистское Движение, чтобы восстановить Евангелие и провозгласить его с силой. Мы все еще боремся, но когда это окончится, земля освятится от истины Христовой. И затем не будет больше прощения. Когда мир сознательно отвергнет Евангелие, испытательный срок окончится. Бог скажет миру, языческому миру: «Се, оставляется вам, дом ваш пуст». Бог отдалит от этого мира силу, защищающую его от зла, и на мир обрушится последние семь язв. Знаком этого, подобно римскому знаку на двери храма, я полагаю, будет закон о воскресении. Это будет знаком для христиан, чтобы они спасались бегством. Тогда нам надо будет забыть о холодильнике и других продовольственных запасах и придется жить недолгое время в горах, питаясь салатом и одуванчиками. Вот что говорит мне стих из книги Даниила (8:14). У нас есть миссия, и если мы разрушим учение о 1844 годе, мы разрушим миссию церкви. А если у нас нет особой миссии, то мы всего лишь еще одна религиозная конфессия, среди многих других. Мы должны восстановить Евангелие, и я особым образом призываю к этому молодежь церкви. Мы должны понять, что Даниила (8:14) содержит весть для нас, и моя молитва о том, чтобы мы, подобно Даниилу, встали на колени и сказали: «Господи, мы просим, пожалуйста, восстанови Евангелие, оскверненное небольшим рогом, чтобы мир узнал истину и чтобы Иисус Христос мог прийти как Он обещал». Иисус сказал: «И проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матфея 24:14). Слово свидетельство - это юридический термин. В суде вы приносите свидетельства в пользу или против какой-то личности. Проповедь Евангелия будет величайшим свидетельством миру, который сознательно отверг Бога. И когда это Евангелие будет проповедано миру во свидетельство, придет конец. Пусть Бог благословит нас, чтобы мы выполнили миссию, которую Он возложил на нас.
|