Глава 23 Следственный суд |
Годовой цикл служения во святилище заканчивался Днем Примирения. Этот день был днем суда и в следующих главах мы увидим несколько его аспектов. Я не знаю, что означает для вас следственный суд, но за время работы в качестве служителя церкви я обнаружил, что доктрина о следственном суде вызывает больше страха, чем любая другая доктрина. Я надеюсь, что, изучая эту тему, вы не будете иметь страх, но радость. Перед тем, как мы начнем наше исследование, вспомним, о чем мы говорили в предыдущей главе. Мы обнаружили в отрывке из послания к Римлянам (5:15-18) два важных факта: 1. В Адаме по закону всему человечеству суждено было погибнуть. 2. Во Христе все человечество было искуплено и юридически оправдано. Поэтому наша судьба зависит от того, какому человечеству мы решили принадлежать - тому, которое погубил Адам, или человечеству, которое искупил Христос. Наши дела являются свидетельством того, какому человечеству мы принадлежим. Если мы выбираем Адама, то выбираем грех, потому что Адам - автор греха для человечества. Если мы выбираем Христа, мы выбираем праведность и святую жизнь, потому что их автор Христос. Решающее значение будет иметь наш выбор. Прежде чем мы начнем изучать следственный суд, было бы уместно упомянуть о том, что говорит Библия о самом суде. Я хотел бы обратить ваше внимание на три момента. Почти в каждой из книг Библии как Ветхого, так и Нового Завета, прямо или косвенно, говорится о суде Божьем. На основании этого можно сделать вывод, что Священное Писание придает особую важность суду. Так же должны и мы отнестись к этому вопросу, так как суд является кульминационным пунктом плана спасения. Суд завершает финальные стадии действия искупления, которое Бог начал во Христе. Когда он закончится, наступит вечная праведность, и будет положен конец греху. Итак, суд - это очень важная истина Библии. Читая отрывки из Священного Писания, в которых говорится о нем, мы обнаруживаем, что суд включает три этапа. 1. Само действие суда. Некоторые теологи утверждают, что при этом происходит тщательное исследование жизни каждого из людей. Мы называем эту часть - следственным судом. Говоря об этом этапе, Библия использует разные выражения. 2. Вердикт. Суд выносит приговор. И возможны только два решения суда: вы или осуждены или оправданы, осуждены на вечную смерть или оправданы для вечной жизни. 3. Исполнение решения суда. Как будут только два решения суда, также будут только два исполнения приговора. Те, кто оправданы, получают свою награду. Осужденные же получат наказание. Приведем несколько библейских текстов для каждого из трех этапов суда. Относительно действия суда мы уже читали стих из послания к Римлянам (14:10). Прочитаем также текст из второго послания к Коринфянам (5:10): «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово». Все люди, без исключения, должны явиться перед судом Божьим. Так как верующие приняли Христа, они придут на суд в лице Иисуса. Он выступит в качестве нашего адвоката, нашего представителя. Все должны явиться на суд, чтобы «получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Христос - наш адвокат, но следует помнить, что «каждый из нас за себя даст отчет Богу». Приговор суда или вердикт. Как мы уже сказали, возможны только два решения. Текст из книги Второзаконие (25:1) не относится к Божьему суду, но, по существу, показывает в точности то, что будет происходить и на Божьем суде: «Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их: правого пусть оправдают, а виновного осудят». И есть только два решения суда: оправдание или осуждение. Посмотрим, что говорит об этом Новый Завет. К примеру, в 5 главе Евангелия от Иоанна сказано о решении суда относительно тех, кто принял Христа: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит (для осуждения - англ. перевод)» (5:24). Иисус не говорит, что этот человек не придет на суд, но что Он не будет осужден. Другими словами, приговором суда для верующего никогда не будет его осуждение, и это добрая весть для верующего. Нет осуждения для такого человека, потому что во Христе он перешел от осуждения к оправданию. Вот почему Павел говорит: «Итак ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Римлянам, 8:1). Не будем забывать об этом, потому что многие христиане боятся следственного суда, так как думают, что будут осуждены. Следующий стих также касается суда: «Посему не судите никак прежде времени» (1 Коринфянам, 4:5). Суд - это дело Божье и приговор произнесет также Бог. «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который освятит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Бог судит человека не только по его поступкам. Бог видит наши мотивы и судит по тому, к чему направлено наше сердце. Решение суда Божьего будет честно и справедливо. Все признают это и скажут: «Ты прав, Господи. Решение Твое верно, оно беспристрастно и справедливо». И, наконец, третья часть суда - исполнение приговора. Во втором послании к Фессалоникийцам Павел обращается к Христианам, которые испытывают гонения: «А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа». Люди, которые погибнут преднамеренно, сознательно, настойчиво отвергли дар Божий. В девятом стихе говорится, что они «подвергнутся наказанию, вечной погибели». Они навеки распрощаются с жизнью, потому что отвергли дар Божий, который есть вечная жизнь во Христе. Библия разделяет суд на две фазы. Первая фаза - это суд над верующими, вторая - суд над неверующими. Другими словами, суд, решение суда и исполнение этого решения для верующих - это первая фаза, и суд, приговор и исполнение приговора над неверующими - это вторая фаза. Даже если при чтении некоторых стихов из Библии может показаться, что оба суда будут происходить одновременно, если исследовать внимательно Новый Завет, становится очевидным, что суд начнется с дома Божия. При чтении Священного Писания мы обнаруживаем, что суд и решение суда для верующих имеют место перед вторым пришествием Христа. Награда верующим - это второе пришествие. Суд, приговор и исполнение приговора над неверующими окончатся в конце мира - при третьем пришествии Христа. В течении тысячи лет после второго пришествия будет суд над неверующими, но этот суд будет только для того, чтобы верующие убедились в справедливости Божьих решений. Будут даны ответы на все вопросы. Не будет больше сомнений, когда Бог покончит с существованием греха во Вселенной. Итак, мы подошли к доктрине о следственном суде. Наша церковь подвергается критике из-за того, что мы проповедуем учение о следственном суде. Нас обвиняют в том, что мы единственная церковь, которая учит, что следственный суд над верующими происходит перед вторым пришествием Христа. Надо сказать, что многие христиане и теологи также верят в следственный суд. К примеру, известный ученый Аллан Лид. Он не называет этот суд следственным, но «тщательным исследованием жизни верующих». По сути это одно и то же. Все известные мне религиозные конфессии верят в то, что следственный суд, решение суда и исполнение решения произойдут при втором пришествии Христа. Согласно их мнению, ни одно из этих событий не будет происходить до пришествия Иисуса. В защиту Адвентистской позиции можно привести два довода. Во-первых, известно, что верующие получат свою награду при втором пришествии Христа. Новый Завет очень ясно говорит об этом. Иисус сказал: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе» (Иоанна, 14:2,3). Если верующие получат награду, которая есть третья фаза суда при втором пришествии, то суд и решение суда должны иметь место до второго пришествия. Второй аргумент. Нигде в Библии не сказано, что, когда Иисус Христос придет во второй раз на нашу землю, Он будет нашим Адвокатом. Он придет как Царь и Победитель. Если суд надо мной состоится после второго пришествия, то я не буду иметь на нем адвоката. В таком случае, я окажусь в затруднительном положении. Но я благодарен Богу за то, что Христос в настоящее время мой Адвокат. Служение Христа во святилище как нашего Ходатая, конечно же, происходит в настоящее время. Нигде в Библии не сказано, что Он будет Адвокатом при втором пришествии. Поэтому я хочу спросить моих друзей-христиан: «Кто будет вашим адвокатом при втором пришествии?» Я знаю, кто мой Адвокат сейчас - Иисус Христос. Касательно доктрин о следственном суде нас также критикуют, и эта критика в какой-то мере, к сожалению, оправданна, так как наше учение о следственном суде противоречит оправданию через веру. В 1980 году наша церковь получила приглашение от самой большой теологической семинарии в Кении (Scot Theologocal Seminary), которая расположена в 40 километрах от Найроби, для дискуссии со студентами последнего курса. Как правило, в большинстве семинарий в разделе сравнительное богословие читается курс лекций под названием «Четыре культа». Культами считают: Мормонов, Свидетелей Йеговы, Христианское Знание и Адвентистов Седьмого Дня. В Кении наша церковь одна из самых распространенных, в 1980 году в Восточно-Африканском унионе было самое большее число адвентистов, в соотношении с числом жителей. Поэтому профессор семинарии пригласил на встречу со студентами именно нашу церковь. Я был в то время секретарем униона, и президент попросил меня поехать на эту встречу. Я очень обрадовался, потому что люблю беседовать со студентами и отвечать на их вопросы. Я приехал туда на два часа раньше, чтобы успеть зайти в библиотеку. И был удивлен, когда увидел, что в библиотеке были почти все книги Елены Уайт. Они также выписывали журналы «Ministry» и «Verdict». «Verdict» - это журнал, в котором публикуются статьи на библейские темы, и последний номер был посвящен учению о следственном суде. Была в библиотеке и газета, изданная молодыми теологами, которые оставили церковь Адвентистов Седьмого Дня. В этой газете критиковалось учение адвентистов о следственном суде. Я подумал: «Теперь я знаю, о чем они меня спросят». Мне сказали, что на встрече будут присутствовать только студенты последнего курса, но фактически были студенты всех курсов и даже их друзья. Зал был переполнен. Первый вопрос задал студент: «Пожалуйста, приведите доводы в пользу доктрины о следственном суде в свете учения о праведности через веру». У него сложилось впечатление, при чтении нашей литературы, что эти два учения противоречат друг другу. В качестве доказательства он прочитал несколько цитат из наших книг. Из того, что он прочитал, следовало, что в конечном счете наши дела решают нашу участь: попадем ли мы на небо или нет. По сути это противоречит учению о праведности через веру. Я приведу здесь текст из Библии, который мне прочитали. Студенты были правы, потому что Библия учит, что мы оправдываемся верой, но не делами. В послании к Римлянам (3:28) сказано: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Прочитаем еще один стих из послания к Римлянам: «А не делающему, но верующего в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Римлянам, 4:5). Я приведу еще несколько текстов, которые наши друзья евангеликалы любят использовать и с которыми нам придется столкнуться, когда мы будем им проповедовать Евангелие. «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». Слово «сие» относится к благодати (Ефесянам, 2:8,9). Спасение - это дар. Следующий отрывок из 3 главы послания к Титу: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий... Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Это оправдание через веру. Если Я спасен верой в Иисуса Христа, независимо от дел, то почему решение суда будет принято на основании моих дел? Та же Библия, из которой мы только что читали, учит, что мы будем судимы и получим награду в соответствии с нашими делами. Я приведу высказывания четырех людей на эту тему: Христа, Павла, защитника оправдания через веру, Петра, для случая, если вы защищаете Евангелие перед католиками, которые считают Петра первым папой, Иоанна, любимого ученика Иисуса. В Евангелие от Иоанна (5:28,29) говорится: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресении осуждения». Это звучит как оправдание делами. В Евангелие от Матфея, в 25 главе сказано так: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня. Те, которые делали добро, будут участвовать в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение смерти». Я спросил тогда у студента семинарии, после того как прочел эти тексты: «Не противоречат ли слова Иисуса оправданию через веру?» Он сказал: «Да, похоже». Я сказал: «Действительно, так может показаться». Во втором послании к Коринфянам (5:10) говорится: «Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Похоже, что Павел также противоречит оправданию через веру. Прочитаем отрывок из первого послания Петра: «Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». Петр говорит нам, что святость - это цель христиан. «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Петра, 1:15-17). Мы будем судимы согласно нашим делам. И слова Петра могут быть поняты следующим образом: «Будьте внимательны, вы должны быть добрыми, иначе не достигнете спасения». В следующем стихе из книги Откровение Иоанн цитирует слова Иисуса Христа: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение, 22:12). Итак, одна группа текстов говорит, что мы оправдываемся верой, без дел. Другая группа текстов утверждает, что мы будем судимы и получим награду соответственно нашим делам. Большинство христиан игнорируют одну из двух групп, сознательно или, в основном, бессознательно. Многие евангеликалы используют первую групп текстов. Когда я однажды показал молодому человеку эти тексты, он сказал: «Вы знаете, я никогда не читал их». Я ответил: «Это очевидно». Евангеликалы любят использовать тексты об оправдании без дел. Они игнорируют, тексты которые утверждают, что нас будут судить и нам воздастся должное соответственно нашим делам. Но очень часто Адвентисты используют вторую группу текстов, пренебрегая первой. Поэтому иногда мы становимся виновными в том, что используем тексты, касающиеся дел, не проповедуя оправдание через веру. Если мы хотим быть честными, мы должны принимать все тексты, потому что все Писание боговдохновенно. Как согласовать тексты, которые утверждают, что мы оправдываемся верой, с теми, которые говорят, что мы будем судимы, будем воскрешены к жизни, потому что делали добрые дела, и погибнем из-за злых дел? Есть третья группа текстов, которая также касается этих вопросов. Библия учит, что истинное оправдание через веру всегда производит дела. Оправдание верой не может быть без дел. Иаков говорит: «Вера без дел мертва». Он не против оправдания через веру. Его послание находится в согласии с посланиями Павла. Иаков осуждает тех, кто полагает, что они могут быть спасены, живя, как им заблагорассудится. Филипп сказал однажды Иисусу: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня Филипп? Видевший Меня, видел Отца». Из следующего стиха становится ясно, что имел в виду Иисус: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам» (Иоанна, 14:8-11). Иисус говорит здесь: «Филипп, самым большим доказательством того, что Отец обитает во Мне и открывает Себя через Меня, являются Мои дела». Прочитаем 12 стих: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». Итак, дела являются результатом веры. Далее Иисус говорит: «потому что Я к Отцу Своему иду». Когда Иисус придет к Своему Отцу, Он пошлет нам Святого Духа (Иоанна, 16:7). Мы прочитаем два стиха из посланий Павла. В послании к Ефесянам (2:8,9) ясно говорится, что мы спасаемся верой по благодати, которая есть дар, и что мы спасаемся не делами. В 10 стихе говорится: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». В послание к Колоссянам (2:6) сказано: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем». 10 стих из этой же главы говорит: «Вы имеете полноту в Нем». Итак, Бог сотворил нас в Иисусе Христе не только для того, чтобы оправдать нас, но и чтобы мы делали добрые дела. Эти добрые дела не для того, чтобы получить спасение. Величайшим доказательством того, что Отец обитал во Христе, были Его дела, и доказательство того, что мы оправданы через веру - это то, что Христос живет в нас. Послание к Титу (2:14) говорит о Христе: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония». Иисус Христос пришел на нашу землю не только для того, чтобы взять нас на небо, но и чтобы избавить от всякого беззакония и «очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу, 3:5). Прочитаем и 8 стих: «Слово это верно: и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам». Помня, о чем мы говорили, вернемся к теме следственного суда. Обычно, когда заходит речь об этом, спрашивают: «Для чего необходим следственный суд, ведь согласно Библии Бог уже знает, кто спасен и кто нет?» Это правда. Во втором послании к Тимофею (2:19) сказано: «Познал Господь Своих». Бог, обладая предвидением, знает еще перед вашим рождением - примете ли вы Христа или нет, поэтому Он Сам не нуждается в этом суде. Мы нуждаемся в следственном суде, потому что у нас есть обвинитель. В книге Откровение (12:10) он назван «клеветником братьев». Под братьями здесь подразумеваются верующие. Мы братья Христа: «Ибо и Освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями» (Евреям, 2:11). Христос называет нас братьями, и это слово включает и женщин. Христос - старший Брат. Мы - Его младшие братья. Старший брат не будет сидеть сложа руки, видя, как о Его младшем брате говорят всякий вздор. И если дьявол хочет оклеветать младших братьев и сестер Иисуса, Христос не позволит ему сделать это. Дьявол осуждает нас день и ночь, но Бог оправдывает нас и цель следственного суда - оправдание святых. Он представит наши дела на суде не для того, чтобы доказать нашу праведность, но как свидетельство истинности нашей веры. Во второй главе послания Иакова мы читаем о том, что дела Авраама не свидетельствовали о его праведности, но о его вере. Иакова (2:20,21): «Не хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» В 15 главе книги Бытие говорится, что Авраам был оправдан верой задолго до того, как он возложил на жертвенник Исаака. О чем свидетельствовал его поступок, говорит послание Иакова (2:22): «Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» Наши дела не говорят о нашей праведности, но об истинности нашей веры. Поэтому на суде Христос использует наши дела в качестве доказательства того, что мы оправданы верой, и это даст ему право быть нашим представителем. Он скажет Богу: «Моя праведность - это их праведность, потому что у них есть истинная вера». И Он оправдает нас. Это цель следственного суда. В седьмой главе книги Даниила описывается следственный суд над верующими. Мы выделили 3 этапа суда: 1) Действие суда (10 стих). «Огненная река выходила и проходила пред Ним (перед Ветхими днями); тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним (здесь говорится о верующих, которые предстоят перед Богом в лице Иисуса Христа, который является их Адвокатом); судьи сели, и раскрылись книги». Когда читаешь эти строки, подкашиваются колени, не правда ли? 2) Решение суда. В Даниила (7:22) говорится: «Доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего». Сатана осуждает верующих (см. Захарии, 3:1-3), а Христос защищает нас, и вот результат: «приговор дан в пользу верующих» (New English Bible). Мы устали от обвинений сатаны и надеемся на следственный суд, потому что уверены, что его решение будет в нашу пользу. «И наступило время (после решения суда, при втором пришествии), чтобы царством овладели святые». 3) Исполнение решения суда. В книге Даниила (7:26,27) сказано: «Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть». Из контекста ясно, что власть отнимут у небольшого рога, личности, которая получила эту власть из рук дьявола. Он - представитель сатаны, и он преследовал церковь. «И отнимут у него власть губить и истреблять до конца». Это ожидает тех, кто отказался принять Иисуса Христа. «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (27 стих). Это добрая весть Евангелия! Итак, следственный суд необходим для того, чтобы Бог оправдал верующих перед тем, как Он придет, чтобы взять их на небо. Я знаю, в кого уверовал, и что Бог может совершить это. Я верю в Иисуса Христа, не в себя или в свою церковь. На что вы полагаетесь? Если вы верите в Иисуса Христа, вы распрощались в своем сердце с тем, что имели «в Адаме». И если это так, вы распрощались с грехом. И оправдание верой можно объяснить словами: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу как оправданный христианин, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Пусть Бог благословит нас, чтобы мы устояли на следственном суде. Пусть этот суд не вселяет страх в наши сердца, но будем радоваться тому, что имеем такого Спасителя - Иисуса Христа.
|