Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
ГЛАВА 2 УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ PDF Печать E-mail

События седьмогодня, субботы – ПочемуСоздатель отдыхал в субботу – Акты творения субботы – Время и порядок возникновения – Значение слова «освящена» – Четвертая заповедь неразрывно связана с историей творения нашего мира – Второе упоминание о субботе подтверждает этот факт – Свидетельство Спасителя – Когда Бог освятил седьмой день – Цель Автора субботы – Свидетельства Флавия и Филона –Рассмотрение аргументов из книги Бытие – Знания Адама о субботе были доступны патриархам.

КседьмомуднюСоздательзавершилвсеСвоидела, носледуетобратитьвнимание, чтоперваянеделя творениянебылазакончена. Каждыйизшестиднейбыл отмечен особымидеяниями Создателя; но седьмой –был сделан памятным в особом смысле:«ИсовершилБогкседьмомудню  делаСвои, которыеОнделал, ипочилвденьседьмойотвсехделСвоих, которыеделал».Еще одна сильная формулировка:«в день седьмой почил и покоился» .

Такимобразом,седьмойденьнеделистал днем отдыха Господа. Обратите внимание, насколькозамечателенэтотфакт!«Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» .Он не нуждался в отдыхе, но все же написано «в день седьмой почил и покоился». Почему не сказано, что Бог прекратил работу? Почему по завершению работы Он учредил день отдыха? Ответ мы найдем в следующих стихах. Он заложил фундамент Божественного постановления, памятника Своей великой работы!

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Четвёртая заповедь, утверждает то же самое «в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» .

Все благословения и освящения седьмого дня объясняются тем, что Сам Бог отдыхал в этот день. Это и дало основания для благословения и освящения субботнего дня. Его пребывание в покое, подразумевало то, что Бог восхищался актом творения, который стал основанием установления памятника Его великих деяний.

Второй акт Творца в установлении этого памятника заключался в том, что Он дал свое благословение на день отдыха. С того момента и впредь он являлся благословенным днем Господнего отдыха. Третий акт был завершением святого постановления. Ужеранее благословенный Богом день теперь Им же освящается и почитается. Освятить, означает «отделить, назначить для святого, священного или религиозного использования». Почтить – значит  «сделать святым, отделить для святого или религиозного использования».

Время, когда были выполнены эти три акта, заслуживает особого внимания. Первым актом было отделение времени для покоя. Это произошло на седьмой день; этот день был использован для отдыха. Второй и третийактыимели местопо завершению седьмого дня. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих».Следовательно, в первый день второй недели Бог благословил седьмой день и отделил его для святого использования. Таким образом, благословение и освящение седьмого дня относится не только лишь к седьмому дню первой недели, а ко всем будущим седьмым дням, в память о Божьем покое в неделю творения.

Cначалом времени Бог начал считать дни,давая каждому свой порядковый номер и название. Каждый из семи дней получил свое название.В память обо всем, что было сделано за предыдущие дни,седьмой день в самом названии содержит святоепредназначение. Результатом стало появление недели, периода, состоящего из семи дней.Так как после седьмого дня Бог прекратил счет, Божественное назначение этого дня для святого использования в память о Его покое, приводит человека к началу отсчета новой недели сразу же по завершению первой недели. Таким образом, Творец подарил человеку семь различных дней и дал каждому из них название, которое указывает на его точное место в неделе. Божьепостановление,отделитьодиндень давая ему иное имя, создало недельный цикл и дало человеку субботу;это постановление не может быть отнесено – разве что путем ложной аргументации, – к какому-то неопределенному или не точному дню.

Дни недели сменяются в результате вращения нашей планеты вокруг своей оси, таким образом, седьмой день, как таковой, может наступить только для обитателей Земли.Соответственно, Адам и Ева как обитатели этой планеты, а не каких каких-то других миров, были теми, кто получил для использования дни недели. Следовательно, когда Бог отделил один из них для Святого использования в память о Своем покое в тот день, сама суть этого акта заключалась в том, чтобы дать Адаму повеление о том, что этот день должен быть использован только для святых целей. Адам был помещён в Божий сад, чтобы возделывать и хранить его. Он также получил указание от Бога обрабатывать землю. Поэтому, когда Господень день покоя будет повторяться из недели в неделю, вся мирская занятость, которая сама по себе является правильной, должна быть отложена в сторону, а этот день должен соблюдаться в память о покое Творца.

Доктор Твисс цитировалМартина Лютера:

Так же и Мартин Лютер свидетельствует (том 6, в Быт.2:3) «из этого следует», говорит он, «что, несмотря на то, что Адам пребывал в невиновности, все же он должен был святить седьмой день. В этот день он должен был научить своих детей и детей его детей тому, что есть воля Божья и в чем состояло его служение. Он должен был славить Господа, возносить благодарение и приношения, во все остальные дни Он должен был обрабатывать землю и смотреть за скотом» .

Еврейскому глаголу «кадаш», переведенному здесь как «освятил», а в четвертой заповеди – «святить», Гезениус дает такое определение: «Провозглашать святым, освящать, устанавливать любую святыню, назначать» . Этот глагол неоднократно используется в Ветхом Завете, для публичного назначения или провозглашения. Когда были воздвигнуты города убежища, об этом сказано: «И отделили [ивр., освятили] Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой». Это освящение или назначение городов убежищ было совершено путем публичного заявления перед Израилем, о том, что эти города были отделены для этой цели. Этот глагол также используется для назначения общественного поста, а также для сбора торжественного собрания. Так написано: «Назначьте [ивр., освятите] пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу».  «Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост [ивр., освятите] и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание». «И сказал Ииуй: назначьте [ивр., освятите] праздничное собрание ради Ваала» .  Данное назначение для Ваала было столь гласным, что все те, кто поклонялся ему во всем Израиле, собрались вместе. Эти посты и праздничные собрания были освящены или отделены обществом путем назначения или провозглашения этого факта. Следовательно, когда Бог отделил седьмой день для святого использования, было необходимо, чтобы Он объявил об этом тем, кому даны были все дни недели. Без такого провозглашения этот день не мог быть отделен от других.

Но наиболее яркий пример значения этого слова можно найти в истории освящения горы Синай . Перед тем как Бог проговорил десять заповедей во всеуслышание Израиля, Он отправил Моисея с вершины горы Синай, чтобы он предупредил людей и сказал им не прикасаться к горе: «И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее». Возвращаясь к стиху, где Бог дал это поручение Моисею, мы читаем: «И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее». Следовательно, чтобы освятить гору, людям было веленоне прикасаться даже к границе горы, потому как Бог должен был сойти на нее в Своем величии. Другими словами, отделениеили освящение горы предполагало, что людям будет сказано, что Бог ожидает от них особого отношения к горе. Подобным образом, чтобыосвятить день отдыха Господня, нужно было повелеть Адаму относиться к этому дню как к святыне Господней.

Заявление «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» на самом деле не является самой заповедьюк соблюдению этого дня.Это запись о том, что такое предписание было дано Адаму .Ибо как мог Творец «отделить для святого использования» день Своего отдыха, когда те, кто должны были использовать этот день, ничего не знали о воле Божьей относительно него? Пусть ответит тот, кто знает.

Подтверждение тому, что записано в книге Бытиеотносительно дня отдыха Господня, мы найдем и в других свидетельствах, записанных в Библии. Факты, которые мы изучили, являются основой четвёртой заповеди. Так говорил великий Законодатель с вершины пылающей горы: «Помни день субботний, чтобы святить его. День седьмой - суббота Господу, Богу твоему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» .

Термин «шабат» заимствован из иврита и означает «покой». Повеление: «Помни день субботний, чтобы святить его»можно так же выразить словами: «Помни день покоя, чтобы святить его». Вот объяснение, которое подтверждает данное утверждение: «а день седьмой - суббота [или день отдыха] Господу, Богу твоему». Происхождение дня отдыха описано в следующих словах: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».Четвертая заповедь предписываетосвящениедня Господнего покоя, дня, в который Он отдыхал от работы творения. Кроме того, четвертая заповедь называет седьмой день, субботним днем, который Бог благословил и освятил; поэтому суббота является учреждением, датируемым временем основания мира.

Четвертая заповедь ссылается на этап творения, где это установление берет начало; и когда мы возвращаемся к этой точке, мы находим содержание четвертой заповеди, данной Адаму: «Бог благословил седьмой день и освятил его», то есть отделил для святого использования. Одно заявление подтверждает, что «благословил Бог седьмой день, и освятил его», другое, что «благословил Господь день субботний и освятил его». Эти два заявления говорят об одном и том же. Так как слово «суббота»отсутствует в первом заявлении, в нем утверждается факт, что она берет начало от творения, а не является лишь седьмымднем, который был освящен. Из второго заявления видно, что Бог благословил не седьмой день, а учредил институт субботы. Но оба заявления содержатполнуюистину. Бог благословил седьмой день, и освятил его; и этот день, таким образом благословенный и освященный, был Его святой субботой, или днем покоя. Таким образом, четвертая заповедь устанавливает происхождение субботы при творении.

Второе упоминание о субботе в Библии дает убедительное подтверждениеранее представленным фактам. В шестой день неделив пустыне Син Моисей сказал Израилю:«завтра покой, святая суббота Господня» . Что происходило до того, как Бог благословил и освятил день седьмой, как свой день покоя в раю? Ничего. Что делал Моисей до седьмого дня, чтобы сделать его покоем, святой субботой Господней? Ничего. Моисей на шестой день просто констатирует факт, что завтра будет день покоя, святая суббота Господня. Седьмой день был таковым с тех пор, как Бог благословил и освятил его.

Свидетельство нашего Господа относительно происхождения и плана субботы имеет особое значение. Христос уполномочен свидетельствовать об этом, потому что Он был с Отцом в начале творения . «Суббота для человека», сказал Он, «а не человек для субботы» . Следующее грамматическое правило заслуживает особого внимания: [в английской грамматике] «Существительное без прилагательного определенно рассматривается в самом широком значении, т.е.: «Человек ответственен» .Следующие тексты иллюстрируют это правило, а также утверждение нашего Господа: «так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. Вас постигло искушение не иное, как человеческое. И как человекам положено однажды умереть…» . В этих текстах слово «человек» используется без уточнений, и, следовательно, под ним подразумевается все человечество. Таким образом, суббота была дана для всего человеческогорода, и, следовательно, возникла вместе с самим родом людским. Но на языке оригинала, слова Спасителя даже более выразительны: «суббота для человека, а не человек для субботы».Это высказывание заставляет сразу подумать об Адаме, который был сотворен из праха земного незадолго до того, как седьмой день был сделан субботой.

Это является ярким подтверждением того, о чем говорилось ранее, что суббота была дана Адаму, как главе человеческогорода.

«День седьмой– суббота Господу, Богу твоему»; все же суббота была для человека. Бог сделал субботу своим днем путем торжественногопровозглашения, чтобы Он мог передать ее нам, под гарантией Божественного устава, чтобы никто не мог безнаказанно лишить нас ее».

Но разве не может быть, что акт Божьего благословения и освящения седьмого дня не имел места в конце недели творения? Может это не было упомянуто тогда, потому как Бог запланировал, что день Его отдыха должен был соблюдаться позже? Или, если Моисей писал книгу Бытие намного позже после творения, может описывая события первой недели он просто не оставил письменного упоминания об освящении седьмого дня,хотя сам день был освящен в свое время?

Совершенно точно, что с такой интерпретацией согласиться нельзя, пока факты конкретной ситуации не потребуют этого. Ибо это, по меньшей мере, вынужденное объяснение. Все, что записано в книге Бытие, если это не является исключением, является простым повествованием о происходивших событиях. Посему то, что Бог делал в каждый день, записано по порядку, вплоть до седьмого дня. Конечно, порядок повествования будет нарушен, если утверждать, что запись о седьмом дне отличается от остальных шести. Он почил в седьмой день; Он освятил седьмой день, потому что почил в этот день. Причина, по которой Он освятил седьмой день, существовала и тогда, когда покой был завершен. Таким образом, утверждение, что Бог не освятил этот день тогда, но сделал это во времена Моисея, говорит не только об искажении повествования.Это является утверждением о том, что Он забыл сделать то, для чего была причина еще при сотворении, и что Он отложил это на двадцать пять сотен лет .

Но мы хотим видеть факты, которые доказывают, что суббота была освящена в пустыне Син, а не при творении. И каковы же эти факты? Уже признано, что подобных фактовне существует. Их существование предполагается лишь с той целью, чтобы поддержать теорию о том, что суббота возникла тогда, когда с неба была послана манна, а не в раю.

Разве Бог освятил субботний день в пустыне Син? Нет и намека на этот факт. Напротив, суббота упоминается, как нечто уже отделенное Богом. В шестой день Моисей сказал: «завтра покой, святая суббота Господня» . Конечно же, это не факт установления института субботы, а упоминание о известном существующем факте. Перейдем к горе Синай. Разве Бог освятил субботу, когда изрекал десять заповедей? Никто не может сказать, что было так. Всем известно, что уже до того Моисей говорил об этом как об известном факте . Говорит ли Господь на Синае об освящении субботы? Да, но в самих высказываниях в книге Бытие, Он возвращается к теме освящения субботы, не в пустыню Син, но к моменту сотворения мира .  Мы просим тех, кто занимается исследованием данной теории, рассмотреть следующий вопрос: Если суббота была освящена  не при сотворении, а в пустыне Син, почему в каждом из случаев в повествовании  упоминается освящение субботы при творении и упускаются любые упоминания об этом факте в пустыне Син? Мало того, почему запись о событиях в пустыне Син показывает, что святая суббота в то время уже существовала? Короче говоря, как можно утверждать, что теория, которая противоречит всем записанным фактам, может быть истиной Божьей?

Мы видели, что суббота была освящена Богом в конце недели творения. Цель, заложенная Автором, заслуживает особого внимания. Почему Создатель установил этот памятник в раю? Почему день недели, в который Он прибывал в покое, Он отделил от других? Потому что «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». Отдых обязательно подразумевает завершение работы. И, следовательно, суббота была установлена Богом как памятник о завершении творения. И посему, заповедь нравственного закона, которая относится к этому памятнику, в отличие от всех других заповедей этого закона, начинается со слова «Помни». Важность этого памятника будет принята во внимание, когда мы прочитаем в Писании, что работа творения, как заявляет Творец, является великим доказательством Его вечной силы и Божества, а также фактом, который отличает его от всех ложных богов. Так написано:

«…а устроивший все есть Бог». «боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес».«А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный».«Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса».«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».«ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось».«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» .

В Священном Писании говорится о творении, как о проявлении вечной силы и Божественности Создателя. Суббота выступает как памятник этой великой работы. Соблюдение субботы является актом благодарного признания сотворенных Им разумных существ, что Он является их Творцом, и что они обязаны Ему всем; а также, что они и были сотворены по Его воле. Как же уместно это было для Адама! А когда человек пал, для его благополучия стало важно помнить «день субботний, чтобы святить его». Таким образом,человек должен был быть защищен от атеизма и идолопоклонства, поскольку он никогда не мог бы забыть, что был Бог, по слову которого все существует, и не мог бы поклоняться никакому другомубогу, кроме Творца.

Седьмой день, как освященный Богом в Эдеме, не был особенностью евреев, но имел Божественную природу; он не символизировал исход Израиля из Египта, но был памятником покоя Создателя. Утверждение о том, что самые выдающиеся еврейские писатели отрицают первозданное происхождение субботы или называют ее еврейским памятником, является неверным. Мы процитируем историка Иосифа Флавия и его современника ученного Филона Александрийского. В труде Иосифа Флавия«Иудейские древности»содержится множество параллелей с Библией, рассматривая пустыню Син, он не дает упоминания о происхождении субботы, и это является четким доказательствомтого, что он и мысли не имел о том, что этобыло в пустыне. Но говоря о творении, он говорит следующее:

«И вот, говорит Моисей, во все эти шесть дней возник мир со всем своим содержимым, а на седьмой [Господь] почил и отдохнул от трудов своих. Отсюда и мы в этот день воздерживаемся от трудов своих, называя его sabbaton: имя это на еврейском языке обозначает отдых» .

Филон подчеркнуто свидетельствует оприроде субботы, говоря о ней как о памятнике. Он заявляет следующее:

«Когда же весь мир был сотворен в соответствии с природой шестерицы, совершенного числа, Отец прославил наступивший седьмой день, похвалив его и назвав святым. Ведь не в одном каком-то городе или стране, но повсюду этот день является праздником, который один в полном смысле слова Достойно назвать общим для всех людей и днем рождения мира» .

День Господнего покоя, так же не являлся тенью покоя человека после его восстановления послегрехопадения. Разумные существа всегда будут поклоняться Богус полным пониманием. Поэтому,когда Бог отделил день покоя для святого использования, еслион не был памятником Его творению, но тенью искупления человека после падения, должно было быть представлено истинное предназначение. До падения человек никогда бы не смог святить субботу с наслаждением, но лишь с глубоким страданием, потому что она была бы ему напоминанием о том, что он вскоре отступит от Бога.Святой день Господень не был одним из тех«обрядов, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления»;  ибо непадшие существа не нуждались в реформах.

Но человек не был непорочным все время. Рай был потерян, и Адам был отстранен от дерева жизни. Проклятие Бога пало на землю и грех вошел в мир, и смерть перешла во всех человеков . После этого отступничестваупоминаний о субботе больше нет, до тех пор, пока Моисейна шестой день сказал: «завтра покой, святая суббота Господня».

Существует возражение, что в книге Бытие нет предписания для соблюдения субботы, и, следовательно, со стороны патриархов нет обязательств к еесоблюдению. Но в этом аргументе есть изъян, которого не замечают те, кто его используют. Книга Бытие не была сводом правил, данных патриархам для соблюдения. Напротив, она была написана Моисеем 2500 лет спустя, после сотворения мира, и намного позже смерти патриархов. Следовательно, тот факт, что некоторые предписания не могут быть найдены в книге Бытие, никак не доказывает того, что они не были обязательными для патриархов. Точно так,эта книга не содержит повеления для людей, чтобы они любили Бога всем сердцем и своих ближних как самих себя; так же она не запрещает идолопоклонство, богохульство, непокорность родителям, супружескую измену, воровство, лжесвидетельство или любостяжание.Кто будет утверждать, что патриархи не имели ограниченийво всем этом? Эта книга была летописью, написаннойнамного позже событий, описанных в ней, не было нужды, чтобы эта книга содержала моральный кодекс. Но если бы она была дана патриархам, то непременно содержала бы свод законов. Следующий факт заслуживает особого внимания. Как только в книге Исход Моисей доходит доповествования о своем времени, он целиком представляет нравственный закон.В дальнейших записях речь шла о людях современности, и в руках у людей Божьих появился записанный закон, как свод правил жизни и моральных предписаний.

Аргумент, который мы рассмотрели, не обоснован: 1. Поскольку он основан на предположении, что книга Бытие была сводом правил жизни для патриархов; 2. Поскольку исполнение этих правил освободило бы патриархов от всех предписаний морального закона, кроме шестого ; 3. Поскольку, как мы видели,  отделениеБогом дня покоя для святого использованияобязательно содержит предписание относительно него Адаму, именно во время жизни Адама этот день и был отделен. И, следовательно, хотя книга Бытие не содержит предписания относительно субботы, она содержит прямые доказательства того, что такое предписание было дано главе и представителю человеческой семьи.

После установления института субботы, в книге Бытие, содержащей краткую летопись 2370 лет, больше нет упоминаний об этом. Такое утверждение ошибочно считается достаточным доказательством того, что святые люди, которые жили в тот период времени, которые были совершенны, и ходилиперед Богом,соблюдая Его заповеди, уставы и законы,  все открыто оскверняли день, благословленный Богом и отделенный от других дней для святого использования. Но в книге Бытие также отсутствует упоминание доктрины о грядущем наказании, воскрешении, откровении Господа в пламенеющем огне и о Суде великого дня. Доказывает ли это, что патриархи не верили в эти великие доктрины? Умаляет ли это их святость?

Но суббота не упоминается в периоде времени от Моисея до Давида, в течение пятисот лет, когда под страхом смерти она была обязательна для соблюдения. Доказывает ли это, что она не соблюдалась в течение этого периода?  Юбилейные годы занимали очень важное место в системе того времени, но во всей Библии нет записи ни оедином случае их соблюдения. Что еще более примечательно, нет письменных упоминаний о соблюдении великого дня очищения, несмотря на то, что работа в Святая Святых в этот день была самым важным служением, связанным с земным Святилищем. Тем не менее, соблюдение других, менее важных праздников седьмого месяца, которые так тесно связаны с днем искупления, которые имели место десятью днями ранее, а другие происходилипо прошествии пяти дней, описаны неоднократно и в подробностях. Было бы неправильно утверждать,ориентируясь наотсутствие упоминаний о дне очищения,хотя было так много случаев, когда они были необходимыми, что этот день никогда не соблюдался; и все же это - на самом деле более удачный  аргумент, чем подобный ему, который приводят против субботы из книги Бытие.

Исчисление времени неделями не происходит из ниоткуда, но обязано своим существованием Божественному отделению седьмого дня для святого использования, в память о Господнем покое после шести дней творения.  Этот период времени отмечен повторением освященного дня покоя Творца. То, что патриархи исчисляли время неделями по семь дней, можно проследить в нескольких текстах . Сказать, что они должны помнить все дни недели и забыть субботу, которойиотмеряетсякаждая неделя, не может быть правдоподобным выводом. Тот факт, что неделяпротекала,как было положено, видно из того, что в пустыне Син на шестой деньвсе люди в народесобирали двойную порцию манны. И Моисей сказал им, «завтра покой, святая суббота Господня» .

Лаконичность книги Бытиестановится причиной, по которой мы упускаем из виду многочисленные и очень интересные факты. Адам жил 930 лет. Насколько глубокий и поглощающий интерес должен был бытьсреди людей в человеческой семье, которые хотели увидеть первого человека! Побеседовать с тем, кто лично говорил с Богом! Из его уст услышать описание рая, в котором он жил! Узнать чудесные события недели творения от того, кто был создан на шестой день! Услышать из его уст слова самого Создателя, когда он отделил день покоя для святого использования! А так же узнать, увы! печальную историю о потерянном рае и о древе жизни!

Отсюда можно сделать вывод, что во времена патриархов факты относительно шести дней творения и освящения дня покояс легкостью распространялись среди людей. Более того, это не могло быть иначе, особенно среди благочестивых. От Адама к Авраамумножество людей - вероятно, по вдохновению от Господа - передавали знания о Боге. Таким образом, Адам жил до тех пор, пока Ламеху, отцу Ноя, исполнилось 56 лет; Ламех жил, пока Симу, сыну Ноя, исполнилось 93; Сим жил, пока Аврааму исполнилось 150 лет. Так, мы доходим до Авраама, отца всех верующих. О нем написано, что он послушался гласа Божьего, и соблюдал повеления Его, уставы Его и законы Его. О нем Всевышний говорит:«ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» .Знание о Боге сохранялось в семье Авраама, и среди его потомства мы можем найти упоминание о субботе, как о существующем постановлении.