Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Главная Весть 1888 года История субботы и первого дня недели Д. Н. Эндрюс ГЛАВА 5 СУББОТА, НАЧЕРТАННАЯ ПЕРСТОМ БОЖЬИМ
ГЛАВА 5 СУББОТА, НАЧЕРТАННАЯ ПЕРСТОМ БОЖЬИМ PDF Печать E-mail

Классификация предписаний, данных через Моисея – Обновленная суббота – Торжественное утверждение завета между Богом и Израилем –Призыв Моисеядля принятия закона, который Бог начертал на камне – Десять заповедей, вероятно, были провозглашены в субботу – События сорока дней – Суббота становится знамением между Богом и Израилем – Наказание смертью – Скрижали завета, данные Моисею – И разбитые, когда он увидел идолопоклонство народа – Наказание идолопоклонников– Моисей поднимается, чтобы восстановить скрижали – Вновь заповеданная суббота – Повторно данные скрижали – Десять заповедей были свидетельством Господа – Кто написал их – Три особые почести, которые принадлежат субботе – Десять заповедей являются полным сводом закона – Отношение четвертой заповеди к искуплению – Веская причина, почему сам Господь начертал этот закон, который был помещен под крышку ковчега.

Когда глас Господа умолк, «стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог». Далее следует краткая беседа,  в которой Бог дает Моисею ряд предписаний, как образец уставов,которые могут быть классифицированы следующим образом: церемониальные предписания, указывавшие на будущие блага; судебные предписания, предназначенные для гражданского правления народа; и моральные предписания, заново в иных формах излагавшие десять заповедей. В этой беседе не забыта и суббота:

«Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осёл твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец».

Этот отрывок Писания дает дополнительное доказательство, что суббота была создана для человечества и тех созданий, которые разделяют человеческий труд. Пришлец и иноземец  должны были соблюдать ее – это было и для их отдыха.  Но эти же люди не могли принимать пасху, пока они не становились членами еврейской церкви через обрезание.

Когда Моисей возвратился к народу, он повторил все слова Господни. В один голос весь народ воскликнул: «Всё, что сказал Господь, сделаем». Затем Моисей написал все слова Господни. «И взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Потом Моисей «окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».

Таким образом, наступило время, чтобы Господь во второй раз оказал особую почесть Своему Закону:

«И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их… И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало её облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака.

 

Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вошел в средину облака и взошёл на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей».

Во время этих сорока дней Бог показал Моисею схему ковчега, в который нужно было положить начертанный Им на камне закон, а также золотую крышку, которую нужно было поместить над этим законом и святилище, где должен был стоять ковчег. Он также назначил священство, которое должно было нести служение во святилище перед ковчегом завета.  Назначив все вышеперечисленное, когда Законодатель уже был готовпередать закон, написанный Им Самим, в руки Моисея, вновь звучит предписание о субботе:

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился. И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим».

Это сравнимо со свидетельством Иезекииля, говорившего во имя Господне:

«И дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их… Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их. И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш».

Заметим, что ни один из этих отрывков не говорит, что суббота былапредназначена для Израиля, так же как они не указывают на то, что она была дана послеисхода евреев из Египта. Ни одна из этих деталей даже и близко не противоречит тем текстам, которые заявляютобустановлении субботы при творении. Но вот что действительно становится понятно: 1. То, что именно акт дарования Богом субботы для евреев сделал её знамением между Ним и ими. «Дал им также субботы Мои, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ знамением между Мною и ими». Действие вверения субботы уже было отмечено ранее.  2. Суббота должна была стать знамением между Богом и евреями, «чтобы знали, что Я Господь, освящающий их». Во многих отрывках Ветхого Заветаслово «Господь», как и в рассматриваемых здесь текстах, в оригинале на еврейском языкеозначает«Иегова». Значит суббота, будучи знамением, свидетельствовала, что именно Иегова, то есть бесконечный, самосущий Бог, освятил их. Освящать – означает отделить, выделить или предназначить для святого, священного или религиозного применения.  Было очевидно, что еврейский народ был самым удивительным образом выделен среди всего человечества. Но Кто же таким образом отделил их от других людей? По милости своей в качестве ответа на этот важный вопрос Бог дал евреям Свой собственный освященный день отдыха. Но как этот великий памятник Творцу мог решить такой вопрос? Послушайте слова Всевышнего: «Субботы Мои», то есть, Мои дни отдыха, «соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами... Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». Суббота, как знамение между Богом и Израилем, была вечным доказательством того, что Он, отделивший их от всего человечества, как Свою особую ценность на земле, был тем, Кто создал небеса и землю за шесть дней и в седьмой отдыхал. Потому это было сильнейшим из возможных подтверждений, что Тем, Кто освятил их, был действительно Иегова.

Со дней Авраама Господь особым образом отделил евреев. Тот, кто ранее не имел местного, национального или родового имени, с того времени и до конца Его отношений завета с еврейским народом, действительно берет Себе такие титулы, которые, похоже, указывали на то, что Он был лишь их Богом. Избрав Авраама и его семью, Он стал называть Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова; Богом евреев и Богом Израиля.  Он вывел Израиль из Египта, чтобы быть их Богом, а у Синая действительно соединил Себя с ними в торжественном завете. Так Он отделил или освятил для Себя евреев, потому что все другие народы впали в идолопоклонство. Так Господь Неба и земли соблаговолил отдать Себя единственному народу, и выделить их из всего человечества. Нужно заметить, что не суббота отличала Израильот всех других народов, но именно идолопоклонство остальных народов стало причиной того, что Бог отделил евреев для Себя. Тот Бог, который дал Израилю субботу, освятив ее для человечества при сотворении, что было многозначительным знамением, и Он же, освятивший их, действительно есть живой Бог.

То, что Бог дал субботу израильтянам, было действием,которое стало знамением между Ним и народом. Но то, что она была дана им таким образом не является моментом происхождения самой субботы; поскольку им была дана та самая древняя суббота Господня, и мы знаем,  что она не была дана им в виде какой-то новой заповеди. Напротив, она в то время основывалась на уже существующем обязательстве. Но в этом было провидение Божье для евреев – во-первых, это факт, что они были спасены от презренного рабства, и, во-вторых, в течение шести дней они получали хлеб с небес и он сохранялся на субботу – что делало ееособым даром для этого народа. И отметьте то, как этот подарок был преподнесен, он указывал на то, Кем был Тот, Кто освящал их. Это стало подарком для евреев через замечательный дар манны: чудо, которое не прекращало открыто провозглашать субботу каждую неделю на протяжении сорока лет; таким образом неоспоримо доказывая, что Тот, Кто вел их, был Творцом субботы и, следовательно, Создателем неба и земли. То, что таким образом евреям была дана суббота, созданная для человека, не удивительнее того, что Бог всей земли даровал этому народу Свои откровения и самого Себя. Всевышний, Его закон и суббота не стали еврейскими; но евреи были назначены почетными хранителями, и так знание Бога и Его заповедей было сохранено на земле.

Причина, которая является основанием этого знамения, явно указывает на истинное происхождение субботы. Она не берет начало от появления манны на протяжении шести дней и ее прекращения в седьмой, так как манна давалась именно таким образом по причине существования субботы. Но она появилась тогда, когда «в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». Следовательно, суббота, как указано, берет начало от момента покоя и отдыха Создателя, а не от появления манны. Как УСТАНОВЛЕНИЕ, суббота представляет своего Автора как Творца неба и земли; как знамение  между Богом и Израилем, она провозгласила, что Тот, кто отделил их, действительно был Иегова.

Последним действием Законодателя в этой памятной беседе было то, чтоон вложил в руки Моисея «две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим». Затем Он указал Моисею на печальное отступление Изральского народа и поторопил его спуститься к ним.

«И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии. И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою».

Затем Моисей обрушил возмездие на идолопоклонников, «и пало в тот день из народа около трех тысяч человек». И Моисей возвратился к Богу и ходатайствовал за народ. Бог пообещал, что Его Ангел пойдет с ними, но Он сам не будет находиться в их среде, чтобы не уничтожить их.  Затем Моисей искренне попросил Всевышнего о том, чтобы он мог увидеть Его славу. Это прошение было исполнено,исключая лишь то, что лицо Божье было скрыто.

Но прежде чем Моисей взошел, чтобы созерцать величие вечного Законодателя, Бог сказал ему:

«Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил… И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его».

Тогда Моисей узрел славу Бога, и «тотчас пал на землю и поклонился». Это общение продлилось сорок дней и сорок ночей, так же, как и первое, и, похоже, Моисей все время ходатайствовал о том, чтобы Бог не уничтожил народ за их грех. Упоминание об этом промежутке времени очень кратко, но в нем говорится осубботе. «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы».  Таким образом, это предостерегало народ не забывать о субботе Господней и в самое суетливоевремя.

Этот второй период сорока дней заканчивается, как и первый, Божьим актом передачи каменных скрижалей в руки Моисея. «И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал  на скрижалях слова завета, десятословие». Судя по всему, скрижали завета были двумя каменными дощечками с заповедями, написанными на них перстом Божьим. Таким образом, свидетельство Господа, заключалось в этих десяти заповедях. Написанное на вторых скрижалях было точной копией того, что было на первых. «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу» – сказал Господь, – «на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». И о первых скрижалях Моисей говорит: «И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях».

Так Бог даровал своему народу десять заповедей. Он Сам объявил их,без человеческого или ангельского посредничества; и не доверив этого Своему почтенному рабу Моисею, или даже ангелу в Его присутствии, Сам написал их Своим перстом. «Помни день субботний, чтобы святить его» - одна из десяти заповедей, которые так были возвеличены Всевышним. Но не только это делает данное предписание особенным. Хотя оно и находится среди остальных девяти, оно превосходит их в том, что было установлено по ПРИМЕРУ самого Законодателя. Эти постановления были даны на двух скрижалях, гдеочевидно двойное деление закона Божьего; высшая степень любви к Богу и любовь к ближнему как к самому себе. Заповедь о субботе, помещенная в конце первой скрижали, формирует золотой узел, который связывает оба свода морального закона. Она охраняет и утверждает день, который Господь провозглашает Своим. Таким образом, пребывая с человеком в течение шести дней, которые Бог дал для того, чтобы заниматься всеми жизненными заботами, онапростираетсяна всю человеческую жизнь, охватывая все обязанности второй скрижали, при этом принадлежа первой.

То, что эти десять заповедей формируют полный свод морального закона доказано самой речью Законодателя, когда Он призвал Моисея к Себе, чтобы передать их ему. «Взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал».  Эти закон и заповеди были свидетельством самого Господа, которое было выгравировано на камне. Этот же великий факт представлен Моисеем в благословении, провозглашенном Израилю: «Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огонь закона». Бесспорно, в этой формулировке Всевышний представлен, как Тот, кто лично был с десятью тысячами Его святых,т.е. ангелов. И то, что Он написал своей десницей, Моисей называет «огнем закона» или, как говорится в примечании, «огненным законом». И теперь человек Божий завершает свой священный долг. Далее он повторяет то, что сделал Бог, передавая ему Свой закон, и показывает, куда он сам его в итоге поместил: «И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь». Таким образом, закон Божий был положен под золотую крышку ковчега.  Также эта глава не может быть завершена, пока не дано указание на важное отношение четвертой заповеди к искуплению.

Крышку ковчега называли престолом благодати, потому что все те, кто нарушил закон, содержавшийся в ковчеге под золотой крышкой, могли обрести прощение через окропление ее кровью искупления.

Закон, который находился внутри ковчега, требовал искупления; церемониальный закон, который определял священничество левитов и жертвоприношения за грех, учил людей тому, как могло быть совершеноочищение. Нарушенный закон находился под золотой крышкой;онаокроплялась кровью искупительной жертвы, и прощение переносилось на кающегося грешника. Был фактический грех и, следовательно, был и реальный закон, который человек нарушил; но не было реального искупления, и, следовательно, была потребность в великом прообразе для левитских жертвоприношений. Когда совершается настоящее искупление, оно должно соответствовать тому закону, в отношении которого другое искупление было тенью настоящего. Другими словами, прообразное искупление имело отношение к тому закону, который был помещен в ковчег, указывая на то, что этот закон требует настоящего искупления. Необходимо, чтобы закон, который требует искупления ради того, чтобы нарушитель закона мог быть спасен, сам был совершенным, иначе вина, по крайней мере частично, лежала бы на Законодателе, а не полностью на грешнике. Следовательно, совершённое искупление не удаляет нарушенный закон, поскольку он совершенен, но оно предусмотрено для того, чтобы удалить вину нарушителя закона.  Не будем забывать, что четвертая заповедь – одно из десяти предписаний закона Божьего; один из неизменных святых принципов, которые сделали необходимой смерть единственного Сына Божьего, прежде чем виновному человеку могло быть даровано прощение. Если принимать во внимание эти факты, то вовсе не кажется странным то, что Законодатель оставил за Собой право лично провозгласить этот закон,а не доверил кому-то из сотворенных Им существ написатьего, и который в качестве искупления потребовал смерти Сына Божьего.