Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
ГЛАВА 6 СУББОТА В ДЕНЬ ИСКУШЕНИЯ PDF Печать E-mail

Общая история субботы в пустыне – Нарушение субботы как одна из причин потери обетованной земли для всего поколения – Несоблюдение субботы народом в пустыне стало одной из причин, по которой произошло их окончательное рассеивание – Устав относительно огня в субботу – Различные предписания относительно субботы – Суббота не относится к еврейским праздникам – Человек, который собирал дрова в субботу – Призыв Моисея в отношении десяти Заповедей – Суббота не берет начало на Хориве – Заключительное обращение Моисея в отношении субботы – Подлинная четвертая заповедь – Суббота не является памятником бегства из Египта – Какие слова были выгравированы на камне – Общий вывод из Пятикнижия Моисеева.

История субботы, во время ропота в день искушения в пустыне, когда народ в течение сорока лет огорчал своего Бога, может быть изложена в нескольких словах.Даже под наблюдением Моисея,имея в памяти самые изумительные чудеса, созерцая их, они были идолопоклонниками,  пренебрегали жертвоприношениями, обрезанием, роптали против Бога, презирали Его Закон  и нарушали субботу.

Иезекииль дает нам следующее наглядное описание их отношения к субботе во время пребывания в пустыне:

«Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне: по заповедям Моим не поступали и отвергли постановления Мои, исполняя которые человек жив был бы через них, и субботы Мои нарушали, и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне, чтобы истребить их. Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, в глазах которых Я вывел их».

Такая формулировка показывает повсеместное нарушение субботы, и, очевидно, ссылается на отступничество Израиля в течение первых сорока дней, когда Моисей отсутствовал в их среде. Бог действительно тогда задумал их уничтожить; но при заступничестве Моисея пощадил их именно по той причине, которая обозначена пророком.  Дальнейшее данное во второй раз испытание они окончательно провалили,так что Бог простер руку Свою на них, чтобы они не вошли в Землю Обетованную. Потому пророк продолжает:

«Даже Я, подняв руку Мою против них в пустыне, [поклялся], что не введу их в землю, которую Я назначил, — текущую молоком и мёдом, красу всех земель, — ЗА ТО, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их. Но око Моё пожалело погубить их; и Я не истребил их в пустыне».

Эти слова, несомненно, указывают на действие Бога, когда Онлишил возможности всех, кто был старше двадцати лет, войти в Землю Обетованную.  Нужно отметить, что нарушение субботы отчетливо обозначено как одна из причин, по которой это поколение было отстранено от Земли Обетованной. Бог сохранил людям жизнь, чтобы не прерывать род; вместо этого Он продлил испытание для молодого поколения. Таким образом, пророк говорит:

«И говорил Я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их, и не оскверняйте себя идолами их. Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их. И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш. Но и сыновья возмутились против Меня: по заповедям Моим не поступали и уставов Моих не соблюдали, не исполняли того, что исполняя, человек был бы жив, нарушали субботы Мои, — и Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу над ними ярость Мою в пустыне; но Я отклонил руку Мою и поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, перед глазами которых Я вывел их. Также, подняв руку Мою в пустыне, Я [поклялся] рассеять их по народам и развеять их по землям за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их».

Из этого следует, что представители молодого поколения, которым Бог сохранил жизнь, отстранив их отцов от Земли Обетованной, поступали, как и их родители, нарушали закон Божий, оскверняли субботу и продолжали заниматься идолопоклонством. Бог не считал целесообразным исключать их из земли Ханаанской, но Он все же простер Свою руку на них в пустыне, чтобы предать их рассеянию среди их врагов после того, как они вошли в Землю Обетованную. Таким образом, видно, что во время своего пребывания в пустынеевреи положили начало для дальнейшего рассеяния из своей собственной земли; а также, одним из действий, которое привело их к окончательному распаду как нации, было нарушение субботы еще до того, как они вошли в Землю Обетованную. Моисей мог справедливо сказать им в последний месяц своей жизни: «Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас».  В Халеве и Иисусе Навине был другой дух, поскольку они искренно последовали за Богом.

Такова общая история соблюдения субботы в пустыне. Даже чудо манны, которое в течение сорока лет каждую неделю свидетельствовало о субботе,  стало для еврейского сообщества настолько простым и обыденным событием, что они посмели роптать на хлеб, посылаемый таким образом с небес.  И мы можем справедливо полагать, что те, кто так ожесточили свои сердцакак результат обманчивости греха, едва ли считались со свидетельством манны в пользу субботы.  Далее в Моисеевых текстах мы читаем о субботе следующее:

«И собрал Моисей всё общество сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать: шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в неё дело, предан будет смерти;  не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы».

Главная интересная особенность этого текста связана с запретом на зажигание огня в субботу. Так как это единственный подобный запрет в Библии,а также потому, что это часто подается как причина, по которой не следует соблюдать субботу, краткое исследование этой проблемы не будет лишним. Следует отметить, что: 1. Это высказывание не является частью четвертой заповеди, великого закона о субботе; 2. Были законы, связанные ссубботой, которые не являлисьчастью ееустановления, но произошли в результате того, что она была вверена евреям, как, например, закон о возложении хлебов предложения в субботу; и так же законы ожертве всесожжения в субботу:  поэтому, есть по крайней мере возможность, что этопредписание адресовано только той нации, и не является частью первоначального постановления. 3. Так как существовали законы, которые относились только к евреям, то было и много таких, которые предписаны им только на время их пребывания в пустыне. Такими считались указания относительно манны, строительства скиниии ее установки, способа расположения стана вокруг нее и т.д. 4. Такого рода были все уставы, данные со времени, когда Моисей спустился со вторыми каменными скрижалями, и до завершения книги Исход, если только нет прямого указания в тексте, говорящего о том, что это исключение. 5. Запрет на зажигание огня был законом такого рода, т.е.предназначенный только для времени пребывания впустыне, и об этом свидетельствует несколько важных факторов.

1. В Палестинской земле в один из периодов года настолько холодно, что огонь необходим, чтобы можно было избежать болезней и страданий.

2. Суббота не была предназначена для того, чтобы быть причиной бедствий и страданий, но была дана для отдыха, наслаждения и благословений.

3. В Синайской пустыне, где было дано это предписание о зажигании огня в субботу, это не было причиной страданий, так как народ находился в трехстах километрах к югу от Иерусалима, втеплом климате Аравии.

4. Это предписание носило временный характер,это видно из того, что, в то время как о других законах сказано, что они будут вечными уставами и предписаниями для соблюдения после наследования ими земли,  здесь нет никакого намека на подобное. Напротив, это предписание кажется похожим по характеру на постановление о манне,  а потому должно быть связано с ним и применимо к нему.

5. Если бы запрет о зажжении огня действительно имел отношение к Земле Обетованной, а не только лишь к периоду пребывания в пустыне, то каждые несколько лет он оказывался бы в противоречии непосредственно с законом пасхи. Потомукак каждая семья сынов Израилевых должна была испечьпасху на огне вечером в четырнадцатый день первого месяца,  который иногда выпадал бы на субботу. Запрет на зажигание огня в субботу не конфликтовал с пасхой во время пребывания евреев в пустыне; поскольку пасха не должна была праздноваться, пока они не достигли той земли.  Но если бы этот запрет распространялся и на Землю Обетованную, где пасха должна была праздноваться регулярно, эти два устава часто сталкивались бы в прямом конфликте. Это определенно является сильным подтверждением той точки зрения, что запрет на зажигание огня в субботу был временным уставом, имеющим отношение только к пребыванию в пустыне.

Из этих фактов следует, что популярный аргумент, извлеченный их запрета на зажигание огня о том, что суббота была местным постановлением, предназначенным только для земли Ханаанской, необходимо отбросить; поскольку очевидно, что этот запрет был временным постановлением, даже не применявшимся в Земле Обетованной и не предусмотренным для нее. Далее мы читаем о субботе следующее:

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш… Субботы Мои храните и святилище Моё чтите. Я Господь».

Эти постоянные указания о субботе поразительно контрастируют с общим неповиновением народа. И потому Бог вновь говорит:

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших».

Таким образом Господь торжественно назначает Свой день отдыха временем для священного поклонения и еженедельных религиозных собраний. Вновь великий Законодатель упоминает о Своей субботе:

«Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш. Субботы Мои соблюдайте и святилище Моё чтите: Я Господь».

Для народа Божьего было бы благоприятным, если бы они воздержались от идолопоклонства и свято отнеслись бы ко дню отдыха Творца. И все же идолопоклонство и нарушение субботы были настолько повсеместны в пустыне, что поколение, которое вышло из Египта, не было допущено в Землю Обетованную. После того, как Бог отстранил от наследования земли людей, восставших против Него,  мы вновь читаем о субботе:

«Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было ещё определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьёт его камнями всё общество вне стана. И вывело его всё общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею».

При разъяснении данного текста необходимо отметить следующие факты: 1. Это был случай особой вины; так как члены собрания, перед судом которого стоял этот человек и которым он был казнен, сами были виновны в нарушении субботы и только что былиотстранены от Земли Обетованной за этот и другие грехи.  2. Это не был случай, когда в виде наказания за работу в субботу полагалась смертная казнь; поскольку этот человек был взят под стражу, пока не стала известна воля Господа в отношении его вины. Особенность его прегрешения можно узнать из контекста. Так следующие стихи, которые предшествуют рассматриваемому случаю, гласят:

«Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех её на ней».

Данные слова были явно предназначены для того, чтобы далее последовала иллюстрация этогопоразительного случая. Поэтому очевидно, что это был пример преднамеренного греха, в котором нарушитель действовал вопреки Духу благодати и уставам Всевышнего. Следовательно, этот случай нельзя рассматриватькак свидетельствонемыслимой строгости по отношению кевреям в соблюдении субботы; поскольку у нас есть прямое доказательство, что они сильно оскверняли ее в течение целых сорока лет их пребывания в пустыне.  И потому он служит примером нарушения, в котором грешник хотел показать свое презрение к Законодателю, и в этом состояла его особенная вина.

В последний месяц своей долгой и насыщенной жизни Моисей перечислил все великие деяния Господа, совершенные для народа, вместе с уставами и предписаниями, которые Он дал им. Это перечисление содержится в книге Второзаконие, название которой обозначает второй закон и присвоено этой книге потому, что это – вторая запись закона. Это – прощальные слова Моисея, обращенные к непослушному и мятежному народу; и он пытается, насколько это возможно, вызвать в них самое сильное чувство личного долга к повиновению. Потому, когда он собирается повторить десять заповедей, он использует обороты речи, явно предназначенные для того, чтобы запечатлеть в мыслях евреев чувство их личной ответственности исполнять то, что повелел Господь. Потому он говорит:

«Слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы».

Эту ответственность на вас возложили не действия ваших отцов, но ваши собственные действия, которые связали вас этим заветом. Вы сами лично обещали Всевышнему соблюдать эти предписания.  Таков очевидный смыслэтого изречения; тем не менее, его пытаются представить как доказательство того, что суббота Господня якобы была дана только для евреев и не являлась обязательной для патриархов. Своеобразие этого умозаключения проявляется в том, что оно опирается лишь на четвертую заповедь; тогда каким образом, если это справедливый и логичный аргумент, это заключение может показывать, что древние патриархи не имели никаких обязательств, если речь идет о любом из предписаний морального закона. Но достоверно то, что завет на Хориве был лишь воплощением предписаний морального закона, со взаимными обещаниями Бога и народа исполнять их, и данный завет не являлся началом ни одной из десяти заповедей. Во всяком случае, мы знаем, что суббота была освящена Богом в конце недели творения  и была обязательна для евреев в пустыне еще до того, как Бог дал им новое предписание по этому вопросу. Поскольку произошло это до завета на Хориве, это является убедительным доказательством, что суббота берет начало из этого завета не больше, чем запрет на идолопоклонство, воровство или убийство.

Затем человек Божий повторяет десять заповедей. И так он говорит о четвертой:

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».

Странно то, что все, кто высказываются против субботы, постоянно цитируют именно этот отрывок из Священного Писания в качестве оригинальной четвертой заповеди; в то время как само оригинальное предписание пропускают. Тем не менее, естьвесомое доказательство, что это не оригинальное предписание; потому что Моисей повторяет эти слова в конце сорокалетнего путешествия, тогда как первоначально заповедь была дана в третьем месяце после выхода из Египта.  Сама заповедь, данная здесь, содержит прямое доказательство этого факта. Она гласит: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, КАК ЗАПОВЕДАЛ тебе Господь», - таким образом, есть ссылка на другое место из первичного устава. Кроме того,очевидно, что предписание, данное здесь – неполное. Оно не содержит упоминаний о происхождении субботы Господнейи не указывает на то, каким именно образом возникла суббота. Вот почему те, кто утверждает, чтосубботабыла учреждена в пустыне, а не при творении, цитируют этот отрывок в качестве четвертой заповеди, и не упоминают оригинальное предписание, которое провозгласил сам Господь и в котором отчетливо изложены все эти факты.

Но в то время как Моисей в этом повторении опускает значительную часть четвертой заповеди, он ссылается на оригинальное предписание всего текста, и затем прилагает к этому пересказумощный призыв к обязательству со стороны евреев соблюдать субботу. Необходимо помнить, что многие люди из народа неуклонно упорствовали и нарушалисубботу, а также то, что это последний раз, когда Моисей говорит в отношении субботы:

«И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».

Эти слова часто цитируются в качестве доказательства о том, что суббота возникла при выходе Израиля из Египта, и что тогда она была установлена как памятник их освобождения оттуда. Однако здесь стоит отметить: 1. Что в этом тексте нет ни слова в качестве упоминания о происхождении субботы или Божьего дня покоя. 2. Все факты по этому вопросу представлены в оригинальной четвертой заповеди и там же есть ссылка на творение. 3. Нет причины верить в то, что Бог покоился в седьмой день во время их бегства из Египта; или что именно тогда Он благословил и освятил этот день. 4. Суббота не имеет в себе ничего, что знаменовало бы освобождение из Египта, поскольку то было бегство, а это - отдых; и это бегство произошло в пятнадцатый день первого месяца, а отдых – в седьмой день каждой недели. Потому одно происходит ежегодно; другое – еженедельно.5. Но Бог уже учредил памятник этого избавления, чтобы евреи его соблюдали: пасха, в четырнадцатый день первого месяца, в память о том как Бог прошел мимо них, когда поражал египтян; и праздник опресноков, в память о том, что они ели этот хлеб при их бегстве из Египта.

Но что тогда подразумевают эти слова? Возможно, их значение можно скорее понять, если сравнить их с точной параллелью, которая находится в той же самой книге и вышла из-под пера того же самого автора:

«Не суди превратно пришельца, сироту; и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие».

Сразу отметим, что это предписание не было дано, чтобы ознаменовать избавление Израиля от египетского рабства и само избавление не могло положитьначало морального обязательства, выраженного в этом предписании. Если в одном случае оборот речи доказывает, что люди не были обязаны соблюдать субботу до освобождения Израиля из Египта, то в другом с равной неопровержимостью есть доказательство того, что до избавления они не были обязаны относиться справедливо и милосердно к незнакомцу, сироте или вдове. И если в данном случае суббота рассматривается как еврейский обычай, то и в другом случае устав великого Законодателя в отношении нуждающихся и беспомощных должен разделить ту же самую судьбу. Очевидно, что эта формулировка в каждом случае является призывом к чувству благодарности. Вы были рабами в Египте, и Бог спас вас; поэтому помните о других, кто бедствует, и не угнетайте их. Вы были невольниками в Египте, и Бог выкупил вас; потому посвятите Богу день, который Он избрал для Себя; это сильнейшее обращение к тем, кто до настоящего времени упорствовал в осквернении оного. Избавление от жалкого рабства было действительно необходимо в каждом случае, чтобы данные предписания могли полностью соблюдаться; но само избавление не полагало основу ни для одной из этих обязанностей. Это и правда было одним из действий, посредством которогосуббота Господня была дана этому народу, но не таким, через которое Бог создал субботу, оно так же не представляло Господень день отдыха как установление для евреев.

То, что слова, выгравированные на камне, были десятью заповедями - очевидный факт.

О первых скрижалях сказано:

«И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях».

Таким образом, первые каменные скрижали содержали в себе только десять заповедей. О том, что вторые скрижали были точной копией первых, явно сказано:

«И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил». «И Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег».

Это подтверждается следующим убедительным свидетельством:

«И написал на скрижалях слова завета, десятословие» (евр., «слова»). И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов (англ., «десять заповедей», прим. пер.), которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне».

Данные тексты объясняют следующую речь: «И дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них все слова, которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания».  Таким образом, сказано, что Бог написал на скрижалях все те слова, которые говорил в день собрания; и этими словами, которые Он написал, как сказано, были ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ. Но предисловие к ним не было в числе этих десяти заповедей и, следовательно, не было написано перстом Божьим на камне. То, что на это различие следует обратить внимание, будет заметно при исследовании следующего текста и связи с ним:

«СЛОВА СИИ изрёк Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне».

СЛОВА СИИ рассматриваются как такие, что были написаны перстом Божьим после того, как Он произнес их вслухпри всем народе, ихможно понимать, как одно из двух: 1. Это просто слова закона Божьего; или 2. Это слова, используемые Моисеем в повторении декалога. Однако, они не могут относиться к словам, использованным в этом повторении; так как 1. Моисей пропускает важную часть четвертой заповеди, данной при провозглашении Господом на горе. 2. В повторении данного предписания он ссылается на оригинал, в котором пропущенная часть присутствует.  3. Он прилагает к этому предписанию призыв к благодарности, которого не было, чего не делалБог при его провозглашении. 4. Сама формулировка свидетельствует о том, что это лишь повторение, а не оригинал; и далее это доказано многими словесными отступлениями от оригинального декалога.  Эти факты играют решающую роль в определении того, что было начертано на каменных скрижалях. Это была не частичная копия, цитирующая оригинал откуда-либо, но непосредственно первоначальный закон. И, следовательно, когда Моисей говорит о СИХ СЛОВАХ, написанных на скрижалях, он ссылается не на слова, произнесенные им в своем повторении закона, но на ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ закона Божьего, исключая все остальное.

Таким образом, через книги Моисея мы рассмотрели вопрос осубботе. Мы обнаружили, чтоона берет начало в раю, когда человек был еще непорочен; увидели, что евреи были избраны как хранители божественной истины; рассмотрелисубботу и весь моральный закон, вверенный им как священный долг; так же то, что субботабыла провозглашена Богом как одна из десяти заповедей; что она была начертана перстом Божьим на камне в самом сердце морального закона; мы увидели, что закон не имеет каких-либо еврейских особенностей, но только моральные и божественные;он был помещен под золотую крышку в ковчег Божьего завета; мы увидели, что евреям были даны различные предписания, имеющие отношение к субботе, и предназначены только для них; евреи сильно оскверняли субботу во время своего пребывания в пустыне; а так же мы услышали заключительный призыв Моисея к этому непокорному народу в отношении субботы.

Мы видим, чтоначало института субботы по-прежнему заключается в ее освящении до грехопадения человека; четвертая заповедь – великая неприступная крепость; ее место в сердце морального закона под золотой крышкой завета показывает ее связь с искуплением и ее непреложную обязательность.