Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Весть 1888 года История субботы и первого дня недели Д. Н. Эндрюс ГЛАВА 11 СУББОТА В ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ АПОСТОЛОВ
ГЛАВА 11 СУББОТА В ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ АПОСТОЛОВ PDF Печать E-mail

Знание Господа сберегалось в доме Авраама – Призыв язычников – Новый Завет помещает закон Божий в сердце каждого христианина – В Новом Завете есть храм на небесах и ковчег, содержащий в себе оригинал того закона, который был в ковчеге завета на земле – А перед этим ковчегом -  Священник, жертва которого может удалить грех – Ветхий и Новый Заветы в сравнении – Человеческий род во все века несет ответственность перед законом Божьим – Хорошая маслина показывает близкие отношения между церковью Нового Завета и еврейской церковью – Апостольская церковь соблюдала субботу – Исследование 13 главы книги Деяний – Собрание апостолов в Иерусалиме – Зарождение церкви, соблюдающей субботу, в Филиппах – Фессалоникийской церкви – Коринфской церкви – Церкви в Иудее и во многих случаях среди язычников брали начало от соблюдающих субботу – Исследование 1Кор. 16:1, 2 – Внутреннее противоречие доктора Эдвардса – Павел в Троаде – Исследование Рим. 14:1-6 - Бегство апостолов из Иудеи – Библейская суббота к концу первого столетия.

Мы проследилисубботу в период её особойсвязиссемьёй Авраама. Завершение семидесяти недель (седмиц) приводит нас к призванию язычников и к признанию обладания ими равными привилегиями с еврейским народом. Мы увидели, что Бог не был несправедлив, даруя особые благословения евреям и в то же самое время оставляя язычников на путях, которые они сами избирали.  Дважды в определенное время Он давал человеческому роду обильные и явные средства благодати, которые их поколение принимало, но каждый раз это завершалось почти полным отступничеством человечества. Тогда Бог выбрал для Себя дом Авраама, Своего друга; и через эту семью сохранил на земле знание о законе, субботе и о Себе самом до пришествия великого Мессии. Во время Своего служения Мессия торжественно подтвердил вечность закона Своего Отца, повелевая повиноваться даже его наименьшей заповеди.  Своей смертью Он разрушил ту стену разделения,  за которой евреи так долго находились, как избранный народ на земле. Перед вознесением на Небеса, Он повелел Своим ученикам идти по всему миру и проповедовать Евангелие всякой твари, уча их соблюдать все, что Он повелел им.  По истечению семидесятой недели апостолы приступают к выполнению этого великого поручения.  Здесь стоит отметить несколько особо интересных фактов:

1. Новый Завет или завещаниеведёт свой отсчёт с момента смерти Искупителя. В соответствии с пророчеством Иеремии, заветимеет начало в среде евреев и ограничен исключительно ими, но лишь до окончания семидесятой недели. Затем язычники смогли разделить с евреями благословения Завета, ставшитеперьне чужими и не пришельцами, но согражданами святым.  Бог на сей раз вступил в завет со Своим народом уже обращаясь к каждому индивидуально, а не к конкретной нации. Обетования этого завета охватывают два очень интересных пункта: (1) Бог поместит Свой закон в сердца Своих людей. (2) Он простит их грехи. Так как эти обетования были даны за шестьсот лет до рождения Христа, не могло быть никаких вопросов относительно того, что подразумевалось под законом Бога. Это был существующий тогда закон Божий, который и должен был быть помещен в сердце каждого новозаветного святого. Новый завет, таким образом, основан на вечности закона Божьего; он не аннулирует этот закон, но убирает грех, нарушение закона из сердца и помещает на его место закон Божий.  Таким образом, вечность каждого предписания морального закона заложена в самом основании Нового Завета.

2. Первый завет имел святилище, и внутри этого святилища был ковчег, содержащий закон Божий в десяти заповедях,  и было также священство для служения перед этим ковчегом, чтобы совершать искупление за грехи людей,  точно так же и с Новым Заветом. Вместо скинии возведенной Моисеем,пообразцу истинной устроенной, в Новом Завете есть более великая и прекрасная скиния, которую возвел Господь, а не человек – Божий храм на Небесах.  Так же как великим центром земной скинии был ковчег, содержащий закон, который человек нарушил, так и с небесным святилищем. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его».  Наш Господь Иисус Христос как великий Первосвященник приносит Свою собственную кровь перед ковчегом завета Господня в храме на Небесах. Давайте отметим следующие моменты в отношении этого объекта, перед которым Он несет служение:

1. Ковчег в небесном храме не пуст; он содержит Божий завет; и, следовательно, это - великий центр вышнего святилища, как и ковчег завета Господня был центром святилища на земле.

2. Смерть Искупителя за грехи людей и Его роль Первосвященника перед ковчегом на Небесах являются прямой ссылкой на тот факт, что внутри этого ковчега находится закон, который человечество нарушило.

3. Поскольку само искупление и священничество Христа ссылаются на закон внутри этого ковчега, перед которым Он совершает служение, из этого следует, что закон существовал и был нарушен прежде, чем Спаситель сошел, чтобы умереть за людей.

4. И, следовательно, закон, находящийся в небесном ковчеге, не является законом, возникшим в Новом Завете; поскольку он непременно существовал задолго до этого.

5. Таким образом, если Бог явил этот закон человечеству, это событие можно найти и в Ветхом Завете. Поскольку Новый Завет содержит множество ссылок на этот закон, который заставил Спасителя отдать свою жизнь за грешных людей, и даже цитирует его, он никогда не представляет новый вариант закона, но отсылает нас к Ветхому Завету за его оригиналом.

6. Посему ясно, что этот закон был явлен, и подтверждение этому можно найти в Ветхом Завете.

7. В нем мы читаем о (1) схождении Господа на гору Синай; (2) провозглашении Его закона в десяти заповедях; (3) десять заповедей, написанных перстом Божьим на двух каменных скрижалях; (4) эти скрижали помещены под крышку ковчега в земном святилище.

8. То, что этот удивительный ветхозаветный Закон помещённый в ковчег земного святилища, был идентичен закону в ковчеге на Небесах, видим из следующего: (1) Крышка ковчега (престол благодати), которая была помещена над десятью заповедями, была местом, из которого исходило прощение –основной момент в работе искупления;  (2) Закон под крышкой благодати был тем самым, который сделал работу искупления необходимой; (3) Тогда ещё не было (факта) искупления, которое могло очистить грехи; это была только тень или образ искупления; (4) Но был реальный грех и, следовательно, реальный закон, который человек нарушил; (5) поэтому должно быть искупление, которое может очистить грехи и это реальное искупление должно относиться к тому закону, который был нарушен, и в отношении которого искупление было предречено.  (6) Таким образом, десять заповедей сформулированы в Ветхом Завете как закон, который требовал акта искупления; в то же время в поле зрения было понимание, что совершаемые жертвоприношения не могли помочь очистить грехи.  (7) Но смерть Иисуса, как прообраза тех жертв, была задумана, чтобы исполнить именно то, что они предрекали, и на что не могли воздействовать, то есть, совершить искупление за нарушение этого закона, того закона который был помещен под крышку ковчега.

Таким образом, мы приходим к заключению, что закон Божий, который в ковчеге на Небесах, идентичен закону, что содержался в ковчеге на земле; и оба они идентичны тому, который Новый Завет помещает в сердце каждого верующего.  Ветхий Завет дает нам закон Божий и провозглашает его совершенным; он также предоставляет символическое искупление, но говорит о том, что этого недостаточно, чтобы очистить грехи.  Следовательно, нужда существовала не в новом варианте закона Божьего; поскольку тот, что уже был дан, был совершенным; но в реальном искуплении, чтобы снять вину с грешника. Поэтому Новый Завет точно отвечает на эту нужду, обеспечивая реальное искупление через смерть и ходатайство Искупителя, но при этом не дает нового варианта закона Божьего,  хотя и цитирует тот совершенный закон, данный задолго до этого. Но, несмотря на то, что Новый Завет не дает нового варианта закона Божьего, он ясно показывает, что у христианских заповедей есть великий подлинник этого закона во святилище на Небесах.

9. Мы увидели, что Новый Завет помещает закон Божий в сердце каждого верующего и что оригинал этого закона содержится в храме на Небесах; то, что все человечество в ответе перед Божьим законом и что так было всегда, ясно показано в послании Павла к римлянам. В первой главе он прослеживает происхождение идолопоклонства от своевольного отступничества язычников, которое произошло вскоре после потопа. Во второй главе он показывает, что, хотя Бог и позволил им придерживаться их собственных путей, и, как следствие, оставил их без Своего начертанного закона, они все же не были оставлены в абсолютной тьме, поскольку по природе своей они творили дела того закона, который был записан в их сердцах; и насколько тусклым ни был этот свет, их спасение зависело от того будут ли они жить в соответствии с ним, или их постигнет погибель, если они воспротивятся ему. В третьей главе он показывает, какое преимущество получил дом Авраама, будучи выбранным в качестве Божьего наследия, в то время как все другие народы были оставлены на своих путях. Божье слово, записанный закон, был дан им в дополнение к тому закону, который был записан в их сердцах, который они имели по своей природе так же, как и язычники. Затем он показывает, что они были не лучше, чем язычники, потому что и те, и другие представители были нарушителями закона. Он доказывает это выдержками из Ветхого Завета. Потом он показывает, что закон Божий распространяется на все человечество:

«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом».

Далее он показывает, что закон не может спасти виновных, но должен осудить их, и это справедливо. Затем он открывает значимый факт, что искупление через смерть Иисуса – единственный метод, посредством которого Господь может оправдать тех, кто ищет прощения, и в то же самое время оставаться справедливым. И, наконец, он восклицает:

«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».

Из этого следует, что закон Божий остается в силе; что осуждающий приговор, который он выносит виновным, столь же всеобъемлющий, как и прощение через евангелие; что его работа не прекращается в людских сердцах по природе; из этого мы можем прийти к заключению, что человек в своей непорочности обладал им в совершенстве, это далее доказано фактом, что Новый Завет после освобождения людей от осуждения законом Божьим, помещает этот закон прямо в их сердца. Из всего этого следует, что закон Божий – это великий стандарт, посредством которого раскрывается грех,  и, следовательно, норма жизни, которой все человечество, как евреи, так и язычники, должны придерживаться.

То, что церковь современности действительно является продолжением древней еврейской церкви, показывает пример хорошей маслины. Та древняя церковь была Божьей маслиной, и эта маслина никогда не увядала.  Некоторые из ее ветвей были отсечены из-за неверия; но провозглашение евангелия язычникам – не причина для возникновения новой маслины; это действие лишь прививает ветви из язычников к хорошей маслине по их вере, предоставляя им место среди основных ветвей, чтобы с ними они могли разделить ее корень и питание. Эта маслина берет начало с момента призвания Авраама после отступничества язычников; ее ствол представляет патриархов, начиная с отца верующих;  ее ветви – еврейский народ. Прививание дикой маслины на места тех ветвей, которые были отсечены, представляет приобщение язычников к равным привилегиям с евреями по истечении семидесяти недель. Церковь Ветхого Завета, изначальная маслина, была царством священников и святым народом; церковь Нового Завета, оливковое дерево после прививания язычников, описана таким же образом.

Когда Бог оставил язычников в отступничестве перед призванием Авраама, он смешал языки, чтобы они не могли понимать друг друга, и, таким образом, рассеял их по всему лицу земли. В противовес же этому – дар языков в день Пятидесятницы перед призванием язычников и прививанием их к хорошей маслине.

Мы отследили историю субботы до призвания язычников и событий, которые предшествовали провозглашению евангелия. Мы обнаруживаем, что закон Божий, частью которого является суббота, был тем, что сделало смерть нашего Господа в качестве искупительной жертвы необходимой; и что оригинал его находится в небесном ковчеге, перед которым наш Господь совершает служение как первосвященник; в то время как копия этого закона вписана посредством Нового Завета в сердце каждого верующего. Поэтому ясно, что закон Божий более тесно связан с народом Божьим после смерти Искупителя, чем перед этим событием.

Тот факт, что апостольская церковь действительно свято относилась к субботе, также как и ко всем другим предписаниям морального закона, находится вне всякого сомнения. Этому есть доказательства, не только лишь потому, что наиболее заклятые враги первых христиан не обвиняли их в ее нарушении; а также не только фактом, что они считали грех нарушением закона, а закон великим стандартом, через который раскрывается грех и посредством которого этот грех становится более греховен.  Эти пункты безусловно являются неопровержимыми доказательствами того, что апостольская церковь действительно соблюдала четвертую заповедь. Свидетельство Иакова относительно десяти заповедей, о том, что тот, кто нарушает одну из них, становится виновным в нарушении всех, является еще одним убедительным аргументом в подтверждение того, что христианская церковь первых веков действительно свято относилась ко всему закону Божьему.  Но помимо этих фактов у нас есть особое заверение, что апостольская церковь не забыла о субботе Господней. Молитва, которой наш Господь научил Своих учеников, о том, чтобы их побег из Иудеи не случился в субботу, была, как мы увидели, задумана, чтобы запечатлеть ее святость глубоко в их разуме, и не могло быть иначе, как только привести к такому результату.  В истории христианской церкви первых веков у нас есть несколько важных упоминаний о субботе. Первое из них таково:

«Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели».

По приглашению начальника синагоги Павел произнес длинную речь, доказывая, что Иисус был Христом. В ходе своих замечаний он использовал следующие слова:

«Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу».

Когда речь Павла была завершена, мы читаем:

«При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.  Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие».

Данные тексты показывают, 1. Что под термином субботы в книге Деяний подразумевается тот день, в который еврейский народ собирался в синагоге, чтобы выслушать слова пророков. 2. Что, из того, что это речь была произнесена спустя четырнадцать лет после воскресения Христа и записана Лукой спустя приблизительно тридцать лет после этого события, следует, что предполагаемое изменение субботы при воскресении Христа даже после многих лет не упоминается ни Лукой, ни Павлом. 3. Что была замечательная возможность упомянуть об изменении субботы, если бы то, что она была изменена в связи с событием воскресения Христа, было правдой. Поскольку, когда Павла попросили проповедовать о том же в следующую субботу, он, возможно, ответил бы, что именно следующий день предназначент для богопочитания. И если бы действительно другой день стал субботой Господней, Лука, описывая данное событие, не смог бы избежать упоминания об этом новом дне. 4. Что в этом случае нельзя сказать, что на этой второй встрече, почти полностью посвященной язычникам, Павел проповедовал в субботу из уважения к евреям. На самом деле, само повествование особым образом указывает на отношение Павла к субботе, как надлежащему дню для богослужений. 5. Так же нельзя отрицать, что то, что язычники в этом городе прекрасно понимали истину о субботе и у них была определенная степень уважения к ней – факт, который будет подтвержден другими текстами.

Спустя несколько лет после этих событий апостолы собрались в Иерусалиме, чтобы рассмотреть вопрос об обрезании.  «Некоторые, пришедшие из Иудеи», находя необрезанных язычников, «учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись». Если бы они нашли язычников, которые пренебрегают субботой, это бесспорно вызвало бы упрек с их стороны. Действительно стоит отметить, что в это время в церкви не существовало никаких споров относительно соблюдения субботы; поскольку перед этим апостольским собранием не возникало подобных вопросов. Однако, если бы предложения об изменении субботы или то, что Павел учил язычников пренебрегать ею, было правдой, то те, кто поднял вопрос обрезания, без сомнений коснулись бы вопроса о субботе с еще большей серьезностью. То, что закон Моисея, соблюдение которого рассматривалось на этом собрании, не является десятью заповедями, очевидно из нескольких фактов. 1. Петр называет обсуждаемый кодекс игом, который ни их отцы, ни они сами не могли понести. Но Иаков отчётливо называет его царственным законом, законом свободы, который, по его собственному мнению, воплощает десять заповедей. 2. Потому что это собрание отклонило власть закона Моисея; и все же Иаков несколькими годами позднее торжественно предписал повиновение заповедям, утверждая, что тот, кто нарушил одну, становится виновным в нарушении всех.  3. Основным признаком закона Моисея, как здесь представлено, было обрезание.  Но обрезание не было частью десяти заповедей; и если бы то, что закон Моисея включает в себя эти заповеди, было верным, то обрезание в этом случае не было бы основным пунктом этого закона. 4. Наконец, предписания, которые все же были объявлены обязательными, не являются ни одной из десяти заповедей. Среди них, во-первых, запрет на употребление идоложертвенного мяса; во-вторых, на употребление крови; в-третьих, на употребление удавленины; и, в-четвертых, запрет на блуд.  Каждое из этих предписаний можно обнаружить в книгах Моисея,  а первое и последнее предписаны второй и седьмой заповедями соответственно; но каждое из них покрывает лишь часть того, что запрещено в той и другой заповеди. Поэтому очевидно, что авторитет десяти заповедей не рассматривался на этом собрании и решение, принятое в ходе этого собрания, не имело никакого отношения к данным повелениям. Иначе апостолы освободили бы язычников от всех обязательств перед восьмью из десяти заповедей и от большей части запретов, содержащихся в остальных двух.

Совершенно ясно, что те, кто считают, что язычники освобождены от обязательств соблюдать субботу, глубоко ошибаются. В данном случае этот вопрос не поднимался перед апостолами; мы видим сильное доказательство в том, что обсуждение между апостолами в Иерусалиме касалось темы обрезания, а не заключалось в том, что язычников учили пренебрегать субботой. Суббота же упоминается на этом самом собрании как уже существующее постановление, причем соблюдение ее распространяется и на христиан из язычников. Так, когда Иаков внес предложение по данному вопросу, он произнес следующие слова:

«Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу».

Последний факт представлен Иаковом как рекомендуемая линия поведения для братьев из язычников. «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу». Из этого следует, что древняя традиция проведения богослужений по субботам была не только сохранена еврейским народом и принесена ими в каждый языческий город, но и то, что христиане из язычников так же посещали эти собрания. В противном случае, основание, представленное Иаковом, потеряло бы смысл, как не имеющее отношения к этому вопросу. Тот факт, что они действительно посещали эти богослужения, определенно подтверждает, что суббота была днем богослужения в языческих церквях.

То, что древняя суббота Господня не была ни упразднена, ни изменена до данного собрания апостолов, явно подтверждается природой урегулированного здесь конфликта. И по завершению собрания Библейская суббота все так же была представлена возвышенной святыней четвертой заповеди. После этого в ночном видении Павел был призван посетить Македонию. Повинуясь этому призванию, он прибыл в Филиппы, главный город в той части Македонии. Лука описывает это прибытие так:

«В этом городе мы пробыли несколько дней. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел».

Это не похоже на собрание иудеев, но язычников, которые, подобно Корнилию, были поклонниками истинного Бога. Так мы видим, что церковь в Филиппах берет начало от собрания набожных язычников, соблюдающих субботу. И, вероятно, Лидия и ее домашние, которые, очевидно, соблюдали субботу, были теми, кто принес евангелие в свой город Фиатиру.

«Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению,  вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало».

Таково было происхождение церкви в Фессалонике. То, что это изначально было собрание людей, соблюдающих субботу, находится вне всяких сомнений. Поскольку помимо немногих евреев, которые приняли евангелие благодаря служению Павла, там было большое множество набожных греков, то есть, это были язычники, которые объединились с евреями в поклонении Господу в субботу. В следующих словах Павла, адресованных им как церкви Христа, мы имеем явное доказательство того факта, что они продолжали соблюдать субботу после принятия евангелия:

«Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе».

Церкви в Иудее, как мы видели, соблюдали субботу Господню. Первые новообращённые фессалоникийцы, прежде чем они приняли евангелие, соблюдали субботу, и когда они стали христианской церковью, то смотрели на церкви в Иудее, как на истинный образец. И эта церковь стала примером для церквей Македонии и Ахайи. В том числе были представлены и церкви в Филиппах и в Коринфе. Павел писал:

«И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла [слава] о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать».

После этих событий Павел прибыл в Коринф. Здесь он первыми нашел Акилу и Прискиллу.

«И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов».

В этом месте Павел так же нашел язычников и евреев, которые поклонялись Богу в субботу. Получается, что первые члены церкви в Коринфе хранили субботу уже в то время, когда они приняли евангелие; и, как мы увидели, они последовали примеру такого соблюдения в церкви в Фессалониках, которая в свою очередь поступала по образцу церквей в Иудее.

Первые церкви были основаны в Иудейской земле. Все члены этих церквей были с детства знакомы с законом Божьим и хорошо понимали предписание «Помни день субботний, чтобы святить его». Помимо этого предписания, у всех этих церквей было особое напоминание о субботе. Они знали от самого Господа, что приближалось время, когда они все должны были бежать из той земли. И в связи с этим фактом, они должны были молиться, чтобы момент их внезапного бегства не случился в субботу. Эта молитва, как мы уже увидели, была задумана для того, чтобы сохранить святость субботы. То, что членами церкви в Иудее были люди, соблюдающие субботу, не вызывает сомнений.

Почти все церкви вне Иудейской земли, основание которых упоминается в книге Деяний, начинаются с еврейских новообращённых. Они соблюдали субботу, когда приняли евангелие. К ним были привиты и новообращённые язычники. И стоит отметить, чтоб в большинстве случаев, этих язычников назвали «Еллинами, чтущими Бога», «почитателями Бога, обращенными из язычников», людьми, «чтущими Бога», боящимися Бога и «всегда молившимися Богу».  Эти язычники во время своего обращения к евангелию поклонялись Богу в субботу вместе с еврейским народом. Когда Иаков предложил нечто вроде письма, которое должно было быть адресовано новообращённым язычникам, он обозначил причину принять его: «Ибо закон Моисеев», сказал он, «от древних родов ПО ВСЕМ ГОРОДАМ имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу». Таким образом, тут явно демонстрируется характер субботствующих апостольских церквей.

В письме, адресованном коринфянам, спустя приблизительно пять лет после того, как они приняли евангелие, Павел (как думают) вносит пятый столп в храм первого дня. Так, он писал им:

«При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду».

Из этого текста в пользу субботы первого дня приводятся аргументы, 1. Что это был публичный сбор. 2. Получается, что первый день недели был днем общественного поклонения в церквях Коринфа и Галатии. 3. И, как следствие, суббота была заменена этим днем. Выходит, что основанием для изменения субботы были общественные собрания для богослужений в первый день в Коринфе и Галатии; а существование этих собраний в этот день вытекает из слов Павла, «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает».

Что же, в таком случае, предписывается этими словами? Может быть лишь один ответ на этот вопрос: Они точно не предписывают публичный сбор. Каждый должен сам откладывать в каждый первый день недели, по мере того, как Бог обогатил его, так, чтобы к тому времени, как Павел прибудет, их дар мог быть готов. Дж. В. Мортон, поздний пресвитерианский миссионер на Гаити, приводит следующее свидетельство:

«Весь вопрос вращается вокруг значения выражения «у себя»; и я чрезвычайно удивлен, как можно предполагать, что это означает «в ящик для пожертвований общины». Гринфилд в своем словаре переводит греческий термин, как «самостоятельно, т.е., дома». Две версии на латыни, Вульгата и перевод Кастеллио, переводят «apud se» как: сам; дома. Три французских перевода - Мартина, Остервальда и Де Саси, «chez soi» - в своем доме; дома. Немецкий перевод Лютера, «bei sich selbst» - один; дома. Голландский, «hemselven», то же самое, что и в немецком. Итальянский перевод Диодати, «appresso di se» - в своем присутствии; дома. Испанский перевод Фелипе Сцио, «en su casa» - в своем доме. Португальский перевод Феррейра, «para isso» - сам. С шведского, «noer sigself» - около себя».

Доктор Блумфилд комментирует оригинал таким образом: «par eanto, "сам". Французское chez lui, "дома"».

Библия Дуэ-Реймса гласит: «Пусть каждый из вас откладывает сам». Сойер переводит так: «Пусть каждый из вас откладывает в сторону самостоятельно». Латинская версия Теодора Беза передает это так:

«Apud se», то есть, дома. Сирийский язык гласит: «Пусть каждый из вас откладывает в сторону и хранит дома».

Верно то, что выдающийся автор и сторонник первого дня, доктор богословия Джастин Эдвардс, в настойчивом стремлении доказать изменение субботы, выдвигает данный текст, чтобы показать, что воскресенье было днем богослужений в ранней церкви. Он говорит следующее:

«Это откладывание у себя НЕ означает откладывание ДОМА; поскольку это не предотвратило бы сборов в то время, когда он бы пришел».

Так высказывается этот богослов, человек, которому выпала трудная задача подтвердить изменение субботы авторитетностью Священного Писания. Но в его Примечаниях к Новому Завету, в которых он чувствует свободу, что может сказать правду, он напрямую противоречит своим собственным словам, процитированным выше. Вот как он комментирует данный текст:

«Откладывает у себя; В ДОМЕ. Собрания не проводились; а дары были готовы к тому времени, когда придет апостол».

Таким образом, даже доктор Эдвардс признает, что упоминания об общественных собраниях нет. Напротив, выходит, что каждый человек, повинуясь этому предписанию, в начале каждой новой недели должен быть ДОМА, откладывая что-то для служения Господу в зависимости от того, насколько ему позволяет его состояние. Изменение субботы, как было доказано данным текстом, полностью основывается на идее, которой, по признанию доктора Эдвардса, в нем найдено не было. Мы видим, что церковь в Коринфе соблюдала субботу. Очевидно, что данный текст никогда бы не навел их на мысль об изменении субботы.

Это единственный отрывок в Священном Писании, в котором Павел вообще упоминает первый день недели. Он был написан спустя почти тридцать лет после предполагаемого изменения субботы. Однако Павел не говорит о святости, просто определяя его как первый день недели; название, которое говорит о том, что это один из «шести рабочих дней».  Также стоит отметить, что это было единственное предписанием в Библии, в котором вообще упоминается первый день; и это предписание ничего не говорит относительно святости упомянутого дня; даже обязательство, предписанное для этого дня, более соответствует секулярному, чем священному дню.

Вскоре, после написания первого послания к Коринфянам, Павел посетил Троаду. В описании этого визита находится последний случай в Новом Завете, где упоминается первый день недели:

«А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду,  где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком».

Предполагается, что этот отрывок священного писания является шестым столпом в храме первого дня. Аргумент можно кратко объяснить следующим образом: это свидетельство показывает, что первый день недели был выделен апостольской церковью для встреч с целью преломления хлеба в честь воскресения Христа в этот день; из чего будет разумно прийти к заключению, что этот день стал христианской субботой.

Если предположить, что это суждение является бесспорной истиной, изменение субботы не последовало бы как необходимый результат; даже тогда это бы являлось лишь правдоподобным предположением. Следующие факты помогут нам в оценке правдивости данного аргумента в пользу изменения субботы.

1. Это – единственный случай религиозной встречи в первый день недели, упомянутый в Новом Завете.

2. На выражении «когда ученики собрались» нельзя делать акцент в качестве доказательства того, что встречи с целью преломления хлеба проводились каждый первый день недели; поскольку в оригинальном тексте нет слова «когда». Вся фраза переведена из трех слов, совершенного пассивного причастия «сунегменон» - «собравшись» или «будучи собраны», и «тон матетон» - «ученики»; в этом случае автор просто констатирует факт собрания учеников.

3. Постановление преломления хлеба не было назначено в ознаменование воскресения Христа, но было дано в память о Его смерти на кресте.  Поэтому акт преломления хлеба в первый день недели не является ознаменованием воскресения Христа.

4. Поскольку преломление хлеба, знаменуя распятие нашего Господа, было учреждено вечером, с которого начался день распятия, в присутствии самого Иисуса и всех апостолов,  очевидно, что день распятия более важен для соблюдения этого постановления, чем день воскресения.

5. Но, так как наш Господь не определил дня для этого постановления и поскольку записано, что апостольская церковь в Иерусалиме ежедневно праздновала его,  требовать изменить субботу на основании единственного упоминания такого празднования в первый день недели очевидно является лишь предположением.

6. Данное упоминание преломления хлеба в первый день недели было очевидно связано с приблизившимся окончательным отъездом Павла.

7. Поскольку примечательный факт состоит в том, что это единственное упоминание религиозной встречи в первый день, которое упоминается в Новом Завете, происходило ночью. Это доказывается тем, что на том собрании горело много светильников, и что Павел проповедовал до полуночи.

8. И из этого факта следует важный вывод, что данная встреча в первый день недели происходила в субботнюю ночь.  Поскольку счет дней недели велся от вечера до вечера, а вечер начинался с заходом солнца,  мы видим, что первый день недели начинается в субботу ночью на закате и заканчивается на закате в воскресенье. По этой причине ночное собрание в первый день недели могло проходить только ночью в субботу.

9. Поэтому Павел проповедовал до полуночи в субботу – поскольку ученики устроили ночное собрание в конце субботы по той причине, что он должен был уехать утром – и затем, будучи прерван падением юноши из окна, он спустился и исцелил его, а потом поднялся и преломил хлеб. А на рассвете в воскресенье утром он отправился в путь.

10. Таким образом, мы имеем неопровержимое доказательство, что Павел и его спутники возобновили свое путешествие в Иерусалим утром в первый день недели; они сели на судно до Асса, а он пожелал пойти пешком. Данный факт - попутное доказательство почтенного отношения Павла к субботе, в котором он, прежде чем продолжить свой путь, ожидал, пока суббота не завершится; и это - прямое доказательство, что он ничего не знал о том, что в современное время называется христианской субботой.

11. Данное повествование было записано Лукой, спустя по крайней мере тридцать лет после предполагаемого изменения субботы. Стоит отметить, что Лука не говорит о святости, просто определяет упомянутый день как первый день недели. Это полностью совпадает с фактом, что в своем евангелии, описывая то самое событие, которое, как говорят, изменило субботу, он не просто опускает любой намек на это обстоятельство, но и указывает на секулярное название первого дня недели и в то же самое время определяет предыдущий день как субботу согласно заповеди.

В том же самом году, когда Павел посетил Троаду, он написал церкви в Риме следующее:

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».

Данные слова часто цитируются с целью показать, что соблюдение четвертой заповеди – теперь незначительное дело; каждый человек свободен действовать по своему усмотрению в этом вопросе. Столь важную доктрину стоит полностью проверить, прежде чем принять. Поскольку Богу было угодно установить субботу до грехопадения человека и дать ей место в Его законе десяти заповедей, таким образом делая ее частью того закона, к которому имеет отношение великое искупление; и так как Господь Иисус Христос во время Своего служения провел много времени объясняя ее милосердный замысел и заботился о том, чтобы принять меры против ее осквернения при бегстве народа из Иудейской земли, которое должно еще произойти через десять лет после того как эти слова были написаны Павлом; и так как сама четвертая заповедь явно признавалась после распятия Христа; если при всех этих обстоятельствах мы могли бы предположить, что то, что Всевышний упразднил субботу, согласуется с истиной, мы, несомненно, должны были бы ожидать, что это будет заявлено недвусмысленным образом. Однако, ни суббота, ни четвертая заповедь здесь не названы по имени. Следующие причины подтвердят, что в этих словах Павла нет и намека на них:

1. Такой взгляд на ситуацию сделал бы соблюдение одной из десяти заповедей незначительным делом; в то время как Иаков указывает, что нарушить одну из них – означает нарушить все.

2. Это напрямую противоречит тому, что Павел писал ранее в данном послании; поскольку, описывая закон десяти заповедей, он называет его святым, духовным, праведным и добрым; и заявляет, что грех - нарушение закона – посредством заповеди становится «КРАЙНЕ ГРЕШЕН».

3. Потому что Павел в том же самом послании подтверждает вечность этого закона, который стал причиной того, что наш Господь отдал Свою жизнь за грешных людей;  и этим законом были именно десять заповедей.

4. Потому что Павел в данном случае не только не называл по имени субботу и четвертую заповедь, но и вообще не вел речь о моральном законе.

5. Потому что рассматриваемая тема, в контексте которой он делает такое заявление об этих днях, заключалась в употреблении различных видов пищи или воздержании от определенных вещей.

6. Потому что четвертая заповедь не была связана с предписаниями такого рода, но исключительно с моральным законом.

7. Потому что в церемониальном законе, связанном с предписаниями относительно мяса, было большое количество праздников, полностью отличающихся от субботы Господней.

8. Потому что в общине церкви Рима, которая, вероятно, берет начало от тех евреев, которые прибыли из Рима в день Пятидесятницы, было много еврейских представителей, такой вывод можно сделать из самого послания;  и поэтому церковь была глубоко заинтересована в решении данного вопроса относительно церемониального закона; потому что еврейские представители стремились добросовестно блюсти свои отличия, а представители язычников не имели склонности к такой щепетильности: отсюда замечательный совет Павла, прекрасно отвечающий на нужды обоих групп.

9. Так же и выражение «ежедневно» не может рассматриваться как решающее доказательство, что суббота Господня включена в этот термин. В те самые времена, когда суббота формально была связана с евреями, использовались только такие выражения, хотя под ними подразумевались лишь шесть рабочих дней. Таким образом, говорилось: «пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день»; и повествование сообщает, «И собирали его рано поутру». Однако, когда некоторые из них вышли, чтобы собирать в субботу, Бог говорит, «долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?»  Учение о субботе, будучи важной истиной, явно провозглашено и многократно повторяется, поэтому Павел в выражении «ежедневно» говорит о шести рабочих днях, среди которых существовало точно такое же различие, как и в видах мяса; и что он определенно исключает тот день, который от начала Бог сохранил для Себя. Так же, когда Павел цитирует и применяет к Иисусу слова Давида, «Ему все покорено», он добавляет: «то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё».

10. И наконец, в словах Иоанна, «Я был в Духе в день Господень»,  написанных спустя многие годы после данного послания Павла, мы находим бесспорное доказательство того, в евангелии Всевышний все еще претендует на один конкретный день как на Свой собственный.

Спустя приблизительно десять лет после того, как было написано данное послание, произошло памятное бегство всего народа Божьего, который был в Иудее. Оно не произошло зимой; поскольку это было сразу после праздника кущей, примерно в октябре. И оно не было в субботу, так как Иосиф Флавий, который сообщает о внезапном отступлении войск римской армии после того как они, окружив город, дали тот самый сигнал для бегства, которое наш Господь обещал Своему народу, повествует нам о том, что евреи выбежали из города преследуя отступающих римлян, это было как раз в то время, когда предписание Господом немедленного бегства стало безотлагательным для апостолов. Историк не подразумевает, что евреи преследовали римлян в субботу, хотя четко отмечает тот факт, что за несколько дней до этого события они в гневе, абсолютно забыв о субботе, выбежали, чтобы бороться с римлянами в этот день. Данные предопределенные обстоятельства бегства учеников, предоставленные на основании их прошения о таком вмешательстве руки Божьей, показывают, что ученики не забыли о молитве, которой Спаситель научил их молиться относительно данного события; и что, как следствие, они не забыли о субботе Господней. Таким образом, Господь Иисус Христос в нежной заботе о Своем народе и внимательном отношении к субботе показал, что Он Господь Своего народа и Господин субботы.

Спустя двадцать шесть лет после разрушения Иерусалима книга Откровение была вверена любимому ученику. В ней содержатся очень интересные данные в отношении места и времени:

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на ОСТРОВЕ, называемом ПАТМОС, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе В ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу».

Эта книга была записана на острове Патмос в день Господень. Место, день и личность - реальные, а не символические или мистические. Таким образом, Иоанн почти к концу первого столетия и спустя долгое время после написания тех текстов, которые теперь приводятся в качестве доказательства, что не существует никакого различия в днях, показывает, что день Господень имеет столь же реальное существование, какое имеет остров Патмос или какое имел сам любимый ученик.

Какой день, в таком случае, подразумевается в этом тексте?

Существует несколько вариантов ответов на этот вопрос. 1. Это – эпоха проповеди Евангелия. 2. Это – судный день. 3. Это – первый день недели. 4. Это – суббота Господня. Первый ответ не может быть истинным; поскольку это не только делает этот день мистическим термином, но является нелепостью, представляя Иоанна тем, кто спустя шестьдесят пять лет после смерти Христа пишет христианам, что видение, которое он только что имел, было получено им в период провозглашения евангелия; как если бы вообще было возможно, что они не были осведомлены о факте, что, если у него вообще и было видение, то оно должно было быть именно в этот период.

Второй ответ так же нельзя признать истиной. Потому что, хотя Иоанн и мог иметь видение ОТНОСИТЕЛЬНО судного дня, невозможно, чтобы он имел это видение В ЭТОТ день, который еще в будущем. Если предположить, что Иоанн датирует свое видение на острове Патмос эпохой проповеди Евангелия, то это не более чем абсурд, то сказать, что он имел видение на Патмосе в судный день, будет просто глубоким заблуждением.

Третий ответ, что день Господень является первым днем недели, теперь почти повсеместно принят за истину. Исследуемый текст преподносится с триумфальной помпезностью, как утверждающий святость «храма первого дня» и вне всякого сомнения доказывающий, что этот день на самом деле является христианской субботой. Но когда мы провели тщательную проверку этого храма, обнаружили, что основание, на котором он зиждется, и те столпы, которые его поддерживают, лишь плод воображения тех, кто поклоняется в нем. Нам предстоит еще увидеть, будет ли «купол», который, предположительно, предоставляется данным текстом, более реальным, чем столпы, на которых он стоит.

То, что у первого дня недели нет никакого права называться днем Господним, покажут следующие факты:

1. Поскольку данный текст не дает определение термину дня Господня, нам следует искать в других местах Библии свидетельства, которые показывают, что первый день имеет право называться так.

2. Матфей, Марк, Лука, Павел и другие священные авторы, которые упоминают этот день, не используют других обозначений для него, кроме как первый день недели – названия, которое он имел как один из шести рабочих дней. Однако трое из данных авторов упоминают его в то самое время, когда он, как говорят, стал днем Господним; и двое из них также упоминают об этом спустя приблизительно тридцать лет после этого события.

3. В то время как утверждают, что под водительством Духа Иоанн использовал термин дня Господня, хотя тогда он и не имел прямой связи с первым днем недели, он правда зафиксировал его как законное название первого дня недели, действительно примечательным является тот факт, что, возвратившись с острова Патмос, Иоанн написал свое евангелие;  и в этом евангелии он дважды упомянул первый день недели; и в каждом из этих случаев, где определенно подразумевается первый день, не используется другого наименования, кроме простого – первый день недели. Это – самое убедительное доказательство, что Иоанн не признавал первый день недели, как тот, значение которого ему приписывается сейчас или несущий любое другое выражение святости.

4. Что является еще более убедительным аргументом против первого дня недели, это тот факт, что ни Отец, ни Сын не говорили о первом дне в более возвышенной манере, чем о каждом из шести дней, данных человеку для труда.

5. И завершает цепь доказательств против притязания первого дня на этот титул тот факт, что свидетельство, приводимое сторонниками первого дня в качестве доказательства, о том, что он был принят Всевышним вместо того дня, который Он когда-то избрал для Себя, как показало тщательное исследование, не несет в себе такого значения или замысла. Опровергая истинность третьего ответа, первый день недели может быть законно отвергнут как тот, что не может претендовать на статус библейского установления.

Тому, что день Господень является субботой Господней, имеется ясное и определенное доказательство. Аргумент состоит в следующем: Когда Бог дал человеку шесть дней недели для труда, Он явно избрал для Себя седьмой, который благословил в память о Своем отдыхе в этот день и, с этого момента и далее, на протяжении всей Библейской истории, всегда провозглашал его как Свой святой день. Поскольку Он никогда не отказывался от этого священного дня и не выбирал другого, суббота Господня –все еще Его святой день. Эти факты можно увидеть в следующих отрывках Писания. В конце отдыха Творца было сказано:

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

После того, как сыны Израилевы достигли пустыни Син, Моисей сказал им в шестой день:

«Завтра покой, святая суббота Господня».

Даруя десять заповедей, Законодатель заявил Свое право на этот день следующим образом:

«День седьмой - суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Он дает человеку шесть дней, в которые Сам трудился; Он избирает в качестве Своей собственности тот день, в который Он покоился от всех трудов Своих. Спустя приблизительно восемьсот лет после этого Бог изрек через Исаию следующие слова:

«Если ты удержишь ногу твою ради СУББОТЫ от исполнения прихотей твоих во СВЯТЫЙ ДЕНЬ МОЙ… то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли».

Это доказательство является совершенно недвусмысленным; день Господень - древняя Библейская суббота. Господь Иисус Христос выдвигает следующее заявление:

«Сын Человеческий есть господин и субботы».

Таким образом, независимо от того, чей титул затрагивается, Отца или Сына, единственным днем, который можно назвать «днем Господним», это суббота великого Создателя.  И здесь, в конце истории Библейской субботы представлены два особо интересных факта:

1. Иоанн явно признает существование дня Господня в самом конце первого столетия.

2. Господину субботы было угодно одарить честью Свой собственный день, избрав его днем, в который Иоанн получил откровение, и которое лишь он один был достоин получить от Отца.